ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
РЕШЕНИЕ
от 22 июля 2019 года по делу № 21-604/2019
Судья Хулапова Г.А.
Судья Верховного Суда Республики Крым Агин В.В.,
с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, – главного бухгалтера ГКУ РК «Служба автомобильных дорог Республики Крым» ФИО2,
представителя Управления Федерального казначейства по Республике Крым ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Симферополе
22 июля 2019 года
жалобу руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Крым ФИО4 на решение судьи Киевского районного суда города Симферополя от 27 мая 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении <данные изъяты> (далее - ГКУ РК «Служба автомобильных дорог Республики Крым») ФИО1,
установил:
постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Крым ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ№ главный бухгалтер ГКУ РК «Служба автомобильных дорог Республики Крым» ФИО2 признана виновной в совершении правонарушения, предусмотренного ст.15.15.6 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 10000 руб.
В порядке пересмотра дела по жалобе главного бухгалтера ГКУ РК «Служба автомобильных дорог Республики Крым» ФИО2 на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении судьей Киевского районного суда г. Симферополя 27 мая 2019 года постановлено решение, которым жалоба удовлетворена, постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Крым ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ№ о привлечении главного бухгалтера ГКУ РК «Служба автомобильных дорог Республики Крым» ФИО2 к административной ответственности по ст.15.15.6 КоАП РФ отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения в действиях главного бухгалтера ГКУ РК «Служба автомобильных дорог Республики Крым» ФИО2
Не согласившись с решением судьи районного суда, руководитель Управление Федерального казначейства по Республике Крым ФИО4, в связи с нахождением в очередном ежегодном отпуске заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Крым ФИО5, подала в Верховный Суд Республики Крым жалобу, в которой просила отменить его. В обоснование указано на нарушение судьей районного суда норм процессуального и материального права и на неправильную оценку установленных обстоятельств.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте его рассмотрения извещены надлежащим образом.
Выслушав представителя Управления Федерального казначейства по Республике Крым ФИО3, поддержавшую жалобу, главного бухгалтера ГКУ РК «Служба автомобильных дорог Республики Крым» ФИО2, возражавшую против удовлетворения жалобы, выслушав свидетеля – заместителя главного бухгалтера ГКУ РК «Служба автомобильных дорог Республики Крым» ФИО6, проверив в полном объеме материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Как усматривается из материалов дела, на основании приказа Федерального казначейства от ДД.ММ.ГГГГ№ «О назначении плановой выездной проверки в ГКУ РК «Служба автомобильных дорог Республики Крым» в соответствии с п.51 Плана контрольных мероприятий Федерального казначейства в финансово-бюджетной сфере на 2018 год проведена плановая выездная проверка соблюдения условий предоставления и использования средств из федерального бюджета в рамках федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года» в ГКУ РК «Служба автомобильных дорог Республики Крым» за 2017 год и истекший период 2018 года.
В результате проведенного контрольного мероприятия должностными лицами органа финансового надзора установлено следующее:
в нарушение п.1 ст.264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п.1 ст.13 Федерального закона от 06 декабря 2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», п.3.1.8 Положения по учету долгосрочных инвестиций, утвержденного Министерством финансов Российской Федерации от 30 декабря 1993 № 160, п.34 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01 декабря 2010 № 157н, п.7 Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06 декабря 2010 № 162н, п.16, 166 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2010 № 191н, должностным лицом не отражены титульных временные здания и сооружения в составе основных средств на счете <данные изъяты> и на забалансовом счете 26 по трем государственным контрактам, а именно:
- государственный контракт от ДД.ММ.ГГГГ№, заключенный жду ГКУ РК «Служба автомобильных дорог Республики Крым» и ООО «ЭЛИТКРЫМСТРОЙ»;
- государственный контракт от ДД.ММ.ГГГГ№, заключенный между ГКУ РК «Служба автомобильных дорог Республики Крым» и ООО «ДТСК»;
- государственный контракт от ДД.ММ.ГГГГ№, заключенный между ГКУ РК «Служба автомобильных дорог Республики Крым» и ООО «Сибавтобан», что привело к отражению недостоверных данных по строкам <данные изъяты> граф <данные изъяты> Сведений о движении нефинансовых активов (ф. <данные изъяты>) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, данных по строкам <данные изъяты> граф <данные изъяты> Баланса главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов (ф. <данные изъяты>) и данных по строкам <данные изъяты> на общую сумму <данные изъяты> тыс. руб.
