НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Верховного Суда Республики Калмыкия (Республика Калмыкия) от 20.12.2021 № 3А-21/2021

Дело № 3а-21/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Элиста 20 декабря 2021 г.

Верховный Суд Республики Калмыкия в составе:

председательствующего судьи - Панасенко Г.В.,

при секретаре Манжиковой А.Э.,

с участием прокурора - Лиджиевой В.П.,

представителей административного истца - Козыревой И.В.,

Габуншиной К.Б.,

представителя административного ответчика - Манкировой Г.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению публичного акционерного общества «Россети Юг» о признании недействующими в части приказов Региональной службы по тарифам Республики Калмыкия от 26 декабря 2017 г. № 98-п/э «Об утверждении долгосрочных параметров регулирования для филиала ПАО «МРСК Юга» - «Калмэнерго», применяющего при расчете тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2018-2022 г.г. метод долгосрочной индексации» и от 30 декабря 2020 г. № 75-п/э «Об утверждении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Калмыкия, оказываемых потребителям, не относящимся к населению и приравненным к нему категориям потребителей, единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Калмыкия, оказываемых населению и приравненным к нему категорий потребителей на 2021 г.»,

установил:

публичное акционерное общество «Россети Юг» (далее – ПАО «Россети Юг», Общество) (с учетом уточнений и дополнений) обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими приказов Региональной службы по тарифам Республики Калмыкия (далее – РСТ Республики Калмыкия) - от 26 декабря 2017 г. № 98-п/э «Об утверждении долгосрочных параметров регулирования для филиала ПАО «МРСК Юга» - «Калмэнерго», применяющего при расчете тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2018-2022 г.г. метод долгосрочной индексации» в части приложения №2 «Необходимая валовая выручка филиала ПАО МРСК Юга – «Калмэнерго» на долгосрочный период регулирования 2018-2022 г.г. (без учета оплаты потерь)» (в редакции приказа Региональной службы по тарифам Республики Калмыкия от 30 декабря 2020 г. № 74-п/э) в части размера необходимой валовой выручки филиала «Калмэнерго» на 2021 г. и от 30 декабря 2020 г. № 75-п/э «Об утверждении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Калмыкия, оказываемых потребителям, не относящимся к населению и приравненным к нему категориям потребителей, единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Калмыкия, оказываемых населению и приравненным к нему категорий потребителей на 2021 г.» в части приложения № 1 «Единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Калмыкия, поставляемой прочим потребителям, на 2021 г.», приложения № 2 «Размер экономически обоснованных единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Калмыкия на 2021 г.» (в редакции приказа Региональной службы по тарифам Республики Калмыкия от 17 июня 2021 г. № 34-п/э) в части необходимой валовой выручки (далее по тексту – НВВ) филиала «Калмэнерго» на 2021 год (без учета оплаты потерь) в размере 1421557 тыс.руб.

В иске также заявлено требование о возложении на административного ответчика обязанности по принятию нормативных правовых актов вместо вышеуказанных в соответствии с требованиями действующего законодательства.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что названные приказы тарифного органа в приведенной части не соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в том числе требованиям статьи 20, пунктов 1,2,4 статьи 23 Федерального закона от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике), пунктов 2, 4, 7, 8, 16, 17, 19, 20, 27, 28, 29, 31, 38, 65, 87 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. № 1178 (далее - Основы ценообразования), пунктов 23, 28 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. № 1178 (далее - Правила государственного регулирования тарифов в электроэнергетике), пунктов 9,10,11 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации НВВ, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 17 февраля 2012 г. № 98-э (далее - Методические указания № 98-э), поскольку размеры НВВ и долгосрочных параметров регулирования тарифов на услуги по передаче электрической энергии определены, а единые (котловые) тарифы рассчитаны с нарушением установленных данными правовыми нормами принципов экономической обоснованности и баланса экономических интересов субъектов электроэнергетики.

В частности, ПАО «Россети Юг» оспаривает исключение органом регулирования полностью или в части при расчете НВВ филиала «Калмэнерго» на 2021 год (без учета оплаты потерь) неподконтрольных расходов по статьям: «налог на прибыль», «амортизация основных средств», «вознаграждение членов Совета директоров и ревизионной комиссии», «проценты за кредит (расходы по обслуживанию заемных средств)», «расходы, связанные с компенсацией выпадающих доходов, предусмотренных пунктом 87 Основ ценообразования»; указывает на то, что при определении величины корректировки НВВ на 2021 год не учтены фактические показатели уровня надежности и качества оказываемых услуг за 2019 г., а также фактические значения неподконтрольных расходов названного филиала за 2019 г. по статьям: «налог на прибыль», «проценты за кредит (расходы по обслуживанию заемных средств)», «вознаграждение членов Совета директоров и ревизионной комиссии», «госпошлины, уплачиваемые при регистрации и перерегистрации недвижимости, в случае, когда их стоимость не включена в стоимость основных средств».

Общество считает, что при определении НВВ филиала «Калмэнерго» на 2021 г. (без учета оплаты потерь) должны быть учтены его экономически обоснованные неподконтрольные расходы по статьям: «налог на прибыль» - 5269,9 тыс.руб.; «амортизация основных средств» - 226673,97 тыс.руб.; «вознаграждение членов Совета директоров и ревизионной комиссии» - 847,93 тыс.руб.; «проценты за кредит (расходы по обслуживанию заемных средств)» - 131328,87 тыс.руб.; «расходы, связанные с компенсацией выпадающих доходов, предусмотренных пунктом 87 Основ ценообразования» - 32082,24 тыс.руб.; при определении корректировки НВВ на 2021 г. должны быть учтены фактические показатели уровня надежности и качества оказываемых услуг за 2019 г. в размере 8085,34 тыс.руб., а также фактические значения неподконтрольных расходов филиала «Калмэнерго» за 2019 г. в размере 658648,92 тыс.руб., из этой суммы по статьям - «налог на прибыль» - 5269,9 тыс.руб.; «проценты за кредит (расходы по обслуживанию заемных средств)» - 563 936,27 тыс.руб.; «вознаграждение членов Совета директоров и ревизионной комиссии» - 236,65 тыс.руб.; «госпошлины, уплачиваемые при регистрации и перерегистрации недвижимости, в случае, когда их стоимость не включена в стоимость основных средств» - 240,86 тыс. руб.

В судебном заседании представители административного истца Козырева И.В. и Габуншина К.Б. поддержали указанные требования.

Представитель административного ответчика - РСТ Республики Калмыкия Манкирова Г.В. просила в удовлетворении административного иска отказать.

