Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
г. Симферополь Дело № 2а-9/2018
Верховный Суд Республики Крым в составе:
судьи Верховного Суда Республики Крым Яковлева С.В.
при секретаре Ёна А.О.,
при участии представителя Общества с ограниченной ответственностью «Симферопольский камнеобрабатывающий Завод» Шалыгина Анатолия Кирилловича, представителя Симферопольского городского совета Республики Крым Шерет Фаик Мустафаевича, представителя Администрации г.Симферополя Быковской Светланы Юрьевны, прокурора Бирюк Дарьи Юрьевны,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью «Симферопольский камнеобрабатывающий завод» к Симферопольскому городскому совету Республики Крым, заинтересованные лица Глава муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым – председатель Симферопольского городского совета Агеев Виктор Николаевич, Администрация г. Симферополя Республики Крым, Муниципальное казенное учреждение Управление образования Администрации г. Симферополя Республики Крым, Муниципальное казенное учреждение Департамент городского хозяйства Администрации г. Симферополя Республики Крым, Муниципальное казенное учреждение Управление капитального строительства Администрации г. Симферополя Республики Крым, Муниципальное казенное учреждение Управление культуры и культурного наследия Администрации г. Симферополя Республики Крым, Муниципальное казенное учреждение Управление молодежи, спорта и туризма Администрации г. Симферополя Республики Крым о признании недействующим в части нормативно-правового акта, выслушав пояснения представителей участников процесса, явившихся в судебное заседание, прокурора,
У С Т А Н О В И Л :
На 7 сессии 1 созыва 04 декабря 2014 года Симферопольским городским советом (далее Совет) было принято решение № 102 «О вопросах правопреемства», в пункте 11 которого была определено, что в соответствии с Федеральным конституционным законом от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» правопреемником в отношении договорных обязательств, заключенных органами местного самоуправления, действующими на территории Республики Крым на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и территории которых отнесены к территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, а также иных документов, предусмотренных статьёй 12 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», выступает согласно подпункту 11.1 председатель Симферопольского городского совета - в отношении действующих договорных обязательств по вопросам международных связей,
Согласно подпункту 11.2 Симферопольский городской совет Республики Крым, Администрация города Симферополя Республики Крым - в отношении действующих договорных обязательств по вопросам межмуниципального сотрудничества в пределах компетенции,
Согласно подпункту 11.3 Администрация города Симферополя Республики Крым:
По следующим договорам, заключенным органами местного самоуправления, действующими на территории Республики Крым на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и территории которых отнесены к территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым:
- по договорам, подтверждающим право собственности, право пользования;
- по договорам, предметом которых является поступление средств в бюджет муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым;
- по договорам о закупке товаров, работ и услуг за бюджетные средства, заключенным по результатам проведения процедур государственных закупок в порядке, установленном законодательством на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, с учетом положений настоящего решения ( часть 11.3.1),
По иным договорам и документам, предусмотренным статьёй 12 Федерального конституционного закона от 21марта 2014года N 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», в пределах полномочий Администрации города Симферополь Республики Крым и ее структурных подразделений и должностных лиц с учетом положений настоящего решения ( часть 11.3.2).
Согласно подпункту 11.4. Отраслевые (функциональные) органы Администрации города Симферополя Республики Крым, созданные с правами юридического лица, - по соответствующим договорам исполнительных органов (за исключением исполнительных комитетов) представительных органов местного самоуправления, действующих на территории Республики Крым на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и территории которых отнесены к территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, в соответствии с Приложением 4 к настоящему решению.
На момент обращения Общества с ограниченной ответственностью «Симферопольский камнеобрабатывающий завод» с административным исковым заявлением в указанное решение были внесены изменения, согласно которым пункт 11 имел следующую редакцию:
« Определить, что в соответствии с Федеральным конституционным законом от 21марта2014 года N 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» правопреемником в отношении договорных обязательств, заключенных органами местного самоуправления, действующими на территории Республики Крым на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и территории которых отнесены к территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, а также иных документов, предусмотренных статьёй 12 Федерального конституционного закона от 21 арта 2014 года N 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», выступает:
- по договорам, подтверждающим право собственности, право пользования;
- по договорам, предметом которых является поступление средств в бюджет муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым;
- по договорам о закупке товаров, работ и услуг за бюджетные средства, заключенным по результатам проведения процедур государственных закупок в порядке, установленном законодательством на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, с учетом положений настоящего решения.
