НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым) от 06.07.2022 № 21-951/2022

Дело № 21-951/2022

РЕШЕНИЕ

06.07.2022г. г. Симферополь

Судья Верховного Cуда Республики Крым С.В. Яковлев, рассмотрев жалобу заместителя начальника ИФНС России по г.Симферополю Конищевой Н.В. на решение Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым от 18.05.2022 года по делу №12-542/2022,

У С Т А Н О В И Л

Постановлением заместителя начальника ИФНС России по г. Симферополю Конищевой Н.В. от 22.11.2021 года №91022128000252400006 (далее Постановление №91022128000252400006) заместитель генерального директора по строительству ООО «Индустрия развития» Эмираджиев Энвер Аблямитович признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением Эмираджиев Энвер Аблямитович обжаловал его в суд.

Решением Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым от 18.05.2022 года по делу №12-542/2022 (судья Серикова В.А.) Постановление №91022128000252400006 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в ИФНС России по г.Симферополю.

Не согласившись с указанным решением, заместитель начальника ИФНС России по г.Симферополю Конищева Н.В. подала жалобу, в которой просит решение Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым от 18.05.2022 года по делу №12-542/2022 отменить.

В судебном заседании, которое состоялось 06.07.2022 года, представитель ИФНС России по г.Симферополю настаивала на удовлетворении жалобы по доводам, изложенным в ней.

Изучив жалобу, материалы дела, суд пришел к следующему.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Согласно ч.1 ст.15.25 КоАП РФ осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на граждан, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере от 75 до 100 процентов суммы незаконной валютной операции; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

В соответствии с п. б ч. 9 ст. 1 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее Закон №173-ФЗ) валютной операцией является приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.

Резидентами признаются физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации; постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства; юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации (в том числе профессиональные участники внешнеэкономической деятельности, включенные в перечень профессиональных участников внешнеэкономической деятельности, утвержденный в порядке, установленном Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации), за исключением иностранных юридических лиц, зарегистрированных в соответствии с Федеральным законом «О международных компаниях»; находящиеся за пределами территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные подразделения резидентов, указанных в подпункте «в» настоящего пункта; дипломатические представительства, консульские учреждения Российской Федерации, постоянные представительства Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях, иные официальные представительства Российской Федерации и представительства федеральных органов исполнительной власти, находящиеся за пределами территории Российской Федерации;Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, которые выступают в отношениях, регулируемых настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами (п. 6 ч.1 ст.1 Закона №173-ФЗ).

Нерезидентами являются, в том числе, физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с подпунктами «а» и «б» п. 6 настоящей части; (п.7 ч.1 ст. 1 Закона №173-ФЗ).

Согласно ст.6 Закона №173-ФЗ валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением валютных операций, предусмотренных статьями 7, 8 и 11 настоящего Федерального закона, в отношении которых ограничения устанавливаются в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты Российской Федерации, а также для поддержания устойчивости платежного баланса Российской Федерации. Указанные ограничения носят недискриминационный характер и отменяются органами валютного регулирования по мере устранения обстоятельств, вызвавших их установление.

В соответствии с ч.1 ст. 13 Закона №173-ФЗ нерезиденты на территории Российской Федерации вправе открывать банковские счета (банковские вклады) в иностранной валюте и валюте Российской Федерации только в уполномоченных банках.

Согласно ч.2 ст. 14 Закона №173-ФЗ если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств.

Материалы дела свидетельствуют о том, что сотрудниками ИФНС России по городу Симферополю проведена проверка соблюдения валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования по вопросу соблюдения порядка проведения валютных операций, правомерность выплаты юридическим лицом - резидентом физическим лицам – нерезидентам заработной платы наличными денежными средствами в рублях из кассы организации, установленного Законом №173-ФЗ. При рассмотрении сведений о доходах физических лиц «Справка о доходах физического лица» (форма 2-НДФЛ) за 2020 год, представленной 11.05.2021 года №19712 (вх.№028003 от 11.05.2021 года) ООО «ИНДУСТРИЯ РАЗВИТИЯ», должностными лицами ИФНС России по городу Симферополю установлено, что в 2020 году ООО «ИНДУСТРИЯ РАЗВИТИЯ» произвело выплату заработной платы иностранным гражданам – нерезидентам в валюте Российской Федерации минуя уполномоченные банки, осуществив тем самым валютные операции, запрещенные валютным законодательством Российской Федерации, что свидетельствовало о совершении административных правонарушений, предусмотренных ч.1 ст. 15.25 КоАПРФ.

