Дело № 21-257/2016
Р Е Ш Е Н И Е
07 июня 2016 года гор. Симферополь
Судья Верховного Суда Республики Крым Тимошенко Е.Г., рассмотрев жалобу первого заместителя начальника Службы финансового надзора Республики Крым Шатских В.В. по делу об административном правонарушении в отношении первого заместителя начальника железной дороги Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымская железная дорога» ФИО1 на решение судьи Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 24 марта 2016 года № 12-18/2016,
у с т а н о в и л :
Постановлением первого заместителя начальника Службы финансового надзора Республики Крым Шатских В.В. от 08 декабря 2015 года № 5 первый заместитель начальника железной дороги Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымская железная дорога» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении (далее КоАП РФ) и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50000 (пятидесяти тысяч) рублей.
Решением Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 24 марта 2016 года № 12-18/16 указанное постановление от 08 декабря 2015 года № 5 о привлечении ФИО1 к административной ответственности по ст. 15.14 КоАП РФ отменено, производство по делу прекращено на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием события правонарушения.
Не согласившись с принятым решением, первый заместитель начальника Службы финансового надзора Республики Крым Шатских В.В. подал жалобу, в которой просит отменить указанное решение суда, признав Черняева А.Г. виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 15.14 КоАП РФ.
Жалоба мотивирована тем, что суд первой инстанции необъективно и не всесторонне исследовал обстоятельства дела, вынес незаконное и необоснованное решение с нарушением норм материального и процессуального права, что является основанием для его отмены. Заявитель указывает на то, что при осуществлении расходования средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации, организации, предприятию либо учреждению любой формы собственности, следует руководствоваться указаниями, утвержденными приказом Минфина России от 01.07.2013 г. № 65н. По мнению заявителя, действующим законодательством дано исчерпывающее определение нецелевого использования бюджетных средств, в связи с чем осуществление конкретной финансово-хозяйственной операции в нарушение положений нормативных правовых актов и иных документов, является нарушением бюджетного законодательства. Факт использования бюджетных средств не по целевому назначению образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 15.14 КоАП РФ. Также должностное лицо Крымфиннадзора указывает на то, что факт нецелевого использования бюджетных средств был установлен на основании документов, перечень которых приводит в жалобе, что послужило основанием для составления протокола об административном правонарушении. По мнению заявителя, вывод суда о том, что протокол об административном правонарушении составляется после оформления акта о проведении проверки, не соответствует положениям КоАП РФ.
Изучив материалы дела, проверив изложенные в жалобе доводы, заслушав представителя Службы финансового надзора Республики Крым Крылову Л.Н., давшую пояснения, прихожу к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения жалобы в связи со следующим.
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со ст.ст. 26.1, 26.2 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе, наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении. Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность данного лица в его совершении и другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Как усматривается из материалов дела, первым заместителем начальника Службы финансового надзора Республики Крым Шатских В.В. 08 декабря 2015 года вынесено постановление № 5 о привлечении первого заместителя начальника железной дороги Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымская железная дорога» Черняева А.Г. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ.
Основанием для привлечения Черняева А.Г. к административной ответственности явилось допущение им нецелевого использования бюджетных средств, предоставленных ГУП РК «КЖД», на общую сумму 1314070,99 руб., выразившееся в направлении средств субсидии на финансовое обеспечение деятельности ГУП РК «КЖД» и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих целям, определенным Планом финансового обеспечения деятельности Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымская железная дорога», который является Приложением № 1 к Соглашению о предоставлении в 2015 году субсидии на финансовое обеспечение деятельности ГУП РК «КЖД» от 08.07.2015г. №-171-НЗЭ/15, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Так, начальником Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымская железная дорога» Черняевым А.Г. подписано платежное поручение на оплату за счет бюджетных средств, полученных по вышеуказанному соглашению природного газа на сумму 1168493,03 руб. и услуг по транспортировке природного газа на общую сумму 145577,96 руб., при том, что Планом финансового обеспечения деятельности ГУП РК «КЖД», вышеуказанные расходы предусмотрены не были.
Ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, предусмотрена ст. 15.14 КоАП РФ.
Объективную сторону комментируемого правонарушения составляет неправомерное использование получателем указанных средств на цели, не соответствующие условиям их получения. Эти условия отражаются в принятом законе о бюджете, сводной бюджетной росписи, которая составляется финансовым органом соответственно Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования и утверждается руководителем этого органа.
Использование бюджетных средств не по назначению, указанному в вышеприведенных документах, служащих основанием для получения бюджетных средств, является нецелевым, т.е. наказуемым.
По юридической конструкции правонарушение образует формальный состав. Оно считается оконченным с момента нарушения - использования денежных средств не в соответствии с утвержденной бюджетной росписью, уведомлением, сметой доходов или расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств.
