Дело №2а-164/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 декабря 2021 года город Симферополь
Верховный Суд Республики Крым в составе:
судьи Верховного Суда Республики Крым - Кучеренко Н.В.,
при секретаре – Налисник Е.В.,
с участием прокурора – Алескерова Д.А.,
представителя административного истца – Гнездова А.В., Щербаковой Н.С.,
представителя административного ответчика – Еланского М.М.,
представителя заинтересованного лица – Черепановой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Садоводческого некоммерческого товарищества «Крымские каштаны» к Совету министров Республики Крым, заинтересованное лицо Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым об оспаривании нормативного правового акта в части,
установил:
Садоводческое некоммерческое товарищество «Крымские каштаны» (далее – СНТ «Крымские каштаны») обратилось в Верховный Суд Республики Крым с административным иском к Совету министров Республики Крым, в котором с учётом последующих уточнений, просили признать недействующим размер ставки по арендной плате от кадастровой стоимости земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым, указанных в таблице 2 «Земли сельскохозяйственного назначения»: наименование муниципального образования Республики Крым: Бахчисарайский муниципальный округ; код вида разрешенного использования земельного участка согласно Классификатору, юридические и физические лица: 13.2 - 5% Приложения 1 к Порядку определения размера арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым», утверждённых Постановлением Совета министров Республики Крым от 28 декабря 2019 года №821, с момента принятия.
Исковые требования мотивированы тем, что административный истец на основании заключенного с Министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым в 2017 году договора аренды является арендатором земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1259 569 кв.м., расположенного на территории Каштанововского сельского совета Бахчисарайского района Республики Крым. Категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – ведение садоводства. Указанный договор заключён в соответствии с Законом Республики Крым от 31.07.2014 №38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым», постановлением Совета министров Республики Крым от 02.09.2014 №314 «Об утверждении Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым», в порядке переоформления прав аренды, возникшего на основании договора аренды земли №13/10 от 26.08.2010. Договор зарегистрирован Госкомрегистром Республики Крым 06.03.2018. Срок действия договора – до 07.09.2059 года (пункт 3.1), арендная плата составляет 18459,75 рублей в год (пункт 4.1), предусмотрены случаи изменения арендной платы (п. 4.5-4.7). В период действия указанного договора аренды Советом министров Республики Крым принято оспариваемое постановление от 28.12.2019 №821 «О порядке определения размера арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым и признании утратившим силу постановления Совета министров Республики Крым от 12 ноября 2014 года №450», которым определена ставка арендной платы за земельные участки сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования 13.2 «Ведение садоводства» в размере 5% от кадастровой оценки земельного участка в таблице 2 «Земли сельскохозяйственного назначения» Приложения №1. Впоследствии, постановлением Совета министров Республики Крым от 20.10.2020 №667 в оспариваемый акт внесены изменения в части снижения ставки арендной платы с 5% до 0,2%. При этом, в производстве Арбитражного суда Республики Крым находится дело №А83-12016/2021 по иску Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым к административному истцу о взыскании задолженности по арендной плате по договору аренды земельного участка за период с 10.04.2018 по 29.04.2021 в размере 11390019,78 рублей, пени в размере 3572905,93 рублей, которые начислены за период действия оспариваемого нормативного правового акта по ставке 5% от кадастровой стоимости земельного участка. Оспариваемое постановление Совета министров Республики Крым от 28.12.2019 №821, несмотря на последующее внесение в него изменений постановлением Совета министров Республики Крым от 20.10.2020 №667, является действующим. Административный истец, обращаясь в суд, указывает, что оспариваемый акт не соответствует Постановлению Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 №582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности российской Федерации» в части соблюдения принципа экономической обоснованности, который предусматривает, что арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка, с учётом категории земель, к которой отнесён земельный участок, вида его разрешенного использования, с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на земельном участке. Административный истец считает, что такая организационно-правовая форма как садовое некоммерческое товарищество не предполагает собой извлечение прибыли и получение экономической выгоды от арендуемого земельного участка. Кроме того, установленная арендная ставка не может превышать предусмотренный постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 №582 размер 0,6% от кадастровой стоимости земельного участка, предоставленного для сельскохозяйственного использования, ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, а также предоставленного гражданам или некоммерческим объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства, гаражного строительства, за исключением случаев, указанных в подпункте б настоящего пункта. Таким образом, оспариваемый акт нарушает право собственности административного истца на финансовые ресурсы, поскольку многократно увеличивает расходы по арендной плате.
