Судья Куриленко Р.В. Дело № 21-535/2018
РЕШЕНИЕ
Судья Верховного Суда Республики Коми Соболев В.М., при секретаре Сметаниной Е.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании 08 августа 2018 года в г. Сыктывкаре жалобу Шелеста В.А. на решение судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 28 марта 2018 года, которым
постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 30 января 2018 года о привлечении Шелест В.А. к административной ответственности по части 6 статьи 7.32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставлено без изменения, жалоба Шелеста В.А. - без удовлетворения.
УСТАНОВИЛ:
постановлением Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 30 января 2018 года Шелест В.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 7.32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Шелест В.А. обратился в суд с жалобой, по результатам рассмотрения которой судом принято приведённое выше решение.
Оспаривая законность вынесенного решения суда, в жалобе, представленной в Верховный Суд Республики Коми, Шелест В.А. указывает на нарушение должностным лицом процессуальных требований при рассмотрении дела по существу, настаивает на том, что при предварительном отборе подрядных организаций, исходя из представленного подрядной организацией ООО "..." пакета документов, требования утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 июля 2016 года № 615 Положения о привлечении специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, не были нарушены. Представленный ООО "..." расчёт уплаты страховых взносов не соответствовал действующей на момент предоставления пакета документов форме его предоставления за отчётный период. В Руководствуясь изложенным настаивает на том, что в его действиях отсутствует состав вмененного административного правонарушения.
Заслушав Шелеста В.А., должностное лицо, составившее протокол по делу об административном правонарушении Бешлей Е.Д., проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к выводу об отмене вынесенных по делу решения судьи и постановления должностного лица.
Часть 6 статьи 7.32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка допуска к участию в обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгах, продаже государственного или муниципального имущества, за исключением случаев, предусмотренных статьями 7.30 и 7.32.3 названного Кодекса.
Статьёй 182 Жилищного кодекса Российской Федерации на регионального оператора возложена обязанность проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счёте регионального оператора.
Частью 5 указанной статьи предусмотрено, что привлечение региональным оператором, в частности в случае, предусмотренном частью 3 настоящей статьи (осуществлению капитального ремонта объектов капитального строительства), органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными, муниципальными бюджетными, казенными учреждениями подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 июля 2016 года № 615 утверждено Положение о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонте общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
С учётом используемых в настоящем Положении понятий, частью процедуры закупки (торгов) является предварительный отбор, который представляет собой совокупность действий, в результате которых осуществляется формирование реестра квалифицированных подрядных организаций субъекта Российской Федерации, сводного реестра квалифицированных подрядных организаций, имеющих право принимать участие в закупках, предметом которых является оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме на территории субъекта Российской Федерации, проводившего предварительный отбор.
В силу положений статьи 7 раздела 2 Положения по итогам предварительного отбора органом по ведению реестра формируется реестр квалифицированных подрядных организаций.
Согласно пункту 12 Положения до начала проведения предварительного отбора на основании соответствующего решения создаётся комиссия по проведению предварительного отбора, определяется её состав, включая председателя и секретаря комиссии, и порядок её работы.
Комиссия по проведению предварительного отбора осуществляет рассмотрение заявок на участие в предварительном отборе на соответствие требованиям, установленным пунктом 30 настоящего Положения, ведёт и оформляет необходимые протоколы по всем процедурам, проводимым в ходе осуществления предварительного отбора, рассматривает вопрос о включении (об отказе во включении) участника предварительного отбора в реестр квалифицированных подрядных организаций и другие действия в соответствии с настоящим Положением (пункт 15 Положения).
Согласно пункту 30 Положения в числе сведений, указанных в извещении о проведении предварительного отбора и предусмотренных пунктом 20 настоящего Положения, документация о проведении предварительного отбора, в том числе, должна содержать требования к форме, содержанию и составу заявки на участие в предварительном отборе, предусмотренные пунктами 37 и 38 настоящего Положения.
На основании предусмотренного пунктом 48 Положения порядка, комиссия по проведению предварительного отбора рассматривает заявки на участие в предварительном отборе на их соответствие требованиям, установленным документацией о проведении предварительного отбора, в том числе на соответствие участников предварительного отбора требованиям, установленным пунктом 23 настоящего Положения, а также принимает решение о включении участников предварительного отбора в реестр квалифицированных подрядных организаций.
В соответствии с пунктом 53 Положения основанием для отказа участника предварительного отбора в реестр квалифицированных подрядных организаций являются: несоответствие участника требованиям, установленным пунктом 23 настоящего Положения; несоответствие заявки на участие в предварительном отборе установленным пунктом 38 настоящего Положения требованиям; установление факта представления участником предварительного отбора недостоверной информации (сведений, документов) в составе заявки на участие в предварительном отборе.
Установлено, что Приказом (распоряжением) о переводе работника на другую работу от <Дата обезличена><Номер обезличен> некоммерческой организации Республики Коми "..." Шелест В.А. переведён заведующим в отдел организации и проведения конкурсов и закупок.
Согласно приказу от <Дата обезличена><Номер обезличен> Шелест В.А. включён в состав комиссии по проведению предварительного отбора подрядных организаций для последующего участия в электронных торгах в сфере оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах на территории Республики Коми.
