НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Верховного Суда Республики Коми (Республика Коми) от 23.01.2019 № 12-18/19

Судья Степанов И.А. дело № 12-18/2019

РЕШЕНИЕ

Судья Верховного Суда Республики Коми Колесникова Д.А.,

рассмотрев 23 января 2019 года в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре жалобу должностного лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, руководителя администрации городского поселения «Емва» Р. на постановление судьи Княжпогостского районного суда Республики Коми от 20 декабря 2018 года, которым

руководитель администрации городского поселения «Емва» Р. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвержен административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

установил:

на рассмотрение мировому судье Емвинского судебного участка Княжпогостского района Республики Коми поступил протокол <Номер обезличен> от <Дата обезличена> об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.15.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении руководителя администрации городского поселения «Емва» Ращектаева Н.А., составленный начальником финансового управления муниципального района «Княжпогостский» Х.

Определением мирового судьи Кылтовского судебного участка Княжпогостского района Республики Коми в период замещения мирового судьи Емвинского судебного участка Княжпогостского района Республики Коми от <Дата обезличена> дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.15.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении руководителя администрации городского поселения «Емва» Р.. передано на рассмотрение по подведомственности в Княжпогостский районный суд Республики Коми.

По итогам рассмотрения дела об административном правонарушении, судьей районного суда вынесено постановление, резолютивная часть которого приведена выше.

Не согласившись с указанным постановлением судьи, Р.. обратился в Верховный Суд Республики Коми с жалобой, в которой указывает на то, что при рассмотрении дела судом должным образом не были исследованы все материалы дела, не принят во внимание тот факт, что Порядок субсидирования в 2017 году расходов, возникающих в связи с предоставлением бытовых услуг по помывке населения в банях не содержит положений, позволяющих частично учитывать при расчете размера субсидии расходы на заработную плату штатным работникам получателя субсидии. Кроме того, доводы жалобы содержат указание на допущенное судьей районного суда процессуальное нарушение, выразившееся в рассмотре6нии дела в отсутствие лица, в отношении которого велось производство по делу об административном правонарушении, пребывающего на больничном листе, о чем суд был информирован и перед которым заявлено ходатайство об отложении рассмотрения дела, оставленное без удовлетворения, что, в свою очередь, привело к лишению права на участие в судебном заседании, дачи объяснений и предоставлении доказательств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела. Ссылаясь на приведенные основания, полагал постановление суда подлежащим отмене, производство по делу – прекращению в виду истечения срока давности привлечения к административной ответственности.

Стороны дела об административном правонарушении, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, в судебном заседании своего участия не обеспечили.

Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, нахожу возможным рассмотреть дело в отсутствии надлежащим образом извещенных лиц и прихожу к следующим выводам.

Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 и 7 приведенной статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются: из местного бюджета – в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.

В соответствии с частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административная ответственность наступает за нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 названного Кодекса, и влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Из материалов дела следует, что постановлением администрации городского поселения «Емва» <Номер обезличен> от <Дата обезличена> утвержден порядок предоставления в 2017 году субсидии на частичное возмещение недополученных доходов, возникающих в связи с предоставлением бытовых услуг по помывке населения в банях по тарифам, установленным в АГП «Емва» (далее – Порядок), в соответствии с пунктом 2.6 которого администрация городского поселения «Емва» приняла обязательство частично возместить затраты на предоставление услуг по помывке населения.

Между администрацией городского поселения «Емва» и ООО ...<Дата обезличена> заключен договор, по условиям которого ООО ... приняло обязанность обеспечить население услугами бани, администрация городского поселения «Емва», в свою очередь, приняло обязательства по оплате исполнителю услуг суммы выпадающих доходов при предоставлении таких услуг.

В соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг, предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

