НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым) от 13.03.2020 № 2А-13/20

Дело № 2а-13/2020

(2а-145/2019)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Симферополь 13 марта 2020 г.

Верховный Суд Республики Крым в составе:

судьи Верховного Суда

Республики Крым Хожаиновой О.В.,

при секретаре Колесник Е.А.,

с участием прокурора отдела прокуратуры Республики Крым - прокурора отдела прокуратуры Республики Крым юриста 1 класса Алескерова Д.А.,

представителя административного ответчика Федорчуковой Ю.Я.,

представителей заинтересованных лиц Тихончук С.Г., Игнатьевой Т.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Республики Крым в защиту прав неопределённого круга лиц и интересов Российской Федерации к Службе по экологическому и технологическому надзору Республики Крым о признании недействующим приказа начальника Службы по экологическому и технологическому надзору Республики Крым от 28 июля 2015 года № 113 «Об утверждении Порядка организации работ по регистрации электротехнических лабораторий», с учётом изменений, внесённых приказами начальника Службы по экологическому и технологическому надзору Республики Крым от 14 июня 2016 года № 234 «О внесении изменений в приказ Службы по экологическому и технологическому надзору Республики Крым от 28 июля 2015 года № 113 «Об утверждении Порядка организации работ по регистрации электротехнических лабораторий» и от 18 января 2019 года № 23-п «О внесении изменений в приказ Службы по экологическому и технологическому надзору Республики Крым от 28 июля 2015 года № 113 «Об утверждении Порядка организации работ по регистрации электротехнических лабораторий»,

с участием заинтересованных лиц Совета министров Республики Крым, Межрегионального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Республике Крым и г. Севастополю, Управления министерства юстиции Российской Федерации по Республике Крым, Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, начальника Службы по экологическому и технологическому надзору Республики Крым Козлова Павла Николаевича,

установил:

пунктом 1 приказа начальника Службы по экологическому и технологическому надзору Республики Крым от 28 июля 2015 года № 113 утверждён Порядок организации работ по регистрации электротехнических лабораторий (далее – Порядок). В указанный Порядок и приложения к нему внесены изменения приказами начальника Службы по экологическому и технологическому надзору Республики Крым от 14 июня 2016 года № 234 «О внесении изменений в приказ Службы по экологическому и технологическому надзору Республики Крым от 28 июля 2015 года № 113 «Об утверждении Порядка организации работ по регистрации электротехнических лабораторий» (далее – Приказ от 14 июня 2016 года № 234) и от 18 января 2019 года № 23-п «О внесении изменений в приказ Службы по экологическому и технологическому надзору Республики Крым от 28 июля 2015 года № 113 «Об утверждении Порядка организации работ по регистрации электротехнических лабораторий» (далее – Приказ от 18 января 2019 года № 23-п).

Нормативный правовой акт опубликован в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования «Интернет» на официальном портале Правительства Республики Крым в разделе Службы по экологическому и технологическому надзору Республики Крым (далее - Крымтехнадзор) 28 июля 2015 г. (https://set.rk.gov.ru/ru/document/show/226), Приказ от 14 июня 2016 г. № 234 опубликован 14 июня 2016 г. (https://set.rk.gov.ru/ru/document/show/242), а Приказ от 18 января 2019 г. № 23-п - 21 января 2019 г. (https://set.rk.gov.ru/ru/document/show/539).

Заместитель прокурора Республики Крым старший советник юстиции Черневич С.Б. в порядке главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обратился в Верховный Суд Республики Крым с административным исковым заявлением, в защиту прав неопределённого круга лиц и интересов Российской Федерации, в котором просил признать недействующим с момента вступления решения суда в законную силу приказ начальника Службы по экологическому и технологическому надзору Республики Крым от 28 июля 2015 г. №113 «Об утверждении Порядка организации работ по регистрации электротехнических лабораторий», с учётом изменений, внесённых приказами начальника Службы по экологическому и технологическому надзору Республики Крым от 14 июня 2016 г. № 234 «О внесении изменений в приказ Службы по экологическому и технологическому надзору Республики Крым от 28 июля 2015 года № 113 «Об утверждении Порядка организации работ по регистрации электротехнических лабораторий» и от 18 января 2019 г. № 23-п «О внесении изменений в приказ Службы по экологическому и технологическому надзору Республики Крым от 28 июля 2015 г. № 113 «Об утверждении Порядка организации работ по регистрации электротехнических лабораторий», как противоречащий требованиям пункта «е» части 1 статьи 1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», частям 1, 2 статьи 4, части 4 статьи 21, части 1 статьи 29.1 Федерального закона от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», пункту 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», Федеральному закону от 6 апреля 2015 г. № 82-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены обязательности печати хозяйственных обществ», пункту 39.1 Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок, утверждённых приказом Минтруда России от 24 июля 2013 г. №328н.

