НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Верховного Суда Республики Коми (Республика Коми) от 14.02.2018 № 21-113/2018

Судья Аберкон И.В. Дело № 21-113/2018

РЕШЕНИЕ

14 февраля 2018 года г. Сыктывкар

Судья Верховного Суда Республики Коми Пристром И.Г., рассмотрев жалобу заместителя начальника отдела - Главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Ухтинского отдела Государственной инспекции труда в Республике Коми ФИО1 на решение судьи Ухтинского городского суда Республики Коми от 05 декабря 2017 года, которым постановление заместителя начальника отдела – Главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Ухтинского отдела Государственной инспекции труда в Республике Коми ФИО1 от 21 сентября 2017 года № <Номер обезличен> о привлечении Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 21 с углублённым изучением отдельных предметов» к административной ответственности по части 6 статьи 5.27 КоАП РФ в виде предупреждения, отменено, производство по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица - МОУ «СОШ № 21» прекращено,

установил:

постановлением заместителя начальника отдела – Главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Ухтинского отдела Государственной инспекции труда в Республике Коми ФИО1 от 21 сентября 2017 года № <Номер обезличен> юридическое лицо - МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 21 с углублённым изучением отдельных предметов» привлечено к административной ответственности по части 6 статьи 5.27 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде предупреждения.

Должностным лицом установлено нарушение МОУ «СОШ № 21» трудового законодательства в виде невыплаты в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений.

Не согласившись с вынесенным постановлением должностного лица, МОУ «СОШ № 21» обратилось в Ухтинский городской суд Республики Коми с жалобой в порядке, предусмотренном статьями 30.1 - 30.2 КоАП РФ.

По результатам рассмотрения жалобы вынесено решение, резолютивная часть которого приведена выше.

Оспаривая принятый по делу судебный акт, заместитель начальника отдела – Главный государственный инспектор труда (по правовым вопросам) Ухтинского отдела Государственной инспекции труда в Республике Коми ФИО1 обратилась в Верховный Суд Республики Коми с жалобой, в которой просит отменить состоявшееся по делу решение, указывая на отсутствие оснований для прекращения производства по делу.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.

Прекращая производство по делу об административном правонарушении в отношении МОУ «СОШ № 21», суд первой инстанции пришел к выводу о том, работодатель не имел возможности произвести оплату отпуска работникам не позднее чем за три дня до его начала в соответствии с требованиями статьи 136 Трудового кодекса РФ, поскольку отпуска были предоставлены на следующий день после написания заявления, в связи с чем в действиях юридического лица отсутствует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 6 статьи 5.27 КоАП РФ.

Между тем, судьей не учтены следующие требования закона.

В силу статьи 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Статьей 26.1 КоАП РФ установлено, что при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Как следует из материалов дела, Ухтинским отделом Государственной инспекции труда в Республике Коми проведена внеплановая документарная проверка соблюдения трудового законодательства в отношении МОУ «СОШ № 21», в ходе которой выявлены нарушения по соблюдению требований трудового законодательства, а именно работникам МОУ «СОШ № 21» ФИО7., ФИО8., ФИО9. оплата отпуска произведена позднее, чем за три дня до его начала. Так, дата начала отпуска ФИО7 - 21 февраля 2017 года, выплата отпускных сумм произведена работодателем 21 февраля 2017 года; дата начала отпуска работника ФИО8 – 20 марта 2017 года, выплата отпускных сумм произведена работодателем 20 марта 2017 года; дата начала отпуска работника ФИО9 – 20 апреля 2017 года, выплата отпускных сумм произведена работодателем 19 апреля 2017 года.

Частью 6 статьи 5.27 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыплату или неполную выплату в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством.

В соответствии со статьей 37 Конституции РФ, каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом.

Согласно статье 1 Трудового кодекса РФ, целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.

Статьей 22 Трудового кодекса РФ установлено, что работодатель обязан, в частности: соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.

