дело № 3а-69/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Кондратюка А.В.,
при секретаре Калинкович И.С.,
с участием прокурора Чершкуте Я.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 28 февраля 2018 года в г. Сыктывкаре Республики Коми административное дело по административному исковому заявлению Петкова С.Ю. о признании недействующим подпункта 21 пункта 1 Приложения № 2 к Положению о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда», утвержденному постановлением Правительства Республики Коми от 19 декабря 2007 года № 302 «Об утверждении Положения о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» на территории Республики Коми»,
установил:
Постановлением Правительства Республики Коми от 19 декабря 2007 года № 302 утверждено Положение о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» на территории Республики Коми. Данный нормативный правовой акт официально опубликован в изданиях «Коми му», № 200, 22.12.2007, «Республика», № 238, 25.12.2007.
В указанное постановление от 19 декабря 2007 года № 302 Правительством Республики Коми вносились изменения и дополнения, в том числе постановлением от 21.03.2011 № 61 «О внесении изменений в постановление Правительства Республики Коми от 19 декабря 2007 г. № 302 «Об утверждении Положения о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» на территории Республики Коми», в соответствии с которым Положение о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» на территории Республики Коми дополнено Приложением № 2 «Перечень ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», подпунктом 21 пунктом 1 которого была предусмотрена медаль «За отличие в службе» I степени Министерства внутренних дел Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Правительства Республики Коми от 16 февраля 2012 г. № 47 «О внесении изменений в постановление Правительства Республики Коми от 19 декабря 2007 г. № 302 «Об утверждении Положения о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» на территории Республики Коми» в подпункте 21 пункта 1 Приложения № 2 к Положению слова «I степени» заменены словами «I, II, III степени».
Постановлением Правительства Республики Коми от 21.02.2017 № 128 «О внесении изменений в постановление Правительства Республики Коми от 19 декабря 2007 г. № 302 «Об утверждении Положения о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» на территории Республики Коми» в подпункте 21 пункта 1 Приложения № 2 к Положению слова «I, II, III степени» заменены словами «I степени». Данный нормативный правовой акт размещен в сетевом издании «Перечень правовых актов, принятых органами государственной власти Республики Коми, иной официальной информации» law.rkomi.ru, 21 февраля 2017 года, на официальном интернет-портале правовой информации pravo.gov.ru, 22 февраля 2017 года и официально опубликован в издании «Ведомости нормативных актов органов государственной власти Республики Коми», 6 марта 2017 года, № 4, ст. 76.
Петков С.Ю. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим подпункта 21 пункта 1 Приложения № 2 к Положению о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда», утвержденному постановлением Правительства Республики Коми от 19 декабря 2007 года № 302 «Об утверждении Положения о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» на территории Республики Коми». В обоснование заявленных требований указано, что оспариваемое положение нормативного правового акта, примененное в отношении истца, не соответствует пункту 1.1. статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» и нарушает права административного истца, награжденного медалями «За отличие в службе» II и III степени, на присвоение звания «Ветеран труда».
В судебном заседании Петков С.Ю. заявленное требование поддержал, просил его удовлетворить.
Представитель административного ответчика - Правительства Республики Коми Перминова А.В. в судебном заседании против удовлетворения заявленного требования возражала, ссылаясь на то, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом государственной власти субъекта, оспариваемое положение не противоречит федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В судебном заседании представитель заинтересованных лиц – МВД РФ и МВД по Республике Коми Минина М.Б. с иском согласилась в части.
Представитель заинтересованного лица Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми Бородкина А.А. в судебном заседании с иском не согласилась.
Выслушав административного истца Петкова С.Ю., представителя административного ответчика Правительства Республики Коми Перминову А.В., представителя заинтересованных лиц – МВД РФ и МВД по Республике Коми Минину М.Б., представителя заинтересованного лица Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми Бородкину А.А., заслушав заключение прокурора Чершкуте Я.В., полагавшей, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению, исследовав и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт «ж» части 1 статьи 72). По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76).
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации предусмотрены Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», статьей 1 которого установлены категории ветеранов, включая ветеранов труда.
Пунктом 1 статьи 7 приведенного Федерального закона установлено, что ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда» и лица, награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
В силу пункта 4 этой же статьи порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Приведенная норма согласуется с положениями Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Бюджетного кодекса Российской Федерации.
На основании подпункта 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» решение вопросов о социальной поддержке ветеранов труда относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
В силу статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Данные расходные обязательства устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.