Указанное решение было в установленный срок размещено на официальном сайте Симферопольского городского совета (www.simgov.ru) и опубликовано в газете «Южная столица»
Общество с ограниченной ответственностью «Симферопольский камнеобрабатывающий завод» обратилось в Железнодорожный районный суд г.Симферополя Республики Крым с административным исковым заявлением, в котором просило признать недействующим пункт 11 Решения 7 сессии 1 созыва Симферопольского городского совета Республики Крым № 102 от 04 декабря 2014 года «О вопросах правопреемства».
Определением судьи Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 10 октября 2017 года по делу № 2а-1955/2017 принято административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью «Симферопольский камнеобрабатывающий завод» к Симферопольскому городскому совету Республики Крым о признании нормативно-правового акта недействующим в части и назначено предварительное судебное заседание по делу.
Определением судьи Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 03 ноября 2017 года по делу № 2а-1955/2017 дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Симферопольский камнеобрабатывающий завод» к Симферопольскому городскому совету Республики Крым о признании нормативно-правового акта недействующим в части передано на рассмотрение в Верховный Суд Республики Крым.
Определением Верховного Суда Республики Крым от 06 декабря 2017 года по делу № 2а-37/2017 принято к рассмотрению Верховного Суда Республики Крым административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью «Симферопольский камнеобрабатывающий завод» к Симферопольскому городскому совету Республики Крым о признании недействующим в части нормативно-правового, окончено предварительное разбирательство, административное дело № 2а-37/2017 признано подготовленным к судебному разбирательству, назначено судебное разбирательство по делу.
Определениями Верховного Суда Республики Крым от 08 декабря 2017г. и от 21 декабря 2017 года по делу № 2а-37/2017 привлечены заинтересованными лицами Глава муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым – председатель Симферопольского городского совета Агеев Виктор Николаевич, Администрация г. Симферополя Республики Крым, Муниципальное казенное учреждение Управление образования Администрации г. Симферополя Республики Крым, Муниципальное казенное учреждение Департамент городского хозяйства Администрации г. Симферополя Республики Крым, Муниципальное казенное учреждение Управление капитального строительства Администрации г. Симферополя Республики Крым, Муниципальное казенное учреждение Управление культуры и культурного наследия Администрации г. Симферополя Республики Крым, Муниципальное казенное учреждение Управление молодежи, спорта и туризма Администрации г.Симферополя Республики Крым.
В судебном заседании, которое состоялось 16 февраля 2018 года, представитель Общества с ограниченной ответственностью «Симферопольский камнеобрабатывающий завод» (далее истец) настаивал на удовлетворении административного искового заявления, представитель Симферопольского городского совета Республики Крым (далее Совет) и представитель Администрации г. Симферополя Республики Крым ( далее Администрация) возражали против удовлетворения административного искового заявления.
Прокурор в судебном заседании 16 февраля 2017 года представил заключение, другие участники процесса явку своих представителей в судебные заседания не обеспечили, о днях и времени их проведения были извещены надлежащим образом.
Верховный Суд Республики Крым в судебном заседании 16 февраля 2018 года, действуя в соответствии с положениями пункта 3 части 1 статьи 128, частей 2, 3 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), прекратил производство по делу в части признания недействующими подпунктов 11.1, 11.2, 11.4, частей 11.3.2, 11.3.3 подпункта 11.3 пункта 11 Решения 7 сессии 1 созыва Симферопольского городского совета Республики Крым № 102 от 04 декабря 2014 года «О вопросах правопреемства».
Исследовав материалы дела, изучив доводы искового заявления, выслушав пояснения участников процесса, представители которых явились в судебное заседание, заключение прокурора, Верховный Суд Республики Крым пришел к следующим выводам.