Указала, что РСТ Республики Калмыкия, признав экономически обоснованными и документально подтвержденными неподконтрольные расходы филиала «Калмэнерго» по статьям: «налог на прибыль» в размере 5269,0 тыс.руб., «амортизация основных средств» - 105507,8 тыс.руб., «расходы, связанные с компенсацией выпадающих доходов, предусмотренных пунктом 87 Основ ценообразования» - 32 082,24 тыс.руб., правомерно, в целях сглаживания тарифов, исключила их из расчета НВВ филиала «Калмэнерго» на 2021 г. При этом была учтена и возможность их учета в последующие периоды регулирования. Ссылаясь на пункт 7 Положения о выплате членам Совета директоров ПАО «МРСК Юга» вознаграждений и компенсаций, утвержденного решением годового общего собрания акционеров ПАО «МРСК Юга» от 5 июня 2019 г., предусматривающего выплату вознаграждения за счет прибыли общества от нерегулируемых видов деятельности, считала правильным невключение в НВВ филиала «Калмэнерго» на 2021 г. расходов по выплате вознаграждения членам Совета директоров и ревизионной комиссии, корпоративному секретарю, членам комитетов Совета директоров и их секретарям. Находит необоснованным доводы административного истца о документальном подтверждении и экономической обоснованности заявленного размера неподконтрольных расходов филиала «Калмэнерго» для включения в НВВ на 2021 г. по статье - «проценты за кредит (расходы по обслуживанию заемных средств)». Ссылается на то, что Основами ценообразования не предусмотрен учет в составе НВВ регулируемой организации расходов по статье «госпошлины, уплачиваемые при регистрации и перерегистрации недвижимости». Полагает, что РСТ Республики Калмыкия, признав экономически обоснованной корректировку НВВ на 2021 г. с учетом фактических показателей уровня надежности и качества оказываемых услуг за 2019 г. в размере 8085,34 тыс.руб., в целях сглаживания тарифов исключила этот показатель из расчетов, при этом учитывалась возможность его учета в последующие периоды регулирования. РСТ Республики Калмыкия правомерно не признала экономически обоснованным заявленный административным истцом размер налога на прибыль за 2019 г. - 5269,90 тыс. руб. для учета в составе корректировки, поскольку фактически за названный налоговый период в бюджет субъекта по филиалу «Калмэнерго» налог на прибыль не был уплачен. Не соглашается с доводами административного истца о наличии оснований для учета в составе корректировки НВВ филиала «Калмэнерго» на 2021 г. фактических значений неподконтрольных расходов последнего за 2019 г. по статьям: «вознаграждение членов Совета директоров и ревизионной комиссии», «госпошлина, уплачиваемая при регистрации и перерегистрации недвижимости, в случае, когда их стоимость не включена в стоимость основных средств», «проценты за кредит (расходы по обслуживанию заемных средств)».

Эксперт ООО «Экспертный центр «Регион Консалтинг» Гамов М.С. поддержал выводы, изложенные в составленном им заключении судебной экспертизы от 8 ноября 2021 г., пояснив, что они основаны на анализе представленных сторонами материалов в соответствии с требованиями закона.

Прокурор Лиджиева В.П. в заключении по делу указала, что административный иск подлежит удовлетворению, оспариваемые административным истцом нормативные правовые акты - признанию недействующими в указанной административным истцом части. По её мнению, в силу действующего законодательства названные административным истцом в иске неподконтрольные расходы за исключением указанных по статье «проценты за кредит» как экономически обоснованные и документально подтвержденные подлежат учету при расчете НВВ филиала «Калмэнерго» на 2021 г. (без учета оплаты потерь); при определении величины корректировки НВВ филиала «Калмэнерго» на 2021 г. подлежали учету фактические показатели уровня надежности и качества оказываемых услуг за 2019 г., а также фактические значения неподконтрольных расходов за этот же период по статьям – «налог на прибыль» «вознаграждение членов Совета директоров и Ревизионной комиссии» «госпошлины, уплачиваемые при регистрации и перерегистрации недвижимости, в случае, когда их стоимость не включена в стоимость основных средств», в заявленных административным истцом размерах. Оснований для учета в этих целях фактических значений неподконтрольных расходов филиала «Калмэнерго» за 2019 г. по статье «проценты за кредит (расходы по обслуживанию заемных средств)» не усматривает.

Представитель заинтересованного лица - Федеральной антимонопольной службы России (далее - ФАС России), извещенной о времени и месте рассмотрения административного дела, в судебное заседание не явился, об уважительности причин неявки суду не сообщил, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал.

В соответствии со статьёй 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суд признал возможным рассмотрение дела в отсутствие представителя названного заинтересованного лица.

Выслушав объяснения представителей административного истца Козыревой И.В., Габуншиной К.Б., административного ответчика – Манкировой Г.В., пояснения судебного эксперта Гамова М.С., показания свидетелей Носачёва А.В., Очировой И.Д., Лаптёнок А.Г., Басанговой Г.Б., исследовав материалы административного (тарифного) дела, заключение судебной экспертизы, заслушав заключение прокурора Лиджиевой В.П. об удовлетворении административного иска, Верховный Суд Республики Калмыкия приходит к следующему.

Законодательство Российской Федерации об электроэнергетике состоит из Закона об электроэнергетике и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации (статья 2 Закона об электроэнергетике).

К таким актам, в частности, относятся Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, Правила государственного регулирования тарифов и Методические указания по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации НВВ, утвержденные приказом Федеральной службы по тарифам от 17 декабря 2012 г. № 98-э.

В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы), указанные в статье 23.1 данного федерального закона, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.

Согласно материалам дела, филиал ПАО «Россети Юг» - «Калмэнерго» является территориальной сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии на территории Республики Калмыкия.

Переименование Публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга» (ПАО «МРСК Юга») на Публичное акционерное общество «Россетти Юг» (ПАО «Россетти Юг») имело место на основании решения внеочередного Общего собрания акционеров ПАО «МРСК Юга» от 5 ноября 2019 года, что подтверждается представленными в дело выписками из ЕГРН.

Деятельность территориальных сетевых организаций по оказанию услуг по передаче электрической энергии в силу ее естественно-монопольного характера подлежит государственному регулированию, в том числе путем регулирования цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании таким организациям (пункт 1 статьи 6, пункт 2 статьи 20, пункты 1 и 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике).

В соответствии с пунктом 25 Правил государственного регулирования тарифов в электроэнергетике решения об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней в сферах деятельности субъектов естественных монополий принимаются на заседании коллегиального органа регулирующего органа.

В силу пункта 26 Правил государственного регулирования тарифов в электроэнергетике заседание коллегиального органа регулирующего органа по рассмотрению вопросов об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней является открытым и считается правомочным, если на нем присутствуют более половины членов коллегиального органа. Протокол заседания утверждается председательствующим. В протоколе указываются основные показатели деятельности регулируемой организации на расчетный период регулирования (объем НВВ и основные статьи расходов по регулируемым видам деятельности в соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике).

Решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов принимается по форме, утверждаемой ФАС России (пункт 27 Правил государственного регулирования тарифов в электроэнергетике).

Форма решения утверждена в приложении № 2 к приказу ФАС России от 19 июня 2018 г. № 834/18 «Об утверждении Регламента установления цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, предусматривающего порядок регистрации, принятия к рассмотрению и выдачи отказов в рассмотрении заявлений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, и формы решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов».

РСТ Республики Калмыкия является исполнительным органом государственной власти Республики Калмыкия, осуществляющим государственное регулирование цен (тарифов), в том числе на услуги по передаче электрической энергии (мощности), в соответствии с Положением о Региональной службе по тарифам Республики Калмыкия, утвержденным постановлением Правительства Республики Калмыкия от 2 марта 2009 г. № 48.

Приказом РСТ Республики Калмыкия от 26 декабря 2017 г. № 98-п/э «Об утверждении долгосрочных параметров регулирования для филиала ПАО «МРСК Юга» - «Калмэнерго», применяющего при расчете тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2018-2022 г. метод долгосрочной индексации» в приложении № 2 «Необходимая валовая выручка филиала ПАО «МРСК Юга – «Калмэнерго» на долгосрочный период регулирования 2018 -2022 гг. (без учета оплаты потерь)» в том числе утверждена НВВ филиала ПАО «Россетти Юг» - «Калмэнерго» на 2021 год (без учета оплаты потерь) в размере 1548515 тыс.руб. (далее - приказ РСТ Республики Калмыкия № 98-п/э от 26 декабря 2017 г.), опубликован в газете «Хальмг Yнн» от 27 декабря 2017 г. № 239.