Непосредственным объектом правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ, является санкционированный государством порядок расходования средств федерального бюджета. Совершение данного правонарушения неизбежно отражается на государственной финансовой дисциплине, нарушении единой бюджетной политики, и тем самым наносит вред интересам государства.
Формальный состав правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ, не предполагает наступление негативных последствий в результате совершенного правонарушения. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям, в данном случае, заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении должностного лица к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.
Правилами использования субсидии из бюджета Республики Крым на финансовое обеспечение деятельности ГУП РК «Крымская железная дорога», которые являются Приложением №1 к постановлению Совета Министров Республики Крым от 08.07.2015 №388 «О расходах за счет субсидии из бюджета Республики Крым на финансовое обеспечение деятельности ГУП РК «Крымская железная дорога» (далее – Правила) предусмотрено, что они определяют условия, механизм предоставления и использования субсидии из бюджета Республики Крым на финансовое обеспечениедеятельности «Крымская железная дорога».
Согласно п. 2 Правил главным распорядителем бюджетных средств является Министерство транспорта Республики Крым.
Получателем бюджетных средств является ГУП РК «Крымская железная дорога» (п. 3 Правил).
Как установлено в п.п. 4, 5 Правил, предоставление бюджетных средств ГУП РК «Крымская железная дорога» осуществляется Министерством транспорта Республики Крым в пределах бюджетных средств, предусмотренных на указанные цели, и утвержденных лимитов бюджетных обязательств в порядке и сроки, предусмотренные соглашением, заключенным между Министерством транспорта Республики Крым и ГУП РК «Крымская железная дорога». Бюджетные средства направляются на финансовое обеспечение деятельности ГУП РК «Крымская железная дорога» в соответствии с Планом на финансовое обеспечение деятельности ГУП РК «Крымская железная дорога», утвержденным Советом министров Республики Крым.
Министерство транспорта Республики Крым формирует и направляет в Министерство финансов Республики Крым заявку на доведение бюджетных данных из части предельных объемов финансирования. Учет обязательств и санкционирование оплаты денежных обязательств осуществляются в соответствии с порядком, утвержденным Министерством финансов Республики Крым (п.п. 6, 7 Правил).
Статьей 6 БК РФ определены следующие понятия и термины: бюджет - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления; расходы бюджета - выплачиваемые из бюджета денежные средства, за включением средств, являющихся в соответствии с настоящим Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета; бюджетные полномочия - установленные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, права и обязанности органов государственной власти (органов местного самоуправления) и иных участников бюджетного процесса по регулированию бюджетных правоотношений, организации и осуществлению бюджетного процесса. Получатель бюджетных средств (получатель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, казенное учреждение, имеющее право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Поскольку ГУП РК «Крымская железная дорога» является получателем бюджетных средств, то применительно к ст. 6 БК РФ оно является участником бюджетного процесса.
Бюджетные полномочия получателя бюджетных средств установлены ст. 162 БК РФ. Так, получатель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями: составляет и исполняет бюджетную смету; принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства; обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований; вносит соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств предложения по изменению бюджетной росписи; ведет бюджетный учет (обеспечивает ведение бюджетного учета); формирует бюджетную отчетность (обеспечивает формирование бюджетной отчетности) и представляет бюджетную отчетность получателя бюджетных средств соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств; исполняет иные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пункте 7 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации (п. 2 ч. 2 ст. 78 БК РФ).
Как усматривается из материалов дела, соглашением от 08.07.2015 №171-НЗЭ/15, предметом которого является предоставление в 2015 году субсидии на финансовое обеспечение деятельности ГУП РК «Крымская железная дорога» в соответствии с планом финансового обеспечения деятельности ГУП РК «Крымская железная дорога» на период до конца 2015 года, предусмотрено, что субсидия предоставляется ГУП РК «Крымская железная дорога» Министерством в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете Республики Крым на 2015 год на цели, определенные в п. 1.1 настоящего Соглашения (п. 1.2 Соглашения от 08.07.2015 №171-НЗЭ/15).
Перечисление субсидии осуществляется на основании заявки ГУП РК «Крымская железная дорога», предоставляемой в Министерство на перечисление субсидии, и по форме, указанной в Приложении №2 к настоящему Соглашению (п. 1.3 Соглашения от 08.07.2015 №171-НЗЭ/15).
Министерство рассматривает заявку и не позднее 5 рабочих дней с момента ее получения перечисляет денежные средства на сумму, указанную в заявке на счет ГУП РК «Крымская железная дорога» (п. 1.4 Соглашения от 08.07.2015 №171-НЗЭ/15).