В обоснование доводов административного искового заявления указано, что нормативный правовой акт принят за пределами компетенции, противоречит требованиям федерального законодательства и подлежит признанию недействующим. Федеральное законодательство не предусматривает наделение органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочиями по нормативному правовому регулированию порядка регистрации электротехнических лабораторий. Согласно пункту 39.1 Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок испытательные установки (электролаборатории) должны быть зарегистрированы в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем федеральный государственный энергетический надзор. Регистрация проводится в соответствии с Инструкцией о порядке допуска в эксплуатацию электроустановок для производства испытаний (измерений) – электролабораторий, утверждённой 13 марта 2001 г. руководителем Госэнергонадзора Минэнерго России, которая включена в перечень нормативных документов, относящихся к сфере деятельности Ростехнадзора (пункт 5.2.10 раздела «Безопасность электрических и тепловых установок и сетей»), утверждённый приказом Ростехнадзора от 10 июля 2017 г. № 254. Кроме того, Порядок противоречит условиям Соглашения между Ростехнадзором и Советом министров Республики Крым о передаче Совету министров Республики Крым части полномочий в сфере осуществления государственного контроля (надзора) в области промышленной безопасности, электроэнергетики и безопасности гидротехнических сооружений, утверждённого распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2014 г. № 1692-р, и Дополнительного соглашения, утверждённого распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2015 г. № 2510-р. Оспариваемые нормы устанавливают дополнительные требования и дают основания полагать о наличии коррупциогенных факторов, предусмотренных подпунктами «д», «и» пункта 3, подпунктом «а» пункта 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы правовых актов, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96 (далее - Методика).

Определениями от 25 декабря 2019 г., 22 января 2020 г., 5 февраля 2020 г. привлечены к участию в деле заинтересованными лицами Совет министров Республики Крым, Межрегиональное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Республике Крым и г.Севастополю, Управление министерства юстиции Российской Федерации по Республике Крым, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, начальник Службы по экологическому и технологическому надзору Республики Крым Козлов П.Н.

В судебном заседании представитель административного истца прокурор отдела прокуратуры Республики Крым Алескеров Д.А. поддержал требования административного искового заявления в полном объёме.

Представитель Крымтехнадзора Федорчукова Ю.Я. в судебном заседании с доводами административного искового заявления не согласилась, просила отказать в удовлетворении требований в полном объёме. Указала, что оспариваемый акт принят с соблюдением процедуры его принятия и в пределах полномочий, поддержала позицию, изложенную в письменных возражениях (т.1 л.д. 155-165, т.2 л.д. 1-6, 161-165, 186-191).

Представитель заинтересованного лица Совета министров Республики Крым Тихончук С.Г. поддержала позицию административного ответчика по основаниям, изложенным в возражениях (т.2 л.д. 50-55).

Представитель заинтересованного лица Управления министерства юстиции Российской Федерации по Республике Крым Игнатьева Т.О. поддержала позицию, указанную в пояснениях (т.2 л.д.74-77), пояснив, что Управлением проведена правовая и антикоррупционная экспертизы оспариваемого приказа на предмет его соответствия федеральному законодательству. Согласно экспертному заключению от 4 февраля 2020 г. в приказе выявлены коррупциогенные факторы, предусмотренные Методикой, экспертное заключение направлено Крымтехнадзору.

Заинтересованные лица, представители заинтересованных лиц Межрегионального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Республике Крым и г. Севастополю, Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, начальник Службы по экологическому и технологическому надзору Республики Крым Козлов П.Н. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежаще.

От заинтересованного лица начальника Службы по экологическому и технологическому надзору Республики Крым Козлова П.Н. поступили письменные возражения на административное исковое заявление с указанием оснований, аналогичных основаниям, изложенным в возражениях административного ответчика (т.2 л.д.105-116).

Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору в суд направлены пояснения на административное исковое заявление, в которых указано, что в соответствии с Соглашением, заключённым между Советом министров Республики Крым и Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, первому полномочия по регистрации и выдаче свидетельств о регистрации электротехнических лабораторий Службой по экологическому и технологическому надзору Республики Крым не передавались (т.2 л.д.139-140).

Суд с учётом положений пункта 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие надлежаще извещённых неявившихся лиц.

Выслушав объяснения представителя административного истца - прокурора отдела прокуратуры Республики Крым Алескерова Д.А.., представителя административного ответчика Федорчуковой Ю.Я., представителей заинтересованных лиц Тихончук С.Г., Игнатьевой Т.О., проверив оспариваемый нормативный правовой акт на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

В силу части 3 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться, в том числе, прокурор в пределах своей компетенции, полагающий, что принятый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушает права, свободы и законные интересы граждан.

Как следует из материалов дела, административный истец обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением 13 декабря 2019 г. Исходя из положений части 6 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, срок обращения в суд не пропущен, поскольку оспариваемый акт является нормативным.

В соответствии с частью 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объёме.

Частью 8 названной статьи предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Аналогичные требования указаны в пунктах 25, 28, 29, 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» (далее Постановление № 50 от 25 декабря 2018г.).

Согласно положений статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

18 марта 2014 г. подписан и 21 марта 2014 г. ратифицирован Договор между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов, с даты подписания которого Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию (далее - Договор, статья 1).

