Судья Савельева Е.В. № 7-34/2022
№12-27/2022
Р Е Ш Е Н И Е
28 апреля 2022 г. г.Элиста
Судья Верховного Суда Республики Калмыкия Кутланова Л.М.,
при секретаре Чимидовой Я.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Калмыкия <Данные изъяты> на решение судьи Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 14 февраля 2022 года, вынесенное по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении начальника отдела бухгалтерского учета и отчетности Министерства сельского хозяйства Республики Калмыкия Манджиевой М.Б.
у с т а н о в и л:
Постановлением руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Калмыкия <Данные изъяты> от 24 декабря 2021 года начальник отдела бухгалтерского учета и отчетности Министерства сельского хозяйства Республики Калмыкия Манджиева М.Б. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 15000 рублей.
Решением судьи Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 14 февраля 2022 года постановление о назначении административного наказания отменено, производство по делу прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Калмыкия, руководитель Управления Федерального казначейства по Республике Калмыкия <Данные изъяты> просит решение судьи отменить, направить дело на новое рассмотрение. В обоснование доводов жалобы указывает, что субсидии на возмещение затрат на приобретение кормов растительных, соломы и зерна на кормовые цели с учетом транспортировки на сумму <Данные изъяты> тыс. рублей были списаны на расходы текущего года без подтверждающих первичных документов, что является грубым нарушением порядка ведения бухгалтерского (бюджетного) учета. В результате необоснованного списания затрат по счету 302.46, не отнесения расчетов с сельскохозяйственными товаропроизводителями на счет 206.46, Министерством допущено искажение отчетных данных за 2020 год. В решении судьи не дана оценка доводам представителя Управления о том, что в ходе проверки Манджиевой М.Б. были даны бухгалтерские справки от 12 июля 2021 года №4-23 на восстановление дебиторской задолженности по счету 206.46 на сумму <Данные изъяты> рублей, однако, после консультации с Министерством финансов Республики Калмыкия, Манджиева М.Б. заново отразила сумму <Данные изъяты> тыс. рублей в бухгалтерском учете по дебету счета 1.410.20 «Расходы текущего финансового года», кредиту счета 302.46 «Расчеты по безвозмездным перечислениям текущего характера некоммерческим организациям и физическим лицам - производителям товаров, работ и услуг на производство». В ходе судебного заседания 26 января 2022 года представителем Управления <Данные изъяты> было заявлено ходатайство об истребовании документов, подтверждающих произведенные затраты сельскохозяйственных производителей (акты падежа скота и иные документы), списанные как возмещение затрат. В связи с этим судебное заседание было отложено на 14 февраля 2022 года. Однако запрашиваемые документы Министерством в ходе судебного заседания 14 февраля 2022 года представлены не были и судом не исследовались. Следовательно, доводам и доказательствам Управления не дана надлежащая и правильная оценка.
В возражении на жалобу защитник Мукубенов В.П. просит решение судьи городского суда от 14 февраля 2022 года оставить без изменения, жалобу без удовлетворения. В обоснование доводов указывает, что исчерпывающий перечень авансовых платежей в 2020 году определен частью 2 статьи 5 Федерального закона от 02.12.2019 № 380-ФЗ «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов», к которым данный вид межбюджетного трансферта отнести нельзя. Срок составления и сдачи Министерством периодической бухгалтерской отчетности (годовой баланс за 2020 г.) и срок сдачи в Министерство сельхозтоваропроизводителями отчетности о целевом использовании полученных субсидий, установленный Порядком № 354, исключает наличие в Министерстве первичных документов, подтверждающих списание затрат, на момент сдачи отчетности.
В судебном заседании представители Управления Федерального казначейства по Республике Калмыкия Джасунова К.Г., Даванова А.А. доводы жалобы поддержали.
Манджиева М.Б., защитник Мукубенов В.П. против доводов жалобы возражали по основаниям, изложенным в возражении и дополнении к возражениям.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, выслушав объяснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, допросив свидетеля, обозрев материалы дела об административном правонарушении № 14-38, прихожу к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы.