Приказом РСТ Республики Калмыкия от 30 декабря 2020 г. № 74-п/э в указанный приказ – в приложение №2 - в графу НВВ сетевых организаций на 2021 год внесены изменения - размер НВВ филиала «Калмэнерго» на 2021 год изменен с 1548515 тыс.руб. на 1421557 тыс.руб., опубликован на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo/gov.ru 30 декабря 2020 г. № 0801202012300004 и в газете «Хальмг Yнн» от 30 декабря 2020 г. № 219-220.

Приказом РСТ Республики Калмыкия от 30 декабря 2020 г. № 75-п/э «Об утверждении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Калмыкия, оказываемых потребителям, не относящимся к населению и приравненным к нему категориям потребителей, единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Калмыкия, оказываемых населению и приравненным к нему категорий потребителей на 2021 г.» установлены на 2021 г. единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Калмыкия, оказываемые потребителям, не относящимся к населению и приравненным к нему категориям потребителей, с календарной разбивкой согласно приложению № 1 «Единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Калмыкия, поставляемой прочим потребителям, на 2021 г.» к приказу; определена НВВ филиала «Калмэнерго» на 2021 г. (без учета оплаты потерь), учтенная при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Республике Калмыкия, согласно приложению № 2 к приказу (далее - приказ РСТ Республики Калмыкия от 30 декабря 2020 г. № 75-п/э), опубликован в газете «Хальмг Yнн» от 30 декабря 2020 г. № 219-220.

Приказом РСТ Республики Калмыкия от 17 июня 2021 г. № 34-п/э в приказ РСТ Республики Калмыкия от 30 декабря 2020 г. № 75-п/э внесены изменения – приложение № 1 изложено в новой редакции, опубликован в газете «Хальмг Yнн» от 19 июня 2021 г. № 81.

Исследовав содержание оспариваемых по настоящему делу приказов РСТ Республики Калмыкия - № 98-п/э от 26 декабря 2017 г. и № 75-п/э от 30 декабря 2020 г. (в редакции с учетом внесенных в них изменений), Верховный Суд Республики Калмыкия приходит к выводу, что они относятся к нормативным правовым актам, которые приняты уполномоченным органом, с соблюдением установленных законом требований к их форме, процедуре принятия и порядку опубликования, и по этим основаниям не оспариваются.

Оспаривая в части названные приказы, административный истец указывает на несогласие с размером включенных в состав НВВ филиала «Калмэнерго» на 2021 г. (без учета оплаты потерь) неподконтрольных расходов по статьям: «налог на прибыль», «амортизация основных средств», ««вознаграждение членов Совета директоров и Ревизионной комиссии», «проценты за кредит (расходы по обслуживанию заемных средств)», «расходы, связанные с компенсацией выпадающих доходов, предусмотренных пунктом 87 Основ ценообразования», а также не учета при определении величины корректировки НВВ на 2021 г. фактических показателей уровня надежности и качества оказываемых услуг за 2019 г. и фактических значений неподконтрольных расходов за 2019 г. по статьям: «налог на прибыль», «проценты за кредит (расходы по обслуживанию заемных средств)», «вознаграждение членов Совета директоров и Ревизионной комиссии»; «госпошлина, уплачиваемая при регистрации и перерегистрации недвижимости, в случае, когда их стоимость не включена в стоимость основных средств».

Пунктом 1 статьи 23 Закона об электроэнергетике установлено, что государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.

При государственном регулировании цен (тарифов) должны соблюдаться следующие основные принципы: определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении цен (тарифов); обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии; учет результатов деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, по итогам работы за период действия ранее утвержденных цен (тарифов); учет соблюдения требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, в том числе требований о разработке и реализации программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, требований к организации учета и контроля используемых энергетических ресурсов, сокращению потерь энергетических ресурсов; обеспечение открытости и доступности для потребителей, в том числе населения, процесса тарифного регулирования; обязательный раздельный учет организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу и сбыт электрической энергии (пункт 2 статьи 23 названного Закона).

Цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии при осуществлении государственного регулирования на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности соответствующих организаций устанавливаются в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 23 названного Закона).

В соответствии с пунктом 15 Основ ценообразования при использовании метода экономически обоснованных расходов (затрат) регулируемые цены (тарифы) рассчитываются на основе размера НВВ организации, осуществляющей регулируемую деятельность, полученной от реализации каждого вида продукции(услуг), и расчета объема производства соответствующего вида продукции (услуг) за расчетный период регулирования.

Согласно пунктам 16 - 18 Основ ценообразования определение состава расходов, включаемых в НВВ, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.

Из пункта 38 Основ ценообразования, пункта 8 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации НВВ, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 17 февраля 2012 г. № 98-э (далее - Методические указания № 98-э), следует, что на основе долгосрочных параметров регулирования и планируемых значений параметров расчета тарифов, определяемых на долгосрочный период регулирования, регулирующие органы рассчитывают НВВ регулируемой организации на каждый год очередного долгосрочного периода регулирования.

Согласно пункту 29 Основ ценообразования при определении фактических значений расходов (цен) регулирующий орган использует (в порядке очередности, если какой-либо из видов цен не может быть применен по причине отсутствия информации о таких ценах): установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) в случае, если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию; расходы (цены), установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов; рыночные цены, сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе биржах, функционирующих на территории Российской Федерации; рыночные цены, предоставляемые организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах.

При отсутствии указанных данных расчетные значения расходов определяются с использованием официальной статистической информации.

Согласно пункту 31 Основ ценообразования при отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов допускается использование в расчетах экспертных оценок, основанных на отчетных данных, представляемых организацией, осуществляющей регулируемую деятельность.

Исходя из пункта 81 Основ ценообразования и пункта 49 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утверждённых приказом ФСТ России от 6 августа 2004 г. № 20-э/2 (далее - Методические указания №20-э/2), единые (котловые) тарифы устанавливаются в рамках предельных минимальных и (или) максимальных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, одновременно в двух вариантах: двухставочный, одноставочный.

Размер единых (котловых) тарифов дифференцируется в соответствии с дифференциацией по уровням напряжения, предусмотренной пунктом 81(1) Основ ценообразования, в точке технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии.

Согласно пункту 49 Методических указаний №20-э/2 по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке расчет единых (котловых) тарифов производится на основе НВВ, рассчитанной в соответствии с пунктом 47 настоящих Методических указаний для каждой сетевой организации и дифференцированной по уровням напряжения в соответствии с пунктом 48 этих же Методических указаний.

Для расчета единых (котловых) тарифов на территории субъекта Российской Федерации на каждом уровне напряжения суммируются НВВ всех сетевых организаций по соответствующему уровню напряжения.

Суммарная НВВ всех сетевых организаций применяется в формуле расчета ставки на содержание электрических сетей, входящей в состав двухставочных единых (котловых) тарифов и используемой при расчете одноставочных единых (котловых) тарифов на передачу электрической энергии.

НВВ любой сетевой организации региона должна суммарно обеспечиваться за счет платежей от потребителей, а также от сетевых организаций (пункты 50, 51, 52 названных Методических указаний).

Исходя из приведенных норм, НВВ территориальной сетевой организации, определенная на соответствующий период регулирования, является одной из базовых величин для расчета единых (котловых) тарифов на передачу электроэнергии, и от нее зависит конечный размер соответствующих тарифных ставок.

