НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Верховного Суда Республики Коми (Республика Коми) от 16.06.2017 № 3А-60/17

Дело № 3а-60/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Сыктывкар 16 июня 2017 года

Верховный Суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Соболева В.М.,

при секретаре Калинкович И.С.,

с участием прокурора Распоповой О.Л.,

представителя административного истца Сапунова М.В.,

представителя административного ответчика Богдановой А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению АО «Коммунальник» к Министерству строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми об отмене приказа от 16 декабря 2016 года № 12/32-Т,

установил:

АО «Коммунальник» обратилось в суд с административным исковым заявлением об отмене приказа Министерства строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми от 16 декабря 2016 года № 12/32-Т «О внесении изменений в приказ Службы Республики Коми по тарифам от 20 октября 2016 года № 42/26 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности АО «Коммунальник» для формирования тарифов на тепловую энергию (мощность) с использованием метода индексации установленных тарифов и о тарифах на тепловую энергию (мощность), поставляемую АО «Коммунальник» потребителям Республики Коми». В обоснование требований указало, что Службой Республики Коми по тарифам издан приказ № 42/26 от 20 октября 2016 года, которым установлены с 1 октября 2016 года по 31 декабря 2018 года одноставочные тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую АО «Коммунальник» потребителям Республики Коми, с календарной разбивкой, согласно приложению № 2. при регулировании тарифов на тепловую энергию в отношении общества избран метод индексации. В целях корректировки долгосрочных тарифов приказом Министерства строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми (Регулятор) приказом № 12/32-Т от 16 декабря 2016 года внесены изменения в приказ № 42/26 от 20 октября 2016 года (заменено приложение № 2). При корректировке тарифов Регулятором занижена необходимая валовая выручка на сумму 13175,43 тыс.руб. по статье «Топливо» в части мазута, при этом затраты в части мазута рассчитаны исходя из цены поставщика 7874,08 руб./тн, а цена фактически действовавшая на конец 2016 года и определённая договором (11597,88 руб./тн без НДС) - не принята. Полагает, что Регулятором нарушены основополагающие принципы в сфере установления тарифов, установленные тарифы не соответствуют принципам, установленным Федеральным законом «О теплоснабжении», как не отвечающие принципам экономической обоснованности и не позволяющий Обществу возмещать за счёт тарифа понесённые расходы. Кроме того, указывает на нарушение Регулятором положений, установленных постановлением Правительства РФ от 22 октября 2012 года № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения».

Административным ответчиком представлен отзыв и дополнение к нему, в которых указано на отсутствие оснований для удовлетворения заявленных требований со ссылкой на законность и обоснованность оспариваемого приказа.

Представитель административного истца Сапунов М.В. в судебном заседании заявленные требования поддержал.

Представитель административного ответчика Богданова А.Н. в судебном заседании с административным исковым заявлением не согласилась, по основаниям, указанным в отзыве и дополнении к нему.

Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав представленные доказательства, заслушав заключение прокурора Распоповой О.Л., полагавшей заявленные требования не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.

В соответствии с договором от 14 сентября 2007 года ОАО «Коммунальник» (Управляемая организация) передало ОАО «Коми тепловая компания» (Управляющая организация) осуществление полномочий единоличного исполнительного органа Управляемой организации.

Приказом Службы Республики Коми по тарифам от 20 октября 2016 года № 42/26 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности АО «Коммунальник» для формирования тарифов на тепловую энергию (мощность) с использованием метода индексации установленных тарифов и о тарифах на тепловую энергию (мощность), поставляемую АО «Коммунальник» потребителям Республики Коми», установлены долгосрочные параметры регулирования деятельности АО «Коммунальник» для использования тарифов на тепловую энергию (мощность) с использованием метода индексации установленных тарифов согласно приложению № 1, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую АО «Коммунальник» потребителям Республики Коми, с календарной разбивкой согласно приложению № 2.

Приказом Министерства строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми от 16 декабря 2016 года № 12/32-Т «О внесении изменений в приказ Службы Республики Коми по тарифам от 20 октября 2016 года № 42/26 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности АО «Коммунальник» для формирования тарифов на тепловую энергию (мощность) с использованием метода индексации установленных тарифов и о тарифах на тепловую энергию (мощность), поставляемую АО «Коммунальник» потребителям Республики Коми», внесены изменения, приложение № 2 изложено в другой редакции.

