№ 3а-100/2019
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
02.07.2019 г.Петрозаводск
Верховный Суд Республики Карелия в составе
судьи Данилова О.И.,
при секретаре Елисеевой Н.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Сафронова Александра Николаевича об оспаривании постановления Правительства Республики Карелия от 26.09.2012 № 298-П «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Республики Карелия» в части,
установил:
Административный истец является собственником объектов недвижимости с кадастровыми номерами 10:01:0000000:3564, 10:01:0000000:3563, 10:01:0000000:3553, 10:01:0000000:3539, 10:01:0000000:3547, кадастровая стоимость которых утверждена постановлением Правительства Республики Карелия от 26.09.2012 № 298-П «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Республики Карелия» в размере 67124764 руб. 36 коп., 276 596 руб. 46 коп., 27 559 руб. 86 коп., 162 888 руб. 28 коп., 60 204 руб. 04 коп. соответственно.
В связи с отсутствием качественной характеристики указанных объектов недвижимости – «назначение» – и на основании информации, представленной налоговому органу ГУП РК РГЦ «Недвижимость» во исполнение судебного постановления, налоговым органом до 01.01.2017 не начислялся по указанным объектам недвижимости налог на имущество физических лиц. Однако с момента определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения на территории Республики Карелия (01.01.2017), налоговым органом в адрес административного истца выставлено требование об уплате налога на имущество физических лиц, исчисленного исходя из его кадастровой стоимости, утвержденной указанным постановлением.
Ссылаясь на нарушение процедуры формирования перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, административный истец просил суд признать не действующим со дня его принятия раздел «Петрозаводский городской округ (часть 1)» результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Республики Карелия, утвержденных приложением № 1 к постановлению Правительства Республики Карелия от 26.09.2012 № 298-П «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Республики Карелия», в части следующих объектов недвижимости:
пункт 2580, кадастровый номер 10:01:0000000:3564, кадастровая стоимость в размере 67124764 руб. 36 коп.;
пункт 1657, кадастровый номер 10:01:0000000:3563, кадастровая стоимость в размере 276 596 руб. 46 коп.;
пункт 7334, кадастровый номер 10:01:0000000:3553, кадастровая стоимость в размере 27 559 руб. 86 коп.;
пункт 2122, кадастровый номер 10:01:0000000:3539, кадастровая стоимость в размере 162 888 руб. 28 коп.;
пункт 1583, кадастровый номер 10:01:0000000:3547, кадастровая стоимость в размере 60 204 руб. 04 коп.
В отзыве на административный иск Правительство Республики Карелия, ссылаясь на отсутствие запрета на включение в перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, объектов недвижимости, не имеющих указание на их назначение, просило в удовлетворении заявленных требований отказать.
В судебном заседании административный истец на удовлетворении заявленных требований настаивал, представитель Правительства Республики Карелия Евдокимова А.Ю. против заявленных требований возражала, представители филиала ФГБУ «ФКП Росреестра по Республике Карелия» – Денисова И.А., Управления Росреестра по Республике Карелия – Минин А.А., ГБУ РК «Центр государственной кадастровой оценки» – Литусова А.И., ГУП РК РГЦ «Недвижимость» – Гарбузова К.В. оставили разрешение спора на усмотрение суда.
Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, а также гражданского дела 2-42/7-05, заслушав заключение прокурора Иовлева Д.С., полагавшего административный иск подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Поскольку оспариваемый нормативный правовой акт входит в систему законодательных актов, определяющих налогооблагаемую базу по налогу на имущество физических лиц, постольку он затрагивает права административного истца, имеющего на праве собственности объекты недвижимости и являющегося плательщиком налога на имущество физических лиц.
Налог на имущество физических лиц был введен с 01.01.1992 и регулировался до 01.01.2015 Законом Российской Федерации от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц».