В судебном заседании представители административного истца по ордерам - адвокаты Гнездов А.В., Щербакова Н.С. административный иск поддержали, просили удовлетворить.
Представители административного ответчика и заинтересованного лица по доверенностям - Еланский М.М. и Черепанова О.А. (соответственно) возражали против удовлетворения административного иска ввиду его необоснованности.
Выслушав объяснения явившихся лиц, участвующих в деле, проверив оспариваемые положения на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора отдела прокуратуры Республики Крым Алескерова Д.А., считавшего, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению, суд находит, что административный иск подлежит удовлетворению, исходя из следующего.
В силу части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Исходя из положений части 6 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, срок обращения в суд с настоящим административным иском не пропущен, поскольку оспариваемый акт является нормативным.
В соответствии с частью 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.
Частью 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Аналогичные требования указаны в пунктах 25, 28, 29, 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами».
Согласно статье 72 Конституции Российской Федерации, обеспечение законности находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Из статьи 76 Конституции Российской Федерации следует, что по вопросам совместного ведения, а также по вопросам, находящимся вне пределов ведения Российской Федерации, субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование. При этом, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации, земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (платность использования земли).
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В соответствии с пунктом 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается: 1) Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности; 2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; 3) органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
В соответствии со статьёй 12 Закона Республики Крым от 15 января 2015 года №66-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений», порядок определения размера арендной платы, цены продажи, платы за сервитут, платы за проведение перераспределения земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, устанавливается:
- Советом министров Республики Крым - в отношении земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым;
- органом местного самоуправления - в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Согласно статье 2 Федерального закона от 06 октября 1999 года №184-ФЗ, систему органов государственной власти субъекта Российской Федерации составляют: законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации; высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации; иные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации. Конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации может быть установлена должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 81 Конституции Республики Крым, Совет министров Республики Крым является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Республики Крым.
В силу части 6 статьи 81 Конституции Республики Крым, Совет министров Республики Крым обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, настоящей Конституции, законов и иных нормативных правовых актов Республики Крым на территории Республики Крым.
Статьёй 83 Конституции Республики Крым установлено, что Совет министров Республики Крым:
1) разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития Республики Крым;
2) обеспечивает в пределах своих полномочий проведение единой государственной политики в области финансов, науки, образования, культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта, социального обеспечения, безопасности дорожного движения и экологии;
3) осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, противодействию терроризму и экстремизму, борьбе с преступностью;
4) осуществляет в пределах своих полномочий меры по обеспечению государственных гарантий равенства прав, свобод и законных интересов человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств; предотвращению ограничения прав и дискриминации по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности; сохранению и развитию этнокультурного многообразия народов Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым, их языков и культур; защите прав национальных меньшинств; социальной и культурной адаптации мигрантов; профилактике межнациональных (межэтнических) конфликтов и обеспечению межнационального и межконфессионального согласия;
5) разрабатывает для представления Главой Республики Крым в Государственный Совет Республики Крым проект бюджета Республики Крым и проекты программ социально-экономического развития Республики Крым;
6) обеспечивает исполнение бюджета Республики Крым, готовит отчет о его исполнении, а также отчеты о выполнении программ социально-экономического развития Республики Крым;
7) формирует иные органы исполнительной власти Республики Крым;
8) управляет и распоряжается собственностью Республики Крым в соответствии с законами Республики Крым, а также управляет федеральной собственностью, переданной Республике Крым в управление в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
9) вправе предложить органу местного самоуправления, выборному или иному должностному лицу местного самоуправления привести в соответствие с законодательством Российской Федерации изданные ими правовые акты в случае, если указанные акты противоречат Конституции Российской Федерации, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, настоящей Конституции, законам и иным нормативным правовым актам Республики Крым, а также вправе обжаловать указанные акты в судебном порядке;
10) осуществляет иные полномочия, установленные федеральными законами, настоящей Конституцией, законами Республики Крым, а также соглашениями с федеральными органами исполнительной власти, заключенными в соответствии со статьей 78 Конституции Российской Федерации.
