НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым) от 28.04.2022 № 2А-107/2022

Дело №2а-107/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 апреля 2022 года город Симферополь

Верховный Суд Республики Крым в составе:

судьи Верховного Суда Республики Крым - Кучеренко Н.В.,

при секретаре – Налисник Е.В.,

с участием прокурора - Алескерова Д.А.,

представителя административного ответчика – Максимовой В.В.,

представителя заинтересованного лица - Бортник Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Белозеровой Клавдии Дмитриевны, Белозерова Георгия Николаевича к Государственному Совету Республики Крым, заинтересованное лицо Министерство труда и социальной защиты населения Республики Крым о признании нормативного правового акта недействующим в части, возложении обязанности совершить определённые действия,

установил:

Белозерова К.Д., Белозеров Г.Н. обратились в Верховный Суд Республики Крым с административным иском к Государственному Совету Республики Крым, в котором просили признать недействующими статьи 4 и 7 Закона Республики Крым от 17 декабря 2014 года №35-ЗРК/2014 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан и лиц, проживающих на территории Республики Крым» в той мере, в которой они не содержат предусмотренных статьями Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» льгот и ранее имеющихся у административных истцов льгот по надбавке к пенсии в размере 30% (соответственно), с возложением на административного ответчика обязанности восстановить такие льготы.

В обоснование исковых требований указано, что административные истцы, являясь жителями Республики Крым, относятся к льготным категориям лиц: ветераны труда и «дети войны». Данный статус административные истцы приобрели до вхождения Республики Крым в состав Российской Федерации. В связи с чем, учитывая положения статей 11 и 12 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», административные истцы, как указывают, должны иметь льготы, предусмотренные Федеральным Законом от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах», а также 30% надбавки к пенсии ежемесячно, установленной Законом Украины от 18 ноября 2004 года №2195-IV «О социальной защите детей войны». 17 декабря 2014 года Государственным Советом Республики Крым был принят Закон Республики Крым №35-ЗРК/2014 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан и лиц, проживающих на территории Республики Крым». Однако, статья 4 данного Закона о мерах социальной поддержки ветеранов труда и статья 7 о мерах социальной поддержки граждан из числа лиц, которым на время окончания (2 сентября 1945 года) Второй мировой войны было менее 18 лет, приведенных административными истцами льгот не содержат, что противоречит положениям Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года №6-ФКЗ, Федерального Закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах», и нарушает права административных истцов. В связи с чем, административные истцы и вынуждены обратиться в суд с настоящим административным иском.

Определением Верховного Суда Республики Крым от 31 марта 2022 года к участию в административном деле в качестве заинтересованного лица привлечено Министерство труда и социальной защиты Республики Крым.

В судебном заседании представитель административного ответчика – Государственного Совета Республики Крым по доверенности - Максимова В.В. административный иск не признала, возражала против его удовлетворения ввиду необоснованности.

Представитель заинтересованного лица Министерства труда и социальной защиты Республики Крым по доверенности - Бортник Н.А. также считала административный иск не подлежащим удовлетворению ввиду необоснованности.

Выслушав объяснения явившихся участвующих в деле лиц, проверив оспариваемые положения на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора отдела прокуратуры Республики Крым Алескерова Д.А., считавшего, что административный иск удовлетворению не подлежит, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных исковых требований, исходя из следующего.

В силу части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Исходя из положений части 6 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, срок обращения в суд с настоящим административным иском не пропущен, поскольку оспариваемый акт является нормативным.

В соответствии с частью 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.

Частью 8 названной статьи предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Аналогичные требования указаны в пунктах 25, 28, 29, 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами».

Проверкой оспариваемого в части нормативного правового акта по вышеприведенному перечню обстоятельств установлено следующее.

В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение.

По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации (часть 1 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В силу частей 4-6 статьи 76 Конституции Российской Федерации, вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным в соответствии с частью четвертой настоящей статьи, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации.