Так, административным истцом для учета при расчете НВВ филиала ПАО «Россетти Юг» - «Калмэнерго» на 2021 год заявлены следующие величины неподконтрольных расходов по статьям: «налог на прибыль» - 5269,9 тыс.руб., «амортизация основных средств» - 253999,24 тыс.руб., «расходы, связанные с компенсацией выпадающих доходов, предусмотренных пунктом 87 Основ ценообразования» - 32082,24 тыс.руб.

Административным ответчиком неподконтрольные расходы по статьям: «налог на прибыль», «расходы, связанные с компенсацией выпадающих доходов, предусмотренных пунктом 87 Основ ценообразования» не учтены при расчете НВВ, а по статье «амортизация основных средств» включены частично - в размере 105507,8 тыс.руб.

Из объяснений представителя административного ответчика Манкировой Г.В. в судебном заседании, ее письменного отзыва на административный иск, протокола заседания Правления РСТ Республики Калмыкия от 30 декабря 2020 г. № 1-20/27 видно, что орган регулирования признал названные расходы в указанных административным истцом размерах экономически обоснованными, подтвержденными необходимыми расчетами, финансовыми, правовыми документами, статистическими отчетами и другими соответствующими документами, однако в НВВ филиала «Калмэнерго» на 2021 г. расходы по налогу на прибыль и связанные с компенсацией выпадающих доходов, предусмотренных пунктом 87 Основ ценообразования, не включил, а по статье «амортизация основных средств» включил частично, по причине ограничения темпов роста тарифов предельными уровнями тарифов, утверждаемыми ФАС России, а также возможности их учета в течение 2022-2025 гг.

С указанным подходом административного ответчика согласиться нельзя.

Исходя из системного толкования пунктов 4, 16, 17, 19, 20, 27 и 38 Основ ценообразования и пункта 11 Методических указаний № 98-э, в неподконтрольные расходы регулируемых организаций, осуществляющих деятельность по оказанию услуг по передаче электрической энергии, включаются в том числе:

- расходы по налогу на прибыль, а их размер определяется документами, подтверждающими обоснованность величины этих затрат с учетом пункта 20 Основ ценообразования в электроэнергетике, при этом не предусмотрена возможность не полного (частичного) учета в НВВ на расчетный период регулирования неподконтрольных расходов (в том числе налога на прибыль), либо распределение экономически обоснованных плановых неподконтрольных расходов (в том числе налога на прибыль) расчетного периода регулирования на последующие периоды регулирования в целях сглаживания тарифов,

- расходы по амортизации основных средств, а их размер определяется документами, подтверждающими обоснованность величины этих затрат с учетом пункта 27 Основ ценообразования в электроэнергетике, при этом не предусмотрена возможность не полного (частичного) учета в НВВ на очередной период регулирования неподконтрольных расходов (в том числе амортизации основных средств), либо распределение экономически обоснованных плановых неподконтрольных расходов (в том числе амортизации основных средств) расчетного периода регулирования на последующие периоды регулирования в целях сглаживания тарифов,

- расходы, связанные с компенсацией выпадающих доходов, предусмотренных пунктом 87 Основ ценообразования.

При этом не предусмотрена возможность не полного (частичного) учета в НВВ на очередной период регулирования неподконтрольных расходов, в том числе вышеперечисленных, либо распределение экономически обоснованных плановых неподконтрольных расходов расчетного периода регулирования на последующие периоды регулирования в целях сглаживания тарифов.

Исходя из этого, исключение при расчете НВВ филиала ПАО «Россетти Юг» - «Калмэнерго» на 2021 г. неподконтрольных расходов по статьям: «налог на прибыль» - 5269,9 тыс.руб., «расходы, связанные с компенсацией выпадающих доходов, предусмотренных пунктом 87 Основ ценообразования» - 32082,24 тыс.руб. и частичное включение таких расходов по статье - «амортизация основных средств» в размере 105507,8 тыс.руб. вместо 253999,24 тыс.руб., не соответствует требованиям действующего законодательства, регулирующего вопросы ценообразования в области регулируемых тарифов.

Указанный вывод содержится и в принятом по делу в качестве доказательства заключении судебной экспертизы от 8 ноября 2021 г., проведенной экспертом ООО «Экспертный центр «Регион Консалтинг»Гамовым М.С.

Административный истец не согласен также с тем, что РСТ Республики Калмыкия не учла при расчете НВВ филиала «Калмэнерго» на 2021 г. (без учета оплаты потерь) расходы по статье «вознаграждение членов Совета директоров и ревизионной комиссии» в размере 847,93 тыс.руб.

Согласно пункту 19 Основ ценообразования расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения), включают в себя следующие основные группы расходов: капитальные вложения (инвестиции) на расширенное воспроизводство; другие расходы из прибыли после уплаты налогов; взносы в уставные (складочные) капиталы организаций; прочие экономически обоснованные расходы, относимые на прибыль после налогообложения, включая затраты организаций на предоставление работникам льгот, гарантий и компенсаций в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями.

Особенности определения расходов, признаваемых для целей налогообложения, для отдельных категорий налогоплательщиков либо расходов, произведенных в связи с особыми обстоятельствами, устанавливаются положениями главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации.

Пунктами 48.8, 49 статьи 270 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при определении налоговой базы в целях налогообложения не учитываются расходы в виде сумм вознаграждений и иных выплат, осуществляемых членам совета директоров, а также иные расходы, не соответствующие критериям, указанным в пункте 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации.

Таким образом, названные расходы являются прочими расходами, относимыми на прибыль после налогообложения, они могут быть включены в состав НВВ при условии их экономической обоснованности для обеспечения регулируемого вида деятельности, в ином случае их включение в НВВ, величина которой непосредственно влияет на конечные тарифные ставки.

Как было указано выше, по настоящему делу судом была назначена судебная экспертиза, в ходе которой определена экономическая обоснованность заявленных Обществом расходов по отдельным статьям затрат, подлежащих включению в НВВ филиал «Калмэнерго» на 2021 г.

В числе прочего на разрешение экспертов был поставлен вопрос о размере экономически обоснованных неподконтрольных расходов филиала «Калмэнерго» по статье «вознаграждение членов Совета директоров и ревизионной комиссии», подлежащих включению в ННВ данной организации на 2021 год.

Из заключения судебной экспертизы видно, что при разрешении данного вопроса экспертом были тщательно изучены и проанализированы представленные административным истцом в тарифное дело документы: расчеты расходов, формы бухгалтерской отчетности, оборотно-сальдовые ведомости, пояснительные записки, информационные письма, отраслевое тарифное соглашение на 2019-2021 г.г., приказы, планы работы Совета директоров ПАО «МРСК Юга», Положение о выплате членам Совета директоров вознаграждений и компенсаций, утвержденное решением годового общего собрания акционеров Общества от 5 июня 2019 г., Положение о корпоративном секретаре ПАО «МРСК Юга», утвержденное решением Совета директоров 3 октября 2016 г., Положение о выплате корпоративному секретарю ПАО «МРСК Юга» вознаграждений и компенсаций, утвержденное приказом ПАО МРСК Юга» от 24 октября 2016 г. (с учетом изменений), Положения о комитетах Совета директоров – по аудиту; по кадрам и вознаграждениям; по надежности; по стратегии, развитию, инвестициям и реформированию; по технологическому присоединению к электрическим сетям, протоколы заседаний названных комитетов, положение о ревизионной комиссии, Положение о выплате членам ревизионной комиссии вознаграждений и компенсаций, утвержденное решением годового общего собрания акционеров ПАО «МРСК Юга» 16 июня 2018 г., протоколы заседаний ревизионной комиссии, справки, расчеты коэффициентов личного участия каждого члена ревизионной комиссии, иные материалы.

