НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым) от 03.10.2016 № 12-1482/2016

Судья А.А. Нанаров Дело №12-1482/2016

РЕШЕНИЕ

г. Симферополь 3 октября 2016 года

Судья Верховного Суда Республики Крым Мостовенко Н.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу и.о. председателя Контрольно-счетной палаты городского округа Евпатория Республики Крым ФИО10 на постановление Евпаторийского городского суда Республики Крым от 28 июля 2016 года, вынесенное в отношении должностного лица - директора МКУ «ЦИА и МТО» ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением Евпаторийского городского суда Республики Крым от 28 июля 2016 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица - директора МКУ «ЦИА и МТО» ФИО1 прекращено в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Крым, в порядке статьи 30.1-30.2 КоАП РФ, и.о. председателя Контрольно-счетной палаты городского округа Евпатория РК ФИО9 просит об отмене вышеназванного постановления и направлении дела на новое судебное рассмотрение в суд первой инстанции.

Жалоба обоснована тем, что лицом, ответственным за организацию ведения бухгалтерского учета и хранения документов бухгалтерского учета является директор МКУ «ЦИА и МТО» Самойлов А.Д., вне зависимости от возложения обязанностей по ведению бухгалтерского учета или хранения документов бухгалтерского учета, на иное лицо или иную организацию, осуществляющую непосредственное бухгалтерское обслуживание. Кроме того, по мнению заявителя, суд первой инстанции в обжалуемом постановлении допускал произвольные интерпретации правовых норм нормативно-правовых актов, положенных в его основу.

В судебном заседании директор МКУ «ЦИА и МТО» Самойлов А.Д., его защитник, Сергеева Л.В. и представители по доверенностям Лазарева З.С. и Гаврилюк Е.А. против удовлетворения жалобы возражали.

Контрольно-счетная палата городского округа Евпатория Республики Крым в судебное заседание явку своего представителя не обеспечила, о дате, месте и времени судебного заседания была извещена надлежащим образом. О причинах неявки своего представителя суду не сообщила. Не представила каких-либо доказательств невозможности явки своего представителя в суд.

Как следует из административного материала, судебное заседание по рассмотрению жалобы назначено на 03.10.2016г. определением от 31.08.2016г., судебная повестка-извещение направлена Контрольно-счетной палате городского округа Евпатория Республики Крым по адресу, имеющемуся в административном материале.

С учетом изложенного, принимая во внимание, что Контрольно-счетная палата городского округа Евпатория Республики Крым извещена надлежащим образом и за срок, достаточный для обеспечения явки своего представителя и подготовки к судебному заседанию, не сообщила о причинах неявки своего представителя, не ходатайствовала об отложении судебного заседания либо о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лица, участвующего в деле, но каждому гарантируется право на рассмотрение дела в разумные сроки, суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие представителя Контрольно-счетной палаты городского округа Евпатория Республики Крым.

Суд, заслушав участников процесса, проверив доводы, изложенные в жалобе, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно п.8 ч.2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов.

Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В соответствии с частью 20 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания органа государственного (муниципального) финансового контроля влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Статьёй 6 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон №402-ФЗ) установлено, что экономический субъект обязан вести бухгалтерский учет в соответствии с настоящим Федеральным законом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Пунктами 1, 3 статьи 7 Закон №402-ФЗ предусмотрено, что ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем экономического субъекта.

Руководитель экономического субъекта обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено настоящей частью.

Пунктами 6, 7 статьи 16 Федерального закона от 7 февраля 2011 года №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» установлено, что предписание контрольно-счетного органа должно быть исполнено в установленные в нем сроки.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение предписания контрольно-счетного органа влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъекта Российской Федерации.

Как усматривается из материалов дела, по результатам проведения контрольного мероприятия «Проверка отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности МКУ «ЦИА и МТО» за период с 1 января 2015 года по 31 декабря 2015 года КСП ГО Евпатория Республики Крым было составлено предписание от 2 июня 2016 года исх.№05-06/1 с требованием восстановить бухгалтерский учет МКУ «ЦИА и МТО» за период с 1 января 2015 года по 31 декабря 2015 года в кратчайшие сроки, но не позднее 14 дней с момента получения предписания и о принятых мерах проинформировать КСП ГО Евпатория Республики Крым.

