НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Верховного Суда Республики Карелия (Республика Карелия) от 17.10.2018 № 3А-135/17

№ 3а-135/2017

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

17 октября 2018 г. г.Петрозаводск

Верховный Суд Республики Карелия в составепредседательствующего судьи Кудряшовой Е.П. при секретареСафоновой М.В., с участием прокурора Иовлева Д.С., представителя административного ответчикаШавановой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кондопожского муниципального многоотраслевого предприятия жилищно-коммунального хозяйства о признании постановления Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 30 ноября 2017 г. №107«О тарифах на тепловую энергию и горячую воду Кондопожского муниципального многоотраслевого предприятия жилищно-коммунального хозяйства» недействующим,

установил:

Государственным комитетом Республики Карелия по ценам и тарифам (далее–регулирующий орган, Госкомитет) 30 ноября 2017г. принято постановление № 107 «О тарифах на тепловую энергию и горячую воду Кондопожского муниципального многоотраслевого предприятия жилищно-коммунального хозяйства» (опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 01 декабря 2017 г.).

Данным постановлением установлены тарифы на тепловую энергию для населения, проживающего в городе Кондопоге по адресам: улица Пролетарская, дом 22а; Октябрьское шоссе, дом 93, дом 97, дом 99, дом 101, дом 103; проспект Калинина, дом 2а; улица Бумажников, дом 38, дом 44; улица Заводская, дом 40; улица Строительная, дом 7; улица Советов, дом 3а, дом 5а, дом 7а, дом 9а, дом 11а, согласно приложению № 1; на тепловую энергию для населения, проживающего в деревне ТивдияГирвасского сельского поселения, согласно приложению № 2.

Установленные тарифы действуют с 1 января 2018 г. по 31 декабря 2018 г.

Считает, что установление льготных тарифов для отдельной группы потребителей влечет для предприятия образование не покрываемых убытков, которых при должной компенсации выпадающих доходов быть не должно,поэтому нарушаются его права и законные интересы.

Кондопожское ММП ЖКХ просит суд признать недействующим постановление Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 30 ноября 2017 г. № 107 «О тарифах на тепловую энергию и горячую воду Кондопожского муниципального многоотраслевого предприятия жилищно-коммунального хозяйства», поскольку оно противоречит пункту 52 разделаVI Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения и пункту 94 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. №1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения» (далее – Правила).

В судебном заседании представитель административного истцаЧерашев И.М. поддержал исковые требования, по изложенным в административном иске основаниям.

Представитель административного ответчика Шаванова А.А. в судебном заседании в удовлетворении исковых требований просила отказать, с административным иском не согласилась, поскольку признание недействующим постановления №107 приведет к нарушению статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, запрещающей устанавливать оплату населению коммунальных услуг выше предельных индексов.

Заслушав объяснения явившихся лиц, показания свидетеля Буловой Л.Н., заключение прокурора Иовлева Д.С., полагавшего требования подлежащими удовлетворению, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Частью 8статьи 213 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Правовые основы экономических отношений в сфере теплоснабжения, полномочия органов государственной власти по регулированию этих отношений, основные права и обязанности субъектов при осуществлении деятельности в сфере теплоснабжения и потребителей тепловой энергии установлены Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Федеральный закон № 190-ФЗ).

В целях реализации этого закона в части регулирования деятельности и тарифов в сфере теплоснабжения Правительством Российской Федерации принято постановление от 22 октября 2012 г. № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», которым утверждены, в том числе Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила регулирования цен (тарифов)).

Постановлением Правительства Республики Карелия от 01 ноября 2010 г. № 232-П утверждено Положение о Государственном комитете Республики Карелия по ценам и тарифам, в соответствии, с п.1 которого Госкомитет является органом государственной власти Республики Карелия, осуществляющим функции в сфере государственного регулирования тарифов, в том числе на тепловую энергию.

