НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым) от 27.09.2016 № 12-1404/2016

Дело № 12-1404/2016

Р Е Ш Е Н И Е

27 сентября 2016 года гор. Симферополь

Судья Верховного Суда Республики Крым Тимошенко Е.Г., рассмотрев жалобу председателя правления Товарищества собственников недвижимости водопользователей «Ручеек» ФИО1 на постановление судьи Симферопольского районного суда Республики Крым от 04 августа 2016 года № 5-1474/2016, которым

председатель правления Товарищества собственников недвижимости водопользователей «Ручеек» ФИО1, зарегистрированный и проживающий по адресу: <адрес>,

признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.33КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300 (трехсот) рублей,

у с т а н о в и л :

Постановлением судьи Симферопольского районного суда Республики Крым от 04 августа 2016 года № 5-1474/2016 председатель правления Товарищества собственников недвижимости водопользователей «Ручеек» ФИО1 привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 15.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) за неисполнение обязанности по своевременному представлению расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ за 1 квартал 2016 года.

Не согласившись с принятым постановлением, председатель правления Товарищества собственников недвижимости водопользователей «Ручеек» Жуков Н.Е. подал жалобу, в которой просит указанное постановление отменить, производство по делу прекратить.

Жалоба мотивирована тем, что суд первой инстанции пришел к необоснованному выводу о привлечении председателя правления Товарищества Жукова Н.Е. к административной ответственности, поскольку Товарищество собственников недвижимости водопользователей «Ручеек» не является плательщиком страховых взносов. По мнению заявителя, у Товарищества отсутствует обязанность предоставлять в Пенсионный фонд расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.

Изучив материалы дела, проверив изложенные в жалобе доводы, заслушав представителя государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Симферопольском районе Республики Крым – Коваленко А.А., прихожу к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы в связи со следующим.

В соответствии со ст.ст. 24.1, 26.1, 26.2 КоАП РФ по делу об административном правонарушении обстоятельства правонарушения должны быть выяснены всесторонне, полно, объективно и своевременно в их совокупности. Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность данного лица в его совершении и другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В соответствии с частью 2 статьи 15.33 Кодекса административным правонарушением признается нарушение установленных законодательством Российской Федерации о страховых взносах сроков представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в органы государственных внебюджетных фондов, осуществляющие контроль за уплатой страховых взносов.

Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются:

1) лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе:

организации;

индивидуальные предприниматели;

физические лица;

2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, арбитражные управляющие, нотариусы, занимающиеся частной практикой.

В силу положений ч. 1 ст. 11 указанного Закона регистрация страхователей является обязательной и осуществляется в территориальных органах страховщика.

Ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ предусмотрена обязанность страхователей зарегистрироваться в порядке, установленном статьей 11 настоящего Федерального закона; своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный Фонд; представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения; выполнять требования территориальных органов страховщика об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании; выполнять иные обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся:

1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам:

а) организации;

б) индивидуальные предприниматели;

в) физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;

2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.

В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов - организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц, в частности, в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.

Пунктом 3 части 2 статьи 28 Федерального закона N 212-ФЗ предусмотрена обязанность плательщиков страховых взносов представлять в установленном порядке в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам (далее - расчеты).

Сроки представления отчетности в Пенсионный фонд Российской Федерации (далее - ПФР) и в Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - ФСС России) установлены непосредственно Федеральным законом N 212-ФЗ.

Так, пунктами 1 и 2 части 9 статьи 15 Федерального закона N 212-ФЗ предусмотрено, что организации ежеквартально представляют:

в территориальный орган ПФР на бумажном носителе не позднее 15-го числа (в форме электронного документа не позднее 20-го числа) второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, расчет по форме РСВ-1 ПФР;

в территориальный орган ФСС России на бумажном носителе не позднее 20-го числа (в форме электронного документа не позднее 25-го числа) календарного месяца, следующего за отчетным периодом, расчет по форме 4-ФСС.

Представляя расчеты с нулевыми показателями, плательщик заявляет в орган контроля за уплатой страховых взносов об отсутствии выплат и вознаграждений в пользу физических лиц, являющихся объектом обложения страховыми взносами, и, соответственно, об отсутствии уплаченных сумм страховых взносов.

Федеральным законом N 212-ФЗ не предусмотрено освобождения от исполнения обязанности плательщика страховых взносов по представлению расчетов в случае неосуществления организацией финансово-хозяйственной деятельности.

Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в письме от 13 июля 2016 г. N 17-4/ООГ-1055 об ответственности за нарушение сроков представления нулевых расчетов по форме РСВ-1 ПФР изложена аналогичная позиция, в том числе разъяснено, что непредставление плательщиком страховых взносов в установленный законодательством Российской Федерации о страховых взносах срок расчетов, в частности нулевых, влечет взыскание штрафа, предусмотренного частью 1 статьи 46 Федерального закона N 212-ФЗ.

Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что Товарищества собственников недвижимости водопользователей «Ручеек» в установленном законом порядке зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц.