Принципиальные правовые положения, связанные с принятием Республики Крым в состав Российской Федерации, закреплены в Федеральном конституционном законе от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», частью 1 статьи 23 которого установлено, что законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территории Республики Крым со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено упомянутым законом.

В соответствии с частью 3 статьи 23 Закона № 6-ФКЗ нормативные правовые акты Республики Крым и города федерального значения Севастополя, противоречащие Конституции Российской Федерации, не применяются.

Аналогичные правовые предписания содержатся в статье 9 Договора.

Пунктом 5 статьи 1 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 184-ФЗ) определено, что разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий, заключёнными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Общие принципы и порядок разграничения предметов ведения и полномочий путём заключения договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - договоры о разграничении полномочий) и принятия федеральных законов устанавливаются настоящим Федеральным законом.

Согласно пункту 6 приведённой нормы в соответствии с Конституцией Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут по взаимному соглашению передавать друг другу осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации, настоящему Федеральному закону и другим федеральным законам.

В подпунктах «в» и «е» пункта 1 статьи 1 Федерального закона № 184-ФЗ закреплено, что деятельность органов государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии с принципами верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории Российской Федерации на основе разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 401, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, а также в сфере технологического и атомного надзора, функции по контролю и надзору в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности, безопасности при использовании атомной энергии (за исключением деятельности по разработке, изготовлению, испытанию, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения), безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей), безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений), безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения, а также специальные функции в области государственной безопасности в указанной сфере.

Пунктом 1 Указа Главы Республики Крым от 16 июня 2014 г. № 51-У «О структуре исполнительных органов государственной власти Республики Крым» (далее – Указ № 51-У) утверждена структура исполнительных органов государственной власти Республики Крым. В соответствии с пунктом 2.3 приложения 1 к Указу № 51-У Служба по экологическому и технологическому надзору Республики Крым входит в структуру исполнительных органов государственной власти Республики Крым.

Согласно статье 26.8 Федерального закона № 184-ФЗ федеральные органы исполнительной власти по соглашению с исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации, указанному Федеральному закону и иным федеральным законам. Соглашения заключаются в случае, если осуществление части полномочий не может быть возложено федеральным законом в равной мере на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации (абзац первый пункта 1).

Соглашение подписывается руководителем федерального органа исполнительной власти и высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) (пункт 3).

Между Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор) и Советом Министров Республики Крым 12 августа 2014 года было заключено Соглашение о передаче Совету министров Республики Крым части полномочий в сфере осуществления государственного контроля (надзора) в области промышленной безопасности, электроэнергетики и безопасности гидротехнических сооружений, которое было утверждено распоряжением Правительства Российской Федерации № 1692-р от 2 сентября 2014 года (далее - Соглашение).

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2015 года № 2510-р также утверждено Дополнительное соглашение к Соглашению о передаче Совету министров Республики Крым осуществления части полномочий в сфере государственного контроля (надзора) в области промышленной безопасности, электроэнергетики и безопасности гидротехнических сооружений (далее - Дополнительное соглашение).

В соответствии со статьёй 2 Дополнительного соглашения статья I Соглашения была изложена в новой редакции, согласно которой Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору передаёт Совету министров Республики Крым осуществление на территории Республики Крым полномочия Ростехнадзора в области промышленной безопасности, безопасности гидротехнических сооружений, энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также в сфере электроэнергетики и теплоснабжения, в том числе, согласно подпункту 1.1.5 федерального государственного энергетического надзора (за исключением надзора в отношении субъектов электроэнергетики, объекты которых функционируют на территории двух и более субъектов Российской Федерации, а также субъектов электроэнергетики, осуществляющих производство электрической и тепловой энергии в режиме комбинированной выработки) в том числе государственного контроля и надзора за соблюдением особых условий использования земельных участков, расположенных в границах охранных зон объектов электросетевого хозяйства.

Постановлением Совета министров Республики Крым от 23 июля 2014 года № 224 утверждено Положение о Службе по экологическому и технологическому надзору Республики Крым (далее - Положение № 224), согласно пункту 1.1 которого Служба по экологическому и технологическому надзору Республики Крым является исполнительным органом государственной власти Республики Крым, осуществляющим функции по государственному контролю (надзору) в области промышленной безопасности, безопасности гидротехнических сооружений, энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также в сфере электроэнергетики и теплоснабжения в объёме полномочий, предусмотренных Соглашением между Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и Советом министров Республики Крым о передаче Совету министров Республики Крым осуществления части полномочий Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в области промышленной безопасности, безопасности гидротехнических сооружений, энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также в сфере электроэнергетики и теплоснабжения от 2 сентября 2014 года № 1692-р, утверждённым распоряжением Правительства Российской Федерации. Служба по экологическому и технологическому надзору Республики Крым осуществляет региональный государственный контроль (надзор) за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и повышении энергетической эффективности, государственный надзор за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами на территории Республики Крым.