Статьями 1, 4 Закона Республики Карелия от 04 июля 2012 г. № 1619-ЗРК «О нормативных правовых актах Республики Карелия» установлены органы, принимающие в пределах своих полномочий нормативные правовые акты, в том числе, в случаях, предусмотренных федеральными законами и законами Республики Карелия, - иные государственные органы, а также виды этих актов, принимаемых, в том числе иными государственными органами.

Нормативные правовые акты иных государственных органов принимаются в виде постановлений, положений, приказов, правил, инструкций, что предусмотрено Указом Главы Республики Карелия от 29 июля 2014 г. № 64 «О порядке издания нормативных правовых актов органов государственной власти Республики Карелия и требованиях, предъявляемых к их проектам».

Постановление № 107 опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 01 декабря 2017 г. и в «Собрание законодательства Республики Карелия»№12 (Часть 2), декабрь, 2017, ст.2789.

Таким образом, оспариваемое постановление Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам № 107 принято полномочным органом, в форме и виде, предусмотренном законодательством, опубликовано в официальном периодическом издании.

Пунктом 4 часть 1 статьи 8 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Федеральный закон № 190-ФЗ) предусмотрено, что государственному регулированию подлежат тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям.

Частью 1 статьи 9 Федерального закона № 190-ФЗ установлены методы регулирования тарифов в сфере теплоснабжения.

В силу части 2 статьи 10Федерального закона №190-ФЗ срок действия установленных тарифов в сфере теплоснабжения и (или) их предельных (минимального и максимального) уровней не может быть менее чем один финансовый год, если иное не предусмотрено федеральными законами и решениями Правительства Российской Федерации.

Государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных настоящим Федеральным законом, в соответствии с Основами ценообразования в сфере теплоснабжения, Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования в сфере теплоснабжения (часть 1 статьи 10 Федерального закона № 190-ФЗ).

Согласно пункту 6 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения тарифы устанавливаются органами регулирования до начала очередного периода регулирования, но не позднее 20 декабря года, предшествующего очередному расчетному периоду регулирования.

Установлено, чтоКондопожскомуММП ЖКХ переданы на праве хозяйственного ведения, в том числе тепловые сети по адресам: улица Пролетарская, дом 22а; Октябрьское шоссе, дом 93, дом 97, дом 99, дом 101, дом 103; проспект Калинина, дом 2а; улица Бумажников, дом 38, дом 44; улица Заводская, дом 40; улица Строительная, дом 7; улица Советов, дом 3а, дом 5а, дом 7а, дом 9а, дом 11а; в деревне ТивдияГирвасского сельского поселения.

До декабря 2011 г. жители вышеуказанных домов производили оплату тепловой энергии по тарифу, установленному ОАО «Кондопога» постановлением Государственного комитета Республики Карелия по энергетике и регулированию тарифов от 01 октября 2010 г. №112, которые были значительно ниже, чем в Кондопожском ММП ЖКХ.

Разница между тарифами для населения и экономически обоснованными тарифами компенсировалась Кондопожскому ММП ЖКХ путем предоставления субсидии в период с 2011 по 2015 г.г. Эти обстоятельства подтверждаются пояснениями сторон, также решением Верховного Суда Республики Карелия от 02 августа 2017 г., оставленным без изменения определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2017 г.

Во исполнение Федерального закона №190-ФЗ в установленные сроки на основании открытого тарифного дела постановлением Госкомитета от 25 ноября 2015г. №194 были установлены тарифы на тепловую энергию и горячую воду Кондопожского ММП ЖКХ на долгосрочный период регулирования 2016-2018 г.г.

Постановлением от 30 ноября 2017 г. №106 в указанное постановление внесены изменения на 2018 г.

Тарифы установлены на основании метода экономически обоснованных расходов (затрат) и являются едиными для всех групп потребителей, которым тепловая энергия поставляется КондопожскимММП ЖКХ.