Приказ от 16 декабря 2016 года № 12/32-Т официально опубликован в сетевом издании «Перечень правовых актов, принятых органами государственной власти Республики Коми, иной официальной информации» http://www.law.rkomi.ru, 21 декабря 2016 года.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применён акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Согласно пунктам 5 и 6 части 2 статьи 209 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в административном исковом заявлении об оспаривании нормативного правового акта должны быть указаны сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, нарушены, а также требования о признании оспариваемого нормативного правового акта недействующим с указанием на несоответствие законодательству Российской Федерации всего нормативного правового акта или отдельных его положений.

Из приведённых положений закона следует, что с административным иском о признании нормативного правового акта недействующим вправе обратиться только лица, в отношении которых данный акт применяется, либо они являются субъектами регулируемых отношений, при условии, что оспариваемым актом нарушены или нарушаются их права. При этом предметом проверки является соответствие оспариваемого нормативного правового акта исключительно законодательству Российской Федерации, имеющему большую юридическую силу.

Из материалов дела следует, что оспариваемый Приказ применяется в отношении АО «Коммунальник».

В силу частей 7 и 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;

б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;

в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;

г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

В силу части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт, обязан доказать соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Государственное регулирование цен на тепловую энергию осуществляется, в том числе, Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», постановлением Правительства РФ от 22 октября 2012 года № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», Методическими указаниями по расчёту регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утверждёнными Федеральной службой по тарифам от 13 июня 2013 года № 760-э.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона «О теплоснабжении» органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют полномочия по государственному регулированию и контролю в сфере теплоснабжения в соответствии с названным Федеральным законом и другими федеральными законами.

В силу части 2 указанной статьи, к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере теплоснабжения относится и реализация предусмотренных частью 3 статьи 7 названного Федерального закона полномочий в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.

Постановлением Правительства Республики Коми от 01 ноября 2016 года № 519 «О Министерстве строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми» Министерство уполномочено устанавливать в порядке, определённом федеральным законодательством в области теплоснабжения, тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям.

Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона «О теплоснабжении» одним из основных принципов регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения является обеспечение экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя.

В соответствии с частью 2 статьи 7 указанного закона, федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, в том числе, утверждает методические указания по расчету цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.

Согласно части 3 статьи 7 Федерального закона «О теплоснабжении» к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) отнесено и установление тарифов, перечень которых приведён в статье 8 названного Федерального закона, за исключением предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более, предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям.

В соответствии со статьёй 8 названного закона, регулированию подлежат тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям, а также тарифы на горячую воду, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения).

Виды методов регулирования тарифов в сфере теплоснабжения определены в статье 9 Федерального закона «О теплоснабжении», продублированы в Основах ценообразования, утверждённых постановлением Правительства РФ от 22 октября 2012 года № 1075, к ним относится и метод индексации установленных тарифов (пункт 16 Основ).

В силу статьи 10 Федерального закона «О теплоснабжении», государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных указанным Федеральным законом, в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утверждёнными Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утверждёнными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, с учётом особенностей, указанных в частях 2.1 - 2.3 статьи 8 названного Федерального закона.

Статьёй 11 указанного закона установлено, что тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям, тарифы на услуги по передаче тепловой энергии могут устанавливаться органом регулирования в виде одноставочного или двухставочного тарифа.

В соответствии с пунктом 2 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утверждённых постановлением Правительства РФ от 22 октября 2012 года № 1075, долгосрочные параметры регулирования – это параметры расчёта тарифов, устанавливаемые органом регулирования на долгосрочный период регулирования, в течение которого они не пересматриваются, необходимая валовая выручка - экономически обоснованный объём финансовых средств, необходимый регулируемой организации для осуществления регулируемого вида деятельности в течение расчётного периода регулирования. В свою очередь, под расчетным периодом регулирования понимается период (финансовый год), на который устанавливаются цены (тарифы).

Согласно пункту 3 названных основ, регулируемые цены (тарифы) на товары и услуги в сфере теплоснабжения устанавливаются в отношении каждой регулируемой организации и в отношении каждого регулируемого вида деятельности.