Как указано выше, материалы дела свидетельствуют о том, что на 7 сессии 1 созыва 04 декабря 2014 года Симферопольским городским советом было принято решение № 102 «О вопросах правопреемства» ( далее Решение №102), в части 11.3.1 подпункта 11.3 пункта 11 которого была определено, что в соответствии с Федеральным конституционным законом от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» правопреемником в отношении договорных обязательств, заключенных органами местного самоуправления, действующими на территории Республики Крым на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и территории которых отнесены к территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, а также иных документов, предусмотренных статьёй 12 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», выступает Администрация города Симферополя Республики Крым по договорам, заключенным органами местного самоуправления, действующими на территории Республики Крым на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и территории, которых отнесены к территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, подтверждающим право собственности, право пользования; по договорам, предметом которых является поступление средств в бюджет муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым; по договорам о закупке товаров, работ и услуг за бюджетные средства, заключенным по результатам проведения процедур государственных закупок в порядке, установленном законодательством на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, с учетом положений настоящего решения.
В соответствии с положениями части 8 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет, в том числе, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление, соблюдены ли требования по форме и виду, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты, соблюдена ли процедура принятия оспариваемого нормативно-правового акта.
Истец, обращаясь в Верховный Суд Республики Крым с административным исковым заявлением о признании недействующим в части Решения №102, представил доказательства того, что в Арбитражном суде Республики Крым слушалось дела № А83-6880/2017 по исковому заявлению Администрации о взыскании с него задолженности по договору аренды земельного участка от 29 ноября 2011 года, основанием для обращения с которым явились положения части 11.3.1 подпункта 11.3 пункта 11 указанного решения. По результатам рассмотрения этого искового заявления Арбитражным судом Республики Крым 01 ноября 2017 года по делу № А83-6880/2017 было принято решение о частичном удовлетворении заявленных требований.
Изучив указанные обстоятельства, Верховный Суд Республики Крым пришел к выводу о том, что нашел подтверждения факт нарушения прав и законных интересов истца принятием Советом Решения №102.
Согласно пункту 19 Пленума Верховного суда Российской Федерации №48 от 29 ноября 2007 года «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» при проверке порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта, суду также необходимо выяснять, соблюдены ли существенные положения нормативного правового акта, регулирующие процедуру принятия актов данного вида.
Согласно статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Материалы дела свидетельствуют о том, что решением 1 сессии 1 созыва Симферопольского городского совета №7 от 9 сентября 2014 года «О наделении Симферопольского городского совета правом юридического лица» представительный орган муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым - Симферопольский городской совет наделен правами юридического лица. Решением Совета № 61 от 13 ноября 2014 года принят Устав муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым ( далее Устав), согласно части 6 статьи 27 которого Совет по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами Республики Крым, Уставом, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, по вопросам организации его деятельности.
Решением Совета от 31 октября 2014 года №60 утвержден Регламент Симферопольского городского совета (далее Регламент), согласно статье 64 которого городской совет в переделах своей компетенции принимает правые акты нормативного и ненормативного характера.
В материалы дела представлены доказательства того, что Советом Решение №102 было принято в соответствии с процедурой, установленной Регламентом и Уставом, на 1 сессии Симферопольского городского совета большинством голосов от установленной численности его депутатов, подписано председателем Симферопольского городского совета.
В силу изложенного Верховный Суд Республики Крым приходит к выводу о том, что материалами дела подтверждается соблюдение Советом порядка принятия оспариваемого в части Решения №102.
В соответствии с пунктом 24 Пленума Верховного суда Российской Федерации №48 от 29ноября 2007 года «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», если судом будет установлено, что оспариваемый акт принят в пределах полномочий органа или должностного лица с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, суду следует проверить, соответствует ли содержание акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Истец в своем административном исковом заявлении указывает на то, что установленные пунктом 11 Решения №102 положения, согласно которым Администрация г. Симферополя является правопреемником по договорам, заключенным органами местного самоуправления, действующими на территории Республики Крым на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и территории которых отнесены к территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, подтверждающим право собственности, право пользования, а также по договорам, предметом которых является поступление средств в бюджет муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, о закупке товаров, работ и услуг за бюджетные средства, заключенным по результатам проведения процедур государственных закупок в порядке, установленном законодательством на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, противоречат положения Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующих основания возникновения гражданских прав и обязанностей, понятие сторон в обязательстве, перемену лиц в обязательстве, а также вопросы правопреемства при реорганизации (ликвидации) юридических лиц.