Плательщиками налогов на имущество являлись физические лица, имеющие в собственности объекты, определяемые настоящим Законом (статья 1). Объектами обложения налогами в соответствии с настоящим Законом являлись находящиеся в собственности физических лиц иные строения, помещения и сооружения (статья 2). Налог на строения, помещения и сооружения исчислялся на основании данных об их инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года (статья 5).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.03.1992 № 469-р во исполнение постановления Верховного Совета РСФСР «О порядке введения в действие Закона РСФСР «О налогах на имущество физических лиц» Минстрою России в месячный срок было предписано утвердить порядок оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности.
Порядок оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, утвержден приказом Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 04.04.1992 № 87, согласно пунктам 2.1-2.3 которого оценке подлежат строения, помещения и сооружения определенного функционального назначения, принятые в эксплуатацию и зарегистрированные в делопроизводстве органов исполнительной власти национально-государственных и административно - территориальных образований как принадлежащие гражданам на праве собственности.
Оценке для целей налогообложения не подлежат строения, помещения и сооружения: строящиеся; самовольно возведенные; признанные по различным причинам непригодными для дальнейшей эксплуатации; бесхозяйные; назначение которых не определено.
Перечень самовольно возведенных, бесхозяйных объектов и объектов, назначение которых не определено, представляется бюро технической инвентаризации в органы исполнительной власти национально-государственных и административно-территориальных образований для определения их назначения и принадлежности.
Закон Российской Федерации от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» утратил силу с 01.01.2015 в связи с принятием Федерального закона от 04.10.2014 № 284-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц».
С 01.01.2015 вопросы исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц регулируются главой 32 «Налог на имущество физических лиц» НК РФ.
Подпунктом 6 пункта 1 статьи 401 НК РФ предусмотрено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: иные здание, строение, сооружение, помещение.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 настоящего Кодекса.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи.
Законом Республики Карелия от 01.11.2016 № 2058-ЗРК установлена единая дата начала применения на территории Республики Карелия порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения – 01.01.2017 (статья 1).
Согласно пункту 3(1) решения Петрозаводского городского Совета от 18.11.2014 №27/29-457 «Об установлении и введении в действие на территории Петрозаводского городского округа налога на имущество физических лиц» (введенному в действие с 01.01.2017) налоговая база определена исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом особенностей, предусмотренных статьей 403 НК РФ.
Результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Республики Карелия были утверждены постановлением Правительства Республики Карелия от 26.09.2012 № 298-П «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Республики Карелия».
Разделом «Петрозаводский городской округ (часть 1)» результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Республики Карелия, утвержденных приложением № 1 к постановлению Правительства Республики Карелия от 26.09.2012 № 298-П «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Республики Карелия» установлена кадастровая стоимость следующих объектов недвижимости, принадлежащих на праве собственности административному истцу:
пункт 2580, кадастровый номер 10:01:0000000:3564, кадастровая стоимость в размере 67124764 руб. 36 коп.;
пункт 1657, кадастровый номер 10:01:0000000:3563, кадастровая стоимость в размере 276 596 руб. 46 коп.;
пункт 7334, кадастровый номер 10:01:0000000:3553, кадастровая стоимость в размере 27 559 руб. 86 коп.;
пункт 2122, кадастровый номер 10:01:0000000:3539, кадастровая стоимость в размере 162 888 руб. 28 коп.;
пункт 1583, кадастровый номер 10:01:0000000:3547, кадастровая стоимость в размере 60 204 руб. 04 коп.
Указанное постановление принято в пределах компетенции Правительства Республики Карелия, опубликовано в установленном законом порядке и по этим основаниям лицами, участвующими в деле, не оспаривается.
Данное постановление оспаривается в части соблюдения процедуры формирования перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке.
По мнению суда, процедура формирования перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, была нарушена.