По смыслу приведенных конституционных положений социальная функция государства возлагается Конституцией Российской Федерации как на Российскую Федерацию, так и на каждый из её субъектов. Следовательно, органы обоих уровней государственной власти призваны совместно обеспечивать эффективные механизмы социальной защищенности граждан.

Реализация субъектами Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, в том числе в области социальной защиты, предполагает осуществление ими нормативно-правового регулирования по вопросам, отнесенным федеральным законодателем к их ведению, включая принятие соответствующих законов и иных нормативных правовых актов. Такие законы и подзаконные акты согласно части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, а в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 26.1 Федерального закона от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации, определяются конституцией (уставом), законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, а также законами субъектов Российской Федерации.

В силу положений подпункта 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона №184-ФЗ, к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи, организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.

Согласно пунктам 3.1, 5 статьи 26.3 Федерального закона №184-ФЗ, по вопросам, указанным в пункте 2 настоящей статьи, органы государственной власти субъекта Российской Федерации имеют право принимать законы и иные нормативные правовые акты вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право, а также принимают государственные программы субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями бюджетного законодательства Российской Федерации.

До принятия федеральных законов по предметам совместного ведения, а также по вопросам совместного ведения, не урегулированным федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, могут устанавливаться не указанные в пункте 2 настоящей статьи полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемые данными органами самостоятельно за счет и в пределах средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

Частями 3, 4 статьи 26.3-1 указанного Федерального закона предусмотрено, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

Финансирование полномочий, предусмотренное настоящей статьей, не является обязанностью субъекта Российской Федерации, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из федерального бюджета.

Таким образом, предоставление дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, исходя из критерия нуждаемости, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 69 Конституции Республики Крым, принятой Государственным Советом Республики Крым 11 апреля 2014 года, Государственный Совет Республики Крым - Парламент Республики Крым является постоянно действующим высшим и единственным законодательным (представительным) органом государственной власти Республики Крым.

К ведению Государственного Совета Республики Крым в том числе, относятся: принятие Конституции Республики Крым, законов Республики Крым, внесение в них изменений; толкование Конституции Республики Крым, законов Республики Крым; принятие постановлений Государственного Совета Республики Крым и внесение в них изменений (подпункты 1-3 части 1 статьи 75 Конституции Республики Крым).

Согласно статье 3 Закона Республики Крым от 15.05.2014 №2-ЗРК «О Государственном Совете Республики Крым - Парламенте Республики Крым», одной из основных функций Государственного Совета Республики Крым является законодательная, которая состоит в деятельности Государственного Совета по подготовке и принятию законов Республики Крым, толкованию законов Республики Крым, направлению отзывов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации на проекты федеральных законов по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, реализации права законодательной инициативы при принятии проектов федеральных законов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.

К полномочиям Государственного Совета относится принятие законов по вопросам, относящимся в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Конституцией и законами Республики Крым к ведению и полномочиям Республики Крым, внесение в них изменений (пункт 2 часть 2 статьи 8 Закона Республики Крым от 15.05.2014 №2-ЗРК).

23 октября 2014 года Глава Республики Крым, реализуя свое право законодательной инициативы, внес на рассмотрение Государственного Совета Республики Крым проект закона Республики Крым «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан и лиц, проживающих на территории Республики Крым». Законопроект прошел предусмотренную процедуру предварительного рассмотрения и согласования, в том числе получены положительные заключения на законопроект Прокуратуры Республики Крым, Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Крым и Севастополю.

Постановлением от 12 ноября 2014 года №179-1/14 Государственный Совет Республики Крым принял в первом чтении проект закона Республики Крым «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Республики Крым».

Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 10 декабря 2014 года №296-1/14 Закон Республики Крым «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Республики Крым» направлен для подписания Главе Республике Крым.