Совет министров Республики Крым на основании и во исполнение федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, настоящей Конституции и законов Республики Крым издает постановления и распоряжения (часть 1 статьи 84 Конституции Республики Крым).
Постановления и распоряжения Совета министров Республики Крым, принятые в пределах его полномочий, обязательны к исполнению в Республике Крым (часть 2 статьи 84 Конституции Республики Крым).
Постановления и распоряжения Совета министров Республики Крым не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации, настоящей Конституции и законам Республики Крым (часть 3 статьи 84 Конституции Республики Крым).
Порядок деятельности Совета министров Республики Крым определяется Регламентом Совета министров Республики Крым (далее – Регламент), утверждённым постановлением Совета министров Республики Крым от 06 августа 2014 года №242.
Указанный Регламент определяет порядок деятельности Совета министров Республики Крым по реализации его полномочий, установленных федеральными законами, Конституцией Республики Крым, Законом Республики Крым от 29 мая 2014 года №5-ЗРК «О системе исполнительных органов государственной власти Республики Крым», иными законами Республики Крым.
Согласно пункту 4 Регламента, Совет министров осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, Конституцией Республики Крым, законами Республики Крым, иными нормативными правовыми актами Республики Крым и настоящим Регламентом. В своей деятельности Совет министров руководствуется принципами, установленными Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и Конституцией Республики Крым.
Совет министров обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Конституции Республики Крым, законов и иных нормативных правовых актов Республики Крым на территории Республики Крым, осуществляет систематический контроль за их исполнением исполнительными органами государственной власти Республики Крым, принимает меры по устранению нарушений законодательства Российской Федерации и Республики Крым (пункт 5 Регламента).
Работу Совета министров и общее руководство его деятельностью организует и обеспечивает Председатель Совета министров (пункт 6 Регламента).
Рассмотрение в Совете министров вопросов, относящихся к его полномочиям, проводится, как правило, на заседаниях Совета министров (пункт 7 Регламента).
Руководители исполнительных органов государственной власти Республики Крым, Аппарата Совета министров, на которых возложена подготовка соответствующих материалов для рассмотрения на заседаниях Совета министров, несут персональную ответственность за их качество и своевременность представления (пункт 8 Регламента).
Совет министров на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Конституции Республики Крым и законов Республики Крым, указов Главы Республики Крым издает постановления и распоряжения, обязательные к исполнению в Республике Крым, обеспечивает их исполнение (пункт 9 Регламента).
Пунктами 47, 48, 49, 50 Регламента установлено, что заседание Совета министров созывается Председателем Совета министров. Заседания Совета министров проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц. Председатель Совета министров может созвать внеочередное заседание Совета министров. По решениям Главы Республики Крым и Председателя Совета министров может быть проведено закрытое заседание Совета министров (закрытое обсуждение отдельных вопросов).
Для решения оперативных вопросов решения Совета министров могут быть приняты без созыва заседаний путем заочного голосования по соответствующим проектам актов, подготовленным в порядке, предусмотренном пунктами 122 - 172 настоящего Регламента, большинством голосов членов Совета министров (пункт 54 Регламента).
Решения Совета министров принимаются путем голосования большинством голосов присутствующих на заседании членов Совета министров (пункт 90 Регламента).
По результатам заседания Совета министров составляется протокол. В протоколе заседания указываются фамилии и инициалы членов Совета министров, а также должностных лиц, которые приняли участие в заседании, вопросы, которые рассматривались, и решения, принятые по результатам рассмотрения (пункт 96 Регламента).