Пунктом 4 Основ установлено, что к регулируемым ценам (тарифам) на товары и услуги в сфере теплоснабжения относятся и тарифы на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям.

Согласно пункту 7 Основ ценообразования, регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется органами регулирования в соответствии с принципами регулирования, предусмотренными Федеральным законом «О теплоснабжении», настоящим документом, Правилами регулирования цен (тарифов) и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере теплоснабжения.

Пунктом 28 Основ ценообразования установлено, что при определении плановых (расчётных) значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) и расходах в следующем порядке:

а) установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

в) прогнозные показатели и основные параметры, определённые в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант). На период до одобрения Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период используются прогнозные показатели и основные параметры, определённые в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, в том числе:

прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году);

цены на природный газ;

предельные темпы роста тарифов и динамика цен (тарифов) на товары (услуги) субъектов естественных монополий и услуги жилищно-коммунального комплекса (в среднем за год к предыдущему году) для соответствующей категории потребителей;

динамика цен (тарифов) на товары (услуги) (в среднем за год к предыдущему году).

В соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования, при определении обоснованности фактических значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) в следующем порядке:

а) установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

в) рыночные цены, сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе на биржах, функционирующих на территории Российской Федерации;

г) рыночные цены, сложившиеся в соответствующем субъекте Российской Федерации, информация о которых предоставляется независимыми специализированными информационно-аналитическими организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах.

Согласно пункту 31 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения при определении плановых (расчётных) и фактических значений расходов должны использоваться нормы и нормативы, предусмотренные законодательством Российской Федерации о бухгалтерском и налоговом учете и законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения. При отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов допускается использовать в расчётах экспертные оценки, основанные на отчётных данных, представляемых организацией, осуществляющей регулируемую деятельность.

Пунктом 34 Основ ценообразования определено, что расходы регулируемой организации на топливо определяются как сумма произведений следующих величин по каждому источнику тепловой энергии:

1) удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии;

2) плановая (расчётная) цена на топливо с учётом затрат на его доставку и хранение;

3) расчётный объём отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источника тепловой энергии.

В силу пункта 37 Основ ценообразования, плановая (расчетная) цена на топливо определяется органом регулирования в соответствии с пунктом 28 названного документа.

Согласно пункту 38 Основ ценообразования расходы регулируемой организации на приобретаемые энергетические ресурсы, холодную воду и теплоноситель определяются как сумма произведений расчётных объемов приобретаемых энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя, включающих потери при производстве и передаче тепловой энергии и теплоносителя, на соответствующие плановые (расчётные) цены.

Пунктом 57 Основ ценообразования установлено, что текущие расходы регулируемой организации включают в себя операционные расходы, неподконтрольные расходы и расходы на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя.

В соответствии с пунктом 61 Основ, расходы на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя включаются в необходимую валовую выручку в соответствии с особенностями, предусмотренными пунктами 34 - 38 и 66 указанного документа.

Согласно пункту 64 Основ ценообразования, неподконтрольные расходы включаются в необходимую валовую выручку в размере, определяемом в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктами 28 и 39 названного документа.

Пунктом 71 Основ ценообразования определено, что при расчете тарифов с применением метода индексации установленных тарифов необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчётную предпринимательскую прибыль регулируемой организации.

В силу пункта 72 Основ, при регулировании тарифов с применением метода индексации установленных тарифов такие тарифы устанавливаются на срок не менее 5 расчетных периодов регулирования или при первом применении - на срок не менее 3 расчётных периодов регулирования.

Согласно пункту 73 Основ, величина расходов на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя определяется в соответствии с пунктом 61 названного документа.

В соответствии с пунктом 24 Методических указаний, утверждённых приказом ФТС от 13 июня 2013 года № 760-э, расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включают, в том числе, расходы на топливо.

На каждый год долгосрочного периода регулирования определяются прогнозные параметры регулирования на каждый расчетный период регулирования долгосрочного периода регулирования: стоимость покупки единицы энергетических ресурсов (в том числе топлива для организаций, осуществляющих деятельность по производству тепловой энергии (мощности), потерь тепловой энергии для организаций, осуществляющих деятельность по передаче тепловой энергии, теплоносителя), холодной воды, теплоносителя, определяемая в соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования.

