Судья Петрова Ю.В. Дело № 21-1301/2022
РЕШЕНИЕ
г. Симферополь 03 октября 2022 года
Судья Верховного Суда Республики Крым Агин В.В., с участием генерального директора общества с ограниченной ответственностью «ЮГЭНЕРГОСЕТИ» Новикова А.Е. и его защитника Бугаевой Ю.В., представителя Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым Лысак Я.И., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью «ЮГЭНЕРГОСЕТИ» ФИО1 на решение судьи Железнодорожного районного суда города Симферополя от 03 августа 2022 года по делу № об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), в отношении генерального директора общества с ограниченной ответственностью «ЮГЭНЕРГОСЕТИ» (далее – ООО «ЮГЭНЕРГОСЕТИ» либо Общество) ФИО1,
установил:
постановлением заместителя председателя Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым Пономарева А.А. от ДД.ММ.ГГГГ№ производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.7.1 КоАП РФ, в отношении генерального директора ООО «ЮГЭНЕРГОСЕТИ» Новикова А.Е. прекращено. В соответствии со ст.2.9 КоАП РФ правонарушение признано малозначительным, генеральный директор ООО «ЮГЭНЕРГОСЕТИ» Новиков А.Е. освобожден от административной ответственности с применение устного замечания.
В порядке пересмотра дела по жалобе генерального директора ООО «ЮГЭНЕРГОСЕТИ» Новикова А.Е. на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении судьей Железнодорожного районного суда города Симферополя 03 августа 2022 года постановлено решение, которым в удовлетворении жалобы генеральному директору ООО «ЮГЭНЕРГОСЕТИ» Новикову А.Е. отказано, постановление должностного лица надзорного органа оставлено без изменения.
Не согласившись с решением судьи районного суда, постановлением заместителя председателя государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым Пономарева А.А. от ДД.ММ.ГГГГ№, генеральный директор ООО «ЮГЭНЕРГОСЕТИ» Новиков А.Е. подал в Верховный Суд Республики Крым жалобу, в которой просил отменить вышеуказанные акты, а производство по делу прекратить в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения. В обоснование указано, что судья при вынесении оспариваемого решения нарушил нормы материального и процессуального права и неправильно оценил установленные обстоятельства.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Выслушав генерального директора ООО «ЮГЭНЕРГОСЕТИ» Новикова А.Е. и его защитника Бугаеву Ю.В., поддержавших доводы жалобы, представителя Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым Лысак Я.И., возражавшую против удовлетворения жалобы, проверив в полном объеме материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Согласно ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ в комитет по ценам и тарифам Республики Крым от ООО «ЮГЭНЕРГОСЕТИ» поступило заявление об установлении индивидуального тарифа на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов с ООО «ЮГЭНЕРГОСЕТИ» на 2022 год - первый год долгосрочного периода регулирования 2022-2026 гг. № (вх. № от 28.04.2021г.).
Заявление о корректировке тарифного предложения поступило в комитет по ценам и тарифам Республики Крым ДД.ММ.ГГГГ (исх. ООО «ЮГЭНЕРГОСЕТИ» от ДД.ММ.ГГГГ№, вх. Комитета от ДД.ММ.ГГГГ№).
В соответствии с п.19 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, в случае если в ходе анализа представленных организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, предложений об установлении цен (тарифов) возникнет необходимость уточнений предложений либо их обоснований, регулирующий орган запрашивает дополнительные материалы, указав форму их представления и требования к ним, а организации, осуществляющие регулируемую деятельность, представляют их в течение 7 рабочих дней со дня поступления запроса.
В рамках рассмотрения вышеуказанных заявлений и материала тарифного предложения комитетом по ценам и тарифам Республики Крым в соответствии с п.19 Правил и п.4.5 Положения в адрес ООО «ЮГЭНЕРГОСЕТИ» направлен запрос от ДД.ММ.ГГГГ№ на представление следующих сведений:
1. регистра бухгалтерского учета за 9 месяцев 2021 года:
1.1. оборотно-сальдовую ведомость;
с разделением по аналитическому учету расходов, доходов по счету 23, 25, 26, 29, 90, 91 в разрезе субсчетов;
с разделением по номенклатурным номерам в разрезе складов и МОЛ (подотчетных лиц) по счету 10 в разрезе субсчетов;
с разделением по видам начислений по счету 70 в разрезе сотрудников;
по счетам 60, 62 и 76 в разрезе субсчетов и контрагентов;
по счету 51 в разрезе банковских счетов;
по счету 68 в разрезе субсчетов и видов налогов;
по счету 69 в разрезе субсчетов и видов платежей в бюджет;
ДД.ММ.ГГГГ указанный запрос получен ООО «ЮГЭНЕРГОСЕТИ».