В соответствии с частью 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях грубое нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо грубое нарушение порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Согласно подпункту 1 пункта 4 примечания к статье 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях под грубым нарушением требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо грубым нарушением порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности понимается искажение показателя бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, которое привело к искажению информации об активах, и (или) обязательствах, и (или) о финансовом результате более чем на 10 процентов.
Распоряжением Правительства РФ от 31 октября 2020 года № 2838-р в целях компенсации сельскохозяйственным товаропроизводителям ущерба, причиненного в 2020 году на территории Республики Калмыкия в связи с почвенной засухой, Минсельхозу России из резервного фонда Правительства Российской Федерации в 2020 году выделены бюджетные ассигнования в размере <Данные изъяты> тыс. рублей для предоставления иного межбюджетного трансферта бюджету Республики Калмыкия на оказание финансовой помощи, имея в виду осуществление компенсации ущерба 54 сельскохозяйственным организациям и 1416 крестьянским (фермерским) хозяйствам, включая индивидуальных предпринимателей, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного характера.
Во исполнение пункта 2 распоряжения 20 ноября 2020 г. между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Правительством Республики Калмыкия заключено Соглашение о предоставлении иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации.
В целях реализации распоряжения Правительства Российской Федерации от 31 октября 2020 года № 2838-р Правительством Республики Калмыкия принято постановление от 17 ноября 2020 года № 354 «Об утверждении Порядка предоставления субсидий из республиканского бюджета на финансовое обеспечение затрат в целях компенсации ущерба сельскохозяйственным товаропроизводителям, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации природного характера в 2020 году». Порядком определены условия и механизм предоставления субсидий из республиканского бюджета на финансовое обеспечение затрат на приобретение кормов растительных, соломы и зерна на кормовые цели с учетом транспортировки в целях компенсации ущерба сельскохозяйственным товаропроизводителям (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство), пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации природного характера в 2020 году.
Главным распорядителем средств республиканского бюджета, осуществляющим предоставление субсидий на финансовое обеспечение затрат на приобретение кормов растительных, соломы и зерна на кормовые цели с учетом транспортировки в целях компенсации ущерба сельскохозяйственным товаропроизводителям (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство), пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации природного характера, в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в соглашении о предоставлении иных межбюджетных трансфертов бюджету Республики Калмыкия, является уполномоченный орган исполнительной власти Республики Калмыкия в сфере агропромышленного комплекса - Министерство сельского хозяйства Республики Калмыкия (пункт 1.4 Порядка).
Субсидии предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации природного характера, соответствующим требованиям статьи 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства" (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) и на дату подачи документов отвечающим требованиям пункта 2.1 Порядка.
Согласно пункту 2.2 Порядка для получения субсидий заявитель, претендующий на ее получение, представляет в уполномоченный орган следующие документы: заявление по форме согласно приложению № 1 к настоящему Порядку; справка-расчет на предоставление субсидий по форме согласно приложению № 2 к настоящему Порядку; копия справки (сведения) из учреждения Центрального банка Российской Федерации или кредитной организации о наличии расчетного или корреспондентского счета; акт пересчета поголовья сельскохозяйственных животных заявителя по рекомендуемой форме, утверждаемой уполномоченным органом, составленный комиссией, типовое положение о которой утверждается уполномоченным органом.
Субсидии предоставляются по ставкам, утвержденным уполномоченным органом, в соответствии с формулой расчета ставки субсидий, но не более 30 процентов максимального размера (рублей) нормы потребности одной условной маточной головы в кормах растительных, соломе и зерне на кормовые цели с учетом транспортировки, установленной уполномоченным органом (пункт 2.7 Порядка).
Результатом предоставления субсидии является сохранение численности субсидируемого маточного поголовья животных по состоянию на 30 апреля 2021 года. Значение результата устанавливается в соглашении о предоставлении субсидии (пункт 2.10 Порядка). Субсидия предоставляется на приобретение кормов растительных, соломы и зерна на кормовые цели с учетом транспортировки (пункт 2.16 Порядка).
