НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Верховного Суда Республики Карелия (Республика Карелия) от 18.12.2020 № 3А-248/20(10О0000-01-2020-000330-15

№ 3а-248 /2020(10ОS0000-01-2020- 000330-15)

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Верховный Суд Республики Карелия в составе

председательствующего судьи Галашевой И.Н.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шарманкиной А.Г.

с участием прокурора Филатовой А.П.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Костомукшская строительная компания» о признании в части недействующим приказа Министерства лесного комплекса Республики Карелия от 14 апреля 2010 года №432 «Об утверждении Перечня пунктов, откуда возможна погрузка и перевозка древесины железнодорожным транспортом, водным транспортом»,

у с т а н о в и л:

Общество с ограниченной ответственностью «Костомукшская строительная компания» (далее – ООО «КСК») обратилось в судс административным иском о признании недействующим в частиприказаМинистерства лесного комплекса Республики Карелия от 14 апреля 2010 года №432 «Об утверждении Перечня пунктов, откуда возможна погрузка и перевозка древесины железнодорожным транспортом, водным транспортом» (далее – Приказ), как несоответствующего законодательству Российской Федерации.

В обоснование административного иска административный истец указал, что оспариваемый Приказ обладает признаками нормативного правового акта, так как содержит нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение.

Оспариваемый Приказ был издан в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации в целях организации лесов на землях государственного лесного фонда и осуществления начисления платежей за использование лесов по договорам аренды лесных участков и договорам купли-продажи лесных насаждений.

Согласно Приказу при распределении лесов государственного лесного фонда Республики Карелия по удаленности кварталов от пунктов погрузки древесины в Перечень погрузочных пунктов помимо прочих была включена станция Боровая, расположенная в поселке Боровой Калевальского района Республики Карелия. За станцией Боровая этим же приказом закреплены территории лесных участков Юшкозерского, Лахнозерского, Пизьмагубского, Боровского, Миккольского и Кепского участковых лесничеств.

Административный истец указал, что он является арендатором лесных участков по договорам аренды от (...) и (...), арендная плата согласно оспариваемому Приказу производится с учетом расстояния от центра лесного квартала до погрузочного пункта станция Боровая. Вместе с тем, пункт погрузки древесины станция Боровая не функционирует с 2016 года.

По мнению административного истца, оспариваемый актпротиворечит пункту 4 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции 2006 года) и постановлению Правительства Российской Федерации от 22 мая 2007 года № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности» и нарушает права и законные интересы ООО «КСК», поскольку неправомерным начислением арендных платежей предприятию причинен материальный ущерб.

Административный истец просит признать Приказнедействующим в части указания станции Боровая в Перечне пунктов, откуда возможна погрузка и перевозка древесины железнодорожным транспортом, водным транспортом, а также обязать административного ответчика внести соответствующие изменения в оспариваемый Приказ, определить удаленность погрузочного пункта станции Костомукша для правильного расчета разряда такс от центров лесных кварталов в целях начисления арендной платы за арендуемые лесные участки в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2007 года № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности».

В судебном заседании представитель административного истца Елистратов Д.В. административный иск поддержал.

Представитель административного ответчикаЖукова В.В.административный иск не признала.

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Карелия, надлежащим образом извещенное и времени и месте рассмотрения дела, в письменной форме заявило о рассмотрении административного дела в отсутствие его представителя.

Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, заключение прокурора, полагавшего административный иск подлежащим удовлетворению, исследовав письменные доказательства, суд находит административный иск подлежащим удовлетворению.

Судом установлено, что Министерством лесного комплекса Республики Карелия 14 апреля 2010 года был принят приказ № 432, которым утвержден Перечень пунктов, откуда возможна погрузка и перевозка древесины железнодорожным транспортом, водным транспортом (пункт 1), а также пунктом 2 Приказа предписано при исчислении платежей за использование лесов с целью заготовки древесины применять положения постановления Правительства Российской Федерации от 22 мая 2007 года№ 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности» с учетом утвержденного Перечня пунктов, откуда возможна погрузка и перевозка древесины железнодорожным транспортом, водным транспортом.