По результатам проведенной проверки ДД.ММ.ГГГГ составлен акт плановой выездной проверки идентификатор контрольного мероприятия №, в котором зафиксировано указанные нарушение (Т.III, л.д.25-210).
По факту выявленных нарушений ДД.ММ.ГГГГ старшим контролером-ревизором контрольно-ревизионного отдела в социально-экономической сфере Управления Федерального казначейства по Республике Крым ФИО7 составлен протокол об административном правонарушении № в отношении главного бухгалтера ГКУ РК «Служба автомобильных дорог Республики Крым» ФИО2 (Т.II,I л.д.2-4).
Постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Крым ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ№ главный бухгалтер ГКУ РК «Служба автомобильных дорог Республики Крым» ФИО2 признана виновной в совершении правонарушения, предусмотренного ст.15.15.6 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 10000 руб. (Т.IV, л.д.41-54).
Ст.15.15.6 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность непредставление или представление с нарушением сроков, установленных бюджетным законодательством и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, бюджетной отчетности, либо формирование и представление с нарушением установленных требований сведений (документов), необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно ст.26.1, 26.2 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит, среди прочего, и наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения. Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
Как следует из ч.1 ст.9 Федерального закона от 06 декабря 2011 г. № 402-ФЗ (ред. от 28.11.2018) «О бухгалтерском учете» каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок.
Согласно ч.1 ст.10 Федерального закона от 06 декабря 2011 г. № 402-ФЗ (ред. от 28.11.2018) «О бухгалтерском учете», данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета.
Согласно ч.1 ст.13 Федерального закона от 06 декабря 2011 г. № 402-ФЗ (ред. от 28.11.2018) «О бухгалтерском учете», бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.
Судом первой инстанции верно установлено и следует из материалов дела, что возведенные в 2017 году ООО «ЭЛИТКРЫМСТРОЙ» и оплаченные Учреждением по государственному контракту от ДД.ММ.ГГГГ № №, заключенному с ООО «ЭЛИТКРЫМСТРОЙ», титульные временные здания и сооружения при строительстве и реконструкции подъездной дороги к Аэровокзальному комплексу стоимостью <данные изъяты> тыс. руб., фактически находящиеся в пользование ООО «ЭЛИТКРЫМСТРОЙ», не отражены в составе основных средств на счете <данные изъяты> Учреждения и на забалансовом счете <данные изъяты> что, по мнению должностных лиц органа финансового надзора, привело к отражению недостоверных данных по строкам <данные изъяты> граф <данные изъяты> Сведений о движении нефинансовых активов (ф. <данные изъяты>) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, данных по строкам <данные изъяты> граф <данные изъяты> Баланса главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов (ф. № и данных по строкам <данные изъяты> Справки о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> тыс. руб. (Т.III, л.д.168-169 (стр. акта 144-145);
- возведенные ООО «ДТСК» и оплаченные Учреждением по государственному контракту от ДД.ММ.ГГГГ№ заключенному с ООО «ДТСК», титульные временные здания и сооружения при строительстве транспортной развязки на пересечении автомобильной дороги Симферополь-Евпатория и автомобильной дороги Симферополь-Мирное-Дубки стоимостью <данные изъяты> тыс. рублей фактически находящиеся в пользование ООО «ДТСК», не отражены в составе основных средств на счете <данные изъяты> «Основные средства» Учреждения и на забалансовом счете <данные изъяты>, что и привело к отражению недостоверных данных по строкам <данные изъяты> граф <данные изъяты> Сведений о движении нефинансовых активов (ф. <данные изъяты>) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, данных по строкам <данные изъяты> граф <данные изъяты> Баланса главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов (ф. <данные изъяты>) и данных но строкам <данные изъяты> Справки о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в сумме 2680.98 тыс. руб. (Т.III, л.д.175-176 (стр. акта 151-152);
- возведенные ООО «Сибавтобан» в 2017 году и оплаченные Учреждением по государственному контракту от ДД.ММ.ГГГГ№, заключенному с ООО «Сибавтобан», титульные временные здания и сооружения при строительстве объездной дороги <адрес> стоимостью <адрес>. руб. фактически находящиеся в пользование ООО «Сибавтобан», не отражены в составе основных средств на счете <данные изъяты> «Основные средства» Учреждения и на забалансовом счете <данные изъяты> что привело к отражению недостоверных данных по строкам <данные изъяты> Сведений о движении нефинансовых активов (<данные изъяты>) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, данных по строкам ОЮ, <данные изъяты> Баланса главного распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов (<данные изъяты>) и данных по строкам <данные изъяты> Справки о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> тыс. руб. (Т.III, л.д.180-181 (стр. акта 156-157).
