НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Верховного Суда Республики Коми (Республика Коми) от 04.04.2018 № 21-246/18

Судья Куриленко Р.В. № 21-246/2018

РЕШЕНИЕ

Судья Верховного Суда Республики Коми Соболев В.М., при секретаре Буткиной А.В., рассмотрев 04 апреля 2018 года в г. Сыктывкаре жалобу Шушканова О.А. на решение судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 29 января 2018 года, которым

постановление <Номер обезличен> СЗМТУ Росстандарта от 09 ноября 2017 года о привлечении Шушканова О.А. к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставлено без изменения, жалоба Шушканова О.А. – без удовлетворения,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением <Номер обезличен> СЗМТУ Росстандарта от 09 ноября 2017 года Шушканов О.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением, Шушканов О.А. обратился в Сыктывкарский городской суд Республики Коми с жалобой, в которой просил указанное постановление отменить, производство по делу прекратить, в связи с отсутствием административного правонарушения.

Судом вынесено приведённое решение.

Оспаривая законность принятого постановления суда, Шушканов О.А. в жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Коми, заявляя аналогичные при обращении в городской суд доводы, настаивает на отмене оспариваемого решения, указывает на отсутствие в его действиях состава административного правонарушения, ссылается на малозначительность вменённого административного правонарушения.

Заслушав Шушканова О.А., должностное лицо, вынесшее постановление Елькину Г.В.. проверив материалы дела, рассмотрев доводы жалобы, оснований для отмены вынесенного решения суда и удовлетворения доводов жалобы не усматриваю.

Часть 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность за нарушение законодательства об обеспечении единства измерений в части выполнения измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, без применения аттестованных методик (методов) измерений, с несоблюдением требований аттестованных методик (методов) измерений, либо несоблюдения установленного порядка уведомления о своей деятельности по выпуску из производства предназначенных для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений эталонов единиц величин, стандартных образцов и (или) средств измерений или по их ввозу на территорию Российской Федерации и продаже, либо несоблюдения порядка проведения испытаний стандартных образцов или средств измерений в целях утверждения типа, порядка поверки средств измерений, либо применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений стандартных образцов неутвержденного типа, средств измерений неутвержденного типа и (или) не прошедших в установленном порядке поверку, либо несоблюдения обязательных метрологических и технических требований к средствам измерений и обязательных требований к условиям их эксплуатации, либо несоблюдения порядка утверждения, содержания, сличения и применения государственных первичных эталонов единиц величин, порядка передачи единиц величин от государственных эталонов, порядка установления обязательных требований к эталонам единиц величин, используемым для обеспечения единства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, порядка оценки соответствия этим требованиям и порядка их применения, либо использования в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений не допущенных к применению в Российской Федерации единиц величин.

Как следует из обстоятельств рассматриваемого дела и содержания вынесенного постановления о привлечении Шушканова О.А. к административной ответственности, протокола об административном правонарушении, основанием его привлечения к ответственности явилось выявленное по результатам плановой документарной и выездной проверки нарушение Шушкановым О.А. как ответственным лицом в период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> законодательства об обеспечении единства измерений в части применения сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений при выполнении измерений средств измерений, не прошедших в установленном порядке поверку в количестве ... единиц, а именно: ..., в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений при выполнении измерений работ по обеспечению безопасных условий и охраны труда, при обеспечении безопасности дорожного движения, при измерениях, предусмотренных законодательством РФ о техническом регулировании.

Отношения, возникающие при выполнении измерений, установлении и соблюдении требований к измерениям, единицам величин, эталонам единиц величин, стандартным образцам, средствам измерений, применении стандартных образцов, средств измерений, методик (методов) измерений, а также при осуществлении деятельности по обеспечению единства измерений, предусмотренной законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе при выполнении работ и оказании услуг по обеспечению единства измерений регулируются Федеральным законом от 26 июня 2008 года № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений».

В соответствии со статьёй 9 Федерального закона от 26 июня 2008 года № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, а также обеспечивающие соблюдение установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений обязательных требований, включая обязательные метрологические требования к измерениям, обязательные метрологические и технические требования к средствам измерений, и установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательных требований.

Согласно части 1 статьи 13 названного Закона средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации - периодической поверке. Применяющие средства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны своевременно представлять эти средства измерений на поверку.

В соответствии с положениями пунктов 3, 6 статьи 1 Федерального закона № 102-ФЗ сфера государственного регулирования обеспечения единства измерений распространяется на измерения, к которым в целях, предусмотренных частью 1 названной статьи, установлены обязательные метрологические требования и которые выполняются, в том числе, при выполнении работ по обеспечению безопасных условий и охраны труда, обеспечении безопасности дорожного движения. Обязательные требования к измерениям, эталонам единиц величин устанавливаются законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений.