Акты Совета министров, выписки из протокола заседания Совета министров направляются структурным подразделением Аппарата по вопросам делопроизводства заинтересованным органам, предприятиям, учреждениям, организациям не позднее чем в течение трех рабочих дней со дня их подписания согласно указателю рассылки (пункт 103 Регламента).
В силу пункт 104 Регламента, Аппарат в установленном порядке:
1) предоставляет средствам массовой информации сведения о вопросах и материалах, подлежащих рассмотрению на заседаниях Совета министров;
2) размещает на официальном веб-сайте Совета министров в государственной информационной системе Республики Крым «Портал Правительства Республики Крым» сведения о вопросах и материалах, подлежащих рассмотрению на заседаниях Совета министров;
3) по окончании заседаний организует пресс-конференции (брифинги) членов Совета министров по рассмотренным на заседаниях вопросам, обеспечивает размещение в государственной информационной системе Республики Крым «Портал Правительства Республики Крым» информации о вопросах, рассмотренных на заседаниях, и о принятых по этим вопросам решениях.
Согласно пунктам 105, 106 Регламента, акты Совета министров нормативного характера издаются в форме постановлений. Постановления Совета министров издаются по вопросам утверждения положения, порядка, регламента, правил, методики и в других случаях, когда общественные отношения требуют нормативного регулирования.
Акты Совета министров, Председателя Совета министров, кроме актов, содержащих сведения, составляющие государственную <данные изъяты> или сведения конфиденциального характера, подлежат официальному опубликованию (пункт 110 Регламента).
Официальным опубликованием актов Совета министров считается первая публикация их полного текста в газете «Крымская газета», или первое размещение (опубликование) на официальном веб-сайте Совета министров в государственной информационной системе Республики Крым «Портал Правительства Республики Крым», или первое размещение (опубликование) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) (пункт 111 Регламента).
Как установлено судом и следует из материалов дела, постановлением Совета министров Республики Крым от 28 декабря 2019 года №821 «О порядке определения размера арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым, и признании утратившим силу постановления Совета министров Республики Крым от 12 ноября 2014 года №450» утверждён прилагаемый Порядок определения размера арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым (пункт 1). Постановление Совета министров Республики Крым от 12 ноября 2014 года №450 «О плате за земельные участки, которые расположены на территории Республики Крым» признано утратившим силу (пункт 2). Указано, что настоящее постановление вступает в силу с 01 января 2020 года (пункт 3) (т. 1 л.д. 12-13).
Согласно Приложению 1 постановления, размер ставки по арендной плате от кадастровой стоимости земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым, указанной в таблице 2 «Земли сельскохозяйственного назначения», наименование муниципального образования Республики Крым - Бахчисарайский муниципальный район, код вида разрешенного использования земельного участка согласно Классификатору, юридические и физические лица: 13.2, установлен в размере - 5%.
Из копии протокола заседания Совета министров Республики Крым от 28 января 2020 года следует, что постановление Совета министров Республики Крым от 28 декабря 2019 года №821 принято путём согласования и подписания большинством членов Совета министров Республики Крым (т. 2 л.д. 21-37).
Разработчиком оспариваемого постановления Совета министров Республики Крым являлось Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым.
Редакция постановления на стадии проекта была в установленным порядке согласована без замечаний с Министерством экономического развития Республики Крым и Министерством финансов Республики Крым, о чём в справке к проекту постановления проставлена соответствующая отметка о согласовании (т. 1 л.д. 204-205).
К проекту постановления Совета министров Республики Крым от 28 декабря 2019 года №821 приложена пояснительная записка с обоснованием необходимости принятия данного акта с целью утверждения порядка, устанавливающего общие правила определения размера арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым, в рамках норм действующего законодательства в сфере земельных отношений, а также с учётом проблемных вопросов, возникающих в правоприменительной практике (т. 1 л.д. 222-226).
По заключению Главного правового управления аппарата Совета министров Республики Крым по результатам проведения антикоррупционной экспертизы проекта постановления Совета министров Республики Крым «О порядке определения размера арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым, и признании утратившим силу постановления Совета министров Республики Крым от 12 ноября 2014 года №450» от 11.12.2019 - коррупциогенные факторы не обнаружены (т. 3 л.д. 182).
