НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Верховного Суда Республики Коми (Республика Коми) от 20.04.2016 № 21-270/2016

Судья Аберкон И.В. Дело № 21-270/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Судья Верховного Суда Республики Коми Архарова Л.В.,

при секретаре Вахниной Т.В.,

с участием представителей ООО "ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепеработка" Рожка В.В. и Горячевской Н.С.,

рассмотрев 20 апреля 2016 года жалобу ООО "ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепеработка" на решение судьи Ухтинского городского суда Республики Коми от 18 февраля 2016 года, которым

изменено постановление Главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) - начальника Ухтинского отдела Государственной инспекции труда в Республике Коми ФИО7 от 14 декабря 2015 года <Номер обезличен> о привлечении Общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепереработка" к административной ответственности по части 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части назначения административного наказания: снижен размер административного штрафа до ... рублей, в остальной части постановление Главного государственного инспектора труда от 14 декабря 2015 года <Номер обезличен> оставлено без изменения,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением Главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) - начальника Ухтинского отдела Государственной инспекции труда в Республике Коми от 14.12.2015 ООО "ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепереработка" привлечено к административной ответственности по ч.4 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено наказание в виде административного штрафа в размере ... рублей.

Решением суда указанное постановление изменено в части размера административного штрафа.

Не согласившись с решением суда, ООО "ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепереработка" обратилось в Верховный Суд Республики Коми с жалобой.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав представителей Общества, оснований для отмены постановления суда не усматриваю.

Частью 4 статьи 5.27.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за необеспечение работников средствами индивидуальной защиты (далее СИЗ), в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от ста тридцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

В ходе проведения проверки надзорным органом выявлены факты нарушения ООО "ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепереработка" государственных нормативных требований охраны труда, выразившиеся в необеспечении работников Общества - машинистов насосных установок участков МОС и БОС цеха №5 ООО "ЛУКОЙЛ-УНП" зимними средствами индивидуальной защиты, предусмотренными для IV климатического пояса.

Не оспаривая установленные фактические обстоятельства по делу, ООО "ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепереработка" ссылается на то, что при установлении норм выдачи СИЗ и отнесении климатического региона к определенному климатическому поясу работодатель исходил из фактических температурных показателей зимних месяцев, что предусмотрено в приложении 13 "Климатические регионы (пояса) России" Р 2.2.2006-05 "Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда", в соответствии с которым при несоответствии метеорологических условий в том или ином регионе России приведенным в первой графе величинам следует определять принадлежность климатического региона в соответствии со средними значениями температуры воздуха и наиболее вероятными величинами скорости ветра в данной местности. Указанные в названном руководстве для Iб (IV) климатического пояса средние характеристики зимних месяцев (температура - 41 градус по Цельсию и скорость ветра 1,3 м/с) не соответствуют данным, приведенным для г. Ухта в СП 131.13330.2012 "Свод правил. Строительная климатология. Актуализированная редакция СНиП 23-01-99" (утв. Приказом Минрегиона России от 30.03.2012 № 275), а так же данным, содержащимся в справке ФГБУ "Авиаметтелеком" от 09.12.2015. Согласно климатическим параметрам, отраженным в приведенных выше документах, среднемесячная температура зимних месяцев и скорость ветра соответствует III климатическому поясу. В связи с этим заявитель полагает, что Общество в полной мере обеспечивает выдачу необходимой работникам спецодежды.

Доводы жалобы не основаны на законе.

В соответствии со ст. 221 ТК РФ на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Работодатель имеет право с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников и своего финансово-экономического положения устанавливать нормы бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, улучшающие по сравнению с типовыми нормами защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов, а также особых температурных условий или загрязнения.

Приложением к Постановлению Минтруда РФ от 31.12.1997 № 70 утверждены нормы бесплатной выдачи работникам теплой специальной одежды и теплой специальной обуви по климатическим поясам, единым для всех отраслей экономики. Указано, что теплая специальная одежда и теплая специальная обувь как средство защиты от холода выдаются работникам по профессиям и должностям, предусмотренным Типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты со сроком носки "по поясам". Согласно данному Приложении Республика Коми относится к IV климатическому поясу.

Приказом Минздравсоцразвития РФ от 09.12.2009 № 970н утверждены Типовые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам нефтяной промышленности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.

Согласно п.22 Примечаний к указанному приказу работникам всех профессий и должностей, занятым на наружных работках зимой в IV и особом климатических поясах, дополнительно к указанной теплой специальной одежде и теплой специальной обуви выдаются полушубок или костюм меховой (1 на 4 года), унты (1 на 3 года), жилет меховой, шапка-ушанка, рукавицы меховые, маска для защиты лица и органов дыхания от пониженных температур (до износа).

Каких-либо нормативно-правовых актов, допускающих возможность применения к организациям нефтяной отрасли иных, чем вышеприведенные требования не имеется.

Таким образом, в силу действующих норм, регулирующих вопросы обеспечения работников, занятых на работах, выполняемых в особых температурных условиях, на ООО "ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепереработка" лежит обязанность по обеспечению работников Общества зимними средствами индивидуальной защиты, предусмотренными для IV климатического пояса.

Свод правил СП 131.13330.2012 "Свод правил. Строительная климатология. Актуализированная редакция СНиП 23-01-99" составлен с целью повышения уровня безопасности людей в зданиях и сооружениях и сохранности материальных ценностей в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2009 № 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", повышения уровня гармонизации нормативных требований с европейскими и международными нормативными документами, применения единых методов определения эксплуатационных характеристик и методов оценки. Данный свод правил устанавливает климатические параметры, которые применяют при проектировании зданий и сооружений, систем отопления, вентиляции, кондиционирования, водоснабжения, при планировке и застройке городских и сельских поселений.

Следовательно, при разрешении настоящего спора данные показатели применению не подлежат.

Также не могут быть приняты во внимание и ссылки заявителя на приложение 13 (справочное) "Климатические регионы (пояса) России" Р 2.2.2006-05 "Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда", поскольку из буквального толкования п. 1.2, 1.9 указанного документа усматривается, что он носит справочный информационный характер, предназначен для контроля и анализа состояния условий труда.

Поскольку Трудовым кодексом определено применение типовых норм, установленных Правительством Российской Федерации, суд правильно отклонил доводы представителя Общества.

Согласно Положению о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации в компетенцию министерства разработка типовых норм бесплатной выдачи работникам сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты. Данный правовой акт компетентного органа применен при разрешении дела.

Типовые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам организаций нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утвержденные Приказом Минтруда России от <Дата обезличена> N 1110н и вступившие в силу по истечении трех месяцев после дня официального опубликования, выводов суда не опровергают, отнесения к климатическим поясам не определяют.

Оснований для отмены оспариваемого судебного решения не имеется.

Руководствуясь ст. 30.9 КоАП Российской Федерации,

Р Е Ш И Л :

Решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 18 февраля 2016 года оставить без изменения, жалобу ООО "ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепеработка" - без удовлетворения.

Судья Верховного Суда

Республики Коми - Л.В. Архарова

Копия верна: судья-