Между тем, 30 ноября 2017 г. в рамках уже открытого тарифного дела состоялось заседание Правления Госкомитета, на котором были установлены дляКондопожскогоММП ЖКХ тарифы на тепловую энергию для населения, проживающего в вышеперечисленных домах в г.Кондопога и в п.ТивдияГирвасского сельского поселения на период с 01 января 2018 г. по 31 декабря 2018 г.

По результатам заседания принято оспариваемое постановление от 30 ноября 2017 г. №107.

При этом установлено, что Кондопжское МП МЖКХ не отвечает критериям отбора юридических лиц, имеющих право на получение субсидий из бюджета Республики Карелия, предусмотренных Порядком предоставления субсидий юридическим лицам из бюджета Республики Карелия, установленным постановлением Правительства Республики Карелия от 05 февраля 2008 г. №24-П «О предоставлении субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг – из бюджета Республики Карелия», постановлению Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 18 февраля 2005 г. № 33 «Об утверждении порядка отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг – на предоставление субсидии из бюджета Республики Карелия на компенсацию части потерь в доходах, связанных с государственным регулированием тарифом на отпускаемуюпотребителям тепловую энергию», постановлению Правительства Республики Карелия от 30 января 2017 г. № 30-П «Об утверждении Порядка предоставления из бюджета Республики Карелия субсидии на компенсацию части потерь в доходах, связанных с государственным регулированием тарифов на отпускаемую потребителям тепловую энергию, юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг», поскольку Кондопожское ММП ЖКХ на основании решения Арбитражного суда Республики Карелия от 27 октября 2016 г. признано банкротом, открыто конкурсное производство.

Таким образом, установление специального тарифа для жителей вышеперечисленных домов затрагивает права административного истца, поскольку отсутствуетвозможность компенсации потерь в доходах.

Доводы административного ответчика в части возможной компенсации потерь в соответствии с п.13 Основ ценообразования суд не принимает во внимание, поскольку данные потери образовались в результате тарифного регулирования деятельности организации, а не от регулируемой деятельности, следовательно, затрагивают права и законные интересы потребителей.

Установленные по делу обстоятельства и анализ законодательства, регулирующий экономические отношения в сфере теплоснабжения, позволяют сделать вывод о принятии административным ответчиком нормативного правового акта с превышением компетенции, вне предусмотренной действующим законодательством процедуры, установления в отношении одной регулируемой организации на один период регулирования двух цен (тарифов) в отношении одной группы потребителей, в период, когда для всех групп потребителей действовали экономически обоснованные тарифы.

Принятие постановления №107 административный ответчик мотивировал необходимостью выполнения требований статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, запрещающей повышать размер вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) изменения размеров вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации.

Однако суд с таким доводом не соглашается, поскольку, установив нарушение процедуры принятия нормативного правового акта и проверив соответствие оспариваемого нормативного правового акта, актам, имеющим большую юридическую силу, установил следующие обстоятельства.

Пунктами 3,4 Основ ценообразования предусмотрено, что регулируемые цены (тарифы) на товары и услуги в сфере теплоснабжения устанавливаются в отношении каждой регулируемой организации и в отношении каждого регулируемого вида деятельности. К регулируемым ценам (тарифам) на товары и услуги в сфере теплоснабжения относятся, в том числе и тарифы на тепловую энергию.

Тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования. Расчет цен (тарифов) осуществляется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями (п.22 Основ ценообразования).

Пунктами 15, 16, 20, 28Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, предусмотрено, что установление тарифов производится органом регулирования посредством анализа, проверки и экспертизы предложений регулируемой организации об установлении цен (тарифов) и материалов, представленных данной организацией в обоснование этих предложений, в том числе копий бухгалтерской и статистической отчетности за предшествующий расчетный период регулирования и на последнюю дату расчета расходов и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности в сфере теплоснабжения с приложением экономического обоснования исходных данных, а также расчета цен (тарифов).