27 декабря 2019 года в адрес Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым Прокуратурой Республики Крым направлено письмо, согласно которому, по результатам изучения проекта постановления Совета министров Республики Крым «О порядке определения размера арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым, и признании утратившим силу постановления Совета министров Республики Крым от 12 ноября 2014 года №450» нарушений федерального законодательства не установлено (т. 3 л.д. 181).
Постановление Совета министров Республики Крым от 28 декабря 2019 года №821 «О порядке определения размера арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым, и признании утратившим силу постановления Совета министров Республики Крым от 12 ноября 2014 года №450», как установлено, было размещено на официальном веб-сайте Совета министров Республики Крым (www.rk.gov.ru) в тот же день (т. 1 л.д. 203).
Вышеизложенное свидетельствует о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят компетентным органом при соблюдении требований к форме, виду, в соответствии с установленной процедурой, при наличии кворума, в надлежащем порядке доведён до всеобщего сведения.
В дальнейшем, в указанное постановление в оспариваемой части внесены изменения постановлением Совета министров Республики Крым от 20 октября 2020 года №667 «О внесении изменений в постановление Совета министров Республики Крым от 28 декабря 2019 года №821»: снижен размер ставки по арендной плате от кадастровой стоимости земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым, указанной в таблице 2 «Земли сельскохозяйственного назначения»: наименование муниципального образования Республики Крым: Бахчисарайский муниципальный район; код вида разрешенного использования земельного участка согласно Классификатору, юридические и физические лица: 13.2 - до 0,2%.
Постановление Совета министров Республики Крым от 20 октября 2020 года №667 «О внесении изменений в постановление Совета министров Республики Крым от 28 декабря 2019 года №821» опубликовано путём размещения на официальном веб-сайте Совета министров Республики Крым (www.rk.gov.ru) в этот же день (т. 1 л.д. 227).
Следует отметить, что постановление Совета министров Республики Крым от 28 декабря 2019 года №821 административным истцом оспаривается именно в первоначальной редакции - до внесения изменений в октябре 2020 года.
Проверкой оспариваемого положения постановления Совета министров Республики Крым от 28 декабря 2019 года №821 в оспариваемой редакции на соответствие нормативным правовым актам большей юридической силы, установлено следующее.
В соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен, в связи с чем, при установлении размера арендной платы стороны обязаны руководствоваться предписанным порядком определения размера арендной платы.
Согласно пункту 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
16 июля 2009 года Правительством Российской Федерации принято постановление №582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» (далее – постановление Правительства РФ от 16.07.2009 №582).
Арендная плата при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, как указано в данном постановлении, определяется исходя из ряда основополагающих принципов.
Так, установленный принцип экономической обоснованности предусматривает, что арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке (абзац 2 Основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года №582).
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 28 февраля 2017 года №424-О, государственным органам и органам местного самоуправления надлежит руководствоваться принципом экономической обоснованности при установлении ставок арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, в частности, необходимо обеспечить эффективное использование земли на основании оценки ее экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков.
Пунктом 2 утвержденных Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 29.12.2017 №710 Методических рекомендаций по применению основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 №582, в целях применения названного принципа рекомендуется при установлении порядка определения размера арендной платы предусматривать положения, направленные на достижение баланса интересов арендатора и арендодателя земельного участка, например, посредством установления экономически обоснованных ставок арендной платы или иных показателей, применяемых для определения арендной платы.
Таким образом, ставки арендной платы, коэффициенты и их значения должны устанавливаться в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей определенному уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры, и призваны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков.
При принятии нормативного правового акта об установлении размера арендной платы должны проводиться анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков.
Соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным государственным или муниципальным органом должно быть доказано путем представления соответствующих расчетов (показывающих доходность земельных участков), а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков.
