Судья Корниенко М.В. дело №21-353/2019
РЕШЕНИЕ
Судья Верховного Суда Республики Коми Колесникова Д.А.,
при секретаре судебного заседания Микушевой А.И.,
рассмотрев 22 мая 2019 года в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре Республики Коми жалобу должностного лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, Толстой Е.В. на решение судьи Ухтинского городского суда Республики Коми от 5 апреля 2019 года, которым
постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Коми от <Дата обезличена> года <Номер обезличен> о привлечении должностного лица ......Толстой Е.В. к административной ответственности по статье 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставлено без изменения, жалоба должностного лица Толстой Е.В. - без удовлетворения,
установил:
постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Коми Осиповым И.А. от <Дата обезличена> года <Номер обезличен> должностное лицо-... Толстая Е.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 15.15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и подвержена административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Не согласившись с постановлением должностного лица, Толстая Е.В. обратилась в Ухтинский городской суд Республики Коми с жалобой об отмене постановления в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности и малозначительностью. В обоснование доводов жалобы указано, что в результате проверки УФК по Республике Коми установлен факт предоставления недостоверной бюджетной отчетности, административное правонарушение совершено по <Дата обезличена> года и выявлены нарушения по состоянию на <Дата обезличена> года, а равно на момент привлечения к административной ответственности <Дата обезличена> года срок привлечения к административной ответственности, установленный статьёй 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, истёк. Кроме того, податель жалобы полагал, что при формальном наличии признаков состава правонарушения, предусмотренного статьёй 15.15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, действия должностного лица не создали существенной угрозы общественным отношениям в финансово-бюджетной сфере, не посягали на экономическую безопасность государства, не создали угрозы экономическому развитию, в связи с чем, имеются основания для применения положений статьи 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
По итогам рассмотрения жалобы на постановление должностного лица административного органа судьёй городского суда вынесено решение, резолютивная часть которого приведена выше.
Выражая несогласие с состоявшимися по делу об административном правонарушении актами, должностное лицо, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, Толстая Е.В. обратилась в Верховный Суд Республики Коми с жалобой, в которой, ссылаясь на положения статьи 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, просила о прекращении производства по делу в виду малозначительности совершенного административного правонарушения, приводя в жалобе обстоятельства его совершения.
Должностное лицо, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, Толстая Е.В., извещенное о дне, месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, направив ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие неё и её защитника, на доводах жалобы настаивала.
В судебном заседании уполномоченный соответствующей доверенностью представитель должностного лица, вынесшего постановление по делу об административном правонарушении, находила состоявшиеся акты, устанавливающие вину в совершении Толстой Е.В. административного правонарушения, законными и обоснованными, жалобу, подлежащей оставлению без удовлетворения.
Заслушав объяснения представителя должностного лица, вынесшего постановление по делу об административном правонарушении, изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, нахожу возможным её рассмотрение при имеющейся явке и прихожу к следующим выводам.
Согласно статье 15.15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях непредставление или представление с нарушением сроков, установленных бюджетным законодательством и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, бюджетной отчетности, либо формирование и представление с нарушением установленных требований сведений (документов), необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
В соответствии со статьёй 1 Бюджетного кодекса РФ к бюджетным правоотношениям относятся отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.
Согласно пункту 1 статьи 264.1 Бюджетного кодекса РФ единая методология и стандарты бюджетного учета и бюджетной отчетности устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с положениями настоящего Кодекса.
В силу пункта 2 статьи 264.1 Бюджетного кодекса РФ бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства. Бюджетный учет осуществляется в соответствии с планом счетов, включающим в себя бюджетную классификацию Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 6 декабря 2011 года №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» бухгалтерская (финансовая) отчетность - информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, систематизированная в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом
Частью 1 статьи 13 указанного Федерального закона установлено, что бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.
Порядок составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации определен Приказом Минфина России от 28 декабря 2010 №191н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» (далее Инструкция №191н).
Как следует из материалов дела, Толстая Е.В. на основании приказа временно исполняющего обязанности ... от <Дата обезличена> года <Номер обезличен> «По личному составу» с <Дата обезличена> года назначена на должность ..., обязанности которого закреплены должностной инструкцией от <Дата обезличена> года.
