НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Верховного Суда Республики Карелия (Республика Карелия) от 15.02.2018 № 21-40/2018

Судья Полузерова С.В.

№21-40/2018

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

РЕШЕНИЕ

15 февраля 2018 г.

г.Петрозаводск

Судья Верховного Суда Республики Карелия Колбасова Н.А., рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «ТПК Юрма» на постановление заместителя начальника отдела федерального государственного лесного и пожарного надзора Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия, заместителя главного государственного лесного инспектора в Республике Карелия от 16 ноября 2017 г. и решение судьи Беломорского районного суда Республики Карелия от 12 декабря 2017 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «ТПК Юрма»,

установил:

постановлением уполномоченного должностного лица Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия от 16 ноября 2017 г., оставленным без изменения решением судьи Беломорского районного суда РК от 12 декабря 2017 г.,
ООО «ТПК Юрма» привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст.8.25 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 49 000 рублей.

Со ссылкой на действующие в период совершения выявленного правонарушения правовые нормы, регулирующие порядок проведения рубок лесных насаждений, в поданной в вышестоящий суд жалобе директор ООО «ТПК Юрма» (...) просит отменить постановление должностного лица и решение судьи и прекратить производство по делу в связи с отсутствием в действиях юридического лица состава вменяемого деяния.

Заслушав объяснения защитника Ведюкова Ю.С., поддержавшего доводы жалобы, должностного лица административного органа (...), возражавшего по доводам жалобы, проверив материалы дела, прихожу к следующим выводам.

В силу требований ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Частью 2 ст.8.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение порядка проведения рубок лесных насаждений.

В соответствии с положениями ст.ст.16, 16.1 Лесного кодекса РФ порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами. Лесосечные работы выполняются в соответствии с технологической картой лесосечных работ, составляемой юридическими лицами, осуществляющими заготовку древесины. Виды лесосечных работ, порядок и последовательность их проведения, предельные (максимальные) размеры лесосек, форма технологической карты лесосечных работ, форма акта и порядок осмотра лесосеки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно ст.17 Лесного кодекса РФ рубки лесных насаждений осуществляются в форме выборочных рубок или сплошных рубок. Сплошными рубками признаются рубки, при которых на соответствующих землях или земельных участках вырубаются лесные насаждения с сохранением для воспроизводства лесов отдельных деревьев и кустарников или групп деревьев и кустарников.

Исходя из п.53 Правил заготовки древесины, утвержденных приказом Рослесхоза от 01.08.2011 №337, организация и проведение работ по заготовке древесины осуществляются в соответствии с технологической картой разработки лесосеки, которая составляется на каждую лесосеку перед началом ее разработки на основе данных отвода и таксации. В технологической карте разработки лесосек указывается: принятая технология и сроки проведения работ по заготовке древесины, схемы размещения лесных дорог, волоков, погрузочных пунктов, складов, стоянок машин и механизмов, объектов обслуживания; площадь, на которой должны быть сохранены подрост и деревья второго яруса, процент их сохранности, способы очистки от порубочных остатков, мероприятия по предотвращению эрозионных процессов, другие характеристики. Осуществление работ по заготовке древесины без разработки технологической карты разработки лесосеки не допускается.

С 10 января 2017 г. в действие вступили новые Правила заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденные приказом Минприроды России от 13.09.2016 №474, и приказ Минприроды России от 27.06.2016 №367 «Об утверждении Видов лесосечных работ, порядка и последовательности их проведения, Формы технологической карты лесосечных работ, Формы акта осмотра лесосеки и Порядка осмотра лесосеки».

Приложением 1 к приказу Минприроды России от 27.06.2016 №367 предусмотрено, что лесосечные работы выполняются юридическими лицами, осуществляющими заготовку древесины в соответствии с формой технологической карты согласно приложению 2 настоящего приказа, технологическая карта лесосечных работ составляется на каждую лесосеку перед началом ее разработки на основе данных отвода и таксации, выполнение лесосечных работ без технологической карты лесосечных работ не допускается, за исключением выполнения лесосечных работ гражданами, осуществляющими заготовку древесины для собственных нужд для целей отопления. Установлено также требование о необходимости соблюдения при выполнении лесосечных работ технологической карты лесосечных работ (пп.1, 5).

