НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Верховного Суда Республики Калмыкия (Республика Калмыкия) от 27.09.2018 № 7-88/18

Судья Лиджиев В.Т. № 7-88/18

РЕШЕНИЕ

г. Элиста 27 сентября 2018 года

Судья Верховного Суда Республики Калмыкия Лиджеева Л.Л., при секретаре Мучкаевой Р.И., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ведущего инспектора Контрольно-счётной палаты Республики Калмыкия Эрендженова С.Н. на постановление судьи Яшалтинского районного суда Республики Калмыкия от 16 августа 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, в отношении начальника отдела образования администрации Яшалтинского районного муниципального образования Республики Калмыкия (далее - начальника отдела образования Яшалтинского РМО РК) Яндоновой Валентины Убушиевны,

у с т а н о в и л:

Постановлением судьи Яшалтинского районного суда Республики Калмыкия от 16 августа 2018 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, в отношении начальника отдела образования администрации Яшалтинского РМО РК Яндоновой В.У. прекращено в связи с отсутствием в её действиях состава административного правонарушения.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Калмыкия, лицо, составившее протокол, ведущий инспектор Контрольно-счётной палаты Республики Калмыкия Эрендженов С.Н. просит отменить постановление, указывая на необоснованность вывода суда о том, что начальник отдела образования администрации Яшалтинского РМО РК ЯндоноваВ.У. не является субъектом административного правонарушения, поскольку отделом образования администрации Яшалтинского РМО РК на основании соглашения полномочия распорядителя бюджетных средств были переданы Муниципальному бюджетному учреждению «Централизованная бухгалтерия» (далее - МБУ «Централизованная бухгалтерия»). Считает, что отдел образования администрации Яшалтинского РМО РК является администратором доходов бюджета в части субвенций на компенсацию части взимаемой с родителей платы за посещение детьми дошкольных образовательных организаций, полномочия которого не могут быть переданы другому учреждению на основании соглашения. Из соглашения от 09 января 2018 года и устава МБУ «Централизованная бухгалтерия» следует, что отделом образования данному учреждению переданы только полномочия распорядителя бюджетных средств в части ведения бухгалтерского учёта в отделе образования и в образовательных учреждениях района, что не предполагает передачу полномочий администратора доходов бюджета.

В судебном заседании ведущий инспектор Контрольно-счётной палаты Республики Калмыкия Эрендженов С.Н. просил постановление судьи отменить, дело об административном правонарушении направить на новое рассмотрение.

Яндонова Н.У. просила решение суда первой инстанции оставить без изменений.

Изучив материалы дела и доводы жалобы, прихожу к выводу об отмене постановления судьи с возвращением дела на новое рассмотрение в тот же суд по следующим основаниям.

Согласно ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Как установлено судом первой инстанции, решением Собрания депутатов Яшалтинского РМО РК от 23 ноября 2016 года № 98 «О бюджете Яшалтинского РМО РК на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов», с внесенными изменениями и дополнениями, предусмотрены бюджетные ассигнования «субвенции бюджетам муниципальных районов на компенсацию части платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, посещающими образовательные организации, реализующие образовательные программы дошкольного образования», получателем которых является отдел образования администрации Яшалтинского РМО РК.

В 2017 году из республиканского бюджета в бюджет Яшалтинского РМО РК поступили указанные бюджетные ассигнования в сумме 1255348 руб., кассовые расходы составили 1247054, 24 руб., по состоянию на 01 января 2018 года остаток субвенций составил 8293, 76 руб.

В силу ч. 5 ст. 242 Бюджетного кодекса РФ неиспользованные по состоянию на 01 января текущего года межбюджетные трансферты, в том числе субвенции, имеющие целевое назначение, подлежат возврату в доход бюджета, из которого они были ранее предоставлены, в течение первых 15 рабочих дней текущего финансового года.

Однако в нарушение установленного порядка предоставления межбюджетных трансфертов неиспользованные остатки субвенций на компенсацию части платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, посещающими образовательные организации, реализующие образовательные программы дошкольного образования, были возвращены в республиканский бюджет только 29 июня 2018 года.

