НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым) от 18.01.2021 № 21-1313/20

Судья Верескун В.Г. Дело № 21-63/2021 (21-1313/2020)

РЕШЕНИЕ

г. Симферополь 18 января 2021 года

Судья Верховного Суда Республики Крым Агин В.В., с участием представителя Межрайонной ИФНС России № 7 по Республике Крым Самсонова В.С., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на решение судьи Ленинского районного суда Республики Крым от 18 ноября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении генерального директора общества с ограниченной ответственностью «КЕРЧЬТРАНС» (далее – ООО «КЕРЧЬТРАНС») ФИО1,

установил:

постановлением начальника Межрайонной ИФНС России №7 по Республике Крым Коноваловой Л.Н. от ДД.ММ.ГГГГ генеральный директор ООО «КЕРЧЬТРАНС» Умерова З.И. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.25 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде штрафа в размере 20000 руб.

В порядке пересмотра дела по жалобе генерального директора ООО «КЕРЧЬТРАНС» Умеровой З.И. на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении судьей Ленинского районного суда Республики Крым 18 ноября 2020 года постановлено решение, которым постановление начальника Межрайонной ИФНС России №7 по Республике Крым Коноваловой Л.Н. от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.25 КоАП РФ, в отношении генерального директора ООО «КЕРЧЬТРАНС» Умеровой З.И., оставлено без изменения, жалоба Умеровой З.И. - без удовлетворения.

Не согласившись с решением судьи Ленинского районного суда Республики Крым от 18 ноября 2020 года, Умерова З.И. подала в Верховный Суд Республики Крым жалобу, в которой просила постановление должностного лица и решение судьи районного суда отменить, производство по делу прекратить ввиду отсутствия состава административного правонарушения, а в случае, если производство по делу не будет прекращено, отменить постановление должностного лица и возвратить дело на новое рассмотрение в Межрайонную ИФНС России №7 по Республике Крым, либо заменить штраф на предупреждение. В обоснование указано, что оспариваемое решение вынесено с нарушениями норм материального и процессуального права, и что судья районного суда дал неправильную оценку установленным по делу обстоятельствам.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте его рассмотрения извещены надлежащим образом.

Выслушав представителя Межрайонной ИФНС России №7 по Республике Крым Самсонова В.С., возражавшего против удовлетворения жалобы, проверив доводы, изложенные в жалобе, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.

Согласно п.8 ч.2 ст.30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов.

В соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Как усматривается из материалов дела, на основании поручения начальника Межрайонной ИФНС России №7 по Республике Крым Подсекина В.Я. от ДД.ММ.ГГГГ на основании документов и информации, представленных ООО «КЕРЧЬТРАНС» (письмо от ДД.ММ.ГГГГ №б/н, вх. от ДД.ММ.ГГГГ), поступивших в ответ на письмо Межрайонной ИФНС России №7 по Республике Крым от ДД.ММ.ГГГГ «О представлении информации и документов» специалистом ИФНС России №7 по Республике Крым, проведена проверка ООО «КЕРЧЬТРАНС» по вопросам соблюдения требований валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования по вопросу соблюдения порядка проведения валютных операций, правомерность выплаты организацией (резидентом) физическому лицу (нерезиденту) заработной платы наличными денежными средствами в рублях из кассы организации, установленного Федеральным законом от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее № 173-ФЗ).

В ходе проверки сведений о доходах физических лиц («Справка о доходах физического лица» (форма 2-НДФЛ)) за 2018 год, представленных ООО «КЕРЧЬТРАНС» ДД.ММ.ГГГГ, было установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Общество произвело выплату заработной платы иностранному гражданину (нерезиденту) на основании заключенного трудового договора наличными денежными средствами в рублях из кассы организации без использования банковских счетов в уполномоченных банках.

В ходе проверки так же установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ООО «КЕРЧЬТРАНС» заключило трудовой договор с гражданином Украины ФИО6 Согласно документам, представленным Обществом (от ДД.ММ.ГГГГ № б/н, вх. от ДД.ММ.ГГГГ), ДД.ММ.ГГГГФИО6 выплачена заработная плата за ноябрь 2018 года в наличной форме из кассы организации (резидента) в размере <данные изъяты> российских рублей, что подтверждается платежной ведомостью от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.198-199), при этом ФИО6 является нерезидентом, что подтверждается паспортом гражданина Украины и разрешением на работу (патентом) от ДД.ММ.ГГГГ серия , выданным МВД по Республике Крым (л.д.189).