Изучив обоснование административного искового заявления, материалы дела, Верховный Суд Республики Крым находит указанные утверждения истца ошибочными в силу следующих обстоятельств.
Согласно ст. 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление.
В Постановлении от 26 апреля 2016 года N 13-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что Конституция Российской Федерации, исходя из понимания местного самоуправления как одной из основ конституционного строя Российской Федерации, являющейся демократическим правовым государством, признает и гарантирует самостоятельность местного самоуправления в пределах его полномочий и предусматривает, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (статья 12). В развитие этих положений Конституция Российской Федерации закрепляет, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением непосредственно и через представительство в органах местного самоуправления вопросов местного значения (статья 130); органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, решают иные вопросы местного значения, а также могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Конституционное предназначение местного самоуправления, приоритет которого - решение социально-экономических задач в пределах муниципального образования как территории совместной жизнедеятельности населения, определяется, вместе с тем, целями наиболее эффективной реализации вытекающих из статей 2, 7 (часть 1) и 9 (часть 1) Конституции Российской Федерации задач по соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина, созданию условий для достойной жизни и свободного развития человека; органы же местного самоуправления, будучи организационно-правовым выражением власти местного сообщества как первичного субъекта права на местное самоуправление, призваны обеспечивать в рамках полномочий, возложенных на местное самоуправление в соответствии с Конституцией Российской Федерации, реализацию воли населения городских, сельских поселений и других территорий, на которых оно осуществляется, на основе обеспечения баланса общегосударственных, региональных и местных интересов.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, установлены Федеральным законом № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Закон №131-ФЗ ).
Согласно части 1 статьи 1 Закона №131-ФЗ местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.
Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций ( часть2 статьи 1 Закона №131-ФЗ).
Правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты ( часть1 статьи 4 Закона №131-ФЗ).
Статьёй 1 Федерального Конституционного закона Российской Федерации от 21.03.2014г. № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее Закон № 6-ФКЗ) закреплено, что Республика Крым принимается в Российскую Федерацию в соответствии с Конституцией Российской Федерации и на основании указанного Закона.
Со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым в составе Российской Федерации образуются новые субъекты - Республика Крым и город федерального значения Севастополь ( часть 1 статьи 2 Закона № 6-ФКЗ ).
Согласно части 1 статьи 19 Закона № 6-ФКЗ местное самоуправление на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о местном самоуправлении с учетом особенностей, установленных для городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, а также в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
На территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя формируются органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами соответственно Республики Крым и города федерального значения Севастополя. До завершения формирования этих органов местное самоуправление на указанных территориях осуществляется органами местного самоуправления, действующими на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов ( часть 2 статьи 19 Закона № 6-ФКЗ).
Согласно части 1 статьи 23 Закона № 6-ФКЗ законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
В соответствии с Федеральным конституционным законом от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», с целью урегулирования вопросов осуществления местного самоуправления на территории Республики Крым Государственным Советом Республики Крым30 апреля 2014 года принятоПостановление №2082-6/14 «О вопросах урегулирования осуществления местного самоуправления на территории Республики Крым в переходный период» ( далее Постановление №2082-6/14), согласно п.1 которого до завершения формирования на территории Республики Крым органов местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательными и нормативными правовыми актами Республики Крым полномочия по решению в соответствии с законодательством Российской Федерации вопросов, относящихся к компетенции органов местного самоуправления, осуществляют на соответствующих территориях органы местного самоуправления, действовавшие на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов (далее - органы местного самоуправления), в объеме прав и обязанностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, законодательными и нормативными правовыми актами Республики Крым, актами органов местного самоуправления, и с учетом критериев отнесения соответствующих территорий к определенному виду муниципального образования в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ( часть 1.1).