Проверкой, проведенной должностным лицом Финансового управления администрации муниципального района «Княжпогостский» (далее по тексту – Финансовое управление) за период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> в соответствии с планом контрольно-ревизионной работы Финансового управления на 2 полугодие 2018 года на основании приказа <Номер обезличен> Финансового управления от <Дата обезличена> в отношении администрации городского поселения «Емва» на предмет целевого и эффективного расходования бюджетных средств, выделенных на содержание бани городского поселения «Емва», установлены нарушения условий предоставления ООО ... субсидии на частичное возмещение недополученных доходов, возникающих в связи с предоставлением бытовых услуг по помывке населения в банях по тарифам, установленным в АГП «Емва», а именно: сумма выпадающих доходов, возникающих при предоставлении банных услуг, за <Дата обезличена> года составила 71 209 рублей 89 копеек, излишне заявлена и получена 58 909 рублей 77 копеек (платежное поручение <Номер обезличен> от <Дата обезличена> на сумму 130 119 рублей 66 копеек); сумма выпадающих доходов, возникающих при предоставлении банных услуг, за <Дата обезличена> года составила 11 729 рублей 06 копеек, излишне заявлена и получена 73 808 рублей 92 копейки (платежное поручение № 344 от 03.07.2017 на сумму 85 537 рублей 98 копеек); сумма выпадающих доходов, возникающих при предоставлении банных услуг, за <Дата обезличена> года составила 99 769 рублей 96 копеек, излишне заявлена и получена 50 165 рублей 54 копейки (платежное поручение <Номер обезличен> от <Дата обезличена> на сумму 149 935 рублей 50 копеек); сумма выпадающих доходов, возникающих при предоставлении банных услуг, за <Дата обезличена> года составила 91 112 рублей 45 копеек, излишне заявлена и получена 17 136 рублей 13 копеек (платежное поручение <Номер обезличен> от <Дата обезличена> на сумму 108 248 рублей 58 копеек); сумма выпадающих доходов, возникающих при предоставлении банных услуг, за <Дата обезличена> года составила 3387 рублей 77 копеек, излишне заявлена и получена 53 649 рублей 10 копеек (платежное поручение <Номер обезличен> от <Дата обезличена> на сумму 57 036 рублей 87 копеек); сумма выпадающих доходов, возникающих при предоставлении банных услуг, за <Дата обезличена> года составила 123 378 рублей 30 копеек, излишне заявлена и получена 228 693 рубля 42 копейки (платежное поручение <Номер обезличен> от <Дата обезличена> на сумму 352 071 рубль 72 копейки); сумма выпадающих доходов, возникающих при предоставлении банных услуг, за <Дата обезличена> года составила 24 752 рубля 92 копейки, излишне заявлена и получена 343 372 рубля 64 копейки (платежное поручение <Номер обезличен> от <Дата обезличена> на сумму 368 125 рублей 56 копеек); сумма выпадающих доходов, возникающих при предоставлении банных услуг, за <Дата обезличена> года составила 28 429 рублей 24 копейки, излишне заявлена и получена 20 494 рубля 89 копеек (платежное поручение <Номер обезличен> от <Дата обезличена> на сумму 48 924 рубля 13 копеек).

Выявленные должностным лицом административного органа факты нарушения главным распорядителем бюджетным средств требований п.1.1 и 2.6 Порядка, утвержденного постановлением администрации городского поселения «Емва» <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, явились основанием для составления в отношении Р.. протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст.15.15.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Предоставление бюджетных субсидий юридическим и физическим лицам регламентируется Бюджетным кодексом Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами, принимаемыми на уровне субъекта Российской Федерации и отдельных муниципальных образований.

В соответствии с частью 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

Согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам предоставляются из местного бюджета в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовым актами местной администрации.

В соответствии с пунктом 3.1 статьи 78 названного кодекса в случае нарушения получателями предусмотренных данной статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 и абзацем четвертым пункта 8 данной статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

Таким образом, субсидии юридическим лицам выдаются в соответствие с положениями статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации при строгом соблюдении установленных в нормативном правовом акте порядка, срока и условий предоставления субсидии.

Судьей районного суда, что согласуется с материалами дела, установлено, что обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения в отношении должностного лица Р. являющегося главой администрации муниципального образования, дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.15.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, имели место <Дата обезличена>

В силу содержащейся в ч.3 ст.4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях специальной нормы срок давности привлечения должностного лица к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.15.5 указанного Кодекса, составляет один год.

Изложенные в оспариваемом постановлении судьи районного суда выводы о том, что на момент рассмотрения дела годичный срок привлечения к административной ответственности должностного лица Р.. по части установленных нарушений, имевших место до <Дата обезличена>, истек, основаны на правильном толковании правовых норм, в связи с чем, возможность правовой оценки действий должностного лица на предмет доказанности состава административного правонарушения по обстоятельствам, имевшим место <Дата обезличена>, утрачена, не может являться предметом и настоящего рассмотрения.