В разделе 3 Положения № 224 определены полномочия Службы по экологическому и технологическому надзору Республики Крым, к которым согласно пункту 3.2 отнесены полномочия по осуществлению государственного контроля (надзора), в том числе, федеральный государственный энергетический надзор (за исключением надзора в отношении субъектов электроэнергетики, объекты которых функционируют на территории двух и более субъектов Российской Федерации, а также субъектов электроэнергетики, осуществляющих производство электрической и тепловой энергии в режиме комбинированной выработки), в том числе государственный контроль и надзор за соблюдением особых условий использования земельных участков, расположенных в границах охранных зон объектов электросетевого хозяйства (подпункт 3.2.5).

Согласно пункту 5.1 Положения № 224 Службу возглавляет начальник Службы (далее - начальник), назначаемый на должность и освобождаемый от должности Главой Республики Крым в соответствии с Конституцией Республики Крым.

Как следует из пункта 5.3 Положения № 224, начальник Службы осуществляет установленные законодательством, настоящим Положением, иными нормативными правовыми актами Республики Крым полномочия руководителя исполнительного органа государственной власти Республики Крым; несёт ответственность в установленном порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, возложенных на Службу; издаёт нормативные правовые акты (правила, положения, регламенты, порядки, инструкции, методические документы и др.), распорядительные акты, обязательные для исполнения всеми организациями, осуществляющими деятельность на территории Республики Крым.

Вместе с тем, Положением № 224, иными нормативными правовыми актами процедура принятия нормативных правовых актов Службы по экологическому и технологическому надзору Республики Крым не регламентирована.

Приказом начальника Службы по экологическому и технологическому надзору Республики Крым (далее - Крымтехнадзор) от 28 июля 2015 года № 113 «Об утверждении Порядка организации работ по регистрации электротехнических лабораторий», утверждён Порядок организации работ по регистрации электротехнических лабораторий (далее – Порядок № 113 – т.3 л.д. 12-17) с приложениями № 1-4 (заявление, перечень видов испытаний (измерений) – приложение № 1; перечень документов для регистрации (перерегистрации) ЭТЛ в Крымтехнадзоре – приложение № 2; свидетельство о регистрации электротехнической лаборатории – приложение № 3; журнал регистрации ЭТЛ – приложение № 4).

Из содержания оспариваемого приказа следует, что Порядок № 113 утверждён в целях реализации установленных полномочий в сфере осуществления государственного контроля (надзора) в соответствии с пунктом 1.2 Соглашения, пункта 3.2 Положения № 224 и в соответствии с пунктом 39.1 «Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок», утверждённых приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 июля 2013 года №328н.

Как указано в пункте 3, Порядок № 113 определяет последовательность действий и перечень необходимой документации при регистрации Крымтехнадзором электроустановок для производства испытаний (измерений) – электротехнических лабораторий организаций любой формы собственности и ведомственной принадлежности в Республике Крым, а также индивидуальных предпринимателей, организующих и выполняющих электрические испытания и измерения в процессе производства, монтажа, наладки, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и ремонта электрооборудования, электроустановок и средств защиты, используемых в электроустановках на территории Республики Крым.

Оспариваемый нормативный правовой акт опубликован в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования «Интернет» на официальном портале Правительства Республики Крым в разделе Службы по экологическому и технологическому надзору Республики Крым 28 июля 2015 г. (https://set.rk.gov.ru/ru/document/show/226); зарегистрирован 3 августа 2015 г. в реестре нормативных правовых актов Министерства юстиции Российской Федерации под номером RU 93000201501070.

Приказами начальника Службы по экологическому и технологическому надзору Республики Крым от 14 июня 2016 года № 234 и от 18 января 2019 года № 23-п в Порядок внесены изменения. Приказ от 14 июня 2016 г. № 234 опубликован 14 июня 2016 г. (https://set.rk.gov.ru/ru/document/show/242), а Приказ от 18 января 2019 г. № 23-п - 21 января 2019 г. (https://set.rk.gov.ru/ru/document/show/539) (т.3 л.д. 24, 35-37).

По результатам правовой и антикоррупционной экспертиз в материалы дела административным ответчиком представлены заключения Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Крым от 24 июля 2015 г. № 93-5390/15 (т.3 л.д. 20), от 10 мая 2016 г. № 93-3266/16 (т.3 л.д. 31-32), от 28 декабря 2018 г. № 93-8339/18 (т.1 л.д. 108), а также Прокуратуры Республики Крым от 15 января 2019 г. (т.1 л.д. 186,187).

Таким образом, суд, проверив соблюдение требований нормативных правовых актов к форме и виду, процедуре принятия оспариваемого нормативного правового акта, опубликованию, приходит к выводу о том, что оспариваемый акт принят в соответствии с Положением о Службе по экологическому и технологическому надзору Республики Крым и опубликован в установленном порядке.

Вместе с тем, проверяя полномочия Службы по экологическому и технологическому надзору Республики Крым, а также, проверяя на соответствие оспариваемого приказа нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд считает необходимым указать следующее.

