Дело № 21-272/2022
Р Е Ш Е Н И Е
15 марта 2022 года гор. Симферополь
Судья Верховного Суда Республики Крым Тимошенко Е.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу заместителя начальника Межрайонной ИФНС России № 6 по Республике Крым ФИО2 на решение Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 08 декабря 2021 года № 12-718/2021,
у с т а н о в и л :
постановлением и.о. начальника Межрайонной ИФНС России № 6 по Республике Крым ФИО2 от 30 августа 2021 года, генеральный директор ООО «Ломбард Максимум» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного по ч. 1 ст. 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 4000 рублей.
Данное постановление должностного лица обжаловано в судебном порядке.
Решением Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 08 декабря 2021 года № 12-718/2021 жалоба ФИО3 удовлетворена. Постановление должностного лица от 30 августа 2021 года отменено. Производство но делу об административном правонарушении в отношении генерального директора ООО «Ломбард Максимум» ФИО3 прекращено на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
Не согласившись с указанным решением суда, заместитель начальника Межрайонной ИФНС России № 6 по Республики Крым ФИО2 подала жалобу в Верховный Суд Республики Крым, в которой просит решение суда отменить, как незаконное.
Жалоба мотивирована тем, что производство по делу судом первой инстанции прекращено необоснованно, поскольку сроки давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации вмененное ФИО3, составляет один год, ссылаясь при этом на ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ.
Проверив доводы жалобы, изучив материалы дела, заслушав пояснения защитника ФИО3 - Гайдука Е.А., прихожу к следующим выводам.
В соответствии со ст.ст. 24.1, 26.1, 26.2 КоАП РФ по делу об административном правонарушении обстоятельства правонарушения должны быть выяснены всесторонне, полно, объективно и своевременно в их совокупности. Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность данного лица в его совершении и другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
По делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно статье 7 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ "О центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, издает в форме указаний, положений и инструкций нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.
В соответствии со ст. 82.3 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Банк России устанавливает правила наличных расчетов, включая ограничения наличных расчетов между юридическими лицами, а также расчетов с участием граждан, связанных с осуществлением ими предпринимательской деятельности.
Правила наличных расчетов в Российской Федерации в валюте Российской Федерации, а также в иностранной валюте с соблюдением требований валютного законодательства Российской Федерации установлены Указанием Банка России от 09.12.2019 № 5348-У "О правилах наличных расчетов".
Согласно пункту 1 указания Банка России от 09.12.2019 № 5348-У "О правилах наличных расчетов" наличные расчеты в валюте Российской Федерации, а также в иностранной валюте с соблюдением требований валютного законодательства Российской Федерации между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (далее - участники наличных расчетов), а также между участниками наличных расчетов и физическими лицами осуществляются за счет наличных денег, поступивших в кассу участника наличных расчетов с его банковского счета, за исключением случаев, указанных в настоящем пункте.
Участники наличных расчетов вправе расходовать поступившие в их кассы наличные деньги в валюте Российской Федерации за проданные ими товары, выполненные ими работы и (или) оказанные ими услуги, а также наличные деньги в валюте Российской Федерации, полученные в качестве страховых премий; полученные по договору займа (по договору передачи личных сбережений) (в случае, если участником наличных расчетов является микрофинансовая организация, ломбард, сельскохозяйственный кредитный потребительский кооператив, кредитный потребительский кооператив); полученные в качестве возврата основной суммы долга, процентов и (или) неустойки (штрафа, пени) по договору займа (в случае, если участником наличных расчетов является микрофинансовая организация, ломбард, сельскохозяйственный кредитный потребительский кооператив, кредитный потребительский кооператив); полученные в качестве паевых взносов (в случае, если участником наличных расчетов является сельскохозяйственный кредитный потребительский кооператив, кредитный потребительский кооператив), на следующие цели:
выплаты работникам, включенные в фонд заработной платы, и выплаты социального характера;
выплата страховых возмещений (страховых сумм) по договорам страхования физическим лицам, уплатившим ранее страховые премии наличными деньгами;
выдача наличных денег на личные (потребительские) нужды индивидуального предпринимателя, не связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности;
оплата товаров (кроме ценных бумаг), работ, услуг;
выдача наличных денег работникам под отчет;
возврат денежных средств за оплаченные ранее наличными деньгами и возвращенные товары, невыполненные работы, неоказанные услуги;
выдача наличных денег при осуществлении операций банковского платежного агента (субагента) в соответствии с требованиями статьи 14 Федерального закона от 27 июня 2011 года № 161-ФЗ "О национальной платежной системе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 27, ст. 3872; 2018, №27, ст. 3952) (далее - Федеральный закон "О национальной платежной системе");
выдача займов, возврат привлеченных займов, уплата процентов и (или) неустоек (штрафов, пени) по привлеченным займам микрофинансовой организацией, ломбардом - в сумме, не превышающей 50 тысяч рублей по одному договору займа, но не более чем 1 миллион рублей в течение одного дня в расчете на микрофинансовую организацию (ее обособленное подразделение), ломбард (его обособленное подразделение);
выдача займов, возврат привлеченных займов, возврат средств по договорам передачи личных сбережений, плата за использование денежных средств по договорам передачи личных сбережений, уплата процентов и (или) неустоек (штрафов, пени) по привлеченным займам, по договорам передачи личных сбережений, выплата сумм паенакоплений (пая) кредитным потребительским кооперативом, сельскохозяйственным кредитным потребительским кооперативом - в сумме, не превышающей 100 тысяч рублей по каждому из перечисленных договоров, по каждому паенакоплению (паю), но не более чем 2 миллиона рублей в течение одного дня в расчете на кредитный потребительский кооператив (его обособленное подразделение), сельскохозяйственный кредитный потребительский кооператив (его обособленное подразделение).
