НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Верховного Суда Республики Карелия (Республика Карелия) от 23.03.2022 № 3А-35/2022

10OS0000-01-2022-000035-59

№ 3а-35/2022

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

23 марта 2022 г.г. Петрозаводск

Верховный Суд Республики Карелия в составепредседательствующего судьи Кудряшовой Е.П.при секретаре Сафоновой М.В., с участием прокурораИльмаста А.Н., представителя административного ответчика Егорова С.В., представителя заинтересованного лица государственного казенного учреждения социальной защиты Республики «Центр социальной работы Республики Карелия»Кавандер М.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Тяганова А.В. опризнании недействующим пункта 22 Порядка исполнения ведомственной целевой программы оказания гражданам государственной социальной помощи «Адресная социальная помощь» на 2020 год, утвержденногоприказомМинистерства социальной защиты Республики Карелия от 15 января 2020 г. №36-П «Об утверждении Порядка исполнения ведомственной целевой программы оказания гражданам государственной социальной помощи «Адресная социальная помощь» на 2020 год»,

у с т а н о в и л:

Тяганов А.В. обратился в суд с административным иском о признании недействующим пункта 22 Порядка исполнения ведомственной целевой программы оказания гражданам государственной социальной помощи «Адресная социальная помощь» на 2020 год, являющегося приложением 1 к приказуМинистерства социальной защиты Республики Карелия от15 января 2020 г. № 36-П «Об утверждении Порядка исполнения ведомственной целевой программы оказания гражданам государственной социальной помощи «Адресная социальная помощь» на 2020 год» (далее - Приказ, приказ № 36-П), в части установления данным пунктом срока обращения в целях получения единовременной материальной помощи осужденным гражданам, освобожденным от отбывания наказания в виде лишения свободы.

В обоснование требований административный истец указал, что пункт 22приложения к Приказупротиворечит статье 9 Федерального закона от 17 июля 1999 г.
№ 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее - Федеральный закон
№ 178-ФЗ), части 5 статьи 6 Закона Республики Карелия от 09 марта 1998 г.№ 270-ЗРК «О государственной социальной помощи» (далее - Закон Республики Карелия
№ 270-ЗРК), пункту 12 Порядка исполнения ведомственной целевой программыоказания гражданам государственной социальной помощи «Адресная социальная помощь» на 2020 год, утвержденного приказом Министерства социальной защиты Республики Карелия от 15 января 2020 г. № 36-П (далее - Порядок),так как установление срока обращения в целях получения материальной помощи без возможности его восстановления нарушает права гражданина, освобожденного из мест лишения свободы, ухудшает его правовое положение по сравнению с другими получателями государственной социальной помощи. В Федеральном законе № 178-ФЗ, Законе Республики Карелия № 270-ЗРКотсутствуют какие-либо юридические ограничения для лиц, освобожденных от отбывания наказания в виде лишения свободы, либо других категорий граждан по срокам обращения в уполномоченный орган государственной власти в целях получения социальной помощи, а также указанными нормативными правовыми актами установлены основания для отказа в назначении выплаты.

Считает, что оспариваемые положения Приказанарушают права и законные интересыадминистративного истца, поскольку ему было отказано в выплате единовременной материальной помощи в связи с пропуском установленного пунктом 22 Порядка срока обращения в уполномоченный орган.

Представитель административного ответчика Министерства социальной защиты Республики Карелия (далее - Министерство)административный иск не признал, пояснил, что Порядок разрабатывался в соответствии с требованиями действовавшего на тот момент законодательства и действовал один год.

Представитель заинтересованного лица государственного казенного учреждения социальной защиты Республики Карелия «Центр социальной работы Республики Карелия» также не признала административные исковые требования, считала оспариваемое положение соответствующим законодательству.

Иные лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

В ходатайстве административный истец просил рассмотреть дело в свое отсутствие.

В письменном отзыве Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Карелия указало на соответствие оспариваемой нормы положениям вышестоящего законодательства, принятие Приказа Министерством в пределах компетенции, отсутствие факта выявления по результатам правовой экспертизы норм, противоречащих Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству, а также отсутствие коррупциогенных факторов. Просило рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Заслушав объяснения представителей административного ответчика, заинтересованного лица, заключение прокурора, полагавшего административный искподлежащим удовлетворению, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Тяганов А.В., освободившийся из мест лишения свободы (...), находящийся в трудной жизненной ситуации 02 ноября 2020 г. обратился за единовременной помощью в государственное казенное учреждение социальной защиты Республики Карелия «Центр социальной работы Республики Карелия», предоставиввсе необходимые документы.

