НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым) от 09.06.2020 № 12-233/20

Дело № 12-233/2020

Р Е Ш Е Н И Е

09 июня 2020 года гор. Симферополь

Судья Верховного Суда Республики Крым Тимошенко Е.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление судьи Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 12 мая 2020 года № 5-45/2020,

у с т а н о в и л :

постановлением судьи Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 12 мая 2020 года № 5-45/2020, главный бухгалтер Муниципального казенного учреждения «Центр территориального планирования и градостроительной деятельности» Фесенко Ольга Алексеевна признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20.000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением суда, Фесенко О.А. обратилась в Верховный Суд Республики Крым с жалобой, в которой просит постановление суда отменить, производство по делу прекратить.

Жалоба мотивирована тем, что совершенное деяние не повлекло вредных последствий, вред здоровью и крупный ущерб в результате нецелевого использования бюджетных средств не причинен, существенного нарушения охраняемых общественных отношений не установлено, нарушение было устранено в полном объеме.

Изучив материалы дела, проверив изложенные в жалобе доводы, заслушав пояснения Фесенко О.А., прихожу к следующим выводам.

В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии со ст.ст. 26.1, 26.2 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе, наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении. Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность данного лица в его совершении и другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Согласно ст.15.14 КоАП РФ нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.

Объективную сторону правонарушения составляет неправомерное использование получателем указанных средств на цели, не соответствующие условиям их получения. Эти условия отражаются в принятом законе о бюджете, сводной бюджетной росписи, которая составляется финансовым органом соответственно Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования и утверждается руководителем этого органа.

Использование бюджетных средств не по назначению, указанному в вышеприведенных документах, служащих основанием для получения бюджетных средств, является нецелевым, т.е. наказуемым.

По юридической конструкции правонарушение образует формальный состав. Оно считается оконченным с момента нарушения - использования денежных средств не в соответствии с утвержденной бюджетной росписью, уведомлением, сметой доходов или расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств.

Непосредственным объектом правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ, является санкционированный государством порядок расходования средств федерального бюджета. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям, в данном случае, заключается в пренебрежительном отношении должностного лица к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.

Как усматривается из материалов дела, при проведении Контрольно-счетной палатой Бахчисарайского района Республики Крым плановой выездной документальной проверки отдельных вопросов законности и результативности использования средств местного бюджета за период с 01.01.2018 года по 31.12.2019 года в Муниципальном казенном учреждении «Центр территориального планирования и градостроительной деятельности», установлено следующее.

В соответствии со ст.168 Трудового Кодекса Российской Федерации в случае направления в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику: расходы на проезд; расходы по найму жилого помещения; дополнительные расходы. Связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные); иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя. В проверяемом периоде возмещение командировочных расходов осуществляется на основании Порядка и размеров возмещения расходов, связанных со служебными командировками лиц, замещающих муниципальные должности, муниципальных служащих и лиц, обеспечивающих деятельность органов местного самоуправления муниципального образования Бахчисарайский район Республики Крым, утвержденной решением 8 сессии 1 созыва Бахчисарайского районного совета Республики Крым от 26.03.2015г. №146.

Проверкой обоснованности возмещения затрат в МКУ установлено, что согласно авансовым отчетам в ноябре и декабре 2019 года сотрудникам учреждения проводилось возмещение расходов на приобретение бензина.

Так, на основании авансового отчета от 08.11.2019 года <данные изъяты> инженеру сектора капитального строительства и наружной рекламы Гущину Д.А. возмещены расходы на приобретение бензина на сумму <данные изъяты> рублей по кассовому чеку от 07.11.2019 года и на основании авансового отчета от 27.11.2019 года возмещены расходы на приобретение бензина на сумму <данные изъяты> рублей по кассовому чеку от 21.11.2019 года .

Инженеру отдела градостроительства и архитектуры Хайбуллаевой Л.И. на основании авансового отчета от 11.12.2019 года возмещены расходы на приобретение бензина на сумму <данные изъяты> рублей по кассовому чеку от 10.12.2019 года .

Инженеру сектора капитального строительства и наружной рекламы Гущину Д.А. на основании авансового отчета от 17.12.2019 года возмещены расходы на приобретение бензина на сумму <данные изъяты> рублей по кассовому чеку от 16.12.2019г. . Общая сумма расходов составила <данные изъяты> рубля.