Министерство обязуется согласовать план использования бюджетных средств (субсидии). ГУП РК «Крымская железная дорога» обязуется утвердить план использования бюджетных средств. ГУП РК «Крымская железная дорога» обязуется выполнять требования установленные соглашением. ГУП РК «Крымская железная дорога» обязуется в соответствии с действующим законодательством соблюдать целевое, адресное и эффективное использование субсидии. ГУП РК «Крымская железная дорога» обязуется обеспечить расходование доведенных денежных средств по целевому назначению. ГУП РК «Крымская железная дорога» несет ответственность за целевое и эффективное использование субсидии, а также за достоверность предоставленных отчетов и сведений (п.п. 2.1.1, 2.3.1- 2.3.3, 2.3.9, 3.4 Соглашения от 08.07.2015 №171-НЗЭ/15).
Настоящее Соглашение вступает в силу с момента его подписания Сторонами и действует до полного исполнения Сторонами своих обязательств Соглашения от 08.07.2015 №171-НЗЭ/15).
Приложением №1 к Соглашению от 08.07.2015 №171-НЗЭ/15 является План финансового обеспечения деятельности ГУП РК «Крымская железная дорога». Вышеуказанным Планом предусмотрен объем расходов в сумме 4 200,0 млн. руб., в том числе: на мероприятие «Топливо» - 178,3 млн. руб.
Дополнительным соглашением от 29.09.2015 №1 к Соглашению от 08.07.2015 №71-НЗЭ/15, Приложение №1 к Соглашению изложено в новой редакции, вышеуказанным Планом предусмотрен объем расходов в сумме 4 053,1 млн. руб., в том числе: на мероприятие «Топливо» - 250,5 млн. руб.
Из письма Министерства транспорта Республики Крым от 20.11.2015 №9670/04.1 (л.д. 16) следует, что согласно п. 1.3 Соглашения от 08.07.2015 года №171-НЗЭ/15 перечисление субсидий осуществлялось на основании заявок ГУП РК «Крымская железная дорога», предоставляемых в Министерство в соответствии с планом финансового обеспечения деятельности ГУП РК «Крымская железная дорога» на 2015 год. Финансирование на оплату за поставку и транспортировку природного газа осуществлялось в соответствии с условиями соглашения по статье «Топливо».
Однако, указанным выше Планом финансового обеспечения деятельности ГУП РК «Крымская железная дорога» не приведена какая-либо расшифровка мероприятия «Топливо», указывающая на то, что под мероприятием «Топливо» подразумевается осуществление расходов на природный газ и услуги по транспортировке природного газа.
В силу ст. 18 БК РФ бюджетная классификация Российской Федерации является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, используемой для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Определение принципов назначения, структуры, порядка формирования и формирования кодов бюджетной классификации Российской Федерации, а также присвоение кодов составным частям бюджетной классификации Российской Федерации, которые в соответствии с настоящим Кодексом являются едиными для Бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществляются Министерством финансов Российской Федерации.
Разделом 1 «Общие положения» Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Министерством финансов Российской Федерации от 01.07.2013 №65н предусмотрено, что бюджетная классификация Российской Федерации является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, используемой для составления и исполнения бюджетов, а также группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов и (или) операций сектора государственного управления, используемой для ведения бюджетного (бухгалтерского) учета, составления бюджетной (бухгалтерской) и иной финансовой отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Указания устанавливают принципы назначения, структуру, общие требования к порядку формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, а также порядок присвоения кодов составным частям бюджетной классификации Российской Федерации, которые в соответствии с Кодексом являются едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Таким образом, Государственным унитарным предприятием Республики Крым «Крымская железная дорога», как получателем бюджетных средств и участником бюджетного процесса, должна соблюдаться бюджетная классификация Российской Федерации.
Суд первой инстанции, ссылаясь на то, что ГУП РК «Крымская железная дорога» не относится к бюджетному учреждению, вследствие чего классификация операций сектора государственного управления при расходовании Железной дорогой целевых бюджетных средств не применяется, не учел вышеуказанных положений действующего законодательства.
При таких обстоятельствах, решение Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 24 марта 2016 года № 12-18/2016 нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем оно подлежит отмене, а дело направлению в тот же суд на новое судебное рассмотрение.
При новом рассмотрении дела, суду первой инстанции необходимо устранить указанные нарушения и принять законное и обоснованное решение в соответствии с требованиями КоАП РФ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП Российской Федерации, Верховный Суд Республики Крым
р е ш и л:
Жалобу первого заместителя начальника Службы финансового надзора Республики Крым Шатских В.В. на решение судьи Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 24 марта 2016 года № 12-18/2016–удовлетворить частично.
Решение Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 24 марта 2016 года № 12-18/2016 в отношении первого заместителя начальника железной дороги Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымская железная дорога» ФИО1 – отменить, дело возвратить в тот же суд на новое судебное рассмотрение.
Решение может быть пересмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 30.12-30.19 КоАП РФ.
Судья подпись Е.Г. Тимошенко
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>