В соответствии с приказом Управления Федерального казначейства по Республике Коми от <Дата обезличена> года <Номер обезличен> «О назначении плавной выездной ревизии в ...» проведена ревизия финансово-хозяйственной деятельности за 2016-2017годы, в ходе которой установлен факт предоставления заведомо недостоверной бюджетной отчетности, выразившейся в искажении данных бюджетного учета, отраженных в Главной книге за <Дата обезличена> года по счету ...Расходование материальных запасов» с данными Отчета ... и Справки ... по состоянию на <Дата обезличена> года (строка 262 графа 4) на сумму 14 576 рублей 16 копеек; в расхождении по ... между Главной книгой и Отчетом ... на сумму 370 522 рублей 87 копеек; в расхождении по ... между Главной книгой и Отчетом ... на сумму 68 888 рублей 39 копеек; неоформления акта о списании объекта основных средств «... на сумму 212 209 рублей, установлено нарушение порядка ведения бухгалтерского учета за <Дата обезличена> год, выразившееся в предоставлении заведомо недостоверной бюджетной отчетности (Отчета ..., Справки ...) на сумму 212 209 рублей и 8 973 рублей 60 копеек (амортизация).
Установленные проверкой факты свидетельствуют о допущении нарушений требований статей 264.1 и 264.2 Бюджетного кодекса РФ, статей 9 и 13 Федерального закона от 06 декабря 2011 года №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и пунктов 7, 16, 44, 71, 96 Инструкции № 191н и послужили основанием для составления протокола <Номер обезличен> об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 15.15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, от 14 января 2019 года с последующим вынесением постановления от <Дата обезличена> года о назначении административного наказания.
В соответствии со статьёй 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях виновным лицом в совершении административного правонарушения признано должностное лицо – ... «... - Толстая Е.В.
Фактические обстоятельства дела подтверждены собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении, объяснениями должностного лица, в отношении которого велось производство по делу об административном правонарушении, отчётом о финансовых результатах деятельности на <Дата обезличена> года, справкой по заключению счетов бюджетного учёта отчетного финансового года на <Дата обезличена> года, балансом главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета на <Дата обезличена> 2017 года, справкой о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах, данными главной книги за <Дата обезличена> года, отчётом о бюджетных обязательствах на <Дата обезличена> года, оборотно-сальдовыми ведомостями и другими, которые оценены полно, всесторонне и объективно и с учетом положений статьи 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, им дана верная оценка, они являются допустимыми и достаточными для установления виновности Толстой Е.В., как должностного лица, в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 15.15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Отказывая в удовлетворении жалобы, судья городского суда исходил из доказанности вины привлекаемого лица, согласившись с постановлением должностного лица административного органа и пришел к выводу, что Толстая Е.В., замещающая должность ..., на которую в соответствии с должностной инструкцией в числе иных возложены обязанности по организации и ведению бухгалтерского учёта, допустила факт совершения административного правонарушения, предусмотренного статьёй 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Указанные выводы судьи городского суда являются правильными.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. В соответствии требованиями статьи 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлены: наличие события административного правонарушения; должностное лицо, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела; причины и условия совершения административного правонарушения.
Отсутствие вредных последствий совершенного деяния не влечет освобождение виновного лица от административной ответственности. В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, состав которого является формальным, а в пренебрежительном отношении должностного лица к исполнению своих публично-правовых обязанностей - отсутствии надлежащей организации деятельности по соблюдению требований законодательства.
Вследствие этого выводы судьи городского суда об отсутствии признаков малозначительности совершенного правонарушения являются обоснованными.
Совершение правонарушения впервые и по неосторожности не может быть безусловным основанием для применения положения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, статьей 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена возможность назначения административного наказания в пределах минимального и максимального размера санкции с учетом характера совершенного правонарушения, других обстоятельств, смягчающих административную ответственность.
Административное наказание назначено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьёй 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях для нарушений в области бюджетного законодательства, в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи 15.15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
По своей сути доводы жалобы сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки, как должностного лица, так и судьи городского суда, а также к выражению несогласия с произведенной судьей оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, не опровергают наличие в действиях Толстой Е.В. состава административного правонарушения, предусмотренного статьёй 15.15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу постановления должностного лица административного органа и решения судьи городского суда.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение обжалуемых актов должностного лица и судьи городского суда, не имеется.
Доводов, подтверждающих существенные нарушения норм материального и процессуального права, которые могли повлиять на исход дела и являются достаточным основанием для изменения или отмены обжалуемого судебного акта, в жалобе не приведено.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Республики Коми
решил:
решение судьи Ухтинского городского суда Республики Коми от 5 апреля 2019 года, которым оставлено без изменения постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Коми от <Дата обезличена> года <Номер обезличен> о привлечении должностного лица главного ...Толстой Е.В. к административной ответственности по статье 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставить без изменения, жалобу должностного лица ...Толстой Е.В. – без удовлетворения.
Судья Д.А. Колесникова