Таким образом, срок представления сведений, предусмотренных запросом от ДД.ММ.ГГГГ№, и определенный п.19 Правил - не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
Из материалов дела также следует, что сведения, предусмотренные пунктом 2 запроса от ДД.ММ.ГГГГ№ направлены ООО «ЮГЭНЕРГОСЕТИ» ДД.ММ.ГГГГ посредством федеральной государственной информационной системе «Единая информационно-аналитическая система «Федеральный орган регулирования - региональные органы регулирования - субъекты регулирования» ФГИСЕИАС.
Вместе с тем, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ информация, предусмотренная п.1 запроса от ДД.ММ.ГГГГ№ в комитет по ценам и тарифам Республики Крым не поступила.
Одновременно ООО «ЮГЭНЕРГОСЕТИ» в адрес комитета по ценам и тарифам Республики Крым направило письмо от ДД.ММ.ГГГГ№ с позицией о том, что регистры бухгалтерского учета за 9 месяцев 2021 года не могут являться обосновывающими материалами для установления индивидуального тарифа на услуги по передаче электрической энергии для ООО «ЮГЭНЕРГОСЕТИ» на 2022 г. - первый год долгосрочного периода регулирования 2022-2026 гг., в связи с тем, что в настоящее время размер индивидуального тарифа на услуги по передаче электрической энергии для ООО «ЮГЭНЕРГОСЕТИ» на 2021 год оспаривается в судебном порядке (л.д. 99).
В связи с не направлением в установленный срок ООО «ЮГЭНЕРГОСЕТИ» информации, предусмотренной п.1 запроса ДД.ММ.ГГГГ заведующим отделом контроля в топливно-энергетической сфере контрольно-ревизионного управления Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым Сундуковым В.В. в отношении ООО «ЮГЭНЕРГОСЕТИ» составлен протокол об административном правонарушении по признакам ч.1 ст.19.7.1 КоАП РФ (л.д.76-83).
Постановлением заместителя председателя государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым Пономарева А.А. от ДД.ММ.ГГГГ№ производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.7.1 КоАП РФ, в отношении генерального директора ООО «ЮГЭНЕРГОСЕТИ» Новикова А.Е. прекращено. В соответствии со ст.2.9 КоАП РФ правонарушение признано малозначительным, генеральный директор ООО «ЮГЭНЕРГОСЕТИ» Новиков А.Е. освобожден от административной ответственности с применение устного замечания (л.д. 62-68).
При указанных выше обстоятельствах судья районного суда вынес решение, в котором согласился с выводами уполномоченного лица административного органа, оставив без изменения оспариваемое постановление, а жалобу должностного лица Новикова А.Е. – без удовлетворения. Однако нахожу решение судьи районного суда не основанным на законе по следующим основаниям.
Диспозицией ч.1 ст.19.7.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредставление или несвоевременное представление сведений в орган, осуществляющий государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов), если обязательность представления сведений предусмотрена нормативными правовыми актами для установления, изменения, введения или отмены регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок, платы и тому подобного), надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному).
В соответствии с п.7 ст.24 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике», орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов вправе: запрашивать и получать у органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, информацию и необходимые материалы по вопросам установления, изменения и применения цен (тарифов), регулируемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, определения и применения нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность) по форме, определенной указанным органом; осуществлять сбор информации о ценах (тарифах), установленных и регулируемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, о нерегулируемых ценах на электрическую энергию (мощность), об их применении.
В соответствии с п.3.3.2. Положения о Государственном комитете по ценам и тарифам Республики Крым, утверждённого постановлением Совета министров Республики Крым от 27.06.2014 № 166 (далее – Положение), Комитет осуществляет полномочия в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в части установления цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней таких цен (тарифов).
