НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Верховного Суда Республики Коми (Республика Коми) от 19.04.2017 № 21-292/2017

Судья Автушин Ф.А. дело № 21-292/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Судья Верховного суда Республики Коми Машкина И.М.,

при секретаре Поповой О.В.,

рассмотрев 19 апреля 2017 года жалобу заместителя министра - начальника Управления лесного хозяйства Министерства промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми Шевелева С.В. на решение судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 16 февраля 2017 года, по которому постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми <Номер обезличен> от 30 ноября 2016 года о привлечении должностного лица - главного инженера ООО "..." З.С.А. к административной ответственности по ч.1 ст.8.32 КоАП РФ отменено.

Производство по данному делу об административном правонарушении прекращено в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление,

У С Т А Н О В И Л А :

Постановлением начальника управления лесного хозяйства, старшего государственного лесного инспектора РК Шевелева С.В. Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми <Номер обезличен> от 30.11.2016 должностное лицо - главный инженер ООО "..." З.С.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.32 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере ... руб.

Не согласившись с указанным постановлением главный инженер ООО "..." З.С.А. обратился в Сыктывкарский городской суд с жалобой.

Судьей вынесено вышеизложенное решение.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Коми, должностное лицо административного органа просит об отмене решения судьи, как незаконного, принятого с существенным нарушением норм процессуального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения З.С.А. и его представителя П.Р.А.., прихожу к следующему.

Часть 1 статьи 8.32 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах и влечет наказание в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Отменяя постановление должностного лица административного органа и прекращая производство по делу, за отсутствием события вменяемого должностному лицу - главному инженеру ООО "..." З.С.А. административного правонарушения, судья исходил из того, что вина З.сС.А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.32 КоАП РФ не доказана, поскольку акт осмотра <Номер обезличен> от <Дата обезличена> нельзя принять в качестве допустимого и надлежащего доказательства по делу, так как в нарушение требований ч.2 ст.27.8 КоАП РФ, акт составлен в отсутствие представителя ООО "... а также из него невозможно установить каким образом производилось измерение расстояния складируемой древесины до стен леса и принадлежность порубочных остатков деятельности общества.

Вместе с тем, с указанным выводом согласиться нельзя исходя из следующего.

Согласно части 1, 2 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона (ч. 3 ст.26.2 КоАП РФ).

Таким образом, доказательством по делу может быть не только протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей, требования к которому установлены ст. 27.8 КоАП РФ, но и иные документы. При этом оценка допустимости доказательства в силу ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ предполагает его анализ с точки зрения соответствия доказательства установленному законом порядку его получения.

В соответствии с п. 1 ст. 1 Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" данный Закон регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля (п. 1 ч. 3 ст. 1 данного закона).

К таким мероприятиям относятся плановые (рейдовые) осмотры (обследования) территорий, акваторий, транспортных средств в соответствии со ст. 13.2 настоящего Федерального закона.

Таким образом, выявление и пресечение нарушений лесного законодательства возможно не только в рамках осуществления проверок, проводимых в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ, но и в рамках проведения мероприятий по контролю (патрулированию) лесов. Данное право закреплено в ст. 96 Лесного кодекса РФ.

Постановлением Правительства РФ от 22.06.2007 № 394 утверждено Положение об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны). В силу пункта 12 данного Положения Федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых, документарных и выездных проверок в соответствии со статьями 9 - 13 и 14 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а также проведения мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах в порядке, установленном соответственно Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 13.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" плановые (рейдовые) осмотры, обследования лесных участков, проводятся уполномоченными должностными лицами органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля в пределах своей компетенции на основании плановых (рейдовых) заданий. Порядок оформления и содержание таких заданий и порядок оформления результатов плановых (рейдовых) осмотров, обследований устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующих сферах государственного контроля (надзора), а также органами местного самоуправления.

В случае выявления при проведении плановых (рейдовых) осмотров, обследований нарушений обязательных требований должностные лица органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля принимают в пределах своей компетенции меры по пресечению таких нарушений, а также доводят в письменной форме до сведения руководителя (заместителя руководителя) органа государственного контроля (надзора), муниципального контроля информацию о выявленных нарушениях для принятия решения о назначении внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя по основаниям, указанным в пункте 2 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона.

Приказом Минприроды России от 31.08.2015 № 373 утвержден Порядок оформления и содержание плановых (рейдовых) заданий на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований лесных участков, порядок оформления результатов таких осмотров, обследований.