Заместитель прокурора Республики Крым, обращаясь в суд с настоящим административным исковым заявлением, указывает на то, что Служба по экологическому и технологическому надзору Республики Крым, будучи согласно Положению № 224 исполнительным органом государственной власти Республики Крым, осуществляющим функции по государственному контролю (надзору) в области промышленной безопасности, безопасности гидротехнических сооружений, энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также в сфере электроэнергетики и теплоснабжения, принимая Порядок №113, действовала с превышением полномочий, предусмотренных Соглашением (в том числе с учётом Дополнительного соглашения). В административном исковом заявлении также указано, что оспариваемый приказ противоречит нормам федерального законодательства - требованиям пункта «е» части 1 статьи 1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», частям 1, 2 статьи 4, части 4 статьи 21, части 1 статьи 29.1 Федерального закона от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», пункту 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», Федеральному закону от 6 апреля 2015 г. № 82-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены обязательности печати хозяйственных обществ», пункту 39.1 Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок, утверждённых приказом Минтруда России от 24 июля 2013 г. №328н.

Как указано выше, в соответствии со статьёй 2 Дополнительного соглашения статья 1 Соглашения была изложена в новой редакции, согласно которой Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору передаёт Совету министров Республики Крым осуществление на территории Республики Крым полномочия Ростехнадзора в области промышленной безопасности, безопасности гидротехнических сооружений, энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также в сфере электроэнергетики и теплоснабжения, в том числе, согласно подпункту 1.1.5 федерального государственного энергетического надзора (за исключением надзора в отношении субъектов электроэнергетики, объекты которых функционируют на территории двух и более субъектов Российской Федерации, а также субъектов электроэнергетики, осуществляющих производство электрической и тепловой энергии в режиме комбинированной выработки) в том числе государственного контроля и надзора за соблюдением особых условий использования земельных участков, расположенных в границах охранных зон объектов электросетевого хозяйства.

Правовое регулирование отношений в сфере электроэнергетики определено статьёй 4 Федерального закона от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Федеральный закон № 35-ФЗ в редакции на дату возникновения правоотношений).

Нормативные правовые акты в области государственного регулирования отношений в сфере электроэнергетики принимаются в соответствии с федеральными законами Правительством Российской Федерации и уполномоченными им федеральными органами исполнительной власти (пункт 1 статьи 4).

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не вправе принимать нормативные правовые акты, направленные на регулирование отношений в сфере электроэнергетики, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами (пункт 2 статьи 4).

Согласно пункту 1 статьи 20 Федерального закона № 35-ФЗ основными принципами государственного регулирования и контроля в электроэнергетике являются среди прочих: обеспечение недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий в электроэнергетике; обеспечение энергетической и экологической безопасности электроэнергетики; достижение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии, сохранение государственного регулирования в сферах электроэнергетики, в которых отсутствуют или ограничены условия для конкуренции, а также обеспечение защиты потребителей от необоснованного повышения цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность).

На дату принятия оспариваемого приказа от 28 июля 2015 г. под федеральным государственным энергетическим надзором понимается деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений субъектами электроэнергетики требований надёжности и безопасности в сфере электроэнергетики, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области электроэнергетики (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, привлечению нарушивших такие требования лиц к ответственности, и деятельность указанных уполномоченных органов по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности субъектами электроэнергетики (пункт 1 статьи 29.1 Федерального закона № 35-ФЗ).

Согласно пункту 2 приведённой нормы федеральный государственный энергетический надзор осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти согласно их компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Между тем на момент утверждения Дополнительного соглашения (9 декабря 2015 г.) Федеральным законом от 3 ноября 2015 г. № 307-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платёжной дисциплины потребителей энергетических ресурсов» в пункт 1 статьи 29.1 внесены изменения, после слов «выявление и пресечение нарушений субъектами электроэнергетики» приведённый пункт дополнен словами «и потребителями электрической энергии», в также словами «и потребителями электрической энергии».

Кроме того, пункт 1 статьи 29.1 дополнен абзацем следующего содержания: «Федеральный государственный энергетический надзор не осуществляется в отношении деятельности потребителей электрической энергии, связанной с эксплуатацией энергопринимающих устройств, использующихся для бытовых нужд, а также других энергопринимающих устройств, суммарная максимальная мощность которых не превышает 150 киловатт с номинальным напряжением до 1000 вольт и которые присоединены к одному источнику электроснабжения».

В пункте 2.1 статьи 29.1 поименованного Федерального закона № 35-ФЗ также определено, что полномочия федеральных органов исполнительной власти в области федерального государственного энергетического надзора могут передаваться для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации постановлениями Правительства Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Пунктом 4 статьи 21 Федерального закона № 35-ФЗ определён перечень полномочий, осуществляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования и контроля в электроэнергетике.

При этом на дату принятия оспариваемого нормативного правового акта и на дату утверждения Дополнительного соглашения органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации были наделены следующими полномочиями: региональный государственный контроль (надзор) за применением регулируемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации цен (тарифов) на электрическую энергию; утверждение инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, отнесённых к числу субъектов, инвестиционные программы которых утверждаются и контролируются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и контроль за реализацией таких программ; согласование инвестиционных программ территориальных сетевых организаций, отнесённых к числу субъектов, инвестиционные программы которых утверждаются и контролируются федеральными органами исполнительной власти, а также контроль за реализацией таких программ; согласование использования водных объектов, предоставленных в пользование для целей производства электрической энергии на гидроэлектростанциях, находящихся на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации; согласование размещения объектов электроэнергетики на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации; осуществление мониторинга показателей технико-экономического состояния объектов электроэнергетики (за исключением объектов электроэнергетики, контроль за техническим состоянием которых осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти), в том числе показателей физического износа и энергетической эффективности объектов электросетевого хозяйства; участие в установленном основными положениями функционирования розничных рынков порядке в назначении или замене гарантирующих поставщиков и определении или изменении границ зон их деятельности; создание штабов по обеспечению безопасности электроснабжения и обеспечение их функционирования.