Согласно части 1.2 пункта 1 Постановления №2082-6/14 представительным органам местного самоуправления предписано обеспечивать осуществление полномочий, отнесенных к компетенции представительных органов муниципальных образований в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также законодательными и нормативными правовыми актами Республики Крым, актами органов местного самоуправления.
Государственным Советом Республики Крым 11 апреля 2014 года принята Конституция Республики Крым, в статье 8 которой определено, что в Республике Крым признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Согласно части 2 статьи 88 Конституции Республики Крым местное самоуправление в Республике Крым обеспечивает в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законом, настоящей Конституцией и законом Республики Крым самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов и других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.( часть 3 статьи 88 Конституции Республики Крым)
В соответствии со статьёй 92 Конституции Республики Крым организация местного самоуправления в Республике Крым, полномочия и порядок деятельности органов местного самоуправления определяются законом Республики Крым в соответствии с федеральным законом.
Государственным Советом Республики Крым 05 июня 2014 г. принят Закон Республики Крым №17- ЗРК «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Республике Крым» (далее закон №17-ЗРК), которым установлена процедура избрания депутатов представительных органов муниципального образования в Республике Крым порядок участия гражданин Российской Федерации в этих выборах.
В статье 100 Закона №17-ЗРК определено, выборы депутатов представительных органов городских округов, городских и сельских поселений первого созыва в Республике Крым проводятся 14 сентября 2014 года.
Согласно статьи 1 Закона Республики Крым от 21 августа 2014 года № 54-ЗРК «Об основах местного самоуправления в Республике Крым» ( далее Закон №54-ЗРК) местное самоуправление в Республике Крым - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами Республики Крым, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения, с учетом исторических и иных местных традиций.
Частью 1 статьи 3 Закон №54-ЗРК определено, что правовую основу местного самоуправления в Республике Крым составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другие федеральные законы и нормативные правовые акты Российской Федерации, Конституция Республики Крым, настоящий Закон, иные законы и нормативные правовые акты Республики Крым, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.
При рассмотрении настоящего дела Верховным Судом Республики Крым установлено, что при проведении выборов в порядке, предусмотренном Законом №17-ЗРК, 14 сентября 2014 года были избраны депутаты Симферопольского городского совета 1 созыва - представительного орган муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым.
Решением 1 сессии 1 созыва Симферопольского городского совета №7 от 9 сентября 2014 года «О наделении Симферопольского городского совета правом юридического лица» представительный орган муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым - Симферопольский городской совет - наделен правами юридического лица.
Решением 1 сессии 1 созыва Симферопольского городского совета №8 от 9 сентября 2014 года « О ликвидации Симферопольского городского совета», было ликвидировано юридическое лицо Симферопольский городской совет, зарегистрированное по адресу: <адрес> (код ЕГРПОУ №) – орган местного самоуправления, избранный в соответствии с законодательством, действовавшим на территории Республики Крым до 18 марта 2014 года и осуществлявший до избрания органов местного самоуправления во исполнение требований Постановления №2082-6/14 полномочия, отнесенные к компетенции представительных органов муниципальных образований в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В дальнейшем на 7 сессии 1 созыва 04 декабря 2014 года Симферопольским городским советом было принято решение № 102 «О вопросах правопреемства»), в части 11.3.1 подпункта 11.3 пункта 11 которого была определено, что в соответствии с Федеральным конституционным законом от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» правопреемником в отношении договорных обязательств, заключенных органами местного самоуправления, действующими на территории Республики Крым на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и территории которых отнесены к территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, а также иных документов, предусмотренных статьёй 12 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», выступает Администрация города Симферополя Республики Крым по договорам, заключенным органами местного самоуправления, действующими на территории Республики Крым на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и территории, которых отнесены к территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, подтверждающим право собственности, право пользования; по договорам, предметом которых является поступление средств в бюджет муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым; по договорам о закупке товаров, работ и услуг за бюджетные средства, заключенным по результатам проведения процедур государственных закупок в порядке, установленном законодательством на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, с учетом положений настоящего решения.