Закон Республики Крым от 17 сентября 2014 года №35-ЗРК «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан и лиц, проживающих на территории Республики Крым» подписан главой Республики Крым, обнародован на сайте Совета министров Республики Крым и опубликован в Газете «Крымские известия» (№251 от 23 декабря 2014 года).

Указанным Законом установлены правовые гарантии социальной защиты отдельных категорий граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, постоянно проживающих в Республике Крым, в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь и активную деятельность.

Статьёй 2 данного Закона установлены категории граждан, которым предоставляются меры социальной поддержки, в том числе:

- ветераны труда из числа лиц, указанных в части 1 статьи 7 Федерального закона №5-ФЗ (пункт 2 части 1 статьи 2);

- граждане из числа ветеранов труда, имевших по состоянию на 31 декабря 2014 года право в соответствии с законодательством в сфере государственной поддержки ветеранов труда, действовавшим на территории Автономной Республики Крым и г. Севастополя до 21 февраля 2014 года (пункт 19 части 1 статьи 2);

- граждане из числа лиц, которым на время окончания Второй мировой войны (2 сентября 1945 года) было менее 18 лет (пункт 7 части 1 статьи 2).

Как установлено судом, административные истцы в городе Симферополе Республики Крым состоят на учёте по льготным категориям:

- «Граждане из числа ветеранов труда, имевших по состоянию на 31 декабря 2014 года право в соответствии с законодательством в сфере государственной поддержки ветеранов труда, действовавшим на территории Автономной Республики Крым и г. Севастополя до 21.02.2014»;

- «Граждане из числа лиц, которым на время окончания Второй мировой войны (2 сентября 1945 года) было менее 18 лет» (т.3 л.д. 122-128).

Статьёй 4 оспариваемого Закона установлены меры социальной поддержки ветеранов труда и ветеранов военной службы.

Так, гражданам, указанным в пунктах 2 и 3 части 1 статьи 2 настоящего Закона, получающим пенсии в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», а получающим пенсии либо пожизненное содержание по другим основаниям - при достижении возраста, дающего право на назначение пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», предоставляются следующие меры социальной поддержки:

1) ежемесячная денежная выплата в размере 500 рублей;

2) преимущественное право на установку квартирных телефонов;

3) преимущественное право на вступление в жилищно-строительные кооперативы (кооперативы по строительству и эксплуатации коллективных гаражей, в садоводческие товарищества);

4) льготный проезд в автобусах, троллейбусах, трамваях, следующих по маршрутам регулярных перевозок в городском сообщении в пределах Республики Крым;

5) льготный проезд в автобусах, троллейбусах по маршрутам регулярных перевозок в пригородном сообщении; железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в пределах Республики Крым.

Лицам, не относящимся к категориям граждан, указанных пунктах 2 и 3 части 1 статьи 2 настоящего Закона, и получающим пенсии в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», а получающим пенсии или пожизненное содержание по другим основаниям - при достижении возраста, дающего право на назначение пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 4 и 5 части 1 настоящей статьи.

Меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 1 - 5 части 1 настоящей статьи, также предоставляются гражданам, указанным в пунктах 2 и 3 статьи 2 настоящего Закона, при достижении ими возраста 55 лет - женщины и 60 лет - мужчины.

Как установлено судом, административные истцы Белозерова К.Д. и Белозеров Г.Н. ДД.ММ.ГГГГ года рождения соответственно.

Статьёй 7 оспариваемого Закона установлены меры социальной поддержки граждан из числа лиц, которым на время окончания (2 сентября 1945 года) Второй мировой войны было менее 18 лет.

Так, гражданам, указанным в пункте 7 части 1 статьи 2 настоящего Закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки:

1) компенсация расходов на оплату коммунальных услуг в размере 25 процентов:

а) платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

б) оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, - при проживании в домах, не имеющих центрального отопления.

Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда, и не распространяются на установленные Правительством Российской Федерации случаи применения повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг;

2) получение дополнительного отпуска без сохранения заработной платы сроком до двух недель в год;

3) использование очередного отпуска в удобное для них время;

4) льготный проезд в автобусах, троллейбусах, трамваях, следующих по маршрутам регулярных перевозок в городском сообщении в пределах Республики Крым;

5) льготный проезд в автобусах, троллейбусах по маршрутам регулярных перевозок в пригородном сообщении; железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в пределах Республики Крым.

Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе, установлены Федеральным законом от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах».

Согласно статье 1 указанного Федерального закона, установлены следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств (далее - ветераны боевых действий), ветераны военной службы, ветераны труда.

В соответствии со статьёй 13 поименованного Федерального закона, социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей:

1) пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) получение ежемесячной денежной выплаты;

3) предоставление жилых помещений;

4) компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг;

5) оказание медицинской помощи и протезно-ортопедической помощи.

При наличии у ветерана права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ветерана, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

В дальнейшем, статьями 14 - 22 Федерального закона предусматриваются меры социальной поддержки для каждой из определённых категорий, в частности, статьёй 22 – для ветеранов труда.

Из анализа вышеуказанных норм Федерального закона усматривается, что в статье 13, таким образом, определён возможный перечень мер социальной поддержки, которые могут предоставляться различным категориям ветеранов.

В статье 22 приведенного Федерального закона указано, что меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Как следует из преамбулы Федерального закона от 22 августа 2004 года №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», настоящим Законом был изменён принцип установления системы мер социальной защиты граждан, которые пользуются льготами и социальными гарантиями, в том числе изменён и принцип определения и предоставления системы мер социальной поддержки ветеранов труда.

Пунктом 2 статьи 10, статьёй 22 Федерального закона «О ветеранах» предусмотрено, что меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, федеральным законодателем установлена система правового регулирования по вопросам социального обеспечения ветеранов на основе принципа разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Анализируя нормы статьи 4 оспариваемого Закона, суд приходит к выводу, что содержание данной статьи положениям Федерального закона «О ветеранах» не противоречит.

Различия в уровне мер социальной защиты разных категорий ветеранов не могут рассматриваться как ущемление прав или умаление достоинства личности тех из них, кто имеет право на меры социальной поддержки в ином объеме (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 20 ноября 2003 года №435-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Лучинина В.М. на нарушение его конституционных прав подпунктом «з» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 и статьей 17 Федерального закона «О ветеранах»).

Что касается статьи 7 оспариваемого Закона, то, как установлено судом, федеральным законодательством не установлено перечня льгот для категории граждан «дети войны», в связи с чем, суд приходит к выводу, что предусмотренные меры социальной поддержки граждан из числа лиц, которым на время окончания (2 сентября 1945 года) Второй мировой войны было менее 18 лет, на региональном уровне в Республике Крым положениям специального законодательства на федеральном уровне не противоречат.

Как установлено судом, со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и до 1 января 2015 года действовал переходный период, в течение которого урегулировались вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации (статья 6 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя».

Статьёй 11 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 №6-ФКЗ предусмотрены гарантии в сфере социальной защиты и охраны здоровья.

Так, граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, признанные гражданами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом или приобретшие гражданство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о гражданстве, имеют право на получение пенсий, пособий и предоставление иных мер социальной поддержки, а также на охрану здоровья в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 1).

Общая сумма материального обеспечения неработающих пенсионеров из числа граждан и лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, не может быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе (часть 2).