Согласно приказа ООО «КЕРЧЬТРАНС» от ДД.ММ.ГГГГ, должностным лицом Общества, ответственным за соблюдение норм валютного законодательства в части исполнения обязанности выплачивать заработную плату работнику-нерезиденту исключительно в безналичной форме, на дату выплаты ДД.ММ.ГГГГ, являлась генеральный директор ФИО1 (л.д.186).

ДД.ММ.ГГГГ по данному факту главным государственным налоговым инспектором отдела камеральных проверок № 2 Межрайонной инспекции Федеральной Налоговой службы России № 7 по Республике Крым ФИО7 в отношении должностного лица ООО «КЕРЧЬТРАНС» Умеровой З.И. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.25 КоАП РФ, из которого следует, что в нарушение ч.2 ст.14 Федерального закона № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» ООО «КЕРЧЬТРАНС» осуществило незаконную валютную операцию, которая выразилась в выплате ДД.ММ.ГГГГ заработной платы за ноябрь 2018 год работнику (нерезиденту) в размере <данные изъяты> руб. в наличной форме из кассы Общества, что подтверждается платежной ведомостью от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.175-180).

Постановлением начальника Межрайонной ИФНС России №7 по Республике Крым Коноваловой Л.Н. от ДД.ММ.ГГГГ генеральный директор ООО «КЕРЧЬТРАНС» Умерова З.И. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.25 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде штрафа в размере 20000 руб. (л.д. 157-170).

Ч.1 ст.15.25 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с абз.3 ч.2 ст.14 Федерального закона от 10.12.2003 №173-Ф3 «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Закон №173-Ф3) юридические лица - резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации по договорам розничной купли-продажи товаров, выплаты в наличной валюте Российской Федерации физическим лицам - нерезидентам в порядке компенсации суммы налога на добавленную стоимость в соответствии со статьей 169.1 Налогового кодекса Российской Федерации, а также расчеты в наличной валюте Российской Федерации при оказании физическим лицам - нерезидентам на территории Российской Федерации транспортных, гостиничных и других услуг, оказываемых населению.

Согласно пп.6 и 7 ч.1 ст.1 Закона №173-Ф3 резидентами являются:

а) физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации;

б) постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства;

в) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации (в том числе профессиональные участники внешнеэкономической деятельности, включенные в перечень профессиональных участников внешнеэкономической деятельности, утвержденный в порядке, установленном Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации), за исключением иностранных юридических лиц, зарегистрированных в соответствии с Федеральным законом «О международных компаниях»;

г) находящиеся за пределами территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные подразделения резидентов, указанных в подпункте «в» настоящего пункта;

д) дипломатические представительства, консульские учреждения Российской Федерации, постоянные представительства Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях, иные официальные представительства Российской Федерации и представительства федеральных органов исполнительной власти, находящиеся за пределами территории Российской Федерации;

е) Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, которые выступают в отношениях, регулируемых настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами;

Нерезидентами в свою очередь считаются:

а) физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с подпунктами «а» и «б» пункта 6 настоящей части;

б) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;

в) организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;

г) аккредитованные в Российской Федерации дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных государств при межгосударственных или межправительственных организациях;

д) межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в Российской Федерации;

е) находящиеся на территории Российской Федерации филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения нерезидентов, указанных в подпунктах «б» и «в» настоящего пункта;

е.1) иностранные юридические лица, зарегистрированные в соответствии с Федеральным законом «О международных компаниях»;

ж) иные лица, не указанные в пункте 6 настоящей части;

8) уполномоченные банки - кредитные организации, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющие право на основании лицензий Центрального банка Российской Федерации осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте.

Согласно подп. «б» п.9 ч.1 ст.1 Закона №173-Ф3 приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа являются валютными операциями.

Ч.2 ст.14 Закона № 173-ФЗ установлено, что расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств.

Исчерпывающий перечень случаев, когда юридические лица - резиденты могут осуществлять расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации без использования банковских счетов в уполномоченных банках, предусмотрен этой же ч.2 ст.14 Закона № 173-ФЗ, а именно:

Юридические лица - резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации по договорам розничной купли-продажи товаров, а также расчёты при оказании физическим лицам - нерезидентам на территории Российской Федерации транспортных, гостиничных и других услуг, оказываемых населению.

Юридические лица - резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты с нерезидентами в наличной иностранной валюте и валюте Российской Федерации за обслуживание воздушных судов иностранных государств в аэропортах, судов иностранных государств в речных и морских портах, а также при оплате нерезидентами аэронавигационных, аэропортовых и портовых сборов на территории Российской Федерации.