Как следует из содержания пункта 32 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения для расчёта расходов, указанных в пунктах 24 - 30 названных Методических указаний, используются материалы в соответствии с перечнем, установленным пунктом 2 приложения 3 к указанным Методическим указаниям.

Объём плановых (расчетных) расходов определяется исходя из плановых (расчетных) значений цен и экономически обоснованных объёмов работ (услуг). При определении плановых (расчетных) и фактических значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) и расходах в соответствии с пунктами 28 - 31 Основ ценообразования.

В перечень материалов, включаемых в предложение по установлению цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, входят материалы по формированию необходимой валовой выручки методом экономически обоснованных расходов: расчет расхода топлива по электростанциям (котельным) (приложение 4.4); расчет баланса топлива (приложение 4.5) (п.2 приложения 3 к Методическим указаниям).

В соответствии с пунктом 26 Методических указаний, утверждённых приказом ФТС России от 13 июня 2013 года № 760-э, расходы на топливо j-го источника тепловой энергии при производстве тепловой энергии в k-м виде теплоносителя в i-м расчетном периоде регулирования,, определяются по формуле:

(тыс. руб.), (2)

где:

- удельный расход топлива на отпущенную 1 Гкал тепловой энергии, отпускаемой в k-том виде теплоносителя в i-м расчетном периоде регулирования с коллекторов j-го источника тепловой энергии (далее - удельный расход топлива), определенный в соответствии с нормативом удельного расхода условного топлива на соответствующий расчетный период регулирования, кг у.т./Гкал. Удельный расход топлива может быть дифференцирован по термодинамическим параметрам пара;

- плановая (расчетная) цена на условное топливо j-го источника тепловой энергии с учётом затрат на его доставку и хранение, определяемая на i-й расчётный период регулирования в соответствии с приложениями 4.4 и 4.5 к настоящим Методическим указаниям с учетом остатков топлива и структуры используемого топлива, учтенной при расчете удельного расхода топлива, руб./т у.т.;

- плановый (расчетный) объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов j-го источника тепловой энергии в k-том виде теплоносителя в i-м расчетном периоде регулирования, определяемый в соответствии с пунктами 8 и 9 настоящих Методических указаний, тыс. Гкал.

В силу пункта 34 Методических указаний, на каждый год долгосрочного периода регулирования определяются прогнозные параметры регулирования на каждый расчетный период регулирования долгосрочного периода регулирования, в том числе, по стоимости покупки единицы энергетических ресурсов (в том числе топлива для организаций, осуществляющих деятельность по производству тепловой энергии (мощности), потерь тепловой энергии для организаций, осуществляющих деятельность по передаче тепловой энергии, теплоносителя), холодной воды, теплоносителя, определяемой в соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования.

Пунктом 40 Методических указаний установлено, что расходы на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя на каждый год долгосрочного периода регулирования рассчитываются до начала долгосрочного периода регулирования в соответствии с пунктами 26, 27 названных Методических указаний.

В соответствии с пунктом 50 Методических указаний, при корректировке плановых значений расходов на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя стоимость покупки единицы энергетических ресурсов корректируется с учётом уточнения значений, установленных на очередной расчетный период регулирования цен (тарифов) и индексов изменения цен, определённых в прогнозе социально-экономического развития.

Приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года № 760-э утверждены Методические указания по расчёту регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.

Пунктом 16 названных Правил определены документы, прилагаемые к заявлению об установлении цен (тарифов).

В силу пункта 20 Правил, в случае если в ходе анализа представленных регулируемыми организациями предложений об установлении цен (тарифов) возникнет необходимость уточнения предложения об установлении цен (тарифов), орган регулирования запрашивает дополнительные сведения, в том числе подтверждающие фактически понесенные регулируемой организацией расходы в предыдущем периоде регулирования, и копии договоров, указанных в подпункте "к" пункта 16 настоящих Правил (в случае представления перечня таких договоров). Срок представления таких сведений определяется органом регулирования, но не может быть менее 7 рабочих дней. Запрос дополнительных сведений не влечёт принятия органом регулирования решения об отказе в открытии дела об установлении цен (тарифов), о приостановлении, продлении рассмотрения или прекращении рассмотрения указанного дела.

