НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Верховного Суда Республики Карелия (Республика Карелия) от 21.12.2021 № 21-505/2021

Судья Кузнецова И.А.

№21-505/2021

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

РЕШЕНИЕ

г.Петрозаводск

Судья Верховного Суда Республики Карелия Колбасова Н.А., рассмотрев жалобу заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Карелия на решение судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 09 ноября 2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Антошиной Е.А.,

установил:

постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Карелия от 25 августа 2021 г. за совершение противоправного деяния, предусмотренного ст.15.14 КоАП РФ, Министр финансов Республики Карелия Антошина Е.А. была подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.

Решением судьи Петрозаводского городского суда РК от 09 ноября 2021 г. постановление должностного лица отменено, производство по делу прекращено на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава инкриминируемого правонарушения.

Со ссылкой на ошибочное определение судьей обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, в поданной в вышестоящий суд жалобе должностное лицо Иго Е.М. просит отменить решение судьи в связи с доказанностью виновности привлекаемого к ответственности лица в нарушении требований законодательства, регулирующего возникшие правоотношения.

Заслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, проверив материалы дела, прихожу к следующим выводам.

В ст.15.14 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.

Исходя из положений подп.3 п.1 ст.162 Бюджетного кодекса РФ, получатель бюджетных средств обеспечивает в рамках своих полномочий результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

Порядок предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов в 2019 г. из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации за достижение показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в целях софинансирования в полном объеме расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с поощрением региональных управленческих команд за достижение субъектами Российской Федерации значений (уровней) показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утвержденных Указом Президента РФ от 25.04.2019 №193 «Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации», и (или) предоставлением иных межбюджетных трансфертов местным бюджетам на поощрение муниципальных управленческих команд установлен в Правилах предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов в 2019 г. из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации за достижение показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 07.12.2019 №1614 (далее - Правила №1614).

Согласно п.6 Правил №1614 под региональными и муниципальными управленческими командами понимается группа должностных лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации или должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, а также должностных лиц, замещающих муниципальные должности или должности муниципальной службы, деятельность которых в соответствии с решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) способствовала достижению субъектом Российской Федерации значений (уровней) показателей эффективности деятельности.

Предоставление иных межбюджетных трансфертов в 2019 г. осуществляется на поощрение региональных и муниципальных управленческих команд на основе сводной оценки достижения субъектом Российской Федерации значений (уровней) показателей для оценки эффективности деятельности и за достижение субъектом Российской Федерации значений (уровней) показателей экономического блока, показателей социального блока и показателя внутриполитического блока в равных пропорциях, а также за достижение субъектом Российской Федерации значений (уровней) по указанным блокам в равных пропорциях (п.9).

В п.19 Правил №1614 определено, что высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации до 15 января 2020 г. представляет в Министерство финансов Российской Федерации и Министерство экономического развития Российской Федерации: отчет о расходах бюджета субъекта Российской Федерации, в целях софинансирования которого предоставляется иной межбюджетный трансферт; акты субъекта Российской Федерации, устанавливающие порядок поощрения региональных и муниципальных управленческих команд, а также правила предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам на цели поощрения муниципальных управленческих команд.

Исследование материалов данного дела показало, что распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.12.2019 №2960-р для Республики Карелия предусмотрен иной межбюджетный трансферт в объеме 106 685 тыс. рублей.

Бюджетные ассигнования за счет средств иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета доведены Республике Карелия расходным расписанием от 17.12.2019 №092/00092/305 на лицевой счет Министерства финансов Российской Федерации №14061092010, открытый в Управлении Федерального казначейства по Республике Карелия в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 12.12.2019 №1615 «О передаче Министерством финансов Российской Федерации территориальным органам Федерального казначейства полномочия получателя средств федерального бюджета по перечислению в бюджеты субъектов Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов за достижение показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» по коду бюджетной классификации расходов 092140336202555005401 в сумме 106 685 тыс. рублей.

Фактически в доход бюджета Республики Карелия (на лицевой счет Министерства финансов Республики Карелия №04062000010) иные межбюджетные трансферты перечислены в общей сумме 106 684813,60 рублей и отражены по коду бюджетной классификации доходов бюджетов 80520245550020000150 «Межбюджетные трансферты, передаваемые бюджетам за достижение показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации».

Распоряжением Правительства Республики Карелия от 19.12.2019 №897р-П Министерству финансов Республики Карелия распределены бюджетные ассигнования, поступившие в бюджет Республики Карелия из федерального бюджета в форме иного межбюджетного трансферта, в сумме 8 346,7 тыс. рублей.

На основании приказа Министерства финансов Республики Карелия от 25.12.2019 №817 были внесены изменения в сводную бюджетную роспись бюджета Республики Карелия и лимиты бюджетных обязательств на 2019 г. и плановый период 2020 и 2021 гг. на основании, в том числе распоряжения Правительства Республики Карелия от 19.12.2019 №897р-П.

Это было сделано в целях распределения бюджетных ассигнований, поступивших в бюджет Республики Карелия из федерального бюджета в форме иных межбюджетных трансфертов за достижение показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также изменения в бюджетную роспись Министерства финансов Республики Карелия на 2019 г. и плановый период 2020 и 2021 гг.

Расходным расписанием от 25.12.2019 №805/00001/068 Министерством финансов Республики Карелия доведены лимиты бюджетных обязательств с лицевого счета 01062000010 на лицевой счет 03062000010 по КБК расходов 80501063000055500121 в сумме 6 798856,90 рублей, по КБК расходов 80501063000055500129 в сумме 1 547843, 10 рублей.