Кроме того, как отметил Конституционный Суд Российской Федерации, установление порядка и условий присвоения звания «Ветеран труда» и, соответственно, определение того, какие знаки отличия в труде подлежат учету для присвоения указанного звания, относится к компетенции субъектов Российской Федерации (Определение от 21 ноября 2013 года № 1821-О).
Исходя из того, что вопросы социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами, названные публично-правовые образования вправе самостоятельно определять перечень знаков отличия в труде и наград, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда» в субъекте Российской Федерации, а также порядок и условия присвоения указанного звания.
Реализуя предоставленные субъектам Российской Федерации полномочия, Правительство Республики Коми приняло постановление от 19 декабря 2007 года № 302, которым утверждено Положение о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» на территории Республики Коми.
Как установлено выше, в указанное Положение неоднократно вносились изменения, в том числе, постановлением Правительства Республики Коми от 21.02.2017 № 128 «О внесении изменений в постановление Правительства Республики Коми от 19 декабря 2007 г. № 302 «Об утверждении Положения о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» на территории Республики Коми», согласно которому в подпункте 21 пункта 1 Приложения № 2 к Положению слова «I, II, III степени» заменены словами «I степени».
В силу статьи 89 Конституции Республики Коми, части 1 статьи 17 Закона Республики Коми от 26.12.2013 № 140-РЗ «О Главе Республики Коми, Правительстве Республики Коми и органах в системе исполнительной власти Республики Коми» высшим постоянно действующим исполнительным органом государственной власти Республики Коми является Правительство.
Согласно статье 91 Конституции Республики Коми, статье 21 Закона Республики Коми от 26.12.2013 № 140-РЗ «О Главе Республики Коми, Правительстве Республики Коми и органах в системе исполнительной власти Республики Коми» Правительство Республики Коми разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития Республики Коми, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, социального обеспечения, безопасности дорожного движения и экологии. Правительство Республики Коми, в том числе принимает меры по обеспечению социальной и правовой защищенности граждан, обеспечению и защите их права на труд, поддержке наименее социально защищенных групп населения.
Правительство Республики Коми, реализуя свои полномочия, издает постановления и распоряжения. Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Республики Коми. Акты Правительства Республики Коми принимаются в порядке, установленном Правительством Республики Коми. Акты Правительства Республики Коми, принятые в пределах его полномочий, обязательны к исполнению в Республике Коми. Порядок вступления в силу постановлений и распоряжений Правительства Республики Коми определяется законом Республики Коми. Акты Правительства Республики Коми подписывает Председатель Правительства Республики Коми (статья 89 Конституции Республики Коми, статьи 23, 26 Закона Республики Коми от 26.12.2013 № 140-РЗ).
Порядок принятия данных актов определен Регламентом Правительства Республики Коми, утвержденным Постановлением Правительства Республики Коми от 18.12.2014 № 527 «Об утверждении Регламента Правительства Республики Коми».
В соответствии с Законом Республики Коми от 04.11.2002 № 101-РЗ «О порядке опубликования и вступления в силу законов Республики Коми и иных правовых актов, принимаемых в Республике Коми, а также о порядке опубликования материалов, подлежащих официальному опубликованию» правовые акты Правительства Республики Коми, имеющие нормативный характер, по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, подлежат официальному опубликованию в течение десяти дней после их подписания и вступают в силу на всей территории Республики Коми по истечении десяти дней после их официального опубликования, если в самих актах не установлен иной порядок вступления их в силу. Официальным опубликованием нормативных правовых актов Правительства Республики Коми считается первая публикация полного текста этих актов в газетах «Республика», «Коми му», в журнале «Ведомости нормативных актов органов государственной власти Республики Коми» либо первое размещение (опубликование) в порядке, установленном Правительством Республики Коми, в сетевом издании, учреждаемом Правительством Республики Коми для обнародования (официального опубликования) правовых актов органов государственной власти Республики Коми, иной официальной информации. Официальным опубликованием законов и иных правовых актов Республики Коми является их опубликование в течение 10 дней со дня их подписания также на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) в порядке, установленном федеральным законодательством.
Сетевое издание «Перечень правовых актов, принятых органами государственной власти Республики Коми, иной официальной информации» (http://law.rkomi.ru/) является официальным сайтом в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на котором в соответствии с Законом Республики Коми «О порядке опубликования и вступления в силу законов Республики Коми и иных правовых актов, принимаемых в Республике Коми, а также о порядке опубликования материалов, подлежащих официальному опубликованию» размещаются (публикуются) на русском языке законы Республики Коми, нормативные правовые акты Государственного Совета Республики Коми, нормативные правовые акты Главы Республики Коми, нормативные правовые акты Правительства Республики Коми (пункты 1 и 2 Постановления Правительства Республики Коми от 27.03.2014 № 124 «О сетевом издании для обнародования (официального опубликования) правовых актов органов государственной власти Республики Коми, иной официальной информации»).