Как следует из обстоятельств дела, основанием привлечения Шелеста В.А. к административной ответственности по части 6 статьи 7.32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях явилось принятие комиссией по проведению предварительного отбора при Министерстве строительства Республики Коми решения об отказе во включении участника предварительного отбора ООО "..." в реестр квалифицированных подрядных организаций в отсутствие на то законных оснований (с нарушением требований части 1.1 статьи 180, части 5 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 53 Положения).
Согласно протоколу по проведению предварительного отбора <Номер обезличен> от <Дата обезличена> ООО "..." отказано во включении в реестр квалифицированных подрядных организаций со следующим обоснованием "заявка на участие в предварительном отборе не соответствует требованиям, установленным пунктами 23, 38 Положения, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 июля 2016 года № 615; пунктам 16, 17 документации предварительного отбора (расчёт по начисленным и уплаченным страховым взносам представлен не в полном объёме).
Как предусмотрено пунктом 36 Положения для участия в предварительном отборе участник подаёт заявку на участие в предварительном отборе в срок и по форме, которые установлены документацией о проведении предварительного отбора.
Из положений пункта 38 Положения (в редакции на дату подачи заявки и предоставления необходимых документов) следует, что в числе предоставляемых сведений заявка на участие в предварительном отборе должна содержать расчёт по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, проводящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, составленный за отчётный период по форме, утверждённой Пенсионным фондом Российской Федерации, с отметкой территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о приёме или с приложением копии электронной квитанции (расписки) о приёме документов с электронной подписью в случае отправки расчёта в электронном виде, штатное расписание, штатно-списочный состав сотрудников, копии трудовых книжек, дипломов, сертификатов и аттестатов, подтверждающих наличие у участника предварительного отбора в штате минимального количества квалифицированного персонала.
Согласно пункту 39 Положения орган по ведению реестра не вправе требовать от участника предварительного отбора иных документов, кроме документов, предусмотренных пунктом 38 настоящего Положения.
До 01 января 2017 года порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов плательщиками страховых взносов регулировались Федеральным законом № 212-ФЗ от 24 июля 2009 года "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", который в пункте 9 статьи 15 предусматривал обязанность плательщиков страховых взносов ежеквартально представлять в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего учёта - в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, на бумажном носителе не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчётным периодом, а в форме электронного документа не позднее 20-го числа второго календарного месяца, следующего за отчётным периодом, - расчёт по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.Согласно статье 10 названного Федерального закона расчётным периодом по страховым взносам признавался календарный год. Отчётными периодами - первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.
Во исполнение настоящих требований закона Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 16 января 2014 года № 2 была утверждена форма расчёта по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
Формат расчёта по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам утверждён Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации № 243п от 02 июля 2015 года.
Федеральным законом от 03 июля 2016 года № 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" Федеральный закон № 212-ФЗ, устанавливающий обязанность плательщиков предоставлять в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации расчёт по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, признан утратившим силу.
На сегодняшний день в соответствии с Федеральным законом от 03 июля 2016 года № 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую вторую налогового кодекса РФ в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование", начиная с 01 января 2017 года, - даты вступления указанного Федерального закона в законную силу, порядок уплаты, начисления и расчёта размера страховых взносов регулируется Налоговым кодексом Российской Федерации.
В силу требований статьи 423 Налогового кодекса Российской Федерации расчетным периодом для уплаты страховых взносов признаётся календарный год.
Отчётными периодами - первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.
В соответствии со статьёй 80 части первой Налогового кодекса Российской Федерации в целях реализации главы 34 "Страховые взносы" части второй налогового кодекса Российской Федерации Приказом Федеральной налоговой службы от 10 октября 2016 года № ММВ-7-11/551@ утверждена форма расчёта по страховым взносам.
Пунктом 2 Приказа установлено, что настоящий приказ вступает в силу 01 января 2017 года и применяется, начиная с предоставления расчёта по страховым взносам за первый расчётный (отчётный) период 2017 года.
Из содержания представленного административного материала следует, что при подаче заявки во исполнение требований Постановления Правительства № 615 и документации предварительного отбора в числе необходимых документов ООО "..." был предоставлен расчёт по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации за ... год по форме, установленной Правлением Пенсионного фонда Российской Федерации, (Форма РСВ-1 ПФР), также в составе заявки ООО "..." был представлен расчёт за ...... года по форме, утверждённой приказом Федеральной налоговой службы от 10 октября 2016 года № ММВ-7-11/551@, в котором отсутствовал раздел 3 "Персонифицированные сведения о застрахованных лицах".
Отсутствие в нарушение установленных требований надлежаще оформленного расчёта уплаты страховых взносов за ... год явилось основанием для принятия комиссией решения об отказе ООО "..." во включении Общества как участника предварительного отбора в реестр квалифицированных подрядных организаций.
