НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Верховного Суда Республики Карелия (Республика Карелия) от 22.08.2022 № 3А-73/2022

№ 3а-73/2022

10OS0000-01-2022-000126-77

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 августа 2022 г. г. Петрозаводск

Верховный Суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Соляникова Р.В.

при секретаре Сафоновой М.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя Киселева Игоря Павловича к Совету Суоярвского городского поселения о признании не действующим пункта 2 решения от 24 декабря 2021 г. № 284 «Об отмене решения от 27 мая 2020 г. № 185 «О внесении изменений в решение Совета Суоярвского городского поселения от 27 ноября 2014 г. № 85 «Об установлении и введении в действие на территории Суоярвского городского поселения налога на имущество физических лиц» (в редакции от 23 ноября 2016 г. № 188)»,

УСТАНОВИЛ:

Решением Совета Суоярвского городского поселения (далее – Совет) от 27 ноября 2014 г. № 85 (далее также базовое решение) на территории Суоярвского городского поселения установлены налоговые ставки по налогу на имущество физических лиц.

Решением Совета от 23 ноября 2016 г. № 188 в данное решение внесены изменения и установлены налоговые ставки налога на имущество физических лиц в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378 НК РФ и предусмотренных абзацем вторым п. 10 ст. 378.2 НК РФ, исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, в размере 2%.

Решением Совета от 27 мая 2020 г. базовое решение дополнено п. 3.4, согласно которому установлена пониженная ставка в размере 0,5% налога на имущество физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, по объектам налогообложения, обозначенным выше.

Пунктом 1 решения Совета от 24 декабря 2021 г. № 284 приведенное выше решение Совета отменено. При этом п. 2 данного решения установлено, что оно вступает в силу со дня его опубликования.

Индивидуальный предприниматель Киселев И.П., которому принадлежит 1/2 в праве собственности на нежилое помещение, являющееся объектом налогообложения налогом на имущество физических лиц и включенное в перечень объектов недвижимого имущества, ежегодно утверждаемый Министерством имущественных и земельных отношений Республики Карелия, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, обратился в суд с административным иском о признании п. 2 решения Совета от 24 декабря 2021 г. № 284 не действующим, ссылаясь на то, что оно не соответствует требованиям п. 1 ст. 5 НК РФ о действии законодательства о налогах во времени.

В судебном заседании представитель административного истца, а также заинтересованных лиц на стороне административного истца Балафендиева Н.У. и Карпова С.А. Суржко Г.А. поддержал доводы иска, уточнив, что указанный нормативный правовой акт оспаривается лишь в части вступления в силу положений, отменяющих действие пониженной ставки налога на имущество физических лиц в размере 0,5%. В остальном оспариваемый акт прав административного истца и заинтересованных лиц не затрагивает.

Представители административного ответчика и администрации муниципального образования «Суоярвский район» Сухорукова С.И., заинтересованного лица Управления Федеральной налоговой службы по Республике Карелия Бокша А.М. просили в иске отказать, полагая, что нормативный акт, отмененный оспариваемым решением, противоречил федеральному законодательству, в связи с чем правила ст. 5 НК РФ о действии законодательства о налогах во времени к спорным правоотношениям не применяются.

Иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, представителей не направили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Заслушав явившихся лиц, исследовав письменные доказательства, заслушав заключение прокурора Ильмаста А.Н., полагавшего иск подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.

Решением Совета от 27 ноября 2014 г. № 85, в редакции решения Совета от 23 ноября 2016 г. № 188, установлены налоговые ставки налога на имущество физических лиц в размере 2% исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378 НК РФ, а также предусмотренных абзацем вторым п. 10 ст. 378.2 НК РФ.

