ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Судья Картавых М.Н.
№21-20/2012
Р Е Ш Е Н И Е
24 января 2012 года
г. Петрозаводск
Судья Верховного Суда Республики Карелия Колбасова Н.А.
при секретаре Сафроновой О.П.,
рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление первого заместителя председателя Национального банка Республики Карелия Банка России от 24 октября 2011 года и решение судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 15 декабря 2011 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1,
у с т а н о в и л:
На основании постановления первого заместителя председателя Национального банка Республики Карелия Банка России от 24.10.2011г. ФИО1 был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.15.27 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде (...).
По результатам рассмотрения жалобы ФИО1 на указанное постановление должностного лица решением судьи Петрозаводского городского суда РК от 15 декабря 2011 года постановление оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.
С таким решением судьи не согласен ФИО1, в жалобе просит его отменить и прекратить производство по делу ввиду отсутствия события и состава правонарушения.
В обоснование доводов жалобы указывает, что изданный Банком России нормативный акт - Указание от 09.08.2004г. №1486-У «О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и программ его осуществления в кредитных организациях» к законодательным актам не относится. Неправильно установив фактические обстоятельства дела и неверно применив нормы материального права, судья пришел к необоснованным выводам о том, что кандидатура (...). не соответствует квалификационным требованиям, установленным Указанием Банка России. При рассмотрении дела не учтено, что внесенные 08 ноября 2011 года в КоАП РФ и Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» изменения относительно установления административной ответственности в отношении операционных сотрудников подтверждают позицию лица, привлекаемого к административной ответственности.
Заслушав объяснения защитника Шевченко И.И., поддержавшего доводы жалобы, представителя Национального банка Республики Карелия Банка России (...)., возражавшей относительно доводов жалобы, проверив материалы настоящего дела, прихожу к следующим выводам.
Часть 2 ст.15.27 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 23.07.2010г. №176-ФЗ) предусматривала административную ответственность за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.
07 августа 2001 года был принят Федеральный закон №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Закон), направленный на защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ст.1).
Организация внутреннего контроля - это совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих разработку правил внутреннего контроля, назначение специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля (ст.3 Закона).
Согласно ст.ст.5, 7 Закона к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся кредитные организации. Эти организации в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма обязаны разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях. Квалификационные требования к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также требования к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей определяются в соответствии с порядком, устанавливаемым для кредитных организаций Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом.
В соответствии со ст.7 Федерального закона от 10.07.2002г. №86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, издает в форме указаний, положений и инструкций нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц. Указанные нормативные акты Банка России должны быть зарегистрированы в порядке, установленном для государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.
На основании упомянутых выше законов Банком России 09 августа 2004 года было издано Указание №1486-У «О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и программ его осуществления в кредитных организациях».
К таким должностным лицам отнесен ответственный сотрудник по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - ответственный сотрудник). Ответственный сотрудник должен иметь высшее юридическое или экономическое образование и опыт руководства отделом, иным подразделением кредитной организации, связанным с осуществлением банковских операций, не менее одного года, а при отсутствии указанного образования - опыт работы в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма не менее двух лет или опыт руководства подразделением кредитной организации, связанным с осуществлением банковских операций, не менее двух лет.
Упомянутый нормативный акт в установленном порядке 03 сентября 2004 года был зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ.
Аналогичные квалификационные требования к должности ответственного сотрудника содержатся в пункте 13.10.1 Правил внутреннего контроля банка, утвержденных приказом (...)., которые разработаны в целях реализации Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
Как следует из материалов дела, (...) ФИО1 (...) и являлся должностным лицом, ответственным за организацию внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Являясь (...) ФИО1 назначил (...) на должность ответственного сотрудника по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Указанный работник имеет высшее экономическое образование по специальности «финансы и кредит».
В период с (...) занимала должность (...)), с (...) занимала должность (...). С (...) работала в качестве (...).
После полученных сведений относительно назначения (...) на должность ответственного сотрудника 07 октября 2011 года в отношении ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.15.27 КоАП РФ.
Постановлением должностного лица Национального банка Республики Карелия Банка России от 24 октября 2011 года ФИО1 был привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст.15.27 КоАП РФ.