Согласно Приложению 1 к постановлению Совета министров Республики Крым от 28 декабря 2019 года №821 в первоначальной редакции, размер ставки по арендной плате от кадастровой стоимости земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым, указанной в таблице 2 «Земли сельскохозяйственного назначения»: наименование муниципального образования Республики Крым: Бахчисарайский муниципальный район; код вида разрешенного использования земельного участка согласно Классификатору, юридические и физические лица: 13.2 установлен в размере - 5%.
Однако, административным ответчиком не представлено суду доказательств проведения каких-либо расчетов в целях обоснованности введения оспариваемого размера ставки по арендной плате от кадастровой стоимости земельных участков для расчета арендной платы в зависимости от вида целевого использования земельного участка, учёта экономических и иных факторов при установлении механизма установления такого размера ставки по арендной плате.
Ссылки стороны административного ответчика и заинтересованного лица на пояснительную записку к оспариваемому нормативному правовому акту, на то, что учитывалась категория земли и вид разрешенного использования, являются несостоятельными, поскольку в содержании предоставленной суду пояснительной записки вышеуказанное надлежащее обоснование с расчётами отсутствует, а установление соответствующих категории и вида разрешенного использования земельным участкам имело место и до принятия оспариваемого акта.
В связи с чем, суд приходит к выводу, что установление оспариваемого размера ставки по арендной плате от кадастровой стоимости земельного участка в отсутствие экономического анализа и оценки факторов, влияющих на уровень доходности земельного участка, не отвечает установленному принципу экономической обоснованности арендной платы земельных участков, следовательно, не соответствует требованиям нормативных правовых актов большей юридической силы: положениям пункта 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, постановлению Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года №582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации».
Более того, Министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым к проекту постановления Совета министров Республики Крым «О внесении изменений в постановление Совета министров Республики Крым от 28 декабря 2019 года №821» приложена пояснительная записка (т. 1 л.д. 242-249), в которой указано, что в связи с высоким ростом размера годовой арендной платы за земельные участки категории «Земли сельскохозяйственного назначения» с видом разрешенного использования 13.0 - 13.2 согласно Классификатору проектом постановления предлагается снизить ставку арендной платы за указанные земельные участки. Так, например: годовой размер арендной платы в 2019 году, за земельный участок, находящийся в собственности Республики Крым, площадью 1259569 кв.м., расположенный за границами населенных пунктов Каштановского сельского поселения Бахчисарайского района, рассчитанный от нормативной цены составлял – 647040,56 рублей в год, а на момент составления данной записки, с учётом кадастровой стоимости указанного земельного участка и действующей ставки – 5%, арендная плата возросла более чем в 20 раз и составила – 14236908,41 рублей в год. Учитывая изложенное, проектом постановления предложено внести соответствующие изменения в Порядок и установить, что для расчёта годового размера арендной платы за земельные участка с видом разрешенного использования 13.0 - 13.2 по Классификатору, применяется ставка в размере 0,2 процентов от кадастровой стоимости земельного участка для юридических и физических лиц и ставка в размере 0,05 процентов от кадастровой стоимости земельного участка для крестьянских (фермерских) хозяйств, что приведет к выравниванию размера арендной платы и дальнейшему соблюдению баланса с общими показателями прошлых лет.
Вместе с тем, в ходе рассмотрения настоящего административного дела не нашли своего подтверждения доводы административного истца о том, что оспариваемый акт в соответствующей части противоречит Постановлению Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 №582 по подпункту «в» пункта 3 данных Правил: арендная плата определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается в размере 0,6 процента в отношении земельного участка, предоставленного для сельскохозяйственного использования, ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, а также предоставленного гражданам или некоммерческим объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства, гаражного строительства, за исключением случаев, указанных в подпункте б настоящего пункта.
Так, во-первых, на момент принятия Советом министров Республики Крым оспариваемого в части акта 28 декабря 2019 года постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года №582 с учётом постановления Правительства Российской Федерации от 30.10.2014 №1120 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года №582» уже не содержало такого рода ограничений, и, во-вторых, указанные Правила определяют способы расчета размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности непосредственно Российской Федерации (федеральной собственности).
В соответствии с пунктом 1 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца.
Проверяя доводы административного истца о нарушении его прав, судом установлено следующее.