По результатам исследования судебный эксперт пришел к выводу о том, что экономически обоснованными и документально подтвержденными по названной статье следует считать расходы в размере 173,48 тыс.руб., из них: вознаграждение корпоративного секретаря - 29,64 тыс.руб., членов ревизионной комиссии - 39,78 тыс.руб., членов комитетов при Совете директоров и секретарей комитетов - 104,06 тыс.руб.: из этой суммы: комитет по аудиту - 4,21 тыс.руб., комитет по кадрам и вознаграждениям - 1,77 тыс.руб., комитет по надежности - 21,02 тыс.руб., комитет по стратегии - 77,07 тыс.руб.

Принимая во внимание, что, рассчитывая приведенные величины, эксперт, руководствовался нормами действующего законодательства и исходил из непосредственной связи названных расходов с регулируемым видом деятельности Общества – передача электрической энергии, суд признает выводы эксперта обоснованными и считает, что указанные неподконтрольные расходы в размере - 173,48 тыс.руб. по статье «вознаграждение членов Совета директоров и ревизионной комиссии» подлежат учету при расчете НВВ на 2021 г.

При этом суд соглашается с выводом эксперта об отсутствии оснований для включения в НВВ расходов по вознаграждению непосредственно самих членов Совета директоров за 2019 г. в размере 8632,37 тыс.руб., поскольку в соответствии с Положением о выплате членам Совета директоров ПАО «МРСК Юга» вознаграждений и компенсаций, утвержденным решением годового Общего собрания акционеров ПАО «МРСК Юга» (протокол от 5 июня 2019 г. № 20), выплата вознаграждения членам Совета директоров за корпоративные 2019-2020 гг. производится за счет прибыли от нерегулируемых видов деятельности Общества. Не подлежат включению в НВВ и компенсации командировочных расходов членам Совета директоров и ревизионной комиссии ввиду непредставления Обществом обосновывающих первичных документов, подтверждающих фактические значения таких расходов за 2019 г., норм возмещения командировочных расходов, установленных для высших менеджеров Общества, обоснование роста расходов, заявленных на 2021 г., относительно сложившихся в 2019 г.

При оценке доводов ПАО «Россети Юг» о необходимости включения в расчет НВВ филиала «Калмэнерго» на 2021 г. (без учета оплаты потерь) расходов по статье - «проценты за кредит (расходы по обслуживанию заемных средств)» в размере 131328,87 тыс.руб. суд исходит из следующего.

Согласно пункту 7 Основ ценообразования к экономически обоснованным расходам относятся расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств.

Пунктом 65 Основ ценообразования предусмотрено, что расходы на обслуживание кредитов, необходимых для поддержания достаточного размера оборотного капитала при просрочке платежей со стороны покупателей электрической энергии (мощности), учитываются исходя из процентной ставки, не превышающей среднюю ставку рефинансирования, рассчитанную на основании установленных Центральным банком Российской Федерации на год, предшествующий расчетному периоду регулирования, увеличенную на 4 процентных пункта.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2015 г. № 1340 «О применении с 1 января 2016 г. ключевой ставки Банка России» к отношениям, регулируемым актами Правительства Российской Федерации, в которых используется ставка рефинансирования Банка России, с 1 января 2016 г. вместо ставки рефинансирования применяется ключевая ставка Банка России.

Из экспертного заключения РСТ Республики Калмыкия от 24 декабря 2020 г. № 1-ТСО (приложение № 4.1) видно, что указанные расходы исключены, пояснения и причины этого не приведены. Протокол заседания правления РСТ Республики Калмыкия от 30 декабря 2020 г. № 1-20/27 также не содержит информации о причинах исключения названных расходов филиала «Калмэнерго» из расчета НВВ.

Из объяснений представителя органа регулирования Манкировой Г.В. следует, что РСТ Республики Калмыкия, принимая такое решение, не установила прямой взаимосвязи между заявленным Обществом размером расходов по выплате процентов по кредитам (по обслуживанию заемных денежных средств) с регулируемой деятельностью филиала «Калмэнерго».

Судебный эксперт в своем заключении относительно указанного вида расходов отметил, что по представленным данным по состоянию на 31 декабря 2019 г. за счет финансовой поддержки в размере 8260 тыс.руб. ссудная задолженность филиала ПАО «Россети Юг» - «Калмэнерго» была полностью погашена, а потому во внимание не берется.

Вместе с тем эксперт указал, что на момент принятия РСТ Республики Калмыкия тарифных решений на 2021 г. филиалу ПАО «Россети Юг» - «Калмэнерго» не были компенсированы расходы по виду деятельности - передача электроэнергии в размере 761 948,94 тыс.руб. С учетом этого, исходя из установленной Центральным Банком Российской Федерации ключевой ставки - 4,25% и плановой ставки по привлеченным кредитам в электроэнергетике - 8,25%, по его мнению в НВВ филиала ПАО «Россети Юг» - «Калмэнерго» на 2021 г. как экономически обоснованные подлежат включению расходы по статье «проценты за кредит (расходы по обслуживанию заемных средств)» в размере 62860, 79 тыс.руб. (761 948,94 * 8,25%).

Суд считает, что с таким выводом эксперта нельзя согласиться ввиду его противоречия нормативно закрепленным принципам тарифного регулирования.

Так, допрошенная по настоящему делу в качестве свидетеля Басангова Г.Б., начальник отдела регулирования тарифов в сфере энергетики филиала ПАО «Россети Юг» - «Калмэнерго», указала на то, что распределение процентов по кредитным договорам между филиалами ПАО «МРС Юг» осуществляется на основании Методики распределения ссудной задолженности и расходов по обслуживанию кредитных ресурсов ПАО «МРСК Юга» между филиалами, утвержденной приказом ПАО «МРСК Юга» от 27 декабря 2017 г. № 947. По данной методике ежемесячное распределение расходов по обслуживанию заемных средств осуществляется в соответствии с долей накопленной ссудной задолженности филиалов на конец отчетного периода. Такой порядок распределения названных расходов между филиалами не позволяет установить, что на филиал ПАО «Россети Юг» - «Калмэнерго» отнесены расходы на обслуживание кредитных средств, привлеченных и использованных для регулируемой деятельности именно этого филиала. Привлечение кредитных средств в интересах филиалов осуществляется Обществом централизованно, документального подтверждения целевого использования кредитных средств в интересах названного филиала не имеется.

С учетом изложенного, исходя из толкования пунктов 2, 7, 17, 30, 38 Основ ценообразования в электроэнергетике и пункта 11 Методических указаний № 98-э в совокупности, суд приходит к выводу, что сама по себе убыточность регулируемой деятельности филиала, влекущая необходимость стороннего финансирования, на что ссылается Общество, не может являться тем основанием, которое предусмотрено законом, для вывода об экономической обоснованности расходов в виде процентов на кредит. Обществом не представлены документы, подтверждающие, что сумма заемных средств, исходя из которой рассчитаны заявленные Обществом при тарифном регулировании проценты, была направлена непосредственно на регулируемую деятельность филиала «Калмэнерго».

Не утверждал обратное в дополнительных пояснениях, данных в судебном заседании, и судебный экспертГамов М.С.

При таких обстоятельствах заявленные административным истцом расходы по статье «проценты за кредит (на обслуживание заемных денежных средств)» нельзя признать подлежащими учету при определении НВВ филиала «Калмэнерго» на 2021 г. (без учета оплаты потерь) как экономически обоснованные и документально подтвержденные.