П.12 Правил государственного регулирования (пересмотра применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.20011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» (далее – Правила), предусмотрено, что организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов предложения (заявление об установлении тарифов и (или) их предельных уровней) с приложением обосновывающих материалов.
К заявлениям, направленным в соответствии с п.12, 14 и 16 настоящих Правил, организации, осуществляющие регулируемую деятельность, и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов прилагают следующие обосновывающие материалы:
договор, регулирующий условия установки прибора учета электрической энергии, заключенный между потребителем услуг и сетевой организацией;
вступившее в законную силу решение суда о принудительном взыскании расходов, связанных с установкой прибора учета электрической энергии;
Регулируемой организацией, созданной в результате реорганизации юридических лиц в форме слияния или преобразования, также представляется бухгалтерская отчетность такой организации на дату ее государственной регистрации.
Как следует из материалов дела, заявление об установлении индивидуального тарифа на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов с ООО «ЮГЭНЕРГОСЕТИ» на 2022 год - первый год долгосрочного периода регулирования 2022-2026 гг. от ДД.ММ.ГГГГ№ поступило от Общества в Комитет ДД.ММ.ГГГГ (вх. № от ДД.ММ.ГГГГ).
Заявление о корректировке тарифного предложения поступило в Комитет ДД.ММ.ГГГГ (исх. ООО «ЮГЭНЕРГОСЕТИ» от ДД.ММ.ГГГГ№, вх. Комитета от ДД.ММ.ГГГГ№).
В соответствии с п.19 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178, в случае если в ходе анализа представленных организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, предложений об установлении цен (тарифов) возникнет необходимость уточнений предложений либо их обоснований, регулирующий орган запрашивает дополнительные материалы, указав форму их представления и требования к ним, а организации, осуществляющие регулируемую деятельность, представляют их в течение 7 рабочих дней со дня поступления запроса.
Комитетом, в рамках рассмотрения указанных заявлений и материала тарифного предложения в соответствии с п.19 Правил и п.4.5 Положения, в адрес ООО «ЮГЭНЕРГОСЕТИ» направлен запрос от ДД.ММ.ГГГГ№ на предоставление следующих сведений:
с разделением по аналитическому учету расходов, доходов по счету 23, 25, 26, 29, 90, 91 в разрезе субсчетов;
с разделением по номенклатурным номерам в разрезе складов и МОЛ (подотчетных лиц) по счету 10 в разрезе субсчетов;
с разделением по видам начислений по счету 70 в разрезе сотрудников;
по счетам 60, 62 и 76 в разрезе субсчетов и контрагентов;
по счету 51 в разрезе банковских счетов;
по счету 68 в разрезе субсчетов и видов налогов;
по счету 69 в разрезе субсчетов и видов платежей в бюджет;
ДД.ММ.ГГГГ данный запрос получен ООО «ЮГЭНЕРГОСЕТИ».
Срок представления сведений, предусмотренных запросом Комитета от ДД.ММ.ГГГГ№ и определенный пунктом 19 Правил, не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из материалов, сведения, предусмотренные пунктом 2 запроса Комитета от ДД.ММ.ГГГГ№ направлены ООО «ЮГЭНЕРГОСЕТИ» ДД.ММ.ГГГГ посредством федеральной государственной информационной системе «Единая информационно-аналитическая система «Федеральный орган регулирования - региональные органы регулирования - субъекты регулирования» ФГИСЕИАС).
Однако сведения, запрошенные Комитетом в п.1 указанного выше запроса, Общество по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не предоставило, но в исполнения данного пункта запроса Общество в адрес Комитета направило письмо от ДД.ММ.ГГГГ№, в котором указало, что регистры бухгалтерского учета за 9 месяцев 2021 года не могут являться обосновывающими материалами для установления индивидуального тарифа на услуги по передаче электрической энергии для ООО «ЮГЭНЕРГОСЕТИ» на 2022 г. - первый год долгосрочного периода регулирования 2022-2026 гг. в связи с тем, что в настоящее время размер индивидуального тарифа на услуги по передаче электрической энергии для ООО «ЮГЭНЕРГОСЕТИ» на 2021 год оспаривается в судебном порядке.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции, пришёл к выводу, что генеральным директором ООО «ЮГЭНЕРГОСЕТИ» Новиковым А.Е. допущено нарушение действующего законодательства, выразившееся в непредставлении сведений в орган, осуществляющий государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов), ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ.