В нарушение вышеназванных положений доказательств проведения анализа, экспертизы, обосновывающей размер установленного для отдельных потребителей тарифа, Госкомитетом не представлено.

В соответствии с п.52 Правил установление для отдельных категорий (групп) потребителей льготных регулируемых тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель осуществляется в соответствии с общим порядком открытия дел об установлении цен (тарифов).Наряду со льготами, установленными федеральными законами в отношении физических лиц, льготные регулируемые тарифы устанавливаются при наличии соответствующего закона субъекта Российской Федерации, которым устанавливаются лица, имеющие право на льготы, основания для предоставления льгот и порядок компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций.

Административным ответчиком в нарушении п.52 Правил установлены тарифы экономически необоснованные тарифы для отдельной группы потребителей в рамках дела об установлении экономически обоснованных тарифов, в отсутствии соответствующего федерального закона и закона субъекта Российской Федерации, которыми бы были установлены лица, имеющие право на льготы.

Доводы Госкомитета об установлении в отношении указанных выше потребителей специальных тарифов не основаны на нормах действующего законодательства.

Поскольку льготная категория лиц не установлена действующим законодательством, следовательно, при принятии оспариваемого постановления Госкомитет должен был бы руководствоваться п.94 Основ ценообразования, которым предусмотрено, что единая теплоснабжающая организация поставляет тепловую энергию (мощность) по единому тарифу всем потребителям, находящимся в зоне ее деятельности и относящимся к одной категории (группе) потребителей.

Вместе с тем, требования данного пункта также были нарушены, что подтверждается наличием двух постановлений об установлении тарифов на один период регулирования.

С учетом вышеизложенного суд установил, что законодательством, регулирующим правоотношения в сфере теплоснабжения, не установлена императивная обязанность органов регулирования по дифференциации тарифов; также законодательство не предусматривает возможность одностороннего изменения органом регулирования предложения об установлении тарифов.

Следовательно, Госкомитет не имел правовых оснований для установленияспециальных тарифов в отношении отдельных потребителей, проживающих по адресам: улица Пролетарская, дом 22а; Октябрьское шоссе, дом 93, дом 97, дом 99, дом 101, дом 103; проспект Калинина, дом 2а; улица Бумажников, дом 38, дом 44; улица Заводская, дом 40; улица Строительная, дом 7; улица Советов, дом 3а, дом 5а, дом 7а, дом 9а, дом 11а; в деревне ТивдияГирвасского сельского поселения, ввиду отсутствия соответствующего предложения и расчетов регулируемой организации.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что оспариваемоепостановлениене соответствует требованиям пункта 52 разделаVI Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, пункта 94 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения,утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. №1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, в связи с чем административный иск подлежит удовлетворению.

В силу пункта 1 части 2 статьи 215КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу и не действующим со дня вступления решения суда в законную силу.

С учетом положений части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии решения судом подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти Республики Карелия.

Административный истец при обращении в суд уплатил государственную пошлину в сумме 4500 рублей.

В соответствии со статьей 111КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны, понесенные по делу судебные расходы, в том числе по оплате государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административный иск Кондопожского муниципального многоотраслевого предприятия жилищно-коммунального хозяйства удовлетворить.

Признать не действующим постановление Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 30 ноября 2017 г. №107 «О тарифах на тепловую энергию и горячую воду Кондопожского муниципального многоотраслевого предприятия жилищно-коммунального хозяйства» со дня вступления решения суда в законную силу.

Обязать Государственный комитет Республики Карелия по ценам и тарифамопубликовать сообщение о принятии решения суда в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти в газете «Карелия».

Взыскать с Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам в пользу Кондопожского муниципального многоотраслевого предприятия жилищно-коммунального хозяйства судебные расходы в сумме 4500 рублей.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Верховный Суд Республики Карелия.

Судья Е.П. Кудряшова

Решение в окончательной форме изготовлено 18 октября 2018 г.