В настоящее время Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) содержит следующие сведения об объектах недвижимости:
- с кадастровым номером 10:01:0000000:3564, местоположение: г.Петрозаводск, ул.Сулажгорского кирпичного завода, д.б/н, назначение – нежилое, наименование – трехэтажное здание общежития, инвентарный номер – 10408, год завершения строительства – 1984, количество этажей – 4, площадь – 1963,7 кв.м. Сведения в ЕГРН внесены 22.11.2011 в соответствии с Порядком включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 11.01.2011 № 1, на основании технического паспорта, переданного ГУП РК РГЦ «Недвижимость» в установленном порядке; Право собственности зарегистрировано за Сафроновым А.Н. 15.12.2016 № 10-10/001-10/001/030/2016-2911/2; Кадастровая стоимость составляет 67124764 руб. 36 коп.;
- с кадастровым номером 10:01:0000000:3563, местоположение: г.Петрозаводск, ул.Сулажгорского кирпичного завода, д.б/н, назначение – нежилое, наименование – одно-двухэтажное нежилое здание, инвентарный номер – 10404, год завершения строительства – 1961, количество этажей – 2, площадь – 582,1 кв.м. Сведения в ЕГРН внесены 22.11.2011 в соответствии с Порядком включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 11.01.2011 № 1, на основании технического паспорта, переданного ГУП РК РГЦ «Недвижимость» в установленном порядке; Право собственности зарегистрировано за Сафроновым А.Н. 11.04.2017 № 10:01:0000000:3563-10/001/2017-1; Кадастровая стоимость составляет 276596 руб. 46 коп.;
- с кадастровым номером 10:01:0000000:3553, местоположение: г.Петрозаводск, ул.Сулажгорского кирпичного завода, д.б/н, назначение – нежилое, наименование – одноэтажное нежилое здание, инвентарный номер – 10416, год завершения строительства – 1961, количество этажей – 1, площадь – 58 кв.м. Сведения в ЕГРН внесены 22.11.2011 в соответствии с Порядком включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 11.01.2011 № 1, на основании технического паспорта, переданного ГУП РК РГЦ «Недвижимость» в установленном порядке; Право собственности зарегистрировано за Сафроновым А.Н. 11.04.2017 № 10:01:0000000:3553-10/001/2017-1; Кадастровая стоимость составляет 27559 руб. 86 коп.;
- с кадастровым номером 10:01:0000000:3539, местоположение: г.Петрозаводск, ул.Сулажгорского кирпичного завода, д.б/н, назначение – нежилое, наименование – двухэтажное нежилое здание, инвентарный номер – 10413, год завершения строительства – 1985, количество этажей – 2, площадь – 342,8 кв.м. Сведения в ЕГРН внесены 22.11.2011 в соответствии с Порядком включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 11.01.2011 № 1, на основании технического паспорта, переданного ГУП РК РГЦ «Недвижимость» в установленном порядке; Право собственности зарегистрировано за Сафроновым А.Н. 11.04.2017 № 10:01:0000000:3539-10/001/2017-1; Кадастровая стоимость составляет 162888 руб. 28 коп.;
- с кадастровым номером 10:01:0000000:3547, местоположение: г.Петрозаводск, ул.Сулажгорского кирпичного завода, назначение – нежилое, наименование – двухэтажное нежилое здание, инвентарный номер – 10411, год завершения строительства – 1977, количество этажей – 2, площадь – 126,7 кв.м. Сведения в ЕГРН внесены 22.11.2011 в соответствии с Порядком включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 11.01.2011 № 1, на основании технического паспорта, переданного ГУП РК РГЦ «Недвижимость» в установленном порядке; Право собственности зарегистрировано за Сафроновым А.Н. 15.12.2016 № 10-10/001-10/001/030/2016-2909/2; Кадастровая стоимость составляет 60 204 руб. 04 коп.
Таким образом, сведения об указанных объектах недвижимости были включены в ЕГРН 22.11.2011 как о ранее учтенные объектах недвижимости на основании технических паспортов, изготовленных и переданных ГУП РК РГЦ «Недвижимость» органу кадастрового учета.