Статьей 188 ТК РФ предусмотрено, что при использовании работником с согласия или ведома работодателя и в его интересах личного имущества работнику выплачивается компенсация за использование, износ (амортизацию) инструмента, личного транспорта, оборудования и других технических средств и материалов, принадлежащих работнику, а также возмещаются расходы, связанные с их использованием. Размер возмещения расходов определяется соглашением сторон трудового договора, выраженным в письменной форме.

Как усматривается, трудовые договора Гущина Д.А. и Хайбуллаевой Л.И. не содержат условий использования личного автомобиля в служебных целях, соответствующие дополнительные соглашения между работниками и работодателем не заключались, иные соглашения, определяющие возможность и условия использования личного автомобиля так же не заключались, проводить возмещение затрат на приобретение бензина учреждение не имело оснований.

В соответствии с абз.2 п.6 Порядка №146 в случае проезда работника к месту командирования и (или) обратно к месту работы на личном транспорте фактический срок пребывания в месте командирования указывается в служебной записке, которая представляется работником по возвращении из служебной командировки работодателя одновременно с оправдательными документами, подтверждающими использование указанного транспорта для проезда к месту командирования и обратно (счета, квитанции, кассовые чеки и другое).

В соответствии со ст.1.1 Федерального закона от 22.05.2003 года №54- ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» кассовый чек - это первичные учетный документ, сформированный в электронной форме и (или) опечатанный с применением контрольно-кассовой техники в момент расчета между пользователем и покупателем, содержащий сведения о расчете, подтверждающий факт его осуществления и соответствующий требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.

Таким образом, приложенные к авансовым отчетам кассовые чеки являются подтверждением факта расчета за приобретенный бензин, но не является документом, подтверждающим расход приобретенного бензина при использовании личного транспортного средства сотрудниками учреждения. Данные расходы по возмещению стоимости бензина в сумме <данные изъяты> рубля в соответствии с данными бухгалтерского учета и отчетности учреждения за 2019 год проведены по подстатье 212 «Прочие несоциальные выплаты персоналу в денежной форме» КОСГУ.

На основании с пп.10.1.2 п.10 Порядка применения классификации операций сектора государственного управления, утвержденного Приказом Минфина России от 29.11.2017г. №209н на подстатью 212 «Прочие несоциальные выплаты персоналу в денежной форме» КОСГУ относятся осуществляемые в соответствии с законодательством Российской Федерации расходы по оплате работодателем в пользу персонала и (или) их иждивенцев, не относящихся к заработной плате дополнительных выплат и пособий (за исключением компенсаций расходов персонала), обусловленных условиями трудовых отношений, статусом работников (сотрудников), в том числе возмещение персоналу дополнительных расходов, связанных с проживанием вне места постоянного жительства в служебных командировках (суточные, в том числе выплаты взамен суточных членам экипажей судов заграничного плавания).

Иные расходы, связанные со служебными командировками, в соответствии с пп. 10.2.6 Порядка №209н необходимо осуществлять по подстатье 226 « Прочие работы, услуги» КОСГУ, по которой отражаются следующие затраты учреждения связанные с возмещением персоналу расходов по служебным командировкам: - по проезду к месту служебной командировки и обратно к месте постоянной работы транспортом общего пользования, соответственно к станции, пристани, аэропорту и от станции, пристани аэропорта, если они находятся за чертой населенного пункта, при наличии документов (билетов), подтверждающих эти расходы; - по найму жилых помещений; - по иным расходам, произведенным работником в служебной командировке с разрешения или ведома работодателя в соответствии с коллективным договором или локальным актом работодателя.

При проверке авансовых отчетов также установлено, что возмещение расходов сотрудникам по проезду к месту служебной командировки (проездные билеты) также осуществлялось по подстатье 212 «Прочие несоциальные выплаты персоналу в денежной форме» КОСГУ. Сумма таких выплат составила <данные изъяты> рубля.

Бюджетной сметой и расчетами к ней с учетом внесенных изменений за 2019 годы по подстатье 212 «Прочие несоциальные выплаты персоналу в денежной форме» КОСГУ предусматривались расходы на оплату суточных в размере <данные изъяты> рублей. По подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ расходы на приобретение бензина и на проезд к месту служебной командировки (проездные билеты) сметой не предусмотрены.