29 декабря 2020 г. Тяганов А.В. получил отказ в оказании государственной социальной помощи по мотиву подачи заявления позднее установленного срока.

Обращение Тяганова А.В. в судебные инстанции за защитой нарушенного права оставлено без удовлетворения.

Таким образом, оспариваемый Порядок, действовавший в 2020 г., применен к административному истцу, следовательно, в силу статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) он является лицом, полномочным на обращение в суд с административным исковым заявлением.

Оснований для прекращения производства по настоящему административному делу не имеется, поскольку пунктом 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г.№ 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» разъяснено, что в случаях, когда оспариваемый нормативный правовой акт до принятия судом решения в установленном порядкеотменен, а также когда действие его прекратилось, производство по делу не может быть прекращено, если в период действия такого акта были нарушены права и законные интересы административного истца, заявителя, публичные интересы или права и (или) законные интересы граждан, организаций, иных лиц (часть 2 статьи 194, пункт 1 части 8, часть 11 статьи 213, пункт 1 части 2 статьи 214 КАСРФ, часть 5 статьи 3 АПК РФ).

Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом, а также порядок учета прав граждан на меры социальной защиты (поддержки), социальные услуги, предоставляемые в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иные социальные гарантии и выплаты, установленные законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами,определены Федеральным законом от 17 июля 1999 г.№ 178-ФЗ
«О государственной социальной помощи».

Частью 1 статьи 5 Федерального закона № 178-ФЗ предусмотрено, чтоорганы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан, предусмотреннымнастоящим Федеральным законом, в соответствии с целями, установленными настоящим Федеральным законом, а также разрабатывают и реализуют государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий.

Согласно части 2 статьи 6 Закона Республики Карелия от 09 марта 1998 г.
№ 270-ЗРК «О государственной социальной помощи» порядок оказания государственной социальной помощи для каждой категории граждан и ее размер определяются ведомственной целевой программой оказания гражданам государственной социальной помощи.

В силу пунктов 1, 2 Порядка разработки, утверждения, реализации и мониторинга реализации ведомственных целевых программ, утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия от 02 июня 2009 г. № 118-П (приложение 1), ведомственная целевая программа (далее - ведомственная программа) - разрабатываемый главным распорядителем средств бюджета Республики Карелия (далее - главный распорядитель) планируемый комплекс взаимоувязанных мероприятий, направленных на решение конкретной задачи подпрограммы государственной программы, основывающихся на системе целей, задач и показателей деятельности главных распорядителей, описываемых измеряемыми целевыми индикаторами. Ведомственные программы разрабатываются главными распорядителями в пределах доведенных Министерством финансов Республики Карелия в соответствии с показателями среднесрочного финансового плана предельных объемов бюджетного финансирования главных распорядителей на три года и утверждаются руководителями соответствующих главных распорядителей.

Министерство социальной защиты Республики Карелия является органом исполнительной власти Республики Карелия, проводящим государственную политику и осуществляющим функции в сферах социальной защиты и социального обслуживания населения, деятельности органов опеки и попечительства, профилактики безнадзорности несовершеннолетних на территории Республики Карелия(пункт 1 Положения о Министерстве социальной защиты Республики Карелия, утвержденного постановлением Правительства РК от 25 октября 2017 г. № 374-П). Согласно подпунктам 37, 40 пункта 9 данного Положения Министерство разрабатывает и реализует в установленном порядке программы и проекты в установленных сферах деятельности; осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств бюджета Республики Карелия.

Подпунктом 4 пункта 10 данного Положения предусмотрено, что Министерство при реализации возложенных на него функций в установленном порядке издает в пределах своей компетенции, в том числе совместно с другими органами исполнительной власти Республики Карелия, нормативные правовые и иные акты, контролирует выполнение указанных актов, дает разъяснения по их применению.

Приказом Министерства социальной защиты Республики Карелия от 27 декабря 2019 г. № 939-П утверждена ведомственная целевая программа оказания гражданам государственной социальной помощи «Адресная социальная помощь» на 2020 год (далее - Программа).