В соответствии с пунктом 11 указанного Порядка в ходе плановых (рейдовых) осмотров, обследований лесных участков, при выявлении нарушений лесного законодательства, уполномоченными должностными лицами составляются акты осмотра, обследования территории (лесного участка).

Требования к содержанию акта планового (рейдового) осмотра, обследования территории (лесного участка) установлено пунктом 12 Порядка, утвержденного Приказом Минприроды России от 31.08.2015 № 373.

Аналогичные требования установлены и разделом 3 Порядка оформления плановых (рейдовых) заданий на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований и их содержание, оформления результатов плановых (рейдовых) осмотров, обследований, утвержденным Приказом Минприроды РК от 16.03.2015 № 97.

При этом в соответствии с пунктом 3 раздела 4 данного Порядка, в случае обнаружения достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, в отношении объектов, подлежащих региональному государственному контролю (надзору), принимаются меры для возбуждения дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями законодательства об административных правонарушениях.

Как следует из материалов дела об административном правонарушении, осмотр, обследование лесного участка в кв<Номер обезличен> (в части выделов <Номер обезличен>), кв.<Номер обезличен> (части выд. <Номер обезличен>... участкового лесничества ГУ "...", проведенный <Дата обезличена> и по результатам которого был составлен акт <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, был проведен государственными инспекторами на основании Приказа <Номер обезличен> от <Дата обезличена> "О проведении плановых осмотров, обследований лесных участков" и планового (рейдового) задания на проведение плановых осмотров, обследований лесных участков <Номер обезличен> от <Дата обезличена>.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что акт от <Дата обезличена> в данном случае был составлен по результатам проведения планового (рейдового) осмотра, порядок проведения и оформление его результатов которого проведены уполномоченными лицами в соответствии с требованиями вышеизложенного законодательства, и выявленные в результате проведенного осмотра нарушения требований пожарной безопасности в лесах послужили основанием для возбуждения в отношении не установленного лица дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.8.32 КоАП РФ. При этом законодателем не предусмотрено обязательное участие представителя юридического лица при составлении акта планового (рейдового) осмотра, обследования территории (лесного участка).

Осмотр же принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов является мерой обеспечения производства по делу об административном правонарушении (подп.3 части 1 ст. 27.1 КоАП РФ).

Таким образом, по настоящему делу составлен акт осмотра, обследования лесного участка от <Дата обезличена>, для которого законодателем установлен свой порядок составления отличный от того, который предусмотрен ст. 27.8 КоАП РФ для протокола осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей.

С учетом изложенного, у судьи городского суда не имелось законных оснований для признания акта от <Дата обезличена> недопустимым доказательством по настоящему делу, данный вывод сделан без учета требований выше приведенного законодательства.

Принимая во внимание, что в данном случае дело об административном правонарушении было возбуждено в отношении не установленного лица, которым допущено нарушение п.19 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 №417, в связи с нарушением которого для привлечения к административной ответственности проведение измерений расстояния складируемой древесины до стены леса, не требуется, выводы о недопустимости акта от <Дата обезличена> с указанием на невозможность установить каким образом производилось измерение расстояния складируемой древесины до стен леса и невозможно установить принадлежность порубочных остатков деятельности общества, также являются ошибочными. Для правильного рассмотрения дела принадлежность порубочных остатков конкретному лицу не имеет правового значения. Обществу вменяется нарушение требований п. 34,35 Правил. В соответствии с данными требованиями просеки, на которых находятся линии электропередачи и линии связи, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов. При строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи и трубопроводов обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков и других горючих материалов. С учетом этого, юридически значимым обстоятельством является установление наличие или отсутствие в период пожароопасного сезона горючих материалов на просеках, на которых находятся линии электропередачи и линии связи и принадлежность линии электропередачи и линии связи. Данные обстоятельства судом не приняты во внимание.

Указанные выше существенные нарушения требований КоАП РФ не позволили судье всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, в связи с чем, постановление судьи нельзя признать законным и обоснованным.

Принимая во внимание вышеизложенное, нахожу решение судьи подлежащим отмене в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, дело возвращению на новое рассмотрение, поскольку в силу ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок привлечения к административной ответственности по ч.1 ст. 8.32 КоАП РФ не истек.

При новом рассмотрении дела необходимо устранить все отмеченные выше недостатки, установить обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, полно и всесторонне исследовать доказательства, представленные в материалы дела, принять решение с учетом требований норм материального и процессуального права.

Руководствуясь п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л :

Решение судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 16 февраля 201 года отменить, дело об административном правонарушении направить в тот же суд на новое рассмотрение.

Судья .

.