Согласно государственному контракту от ДД.ММ.ГГГГ№ заключенного с ООО «Сибавтобан» на выполнение работ по строительству объездной дороги <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ №№, заключенного с ООО «ЭЛИ ГКРЫМСТРОИ» на выполнение работ по строительству и реконструкции подъездной дороги к Аэровокзальному комплексу, № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному с ООО «ДТСК» на выполнение работ по строительству транспортной развязки на пересечении автомобильной дороги Симферополь-Евпатория и автомобильной дороги <адрес> работы считаются выполненными и принятыми с момента подписания акта о приемке выполненных работ но форме КС-2 и справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3.
После приемки выполненных работ в бухгалтерском учете их стоимость отражается (накапливается в течение всего срока строительства) на счете <данные изъяты> по объекту - незавершенного строительства. Все поступившие первичные документы по объектам незавершенного строительства проведены в бухгалтерском учете в соответствии с п. 130 Инструкции 157н, согласно которому операции по формированию (выбытию) фактических вложений в объекты нефинансовых активов, в том числе связанных с новым строительством, отражаются на счете <данные изъяты> «Вложения в основные средства» с учетом сумм затрат на строительство временных зданий и сооружений, предусмотренных стоимостью строительно-монтажных работ по строительству объектов капитального строительства, и п.3.4 ГСП 81-05-01-2001, так как государственными контрактами от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ № №, ДД.ММ.ГГГГ№ не предусмотрены условия приема-передачи, порядок пользования и возмещения средств в период эксплуатации построенных титульных временных зданий и сооружений. По окончании строительства объектов данные временные сооружения предполагается ликвидировать (разобрать), возвратные суммы от высвободившихся от разборки материалов будут определены актами и расчетами, оформлены соответствующими первичными документами и истребованы с подрядной организации. Таким образом, указанные затраты включаются в стоимость объекта незавершенного строительства.
Ведомостью объемов и стоимостью работ, которая является приложением к государственным контрактам, предусмотрены затраты на создание временных зданий и сооружений (без детализации по видам - титульные, не титульные). В бухгалтерском учете основными средствами признаются титульные временные сооружения. Перечень работ и затрат, относящихся к титульным временным зданиям и сооружениям, приведен в приложении № к ГСН 81-05-01-2001 «Сборник сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений», утвержденным постановлением Госстроя России от ДД.ММ.ГГГГ№. Согласно п.2 приложения № к приказу Министерства финансов РФ от ДД.ММ.ГГГГ№н при передаче нефинансового актива, которым является титульное временное здание (сооружение), между учреждениями и организациями оформляется акт о приеме-передаче объектов нефинсовых активов (<данные изъяты>). Таким образом, подтверждающим первичным документом возведения титульных временных зданий и сооружений должен быть акт приема-передачи объектов нефинансовых активов (ф.<данные изъяты>), на основании которого временное здание и сооружение было бы поставлено на баланс учреждения.
Следовательно, стоимость выполненных работ по возведению временных зданий и сооружений по соответствующим государственным контрактам отражаются на счете 106.11 как часть затрат, формирующих стоимость объекта незавершенного строительства в связи с:
- отсутствием в государственном контракте определения вида временных здании и сооружении, перечня первичных документов, подтверждающих возведение титульных временных зданий и сооружений, порядка их передачи в пользование подрядчику,
- отсутствием акта приема-передачи объектов нефинансовых активов <данные изъяты>), подтверждающего факт передачи титульного временного здания (сооружения),
- отсутствием выделенных затрат по созданию титульных временных зданий и сооружений в акте о приемке выполненных работ по форме КС-2 и справке о стоимости выполненных работ и затрат по объекту незавершенного строительства по форме КС-3.