При последующем обжаловании указанного решения Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми жалоба ООО "..." решением № <Номер обезличен> от <Дата обезличена> признана обоснованной. Действия комиссии по проведению предварительного отбора Минстроя Республики Коми в виде принятия решения об отказе во включении участника предварительного отбора ООО "..." в реестр квалифицированных подрядных организаций по результатам проведения предварительного отбора (номер извещения <Номер обезличен>) в части несоответствия заявки требованиям пункта 38 Положения (непредставления расчёта по начисленным и уплаченным страховым взносам в полном объёме), противоречащими требованиям подпункта "б" пункта 53 Положения.
Принимая решение о незаконности действий комиссии, антимонопольный орган со ссылкой изложенные выше обстоятельства, предоставление обязанным лицом расчёта страховых взносов за ... год, исходил из того, что в документации о проведении предварительного отбора не указан конкретный отчётный период, за который нужно предоставлять расчёт по начисленным и уплаченным страховым взносам, а указано, что необходимо предоставить расчёт по начисленным и уплаченным страховым взносам именно по форме, утверждённой Пенсионным фондом Российской Федерации, что и было сделано ООО "...".
Изложенные обстоятельства были приняты и учтены должностным лицом при решении вопроса о привлечении заявителя к административной ответственности и послужили основанием для вывода о нарушении Шелестом В.А. как ответственным должностным лицом установленного законодательством Российской Федерации порядка допуска лица к участию в обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгах, продаже государственного или муниципального имущества.
Однако правовых оснований для такого вывода у должностных лиц антимонопольного органа не имелось.
Как ранее действующим законодательством, так и положениями Налогового кодекса Российской Федерации в отношении ответственных лиц установлена обязанность осуществлять расчёт подлежащих уплате страховых взносов в расчётный период.
В силу положений ранее и в настоящее время действующего законодательства такая обязанность была и установлена ежеквартально, что предопределяет, что лица, ответственные за их начисление и расчёт, должны предоставлять отчётность по итогам указанных периодов в установленные положениями закона сроки.
В пункте 38 утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации № 615 Положения, законодатель, не определяя конкретных временных периодов, предусмотрел, что для целей, установленных названным Положением, расчёт страховых взносов предоставляется за последний отчётный период.
Исходя из требований статьи 15 Федерального закона № 212-ФЗ от 24 июля 2009 года, положений пункта 7 статьи 431 Налогового кодекса Российской Федерации, на период срока подачи заявок для участия в предварительном отборе и даты обращения ООО "..." у Общества возникла обязанность предоставить расчёт страховых взносов за ... года.
В рассматриваемом случае, предоставление ООО "..." расчёта страховых взносов за ... не может свидетельствовать об исполнении Обществом предусмотренной законом обязанности.
Не приведение на дату подачи ООО "..." заявки требований пункта 38 Положения в соответствие с изменённым порядком уплаты страховых взносов и предоставления соответствующей отчётности, не может являться основанием для вывода о правомерности действий ответственного лица и исполнения им требований пункта 38 Положения при предоставлении отчётности (расчёта страховых взносов) за ... год.
Действительно, несмотря на передачу полномочий по администрированию уплаты страховых взносов налоговым органам, на дату подачи ООО "..." заявки изменения в пункт 38 Положения по предоставлению расчётов по уплате страховых взносов еще не были внесены, как в указанном пункте так и в документации на предварительный отбор была установлена обязанность предоставить расчёт по форме Пенсионного фонда Российской Федерации, что ответственным лицом за ... год не было сделано, во исполнение действующего на дату подачи заявки порядка расчёт страховых взносов за последний отчётный период (... года) по форме Пенсионного фонда Российской Федерации ООО "..." не был предоставлен.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что на дату подачи ООО "..." заявки условия для принятия положительного решения по разрешению вопроса о включении ООО "..." в реестр подрядных организаций по результатам проведения предварительного отбора не были соблюдены.
При указанные обстоятельствах, принятое решение отвечает действующему на момент рассмотрения заявки законодательству, что, в свою очередь, указывает на отсутствие в действиях привлекаемого лица состава вмененного административного правонарушения. Порядок допуска ООО "..." к участию в обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгах комиссией и Шелестом В.А. как ответственным лицом не был нарушен.
Следует отметить, что, предоставив неполный расчёт по форме налогового органа за последний отчётный период, ООО "..." располагало сведениями о необходимости его предоставления с учётом действующего порядка и, оформив его надлежащим образом, могло претендовать на участие в предварительном отборе.
При рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении требования статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, не соблюдены.
Указанные обстоятельства как свидетельствующие об отсутствии нарушений и, тем самым, исключающие виновное поведение привлекаемого лица, свидетельствуют о незаконном привлечении Шелеста В.А к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 7.32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями, 2.9, 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
С учётом выводов, изложенных в настоящем решении, обжалуемое решение судьи городского суда и постановление должностного лица антимонопольного органа не могут быть признаны законными и подлежат отмене, производство по делу, возбужденному в отношении Шелеста В.А. по обстоятельствам совершения правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 7.32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса - за отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л:
жалобу Шелеста Владимира Анатольевича удовлетворить.
решение судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 28 марта 2018 года, постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 30 января 2018 года, вынесенные в отношении Шелеста В.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 7.32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по настоящему делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья В.М. Соболев
Копия верна, судья В.М. Соболев