Решением Совета от 27 мая 2020 г. № 185 указанный выше нормативный правовой акт дополнен п. 3.4, согласно которому:

– установлена пониженная ставка в размере 0,5% налога на имущество физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, по объектам налогообложения, включенным в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2, абзацем вторым п. 10 ст. 378.2 НК РФ, по которым налоговая база определяется как кадастровая стоимость;

– установлена льготная ставка в размере 0,25% для арендодателей, которые снизили арендную плату по объектам недвижимого имущества, переданного в аренду, не менее, чем на 30% в период с 1 апреля 2020 г. по 31 декабря 2020 г., а также определен порядок и основания применения указанной налоговой льготы и период ее применения с первого дня месяца введения режима повышенной готовности до 31 декабря 2020 г.

Налоговым органом 30 ноября 2021 г. в адрес Главы Суоярвского городского поселения была направлена информация с требованием незамедлительно принять меры по приведению решения от 27 мая 2020 г. № 185 в соответствие с действующим законодательством.

На основании данного обращения решением Совета от 24 декабря 2021 г. № 284 решение от 27 мая 2020 г. № 185 отменено, а п. 2 этого же решения установлено, что оно вступает в силу со дня его опубликования.

В соответствии с ч. 1 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Поскольку индивидуальному предпринимателю Киселеву И.П. принадлежит 1/2 доля в праве собственности на помещение, включаемое с 2018 г. в перечни объектов недвижимого имущества, ежегодно утверждаемые Министерством имущественных и земельных отношений Республики Карелия, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, он является плательщиком налога на имущество физических лиц, который исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости, в связи с чем выступает субъектом отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом.

Вместе с тем, поскольку таковым субъектом административный истец является исключительно применительно к норме, касающейся пониженной ставки налога в размере 0,5%, суд не дает оценки законности положениям п. 2 оспариваемого Решения в части, отменяющей с момента его опубликования льготную налоговую ставку в размере 0,25%, которые в отношении Киселева И.П. и иных заинтересованных лиц по данному делу не применялись и в рамках настоящего дела никем не оспариваются.

Текст оспариваемого решения размещен на официальном сайте муниципального образования «Суоярвское городское поселение», а также опубликован в газете «Суоярвский вестник» от 30 декабря 2021 г.

Разрешая вопрос о соответствии действующему законодательству решения Совета от 27 мая 2020 г. № 185, отмененного оспариваемым актом, суд исходит из следующего.

Данное решение обнародовано на официальном сайте муниципального образования «Суоярвское городское поселение», опубликовано в газете «Суоярвский вестник» от 11 июня 2020 г., что с учетом абзаца четвертого п. 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» свидетельствует о введении его в действие.

Пунктом 5 ст. 3 НК РФ предусмотрено, что при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы, страховые взносы), когда и в каком порядке он должен платить.

Элементами налогообложения, при определении которых налог считается установленным, являются объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога (п. 1 ст. 17 НК РФ).

Применительно к местным налогам представительными органами муниципальных образований определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены настоящим Кодексом. Иные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются настоящим Кодексом (п. 4 ст. 12 НК РФ).

Наряду с обязательными элементами налога в необходимых случаях в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком (п. 2 ст. 17 НК РФ).

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, льготы всегда носят адресный характер, и их установление относится к исключительной прерогативе законодателя; именно законодатель вправе определять (сужать или расширять) круг лиц, на которых распространяются налоговые льготы. Введение налоговых льгот направлено в том числе на создание благоприятных условий для развития той или иной сферы экономической деятельности. В то же время налоговые льготы не могут носить дискриминационный характер, вводить необоснованные и несправедливые различия в рамках одной и той же категории налогоплательщиков, т.е. нарушать конституционный принцип равенства (постановления от 2 декабря 2013 г. № 26-П, от 28 ноября 2017 г. № 34-П и др.).

В отношении налога на имущество физических лиц право представительных органов муниципальных образований устанавливать налоговые льготы, не предусмотренные главой 32 НК РФ, закреплено абзацем вторым п. 2 ст. 399 НК РФ.