Приказом МВД РФ от 08 ноября 2012 года № 1014 на основании статьи 5 Федерального закона № 102-ФЗ, предусматривающей возможность определения федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующих областях деятельности по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обеспечения единства измерений, измерения, относящиеся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, и установления к ним обязательных метрологических требований, в том числе показателей точности измерений, утвержден Перечень измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений и обязательных метрологических требований к ним.

В соответствии с указанным Перечнем обязательному измерению подлежит выполнение работ по обеспечению безопасных условий и охраны труда, измерение скорости транспортных средств с использованием зонального контроля на протяженных участках дорог, измерение координат, времени, скорости с использованием глобальных спутниковых систем, изменение интервалов времени, линейных расстояний.

Утверждённый приказом Минпромторга России от 02 июля 2015 года № 1815 Порядок проведения поверки средств измерений, требований к знаку поверки и содержанию свидетельства о поверке, устанавливает правила проведения поверки средств измерений, требования к знаку поверки и содержанию свидетельства о поверке.

Согласно пункту 1 Порядка в соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 26 июня 2008 года № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации – периодической поверке.

Применяющие средства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений юридического лица и индивидуальные предприниматели обязаны своевременного представлять эти средства измерений на поверку. Поверка средств измерений выполняется в целях подтверждения их соответствия установленным метрологическим требованиям.

На основании пункта 4 Порядка результаты поверки средств измерений удостоверяются знаком поверки и (или) свидетельством о поверке, и (или) записью в паспорте (формуляре) средства измерений, заверяемой подписью поверителя и знаком поверки.

В силу пункта 18 Порядка каждый экземпляр средства измерений, находящийся в эксплуатации, подвергается периодической поверке через установленный межповерочный интервал.

Применительно к установленным требованиям закона, давая оценку законности обжалуемого постановления должностного лица, судья городского суда пришёл к правильному выводу об обоснованности привлечения Шушканова О.А. к административной ответственности.

Как установлено при рассмотрении настоящего дела и нашло своё подтверждение в представленных материалах, в нарушение вышеназванных требований закона поверка применяемых Службой автотранспорта АО «...» при обеспечении безопасности дорожного движения и выполнении работ по обеспечению безопасных условий и охраны труда средств измерений – ... в количестве ... единицы, несмотря на эксплуатацию транспортных средств, в установленном порядке не проведена.

Факт совершения Шушкановым О.А. вменённого правонарушения нашёл свое подтверждение в представленных доказательствах, обоснованность его привлечения к административной ответственности по части 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с учётом фактических обстоятельств сомнений не вызывает. Необходимость проведения поверки указанных средств измерений законом определена.

Согласно абзацу 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны оснащать транспортные средства техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств (далее - тахографы). При этом требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, порядок оснащения транспортных средств тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

В соответствии с названной нормой Правительство Российской Федерации в постановлении от 23 ноября 2011 года № 1213 «О требованиях к тахографам, категориях и видах оснащаемых ими транспортных средств, порядке оснащения транспортных средств тахографами, правилах их использования, обслуживания и контроля их работы» определило, что указанные требования утверждаются Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой безопасности Российской Федерации и Министерством внутренних дел Российской Федерации.

Во исполнение этого постановления приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 13 февраля 2013 г. № 36 утверждены Требования к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства, а приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 21 августа 2013 года № 273 – Порядок оснащения транспортных средств тахографами.

Ссылка заявителя в жалобе на Приказ Минтранса России от 13 февраля 2013 года № 36 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства» с учётом внесенных в него Приказом Минтранса России от 20 февраля 2017 года № 55 изменений и утверждение о том, что тахографы, установленные на транспортные средства до вступления в силу Приказа Минтранса России от 20 февраля 2017 года № 55, подлежат приведению в соответствие в требованиями настоящего приказа с момента замены в этих тахографах программно-аппаратного шифровального (криптографического) средства (блок СКЗИ тахографа), до момента замены блока СКЗИ тахографа требования настоящего приказа на данные тахографы не распространяются, использование тахографов, установленных на транспортные средства до вступления в силу настоящего приказа, допускается до момента проведения очередной замены в этих тахографах блока СКЗИ тахографа, не могут быть приняты во внимание в качестве основания к отмене оспариваемых решения суда и постановления должностного лица.

Названный Приказ № 36 и Приказ Минтранспорта РФ от 21 августа 2013 года №273 устанавливают требования к тахографам и порядок оснащения ими транспортных средств, в частности, определяют требования к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства (приложение № 1 к приказу № 36); определяют категории и виды транспортных средств, подлежащих оснащению тахографами (приложение № 2); правила использования тахографов, установленных на транспортные средства, (приложение № 3); правила обслуживания тахографов (приложение № 4) и правила контроля работы тахографов (приложение № 5).

Внесённые Приказом Минтранса России от 20 февраля 2017 года № 55 изменения в Приказ Минтранса России от 13 февраля 2013 года № 36 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства» не исключают обязанность уполномоченных лиц проведения в установленных законом случаях поверки используемых при эксплуатации транспортных средств измерений.