В соответствии с пунктом 28 Правил, орган регулирования проводит экспертизу предложений об установлении цен (тарифов).

Экспертное заключение органа регулирования, а также экспертные заключения, представленные по инициативе регулируемых организаций, потребителей и (или) иных заинтересованных организаций, приобщаются к делу об открытии и рассмотрении дела об установлении цен (тарифов). Орган регулирования не вправе запрашивать экспертное заключение.

Согласно пункту 29 Правил, экспертное заключение органа регулирования помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать:

а) анализ экономической обоснованности расходов по статьям затрат и обоснование объемов полезного отпуска тепловой энергии (мощности);

б) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемых организаций;

в) сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования.

В силу пункта 30 Правил, решение об установлении цен (тарифов) принимается органом регулирования по итогам заседания правления (коллегии) органа регулирования не позднее 20 декабря года, предшествующего периоду регулирования, на который устанавливаются цены (тарифы), если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Решение об установлении цен (тарифов) на текущий период регулирования для организаций, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование цен (тарифов), а также решение об установлении цен (тарифов) на осуществляемые отдельными организациями отдельные регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование цен (тарифов), принимается органом регулирования по итогам заседания правления (коллегии) органа регулирования в течение 30 календарных дней со дня поступления в орган регулирования предложений об установлении цен (тарифов), сформированных в соответствии с требованиями, установленными пунктами 13 - 20 настоящих Правил. По решению органа регулирования этот срок может быть продлен, но не более чем на 30 календарных дней.

Согласно пункту 31 Правил, решение органа регулирования принимается по форме, установленной регламентом, и включает:

а) величину цен (тарифов), в том числе с разбивкой по категориям (группам) потребителей;

б) даты введения в действие цен (тарифов), в том числе с календарной разбивкой;

в) величину долгосрочных параметров регулирования, на основе которых были установлены тарифы, в случае установления тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования.

Пунктом 32 Правил предусмотрено, что протокол заседания правления (коллегии) органа регулирования (далее - протокол) является неотъемлемой частью решения органа регулирования об установлении цен (тарифов) и включает основные плановые (расчетные) показатели на расчетный период регулирования (на каждый год долгосрочного периода регулирования), в том числе: величину необходимой валовой выручки регулируемых организаций, использованную при расчете установленных тарифов, и основные статьи расходов по регулируемым видам деятельности в соответствии с Основами ценообразования, а также основания, по которым отказано во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, с указанием таких расходов и их величины.

Пунктом 33 Правил предусмотрено, что орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, только в случае экономической необоснованности таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и методическими указаниями.

Как следует из материалов дела, АО «Коммунальник» (ИНН/КПП 1112005577/111201001) осуществляет поставку тепловой энергии в режиме некомбинированной выработки.

АО «Коммунальник» 29 апреля 2016 года через управляющую компанию АО «КТК» обратилось с заявлением в Службу Республики Коми по тарифам о корректировке тарифов в сфере теплоснабжения на 2017 год.

В заявлении Общество просило установить одноставочный тариф на тепловую энергию (теплоноситель – вода) с календарной разбивкой: с 01 января по 30 июня 2017 года – 6097,21 руб./Гкал (без НДС), с 01 июля по 31 декабря 2017 года – 6097,21 руб./Гкал (без НДС). Необходимая валовая выручка без НДС составляет 297982,53 тыс.руб.

Приказом Министерства строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми от 16 декабря 2016 года № 12/32-Т «О внесении изменений в приказ Службы Республики Коми по тарифам от 20 октября 2016 года № 42/26 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности АО «Коммунальник» для формирования тарифов на тепловую энергию (мощность) с использованием метода индексации установленных тарифов и о тарифах на тепловую энергию (мощность), поставляемую АО «Коммунальник» потребителям Республики Коми», внесены изменения, согласно приложению № 2 в новой редакции, установлены тарифы с 01 июля 2017 года на тепловую энергию (мощность) поставляемую АО «Коммунальник» потребителям Республики Коми: 5348,02 руб. – для потребителей, в случае отсутствия дифференциации по схеме потребления, 6310,66 руб. – для населения (с учётом НДС).