В соответствии с пунктами 3.1 и 3.2 Порядка (в ред. до внесения изм. Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 10 августа 2021 года № 301) получатель субсидии отчитывается о достижении результата предоставления субсидии путем представления в уполномоченный орган отчета по форме согласно приложению № 4 к настоящему Порядку в срок до 1 июня 2021 года. Получатель субсидии отчитывается о расходах средств субсидии по форме согласно приложению № 5 к настоящему Порядку в срок до 1 июня 2021 года с приложением копий подтверждающих документов (договора, платежные документы, кассовые ордера, товарные чеки, товарные накладные и иные платежные документы).
Как следует из материалов дела и установлено судом Управлением Федерального казначейства по Республике Калмыкия в соответствии с приказом Управления от 16 июня 2021 года № 273 в период с 18 июня по 20 августа 2021 года в Министерстве сельского хозяйства Республики Калмыкия проведена внеплановая выездная проверка соблюдения целей, порядка и условий предоставления межбюджетной субсидии, субвенции либо иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое значение, из федерального бюджета в рамках «Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы» за 2019-2020 годы.
По результатам проверки в отношении начальника отдела бухгалтерского учета и отчетности Министерства сельского хозяйства Республики Калмыкия Манджиевой М.Б. составлен протокол от 16 ноября 2021 года и вынесено оспариваемое постановление от 24 декабря 2021 года № 25-14-40/2021.
Основанием для вынесения оспариваемого постановления послужили выводы административного органа о том, что Манджиева М.Б., являясь начальником отдела бухгалтерского учета и отчетности Министерства сельского хозяйства Республики Калмыкия, подписала и представила в Министерство финансов Республики Калмыкия баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета по состоянию на 1 января 2021 года, в котором отразила предоставленные сельхозтоваропроизводителям субсидии как затраты по счету 302.46 «Расчеты по безвозмездным перечислениям текущего характера некоммерческим организациям и физическим лицам-производителям товаров, работ и услуг на производство». При этом административный орган считает, что списание затрат надлежало отразить по счету 206.46 «Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям текущего характера некоммерческим организациям и физическими лицам-производителям товаров, работ и услуг на производство». Субсидии из республиканского бюджета на финансовое обеспечение затрат в целях компенсации ущерба сельхозтоваропроизводителям, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации природного характера в 2020 году на сумму <Данные изъяты> руб., Министерством были списаны на расходы текущего года без подтверждающих первичных документов, что является грубым нарушением требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету. В результате необоснованного списания затрат допущено искажение отчетных данных за 2020 год.
Отменяя постановление руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Калмыкия от 24 декабря 2021 года № 25-14-40/2021 и прекращая производство по делу об административном правонарушении за отсутствием в действиях Манджиевой М.Б. состава административного правонарушения, судья городского суда исходил из того, что Правила предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации на осуществление компенсации сельскохозяйственным товаропроизводителям, в том числе личным подсобным хозяйствам, ущерба, причиненного в результате чрезвычайных ситуаций природного характера, а также затрат на уплату лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга) и процентов по кредитам (займам), утвержденные Постановлением Правительства РФ от 10 ноября 2020 № 1807, Порядок предоставления субсидий из республиканского бюджета на финансовое обеспечение затрат в целях компенсации ущерба сельскохозяйственным товаропроизводителям, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации природного характера в 2020 году, утвержденный Постановлением Правительством Республики Калмыкия от 17 ноября 2020 года № 354 исключают возможность предоставления Министерством субсидий в качестве авансовых платежей.
Оснований не согласиться с выводами судьи Элистинского городского суда РК не имеется.
Так, из Соглашения о предоставлении иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации, заключенного между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Правительством Республики Калмыкия, не следует, что указанные в нем денежные средства предоставляются в качестве авансового платежа.