Исходя из установленных обстоятельств, до назначения на должность ответственного сотрудника (...) опыт руководства отделом, иным подразделением кредитной организации, связанным с осуществлением банковских операций, (...) не имела.
Должностная инструкция старшего специалиста отдела экономической безопасности и работы с персоналом (...) разработана в соответствии с требованиями нормативных и законодательных актов в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. В обязанности данного сотрудника входят, в том числе, предварительное рассмотрение и предоставление ответственному сотруднику полученного от подразделений банка сообщения об операциях, подлежащих обязательному контролю или необычных сделках; прохождение обучения и проведение работы по обучению сотрудников банка по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; осуществление проверки в отделах, работающих с клиентами, и филиалах банка на предмет выполнения противолегализационного законодательства и Правил внутреннего контроля (п.п.1.1, 4.2.3, 4.2.4, 4.2.5).
Таким образом, административный орган и судья пришли к обоснованным выводам о том, что работа (...) в должности (...) может быть засчитана в период работы в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Согласно должностной инструкции (...) основными задачами этого работника являются оформление операций по расчетному и кассовому обслуживанию счетов юридических лиц в национальной валюте; консультирование клиентов по существующим банковским продуктам для юридических лиц; своевременное и точное отражение банковских операций в бухгалтерском учете. В круг должностных обязанностей входит реализация Правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации доходов, полученных преступным путем (п.п.1.4, 3.21).
Работая в качестве (...) выполняла требования действующего законодательства и внутренних документов банка по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в рамках своей компетенции. Должностная инструкция для указанного работника разработана в соответствии с «Положением об операционном отделе» (п.п.1.1, 4.2.21 Инструкции).
Сопоставив выполняемые (...) обязанности по занимаемым должностям до назначения на должность (...) с положениями упомянутого выше специального законодательства, судья правильно решил, что кандидатура этого работника не соответствовала установленным Банком России квалификационным требованиям в части необходимого опыта работы, так как работа в должности (...) затрагивала указанную сферу наряду с выполнением круга других обширных должностных обязанностей.
Подвергнув анализу приведенное законодательство и установленные обстоятельства, свидетельствующие о несоответствии работника (...), назначенной на должность ответственного сотрудника по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма квалификационным требованиям, судья правильно решил о наличии в действиях ФИО1 признаков вменяемого административного правонарушения.
Обстоятельства совершения правонарушения и вина ФИО1 в нарушении требований законодательства в части организации внутреннего контроля подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами.
В связи с изложенными обстоятельствами, обоснованность привлечения ФИО1 к ответственности, предусмотренной ч.2 ст.15.27 КоАП РФ, сомнений не вызывает.
Доводы жалобы об отсутствии события и состава правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.15.27 КоАП РФ, опровергаются имеющимися в деле доказательствами.
Доводы жалобы относительно того, что требования нормативного акта Банка России необоснованно были положены в основу при вынесении должностным лицом постановления по делу об административном правонарушении, основаны на неправильном толковании норм материального права. В данном случае административный орган с учетом норм и положений специального законодательства, регулирующего вопросы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма правильно квалифицировал действия руководящего работника кредитной организации по ч.2 ст.15.27 КоАП РФ.
Иные доводы жалобы сводятся к переоценке выводов судьи и направлены на иную оценку доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных в суде первой инстанции в соответствии с правилами КоАП РФ, и поэтому не могут служить поводом к отмене решения.
Таким образом, постановление должностного лица и решение судьи, вынесенные с учетом обстоятельств дела, подтвержденных совокупностью исследованных доказательств, являются законными и обоснованными, оснований для их отмены не имеется.
Руководствуясь требованиями ст.ст.30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л:
постановление первого заместителя председателя Национального банка Республики Карелия Банка России от 24 октября 2011 года и решение судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 15 декабря 2011 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1 оставить без изменения, его жалобу - без удовлетворения.
Судья Н.А. Колбасова
Деперсонификацию выполнил помощник судьи
____________________ (ФИО2), _____ _________________ 2012 г.
«Согласовано» судья Верховного суда РК
____________________ (Колбасова Н.А.), _____ _________________ 2012 г.
«Разместить на сайте» судья Верховного суда РК
____________________ (ФИО3), ______ _________________ 2012 г.