В связи с невыполнением в установленный срок законного предписания от 2 июня 2016 года исх.№05-06/1, 1 июля 2016 года в отношении должностного лица - директора МКУ «ЦИА и МТО» Самойлова А.Д. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ.

Согласно Постановления администрации города Евпатории Республики Крым от 11 декабря 2014 года №13-п «О создании муниципального казенного учреждения «Центр бухгалтерского обслуживания органов местного самоуправления муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым», организацию и ведение бухгалтерского учета МКУ «ЦИА и МТО» согласно договора об организации и ведении бухгалтерского учета муниципального казенного учреждения «Центр информационно-аналитического и материально-технического обеспечения органов местного самоуправления муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым» от 30 декабря 2014 года обеспечивает муниципальное казенное учреждение «Центр бухгалтерского обслуживания органов местного самоуправления муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым».

Централизованная бухгалтерия является юридическим лицом, соответственно обладает всеми правами и обязанностями юридического лица, определенными Гражданским кодексом Российской Федерации.

Основной целью организации бюджетного учета в централизованных бухгалтериях является минимизация управленческих затрат по осуществлению учетных и отчетных процедур, унификации порядка проведения контрольных мероприятий, а также повышение эффективности использования бюджетных средств.

Централизованная бухгалтерия МКУ «ЦБО ОМС» несет ответственность в установленном законодательством порядке за невыполнение задач, определенных настоящим Уставом (п.1.10).

Предметом деятельности централизованной бухгалтерии МКУ «ЦБО ОМС» является, в том числе предоставление услуг по централизованному ведению бухгалтерского (бюджетного), налогового, статистического учета финансово-хозяйственной деятельности, расчетов по оплате труда и материально-имущественного учета в органах местного самоуправления и муниципальных казенных (бюджетных) учреждениях, находящихся на обслуживании Учреждения, в строгом соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, Инструкции по бухгалтерскому учету и других нормативно-правовых актов (п.2.2 устава МКУ «ЦБО ОМС»).

Одной из деятельности централизованной бухгалтерии является: хранение документов (первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, отчетности, а также смет доходов и расходов и расчетов к ним и т. и. как на бумажных, так и на электронных носителях информации) в соответствии с правилами организации государственного архивного дела (п.2.3 подпункт 5 устава МКУ «ЦБО ОМС»).

Учитывая требования Федерального закона от 6 декабря 2011 года №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и особенности централизации учета ответственными за организацию и ведение бухгалтерского учета являются:

за организацию бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета - руководитель экономического субъекта (директор МКУ «ЦБО ОМС»);

за ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной отчетности - главный бухгалтер (главный бухгалтер МКУ «ЦБО ОМС»).

Таким образом, функцией централизованной бухгалтерии МКУ «ЦБО ОМС» является полная централизация бухгалтерского учета, воплощенная администрацией г. Евпатории Республики Крым.

Как усматривается из материалов дела, для исполнения предписания от

2 июня 2016 года № 05-06/1 и в соответствии с приказом Минфина Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. № 157, приказом директора МКУ «ЦИА и МТО» от 6 июня 2016 года №01-06/35 была создана комиссия по расследованию причин отсутствия (запущенности) бухгалтерского учета МКУ «ЦИА и МТО».

В период с 6 июня 2016 года по 14 июня 2016 года комиссией было проведено расследование причин отсутствия бухгалтерского учета МКУ «ЦИА и МТО» в МКУ «ЦБО ОМС» с целью восстановления бухгалтерского учета в кратчайшие сроки, а именно в течение 14 дней, которые были установлены предписанием КСП ГО Евпатория Республики Крым.

П.п. 6 гл. 2 договора об организации и ведении бухгалтерского учета от 30 декабря 2014 года между МКУ «ЦИА и МТО» и МКУ «ЦБО ОМС» закреплено, что центр бухгалтерского обслуживания обязан обеспечить сохранность документов (первичных документов, регистров учета, отчетности, а также смет доходов и расходов, и расчетов к ним и т.д. как на бумажных носителях так и на электронных носителях информации) в соответствии с правилами организации государственного архивного дела. За неисполнение или не надлежащие исполнение своих обязанностей по настоящему договору стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

В ответе и.о. директора МКУ «ЦБО ОМС» №83 от 10.06.2016г. о восстановлении бухгалтерского учета МКУ «ЦИА и МТО» за период с 1 января 2015 года по 31 декабря 2015 года указано, что восстановить бухгалтерский учет не предоставляется возможным, в связи с отсутствием первичных документов, что нашло отражение в акте комиссии о проведении служебного расследования от 14 июня 2016 года № 1, где закреплено, что восстановить бухгалтерский учет не предоставляется возможным, в связи с отсутствием первичных документов.