Оспаривая Приказ Министерства строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства, административный истец указывает на нарушение регулятором основных принципов регулирования цен в сфере теплоснабжения, а именно: принципа экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя, а также на не принятие во внимание при определении тарифа цены на мазут по договорам, заключенным с АО «КТК».

Оценивая доводы административного истца, суд не усматривает оснований для отмены оспариваемого приказа, исходя из следующего.

Из материалов дела следует, что приказ Министерства строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми от 16 декабря 2016 года № 12/32-Т «О внесении изменений в приказ службы Республики Коми по тарифам от 20 октября 2016 года № 42/26 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности АО «Коммунальник» для формирования тарифов на тепловую энергию (мощность) с использованием метода индексации установленных тарифов и о тарифах на тепловую энергию (мощность), поставляемую АО «Коммунальник» потребителям Республики Коми» принят уполномоченным органом в пределах его компетенции, опубликован в установленном законом порядке.

Как усматривается из материалов дела, Министерство строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми при издании приказа от 16 декабря 2016 года № 12/32 «О внесении изменений в приказ службы Республики Коми по тарифам от 20 октября 2016 года № 42/26 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности АО «Коммунальник» для формирования тарифов на тепловую энергию (мощность) с использованием метода индексации установленных тарифов и о тарифах на тепловую энергию (мощность), поставляемую АО «Коммунальник» потребителям Республики Коми», устанавливая цену на мазут, руководствовалось подпунктом «в» пункта 28 Основ ценообразования.

В составе тарифов на тепловую энергию для АО «Коммунальник» на 2017-2019 годы, установленных оспариваемым приказом, плановая (расчетная) средневзвешенная цена на поставку мазута на 2017 года рассчитана органом регулирования в соответствии с положением Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утверждённых приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года № 760-э в размере 8685,06 руб./тн. (без НДС) с учётом остатков топлива, заявленных регулируемой организацией, и определена, исходя из: объёма остатков мазута на начало периода и цены остатков мазута на начало периода, которые учтены в размере равном предложению Общества; цены прихода топлива (мазута), определённой в размере 7874,08 руб./тн. (без НДС) как средневзвешенная фактическая цена на топливо (мазут) Общества за 11 месяцев 2016 год в размере 7819,34 руб./тн. (без НДС) умноженная на индекс роста цен Прогноза социально-экономического развития РФ на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов, одобренного на заседании Правительства РФ 13 октября 2016 года, согласно которому индекс роста цен на топливо (мазут) составляет: в 2017 году – 1,007; в 2018 году – 1,015; в 2019 году – 1,026.

Из материалов дела следует, что на основании утвержденного «Плана закупок на 2016 год АО «КТК» 18 июля 2016 года в Единой информационной системе была размещена закупка № 31603897226 в форме запроса предложения на право заключения договора на поставку топлива котельного (мазут) или аналога. В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в запросе предложений №6ЗП16 закупка признана несостоявшейся.

Доводы административного истца о необходимости применения при установлении тарифа подпункта «б» пункта 28 Основ ценообразования, подлежат отклонению, исходя из следующего.

Пунктом 1 статьи 447 Гражданского кодекса РФ определено, что договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги.

Торги (в том числе электронные) проводятся в форме аукциона, конкурса или в иной форме, предусмотренной законом. Форма торгов определяется собственником продаваемой вещи или обладателем реализуемого имущественного права, если иное не предусмотрено законом (пункт 4 статьи 447 Гражданского кодекса РФ).

В силу пункта 5 статьи 447 Гражданского кодекса РФ аукцион и конкурс, в которых участвовал только один участник, признаются несостоявшимися. Иные основания признания торгов несостоявшимися устанавливаются законом.

Как следует из материалов дела 03 декабря 2012 года Советом директоров ОАО «Коми тепловая компания» утверждено Положение о закупках товаров, работ, услуг ОАО «Коми тепловая компания».

В разделе 4 указанного положения определены способы приобретения продукции обществом: путём проведения торгов (конкурс, аукцион) и без проведения торгов (запрос предложений, запрос цен, закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).