Из пункта 39.1 Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок, утверждённых приказом Минтруда России от 24 июля 2013 г. № 328н «Об утверждении Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок» (в редакции на дату утверждения Дополнительного соглашения) следует, что испытательные установки (электролаборатории) должны быть зарегистрированы в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем федеральный государственный энергетический надзор.

Порядок допуска в эксплуатацию электроустановок для производства испытаний (измерений) - электролабораторий организаций любой формы собственности и ведомственной принадлежности в Российской Федерации, а также индивидуальных предпринимателей, организующих и выполняющих электрические испытания и измерения в процессе производства, монтажа, наладки, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и ремонта электрооборудования, электроустановок и средств защиты, используемых в электроустановках определён «Инструкцией о порядке допуска в эксплуатацию электроустановок для производства испытаний (измерений) – электролабораторий», утверждённой руководителем Госэнергонадзора Минэнерго России Варнавским Б.П. 13 марта 2001 года (далее – Инструкция от 13 марта 2001 года). Указанная Инструкция включена в перечень нормативных документов, относящихся к сфере деятельности Ростехнадзора (П-01-01-2014, раздел I «Технологический, строительный, энергетический надзор»), утверждённый приказом Ростехнадзора № 5 от 13 января 2015 года.

Инструкцией от 13 марта 2001 года определено понятие электролаборатория - стационарная или передвижная станция, стенд, установка, предназначенная для производства испытаний (измерений), оснащённая соответствующим испытательным (измерительным) оборудованием, средствами измерений и защиты, имеющая необходимых специалистов (не менее двух), допущенных к испытаниям (измерениям) и имеющих право оформления протоколов.

Анализируя приведённые нормы федерального законодательства в их совокупности, суд признаёт несостоятельными и основанными на ошибочном толковании норм федерального законодательства доводы административного ответчика о применении к возникшим правоотношениям положений пункта 1 статьи 29.1 Федерального закона № 35-ФЗ в редакции Федерального закона от 19 июля 2018 г. № 208-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части исключения дублирования полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере охраны труда», которым дополнено понятие федерального государственного энергетического надзора в сфере электроэнергетики. Так, после слов «нарушений субъектами электроэнергетики и потребителями электрической энергии требований» данное понятие дополнено словами «по безопасному ведению работ на объектах электроэнергетики, требований», а после слов «(далее - обязательные требования),» дополнено словами «а также правилами по охране труда,».

Вместе с тем, на дату утверждения Соглашения о передаче Совету министров Республики Крым части полномочий в сфере осуществления государственного контроля (надзора) в области промышленной безопасности, электроэнергетики и безопасности гидротехнических сооружений (2 сентября 2014 г.) понятие федерального государственного энергетического надзора было изложено в иной редакции, исходя из которой в предмет федерального государственного энергетического надзора не входила регистрация электротехнических лабораторий.

На дату утверждения Дополнительного соглашения (9 декабря 2015 г.), понятие федерального государственного энергетического надзора было изложено в редакции Федерального закона от 3 ноября 2015 г. № 307-ФЗ, также не предполагающей регистрацию электротехнических лабораторий.

Отклоняя приведённые доводы административного ответчика, суд принимает во внимание, что после внесения Федеральным законом от 19 июля 2018 г. № 208-ФЗ изменений в пункт 1 статьи 29.1 Федерального закона № 35-ФЗ, соответствующие изменения в Соглашение от 2 сентября 2014 г. не внесены.

В материалы административного дела представлены пояснения (возражения) Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзора) от 3 февраля 2020 г. № 11-02-03/915 (т.2 л.д.139-140), согласно которым поддержана позиция административного истца в полном объёме с указанием на то, что Соглашением, утверждённым распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2014 г. № 1692-р, а также Дополнительным соглашением к нему, утверждённым 9 декабря 2015 г., полномочия по регистрации и выдаче свидетельств о регистрации электротехнических лабораторий Службе по экологическому и технологическому надзору Республики Крым не передавались. Соответствующая позиция Ростехнадзора последовательно доводилась Крымтехнадзору и суду письмами от 15 июня 2015 г. № 00-07-04/598, от 14 июля 2015 г. № 02-00-10/4826, от 26 апреля 2016 г. № 00-07-04/451, от 30 декабря 2019 г. № 80/9694 (т.1 л.д. 30-31, 32-33, 78-79).

В разделах 3 и 4 Положения № 224 определены полномочия и права Службы по экологическому и технологическому надзору Республики Крым. При этом раздел 3 не содержит сведений о наделении Службы полномочиями по регистрации и выдаче свидетельств о регистрации электротехнических лабораторий.

