НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Верховного Суда Республики Карелия (Республика Карелия) от 27.02.2013 № 12-22/2013

                                                                                    ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                       Вернуться назад                                                                                           

                                    ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Судья Глазычев И.В.

№ 12-22/2013

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

РЕШЕНИЕ

27 февраля 2013 г.

г. Петрозаводск

Судья Верховного Суда Республики Карелия Коваленко С.В., при секретаре Мариной Т.С., рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление судьи Кемского городского суда Республики Карелия от 11 января 2013 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1,

установил:   постановлением судьи Кемского городского суда Республики Карелия от 11 января 2013 г. ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере (...) руб.

С таким постановлением не согласна ФИО1 В жалобе поставила вопрос об отмене постановления судьи с освобождением ее от административной ответственности в виду малозначительности правонарушения и указала, что судьей не было проверено утверждение налогового органа о привлечении ранее ФИО1 в должности конкурсного управляющего к административной ответственности за противоправные действия в области финансов, налогов и сборов. ФНС России, являясь заявителем по делу о банкротстве (...) и уполномоченным органом по представлению интересов Российской Федерации в деле о банкротстве, было осведомлено о том, что все имущество должника (конкурсная масса) было реализовано в (...) г. В дальнейшем процедура конкурсного производства сводилась к рассмотрению жалоб уполномоченного органа, ФНС России, на действия конкурсного управляющего. Непредоставление конкурсным управляющим нулевых налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость никаким образом не препятствовала осуществлению налоговым органом проверки деятельности должника.

Заслушав объяснения ФИО1 и защитника Дейнека А.И., поддержавших доводы жалобы, проверив дело, считаю постановление судьи законным и обоснованным.

В соответствии со статьей 15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 300 до 500 руб.

Согласно статье 80 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи, налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Не подлежат представлению в налоговые органы налоговые декларации (расчеты) по тем налогам, по которым налогоплательщики освобождены от обязанности по их уплате в связи с применением специальных налоговых режимов, в части деятельности, осуществление которой влечет применение специальных налоговых режимов, либо имущества, используемого для осуществления такой деятельности. Налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронной форме вместе с документами, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету). Налогоплательщики вправе представить документы, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), в электронной форме. Налоговая декларация (расчет) представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки. Формы и порядок заполнения форм налоговых деклараций (расчетов), а также форматы и порядок представления налоговых деклараций (расчетов) и прилагаемых к ним документов в соответствии с настоящим Кодексом в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

В силу статьи 163 названного Кодекса для налога на добавленную стоимость налоговый период (в том числе для налогоплательщиков, исполняющих обязанности налоговых агентов, далее - налоговые агенты) устанавливается как квартал.

Пунктом 5 статьи 174 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что налогоплательщики (налоговые агенты), в том числе перечисленные в пункте 5 статьи 173 Кодекса, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено настоящей главой (глава 21 «Налог на добавленную стоимость»).

В соответствии с пунктом 1 порядка заполнения налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, являющегося приложением № 2 к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 15.10.2009 № 104н, налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость представляется организациями и индивидуальными предпринимателями - налогоплательщиками, включая лиц (участников товариществ, доверительных управляющих, концессионеров), на которых в соответствии со статьей 174.1 Налогового кодекса Российской Федерации возложены обязанности налогоплательщика и лиц, не признаваемых налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, перечисленными в пункте 5 статьи 173 Кодекса, а также лицами - налоговыми агентами, на которых в соответствии с Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию и перечислению в бюджетную систему Российской Федерации налога на добавленную стоимость, в налоговые органы по месту своего учета в качестве налогоплательщика (налогового агента) в срок не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Основанием для привлечения ФИО1 к административной ответственности по статье 15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужило то обстоятельство, что она, являясь конкурсным управляющим (...), не представила в налоговый орган в срок не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, то есть до 20 апреля 2012 г., налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость за 1-й квартал 2012 г.

Указанные обстоятельства и вина ФИО1 в совершении правонарушения подтверждаются протоколом об административном правонарушении, объяснениями ФИО1, подтвердившей непредставление в налоговый орган деклараций после сдачи ликвидационного бухгалтерского баланса, копиями судебных актов по делу № (...) о несостоятельности (банкротстве) (...), выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц и другими материалами дела.

Из материалов дела следует, что решением Арбитражного суда Республики Карелия от (...) г. по делу № (...) (...) было признано банкротом, в отношении него было открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утверждена ФИО1

Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от (...) г. определение Арбитражного суда Республики Карелия от (...) г., которым конкурсное производство в отношении (...) было завершено, отменено.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц № (...) от (...) г. (...) находится в стадии ликвидации.

На основании определения Арбитражного суда Республики Карелия от (...) г. ФИО1 отстранена от обязанностей конкурсного управляющего данного предприятия.

В соответствии с пунктом 4 статьи 149 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» с даты внесения записи о ликвидации должника в единый государственный реестр юридических лиц конкурсное производство считается завершенным.

С учетом вышеуказанных норм права, в соответствии с которыми обязанность организации представлять налоговую декларацию по тому или иному виду налога обусловлена не наличием суммы такого налога к уплате, а положениями закона об этом виде налога, по которым организация отнесена к числу плательщиков данного налога; неисключения (...) из единого государственного реестра юридических лиц; юридическое лицо являлось плательщиком налога на добавленную стоимость.

При этом, положения налогового законодательства не предусматривают в качестве основания для освобождения от исполнения обязанности налогоплательщика-организации по предоставлению налоговой декларации как нахождение юридического лица в стадии ликвидации, так и сдачу ликвидационного баланса.

Декларация по налогу на добавленную стоимость не была предоставлена, в связи с чем не выполнена установленная законом обязанность.

Учитывая изложенное, обоснованность привлечения ФИО1 к административной ответственности по статье 15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сомнений не вызывает.

Ранее ФИО1, являясь также конкурсным управляющим (...), была привлечена к административной ответственности за совершение однородного административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с несвоевременным представлением в налоговый орган налоговой декларации по налогу на прибыль, что подтверждается вступившим в законную силу постановлением (...) от (...) г.

Довод ФИО2 о том, что указанное обстоятельство привлечения ее к ответственности не может быть учтено, так как по настоящему делу рассматривается вопрос подачи декларации по налогу на добавленную стоимость, а не на прибыль, является несостоятельным.

При изложенных обстоятельствах, учитывая разъяснения, содержащиеся в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», законных оснований для изменения ФИО1 назначенного административного наказания на более мягкий вид или признания совершенного административного правонарушения малозначительным, не имеется.

Участие ФНС России в качестве уполномоченного органа по делу о несостоятельности (банкротстве) и осведомленность о состоянии предприятия не освобождают конкурсного управляющего, осуществляющего полномочия руководителя должника и иных органов управления должника в соответствии с положениями Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», от надлежащего исполнения обязанностей налогоплательщика в области налогового законодательства в части обязанности по соблюдению обязанности по предоставлению налоговых деклараций в установленный срок.

При таких обстоятельствах, оснований для отмены или изменения постановления судьи, в том числе по доводам жалобы, не имеется.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:   постановление судьи Кемского городского суда Республики Карелия от 11 января 2013 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1 оставить без изменения, а жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Судья

С.В.Коваленко