Пунктом 8.16.3 названного положения определено право на осуществление закупки на поставку товаров у единственного поставщика, в том числе:

в случае признания конкурса, аукциона, запроса предложений, запроса цен несостоявшимися (п. 8.16.3.2);

в случае, если существует срочная потребность в товарах, в том числе если есть срочная производственная необходимость (п. 8.16.3.4).

Представленными в дело документами подтверждается, что АО «Коми тепловая компания» 18 июля 2016 года размещено извещение о проведении закупки на право заключения договора на поставку топлива котельного (мазут) или аналог.

21 июля 2016 года размещена новая редакция извещения о закупке, способ размещения закупки указан – запрос предложений.

Заказчиком указано АО «Коми тепловая компания».

Как пояснил представитель административного истца, закупка производилась в соответствии с положением о закупках, утверждённых АО «КТК», закупка по положению АО «Коммунальник» не проводилась.

Исходя из пункта 4.2.2.1 положения о закупках ОАО «Коми тепловая компания» приобретение мазута осуществлялось без проведения торгов, поскольку запрос предложений определён как способ закупки без проведения торгов.

Более того, суд считает, что в данном случае, торги на приобретение мазута должны были проводиться по положению о закупках АО «Коммунальник», поскольку именно от его имени АО «КТК» как управляющей компанией, должны были быть проведены необходимые процедуры.

При этом, согласно положению о закупках товаров, работ услуг ОАО «Коммунальник», утверждённому 28 ноября 2012 года, запрос предложений определён как способ приобретение продукции Обществом без проведения торгов (пункт 4.2.2.1).

03 декабря 2015 года между ОАО «КТК» и АО «Коммунальник» был заключен договор № 045ЕП-КОМ/2015/299 на поставку топлива котельного (мазута) либо аналога, содержащий условие о возможности изменения стоимости за тонну топлива (мазута) как в сторону повышения, так и в сторону снижения (пункт 4.1).

Приказом генерального директора АО «КТК» № 397 от 02 августа 2016 года со ссылкой на несостоявшийся запрос предложений в соответствии с протоколом № 63П16, пункт 8.16.3.2 Положения о закупках товаров, работ, услуг АО «КТК», и срочную необходимость коммерческому отделу поручено провести запрос не менее двух коммерческих предложений по указанному товару, согласно количеству и качеству в соответствии с потребностью Компании, организовать заключение договора у единственного поставщика, предложившего наилучшие условия.

Приказом генерального директора АО «КТК» № 454 от 05 сентября 2016 года со ссылкой на пункт 8.16.6 Положения о закупках товаров, работ, услуг АО «Коммунальник» и производственную необходимость коммерческому отделу поручено организовать заключение договора у единственного поставщика.

31 августа 2016 года, то есть ещё до издания вышеназванного приказа от 05 сентября 2016 года, между АО «КТК» и АО «Коммунальник» был заключен договор № 603ЕП-КТК/2016/299 на поставку топочного мазута.

Из условий договора следует, что период поставки топлива – с 31 августа 2016 года по 31 мая 2017 г., по заявкам АО «КТК»; определён порядок поставки товара – отдельными партиями по заявкам АО «КТК».

Пунктом 1.1 договора от 8 августа 2016 года определено, что количество, стоимость, срок поставки топочного мазута указывается в спецификациях к названному договору. Из материалов дела следует, что цена за тонну в период действия договора менялась от 8345,34 руб./тн. (без НДС) в сентябре 2016 года до 9886,02 руб./тн. (без НДС) – в октябре и ноябре 2016 года.

Из экспертного заключения Министерства строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми следует, что цены на топливо определены на основании цен, установленных в договорах, реестров счетов-фактур за 2016 год и индекса изменения цен в соответствии с Прогнозом (п.2.3).

Договор с АО «КТК» от 31 августа 2016 года содержит условие о периоде поставки топлива (мазута) с даты подписания договора по 31 мая 2017 года, с учётом пункта 2.1, различной цены, указанной в спецификациях за тонну топлива (мазута), и отсутствия утверждённого АО «КТК» и АО «Коммунальник» плана закупок на 2017 год, регулятор пришёл к правильному выводу о том, что договор не содержит информации о цене топлива (мазута) на весь 2017 год, то есть представленные документы не обосновывают фиксированную цену на топливо (мазут).