Часть 3 статьи 45 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», в редакции, действовавшей на момент формирования перечней объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке (далее – Закон о кадастре недвижимости), предусматривала, что сведения о ранее учтенных объектах недвижимости с учетом предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона состава сведений и содержащие такие сведения документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в сроки и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. В срок до 1 января 2013 года органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, осуществившие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей государственный технический учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, передают в органы кадастрового учета по месту расположения соответствующих объектов недвижимости в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, заверенные уполномоченными должностными лицами органов и организаций по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации копии технических паспортов соответствующих зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.
Пунктом 15 части 2 статьи 7 Закона о кадастре недвижимости предусмотрено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся также следующие дополнительные сведения об объекте недвижимости: назначение здания (нежилое здание, жилой дом или многоквартирный дом), если объектом недвижимости является здание.
Порядком включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 11.01.2011 № 1, был предусмотрен порядок передачи органу кадастрового учета копий технических паспортов от организации технической инвентаризации.
Пунктами 7, 11, 12 Положения об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 04.12.2000 № 921 «О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства» (действующего по 08.07.2013), предусмотрено, что первичный государственный технический учет объектов капитального строительства осуществляется по результатам первичной технической инвентаризации, за исключением случаев, установленных пунктом 8 настоящего Положения. При осуществлении первичного государственного технического учета объектам капитального строительства в установленном порядке присваиваются инвентарный и кадастровый номера.
Государственный технический учет в связи с изменением характеристик объекта капитального строительства осуществляется по результатам технической инвентаризации таких изменений.
По результатам технической инвентаризации на каждый объект капитального строительства оформляется технический паспорт, форма которого и состав включаемых в него сведений устанавливаются Министерством экономического развития Российской Федерации.
Технический паспорт является документальной основой для ведения Единого государственного реестра объектов капитального строительства (далее - Единый государственный реестр).
На основе сведений, полученных в результате технической инвентаризации, формируется и ведется в установленном порядке Единый государственный реестр.
Сведения об объектах капитального строительства, полученные от организаций (органов) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации объектов капитального строительства, используются при осуществлении государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведении государственного статистического учета, определении размера налога на имущество, внесении сведений о ранее учтенных объектах капитального строительства в государственный кадастр недвижимости, а также ведении реестра федерального имущества.
Как установлено вступившим в законную силу решением Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 17.05.2005 по иску Балдина Ю.А. (прежнего собственника объектов недвижимости, по которым установлена кадастровая стоимость оспариваемым нормативным правовым актом) к ГУП РГЦ «Недвижимость» о признании выполненных инвентаризационных работ по договору от 07.05.2001 № 184 в отношении объектов недвижимости с инвентарными номерами 10404, 10405, 10408, 10409, 10410, 10411, 10412, 10413, 10415, 10416 ненадлежащего качества, уменьшении цены, обязании предоставить в налоговый орган сведения о том, что с 2001 г. указанные здания не подлежат оценке для целей налогообложения, информация о назначении данных зданий указана неверная. Суд обязал ГУП РГЦ «Недвижимость» (в настоящее время ГУП РК РГЦ «Недвижимость») представить налоговому органу сведения о том, что инвентаризационная стоимость в отношении перечисленных объектов недвижимости не соответствует действительности.
При этом суд указал в мотивировочной части на возможность определения назначения объектов недвижимости в соответствии с пунктом 2.3 Порядка оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, утвержденного приказом Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 04.04.1992 № 87, и пунктом 3 Порядка представления уполномоченными организациями технической инвентаризации в налоговые органы сведений об объектах недвижимого имущества, утвержденным совместным приказом Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу и Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 28.02.2001 № 36/БГ-3-08/67, согласно которому в случае, если отсутствуют технические паспорта объектов недвижимого имущества или плановая инвентаризация таких объектов не была проведена в течение последних пяти лет, организации технической инвентаризации представляют сведения по результатам массовой оценки объектов, которые могут быть скорректированы после проведения полной паспортизации объекта и предоставления выписки в налоговый орган о его инвентаризационной стоимости. Данный совместный приказ утратил силу с 01.01.2012.