Кроме того, Товарищество собственников недвижимости водопользователей «Ручеек» 02.10.2015 г. зарегистрировано в Государственном учреждении - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Симферопольском районе Республики Крым (межрайонное) в качестве плательщика с присвоением регистрационного номера 091-013-006196.

Товарищество собственников недвижимости водопользователей «Ручеек», являясь зарегистрированным в установленном порядке плательщиком страховых взносов, в установленный пунктом 1 части 9 статьи 15 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» срок не представило в Пенсионный фонд Российской Федерации расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в фонды обязательного медицинского страхования за первый квартал 2016 года. Указанный расчет должен представляться не позднее 15 мая 2016 года на бумажном носителе и не позднее 20 мая 2016 года - в виде электронного документа.

Из представленной в материалы дела выписки из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 08 октября 2015 года следует, что лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица Товарищества собственников недвижимости водопользователей «Ручеек», является председатель правления Жуков Н.Е.

Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении (л.д. 1-2); выпиской из ЕГРЮЛ в отношении ТСН водопользователей «Ручеек» (л.д. 5-6); уведомлением о регистрации юридического лица в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации (л.д. 7) и иными материалами дела, которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 Кодекса.

Таким образом, действия председателя правления Товарищества собственников недвижимости водопользователей «Ручеек» Жукова Н.Е. образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.33 Кодекса.

Каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые в соответствии со статьей 1.5 Кодекса должны быть истолкованы в пользу Жукова Н.Е., не усматривается. Принцип презумпции невиновности не нарушен.

Постановление о привлечении Жукова Н.Е. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.33 Кодекса, вынесено судом первой инстанции с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса для данной категории дел.

Доводы жалобы о том, что Товарищество собственников недвижимости водопользователей «Ручеек» не является плательщиком страховых взносов, противоречит положениям действующего законодательства и исследованным материалам дела.

Доказательств вступления в законную силу решений Симферопольского районного суда Республики Крым от 12.01.2016 г. № 5-38/16 и от 12.05.2016 г. № 5-675/16 в материалы дела не представлено, имеющиеся копии указанных решений должным образом не заверены.

Что касается поданного Жуковым Н.Е. ходатайства об отложении рассмотрении дела, в связи с его участием в рассмотрении дела в ином суде, то суд считает необходимым указать следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

В силу положений п.п. 6, 7. ч 1 ст. 29.7 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении рассматриваются заявленные отводы и ходатайства; выносится определение об отложении рассмотрения дела в случае:

а) поступления заявления о самоотводе или об отводе судьи, члена коллегиального органа, должностного лица, рассматривающих дело, если их отвод препятствует рассмотрению дела по существу;

б) отвода специалиста, эксперта или переводчика, если указанный отвод препятствует рассмотрению дела по существу;

в) необходимости явки лица, участвующего в рассмотрении дела, истребования дополнительных материалов по делу или назначения экспертизы.

По смыслу статьи 24.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья вправе как удовлетворить, так и отказать в удовлетворении ходатайства, в зависимости от конкретных обстоятельств дела. Оценка уважительности причин неявки лиц участвующих в деле также отнесена к компетенции суда.

Из материалов дела усматривается, что о времени и месте слушания дела Жуков Н.Е. извещен заблаговременно посредством почтовой связи путем направления судебной повестки-извещения, которая получена Жуковым Н.Е. 02.09.2016 г.

Доказательств уважительности причин невозможности участия в рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении Жуковым Н.Е. не представлено.

Учитывая, что процессуальными нормами предусмотрено право, а не обязанность суда отложить судебное разбирательство, в то время как рассмотрение дела в установленные процессуальные сроки является его безусловной обязанностью, принимая во внимание тот факт, что явка Жукова Н.Е. не признана судом обязательной, необходимость истребования дополнительных материалов отсутствует, ходатайство Жукова Н.Е. об отложении дела удовлетворению не подлежит.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП Российской Федерации, Верховный Суд Республики Крым

р е ш и л:

Жалобу председателя правления Товарищества собственников недвижимости водопользователей «Ручеек» ФИО1 на постановление судьи Симферопольского районного суда Республики Крым от 04 августа 2016 года № 5-1474/2016 – оставить без удовлетворения.

Постановление Симферопольского районного суда Республики Крым от 04 августа 2016 года № 5-1474/2016 в отношении председателя правления Товарищества собственников недвижимости водопользователей «Ручеек» ФИО1 – оставить без изменения.

Решение может быть пересмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 30.12-30.19 КоАП РФ.

Судья подпись Е.Г. Тимошенко

Копия верна

Судья: Тимошенко Е.Г.

Пом.судьи: ФИО4

Решение вступило в законную силу 27.09.2016 года

Судья: ФИО2

Пом.судьи: ФИО4

Оригинал решения подшит в материалы административного дела № 5-1474/2016 и находится в производстве Симферопольского районного суда Республики Крым

Судья: ФИО2

Пом.судьи: ФИО4