Уполномоченный представитель юридического лица сдает наличные деньги в банк или в организацию, входящую в систему Банка России, осуществляющую перевозку наличных денег, инкассацию наличных денег, операции по приему, пересчету, сортировке, формированию и упаковке наличных денег клиентов банка (организация, входящая в систему Банка России), для зачисления их сумм на банковский счет юридического лица (пункт 3 Указания № 3210-У).
На основании пункта 4 Указания № 3210-У кассовые операции ведутся в кассе кассовым или иным работником, определенным руководителем юридического лица, индивидуальным предпринимателем или иным уполномоченным лицом из числа своих работников, с установлением ему соответствующих должностных прав и обязанностей, с которыми кассир должен ознакомиться под роспись.
Согласно пунктам 4.1 и 4.6 Указаний № 3210-У индивидуальными предпринимателями, ведущими в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения либо физических показателей, характеризующих определенный вид предпринимательской деятельности, кассовые документы могут не оформляться, а также такие индивидуальные предприниматели могут не вести кассовую книгу.
В соответствии с пунктом 4.1 Указания № 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства", кассовые операции оформляются приходными кассовыми ордерами, расходными кассовыми ордерами.
В силу пункта 5 данных Указаний прием наличных денег юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, в том числе от лица, с которым заключен трудовой договор или договор гражданско-правового характера, проводится по приходным кассовым ордерам 0310001.
Пунктом 5.3 Указаний Банка России от 11.03.2014 года № 3210-У определено, что прием в кассу юридического лица наличных денег, сдаваемых обособленным подразделением, а также изъятых из автоматического устройства, осуществляется по приходному кассовому ордеру 0310001.
В соответствии с пунктом 6 Указания № 3210-У выдача наличных денег индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства проводится по расходным кассовым ордерам.
Согласно пункту 6.4 Указаний Банка России от 11.03.2014 года № 3210-У выдача из кассы юридического лица обособленному подразделению наличных денег, необходимых для проведения кассовых операций, а также для загрузки автоматического устройства, осуществляется по расходному кассовому ордеру 0310002.
Частью 1 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.
Положениями указанной статьи предусмотрена ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов. Данная норма предусматривает ответственность за любые нарушения порядка работы с денежной наличностью, а также за ограниченный перечень нарушений порядка ведения кассовых операций.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, при проведении налоговым органом проверки 01.07.2021 года в ООО «Ломбард Максимум» (адрес регистрации юридического лица <адрес>) за период времени 01.10.2020 года по 31.05.2021 года установлены факты выдачи займов физическим лицам-заемщикам в рамках одного договора в размере превышающем 50000 рублей.
Ответственным за ведение кассовых операций, оформление и подписание кассовых документов является генеральный директор ООО «Ломбард Максимум» ФИО3
Постановлением и.о. начальника Межрайонной ИФНС России № 6 по Республике Крым ФИО2 от 30 августа 2021 года генеральный директор ООО «Ломбард Максимум» ФИО3 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного по ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ.
Отменяя постановление должностного лица и прекращая производство по делу об административном правонарушении, судья районного суда исходил из того, что в силу части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, срок давности привлечения к административной ответственности за вмененное ФИО3 административное правонарушение, выразившееся в нарушении нормативно-правовых актов в области кассовой дисциплины, а не в сфере применения контрольно-кассовой техники, составляет два месяца.
Не согласившись с указанным решением суда, заместитель начальника Межрайонной ИФНС России № 6 по Республики Крым ФИО2 подала жалобу в Верховный Суд Республики Крым, в которой просит решение суда отменить, как незаконное, утверждая, что в рассматриваемом случае срок давности привлечения к административной ответственности составляет один год.
Так, в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" законодательство Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники состоит из настоящего Федерального закона и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов.
Как следует из материалов дела, в рассматриваемом случае инспекцией вменяется ФИО3 нарушения Указаний ЦБ РФ № 5348-У и Указаний ЦБ РФ № 3210-У.
Из содержания Указаний ЦБ РФ № 5348-У и № 3210-У не следует, что данные нормативные акты относятся к законодательству Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники. Названные нормативные документы не приняты в соответствии с Федеральным законом от 22.05.2003 № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" и не касаются правил применения контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации.
Как верно отметил суд первой инстанции, в настоящем деле предметом исследования является нарушение нормативных правовых актов в области финансов и кассовой дисциплины, а не в сфере применения контрольно-кассовой техники.
Таким образом, в рассматриваемом случае налоговый орган был обязан руководствоваться общим сроком давности привлечения к административной ответственности, составляющим 2 месяца, и который истек на момент вынесения постановления.
В этой связи, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом судьи районного суда о том, что двухмесячный срок давности привлечения к административной ответственности на момент вынесения инспекцией постановления от 30.08.2021 года истек.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 08 декабря 2021 года № 12-718/2021 не имеется.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП Российской Федерации, Верховный Суд Республики Крым,
р е ш и л:
жалобу заместителя начальника Межрайонной ИФНС России № 6 по Республики Крым ФИО2 на решение Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 08 декабря 2021 года № 12-718/2021 - оставить без удовлетворения.
Решение Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 08 декабря 2021 года № 12-718/2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ, в отношении генерального директора ООО «Ломбард Максимум» ФИО1 - оставить без изменения.
Решение может быть пересмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 30.12-30.19 КоАП РФ.
Судья <данные изъяты> Е.Г. Тимошенко
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>