Таким образом, оспариваемый в части нормативный правовой акт принят в пределах компетенции Правительства Республики Коми, подписан надлежащим должностным лицом с соблюдением формы (вида), процедуры принятия, правил введения в действие, в том числе порядка опубликования и вступления в силу.
Данное обстоятельство административным истцом не оспаривалось.
При этом, проанализировав положения регионального акта с нормами федерального законодательства, суд приходит к выводу о том, что Правительство Республики Коми, как высший постоянно действующий исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на решение вопросов социальной поддержки ветеранов труда по предметам совместного ведения, осуществляемым самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации, был вправе самостоятельно определить перечень знаков отличия в труде и наград, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда» в Республике Коми, поскольку меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами.
При таких обстоятельствах суд считает, что оспариваемое административным истцом правовое регулирование, принятое в пределах дискреционных полномочий субъекта Российской Федерации, положениям федерального законодательства не противоречит.
Как указывалось выше, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 7 Федерального закона «О ветеранах» к числу категорий граждан, отнесенных федеральным законодателем к лицам, имеющим право на присвоение звания «Ветеран труда», отнесены лица, награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе).
В силу части 1.1. статьи 7 названного Федерального закона порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и награждения указанными знаками отличия определяется Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2016 года № 578 «О порядке учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и награждения указанными знаками отличия», вступившим в силу с 1 июля 2016 года, было утверждено Положение об учреждении ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и о награждении указанными знаками отличия. Федеральным органам исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, в 3-месячный срок предписано разработать и издать нормативные правовые акты, учреждающие ведомственные знаки отличия, дающие право на присвоение звания «Ветеран труда»; привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим постановлением.
Из указанного следует, что отсутствие в оспариваемом акте медалей «За отличие в службе» II и III степени не противоречит пункту 1.1. статьи 7 Федерального закона «О ветеранах».
В этой связи доводы административного истца об этом являются несостоятельными, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального права.
Возможность расширения перечня ведомственных знаков отличия в труде и категорий лиц, дающих право на присвоение звания ветерана труда, определена федеральным законодательством, в соответствии с которым реализация государственной политики в отношении ветеранов на основании статьи 9 Федерального закона «О ветеранах» осуществляется и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе, исходя из предоставленных полномочий определять порядок и условия присвоения этого звания, исходя из экономических, политических, социальных условий функционирования субъекта Российской Федерации.
Соответственно, Республика Коми как субъект Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные категории званий, знаков отличия и иных оснований для расширения круга лиц, которым может быть присвоено звание «Ветеран труда». Однако установить обязательность такого регулирования суд не может, поскольку такое регулирование представляет собой установление дополнительных льготных условий к условиям, установленным федеральным законом, что является исключительной прерогативой субъекта Российской Федерации.
Доводы административного истца фактически сводятся к несогласию с отказом в присвоении ему звания «Ветеран труда», проверка которого выходит за пределы рассмотрения настоящего дела.
Поскольку подпункт 21 пункта 1 Приложения № 2 «Перечень ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда» к Положению о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» на территории Республики Коми, утвержденному постановлением Правительства Республики Коми от 19 декабря 2007 года № 302 (в редакции Постановления Правительства Республики Коми от 21.02.2017 № 128) в оспариваемой части не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает права и законные интересы административного истца, то в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в удовлетворении заявленного требования надлежит отказать.
С учетом требований пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии данного решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в сетевом издании «Перечень правовых актов, принятых органами государственной власти Республики Коми, иной официальной информации» http://www.law.rkomi.ru.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Петкова С.Ю. о признании недействующим подпункта 21 пункта 1 Приложения № 2 к Положению о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда», утвержденному постановлением Правительства Республики Коми от 19 декабря 2007 года № 302 «Об утверждении Положения о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» на территории Республики Коми», отказать.
Сообщение о принятии настоящего решения опубликовать в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в сетевом издании «Перечень правовых актов, принятых органами государственной власти Республики Коми, иной официальной информации» http://www.law.rkomi.ru.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный Суд Республики Коми в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья - А.В. Кондратюк
В окончательной форме решение изготовлено 05 марта 2018 года.
Судья - А.В. Кондратюк
...