НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Верховного Суда Республики Карелия (Республика Карелия) от 17.06.2019 № 3А-124/19

№3а-124/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 июня 2019 г. г. Петрозаводск

Верховный Суд Республики Карелия в составепредседательствующего судьи Кудряшовой Е.П.при секретаре Сафоновой М.В., с участием представителя заинтересованного лица Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Карелия Леонидовой Л.В., рассмотревв открытом судебном заседании административное делопоадминистративному исковому заявлению Петровой Н.В. присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,

УСТАНОВИЛ:

Петрова Н.В. обратилась с административным иском по тем основаниям, что решениемСуоярвскогорайонного суда Республики Карелия от 12 апреля 2018 г.на администрацию муниципального образования «Суоярвскийрайон»(далее - администрация, АМО «Суоярвский район»)возложена обязанность предоставить ей на состав семьи из трех человек ((...).) вне очереди по договору социального наймажилое помещение благоустроенное применительно к условиям Суоярвского городского поселения (г. Суоярви), равнозначное ранее занимаемому, площадью не менее 26,9 кв.м, отвечающее установленным требованиям и находящееся в границахСуоярвского городского поселения (г. Суоярви).

Считая, что длительное неисполнение решения суда привело к нарушению ее права на исполнение судебного акта в разумный срок, ссылаясь на нормы Федерального закона от 30 апреля 2010 г. № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее -Федеральный закон №68-ФЗ),просит взыскать компенсацию в размере 200000 руб.

В судебном заседании представитель УФССП России по Республике Карелия Леонидова Л.В. возражала против удовлетворения административного иска в заявленном размере.

Иные лица, участвующие в деле, в заседание суда не явились, извещены надлежащим образом.

Выслушав представителя заинтересованного лица, изучив материалы административного дела, гражданского дела № (...), суд приходит к следующим выводам.

Решением Суоярвского районного суда Республики Карелия от 12 апреля 2018 г. удовлетворенискПетровой Н.В. Администрация муниципального образования «Суоярвский район» обязана предоставить Петровой Н.В. на состав семьи из трех человек ((...).) вне очереди по договору социального наймажилое помещение благоустроенное применительно к условиям Суоярвского городского поселения (г. Суоярви), равнозначное ранее занимаемому, площадью не менее (...) кв.м, отвечающее установленным требованиям и находящееся в границахСуоярвского городского поселения (г. Суоярви).

Решение вступило в законную силу 15 мая 2018 г.

16 мая 2018 г. выдан исполнительный лист серии (...).

Исполнительный лист предъявлен к исполнению 18 мая 2018 г.

И.о. начальника отдела - старшегосудебного приставаотдела судебных приставов по Суоярвскому району 22 мая 2018 г. возбуждено исполнительное производство№ (...). Срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа установлен 5 дней.

Определением Суоярвского районного суда Республики Карелия от 13 июня 2018 г. АМО «Суоярвский район» предоставлена отсрочка исполнения решения суда до 30 сентября 2018 г.

Постановлением судебного пристава-исполнителяотдела судебных приставов по Суоярвскому району УФССП России по Республике Карелия от 09 октября 2018 г. с администрации взыскан исполнительский сбор 50000 руб., размер которого уменьшен решением Суоярвского районного суда Республики Карелия от 29 октября 2018 г. до 37500 руб.

05 марта 2019 г. администрация на основании постановления и.о. начальника отдела -и.о. старшего судебного пристава привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено наказание в виде административного штрафа 30000 руб.

Решение суда до настоящего времени не исполнено.

Обстоятельства дела участниками судебного разбирательства не оспариваются.

Часть 1 ст.6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» предусматривает, что вступившие в законную силу акты федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации обязательны для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство в судах и исполнение судебного постановления осуществляются в разумные сроки.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, защита нарушенных прав не может быть признана действенной, если судебный акт своевременно не исполняется; исполнение судебного решения, по смыслу части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации, следует рассматривать как элемент судебной защиты, что обязывает федерального законодателя при выборе в пределах своей конституционной дискреции того или иного механизма исполнительного производства осуществлять непротиворечивое регулирование отношений в этой сфере, создавать для них стабильную правовую основу и не ставить под сомнение конституционный принцип исполнимости судебного решения (постановления КонституционногоСуда Российской Федерации от 15 января 2002 г. № 1-П, от 14 мая 2003 г. № 8-П, от 14 июля 2005 г. № 8-П, от 12 июля 2007 г. № 10-П, от 26 февраля 2010 г. № 4-П, от 14 мая 2012г. № 11-П, от 10 марта 2016 г. № 7-П).

Федеральный закон № 68-ФЗустановил право взыскателя при нарушении в случае неисполнения в разумный срок судебного акта, возлагающего на органы местного самоуправления обязанность исполнить требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера обратиться в суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном данным Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.

Федеральным законом от 19 декабря 2016 г. № 450-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» в части присуждения компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего исполнение государством требований имущественного и (или) неимущественного характера» часть 8 статьи 3изложенав иной редакции, предусматривающей право взыскателя на обращение в суд с заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок до окончания производства по исполнению судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, или производства по принудительному исполнению судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектовРоссийскойФедерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, или не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта. Указанная редакция вступила в действие с 01 января 2017 г.

Компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок.Присуждение компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц (части 2,3 статьи 1 Федерального закона №68-ФЗ).