Что касается показаний свидетелей Носачёва А.В., Очировой И.Д., Лаптёнок А.Г., то обстоятельства, о которых они сообщили суду, указанный вывод суда не опровергают, сводятся к иной оценке документов, представленных в орган регулирования.

Не свидетельствует об обратном и приобщенный к делу по ходатайству представителей административного истца в качестве доказательства экспертный отчет, выполненный ООО «КМПГ «Налоги и Консультирование», предметом анализа по которому являлся процесс распределения расходов Общества по обслуживанию кредитных средств по филиалам и видам деятельности с точки зрения экономической обоснованности и документальной подтвержденности. Эксперты находят корректным отнесение процентов за использование кредитных ресурсов на филиал пропорционально доле накопленной ссудной задолженности филиала в общем объеме накопленной ссудной задолженности Общества. Данный подход, по мнению экспертов, позволяет распределить на филиал только тот размер расходов по обслуживанию кредитных ресурсов, привлеченных и использованных в целях данного филиала.

Между тем, в рамках проведенного анализа названная экспертная организация также как и суд пришла к выводу, что привлечение кредитных средств в интересах филиалов осуществляется ПАО «МРСК Юга» централизованно и возможность документально подтвердить целевое использование средств в интересах конкретного филиала отсутствует.

Следовательно, ссылка административного ответчика на данный отчет, как на одно из доказательств экономической обоснованности и документальной подтвержденности неподконтрольных расходов по статье «проценты за кредит (расходы по обслуживанию заемных средств)» для целей включения в НВВ, несостоятельна.

Утверждение административного истца о необходимости учета в корректировке НВВ филиала «Калмэнерго» на 2021 г. фактических показателей уровня надежности и качества оказываемых услуг за 2019 г. ( 8085,34 тыс.руб.) суд находит обоснованным.

Органом регулирования в корректировке НВВ на 2021 г. указанный показатель не был учтен.

Такой подход не основан на нормах действующего законодательства.

Согласно пункту 8 Основ ценообразования регулирующие органы ежегодно корректируют НВВ организации, осуществляющей регулируемую деятельность, в соответствии с методическими указаниями по применению понижающих (повышающих) коэффициентов, позволяющих обеспечить соответствие уровня тарифов организации, осуществляющей регулируемую деятельность, уровню надежности и качества поставляемых товаров (услуг), утверждаемыми ФАС России.

При разрешении указанного вопроса суд исходит из порядка применения формулы № 2, отраженной в пункте 11 Методических рекомендаций № 98-э: НВВсод i-2 x КНКi, где: НВВсод i-2 - НВВ в части содержания сетей, установленная на г. i-2; КНКi - понижающий (повышающий) коэффициент, корректирующий НВВ сетевой организации с учетом надежности и качества производимых (реализуемых) товаров (услуг) в году i, определяемый в процентах в соответствии с Методическими указаниями по расчету и применению понижающих (повышающих) коэффициентов, позволяющих обеспечить соответствие уровня тарифов, установленных для организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, уровню надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг.

Из приведенного содержания формулы следует, что она не содержит положений, указывающих на возможность изменения показателя НВВсод i-2. То есть, в составе НВВ результаты фактических показателей уровня надежности и качества оказываемых услуг подлежат ежегодному учету.

С учетом изложенного, исключение органом регулирования из корректировки НВВ филиала «Калмэнерго» на 2021 г. рассчитанный по итогам 2019 г. результат уровня надежности и качества оказываемых услуг в размере 8085,34 тыс.руб. суд находит неправомерным. На это же правильно указано в и заключении судебной экспертизы.

Также Общество заявляет о несогласии с размером расходов по статье «проценты за кредит (расходы по обслуживанию заемных средств)», учтенном РСТ Республики Калмыкия в составе корректировки неподконтрольных расходов филиала «Калмэнерго» за 2019 г.

Так, Обществом было заявлено для этих целей 563936 тыс.руб., органом регулирования включено – 0,00 руб.

В экспертном заключении РСТ Республики Калмыкия от 24 декабря 2020 г. № 1 – ТСО приведены обоснования и пояснения относительно того, почему данные расходы не были учтены: представленный объем обосновывающих документов по формированию кредитного портфеля не дает представления на какие конкретно цели (размер, цели и направления кредитования) взяты кредиты для осуществления регулируемого вида деятельности в Республике Калмыкия. Наличие кассовых разрывов из-за дефицита денежных средств само по себе не может являться достаточным обоснованием для учета указанных затрат без обоснованных причин (оснований) их образования, дефицит денежных средств вследствие неисполнения обязательств контрагентами ПАО «Россети Юг», свидетельствуют о неочевидности причин их образования, указанные затраты подлежат взысканию с виновных лиц (контрагентов). В связи с отсутствием в материалах тарифной заявки филиала ПАО «Россети Юг» - «Калмэнерго» информации о целях привлечения кредитов, с постатейным указанием расходов заемных средств, фактические расходы филиала признаны экономически необоснованными. Убыточность регулируемой деятельности филиала, влекущая необходимость стороннего финансирования, на что указывает Общество, не может являться основанием для вывода об обоснованности размера расходов в виде процентов.

Судебным экспертом при разрешении данного спорного вопроса был проведен анализ норм действующего законодательства, документов, представленных в материалах тарифного дела в обоснование величины фактических расходов за 2019 г. по статье ««проценты за кредит (расходы по обслуживанию заемных средств)», по результатам которого последний пришел к выводу, что экономически обоснованной и документально подтвержденной является величина корректировки неподконтрольных расходов, исходя из фактических значений за 2019 г. филиала «Калмэнерго» по статье «проценты за кредит (расходы по обслуживанию заемных средств)» в размере 182871,53 тыс.руб. Определяя данную величину, эксперт исходил из того, что по состоянию на 1 января 2019 г. некомпенсированные расходы филиала «Калмэнерго», квалифицируемые как недостаток средств филиала, составили 3012 840,42 тыс.руб. Из этой суммы 1 300 000, 00 тыс.руб. было погашено за счет транша 17 июня 2019 г. (за этот период 2019 г. начислено процентов, с учетом процентной ставки 8,01 %, - 111077,24 тыс.руб.); оставшаяся сумма погашена 25 декабря 2019 г. (за данный период проценты составили 71794,29 тыс.руб.).

Суд находит заключение эксперта в указанной части необоснованным, поскольку, как правильно указано в экспертном заключении органа регулирования, представленные к тарифной заявке документы не позволяют сделать вывод о том, на какие конкретно цели (размер, цели и направления кредитования) были взяты кредиты и были ли они использованы для целей осуществления филиалом «Калмэнерго» регулируемой деятельности.

Оценивая доводы административного истца о необходимости учета в корректировке фактических значений расходов за 2019 г. по статье «налог на прибыль» - 5 269,9 тыс. руб., суд находит их правильными, соглашается с заключением судебного эксперта об экономической обоснованности данной величины.

Исходя из системного толкования пунктов 4, 20, 38 Основ ценообразования в электроэнергетике и пункта 11 Методических указаний № 98-э, в неподконтрольные расходы регулируемых организаций, осуществляющих деятельность по оказанию услуг по передаче электрической энергии, включаются расходы по налогу на прибыль, а их размер определяется документами, подтверждающими обоснованность величины этих затрат с учетом пункта 20 Основ ценообразования в электроэнергетике.

Согласно пункту 1 статьи 246 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на прибыль организаций признаются российские организации, к которым относится ПАО «Россети Юг».