Возмещение расходов сотрудниками по приобретению бензина и по проезду к месту служебной командировки (проездные билеты) на общую сумму <данные изъяты> рублей (4794,74+204,36) по подстатье 212 «Прочие несоциальные выплаты персоналу в денежной форме» КОСГУ является нарушением пп.10.1.2 п.10 Порядка №209н, ч.1,3 ст.9, ч.1 ст.10 Федерального закона от 06.12.2011г. №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и привело к искажению бюджетного (бухгалтерского) учета и бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности в части завышения показателя строки 160 «Прочие несоциальные выплаты персоналу в денежной форме» раздела «Расходы», строки 300 «Чистый операционный результат» Отчета о финансовых результатах деятельности на 1 января 2020 года (ф.0503121), который в соответствии с пп.11.1 и 11 Инструкции о порядке составления и преставления годовой, квартальной, месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной Приказом Минфина РФ от 28.12.2010г. №191н. является частью бюджетной отчетности.

Кроме того, поскольку Бюджетной сметой и расчетами к ней с учетом внесенных изменений на 2019 год по подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ расходы на приобретение бензина и на проезд к месту служебной командировки (проездные билеты) не предусмотрены, оплата таких расходов в сумме <данные изъяты> рублей по подстатье 212 «Прочие несоциальные выплаты персоналу в денежной форме» осуществлена в целях не соответствующих бюджетной смете и в соответствии с ч.1 ст.306.1 и ч.1 с.306.4 БК РФ является бюджетным правонарушением и нецелевым использованием бюджетных средств.

По итогам плановой выездной документальной проверки, председателем Контрольно-счетной палаты Бахчисарайского района Республики Крым Белотуровой В.А. 10 марта 2020 года в отношении Фесенко О.А. составлен протокол об административном правонарушении за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 15.14 КоАП РФ.

Постановлением Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 12 мая 2020 года главный бухгалтер Муниципального казенного учреждения «Центр территориального планирования и градостроительной деятельности» Фесенко О.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ.

Факт допущенного правонарушения и виновность Фесенко О.А. в совершении административного правонарушения подтверждены материалами дела об административном правонарушении, а именно: протоколом об административном правонарушении от 10 марта 2020 года; выпиской из акта проверки от 06.03.2020 года; копией авансового отчета от 08.11.2019 года, от 27.11.2019 года, от 11.12.2019 года, от 17.12.2019 года; копиями кассовых чеков; копией реестра авансовых отчетов сотрудников МКУ «Центр территориального планирования и градостроительной деятельности»; копией трудового договора с работником МКУ «Центр территориального планирования и градостроительной деятельности» и копией дополнительного соглашения от 12.05.2015 года; копией трудового договора №21 с работником МКУ «Центр территориального планирования и градостроительной деятельности» от 17.07.2017 года; копией журнала операций расчетов с подотчетными лицами за 2019 года; копией бюджетной сметы на 2019 финансовый год от 19.12.2019 года; копией отчета о финансовых результатах деятельности на 1 января 2020 года; копией приказа от 19.03.2019 года о назначении главным бухгалтером МКУ «Центр территориального планирования и градостроительной деятельности Фесенко О.А.»; копией трудового договора от 19.03.2019 года; копией должностной инструкции от 18.04.2017 года; копией платежного поручения от 04.03.2020 года; копией платежного поручения от 04.03.2020 года; копией платежного поручения от 04.03.2020 года, которым судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

С учетом изложенного, апелляционная инстанция соглашается с судьей районного суда о соответствии фактическим обстоятельствам дела выводов о виновности Фесенко О.А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, основанных на содержащихся в материалах дела доказательствах, которым судом первой инстанции дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

Доказательств, подтверждающих принятие Фесенко О.А. всех зависящих от нее, достаточных и своевременных мер для предотвращения правонарушения, соблюдения требований законодательства, как и доказательств отсутствия возможности и наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению установленных законодательством обязанностей, в материалы дела не представлены.

По существу, доводы, изложенные в жалобе, сводятся к субъективной переоценке имеющихся в деле доказательств и не могут служить основанием для отмены оспариваемого постановления суда, поскольку не опровергают правильности выводов судьи районного суда.

Несогласие заявителя с оценкой судом доказательств по делу не свидетельствует о незаконности постановления судьи и не влечет его отмену.

Принимая во внимание, что жалоба Фесенко О.А. на постановление судьи Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 12 мая 2020 года, не содержит правовых и фактических обстоятельств, влекущих отмену принятого по делу судебного акта, основания для отмены постановления суда отсутствуют.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП Российской Федерации, Верховный Суд Республики Крым

р е ш и л:

жалобу ФИО1 на постановление судьи Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 12 мая 2020 года № 5-45/2020 - оставить без удовлетворения.

Постановление Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 12 мая 2020 года № 5-45/2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ, в отношении ФИО1 – оставить без изменения.

Решение может быть пересмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 30.12-30.19 КоАП РФ.

Судья <данные изъяты> Е.Г. Тимошенко

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>