В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

В развитие указанной конституционной нормы частью 5 статьи 27 Закона Республики Карелия от 4 июля 2012 года № 1619-ЗРК «О нормативных правовых актах Республики Карелия» установлено, что нормативные правовые акты органов исполнительной власти Республики Карелия, если они затрагивают права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливают правовой статус организаций или носят межведомственный характер, вступают в силу со дня их официального опубликования, если иное не установлено законодательством.

До 12 июля 2012 года (дата вступления в силу названного закона) правовое регулирование отношений по поводу подготовки, принятия, опубликования, вступления в силу и действия нормативных правовых актов, издаваемых на территории Республики Карелия, регулировались Законом Республики Карелия от 24 мая 2000 года № 410-ЗРК «О нормативных правовых актах Республики Карелия», согласно статьям 5 и 6 которого (в редакции по состоянию на дату принятия оспариваемого акта) нормативные правовые акты органов исполнительной власти Республики Карелия, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, подлежали официальному опубликованию и государственной регистрации.

На дату принятия оспариваемого Приказа порядок регистрации нормативных правовых актов органов исполнительной власти Республики Карелия был установлен Указом Главы Республики Карелия от 10 января 2003 года № 10 «О порядке подготовки нормативных правовых актов органов исполнительной власти Республики Карелия и их государственной регистрации».

Пунктом 3 Указа (в редакции по состоянию на дату принятия оспариваемого приказа) было установлено, что в соответствии с Соглашением между Министерством юстиции Российской Федерации и Правительством Республики Карелия о взаимодействии в сфере юстиции юридическую экспертизу нормативных правовых актов органов исполнительной власти Республики Карелия осуществляет Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Карелия; государственную регистрацию нормативных правовых актов органов исполнительной власти Республики Карелия на основании экспертного заключения органа юстиции осуществляет Администрация Главы Республики Карелия.

Пунктом 18 указанного Порядка подготовки нормативных правовых актов органов исполнительной власти Республики Карелия и их государственной регистрации было предусмотрено, что нормативные акты, прошедшие государственную регистрацию, вступают в силу со дня их официального опубликования.

Министерство лесного комплекса Республики Карелия входило в структуру органов исполнительной власти Республики Карелия и являлось органом исполнительной власти Республики Карелия, осуществлявшим функции в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов в пределах, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Карелия, а также по проведению государственной политики в сфере лесопромышленного комплекса Республики Карелия (Указ Главы Республики Карелия от 12 июля 2006 года № 105 «О структуре исполнительных органов государственной власти Республики Карелия», пункт 1 Положения о Министерстве лесного комплекса Республики Карелия, утвержденного Указом Главы Республики Карелия от 31 декабря 2007 года № 195).

Министерство в целях выполнения своих функций имело право в установленном законодательством порядке издавать в пределах своей компетенции правовые акты, контролировать выполнение указанных актов и давать разъяснения по вопросам их применения (подпункт 5 пункта 5 указанного Положения).

Вместе с тем оспариваемый акт принят без соблюдения установленных законодательством Российской Федерации и Республики Карелия требований к порядку его подготовки, принятию, государственной регистрации, опубликованию.

Исходя из содержания оспариваемого Приказа, им установлен Перечень пунктов, откуда возможна погрузка и перевозка древесины железнодорожным транспортом, водным транспортом.

Как следует из объяснений сторон, данный Приказ является обязательным к использованию при расчете размера арендной платы по договорам аренды лесных участков и договорам купли-продажи лесных насаждений; на основании указанного Перечня определяется пункт, откуда возможна погрузка и перевозка древесины железнодорожным транспортом, водным транспортом, в целях выбора разряда такс для определения ставки платы за единицу объема древесины лесных насаждений; на основании оспариваемого акта административный ответчик обратился в Арбитражный Суд Республики Карелия с иском к административному истцу о взыскании задолженности по арендной плате в части минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, и пени за несвоевременное внесение арендных платежей (дело № А26-5857/2020).

Признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений. Признание того или иного акта нормативным правовым зависит от анализа его содержания, который осуществляется соответствующим судом (пункт 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»).

Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 31 марта 2015 года № 6-П, предметом судебной проверки в процедуре, установленной для оспаривания нормативных правовых актов, с учетом отдельных особенностей может являться акт, который: издан органом публичной власти, иным органом или организацией, наделенными государственными властными полномочиями; является обязательным для подведомственных органов (организаций, учреждений), которые в силу ведомственной субординации должны применять в своей деятельности разъясняемое нормативное положение исключительно в соответствии со смыслом, придаваемым вышестоящим органом, организацией; не носит индивидуального характера, то есть содержащиеся в нем разъяснения не связаны с применением законодательства в отношении определенных лиц в конкретных случаях.

Таким образом, поскольку оспариваемый Приказ издан органом исполнительной власти Республики Карелия, рассчитан на неоднократное применение в отношении неопределенного круга лиц и опосредованно, через правоприменительную деятельность Министерства лесного комплекса Республики Карелия, преобразованного в Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия, а затем в Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия (постановления Правительства Республики Карелия от 4 сентября 2010 года № 177-П «Вопросы органов исполнительной власти Республики Карелия», от 26 сентября 2017 года № 326-П «Вопросы органов исполнительной власти Республики Карелия»), приобрел обязательный характер в отношении неопределенного круга лиц, являющихся субъектами правоотношений, возникающих при расчете размера арендной платы по договорам аренды лесных участков и договорам купли-продажи лесных насаждений, рассчитан на неоднократное применение, то он имеет нормативные свойства.

Следовательно, оспариваемый Приказ подлежал государственной регистрации и официальному опубликованию как нормативный правовой акт органа исполнительной власти Республики Карелия, затрагивающий права и свободы и обязанности человека и гражданина.

Вместе с тем, Приказ не прошел государственную регистрацию и не был официально опубликован.

Вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, природопользование, лесное законодательство отнесены к предметам совместного ведения Российской Федерации и её субъектов, по которым издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации;законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения(пункты «в», «д», «к» части 1 статьи 72, части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Основным актом, регулирующим лесные правоотношения, является Лесной кодекс Российской Федерации.

Частью 5 статьи 2 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие лесные отношения на основании и во исполнение Лесного кодекса Российской Федерации, других федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации.

Статьей 81 Лесного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношенийприменительно к расчету размера арендной платы по договорам аренды лесных участков и договорам купли-продажи лесных насаждений отнесено установление ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, в целях его аренды; установление порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности; установление ставок платы за единицу объема древесины, заготавливаемой на землях, находящихся в федеральной собственности; установление порядка подготовки и заключения договоров купли-продажи лесных насаждений (пункты 27, 28, 30, 31).

Кполномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений статьей 82 Лесного кодекса Российской Федерации применительно к расчету размера арендной платы по договорам аренды лесных участков и договорам купли-продажи лесных насаждений отнесено установление ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного участка, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации, в целях его аренды; установление ставок платы за единицу объема древесины, заготавливаемой на землях, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации (пункты 2,3).

Согласно статье 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.

Таким образом, органы государственной власти субъектов Российской Федерации обладают полномочием устанавливать ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка в целях расчета размера арендной для аренды лесного участка в составе земель иных категорий, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации, а также ставки платы за единицу объема древесины, заготавливаемой на землях, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации.

Статьей 5 Закона Республики Карелия от 5 мая 2008 года № 1188-ЗРК «О разграничении полномочий органов государственной власти Республики Карелия в области лесных отношений»установление ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного участка, находящегося в собственности Республики Карелия, в целях его аренды, а также установление ставок платы за единицу объема древесины, заготавливаемой на землях, находящихся в собственности Республики Карелия, отнесено к полномочиям Правительства Республики Карелия.

Постановлением Правительства Республики Карелия от 18 июня 2008 года № 120-П «Об установлении ставок платы за единицу объема древесины, заготавливаемой на землях, находящихся в собственности Республики Карелия» установлено, что ставки платы за единицу объема древесины, заготавливаемой на землях, находящихся в собственности Республики Карелия, равны ставкам платы за единицу объема древесины лесных насаждений, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2007 года № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности» для Карельского лесотаксового района в соответствии с дифференциацией ставок по деловой и дровяной древесине (с делением деловой древесины по категориям крупности), а также в зависимости от расстояния вывозки.