Указанные обстоятельства в своей совокупности свидетельствуют о том, что приобретение мазута АО «Коммунальник», в том числе через управляющую компанию АО «КТК», посредством торгов не проводилось, соответственно, у Регулятора отсутствовали основания применения подпункта «б» пункта 28 Основ ценообразования, и использования при определении плановых (расчетных) значений расходов (цен) цен, установленных в договорах № 045 ЕП-КОМ/2015/299 от 03 декабря 2015 года и № 603ЕП-КТК/2016/299 от 31 августа 2016 года.

Доводы представителя административного истца о неверном применении подпункта «в» пункта 28 Основ ценообразования при определении плановых (расчетных) значений расходов (цен) цен подлежат отклонению, исходя из следующего.

Оснований для определения тарифа исходя из средней цены мазута за период декабрь 2015 года – ноябрь 2016 года, не имелось, поскольку метод индексации установленных тарифов при установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности АО «Коммунальник» для формирования тарифов на тепловую энергию (мощность) начал применяться лишь с 01 января 2016 года, до указанной даты применялся метод экономических затрат.

Анализ представленных сторонами доказательств, исследованных судом, позволяет прийти к выводу, что в составе тарифов на тепловую энергию для административного истца на 2017-2019 годы, установленных оспариваемым приказом, плановая (расчётная) средневзвешенная цена на поставку мазута на 2017 год рассчитана органом регулирования в соответствии с требованиями Основ ценообразования в сфере теплоснабжения (подпункт «в» пункта 28), Методических указаний по расчёту регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утверждённых приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года № 760-э (приложения 4.4, 4.5).

При этом суд учитывает, что в соответствии с пунктом 11 Методических указаний, необходимая валовая выручка регулируемой организации должна возмещать ей экономически обоснованные расходы и обеспечивать экономически обоснованную прибыль по каждому регулируемому виду деятельности.

Согласно пункту 12 Методических указаний, определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета, а также в соответствии с настоящими Методическими указаниями. Расходы, включаемые в необходимую валовую выручку, формируются, в том числе, с учётом выполнения программ регулируемой организации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Если регулируемая организация в течение расчётного периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтённые органом регулирования при установлении для неё регулируемых цен (тарифов), в том числе расходы, связанные с незапланированным органом регулирования при установлении цен (тарифов) для такой регулируемой организации ростом цен на продукцию, потребляемую регулируемой организацией в течение расчётного периода регулирования, расходы, связанные с подключением объектов капитального строительства заявителей, подключаемая тепловая нагрузка которых не превышает 0,1 Гкал/ч, и определённые в соответствии с пунктом 172 настоящих Методических указаний, то такие расходы, включая расходы, связанные с обслуживанием заёмных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств, учитываются органом регулирования при установлении регулируемых цен (тарифов) для такой регулируемой организации начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные расходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности, но не позднее чем на 3-й расчетный период регулирования, в полном объеме. Указанные экономически обоснованные расходы регулируемой организации включаются органом регулирования в необходимую валовую выручку независимо от достигнутого ею финансового результата. При этом расходы, связанные с обслуживанием заёмных средств, учитываются в размере фактически понесенных расходов, не превышающем величину, равную ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной на 4 процентных пункта.

Соответственно, АО «Коммунальник» при несении расходов на приобретение мазута в большем размере, чем определён Регулятором при установлении тарифов, вправе предъявить к учёту документально подтверждённые расходы органу регулирования при установлении тарифа на новый период регулирования.

При таких обстоятельствах, оспариваемый административным истцом приказ Министерства строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в связи с чем, заявленные административным истцом требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление АО «Коммунальник» об отмене приказа Министерства строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми от 16 декабря 2016 года № 12/32-Т «О внесении изменений в приказ Службы Республики Коми по тарифам от 20 октября 2016 года № 42/26 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности АО «Коммунальник» для формирования тарифов на тепловую энергию (мощность) с использованием метода индексации установленных тарифов и о тарифах на тепловую энергию (мощность), поставляемую АО «Коммунальник» потребителям Республики Коми» оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Верховный Суд Республики Коми в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, то есть 20 июня 2017 года.

Судья - Соболев В.М.

Копия верна, судья