Частью 2 статьи 5 Федерального закона от 02 декабря 2019 года № 380-ФЗ «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» установлен исчерпывающий перечень видов целевых средств, которые подлежат казначейскому сопровождению в 2020 году, часть из которых определены как авансовые платежи, источником финансового обеспечения которых являются целевые средства, выделяемые из федерального бюджета.
Ни к одному из перечисленных видов авансовых платежей предоставленные бюджету Республики Калмыкия средства иного межбюджетного трансферта не относятся. Межбюджетный трансферт на сумму <Данные изъяты> рублей в соответствии с подпунктом 10 части 2 статьи 5 Федерального закона № 380-ФЗ относится к средствам, получаемым юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в случаях, установленных Правительством РФ.
Кроме того, согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 25 августа 2020 года № 09-01-11/74469 Об осуществлении авансовых платежей по договорам, источником финансового обеспечения которых является субсидия из федерального бюджета, с применением казначейского обеспечения обязательств» казначейское обеспечение обязательств при казначейском сопровождении целевых средств осуществляется в порядке, утвержденном приказом Минфина России от 13 декабря 2019года №232н (далее - Порядок №232н). В соответствии с пунктом 10 Порядка №232н санкционирование расходов при казначейском сопровождении авансовых платежей, предоставленных на основании договоров (контрактов), содержащих условия о казначейском обеспечении обязательств, а также сроки оплаты указанных расходов осуществляются в общеустановленном порядке. Порядок осуществления территориальными органами Федерального казначейства санкционирования расходов, источником финансового обеспечения которых являются целевые средства, при казначейском сопровождении целевых средств в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов», утвержден приказом Минфина России от 10 декабря 2019года №220н (далее - Порядок №220н). Пунктом 10 Порядка №220н предусмотрена возможность перечисления целевых средств на расчетные счета, открытые юридическим лицам - получателям целевых средств в кредитных организациях, в том числе в случае возмещения произведенных юридическим лицом расходов (части расходов) при условии: представления копий платежных поручений, реестров платежных поручений, подтверждающих оплату произведенных юридическим лицом расходов (части расходов), а также документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств (далее - документы-основания), или реестра документов-оснований с приложением указанных в нем документов-оснований (в случае указания реестра документов-оснований в платежном документе) (далее - реестр документов-оснований); включения в договор о предоставлении целевых средств условия о возмещении произведенных юридическим лицом расходов (части расходов).
Таким образом, порядок санкционирования органами казначейства авансовых платежей по расходам, источником финансового обеспечения которых являются целевые средства, предусматривает в качестве авансовых платежей перечисление целевых средств при условии представления документов, подтверждающих оплату произведенных юридическим лицом расходов (части расходов), а также документов-оснований или реестра документов-оснований с приложением указанных в нем документов-оснований, подтверждающих возникновение денежных обязательств; включения в договор о предоставлении целевых средств условия о возмещении произведенных юридическим лицом расходов.
Между тем порядок предоставления субсидий из республиканского бюджета на финансовое обеспечение затрат в целях компенсации ущерба сельскохозяйственным товаропроизводителям, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации природного характера в 2020 году, утвержденный Постановлением Правительством Республики Калмыкия от 17 ноября 2020 года № 354, таких условий для перечисления субсидий не предусматривает, механизм предоставления субсидии не предполагает и возмещения затрат, так как документы, подтверждающие произведенные получателем субсидий затраты, представляются после ее получения. Следовательно, предоставленные сельскохозяйственным товаропроизводителям субсидии не относятся к числу авансовых платежей.
Кроме того, согласно уведомлению № Р211-523-08 по расчетам между бюджетами от 25 января 2021 года, подписанному заместителем директора и главным бухгалтером Департамента бюджетной политики Министерства сельского хозяйства РФ, Министерством сельского хозяйства РФ зачтены расходы, подтвержденные документами, в сумме <Данные изъяты> рублей в соответствии с Соглашением от 20.11.2020 № 082-17-2020-076. Данное обстоятельство также свидетельствует о правильности составления Манджиевой М.Б. бухгалтерской отчетности в части отражения указанных средств по счету 302.46.