Юридические лица - резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты в наличной иностранной валюте и наличной валюте Российской Федерации с нерезидентами за обслуживание воздушных судов таких юридических лиц в аэропортах иностранных государств, судов таких юридических лиц в речных и морских портах иностранных государств, иных транспортных средств таких юридических лиц во время их нахождения на территориях иностранных государств, а также при оплате такими юридическими лицами аэронавигационных, аэропортовых, портовых сборов и иных обязательных сборов на территориях иностранных государств, связанных с обеспечением деятельности таких юридических лиц.

Возможность осуществления такой валютной операции, как выплата резидентом физическому лицу - нерезиденту заработной платы наличными денежными средствами минуя счет в уполномоченных банках, валютным законодательством Российской Федерации не предусмотрена; такая операция не входит в перечень, разрешенный ч.2 ст.14 Закона №173-ФЗ, осуществление которых разрешено без использования банковских счетов в уполномоченных банках.

Согласно абз.5 ст.11 Трудового кодекса Российской Федерации, правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

С учетом изложенного, поскольку в рассматриваемом случае работник является гражданином иностранного государства - нерезидентом, реализация норм трудового права должна осуществляться с соблюдением норм Закона № 173-ФЗ, а локальные акты Общества (приказы, соглашения, договоры) не должны противоречить требованиям указанного Закона.

Таким образом, генеральный директор ООО «КЕРЧЬТРАНС» Умерова З.И. нарушила ч.2 ст.14 Закона №173-ФЗ, осуществив незаконную валютную операцию, которая выразилась в выплате ДД.ММ.ГГГГ заработной платы за ноябрь 2018 года физическому лицу – иностранному гражданину (нерезиденту) ФИО6 в размере <данные изъяты> руб.

Факт совершения генеральным директором ООО «КЕРЧЬТРАНС» Умеровой З.И. вменяемого ей административного правонарушения подтвержден совокупностью доказательств, которым судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка. Суд признал доказанным событие правонарушения, ответственность за которое установлена ч.1 ст.15.25 КоАП РФ.

Доказательств невозможности соблюдения генеральным директором ООО «КЕРЧЬТРАНС» Умеровой З.И. для предотвращения выплаты заработной платы работнику-нерезиденту в наличной форме, не предоставлено, что с учетом положений ч.2 ст.2.1 КоАП РФ свидетельствует о наличии виновности должностного лица Умеровой З.И.

Доводы, аналогичные изложенным в поданной жалобе, были предметом проверки при рассмотрении дела судьей районного суда, обоснованно отвергнуты по основаниям, приведенным в оспариваемом решении и не опровергают наличие в действиях генерального директора ООО «КЕРЧЬТРАНС» Умеровой З.И. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.25 КоАП РФ.

Оснований для признания размера назначенного должностному лицу Умеровой З.И. наказания чрезмерно завышенным, а также замене наказания на предупреждения, по материалам дела и приведенным в жалобе основаниям, не имеется.

Конституционный Суд Российской Федерации в своих постановлениях от 15.07.1999 № 11-П, от 11.03.1998 № 8-П и от 12.05.1998 № 14-П отметил, что санкции должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности.

Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, компенсационного характера применяемых санкций, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств.

Оценив конкретные обстоятельства дела, а также учитывая соразмерность назначенного наказания конституционно закрепленным целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния и причиненному им вреду, следует признать, что назначенное директору ООО «КЕРЧЬТРАНС» Умеровой З.И. наказание в виде штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч.1 ст.15.25 КоАП РФ, соответствует принципам справедливости, соразмерности и дифференцированности ответственности и носит по отношению к ней превентивный характер.

В соответствии с преамбулой Закона № 173-ФЗ целью законодательства о валютном регулировании является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации.

Нарушение должностным лицом требований валютного законодательства свидетельствует об отсутствии со стороны заявителя надлежащего контроля за соблюдением исполнения соответствующих публично-правовых обязанностей, характеризует пренебрежительное отношение заявителя к установленным правовым требованиям и предписаниям.

Постановление о привлечении директора ООО «КЕРЧЬТРАНС» Умеровой З.И. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.25 КоАП РФ, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ.

Поскольку нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении дела не допущено, оснований для отмены или изменения принятого судебного акта и постановления уполномоченного лица не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.30.2-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью «КЕРЧЬТРАНС» ФИО1 оставить без удовлетворения,

постановление начальника Межрайонной ИФНС России №7 по Республике Крым Коноваловой Л.Н. от ДД.ММ.ГГГГ и решение судьи Ленинского районного суда Республики Крым от 18 ноября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении генерального директора общества с ограниченной ответственностью «КЕРЧЬТРАНС» ФИО1, – без изменения.

Судья В.В. Агин