В силу части 9 статьи 136 Трудового кодекса РФ оплата отпуска производится не позднее чем за три дня до его начала.

Данная норма является императивной и оснований для изменения даты выплаты оплаты отпуска у работодателя не имеется.Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Статьей 123 Трудового кодекса РФ определено, что очередность предоставления оплачиваемых отпусков определяется ежегодно в соответствии с графиком отпусков, утверждаемым работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации не позднее чем за две недели до наступления календарного года в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов. График отпусков обязателен как для работодателя, так и для работника. О времени начала отпуска работник должен быть извещен под роспись не позднее чем за две недели до его начала.

В соответствии с частью 1 статьи 128 Трудового кодекса РФ по семейным обстоятельствам и другим уважительным причинам работнику по его письменному заявлению может быть предоставлен отпуск без сохранения заработной платы, продолжительность которого определяется по соглашению между работником и работодателем.

Трудовая дисциплина включает в себя взаимные права и обязанности работодателя и работника. Работодатель должен создавать соответствующие условия для соблюдения трудовой дисциплины: в организации должна быть разработана система локальных нормативных актов, содержащих предписания о правилах поведения работников в процессе труда. Эта система актов включает в себя график отпусков и др. (статья 189 Трудового кодекса РФ).

Статьей 2 Трудового кодекса РФ предусмотрена взаимная обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключенного договора, включая право работодателя требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей (статья 21 Трудового кодекса РФ) и право работников требовать от работодателя соблюдения его обязанностей по отношению к работникам (статья 22 Трудового кодекса РФ).

Таким образом, в рассматриваемом случае судьей нижестоящей инстанции не были всесторонне, полно и объективно выяснены все обстоятельства дела, не приняты во внимание и не оценены надлежащим образом все собранные доказательства по делу в совокупности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ, не дана надлежащая и правильная оценка обоснованным доводам представителя административного органа, юридически значимые обстоятельства дела, подлежащие доказыванию и имеющие значение для правильного разрешения дела, определены неверно, неправильно применены нормы материального права.

Институт пересмотра не вступивших в законную силу постановлений по делам об административных правонарушениях, решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов (ст. ст. 30.1 - 30.10 КоАП РФ) основан на положениях Конституции РФ, а именно статьи 46, которая во взаимосвязи со статьями 15 (ч. 4) и 17 (ч. 1 и 3) предполагает возможность в случаях допущенных фундаментальных ошибок пересматривать не вступившие в законную силу судебные акты.

В этих целях суд наделен соответствующими полномочиями, в том числе полномочием отменить постановление по делу об административном правонарушении, решение по результатам рассмотрения жалобы, протеста и возвратить дело на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело (пункт 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ).

Нарушение правил оценки доказательств, закрепленных в статье 26.11 КоАП РФ (произвольная оценка доказательств) является существенным процессуальным нарушением, которое искажает саму суть правосудия и смысл судебного решения как акта правосудия.

Поскольку на момент рассмотрения жалобы в Верховном Суде Республики Коми не истек предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности, то дело подлежит направлению на новое рассмотрение, при котором судье необходимо исследовать фактические обстоятельства по делу, оценить представленные доказательства и доводы, участвующих в деле лиц и принять решение в соответствии с нормами материального и процессуального права.

Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 КоАП РФ судья,

решил:

решение судьи Ухтинского городского суда Республики Коми от 05 декабря 2017 года, которым постановление заместителя начальника отдела – Главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Ухтинского отдела Государственной инспекции труда в Республике Коми ФИО1 от 21 сентября 2017 года № <Номер обезличен> о привлечении Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 21 с углублённым изучением отдельных предметов» к административной ответственности по части 6 статьи 5.27 КоАП РФ в виде предупреждения, отменено, производство по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица - МОУ «СОШ № 21» прекращено, в связи с отсутствием в его действиях состава вмененного правонарушения, отменить, направить материалы дела на новое рассмотрение в тот же суд.

Судья - И.Г. Пристром