При таких обстоятельствах, поскольку предоставленные сельскохозяйственным товаропроизводителям республики, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации природного характера в 2020 году, субсидии из республиканского бюджета не являются авансовыми платежами, у начальника отдела бухгалтерского учета и отчетности Министерства сельского хозяйства Республики Калмыкия Манджиевой М.Б. не имелось оснований для отнесения указанных затрат на счет 206.46 «Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям текущего характера некоммерческим организациям и физическим лицам – производителям товаров, работ и услуг на производство» при составлении Баланса главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета по состоянию на 01.01.2021г.
Утверждение должностного лица в постановлении о необоснованном списании затрат по счету 302.46 «Расчеты по безвозмездным перечислениям текущего характера некоммерческим организациям и физическим лицам – производителям товаров, работ и услуг на производство» являются несостоятельными. Пункты 2, 3, 4 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункт 1 статьи 13 Федерального закона от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», пункт 17 Инструкции о порядке составления и предоставления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2010 года № 191н, нарушение которых вменено в вину Манджиевой М.Б., не содержат положений, разъясняющих необходимость отнесения расчетов с сельскохозяйственными товаропроизводителями по предоставленным субсидиям на возмещение затрат на приобретение кормов растительных, соломы и зерна на кормовые цели с учетом транспортировки на счет 206.46 «Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям текущего характера некоммерческим организациям и физическим лицам – производителям товаров, работ и услуг на производство».
Из пояснений допрошенной в настоящем судебном заседании в качестве свидетеля <Данные изъяты> следует, что в период работы ее главным бухгалтером Министерства финансов Республики Калмыкия в 2021 году к ней обращалась Манджиева М.Б. за консультацией по правильности отражения в бухгалтерской отчетности денежных средств, полученных в 2020 году из федерального бюджета в качестве межбюджетного трансферта на оказание финансовой помощи сельхозтоваропроизводителям, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного характера. По мнению свидетеля, при отражении в бюджетном учете субсидий, предоставленных сельскохозяйственным товаропроизводителям за счет средств иного межбюджетного трансферта на осуществление компенсации сельскохозяйственным товаропроизводителям ущерба, причиненного в результате чрезвычайных ситуаций природного характера, возникает противоречие между учетом субсидий и иного межбюджетного трансферта. Считает, что отнесение полученных из федерального бюджета средств как на счет 302.46, так и на счет 206.46 вызывает определенные сомнения, и в том и в другом случае можно предъявить претензии к учету Манджиевой М.Б. указанных средств.
В силу частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Таким образом, вывод судьи об отсутствии в действиях Манджиевой М.Б. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 15.15.6 КоАП РФ, является правомерным.
Ввиду изложенного, доводы жалобы о виновности Манджиевой М.Б. в правонарушении следует признать необоснованными.
Ссылка в жалобе на факт исправления Манджиевой М.Б. бухгалтерской отчетности в ходе проверки и последующего приведения отчетности в первоначальное состояние, а также на отсутствие у Министерства сельского хозяйства РК документов, подтверждающих произведенные затраты сельскохозяйственных товаропроизводителей, не может быть принята во внимание, поскольку указанные обстоятельства не имеют значения для вывода о наличии либо отсутствии в действиях Манджиевой М.Б. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 15.15.6 КоАП РФ.
Вопреки доводам жалобы, оспариваемое решение судьи Элистинского городского суда РК соответствует требованиям статей 30.7 и 29.10 КоАП РФ.
Решение судьи Элистинского городского суда РК является законным и обоснованным, подлежит оставлению без изменения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л :
решение судьи Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 14 февраля 2022 года, вынесенное по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении начальника отдела бухгалтерского учета и отчетности Министерства сельского хозяйства Республики Калмыкия Манджиевой М.Б. оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья Л.М.Кутланова