25 августа 2017 года между Министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым (арендодатель) и Садоводческим некоммерческим товариществом «Крымские каштаны» (арендатором) заключён договор аренды земельного участка №547п/1 в соответствии с пунктом 1.1 которого, арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в срочное платное пользование земельный участок площадью 1259 569 кв.м., из земель находящихся в собственности Республики Крым: категория земель – земли сельскохозяйственного назначения; вид разрешенного использования – ведение садоводства; кадастровый №, расположенный: <адрес> в границах, указанных в кадастровом паспорте о земельном участке, прилагаемой к настоящему договору и являющейся его неотъемлемой частью (т. 1 л.д. 66-72).
Настоящий договор заключен в порядке переоформления прав на земельный участок в соответствии с Законом Республики Крым от 31.07.2014 №38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым», постановлением Совета министров Республики Крым от 02.09.2014 №313 «Об утверждении Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым», возникшего на основании договора аренды земли №13/10 от 26.08.2010 (пункт 1.2 Договора).
Договор аренды земельного участка заключён на срок до 07 сентября 2059 года за исключением случая, предусмотренного пунктом 6.5 настоящего договора (пункт 3.1 Договора).
Арендная плата за земельный участок устанавливается в денежной форме в размере 18459 рублей 75 копеек. Арендная плата НДС не облагается на основании подпункта 17 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации. Расчёт размера арендной платы определён в приложении к настоящему договору, являющегося его неотъемлемой частью (пункт 4.1 Договора).
Указанный договор зарегистрирован Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым 06 марта 2018 года за № (т. 1 об. л.д. 72).
Расчёт арендной платы приведен в приложении №1 к Договору аренды земельного участка №547п/1 от 25.08.2017, которое является неотъемлемой частью настоящего Договора (т. 1 л.д.73).
Кроме того, 25 августа 2017 года между Министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым (арендодатель) и Садоводческим некоммерческим товариществом «Крымские каштаны» (арендатором) заключён договор аренды земельного участка №549п/1, в соответствии с пунктом 1.1 которого, арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в срочное платное пользование земельный участок площадью 145624 кв.м., из земель находящихся в собственности Республики Крым: категория земель – земли сельскохозяйственного назначения; вид разрешенного использования – ведение садоводства; кадастровый №, расположенный: <адрес> в границах, указанных в кадастровом паспорте о земельном участке, прилагаемой к настоящему договору и являющейся его неотъемлемой частью (т. 4 л.д. 15-21).
Настоящий договор заключен в порядке переоформления прав на земельный участок в соответствии с Законом Республики Крым от 31.07.2014 №38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым», постановлением Совета министров Республики Крым от 02.09.2014 №313 «Об утверждении Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым», возникшего на основании договора аренды земли №13/10 от 26.08.2010 (пункт 1.2 Договора).
Договор аренды земельного участка заключён на срок до 07 сентября 2059 года за исключением случая, предусмотренного пунктом 6.5 настоящего договора (пункт 3.1 Договора).
Арендная плата за земельный участок устанавливается в денежной форме в размере 2134 рублей 21 копеек в год. Арендная плата НДС не облагается на основании подпункта 17 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации. Расчёт размера арендной платы определён в приложении к настоящему договору, являющегося его неотъемлемой частью (пункт 4.1 Договора).
Указанный договор зарегистрирован Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым 06 марта 2018 года (т. 4 л.д. 21).
Расчёт арендной платы приведен в приложении №1 к Договору аренды земельного участка №549п/1 от 25.08.2017, которое является неотъемлемой частью настоящего Договора (т. 4 л.д.22).
Исходя из Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утверждённого Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 №540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков», содержания имеющихся в ЕГРН сведений, вид разрешенного использования вышеуказанных земельных участков соотносится с кодом: 13.2 соответственно.
Административный истец, как следует из заключённых в 2017 году договоров аренды земельных участков, является фактическим арендатором вышеуказанных земельных участков.