Ростехнадзор, заключая в соответствии со статьёй 26.8 Закона № 184-ФЗ с Советом министров Республики Крым Соглашение, а также при внесении в Соглашение изменений путём подписания Дополнительного соглашения, передал последнему полномочия по осуществлению деятельности, направленной на предупреждение, выявление и пресечение нарушений субъектами электроэнергетики и потребителями электрической энергии требований надёжности и безопасности в сфере электроэнергетики, установленных Федеральным законом № 35-ФЗ, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области электроэнергетики, посредством организации и проведения проверок, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, привлечению нарушивших такие требования лиц к ответственности, и деятельность по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности субъектами электроэнергетики и потребителями электрической энергии.

При этом полномочия Ростехнадзора по осуществлению деятельности, направленной на предупреждение, выявление и пресечение нарушений субъектами электроэнергетики и потребителями электрической энергии требований к обеспечению безопасности в сфере электроэнергетики, установленных Правилами по охране труда при эксплуатации электроустановок, Совету министров Республики Крым не передавались ни при заключении Соглашения, ни в момент подписания Дополнительного соглашения.

Материалы дела свидетельствуют о том, что при заключении Соглашения Ростехнадзор передал Совету министров Республики Крым в соответствии с пунктом 1.13 полномочия по выдаче и ведению учёта разрешений: на эксплуатацию поднадзорных гидротехнических сооружений III и IV класса (в соответствии с классификацией, установленной постановлением Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2013 г. № 986), а также на ведение работ со взрывчатыми материалами промышленного назначения (п.п.1.13.1 и п.п. 1.13.2). Подпунктом 1.2 Дополнительного соглашения предусмотрена передача Совету министров Республики Крым полномочий по выдаче разрешений (в пределах полномочий, предусмотренных подпунктом 1.1. настоящего Соглашения): на эксплуатацию гидротехнических сооружений (п.п. 1.2.1), на ведение работ со взрывчатыми материалами промышленного назначения (п.п. 1.2.2.), на допуск к эксплуатации энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, а также объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации) (п.п.1.2.3). Содержание указанных понятий приведено в статье 3 Федерального закона № 35-ФЗ.

Анализ приведённых положений федерального законодательства позволяет сделать вывод, что административный ответчик при принятии оспариваемого приказа от 28 июля 2015 г. № 113, а также приказов от 14 июня 2016 г. № 234 и от 18 января 2019 г. № 23-п о внесении изменений в оспариваемый нормативный правовой акт, действовал с превышением предоставленных ему полномочий, оспариваемый приказ с учётом его изменений не соответствует приведённым положениям федерального законодательства, имеющим большую юридическую силу, тем самым нарушая права и законные интересы неопределённого круга лиц с учётом характера регулируемых правоотношений, что является основанием для признания его недействующим.

Вопреки доводам административного истца, суд не находит оснований отнести регистрацию электротехнических лабораторий к государственным услугам.

В своих возражениях административный ответчик указывает на то, что до настоящего времени Ростехнадзором не было принято каких-либо мер в рамках заключённого Соглашения, в том числе, об отмене решений о регистрации электротехнических лабораторий, а также о начале процедуры разрешения споров. С момента заключения Соглашения в актах проверки комиссии Ростехнадзора не отражены замечания по вопросу отсутствия полномочий по регистрации электротехнических лабораторий.

Между тем, с учётом установленных судом фактических обстоятельств настоящего дела, в рамках производства по административному делу об оспаривании нормативного правового акта подобные доводы административного ответчика не могут быть приняты судом во внимание в качестве имеющих правовое значение.

Доводы о том, что Службой по экологическому и технологическому надзору Республики Крым при принятии Порядка № 113 воспроизведены положения Федерального закона № 35-ФЗ, что в соответствии с пунктом 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 не свидетельствует о его незаконности, судом не принимаются во внимание, поскольку, как указано выше, полномочия Ростехнадзора по осуществлению деятельности, направленной на предупреждение, выявление и пресечение нарушений субъектами электроэнергетики и потребителями электрической энергии требований к обеспечению безопасности в сфере электроэнергетики, установленных Правилами по охране труда при эксплуатации электроустановок, в том числе регулирующих порядок организации работ по регистрации электротехнических лабораторий, Совету министров Республики Крым не передавались ни при заключении Соглашения, ни в момент подписания Дополнительного соглашения, а указанные выше документы содержат исчерпывающий перечень переданных ему полномочий по выдаче и ведению учёта разрешений.

Пунктом 2 Примечаний в Приложении № 2 к Порядку № 113 определено, что копии документов для регистрации (перерегистрации) электротехнических лабораторий в Крымтехнадзоре заверяются печатью организации и подписью руководителя, что не отвечает положениям Федерального закона от 6 апреля 2015 г. № 82-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены обязательности печати хозяйственных обществ» (вступившего в законную силу 7 апреля 2015 г.), в силу которых наличие печати является правом, а не обязанностью хозяйственного общества.