Обязанность проведения поверки используемых средств измерений определена законом, требованиями статей 9, 13 Федерального закона № 102-ФЗ, в которых прямо предусмотрена обязанность до ввода средств измерений в эксплуатацию, а также после ремонта, проведения их поверки, в силу названных положений Закона к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку, а также обеспечивающие соблюдение установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений обязательных требований.

В силу прямого указания в законе, на что обращено внимание выше, юридические лица и индивидуальные предприниматели, применяющие средства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, обязаны своевременно представлять эти средства измерений на поверку.

С учётом установленных требований закона, поверка установленных на транспортных средствах тахографов в обеспечение безопасных условий и охраны труда, безопасности дорожного движения, обязательна. Доводы жалобы в изложенной части необоснованны.

Согласно должностной инструкции Шукшанов О.А. как ...» обязан обеспечивать качественное и своевременное выполнение перевозок грузов (лесопродукции), пассажиров, оказание иных транспортных услуг подвижным составом службы с выполнением требований нормативных актов в области безопасности (дорожного движения, транспортной безопасности) на автомобильном транспорте, соблюдения режима труда и отдыха водителей при управлении транспортными средствами, корректной с учётом специфики, требований заказчика и особенностей конкретного вида перевозок.

Согласно протоколу об административном правонарушении и вынесенном должностным лицом постановлении, основанием привлечения Шукшанова О.А к административной ответственности явилось допущенное им применение при выполнении измерений средств измерений, не прошедших в установленном порядке поверку, в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений при выполнении работ по обеспечению безопасных условий и охраны труда, при обеспечении безопасности дорожного движения.

В данном случае, привлечение Шукшанова О.А как лица, ответственного за обеспечение качественного и своевременного выполнения перевозки грузов, соблюдение режима труда и отдыха водителей при управлении транспортными средствами, обеспечение безопасности дорожного движения, к административной ответственности по факту невыполнения требований законодательства об обеспечении единства измерений правомерно. Невыполнение должностным лицом своей обязанности при выполнении работ по обеспечению безопасных условий и охраны труда, при обеспечении безопасности дорожного движения применять поверенные средства измерений, предназначенных для применения в сферах государственного регулирования равно как и не прошедших своевременно поверку, образует в действиях Шукшанова О.А. состав вменённого административного правонарушения.

Доводы жалобы в изложенной части безосновательны.

При установлении фактических обстоятельств по результатам оценки доказательств допущенное Шукшановым О.А. как ответственным лицом нарушение законодательства об обеспечении единства измерений, а именно непроведение поверки средств измерений (тахографов) при эксплуатации транспортных средств, послужившее правовым основанием привлечения заявителя к административной ответственности, установлено. Нарушений требований закона, влекущих отмены вынесенных по делу решений, не допущено.

Вина заявителя установлена административным органом и подтверждена материалами административного дела. Материалы дела не содержат каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что у заявителя отсутствовала возможность для соблюдения законодательства об обеспечении единства измерений и доказательств, свидетельствующих о том, что Шукшановым О.А. были предприняты все зависящие от него меры для его соблюдения.

Доводы жалобы, в которых заявитель указывает на малозначительность совершённого правонарушения, также не могут быть приняты во внимание.

В соответствии с пунктом 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

По смыслу приведённых разъяснений оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях. Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем, определяется в каждом конкретном случае, исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.

Характер совершённого Шукшановым О.А. правонарушения, объектом посягательства которого являются установленный нормативными правовыми актами порядок обеспечения единства измерений, обеспечивающий в свою очередь, в том числе, охрану труда и безопасность дорожного движения, свидетельствует о высокой степени общественной опасности правонарушений в указанной сфере.

В данном случае, с учётом фактических обстоятельств, характера и степени общественной опасности деяния, исхожу из отсутствия возможности освобождения должностного лица от административной ответственности ввиду малозначительности административного правонарушения.

При изложенных обстоятельствах, того, что доводы жалобы заявителя не содержат выводов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого судебного решения, оснований для удовлетворения жалобы и отмены правильных решения судьи, постановления должностного лица не имеется.

В рассматриваемом случае суд оценил обстоятельства конкретного дела и избрал в отношении должностного лица Общества ту меру ответственности, которая наиболее соразмерна характеру и последствиям совершённого правонарушения и степени вины привлекаемого к административной ответственности лица, что отвечает принципами законности, справедливости и неотвратимости наказания.

Наказание определено и, с учётом обстоятельств по делу, назначено в пределах нижней границы санкции статьи, соответствует характеру и тяжести совершенного правонарушения, обстоятельствам его совершения, личности виновного. Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, на момент привлечения лица к административной ответственности не имелось.

Руководствуясь статьёй 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л:

решение судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 29 января 2018 года оставить без изменения, жалобу Шушканова О.А. – без удовлетворения.

Судья В.М. Соболев

Копия верна, судья В.М. Соболев