Разделом III Программы предусмотрено, что исполнение мероприятий Программы осуществляется Министерством социальной защиты Республики Карелия, государственным казенным учреждением социальной защиты Республики Карелия «Центр социальной работы Республики Карелия», а также органами местного самоуправления муниципальных образований Республики Карелия на основании соглашений в соответствии с Порядком, утверждаемым приказом Министра социальной защиты Республики Карелия.

Оспариваемый Порядок исполнения ведомственной целевой программы оказания гражданам государственной социальной помощи «Адресная социальная помощь» на 2020 год утвержден приказом Министерства социальной защиты Республики Карелия от 15 января 2020 г. № 36-П (приложение 1), подписан Министром социальной защиты Республики Карелия.

На основании приказа Главы Республики Карелия от 27 сентября 2017 г. № 171 Соколова О.А. назначена членом Правительства Республики Карелия - министром социальной защиты Республики Карелия.

В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

В развитие указанной конституционной нормы в части 5 статьи 27 Закона Республики Карелия от 04 июля 2012 г. № 1619-ЗРК «О нормативных правовых актах Республики Карелия» установлено, что нормативные правовые акты органов исполнительной власти Республики Карелия, если они затрагивают права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливают правовой статус организаций или носят межведомственный характер, вступают в силу со дня их официального опубликования, если иное не установлено законодательством.

Согласно части 1 статьи 29 указанного Закона Республики Карелия официальным опубликованием нормативного правового акта считается первая публикация его полного текста в печатном средстве массовой информации, учрежденном для обнародования (официального опубликования) правовых актов органов государственной власти Республики Карелия, иной официальной информации (далее - официальное периодическое издание), или первое размещение (опубликование)на «Официальном интернет-портале правовой информации»(www.pravo.gov.ru).

Приказ официально опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 16 января 2020 г., а также в Собрании законодательства Республики Карелия (2020, № 1, ст. 133).

Статья 4 Закона Республики Карелия «О нормативных правовых актах Республики Карелия» устанавливает, что акты органов исполнительной власти Республики Карелия принимаются в форме постановлений, положений, приказов, правил, инструкций.

Таким образом, приказ № 36-П принят в пределах компетенции, опубликован в установленном законном порядке, по форме соответствует требованиям действующего законодательства.

В силу части 7 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 статьи 213 указанного Кодекса, в полном объеме.

Статьей 1 Федерального закона № 178-ФЗ трудная жизненная ситуация определена как обстоятельство или обстоятельства, которые ухудшают условия жизнедеятельности гражданина и последствия которых он не может преодолеть самостоятельно. Получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные настоящим Федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации (статья 7).

Согласно пункту 1 статьи 4 Закона Республики Карелия № 270-ЗРК право на получение государственной социальной помощи на территории Республики Карелия имеют определяемые ведомственной целевой программой оказания гражданам государственной социальной помощи категории граждан из малоимущих семей и малоимущие одиноко проживающие граждане, среднедушевой доход которых по не зависящим от них причинам ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствии с законодательством Республики Карелия, категории граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также иные категории граждан, установленные законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Карелия, в соответствии со статьей 6 настоящего Закона.

Государственная социальная помощь, за исключением случаев оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта, назначается единовременно или на период не менее трех месяцев. Государственная социальная помощь оказывается, в том числе, в форме предоставления единовременной материальной помощи (часть 4, пункт 2 части 6 статьи 6 Закона Республики Карелия № 270-ЗРК).

Согласно ведомственной целевой программе оказания гражданам государственной социальной помощи «Адресная социальная помощь» на 2020 год оказание государственной адресной социальной помощи и возникновение связанных с ней правоотношений являются следствием воли нуждающегося лица, выраженной в его обращении с заявлением об оказании государственной социальной помощи в органы социальной защиты населения, а также решения указанных органов об оказании социальной помощи. Федеральным законодательством предусмотрена самостоятельность субъектов Российской Федерации в принятии решений по определению размеров, условий и порядков назначения и выплаты государственной социальной помощи гражданам. Действие Программы распространяется на определяемые Программой категории граждан, среднедушевой доход которых по независящим от них причинам ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствии с законом Республики Карелия, попавших в трудную жизненную ситуацию.