В силу п. 1 ст. 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Несмотря на очевидное нарушение правил юридической техники при принятии решения от 27 мая 2020 г. № 185, в частности, использование понятий «пониженная ставка» и «льготная ставка», которые, при условии их буквального истолкования, являются предметами различного правового регулирования, суд приходит к выводу, что фактически нормотворческим органом был разрешен вопрос о введении налоговой льготы, выразившейся в установлении пониженной ставки по налогу на имущество физических лиц в размере 0,5% в отношении физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, по объектам налогообложения, включенным в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ, предусмотренных абзацем вторым п. 10 ст. 378.2 НК РФ, по которым налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Данный вывод полностью подтверждается содержанием пояснительной записки к проекту решения от 27 мая 2020 г. № 185, согласно которому целью его принятия являлось снижение экономической нагрузки и введение льгот для бизнеса в связи с распространением коронавирусной инфекции, содержащим соответствующее экономическое обоснование и расчеты потерь бюджета, свидетельскими показаниями начальника финансового управления администрации местного самоуправления Суоярвского района Кракулевой А.Г. и протоколом заседания оперативного штаба по экономике в Республике Карелия в период распространения коронавирусной инфекции, а также обеспечения устойчивого развития экономики от 9 апреля 2020 г., п. 17 которого рекомендовано органам местного самоуправления снизить ставку налога на имущество физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, по обозначенным выше объектам налогообложения.

Введенная Советом льгота не противоречит положениям п. 3 ст. 3 НК РФ о необходимости наличия экономического основания налогов, недопустимости их произвольности и воспрепятствования реализации гражданами своих конституционных прав, она не носит ни индивидуальный, ни дискриминационный характер, как это запрещено п. 2 ст. 3, абзацем вторым п. 1 ст. 56 НК РФ, поскольку распространяет свое действие на определенную категорию налогоплательщиков, нуждающихся в подобной мере поддержки в силу действия режима повышенной готовности и сопряженного с ним ограничения возможности использования в предпринимательской деятельности объектов недвижимости из перечня, определяемого в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ, предусмотренных абзацем вторым п. 10 ст. 378.2 НК РФ.

Изложенное в письме налогового органа в Совет, на основании которого принято оспариваемое решение, и воспроизведенное в возражениях на иск, суждение о том, что пп. 2, 5 ст. 407 НК РФ содержат прямой запрет на предоставление налоговых льгот в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ и предусмотренных абзацем вторым п. 10 ст. 378.2 НК РФ, противоречит буквальному положению абзаца второго п. 2 ст. 399 НК РФ, согласно которому при установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут также устанавливаться налоговые льготы, не предусмотренные настоящей главой, основания и порядок их применения налогоплательщиками.

Следовательно, недопустимость применения льгот в отношении рассматриваемых объектов налогообложения относится лишь к перечню льгот, определенных на федеральном уровне в ст. 407 НК РФ, что не препятствует представительному органу местного самоуправления предусмотреть иные льготы (данная позиция подтверждается и письмом Минфина России от 17 сентября 2020 г. № 03-05-04-01/81456).

Суд полагает, что воля законодателя при принятии решения от 27 мая 2020 г. № 185 не была направлена на регулирование ставки через ее дифференциацию, предусмотренную п. 5 ст. 406 НК РФ и устанавливающую ее вариативность в зависимости от исчерпывающего перечня критериев: кадастровая стоимость объекта налогообложения, его вид и место нахождения.

Так, налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы (п. 1 ст. 53 НК РФ) и распространяет свое действие на весь круг лиц, признаваемых налогоплательщиками того или иного налога.

Избранная нормотворческим органом юридическая конструкция, предполагающая уплату индивидуальными предпринимателями налога на имущество физических лиц в меньшем размере, полностью отвечает как дефиниции льготы, приведенной в п. 1 ст. 53 НК РФ, так и ее адресному характеру, обусловленному особенностями ее субъектов и объективными экономическими факторами, возникшими в связи с введением режима повышенной готовности.

Таким образом, принятое Советом в рамках своих полномочий решение от 27 мая 2020 г. № 185 в рассматриваемой части не противоречит положениям НК РФ, с которыми п. 1 ст. 6 НК РФ связывает возможность признания нормативного правового акта по вопросам налогов не соответствующим названному Кодексу.