Изучив указанные обстоятельства, Верховный Суд Республики Крым приходит к выводу, что Совет, будучипо своему конституционно-правовому статусу органом публично-территориальной самоорганизации населения муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, как первичного субъекта права на местное самоуправление, избранным согласно указанных выше положений Закона №17-ЗРК, исполняя компетенцию, предусмотренную Законом №131-ФЗ и Законом № 54-ЗРК, и завершая процедуру, установленную Постановлением №2082-6/14, принял решение №102, фактически разрешив вопрос дальнейшего управления муниципальной собственностью с целью, в том числе, непрерывности формирования местного бюджета для решение социально-экономических задач в пределах муниципального образования, как территории совместной жизнедеятельности населения г.Симферополя.
При этом материалы дела свидетельствуют о том, что ликвидация Симферопольского городского совета, являвшегося органом местного самоуправления, избранного в соответствии с законодательством, действовавшим на территории Республики Крым до 18 марта 2014 года, была необходима для непрерывности исполнения предназначения местного самоуправления, приоритетом деятельности которого является решение социально-экономических задач в пределах муниципального образования с цель наиболее эффективной реализации вытекающих из Конституции Российской Федерации и Конституции Республики Крым задач по созданию условий для достойной жизни и свободного развития человека, а не исключительно в силу положений Гражданского кодекса Российской Федерации, на нарушение которых указано в исковом заявлении.
В силу изложенного, на основании системного анализа приведенных выше норм права в совокупности с установленными в судебных заседаниях обстоятельствами Верховных Суд Республики Крым приходит к выводу, что Совет, принимая решение №102, действовал в пределах своей компетенции, реализуя предоставленные ему полномочий, вследствие чего указанный акт федеральному законодательству не противоречит.
Вопрос о целесообразности принятия оспариваемой части Решения №102 Верховным Судом Республики Крым не обсуждался, поскольку это относится к исключительной компетенции Совета.
Доводы истца о необоснованности расчета Администрацией суммы задолженности по арендной плате подлежат изучению при рассмотрении соответствующих дел в порядке, предусмотренном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, либо являются поводом для его обращения в суд в порядке искового производства за защитой субъективного права или за освобождением от юридической обязанности с использованием способов защиты и восстановления нарушенного права, перечисленных в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Существенное отличие порядка уплаты арендной платы, установленного законодательством Российской Федерации, от процедуры внесения этих платежей, действовавшей на территории Республики Крым до 18 марта 2014 года, не является доказательством нарушения Советом норм федерального законодательства при принятии решения №102.
В силу изложенного Верховный Суд Республики Крым приходит к выводу, что отсутствуют основания для удовлетворения требований в части признания недействующей части 11.3.1 подпункта 11.3 пункта 11 ст. 6 Закона№139-ЗРК/2015.
Руководствуясь статьями 175-180, 214,215, 295,296 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Крым,
Р Е Ш И Л :
Отказать в удовлетворении административного искового заявления Общества с ограниченной ответственностью «Симферопольский камнеобрабатывающий завод» к Симферопольскому городскому совету Республики Крым, заинтересованные лица Глава муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым – председатель Симферопольского городского совета Агеев Виктор Николаевич, Администрация г. Симферополя Республики Крым, Муниципальное казенное учреждение Управление образования Администрации г. Симферополя Республики Крым, Муниципальное казенное учреждение Департамент городского хозяйства Администрации г. Симферополя Республики Крым, Муниципальное казенное учреждение Управление капитального строительства Администрации г. Симферополя Республики Крым, Муниципальное казенное учреждение Управление культуры и культурного наследия Администрации г. Симферополя Республики Крым, Муниципальное казенное учреждение Управление молодежи, спорта и туризма Администрации г. Симферополя Республики Крым о признании недействующим в части решения 7 сессии 1 созыва 04 декабря 2014 года Симферопольским городским советом № 102 «О вопросах правопреемства».
Решение суда может быть обжаловано и опротестовано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
В окончательной форме решение принято 19 февраля 2018 года
Судья подпись С.В. Яковлев
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>