Рассматривая дело об административном правонарушении, судья районного суда, оценивая действия должностного лица, в отношении которого велось производство по делу об административном правонарушении, имевшие место <Дата обезличена>, пришел к выводу о том, что факт совершения административного правонарушения и виновность Р.. подтверждаются предоставленными в дело доказательствами: протоколом об административном правонарушении, договором на оказание банных услуг от <Дата обезличена>, соглашением о предоставлении субсидии от <Дата обезличена>, заявкой <Номер обезличен> на компенсацию выпадающих доходов ООО ...» за <Дата обезличена> года, расчетом суммы недополученных доходов ООО ...», заявкой на оплату расходов <Номер обезличен> от <Дата обезличена> и платежное поручение <Номер обезличен> от <Дата обезличена>.

Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья районного суда пришел к обоснованному выводу о виновности руководителя администрации в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.15.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

При рассмотрении дела судьей районного суда на основании полного и всестороннего исследования собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения указанного выше административного правонарушения и сделан обоснованный вывод о доказанности вины Ращектаева Н.А. в его совершении.

Материалами дела, вопреки доводам жалобы, подтверждается, на основании представленных ООО ... в <Дата обезличена> года документов администрацией городского поселения «Емва» перечислена субсидия в размере 48 924 рублей 13 копеек, тогда как согласно акту от 17.09.2018 суммы выпадающих доходов в <Дата обезличена> года составила 28 429 рублей 24 копейки.

Судом первой инстанции обоснованно отмечено, что установленное расхождение вызвано несоответствием расходов ООО ... на оплату труда с данными штатного расписания, а также включением расходов на содержание бани, которые в соответствии с пунктом 2.2.13 договора аренды от <Дата обезличена>, не подлежали возмещению администрацией городского поселения «Емва», а равно Р.., как главным распорядителем бюджетных средств допущены нарушения условий предоставления субсидий, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 15.15.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Выводы судьи о виновности Р.., как должностного лица, в совершении вмененного административного правонарушения основаны на положениях Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, приведенных выше нормативных актах, и совокупности собранных по делу доказательств, оснований не согласиться с ними не нахожу.

Протокол об административном правонарушении соответствует ст. 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, процедуры предписанные нормами Кодекса РФ об административных правонарушениях были соблюдены, нарушения прав на защиту не усматривается.

Доводы жалобы Р. о том, что судебное заседание, вопреки заявленному ходатайству об отложении судебного заседания, проходило в его отсутствие, не смотря на предоставление доказательств уважительности причины неявки, не являются установленным законом основанием для отмены постановления судьи.

По смыслу ст. 24.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья вправе как удовлетворить, так и отказать в удовлетворении ходатайства, исходя из конкретных обстоятельств дела. Выводы судьи об отказе в удовлетворении заявленного ходатайства мотивированы в оспариваемом постановлении.

Само по себе пребывание лица, в отношении которого ведется производство по делу, на больничном листке не является достаточным основанием к отложению рассмотрения дела, поскольку не свидетельствует безусловно о невозможности при наличии заболевания у лица участия последнего в судебном заседания.

Также следует отметить, что отказ судьей районного суда в удовлетворении ходатайства Р. не свидетельствует о неполном и необъективном рассмотрении дела, поскольку последний не был лишен возможности реализовать право на защиту в установленном законом порядке, в том числе путем направления защитника и представления письменных объяснений или доказательств.

Иные доводы жалобы по существу направлены на переоценку исследованных судьей доказательств, опровергаются совокупностью перечисленных выше доказательств, расцениваются, как стремление избежать административную ответственность за совершенное административное правонарушение.

Приложенные к настоящей жалобе копии документов в обоснование доводов незаконности оспариваемого по делу акта, находились в распоряжении судьи районного суда при рассмотрении дела об административном правонарушении и сами по себе, основанием для иного вывода по делу не являются, не ставят под сомнение правильность выводов судьи.

Обжалуемое постановление судьи вынесено в соответствии с требованиями ст. 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, является мотивированным, содержит сведения о нарушении закона, предусматривающего административную ответственность за совершение административного правонарушения.

Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.

Административное наказание назначено в пределах санкции части 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Оснований для отмены либо изменения постановления судьи, с учётом доводов, изложенных в жалобе, не имеется.

Руководствуясь статьёй 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

решил:

постановление судьи Княжпогостского районного суда Республики Коми от 20 декабря 2018 года оставить без изменения, жалобу руководителя администрации городского поселения «Емва» Р. - без удовлетворения.

Решение вступает в силу со дня его принятия.

Судья Д.А. Колесникова

Копия верна. Судья Д.А. Колесникова