Возможные же затруднения налоговых органов при применении указанного решения, в частности, касающиеся даты, с которой должна применяться налоговая льгота, не свидетельствуют о наличии правовой неопределенности принятого акта, поскольку возникающие вопросы подлежат разрешению исходя из общих начал налогового законодательства и правила о том, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах толкуются в пользу налогоплательщика (п. 7 ст. 3 НК РФ).

Следовательно, отмена положений обозначенного выше решения должна осуществляться не посредством произвольного применения ч. 1 ст. 48 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», допускающей отмену нормативного правового акта органами местного самоуправления, принявшими соответствующий муниципальный правовой акт, а, как это предусмотрено ч. 2 ст. 47 названного закона, по правилам налогового законодательства, что имеет своей целью обеспечение правовой определенности в налоговых правоотношениях и стабильности ведения гражданами предпринимательской деятельности исходя из их ожиданий относительно планируемого налогового бремени.

Пунктом 1 ст. 5 НК РФ установлено, что акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Первое предложение п. 3.4 базового решения, устанавливающего льготную налоговую ставку 0,5%, является самостоятельной правовой нормой, не находится в системной связи с остальными положениями, введенными решением от 27 мая 2020 г. № 185, не предполагает соблюдение каких-либо дополнительных условий для ее применения, кроме наличия статуса индивидуального предпринимателя и владения определенными в нем объектами, и, исходя из ее буквального содержания, не носит срочного характера.

Соответственно, отмена данной льготы возможна с 1-го числа очередного налогового периода при условии опубликования такого нормативного акта не менее чем за месяц до начала этого периода.

Поскольку оспариваемый нормативный акт обнародован 30 декабря 2021 г., он в части рассматриваемых положений мог прекратить свое действие лишь по истечении налогового периода 2022 г.

Однако использованная нормотворческим органом формулировка допускает применение п. 2 решения от 24 декабря 2021 г. № 284 с момента его опубликования, что нарушает приведенные выше требования федерального законодательства.

При таких обстоятельствах п. 2 оспариваемого решения в части отмены со дня его опубликования положения о введении пониженной ставки налога на имущество физических лиц в размере 0,5% в отношении индивидуальных предпринимателей, владеющих объектами налогообложения, включенными в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ, абзацем вторым п. 10 ст. 378.2 НК РФ, и распространения его действия в части отмены указанной нормы на правоотношения до истечения 2022 г. подлежит признанию не действующим со дня его принятия.

С учетом ч. 4 ст. 215 КАС РФ сообщение о принятии решения судом подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления в законную силу в официальном печатном издании административного ответчика.

В соответствии со ст. 111 КАС РФ понесенные административным истцом расходы по уплате при подаче иска государственной пошлины следует взыскать с административного ответчика.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Киселева Игоря Павловича удовлетворить.

Признать не действующим со дня принятия пункт 2 решения Совета Суоярвского городского поселения от 24 декабря 2021 года № 284 «Об отмене решения Совета Суоярвского городского поселения от 27 мая 2020 года № 185 «О внесении изменений в решение Совета Суоярвского городского поселения от 27 ноября 2014 года № 85 «Об установлении и введении в действие на территории Суоярвского городского поселения налога на имущество физических лиц» (в редакции от 23 ноября 2016 г. № 188)» в части отмены со дня его опубликования первого предложения п. 3.4 решения Совета Суоярвского городского поселения от 27 ноября 2014 г. № 85 «Об установлении и введении в действие на территории Суоярвского городского поселения налога на имущество физических лиц» и распространения его действия в части отмены указанного предложения на правоотношения 2022 года.

Обязать Совет Суоярвского городского поселения опубликовать сообщение о решении суда в течение месяца со дня его вступления в законную силу в официальном печатном органе Совета Суоярвского городского поселения.

Взыскать с Совета Суоярвского городского поселения в пользу Киселева Игоря Павловича расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.

Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Р.В. Соляников

В окончательной форме решение изготовлено 5 сентября 2022 г.