Однако с таким выводом суда первой инстанции согласиться нельзя, поскольку как следует из материалов дела и не опровергается административным органом, Общество, обращаясь ДД.ММ.ГГГГ в Комитет по ценам и тарифам Республики Крым с заявлением об установлении индивидуального тарифа на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов с ООО «ЮГЭНЕРГОСЕТИ» на 2022 год - первый год долгосрочного периода регулирования 2022-2026 г.г. № (вх. № от 28.04.2021г.), а затем с заявление о корректировке тарифного предложения ДД.ММ.ГГГГ (исх. ООО «ЮГЭНЕРГОСЕТИ» от ДД.ММ.ГГГГ№, вх. Комитета от ДД.ММ.ГГГГ№), предоставила все обосновывающие документы, перечень которых определен п.12, 14 и 16 Правил.
Административный орган в своем запросе от ДД.ММ.ГГГГ не обосновал, по каким причинам Общество обязано представить дополнительные документы.
Более того, Общество своим письмом от ДД.ММ.ГГГГ№ уведомило Комитет о том, что не может представить данные документы, потому что отчетный период, за который просит Комитет предоставить регистры бухгалтерского учёта является не полным, то есть Комитет нарушает положения п.12, 17 Правил, согласно которого бухгалтерские документы предоставляются за отчетный период равный 12 месяцам, кроме того, Общество, в том же ответе, обратило внимание Комитета, что между ними имеется судебный спор в отношении размера индивидуального тарифа на услугу по передаче электроэнергии.
В судебном заседании суда второй инстанции представитель Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым Лысак Я.И. заявила, что в силу п.23 Правил, а именно для целей проведения в дальнейшем экспертного обоснования при установлении Обществу индивидуального тарифа на услугу по передаче электроэнергии, Комитет запросил регистры бухгалтерского учета за 9 месяцев 2021 года.
Однако, как следует из содержания запроса Комитета от ДД.ММ.ГГГГ№, последний в своём запросе не указал для каких целей он просит предоставить указанный регистр, что противоречит требованиям п.19 Правил.
Повторный запрос с обоснованием требования о предоставлении регистра бухгалтерской отчетности за 9 месяцев 2021 года Комитет в адрес Общества не направлял.
Учитывая, что Комитет запросил у Общества документы, в которых содержались сведения, которые являлись предметом судебного разбирательства о размере индивидуального тарифа на услугу по передаче электроэнергии на 2021 год, и что по данному спору определением Четвертой кассационной инстанции суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения определение Третьей апелляционной инстанции суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ№, которым удовлетворен иск Общества о признании недействующим с даты принятия п.1 приказа Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об установлении индивидуального тарифа на услуги по передаче электрической энергии для общества с ограниченной ответственностью «ЮГЭНЕРГОСЕТИ» на 2021 год», а также принимая во внимание, что Комитет в своем запросе от ДД.ММ.ГГГГ№ не обосновал, не конкретизировал необходимость предоставления Обществом регистра бухгалтерского учета за 9 месяцев 2021 года, прихожу к выводу, что запроса Комитета от ДД.ММ.ГГГГ№ являлся незаконным, а поэтому в действиях генерального директора «ЮГЭНЕРГОСЕТИ» отсутствует состав правонарушения, предусмотренный ч.1 ст.19.7.1 КоАП РФ.
В силу п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.2-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью «ЮГЭНЕРГОСЕТИ» ФИО1 удовлетворить,
постановление заместителя председателя государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым Пономарева А.А. от ДД.ММ.ГГГГ№, решение судьи Железнодорожного районного суда города Симферополя от 03 августа 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении генерального директора общества с ограниченной ответственностью «ЮГЭНЕРГОСЕТИ» ФИО1, отменить,
производство по настоящему делу на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить.
Судья подпись В.В. Агин