Комиссия по расследованию причин отсутствия бухгалтерского учета МКУ «ЦИА и МТО» дополнительно во исполнение требований предписания КСП ТО Евпатория Республики Крым приняла решение и направила письмо за подписью директора МКУ «ЦИА и МТО» Самойлова А.Д. от 15 июня 2016 года №09-11/92 о предоставлении более полного и детального ответа по вопросу восстановления бухгалтерского учета и принятых мерах к должностным лицам МКУ «ЦБО ОМС» отвечающих за ведение и сохранность бухгалтерских документов МКУ «ЦИА и МТО».

Директор МКУ «ЦИА и МТО» Самойлов А.Д. направил в адрес администрации города Евпатории Республики Крым письмо №09-11/89 от 14 июня 2016 года о чем проинформировал, о своих действиях работодателя.

Администрация города Евпатории Республики Крым, предприняты следующие действия: принято распоряжения главы администрации города Евпатории РК №103-р от 16 июня 2016 года «О восстановлении первичной учетной документации», в котором дано поручение МКУ «ЦБО ОМС» организовать работу по восстановлению в срок до 1 октября 2016 года первичной учетной документации учреждений, с которыми заключены договора об организации и ведении бухгалтерского учета.

30 июня 2016 года распоряжением первого заместителя главы администрации города Евпатории Республики Крым № 118-р создана комиссия по восстановлению бухгалтерских документов МКУ «ЦИА и МТО» на основании писем директора МКУ «ЦИА и МТО» Самойлова А.Д. и начальника отдела труда и заработной платы - исполняющего обязанности директора МКУ «ЦБО ОМС».

Согласно ст. 28 Закона №402-ФЗ первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская (финансовая) отчетность, аудиторские заключения о ней подлежат хранению экономическим субъектом в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет после отчетного года.

В соответствии с п. 6.8 Положения о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утверждённого Приказом Министерства финансов СССР, в случае пропажи или гибели первичных документов руководитель предприятия, учреждения назначает приказом комиссию по расследованию причин пропажи, гибели.

В необходимых случаях для участия в работе комиссии приглашаются представители следственных органов, охраны и государственного пожарного надзора.

Результаты работы комиссии оформляются актом, который утверждается руководителем предприятия, учреждения. Копия акта направляется вышестоящей организации.

Учитывая изложенное, суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что директор МКУ «ЦИА и МТО» Самойлов А.Д., как должностное лицо, предпринял все необходимые меры для восстановления бухгалтерского учета МКУ «ЦИА и МТО» за период с 01 января 2015 года по 31 декабря 2015 года, и следовательно, для исполнения вынесенного предписания от 2 июня 2016 года исх.№05-06/1.

Доводы защитника Сергеевой Л.В., представителей Лазаревой З.С. и Гаврилюк Е.А. заслуживают внимания. Доводы, указанные в письменных возражениях являются правильными.

Неточные интерпретации норм права судом первой инстанции в обжалуемом решении не влияют на смысл нормативно-правовых актов, положенных в его основу и не влияют на законность и обоснованность обжалуемого постановления.

Таким образом, доводы заявителя не находят своего подтверждения.

При таких обстоятельствах, обжалуемое судебное постановление сомнений в своей законности не вызывает, является правильным и оснований для его отмены или изменения не усматривается.

Нарушений норм материального и процессуального закона, влекущих безусловную отмену состоявшегося по делу судебного акта, при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья,

РЕШИЛ:

Постановление Евпаторийского городского суда Республики Крым от 28 июля 2016 года, вынесенное в отношении должностного лица - директора МКУ «ЦИА и МТО» ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - оставить без изменения, жалобу и.о. председателя Контрольно-счетной палаты городского округа Евпатория Республики Крым ФИО8 - без удовлетворения.

Судья (подпись) Н.Р. Мостовенко

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>