При этом в соответствии с пунктами 40,48,55постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 г. № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» поскольку сам факт нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок свидетельствует о причиненном неимущественном вреде (нарушении права на судебную защиту), а его возмещение не зависит от вины органа или должностного лица, лицо, обратившееся с заявлением о компенсации, не должно доказывать наличие этого вреда; не могут рассматриваться в качестве оснований, оправдывающих нарушение разумных сроков исполнения судебного акта, обстоятельства, связанные с организацией работы органов и должностных лиц, исполняющих судебные акты, например, отсутствие необходимого штата сотрудников, отсутствие необходимых для исполнения денежных средств.

Установление факта нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок является основанием для присуждения компенсации.

При исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта.

Таким образом, общий срок продолжительности исполнения судебного акта на день принятия настоящего решения составил 1 год26 дней (с 22 мая 2018 г. по 17 июня2019 г.).

Судом установлено, что с момента возбуждения исполнительного производства и до настоящего времени административным ответчиком предпринимались меры,направленные на исполнение требований исполнительного документа, но они оказались недостаточными и неэффективными.

Петрова Н.В. с семьей вынуждена снимать иное жилое помещение, поскольку принадлежащее ей жилое помещение признано аварийным и подлежащим сносу, проживать в нем опасно для жизни и здоровья.

Исследованные судом доказательства позволяют сделать вывод о том, что право административного истцана исполнение решения суда в разумный срок нарушено, в связи с чем требования о взыскании компенсации подлежат удовлетворению.

В силу части 2 статьи 2 Федерального закона №68-ФЗ размер компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок определяется исходя из требований заявителя, обстоятельств дела, по которому было допущено нарушение, продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя, а также с учетом принципов разумности, справедливости и практики Европейского Суда по правам человека.

В материалах исполнительного производства отсутствуют доказательства того, что административный истец своими действиями и бездействиями препятствовала исполнению исполнительного документа.

Определяя размер компенсации, суд исходит из того, что длительное неисполнение решения суда повлекло для Петровой Н.В. негативные последствия в виде необходимости арендовать иное жилое помещения, что приводит к дополнительным финансовым трудностям, посколькупроживать в жилом помещении, не отвечающем требованиям благоустройства, невозможно,принимает во внимание то обстоятельство, что административным ответчиком предпринимались меры для исполнения требований исполнительного документа: неоднократно назначались аукционы на приобретение жилого помещения, предлагалосьПетровой Н.В. жилое помещение в маневренном фонде, при этом учитывает тот факт, что принимаемые администрациеймеры оказались недостаточными и неэффективными, судом предоставлялась отсрочка исполнения решения суда.При указанных обстоятельствах, руководствуясь принципом разумности, справедливости и практики Европейского суда по правам человека, считает необходимым удовлетворить требования частично в размере 40000 рублей.

При рассмотрении судом заявления о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на органы местного самоуправления обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, интересы муниципального образования представляют соответствующий финансовый орган и главный распорядитель средств соответствующего бюджета (пункт 5 части 9 статьи 3 Федерального закона № 68-ФЗ).

В соответствии с Уставом муниципального образования «Суоярвский район», Положением о бюджетном процессе в Суоярвском городском поселении, утвержденным решением Совета Суоярвского городского поселенияот 11 ноября 2016 г. №180 (с учетом изменений и дополнений, внесенных решением Совета Суоярвского городского поселения от 18 сентября 2017 г. №7) полномочия администрацииСуоярвского городского поселениявозложены на администрацию муниципального образования «Суоярвский район», которая отвечает за исполнение бюджета Суоярвскогогородского поселения.

Согласно пункту 6 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 г.№ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия по обеспечению проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством отнесены к вопросам местного значения Суоярвского городского поселения.

Частью 4 статьи 15 указанного Федерального закона предусмотрено, что органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Указанные соглашения должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема указанных в настоящей части межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений. Порядок заключения соглашений определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

Из отзыва административного ответчика следует, чтомуниципальный фонд Суоярвского городского поселения в собственность Суоярвскогомуниципального района не передавался, следовательно, компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок подлежит взысканию с муниципального образования «Суоярвский район» в лице администрации муниципального образования «Суоярвский район» за счет средств бюджета муниципального образования «Суоярвское городское поселение».

В силу пункта 4 статьи 4 Федерального закона №68-ФЗ судебное решение о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок подлежит немедленному исполнению.

Решение суда по административному делу о присуждении компенсации подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательствомРоссийской Федерации (пункт 3 статьи 259 КАС РФ).

Порядок выдачи исполнительного листа по решению о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок установлен частью 3.1 статьи 353 КАС РФ.

Руководствуясь статьями 111, 175-180, 259-260 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Петровой Н.В. удовлетворить частично.

Взыскать с муниципального образования «Суоярвское городское поселение» в лице администрации муниципального образования «Суоярвский район»за счет средств бюджета муниципального образования «Суоярвское городское поселение»в пользу Петровой Н.В. компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 40000 руб.

Взыскать с муниципального образования «Суоярвское городское поселение» в лице администрации муниципального образования «Суоярвский район» за счет средств бюджета муниципального образования «Суоярвское городское поселение» в пользу Петровой Н.В. расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Решение суда в части присуждения компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Верховный СудРеспублики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме с подачей жалобы через Верховный Суд Республики Карелия.

Судья Е.П. Кудряшова

Мотивированное решение

составлено 19 июня 2019 г.