Также судом установлено, что при передаче в орган кадастрового учета технических паспортов с инвентарными номерами 10408, 10404, 10416, 10413 и 10411 в отношении ранее учтенных объектов недвижимости (в настоящее время принадлежат административному истцу на праве собственности и имеют кадастровые номера 10:01:0000000:3564, 10:01:0000000:3563, 10:01:0000000:3553, 10:01:0000000:3539, 10:01:0000000:3547 соответственно) ГУП РК РГЦ «Недвижимость» была предоставлена недостоверная информация о назначении зданий, которая была устранена лишь 28.06.2019.
При этом назначение данных зданий не было определено ни в момент осуществления инвентаризационных работ по договору с прежним собственником Балдиным Ю.А., ни после вступления в законную силу решения Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 17.05.2005, ни в момент передачи копий технических паспортов органу кадастрового учета.
На момент вынесения настоящего решения в технических паспортах с инвентарными номерами 10404, 10408, 10411, 10413 и 10416 (оригиналы которых представлены в материалы дела) в графе назначение имеется запись «не определено».
Статьей 24.13 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в редакции, действовавшей на момент формирования перечней объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке) установлено, что государственная кадастровая оценка проводится в отношении объектов недвижимости, учтенных в государственном кадастре недвижимости.
Перечень объектов недвижимости для целей проведения государственной кадастровой оценки формируется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (далее – орган кадастрового учета).
При формировании такого перечня объектов недвижимости указываются количественные и качественные характеристики объектов недвижимости, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки и содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, а также в иных фондах данных, базах данных и документах, имеющихся в распоряжении органа кадастрового учета.
Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 03.11.2006 № 358 утверждены Методические рекомендации по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости нежилого фонда для целей налогообложения, согласно пункту 5 которых при формировании перечня объектов оценки на основании сведений государственного земельного кадастра и единого государственного реестра объектов капитального строительства территориальным органом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в субъекте Российской Федерации указываются учетные количественные и качественные характеристики объектов оценки (далее – учетные характеристики). При формировании перечня объектов оценки обеспечивается полнота сведений об учетных характеристиках объектов оценки.
Приказом Росреестра от 25.03.2011 № П/89 «О формировании и предоставлении перечня объектов недвижимости для целей проведения государственной кадастровой оценки» приложение № 2 установлено, что в сведениях об объектах недвижимости указываются следующие количественные и качественные характеристики объектов недвижимости, в том числе, назначение здания (нежилое здание, жилой дом или многоквартирный дом), если объектом недвижимости является здание (пункт 2.4).
Не допускается отсутствие количественных и качественных характеристик в сведениях об объектах недвижимости (пункт 2.5).
Пунктами 3.3, 4.2 и 5.1 указанного приказа предусмотрено, что по результатам проведенного анализа сведений об объектах недвижимости формируются три перечня объектов недвижимости:
- перечень объектов недвижимости с полными и непротиворечивыми количественными и качественными характеристиками (Перечень № 1);
- перечень объектов недвижимости с неполными и противоречивыми количественными и качественными характеристиками (Перечень № 2);
- перечень объектов недвижимости с дублирующимися сведениями (Перечень №3).
Кадастровая палата обеспечивает внесение полных и непротиворечивых количественных и качественных характеристик объектов недвижимости, указанных в Перечне № 2, а также анализирует Перечень № 3 на предмет выявления дублирующихся количественных и качественных характеристик объектов недвижимости.
После внесения полных и непротиворечивых количественных и качественных характеристик объектов недвижимости, указанных в Перечне № 2, Кадастровая палата формирует:
- перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, в который включаются сведения об объектах недвижимости, указанные в Перечне № 1, сведения об объектах недвижимости, указанные в Перечне № 2, по которым внесены полные и непротиворечивые количественные и качественные характеристики объектов недвижимости, и сведения об объектах недвижимости, указанные в Перечне № 3, по которым не выявлены дублирующиеся количественные и качественные характеристики объектов недвижимости;
- перечень объектов недвижимости, не подлежащих государственной кадастровой оценке, в который включаются сведения об объектах недвижимости, указанные в Перечне № 2, по которым не внесены полные и непротиворечивые количественные и качественные характеристики объектов недвижимости, и сведения об объектах недвижимости, указанные в Перечне № 3, по которым выявлены дублирующиеся количественные и качественные характеристики объектов недвижимости.