В силу пункта 1 статьи 288 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики - российские организации, имеющие обособленные подразделения, исчисление и уплату в федеральный бюджет сумм авансовых платежей, а также сумм налога, исчисленного по итогам налогового периода, производят по месту своего нахождения без распределения указанных сумм по обособленным подразделениям.

Уплата авансовых платежей, а также сумм налога, подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации, производится налогоплательщиками - российскими организациями по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения, определяемой как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого обособленного подразделения соответственно в среднесписочной численности работников (расходах на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества, определенной в соответствии с пунктом 1 статьи 257 Налогового кодекса Российской Федерации, в целом по налогоплательщику (пункт 2 статьи 288 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 5 статьи 289 Налогового кодекса Российской Федерации организация, в состав которой входят обособленные подразделения, по окончании каждого отчетного и налогового периода представляет в налоговые органы по месту своего нахождения налоговую декларацию в целом по организации с распределением по обособленным подразделениям.

Форма налоговой декларации за 2019 г. по налогу на прибыль, утвержденная приказом Федеральной налоговой службы от 23 сентября 2019 г. № ММВ-7- 3/475@ «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на прибыль организаций в электронной форме», не предусматривает раздельного учета по видам деятельности.

В соответствии с Положением об учетной политике для целей бухгалтерского учета ПАО «МРСК Юга», текущим налогом на прибыль признается налог на прибыль для целей налогообложения, определяемый в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Общество использует способ определения величины текущего налога на прибыль на основе данных, сформированных в бухгалтерском учете. При этом, величина текущего налога на прибыль должна соответствовать сумме исчисленного налога на прибыль, отраженного в налоговой декларации по налогу на прибыль.

Согласно представленным документам исчисленный налог на прибыль ПАО «Россети Юг» за 2019 г. составляет 69 540,74 тыс.руб., что подтверждается данными налоговой декларации и формой бухгалтерского учета и отчетности «Отчет о финансовых результатах ПАО «МРСК Юга» за 12 месяцев 2019 г».

На основании подтвержденных данных налоговой и бухгалтерской отчётности Общества в региональный бюджет Республики Калмыкия за 2019 г. начислен налог на прибыль по филиалу «Калмэнерго» в размере 5 570, 92 тыс.руб. - пропорционально среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества.

Для обобщения информации о расчетах с бюджетом по налогу на прибыль экспертом исследовался используемый счет 68.04.1 «Расчеты с бюджетом», подчиненный счету 68.04 «Налог на прибыль». Анализ данного счета по ИФНС по г. Элиста за 2019 г. подтверждает начисление налога на прибыль за 2019 г. в размере 5 570,92 тыс.руб., а также показывает наличие дебиторской задолженности бюджета, возникшей в более ранние периоды и связанной с авансовыми перечислениями налога на прибыль в предыдущие годы.

Суд считает экономически обоснованной и документально подтвержденной величину расходов по налогу на прибыль, подлежащую к учету в составе корректировки неподконтрольных расходов филиала ПАО «Россети Юг» - «Калмэнерго» за 2019 г., в размере 5 269,90 тыс.руб., что соответствует заявке филиала «Калмэнерго».

При разрешении вопроса о том, подлежат ли учету для целей корректировки неподконтрольных расходов филиала «Калмэнерго» фактические значения расходов за 2019 г. по статье «вознаграждение членов Совета директоров и ревизионной комиссии» в заявленном ПАО «Россети Юг» размере, суд исходит из следующего.

Из экспертного заключения РСТ Республики Калмыкия от 24 декабря 2020 г. № 1-ТСО (приложение № 4.1.) видно, что органом регулирования указанные расходы были исключены, при этом причины этого не приведены. Протокол заседания Правления РСТ Республики Калмыкия от 30 декабря 2020 г. № 1-20/27 также не содержит информации о причинах исключения данных расходов.

По заключению судебного эксперта размер экономически обоснованных и документально подтвержденных расходов по статье «вознаграждение членов Совета директоров и ревизионной комиссии», подлежащих учету в составе корректировки, составляет 335,14 тыс.руб., из этой суммы: вознаграждения членов Совета директоров и корпоративного секретаря - 201,52 тыс.руб.; членов комитетов при Совете директоров и секретарям комитетов - 93,84 тыс.руб.; членов ревизионной комиссии - 39,78 тыс. руб.

Суд признает указанный вывод эксперта обоснованным и соглашается с ним.

Как видно из судебного экспертного заключения, эксперт детально изучил и проанализировал представленные административным истцом в тарифное дело документы, приведенные выше по тексту решения в части оценки довода административного истца о необходимости включения в НВВ филиала «Калмэнерго» неподконтрольных расходов по этой же статье, и применительно к разрешению данного спорного вопроса указал на то, что, начиная с момента принятия новой редакции Положения о выплате членам Совета директоров ПАО «МРСК Юга» вознаграждений и компенсаций корпоративного 2019-2020 г., а именно с 5 июня 2019 г. вознаграждения членам Совета директоров не должны учитываться по виду деятельности «передача электроэнергии».

По результатам изучения и анализа представленных документов экспертом были приняты документы, касающиеся деятельности членов Совета директоров и корпоративного секретаря, членов комитетов при Совете директоров и секретарей данных комитетов, ревизионной комиссии, связанной непосредственно с регулируемыми видами деятельности филиала «Калмэнерго», только до 5 июня 2019 г., что, по мнению суда, следует считать правильным.

Суд находит выводы эксперта в указанной части обоснованными.

Таким образом, для целей корректировки неподконтрольных расходов филиала «Калмэнерго» подлежат учету фактические значения за 2019 г. по статье расходов «вознаграждение членов Совета директоров и ревизионной комиссии» в заявленном ПАО «Россети Юг» размере.

Следует согласиться с доводом административного истца о необходимости учета в составе корректировки фактических значений неподконтрольных расходов филиала «Калмэнерго» за 2019 г. по статье «госпошлины, уплачиваемые при регистрации и перерегистрации недвижимости, в случае, когда их стоимость не включена в стоимость основных средств» в размере 240,86 тыс.руб. по следующим основаниям.

В силу пункта 1 статьи 333.16 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина - сбор, взимаемый с лиц, указанных в статье 333.17 настоящего Кодекса, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 22 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации, за государственную регистрацию прав, ограничений прав и обременений объектов недвижимости, сделок с объектом недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, за исключением юридически значимых действий, предусмотренных подпунктами 21, 22.1, 23 - 26, 28 - 31, 61 и 80.1 настоящего пункта, государственная пошлина уплачивается в размере 22 000 руб. для организаций.

Исходя из Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденного приказом Минфином России от 30 марта 2001 г. № 26н (далее - ПБУ 6/01), первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации). Фактическими затратами на приобретение, сооружение и изготовление основных средств являются: суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу), а также суммы, уплачиваемые за доставку объекта и приведение его в состояние, пригодное для использования; суммы, уплачиваемые организациям за осуществление работ по договору строительного подряда и иным договорам; суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением основных средств; таможенные пошлины и таможенные сборы; невозмещаемые налоги, государственная пошлина, уплачиваемые в связи с приобретением объекта основных средств; вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретен объект основных средств; иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств (пункт 8); стоимость основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, кроме случаев, установленных настоящим и иными положениями (стандартами) по бухгалтерскому учету.