Программой в качестве одного из видов трудной жизненной ситуации, в связи с которой предоставляется материальная помощь малоимущим гражданам, определено освобождение из мест лишения свободы.

Подпунктом 6 части 1 пункта 16 Порядка предусмотрено оказание единовременной материальной помощи осужденным гражданам, освобожденным от отбывания наказания в виде лишения свободы, в размере 1000 руб.

При этом частью 2 пункта 16настоящего Порядка установлено, что данная выплата производится один раз в год в случае нуждаемости.

Пункт 22 Порядка установил, что единовременная материальная помощь осужденным гражданам, освобожденным от отбывания наказания в виде лишения свободы, предоставляется, если обращение последовало не позднее одного месяца со дня освобождения от отбывания наказания в виде лишения свободы.

Проанализировав перечисленные выше нормы федеральногозаконодательства, суд приходит к выводу о том, что федеральный законодатель, устанавливая основы правового регулирования в области оказания государственной социальной помощи, определил круг лиц, имеющих право на государственную социальную помощь, к которым отнес: малоимущие семьи, малоимущих одиноко проживающих граждан и иную категорию граждан, предусмотренную Федеральным законом «О государственной социальной помощи», при условии, что по независящим от них причинам они имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Следовательно, реализация субъектом Российской Федерации дискреционного полномочия по установлению размера, условий и порядка назначения и предоставления государственной социальной помощи предполагает их распространение на лиц, определенных в статье 7Федерального закона № 178-ФЗ.

Однако административный ответчик предусмотрел право иной категории граждан (лица, освобожденные от отбывания наказания в виде лишения свободы) на получение государственной социальной помощи в виде денежной выплаты -единовременного пособия при обращении с соответствующим заявлением в течение одного месяца со дня освобождения от отбывания наказания. Тем самым сузил круг лиц, имеющих право на получение социального пособия.

Данное правовое регулирование противоречит положениям статьи 7 Федерального закона № 178-ФЗ, в связи с чем суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований.

В силу пункта35 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 50, проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо также выяснять, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывают неоднозначное толкование, оспариваемый акт в такой редакции признается не действующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.

Также суд приходит к выводу о том, что содержание пунктов 16 и 22 Порядка вызывает неоднозначное толкование, поскольку в пункте 16 указано, что граждане вправе получить единовременное пособие в течение годапри условии нуждаемости, а пункт 22 ограничивает таких лиц месячным сроком обращения с соответствующим заявлением в уполномоченный орган.

Обращает суд внимание и на то обстоятельство, что статьей 9 Федерального закона № 178-ФЗ предусмотрены основания для отказа в предоставлении государственной социальной помощи.

Основания для отказа предусмотрены и в пункте 12 оспариваемого Порядка.

Нормативные правовые акты не содержат возможностиотказа в предоставлении социальной помощи гражданину по мотиву нарушения срока обращения.

Таким образом, проанализировав доказательства, нормы законодательства, суд приходит к выводу о том, что пункт 22Порядкапринят с нарушением статей 5, 7, 9 Федерального закона № 178-ФЗ, а также содержит нормы, вызывающие неоднозначное толкование, что влечет признание Порядка в оспариваемой его части недействующим.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается, в том числе, решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Поскольку установлено применение оспариваемого нормативного правового акта, на основе которого реализованы права граждан и юридических лиц, суд признает его не действующим с даты его принятия.

С учетом положений части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии решения судом подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти.

В соответствии со статьей 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны понесенные судебные расходы.

Руководствуясь статьями 177-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Тяганова А.В. удовлетворить.

Признать недействующим пункт 22 Порядка исполнения ведомственной целевой программы оказания гражданам государственной социальной помощи «Адресная социальная помощь» на 2020 год, утвержденного приказом Министерства социальной защиты Республики Карелия от 15 января 2020 г. № 36-П «Об утверждении Порядка исполнения ведомственной целевой программы оказания гражданам государственной социальной помощи «Адресная социальная помощь» на 2020 год», с даты его принятия.

Сообщение о принятии судом настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в официальном печатном издании административного ответчика.

Взыскать с Министерствасоциальной защиты Республики Карелия в пользу Тяганова А.В. государственную пошлину 300 руб.

Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Е.П. Кудряшова

Мотивированное решение

составлено 01 апреля2022 г.