Исходя из анализа вышеуказанных нормативных правовых актов, а также Указа Главы Республики Карелия от 31 декабря 2007 года № 195 «Об утверждении Положения о Министерстве лесного комплекса Республики Карелия», постановления Правительства Республики Карелия от 6 октября 2010 года № 206-П «Об утверждении Положения о Министерстве по природопользованию и экологии Республики Карелия», постановления Правительства Республики Карелия от 23 октября 2017 года № 367-П «Об утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Республики Карелия» орган исполнительной власти Республики Карелия, уполномоченный в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, не наделен полномочиями поустановлению вышеуказанных ставок платы, в том числе по определению значений каких-либо показателей в целях установления ставок платы ни в отношении лесных участков лесного фонда, находящихся в федеральной собственности, ни в отношении лесных участков, находящихся в собственности Республики Карелия.

Как следует из преамбулы оспариваемого Приказа, он принят на основании пункта 4 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции по состоянию на дату принятия оспариваемого акта) в целях организации использования лесов на землях государственного лесного фонда и осуществления начисления платежей за использование лесов по договорам аренды лесных участков и договорам купли-продажи лесных насаждений.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции по состоянию на дату принятия оспариваемого акта)Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по осуществлению организации использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности), защиты (за исключением лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесного семеноводства) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях. Полномочия по осуществлениюорганизации начисления платежей за использование лесов по договорам аренды лесных участков и договорам купли-продажи лесных насаждений Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерациине передавались.

Порядок расчета арендной платы по договорам аренды лесных участков установлен статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации. Так, размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы; при использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке; при использовании лесного участка без изъятия лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу площади лесного участка и площади арендуемого лесного участка (части 1–3). Частью 4 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Статьей 76 Лесного кодекса Российской Федерации установлен порядок расчета платы по договору купли-продажи лесных насаждений: плата по договору купли-продажи лесных насаждений, за исключением платы по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, определяется на основе минимального размера платы; минимальный размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений определяется как произведение ставки платы за единицу объема древесины и объема подлежащей заготовке древесины (части 1, 2). Частью 3 статьи 76 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что ставки платы за единицу объема древесины, заготавливаемой на землях, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Во исполнение указанных положений Лесного кодекса Российской Федерации Правительством Российской Федерации было принято постановление от 22 мая 2007 года № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности», которым утверждены ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности.

Согласно названному постановлению Правительства Российской Федерации ставки платы за единицу объема лесных ресурсов дифференцированы по лесотаксовым районам, деловой и дровяной древесине (с делением деловой древесины по категориям крупности), а также в зависимости от расстояния вывозки древесины (по разрядам такс) (пункт 3примечаний к Таблице 1, пункт 3 примечаний к Таблице 2 постановления).

Как следует из содержания Таблицы 1 и Таблицы 2, чем меньше расстояние вывозки древесины и, соответственно, ниже разряд таксы, тем выше ставка платы за единицу объема лесных ресурсов.

При определении ставки платы выбор разряда такс производится для каждого лесного квартала исходя из расстояния от центра лесного квартала до ближайшего пункта, откуда возможна погрузка и перевозка древесины железнодорожным транспортом, водным транспортом или сплав древесины; расстояние от центра лесного квартала до погрузочного пункта определяется по прямой с использованием карт; изменение распределения лесов по разрядам такс возможно в случаях запрещения сплава древесины, изменения местонахождения погрузочных пунктов(пункты 4 – 6 примечания к Таблице1, пункты 4 – 6примечания к Таблице2).

Из системного анализа положений постановления Правительства Республики Карелия от 22 мая 2007 года № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности» следует, что ближайший пункт,откуда возможна погрузка и перевозка древесины железнодорожным транспортом, водным транспортом или сплав древесины, определяется на основании данных о действующих пунктах, предоставляемых организациями, в чьем ведении находится содержание и эксплуатация таких пунктов. Это подтверждается и пояснениями административного ответчика, который указал, что перечень пунктов,откуда возможна погрузка и перевозка древесины железнодорожным транспортом, водным транспортом, утвержденный оспариваемым Приказом, определен на основании данных, предоставленных отделениями Октябрьской железной дороги, а также Беломорско-Онежским государственным бассейновым управлением водных путей и судоходства.