Прекращая производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, суд указал, что субъектом данного правонарушения являются только перечисленные в данной статье участники бюджетного процесса. На основании соглашения от 09 января 2018 года отделом образования администрации Яшалтинского РМО РК полномочия распорядителя бюджетных средств и ведение бюджетного учёта и бухгалтерского учёта переданы МБУ «Централизованная бухгалтерия», в связи с этим суд пришел к выводу, что начальник отдела образования администрации Яшалтинского РМО РК не является субъектом данного правонарушения.

Однако такой вывод суда нельзя признать правильным.

Согласно ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ субъектом данного правонарушения являются финансовый орган, главный распорядитель (распорядитель) или получатель средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты.

В соответствии с п. 1.1, 3.2, 3.4 Положения об отделе образования администрации Яшалтинского РМО РК отдел образования является структурным подразделением администрации Яшалтинского РМО РК, в его полномочия входит осуществление функции администратора доходов и главного распорядителя и получателя средств муниципального бюджета; контроль за соблюдением получателями субсидий, субвенций условий, установленных при их предоставлении из муниципального, республиканского и федерального бюджетов.

Из ст. 12 решения собрания депутатов Яшалтинского РМО РК от 27 декабря 2017 г. № 114 (с изменениями от 29 декабря 2017 года) следует, что администрация Яшалтинского РМО РК в лице отдела образования является распорядителем субвенций на компенсацию части платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, посещающими образовательные организации, реализующие образовательные программы дошкольного образования.

В соответствии с подп. 3.1 ч. 2 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ распорядитель бюджетных средств обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных настоящим Кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении;

Согласно п. 1.1 соглашения от 09 января 2018 года и договора от 09 января 2017 года отдел образования администрации Яшалтинского РМО РК передал полномочия распорядителя бюджетных средств и ведение бюджетного учёта и бухгалтерского учёта МБУ «Централизованная бухгалтерия». При этом отдел образования передает централизованной бухгалтерии функции по осуществлению распоряжения бюджетными средствами только по ведению бухгалтерского учета.

Как следует из п. 1.4, 2.2, 2.3 устава МБУ «Централизованная бухгалтерия» данное учреждение создано для ведения централизованного бухгалтерского учета и обслуживания бюджетных, казенных и автономных муниципальных образовательных учреждений Яшалтинского районного муниципального образования Республики Калмыкия. В его полномочия входит ведение бухгалтерского учета в отделе образования администрации Яшалтинского РМО РК и в подведомственных ему муниципальных образовательных учреждениях; начисление платы, причитающейся на частичное возмещение расходов за содержание детей в образовательных учреждениях дополнительного образования, и проведение сверки сумм, поступивших от родителей, с данными бухгалтерского учёта.

Следовательно, полномочия отдела образования администрации Яшалтинского РМО РК как распорядителя бюджетных средств и участника бюджетного процесса не были предметом соглашения с МБУ «Централизованная бухгалтерия».

Указанные обстоятельства имеют существенное значение для правильного разрешения дела, однако не получили надлежащей оценки судом первой инстанции.

На основании изложенного, вывод суда о том, что функции главного распорядителя бюджетных средств Отделом образования администрации Яшалтинского РМО, в том числе в части исполнения порядка и условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, переданы МБУ «Централизованная бухгалтерия», нельзя признать обоснованным.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В силу п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Поскольку срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, не истек, постановление судьи Яшалтинского районного суда Республики Калмыкия от 16 августа 2018 года подлежит отмене, а дело - возвращению на новое рассмотрение в тот же суд.

Руководствуясь ст.ст. 30.6 – 30.8 КоАП РФ,

р е ш и л :

постановление судьи Яшалтинского районного суда Республики Калмыкия от
16 августа 2018 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении начальника отдела образования администрации Яшалтинского районного муниципального образования Республики Калмыкия Яндоновой Валентины Убушиевны отменить.

Дело возвратить на новое рассмотрение в Яшалтинский районный суд Республики Калмыкия на основании п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ.

Судья Л.Л. Лиджеева