Из материалов дела следует, что 16 августа 2011 г. между Министерством по природопользованию и экологии Республики Карелия (арендодателем) и ООО «ТПК Юрма» (арендатором) в целях заготовки древесины был заключен договор аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, площадью (...) га, расположенного в Хвойном и Сумском лесничествах ГКУ РК «Беломорское центральное лесничество», и в период с 15 марта 2015 г. до 03 марта 2017 г. лесной участок в квартале 323 выделах 9, 10, 12 (делянка 1) Сумского участкового лесничества использовался предприятием для заготовки древесины на основании лесной декларации от 04 марта
2015 г.

Также установлено, что в ходе проведенного 31 мая 2017 г. уполномоченными должностными лицами ГКУ РК «Беломорское центральное лесничество» осмотра лесосеки был выявлен факт нарушения ООО «ТПК Юрма» порядка проведения рубок лесных насаждений (после завершения работ оставлены недорубы в виде компактного участка на площади 0,7 га в объеме 168,9 куб.м и отдельных деревьев в объеме 60,49 куб.м), тогда как согласно технологической карте разработки лесосеки предприятие должно осуществлять сплошную рубку и оставление лесных насаждений, подлежащих вырубке, предусмотрено не было.

В связи с выявленными нарушениями требований законодательства в затронутой сфере в отношении юридического лица был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.25 КоАП РФ, и на основании постановления должностного лица от 16 ноября 2017 г. ООО «ТПК Юрма» признано виновным в совершении указанного правонарушения.

Поскольку выводы субъектов административной юрисдикции о наличии признаков состава вменяемого лесопользователю противоправного деяния и его виновности в совершении правонарушения основаны на фактических обстоятельствах дела и собранных доказательствах в их совокупности, которым дана надлежащая оценка в соответствии со ст.26.11 КоАП РФ, ООО «ТПК Юрма» обоснованно привлечено к административной ответственности. Доказательства объективной невозможности соблюдения норм лесного законодательства в материалах дела отсутствуют, и какие-либо иные обстоятельства, исключающие виновность юридического лица, не установлены.

При производстве по делу об административном правонарушении срок давности привлечения к административной ответственности, принцип презумпции невиновности не нарушены, существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не допущено.

Доводы жалобы об отсутствии в действиях ООО «ТПК Юрма» состава вменяемого правонарушения состоятельными признать нельзя, так как с учетом приведенного в постановлении о привлечении к административной ответственности анализа специальных нормативных правовых актов применительно к обстоятельствам настоящего дела и ст.16.1 Лесного кодекса РФ, согласно которой лесосечные работы выполняются в соответствии с технологической картой лесосечных работ, действия предприятия квалифицированы должностным лицом в соответствии с требованиями КоАП РФ.

Ссылка в жалобе на положения ст.17 Лесного кодекса РФ также несостоятельная, поскольку доказательств, свидетельствующих о том, что оставленный лесозаготовителем недоруб включал в себя объекты лесных насаждений, подлежащие сохранению в целях воспроизводства лесов, материалы дела не содержат.

При таких обстоятельствах судья пришел к обоснованному выводу о соблюдении порядка привлечения ООО «ТПК Юрма» к административной ответственности, в связи с чем оснований для отмены постановления по делу об административном правонарушении и решения судьи, вынесенных с учетом конкретных обстоятельств дела и исследованных доказательств, и удовлетворения жалобы не имеется.

Руководствуясь требованиями ст.ст.30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление заместителя начальника отдела федерального государственного лесного и пожарного надзора Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия, заместителя главного государственного лесного инспектора в Республике Карелия от 16 ноября 2017 г. и решение судьи Беломорского районного суда Республики Карелия от 12 декабря 2017 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «ТПК Юрма» оставить без изменения, жалобу юридического лица - без удовлетворения.

Судья Н.А.Колбасова