Размеры пенсий, пособий (в том числе единовременных), компенсаций и иных видов социальных выплат, а также гарантий, установленных в денежной форме отдельным категориям граждан и лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, не могут быть ниже размеров пенсий, пособий (в том числе единовременных), компенсаций и иных видов социальных выплат, а также гарантий, установленных в денежной форме и выплачиваемых этим категориям граждан и лиц по состоянию на 21 февраля 2014 года. При изменении порядка и условий реализации льгот, предоставлявшихся этим категориям граждан и лиц до 21 февраля 2014 года в натуральной форме, а также порядка и условий осуществления выплат, производимых до указанной даты, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия их предоставления не могут быть ухудшены. Размеры пенсий, пособий (в том числе единовременных), компенсаций и иных видов социальных выплат, а также гарантий, установленных в денежной форме, приводятся в соответствие с размерами таких социальных выплат и гарантий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в течение переходного периода. При изменении органами государственной власти Республики Крым и города федерального значения Севастополя в пределах своих полномочий порядка и условий реализации льгот, предоставлявшихся отдельным категориям граждан и лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, до 21 февраля 2014 года в натуральной форме, а также порядка и условий осуществления выплат, производимых до указанной даты, может предусматриваться необходимость предоставления таких льгот и осуществления таких выплат с учетом критерия нуждаемости. Указанные изменения принимаются органами государственной власти Республики Крым и города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, до 1 января 2015 года (часть 3).

Выплата пенсий, пособий (в том числе единовременных), компенсаций и иных видов социальных выплат, а также предоставление гарантий, установленных в денежной форме отдельным категориям граждан и лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, производится в российских рублях по официальному курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации (Банком России) (часть 4).

Оказание медицинской помощи гражданам и лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, осуществляется на уровне не ниже предусмотренного программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (часть 5).

Законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании, включая обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, применяется на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя с 1 января 2015 года, за исключением случаев, предусмотренных частью 6.1 настоящей статьи (часть 6).

В течение переходного периода на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя создаются территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации, а также территориальные фонды обязательного медицинского страхования (часть 7).

Статьёй 12 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 №6-ФКЗ предусмотрено, что на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.

Таким образом, Федеральный конституционный закон от 21 марта 2014 года №ФКЗ-6, установив право граждан Украины и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, признанных гражданами Российской Федерации в соответствии с названным законом или приобретших гражданство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о гражданстве, на предоставление мер социальной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации, одновременно предусмотрел, что размеры компенсаций и иных видов социальных выплат, а также гарантий, установленных в денежной форме отдельным категориям граждан и лиц, указанных выше, не могут быть ниже размеров компенсаций и иных видов социальных выплат, а также гарантий, установленных в денежной форме и выплачиваемых этим категориям граждан и лицам по состоянию на 21 февраля 2014 года (части 1 и 3 статьи 11).

Правовое регулирование вопросов, связанных с интеграцией социальных прав граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживавших по состоянию на 18 марта 2014 года на территориях Республики Крым или города федерального значения Севастополя (далее - граждане), в систему социальной защиты Российской Федерации, осуществляет Федеральный закон от 22 декабря 2014 года №421-ФЗ «Об особенностях правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки), а также выплат по обязательному социальному страхованию отдельным категориям граждан, проживающих на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее - Федеральный закон №421-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 2 названного закона, реализация прав на получение мер социальной защиты (поддержки) в натуральной или денежной форме осуществляется гражданами с 1 января 2015 года в порядке, размерах, объеме и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных Федеральным законом №421-ФЗ.

Страховое обеспечение по общеобязательному государственному пенсионному страхованию, причитающееся гражданам, подлежавшим общеобязательному государственному пенсионному страхованию в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 31 декабря 2014 года включительно, осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации с 1 января 2015 года за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации (часть 4 статьи 2 поименованного Закона).