Указанные обстоятельства были зафиксированы в Акте проверки соблюдения валютного законодательства, составленного ДД.ММ.ГГГГ сотрудниками ИФНС России по городу Симферополю, в котором указано, что ООО «ИНДУСТРИЯ РАЗВИТИЯ», в 2019 - 2020годах произвело выплату заработной платы иностранным гражданам (нерезидентам), в том числе ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт гражданина Украины, ВК505181, выдан ДД.ММ.ГГГГ), ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт гражданина Республики Узбекистан, АА7933926, выдан ДД.ММ.ГГГГ), ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт гражданина Республики Узбекистан, АВ 0489557, выдан ДД.ММ.ГГГГ), ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт гражданина Республики Узбекистан, АА 9909562, выдан ДД.ММ.ГГГГ), ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт гражданина Украины, МН 557943, выдан ДД.ММ.ГГГГ), ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт иностранного гражданина, АВ 2278156, выдан ДД.ММ.ГГГГ), должностным лицом ООО «ИНДУСТРИЯ РАЗВИТИЯ», ответственным за выплату заработной платы работникам - нерезидентам исключительно в безналичной форме, являлся, заместитель генерального директора по строительству ФИО1, что подтверждается приказом от ДД.ММ.ГГГГ «О возложении обязанностей по соблюдению валютного законодательства».

По результатам изучения сведений, изложенных в Акте №91022021 проверки соблюдения валютного законодательства от 08.07.2021 года, сотрудниками контролирующего органа были составлены протоколы по факту выплаты в 2019 - 2020годах заработной платы иностранным гражданам (нерезидентам), в том числе 19.10.2021 года - протокол об административном правонарушении №91022128000252400002, а также приняты постановления о привлечении Эмираджиев Э.А., к административной ответственности по ч.1 ст. 15.25 КоАПРФ, в том числе 22.11.2021 года - постановление №91022128000252400006.

Отменяя Постановление №91022128000252400006 и возвращая дело на новое рассмотрение в ИФНС России по г.Симферополю, судья Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым, исходила из того, что административным органом при принятии указанного выше постановления не учтено, что нарушения валютного законодательства совершены одним субъектом, они выявлены в ходе проведения одной проверки, выплата заработной платы производилась регулярно, систематически на постоянной основе, правонарушения являются однородными, вследствие чего у налогового органа отсутствовали правовые основания квалифицировать каждый выявленный эпизод как самостоятельный состав административного правонарушения.

В силу изложенного являются обоснованными утверждения судьи Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым, изложенные в решении от 18.05.2022 года по делу №12-542/2022 о том, что раздельное рассмотрение дел об административных правонарушениях в отношении заместителя генерального директора по строительству ООО «Индустрия развития» Эмираджиева Э.А. с вынесением постановлений по каждой выплате приводит к созданию искусственной множественности дел, что недопустимо.

При этом следует принять во внимание, что на момент рассмотрения жалобы Эмираджиева Э.А. вступил в силу Федеральный закон от 26.03.2022 года № 70-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» в соответствии с которым ст.4.4. дополнена ч.5, предусматривающей, что если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, законы, устанавливающие, изменяющие или отменяющие административную или уголовную ответственность, должны соответствовать конституционным правилам действия закона во времени: согласно ст.54 Конституции Российской Федерации закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет (часть 1); никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением; если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон (часть 2). Данные правила, основанные на общеправовых принципах справедливости, гуманизма и соразмерности ответственности за совершенное деяние его реальной общественной опасности, имеют универсальное для всех видов юридической ответственности значение и являются обязательными и для законодателя, и для правоприменительных органов, в том числе судов; принятие законов, устраняющих или смягчающих ответственность, по-новому определяет характер и степень общественной опасности тех или иных правонарушений и правовой статус лиц, их совершивших, вследствие чего законодатель не может не предусмотреть - исходя из конституционно обусловленной обязанности распространения действия такого рода законов на ранее совершенные деяния - механизм придания им обратной силы, а уполномоченные органы не вправе уклоняться от принятия юрисдикционных решений об освобождении конкретных лиц от ответственности и наказания или о смягчении ответственности и наказания, оформляющих изменение статуса этих лиц (постановления от 20. 04.2006 года № 4-П, от 14.07.2015 года № 20-П, определения от 16.01.2001 года №1-О, от 10.10.2013 года № 1485-О, от 21.11.2013 года № 1903-О).

В силу ч.2 ст.1.7 КоАПРФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.

Согласно п. 33.2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03. 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», разрешая жалобы на постановления по делам об административных правонарушениях, необходимо учитывать положения ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах доводы жалобы начальника ИФНС России по г.Симферополю Конищевой Н.В. о необходимости привлечения Эмираджиева Э.А. за каждый установленные факт выплаты нерезидентам заработной платы без её перечисления на их текущий счет противоречат указанным выше положениям КоАПРФ, вследствие чего являются несостоятельными.

Руководствуясь ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ,

РЕШИЛ

решение Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым от 18.05.2022 года по делу №12-542/2022 оставить без изменения, жалобу начальника ИФНС России по г.Симферополю Конищевой Н.В. оставить без удовлетворения.

Решение вступает в силу немедленно и может быть обжаловано согласно ст.30.12 КоАП РФ.

Судья подпись С.В. Яковлев

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>