В соответствии с ч.3 ст. 9 Федерального закона от 06 декабря 2011 года № 402-ФЗ (ред. от 28.11.2018) «О бухгалтерском учете», первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным - непосредственно после его окончания. Лицо, ответственное за оформление факта хозяйственной жизни, обеспечивает своевременную передачу первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета, а также достоверность этих данных. Лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, и лицо, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, не несут ответственность за соответствие составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни.
Таким образом, данные затраты включены в стоимость объекта незавершенного строительства.
Согласно п.3.18 «Положения по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций», утвержденною Минфином РФ 30.12.1993 № 160 при вводе в эксплуатацию временные титульные здания и сооружения зачисляются в состав основных средств (п. 3.1.8 Положения по учету долгосрочных инвестиций). Данная операция оформляется актом о приеме-передаче здания (сооружения) по Форме № ОС-1а, для бюджетного учреждения по Форме <данные изъяты> «Акт приема-передачи объектов нефинансовых активов».
Исходя из изложенного, временные титульные здания и сооружения могут быть приняты к учету в силу п.1 ст.9 ФЗ «О бухгалтерском учете», только на основании первичного учетного документа как акта о приеме-передаче по Форме <данные изъяты> и только после ввода в эксплуатацию зданий и сооружений на строительной площадке, которое осуществляется ответственными лицами заказчика и подрядчика и не входит в перечень обязанностей главного бухгалтера.
Судом первой инстанции обоснованной установлено, что согласно материалов дела не устанавливались и не исследовались обстоятельства, при которых возведенные здания и строения были отнесены к титульным, были ли данные здания и строения введены в эксплуатацию на дату совершения вменяемого правонарушения или нет.
Судом первой инстанции так же установлено, что ФИО2 не имела полномочий осуществлять учет хозяйственных операций без соответствующего первичного учетного документа, в противном случае учет хозяйственной операции был бы осуществлен с нарушением Закона о бухгалтерском учете.
В соответствии со ст.2.4 КоАП РФ должностное лицо признается виновным в совершении административного правонарушения в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Судьей районного суда верно установлено, что материалы дела об административном правонарушении не содержат каких-либо доказательств, подтверждающих совершение главным бухгалтером ГКУ РК «Служба автомобильных дорог Республики Крым» ФИО2 вмененного ей в вину правонарушения.
При таких обстоятельствах судья районного суда обоснованно пришел к выводу, что в действиях главного бухгалтера ГКУ РК «Служба автомобильных дорог Республики Крым» ФИО2 отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст.15.5.6 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах нахожу доводы жалобы не основанными на законе.
Вопреки доводам жалобы правила подсудности при рассмотрении дела не нарушены, поскольку в силу правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной абз.2 п.30 его постановления от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», при определении территориальной подсудности дел по жалобам на постановления по делам об административных правонарушениях, вынесенные должностными лицами, необходимо исходить из территории, на которую распространяется юрисдикция должностных лиц, а не из места расположения органа, от имени которого должностным лицом составлен протокол или вынесено постановление по делу об административном правонарушении в порядке, предусмотренном ч.3 ст.28.6 и ст. 29.10 КоАП РФ, то есть в таких ситуациях территориальная подсудность рассмотрения жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях должна определяться местом совершения правонарушения, а не местом нахождения соответствующего органа.
В силу ч.1 и 4 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии обстоятельств, предусмотренных ст.24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Полагаю выводы судьи Киевского районного суда г. Симферополя основанными на законе.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении дела не допущено, оснований для отмены или изменения принятого судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.2-30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
жалобу Управления Федерального казначейства по Республике Крым оставить без удовлетворения,
решение судьи Киевского районного суда города Симферополя от 27 мая 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главного бухгалтера государственного казенного учреждения Республики Крым «Служба автомобильных дорог Республики Крым» ФИО1, - без изменения.
Судья В.В. Агин