Федеральный закон от 21 июля 2014 года №208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя» устанавливает порядок реализации права на пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, постоянно проживавших по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, а также организации индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования на территориях названных субъектов Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 2, части 3 статьи 3 поименованного закона, с 1 января 2015 года пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, размеры пенсий, назначенных в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, подлежат перерасчету с 1 января 2015 года в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Вместе с тем, как предписано частью 4 статьи 3 Федерального закона №208-ФЗ, если при перерасчете размера пенсии перечисленным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации он или размер иных устанавливаемых к пенсии выплат не достигнет размера пенсии, выплачиваемого на 31 декабря 2014 года, в том числе с учетом ежемесячной выплаты к этой пенсии, установленной Указом Президента Российской Федерации от 31 марта 2014 года №192 «О мерах государственной поддержки граждан, являющихся получателями пенсий на территориях Республики Крым и города Севастополя», пенсия выплачивается в сохраненном, более высоком размере до достижения размера пенсии (пенсий) и иных устанавливаемых к пенсии выплат, исчисленного в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из административного искового заявления следует, что административные истцы полагают о наличии у них по состоянию на момент принятия Республики Крым в состав Российской Федерации такой льготы категории граждан «дети войны», как 30% прожиточного минимума надбавки к пенсии.

Действительно, статьёй 6 Закона Украины «О социальной защите детей войны» предусматривалась социальная поддержка детям войны, однако, в порядке и размерах, установленных Кабинетом Министров Украины.

При этом, соответствующим Постановлением Кабинета Министров Украины №1381 от 28.12.2011 размер такой надбавки в 2014 году предусматривался в размере 7% прожиточного минимума для нетрудоспособных, что в соответствии с расчётом фактически составляло 66,43 грн. (949 грн./100% Х 7% = 66,43 грн.).

Таким образом, доводы административных истцов о льготах в Республике Крым в 2014 году в размере 30% надбавки к пенсии как «детям войны» не основаны на законе.

Ссылка стороны административного истца на наличие ряда решений суда относительно неправильно начисленного размера и выплаты пенсии за конкретно определённые периоды до принятия оспариваемого акта не влечёт удовлетворение административного иска, исходя из предмета спора.

При этом, вопросы исполнения приведенных судебных решений урегулированы иным нормативным правовым актом: Федеральным законом от 08.06.2015 №138-ФЗ «О применении положений Федерального закона «Об исполнительном производстве» на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя».

Доводы административных истцов о несогласии именно с размером начисленного, имевшегося и (или) имеющегося пенсионного обеспечения не могут являться предметом в рамках настоящего административного дела, что не лишает административных истцов защиты возможно нарушенных прав в порядке гражданского судопроизводства.

Часть 3 статьи 26.3-1 Федерального закона №184-ФЗ предоставляет право органам государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

При этом, следует отметить, что в Российской Федерации часть льгот ранее предоставляемых в натуральном виде была заменена на ежемесячные денежные выплаты, осуществляемые в соответствии с федеральным или региональным законодательством, например, льготы на зубопротезирование, путёвки и т.д.

Таким образом, суд приходит к выводу, что оспариваемый в части нормативный правовой акт - Закон Республики Крым от 17 декабря 2014 года №35-ЗРК/2014 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан и лиц, проживающих на территории Республики Крым» принят в пределах полномочий Государственного Совета Республики Крым, с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия, опубликования и введения его в действие, оспариваемые нормы не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, права административных истцов не нарушают.

В связи с чем, отсутствуют правовые основания для удовлетворения административного иска о признании недействующим оспариваемого в части нормативного правового акта.

Требование административных истцов о возложении на административного ответчика обязанности восстановить льготы удовлетворению не подлежит как дополнительное к главному.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Крым,

решил:

В удовлетворении административного иска Белозеровой Клавдии Дмитриевны, Белозерова Георгия Николаевича к Государственному Совету Республики Крым о признании недействующими статей 4 и 7 Закона Республики Крым от 17.12.2014 №35-ЗРК/2014 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан и лиц, проживающих на территории Республики Крым» в той мере, в которой они не содержат предусмотренных статьями Федерального закона от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах» льгот и ранее имеющихся у административных истцов льгот по надбавке к пенсии в размере 30% (соответственно), о возложении обязанности восстановить такие льготы, - отказать.

Решение может быть обжаловано в Третий апелляционный суд общей юрисдикции путём подачи апелляционной жалобы через Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Республики Крым подпись Н.В. Кучеренко

Решение суда составлено в окончательной форме 17 мая 2022 года.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>