В соответствии с п.11 Положения о Министерстве финансов Республики Карелия, утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия от 08.10.2021 №210-П, Министерство финансов Республики Карелия возглавляет Министр, назначаемый на должность Главой Республики Карелия.

Из п.13 данного Положения следует, что Министр финансов Республики Карелия осуществляет руководство Министерством финансов Республики Карелия на основе единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на данное ведомство функций, осуществляет права представителя нанимателя в отношении гражданских служащих Министерства финансов Республики Карелия.

На основании Указа Главы Республики Карелия от 27.09.2017 №166 членом Правительства Республики Карелия - Министром финансов Республики Карелия с 28 сентября 2017 г. назначена Антошина Е.А.

В соответствии с приказом Министра финансов Республики Карелия от 25.12.2019 №416-лс «О премировании» осуществлена выплата поощрения государственным гражданским служащим Министерства финансов Республики Карелия, в том числе произведена выплата премии в размере 1 939 рублей за выполнение особо важных и сложных заданий специалисту отдела финансов в отраслях социальной сферы фио1

Также по делу установлено, что по приказу руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Карелия от 07 сентября 2020 г. №250 в период с 29 сентября по 29 декабря 2020 г. проведена плановая камеральная проверка Министерства финансов Республики Карелия по вопросам предоставления и использования иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации за достижение показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации за 2019 г.

29 декабря 2020 г. должностным лицом Управления Федерального казначейства по Республике Карелия составлен акт камеральной проверки, согласно которому Министерством финансов Республики Карелия за проверяемый период в нарушение пп.1, 9 и 10 Правил №1614 допущено нецелевое использование средств иного межбюджетного трансферта путем начисления и выплаты поощрения сотруднику фио1 в размере 3903,21 рублей, включая налог на доходы физических лиц в сумме 416 рублей и страховые взносы в сумме 703,86 рублей.

В связи с выявленным нарушением требований законодательства в затронутой сфере в отношении Министра финансов Республики Карелия Антошиной Е.А. 18 августа 2021 г. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.14 КоАП РФ, и постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Карелия от 25 августа 2021 г. должностное лицо органа исполнительной власти Республики Карелия привлечено к административной указанной ответственности.

Из выдвинутого обвинения следует, что, поскольку фио1 принята на должность ведущего специалиста отдела финансов в отраслях социальной сферы Министерства финансов Республики Карелия с 13 декабря 2019 г., ранее должности государственной гражданской службы Республики Карелия не замещала и осуществление ею служебных обязанностей в период с 13 декабря по 31 декабря 2019 г. не повлияло на показатели эффективности деятельности ведомства, учитываемые при распределении иного межбюджетного трансферта между субъектами Российской Федерации, значения которых были достигнуты Республикой Карелия до 09 декабря 2019 г., решение о выплате поощрения указанному сотруднику за счет средств иного межбюджетного трансферта является нарушением подп.3 п.1 ст.162 Бюджетного кодекса РФ и пп.1, 9 Правил №1614, повлекшем нецелевое использование средств иного межбюджетного трансферта.

Решением судьи Петрозаводского городского суда РК постановление о назначении административного наказания отменено, производство по делу прекращено на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, которое незаконным признать нельзя ввиду следующего.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом (ст.24.1 КоАП РФ).

Для оценки действий лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, в целях установления наличия или отсутствия административно наказуемого деяния должны быть выяснены обстоятельства, предусмотренные ст.26.1 КоАП РФ, в том числе наличие события противоправного деяния и виновность лица в его совершении.

Анализ приведенных правовых норм применительно к конкретным обстоятельствам дела, свидетельствующим о долгосрочном характере целей, поставленных перед Министерством финансов Республики Карелия, подлежащих реализации до окончания 2019 г., и должностных обязанностей фио1, являющейся членом региональной управленческой команды в 2019 г., деятельность которой была направлена на достижение Республикой Карелия значений (уровней) показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации «уровень бедности», «уровень реальной среднемесячной заработной платы», позволил судье сделать правильный вывод о возможности поощрения этого сотрудника в соответствии с Правилами №1614.

Согласно ч.4 ст.1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Указанное положение получило развитие в п.13 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», в соответствии с которым при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по таким делам судья должен исходить из закрепленного в ст.1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.

Учитывая изложенное и приведенные в судебном акте в качестве обоснования основания прекращения производства по делу мотивы, нельзя признать, что настоящее дело рассмотрено судьей с нарушением требований ст.ст.24.1 и 26.1 КоАП РФ.

Несогласие с выводами судьи, сделанными по результатам оценки доказательств и установленных фактических обстоятельств, само по себе не указывает на такие нарушения.

Поскольку в силу п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ может быть принято новое решение об отмене обжалуемого судебного акта и о возвращении дела на новое рассмотрение при установлении существенных нарушений процессуальных требований КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, и таких нарушений по делу судьей не допущено, жалоба должностного лица по изложенным в ней мотивам удовлетворена быть не может и решение судьи следует подлежит оставить без изменения.

Руководствуясь требованиями ст.30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

решение судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от
09 ноября 2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Антошиной Е.А. оставить без изменения, жалобу должностного лица - без удовлетворения.

Решение судьи может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции (почтовый адрес: ВОХ №1413, г.Санкт-Петербург, 190900).

Судья Н.А.Колбасова