В соответствии с постановлением Совета министров Республики Крым от 28 декабря 2019 года №821, заключение дополнительных соглашений к договорам аренды земельных участков, заключенным в период с 21 марта 2014 года по 31 декабря 2019 года в связи с вступлением в силу с 01.01.2020 результатов государственной кадастровой оценки земель, расположенных на территории Республики Крым, не требуется.
Так, расчёт годового размера арендной платы с 01 января 2020 года осуществляется арендатором самостоятельно с учётом положений пунктов 2.3 и 2.4 указанного Постановления и сведений о кадастровой стоимости земельного участка, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
Как установлено судом, в производстве Арбитражного суда Республики Крым находятся дела №А83-14728/2021, №А83-19595/2021, №А83-12016/21 по исковым заявлениям Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым о взыскании с Садоводческого некоммерческого товарищества «Крымские каштаны» задолженности по арендной плате по вышеуказанным договорам аренды земельных участков, которая начислена за период действия оспариваемого нормативного правого акта по ставке 5% от кадастровой стоимости земельных участков.
Стороной административного истца представлен расчёт взыскиваемой задолженности по арендной плате в подтверждение её формирования именно исходя из применения оспариваемого положения нормативного правового акта за соответствующий период его действия: январь-октябрь 2020 года (т. 4 л.д.26-28).
При этом, представитель заинтересованного лица Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым в судебном заседании подтвердил, что в вышеуказанных судебных процессах расчёт взыскиваемых с административного истца задолженности по арендным платежам по вышеуказанным договорам аренды земельных участков рассчитан за период действия оспариваемого акта в оспариваемой редакции именно исходя из размера ставки по арендной плате от кадастровой стоимости земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым, указанных в таблице 2 «Земли сельскохозяйственного назначения», код вида разрешенного использования земельного участка согласно Классификатору 13.2 – 5% Приложения №1 к Порядку определения размера арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым» утверждённых постановлением Совета министров Республики Крым от 28.12.2019 №821.
Таким образом, административный истец является субъектом применения оспариваемого акта в оспариваемой части и редакции, а ссылки представителей административного ответчика в судебном заседании на то, что административным истцом оспаривается постановление в части, утратившей свою силу, являются несостоятельными.
При вышеизложенных установленных обстоятельствах, является очевидным, что оспариваемым актом, принятым в оспариваемой части без соблюдения принципа экономической обоснованности арендной платы за землю, нарушаются права административного истца, как арендатора земельных участков государственной собственности Республики Крым.
В связи с чем, суд приходит к выводу о том, что заявленный административный иск Садоводческого некоммерческого товарищества «Крымские каштаны» подлежит удовлетворению.
Признавая недействующим оспариваемый в части нормативный правовой акт со дня вступления решения суда в законную силу, суд выходит из разъяснений абзаца 3 пункта 38 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 года №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами».
Пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должно содержаться указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Крым
решил:
Административный иск Садоводческого некоммерческого товарищества «Крымские каштаны» - удовлетворить.
Признать недействующим постановление Совета министров Республики Крым от 28 декабря 2019 года №821 «О порядке определения размера арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым, и признании утратившим силу постановления Совета министров Республики Крым от 12 ноября 2014 года №450» в первоначальной редакции от 28 декабря 2019 года в части размера ставки по арендной плате от кадастровой стоимости земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым, указанной в таблице 2 «Земли сельскохозяйственного назначения»: наименование муниципального образования Республики Крым: Бахчисарайский муниципальный район; код вида разрешенного использования земельного участка согласно Классификатору, юридические и физические лица: 13.2 - 5% Приложения 1 к Порядку определения размера арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым, со дня вступления решения суда в законную силу.
Сообщение о принятии настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в официальном печатном издании Совета министров Республики Крым, размещению на официальном сайте исполнительных органов государственной власти Республики Крым в государственной информационной системе Республики Крым «Портал Правительства Республики Крым».
Решение может быть обжаловано в Третий апелляционный суд общей юрисдикции путём подачи апелляционной жалобы через Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Республики Крым подпись Н.В. Кучеренко
Решение суда составлено в окончательной форме 21 декабря 2021 года.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>