Таким образом, вышеуказанными актами Российской Федерации, Республики Карелия не предусмотрена возможность (необходимость) нормативно-правового регулирования перечня пунктов, откуда возможна погрузка и перевозка древесины железнодорожным транспортом, водным транспортом или сплав древесины, в целях выбора разряда такс при определении ставки платы.

Следовательно, Министерство лесного комплекса Республики Карелия, издав оспариваемый акт, устанавливающий единый Перечень пунктов, откуда возможна погрузка и перевозка древесины железнодорожным транспортом, водным транспортом, осуществило нормативное правовое регулирование с превышением предоставленных ему полномочий.

Принятие оспариваемого Приказа с превышением предоставленных полномочий привело к тому, что нормативно зафиксированное распределение пунктов, откуда возможна погрузка и перевозка древесины железнодорожным транспортом, водным транспортом, по лесничествам исключает возможность выбора иного ближайшего пункта в случае, если указанный в Приказе пункт является недействующим или его невозможно использовать в качестве погрузочного, перевозочного.

Изложенное подтверждается имеющимися в деле письменными доказательствами,письмом (...)от (...) озакрытии с мая 2016 года перегонов Ледмозеро-Боровая, Боровая-Юшкозеро для движения всех поездов, информацией, предоставленной (...), об актуальных пунктах, расположенных на территории Республики Карелия, откуда возможна погрузка и перевозка древесины железнодорожным транспортом

Между тем станция Боровая указана в Приказе, и оспариваемый Приказ в этой части применяется к административному истцу в целях выбора разряда такс при расчете размера арендной платы по договорам аренды лесного участка, заключенным с административным истцом, что нарушает права административного истца.

Таким образом, Приказ, определяя ближайшие пункты, откуда возможна погрузка и перевозка древесины железнодорожным транспортом, водным транспортом, и не позволяя учитывать фактическое состояние данных пунктов, их фактическое наличие,не соответствует пунктам 4-5Примечания к Таблице1 постановления Правительства Республики Карелия от 22 мая 2007 года № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности».

Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят Министерством лесного комплекса Республики Карелия с нарушением установленного порядка принятия, с превышением предоставленных полномочий и не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, в связи с чем на основаниипункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление подлежит удовлетворению, а Приказ признанию недействующим со дня его принятия.

Пунктом 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» предусмотрено, что в случае если в связи с признанием судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части выявлена недостаточная правовая урегулированность административных и иных публичных правоотношений, которая может повлечь нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, суд вправе возложить на орган государственной власти, орган местного самоуправления, иной орган, уполномоченную организацию или должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт, обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный не действующим полностью или в части (часть 4 статьи 216 КАС РФ, часть 5 статьи 3 АПК РФ).

Следует иметь в виду, что, поскольку при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов полномочия судов ограничены проверкой законности соответствующих актов, данная правовая норма подлежит применению лишь в случаях, когда в нормативном правовом акте, имеющем большую юридическую силу, предусмотрена обязанность соответствующего органа, организации или лица принять нормативный правовой акт или соответствующие положения нормативного правового акта.

С учетом вышеприведенных требований законодательства, суд считает возможным не возлагать на административного ответчика обязанность по внесению изменений в оспариваемый нормативный правовой акт.

В силу пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии решения судом подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти.

В соответствии со статьей 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административного ответчика в пользу административного истца подлежат взысканию судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 4500 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 – 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р ешил:

Административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Костомукшская строительная компания» удовлетворить частично.

Признать не действующим приказ Министерства лесного комплекса Республики Карелия от 14 апреля 2010 года № 432 «Об утверждении Перечня пунктов, откуда возможна погрузка и перевозка древесины железнодорожным транспортом, водным транспортом» с момента его принятия.

В остальной части в удовлетворении административного искового заявления отказать.

Сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном органе Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия.

Взыскать с Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия в пользу общества с ограниченной ответственностью «Костомукшская строительная компания» судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 4500 (четыре тысячи пятьсот) рублей.

Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья И.Н. Галашева

Мотивированное решение составлено 25 декабря 2020 года