Согласно разъяснению, приведённому в пункте 35 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо также выяснять, является ли оно определённым. Если оспариваемый акт или его часть вызывают неоднозначное толкование, оспариваемый акт в такой редакции признается не действующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 25 апреля 1995 г. № 3-П, от 15 июля 1999 г. № 11-П, от 11 ноября 2003 г. № 16-П и от 21 января 2010 г. № 1-П, правовая норма должна отвечать общеправовому критерию формальной определённости, вытекающему из принципа равенства всех перед законом и судом, поскольку такое равенство может быть обеспечено лишь при условии ясности, недвусмысленности нормы, её единообразного понимания и применения всеми правоприменителями. Неопределённость правовой нормы ведёт к её неоднозначному пониманию и, следовательно, к возможности её произвольного применения, а значит - к нарушению принципа равенства всех перед законом и судом.

Механизм действия нормативного правового акта должен быть понятен субъектам соответствующих правоотношений, прежде всего из содержания конкретного нормативного положения.

Из пункта 1 Порядка № 113 следует, что он разработан на основании федеральных законов, законов Республики Крым, нормативных правовых актов Российской Федерации и Республики Крым, нормативных документов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), иных федеральных органов исполнительной власти.

Между тем, пункт 1 не содержит конкретного правового обоснования принятия оспариваемого нормативного правового акта, что создаёт правовую неопределённость, вызывает его неоднозначное толкование.

Согласно пункту 17 Порядка № 113 при обнаружении нарушений норм, правил, вида деятельности и настоящей инструкции Крымтехнадзор выдаёт предписания об их устранении или при необходимости аннулирует Свидетельство о регистрации.

По мнению суда, пункт 17 создаёт правовую неопределённость, вызывает неоднозначное толкование, поскольку не содержит наименования и конкретных норм, правил, причин и условий, влекущих аннулирование Свидетельства о регистрации, а также содержит отсылку к инструкции без указания соответствующих её реквизитов.

Суд, проанализировав содержание положений оспариваемого нормативного правового акта, с учётом его изменений, в том числе, пунктов 1 и 17 Порядка № 113, приходит к выводу, что оспариваемый приказ, с учётом его изменений, не отвечает общеправовому критерию формальной определённости, допускает неоднозначное толкование содержания, носит неопределённый характер, что в силу приведённых выше разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации влечёт признание оспариваемой нормы не действующей.

С учётом изложенного, суд соглашается с утверждением заместителя прокурора Республики Крым о нарушении антикоррупционного законодательства и о наличии коррупциогенных факторов в обжалуемом правовом регулировании, предусмотренных подпунктами «д», «и» пункта 3, подпунктом «а» пункта 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы правовых актов, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96, которые выражаются в принятии нормативного правового акта за пределами компетенции - нарушении компетенции государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов; наличии противоречий, в том числе внутренних, между нормами, создающих для государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае; наличии завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установление неопределённых, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признаётся не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определённой судом даты.

Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 38 Постановления № 50 от 25 декабря 2018 г., если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

Поскольку оспариваемый нормативный правовой акт применялся, суд полагает необходимым признать его не действующим с момента вступления в силу настоящего решения.

Исходя из части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в резолютивной части решения суда следует указать на необходимость опубликования решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании, в котором должен был быть опубликован оспоренный нормативный правовой акт, и размещения на портале Правительства Республики Крым.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Крым

решил:

административное исковое заявление заместителя прокурора Республики Крым в защиту прав неопределённого круга лиц к Службе по экологическому и технологическому надзору Республики Крым, заинтересованные лица Совет министров Республики Крым, Межрегиональное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Республике Крым и г. Севастополю, Управление министерства юстиции Российской Федерации по Республике Крым, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, начальник Службы по экологическому и технологическому надзору Республики Крым Козлов П.Н. удовлетворить полностью.

Признать не действующими с момента вступления решения суда в законную силу Порядок организации работ по регистрации электротехнических лабораторий, утверждённый приказом начальника Службы по экологическому и технологическому надзору Республики Крым от 28 июля 2015 года за № 113, с учётом изменений, внесённых приказами начальника Службы по экологическому и технологическому надзору Республики Крым от 14 июня 2016 года № 234 «О внесении изменений в приказ Службы по экологическому и технологическому надзору Республики Крым от 28 июля 2015 года № 113 «Об утверждении Порядка организации работ по регистрации электротехнических лабораторий» и от 18 января 2019 года № 23-п «О внесении изменений в приказ Службы по экологическому и технологическому надзору Республики Крым от 28 июля 2015 года № 113 «Об утверждении Порядка организации работ по регистрации электротехнических лабораторий».

Возложить на Службу по экологическому и технологическому надзору Республики Крым обязанность опубликовать в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщение о его принятии на официальном портале Правительства Республики Крым в разделе «Документы», подразделе «Документы Службы по экологическому и технологическому надзору Республики Крым» (htttps://set.rk.gov.ru/ru/document/show/226).

Решение может быть обжаловано в Третий апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение изготовлено в окончательной форме – 27 марта 2020 года.

Судья Верховного Суда

Республики Крым О.В. Хожаинова