Исходя из системного толкования приведенных по тексту решения пунктов 16, 17, 28, 38 Основ ценообразования в электроэнергетике, пункта 11 Методических указаний № 98-э, Положений ПБУ 6/01, в неподконтрольные расходы регулируемых организаций, осуществляющих деятельность по оказанию услуг по передаче электрической энергии, могут быть включены расходы на госпошлины, уплачиваемые при регистрации и перерегистрации недвижимости, в случае, когда их стоимость не включена в стоимость основных средств, а их размер определяется документами, подтверждающими обоснованность величины этих затрат.

Налоговым кодексом Российской Федерации пошлина за государственную регистрацию прав одного объекта недвижимости для организации установлена в размере 22 тыс.руб.

В 2019 г. филиалом «Калмэнерго» в установленном действующим законодательством порядке зарегистрированы права на 11 объектов недвижимости (воздушных линии), что подтверждается выписками из ЕГРН, содержащими данные о зарегистрированных правах филиала на 1 января 2020 г.

Данные обстоятельства представитель административного ответчика не оспаривает.

При таких обстоятельствах расходы филиала «Калмэнерго» за 2019 г. на госпошлины, уплачиваемые при регистрации и перерегистрации недвижимости, в случае, когда их стоимость не включена в стоимость основных средств, имеют документальное подтверждение в размере 242,00 тыс.руб.

Филиалом ПАО «Россети Юг» - «Калмэнерго» для включения в корректировку по данной статье расходов заявлено меньше - 240,86 тыс.руб., поэтому суд считает необходимым определить именно этот размер экономически обоснованным и документально подтвержденным по статье «госпошлины, уплачиваемые при регистрации и перерегистрации недвижимости, в случае когда их стоимость не включена в стоимость основных средств», подлежащий включению в состав корректировки.

Данный вывод суда подтверждается и заключением судебной экспертизы, в рамках которой судебным экспертом на основе анализа норм действующего законодательства, документов, представленных в материалах тарифного дела и обосновывающих величину фактических расходов филиала «Калмэнерго» за 2019 г. по статье «госпошлины, уплачиваемые при регистрации и перерегистрации недвижимости, в случае, когда их стоимость не включена в стоимость основных средств».

Более того, суд отмечает, что орган регулирования хотя и не включил расходы по этой статье в корректировку, все же признал их в размере 240,86 тыс.руб. экономически обоснованными и документально подтвержденными.

Таким образом, установленные судом обстоятельства свидетельствуют о том, что размер НВВ филиала «Калмэнерго» на 2021 год (без учета оплаты потерь), указанный в приложении №2 «Необходимая валовая выручка филиала ПАО МРСК Юга – «Калмэнерго» на долгосрочный период регулирования 2018-2022 г.г. (без учета оплаты потерь)», утвержденном приказом РСТ Республики Калмыкия от 26 декабря 2017 г. № 98-п/э (в редакции приказа РСТ Республики Калмыкия от 30 декабря 2020 г. № 74-п/э), и в приложении № 2 приказа РСТ Республики Калмыкия от 30 декабря 2020 г. № 75-п/э (в редакции приказа РСТ Республики Калмыкия от 17 июня 2021 г. № 34-п/э), определен органом регулирования с нарушением действующего законодательства.

Не основаны на нормах действующего законодательства и рассчитанные на базе вышеуказанного НВВ единые котловые тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Калмыкия, оказываемые потребителям, не относящимся к населению и приравненным к нему категориям потребителей, с календарной разбивкой, на 2021 год, установленные приказом РСТ Республики Калмыкия от 30 декабря 2020 г. № 75-п/э (в редакции приказа РСТ Республики Калмыкия от 17 июня 2021 г. № 34-п/э) в приложении № 1.

При таком положении названные приказы РСТ Республики Калмыкия как не соответствующие приведенным по тексту решения нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и нарушающие права административного истца подлежат признанию недействующими в указанной части.

Поскольку названные нормативные правовые акты в оспариваемой части имеют ограниченный срок действия (на 2021 г.) и признание их отдельных положений с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 КАС РФ, в силу пункта 1 части 2 статьи 215 КАС РФ и с учетом разъяснений, данных в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», они подлежат признанию недействующими в оспариваемой части с момента их принятия.

Оснований для удовлетворения исковых требований в части возложения на административного ответчика обязанности по принятию заменяющего нормативного акта не имеется, поскольку обязанность РСТ Республики Калмыкия принять новый нормативный акт, устраняющий допущенные нарушения, следует из положений части 1 статьи 16 КАС РФ и абзаца 13 пункта 7 Основ ценообразования, в силу которых регулирующий орган принимает решения об установлении (пересмотре) долгосрочных параметров регулирования, об установлении (изменении) регулируемых цен (тарифов) во исполнение вступившего в законную силу решения суда в целях приведения решений об установлении указанных цен (тарифов) и (или) их предельных уровней в соответствие с законодательством Российской Федерации в месячный срок со дня вступления в силу решения суда, если иной срок не установлен соответствующим решением.

В силу пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии настоящего решения подлежит публикации в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в газете «Хальмг Унн».

Руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 КАС РФ, Верховный Суд Республики Калмыкия

р е ш и л :

административное исковое заявление публичного акционерного общества «Россети Юг» к Региональной службе по тарифам Республики Калмыкия удовлетворить частично.

Признать недействующими со дня принятия:

- приказ Региональной службы по тарифам Республики Калмыкия от 26 декабря 2017 г. № 98-п/э «Об утверждении долгосрочных параметров регулирования для филиала ПАО «МРСК Юга» - «Калмэнерго», применяющего при расчете тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2018-2022 г. метод долгосрочной индексации» (в редакции приказа Региональной службы по тарифам Республики Калмыкия от 30 декабря 2020 г. № 74-п/э «О внесении изменений в приказ Региональной службы по тарифам Республики Калмыкия от 26 декабря 2017 г. № 98-п/э «Об утверждении долгосрочных параметров регулирования для филиала ПАО «МРСК Юга» - «Калмэнерго», применяющего при расчете тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2018-2022 г. метод долгосрочной индексации») в части приложения № 2 «Необходимая валовая выручка филиала ПАО «МРСК Юга» – «Калмэнерго» на долгосрочный период регулирования 2018-2022 гг. (без учета оплаты потерь)» в части НВВ филиала ПАО «МРСК Юга» – «Калмэнерго» (без учета оплаты потерь) на 2021 г.;

- приказ Региональной службы по тарифам Республики Калмыкия от 30 декабря 2020 г. № 75-п/э «Об утверждении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Калмыкия, оказываемых потребителям, не относящимся к населению и приравненным к нему категориям потребителей, единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Калмыкия, оказываемых населению и приравненным к нему категорий потребителей на 2021 г.» (в редакции приказа Региональной службы по тарифам Республики Калмыкия от 17 июня 2021 г. № 34-п/э «О внесении изменений в приказ Региональной службы по тарифам Республики Калмыкия от 30 декабря 2020 г. № 75-п/э «Об утверждении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Калмыкия, оказываемых потребителям, не относящимся к населению и приравненным к нему категориям потребителей, единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Калмыкия, оказываемых населению и приравненным к нему категорий потребителей на 2021 г.») в части приложения № 1 «Единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Калмыкия, поставляемой прочим потребителям, на 2021 г.» и приложения № 2 «Размер экономически обоснованных единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Калмыкия на 2021 г.» в части НВВ филиала ПАО «МРСК Юга» - «Калмэнерго» (без учета оплаты потерь), учтенной при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Калмыкия на 2021 г. в размере 1421557 тыс.руб.

В остальной части в удовлетворении административного искового заявления отказать.

Сообщение о принятии настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в газете «Хальмг Yнн».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Третий апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий судья Г.В. Панасенко