Таким образом, исходя из положений приказа Росреестра от 25.03.2011 № П/89 «О формировании и предоставлении перечня объектов недвижимости для целей проведения государственной кадастровой оценки» объекты недвижимости без указания назначения здания подлежали включению в перечень объектов недвижимости, не подлежащих государственной кадастровой оценке, в который включаются сведения об объектах недвижимости, указанные в Перечне № 2, по которым не внесены полные и непротиворечивые количественные и качественные характеристики объектов недвижимости.
Следовательно, включение объектов недвижимости, принадлежащих административному истцу на праве собственности и не имеющих с 2001 г. качественную характеристику «назначение здания (нежилое здание, жилой дом или многоквартирный дом)», в перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, не соответствовало закону.
Поскольку нарушена процедура формирования перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке (статья 24.13 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в редакции, действовавшей на момент формирования перечней объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке), постольку является незаконным и нормативный правовой акт, утвердивший результаты кадастровой стоимости в отношении объектов недвижимости, не подлежащих государственной кадастровой оценке.
При этом суд учитывает, что злоупотреблений со стороны административного истца своими правами не установлено, поскольку законом на него обязанности по установлению качественной характеристики здания «назначение» возложено не было.
Также суд принимает во внимание, что действующим на сегодняшний день законодательством, регулирующим формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, прямо указано на не включение в указанный перечень объектов недвижимости, не имеющих качественную характеристику «назначение объекта недвижимости, в случае если объектом недвижимости, подлежащим государственной кадастровой оценке, является здание, сооружение, помещение, единый недвижимый комплекс» (пункт 6 Порядка формирования и предоставления перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, в том числе количественные и качественные характеристики объектов недвижимости, подлежащие указанию в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, требования к содержанию запроса о предоставлении перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.02.2017 № 74).
С учетом обстоятельств дела, субъектного состава и характера сложившихся правоотношений, суд приходит к выводу о признании нормативного правового акта не действующим в части со дня его принятия, с возложением на административного ответчика обязанности опубликовать сообщение о принятии судебного акта в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании.
Удовлетворяя заявленные требования, суд, руководствуясь статьей 111 КАС РФ, взыскивает в пользу административного истца с административного ответчика понесенные судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Руководствуясь статьями 111, 175-180, 215-217 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление Сафронова Александра Николаевича удовлетворить.
Признать не действующим со дня его принятия раздел «Петрозаводский городской округ (часть 1)» результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Республики Карелия, утвержденных приложением № 1 к постановлению Правительства Республики Карелия от 26.09.2012 № 298-П «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Республики Карелия», в части следующих объектов недвижимости:
пункт 2580, кадастровый номер 10:01:0000000:3564, кадастровая стоимость в размере 67124764 руб. 36 коп.;
пункт 1657, кадастровый номер 10:01:0000000:3563, кадастровая стоимость в размере 276 596 руб. 46 коп.;
пункт 7334, кадастровый номер 10:01:0000000:3553, кадастровая стоимость в размере 27 559 руб. 86 коп.;
пункт 2122, кадастровый номер 10:01:0000000:3539, кадастровая стоимость в размере 162 888 руб. 28 коп.;
пункт 1583, кадастровый номер 10:01:0000000:3547, кадастровая стоимость в размере 60 204 руб. 04 коп.
Обязать Правительство Республики Карелия опубликовать сообщение о принятии решения суда в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти.
Взыскать с Правительства Республики Карелия в пользу Сафронова Александра Николаевича расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Верховный Суд Республики Карелия.
Судья О.И.Данилов
Мотивированное решение изготовлено в порядке части 2 статьи 177 КАС РФ 08.07.2019, последний день подачи апелляционной жалобы 08.08.2019.