НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Верховного Суда Республики Калмыкия (Республика Калмыкия) от 20.07.2023 № 3А-57/2023

Дело № 3а-57/2023

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Элиста 20 июля 2023 года

Верховный Суд Республики Калмыкия в составе

председательствующего - судьи Сангаджиевой Б.Т.,

с участием прокурора Лиджиевой В.П.,

при секретаре Чимидовой Я.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №3а-57/2023 по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Отель Интерсервис» к Министерству по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия об оспаривании нормативных правовых актов,

у с т а н о в и л:

Приказами Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия от 06 декабря 2019 года № 237-од, от 23 ноября 2020 года № 123-од, от 13 декабря 2021 года № 163-од, от 29 ноября 2022 года № 139-од ежегодно (с 2020 по 2023 год) определены перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость. В указанные ежегодные перечни под пунктами соответственно ***, ***, *** и *** включено здание гостиницы с рестораном с кадастровым номером ***, расположенное по адресу: РК, г. Элиста, ***, а также отдельные помещения здания гостиницы:

***; РК, г. Элиста, ***;

***; РК, г. Элиста, ***;

***; РК, г. Элиста, ***;

***; РК, г. Элиста, ***;

***; РК, г. Элиста, ***;

***; РК, г. Элиста, ***;

***; РК, г. Элиста, ***;

***; РК, г. Элиста, ***;

***; РК, г. Элиста, ***;

***; РК, г. Элиста, ***;

***; РК, г. Элиста, ***;

***; РК, г. Элиста, ***;

***; РК, г. Элиста, ***;

***; РК, г. Элиста, ***;

***; РК, г. Элиста, ***;

***; РК, г. Элиста, ***;

***; РК, г. Элиста, ***;

***; РК, г. Элиста, ***;

***; РК, г. Элиста, ***;

***; РК, г. Элиста, ***;

***; РК, г. Элиста, ***;

***; РК, г. Элиста, ***;

***; РК, г. Элиста, ***.

Общество с ограниченной ответственностью «Отель Интерсервис» (далее – ООО «Отель Интерсервис», Общество), являясь собственником здания гостиницы с рестораном с кадастровым номером ***, общей площадью 1989,7 кв.м., расположенного по адресу: РК, г. Элиста, ***, обратилось в суд с исковым заявлением об оспаривании указанной части названных приказов, ссылаясь на следующие обстоятельства.

Из сообщения ФНС России № *** от 27 мая 2023 года Обществу стало известно о том, что ему исчислен налог на недвижимое имущество организаций за нежилое здание гостиницы с рестораном в размере 855751 руб., который определен на основании включения данного объекта в Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

В силу «Положения о Министерстве по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия» Министерство является уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Республики Калмыкия, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость; по определению перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Республики Калмыкия, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - Перечень); по направлению Перечня в электронной форме в Управление ФНС по Республике Калмыкия; по размещению Перечня на своем официальном сайте или на официальном сайте Правительства РК в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Общество полагает ошибочным включение недвижимого имущества с кадастровым номером *** и помещений с кадастровыми номерами *** (***) в данные Перечни, поскольку указанные объекты расположены на принадлежащем административному истцу на праве собственности земельном участке с кадастровым номером ***, общей площадью 2865 кв.м, предназначенном «под гостиницу». Назначение здания с кадастровым номером *** «гостиница с рестораном» не позволяет сделать однозначный вывод об использовании здания как торгового объекта, объекта общественного питания и (или) бытового обслуживания, поскольку предусматривает размещение одного здания, имеющего одновременно два назначения: гостиница и ресторан. Кроме того, общая площадь помещений, которые можно отнести к общественному питанию, равна 191,06 кв.м. (9,6%), что составляет менее 20% от общей площади здания - 1989,72 кв.м. и само здание не может являться объектом налогообложения в указанном порядке.

Таким образом, спорные объекты не обладают признаками объекта налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость и включение их в Перечни противоречит ст. 378.2 Налогового кодекса РФ и нарушает права и законные интересы общества, незаконно возлагая на него обязанность по уплате налога в большем размере.

В связи с этим просит суд признать недействующими со дня принятия:

пункты *** и с *** по *** (объект недвижимого имущества с кадастровым номером ***, и помещения с кадастровыми номерами: ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***) Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного Приказом Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия от 06 декабря 2019 года № 237-од;

пункты *** и с *** по *** (объект недвижимого имущества с кадастровым номером ***, и помещения с кадастровыми номерами: ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***) Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного Приказом Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия от 23 ноября 2020 года № 123-од;

пункты *** и с *** по *** (объект недвижимого имущества с кадастровым номером ***, и помещения с кадастровыми номерами: ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***) Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденного Приказом Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия от 13 декабря 2021 года № 163-од.

пункты *** и с *** по *** (объект недвижимого имущества с кадастровым номером ***, и помещения с кадастровыми номерами: ***,***,***,***,***,***,***,***,***,***,***,***,***,***,***,***,***,***,***,***,***,***,***) Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год, утвержденного Приказом Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия от 29 ноября 2022 года № 139-од.

В судебном заседании генеральный директор ООО «Отель Интерсервис» В.Ю. Фисенко поддержал заявленные исковые требования.

Прокурор Лиджиева В.П. выразила мнение об удовлетворении административного искового заявления.

Административный ответчик заблаговременно надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, по неизвестной причине, признанной судом неуважительной, не направил в судебное заседание представителя, в связи с чем дело в соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства РФ рассмотрено судом в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав лицо, участвующее в деле, заключение прокурора, исследовав и оценив материалы дела и представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правого акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В соответствии с частью 6 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства РФ административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.

При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд на основании части 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства РФ проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. Суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.

Согласно пунктам 1 и 3 статьи 12 Налогового кодекса РФ в Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные. Региональными налогами признаются налоги, которые установлены этим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим пунктом и пунктом 7 настоящей статьи.

Исходя из положений статей 72 и 76 Конституции РФ, подпункта 67 части 1 статьи 44 Федерального закона от 21 декабря 2021 года № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации отнесено, в том числе, установление, изменение и отмена региональных налогов.

Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается Налоговым кодексом РФ и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ, законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14 и 372 Налогового кодекса РФ).

В статье 378.2 Налогового кодекса РФ предусмотрены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, в том числе для отдельных видов недвижимого имущества, перечень которых установлен пунктом 1 приведенной нормы и налоговая база которых определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.

В силу подпунктов 1, 2 и 3 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации; размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Согласно части 1 раздела I Положения о Министерстве по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия, утвержденного постановлением Правительства Республики Калмыкия от 20 февраля 2013 года № 65 (далее по тексту – Положение о Министерстве), Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия (далее по тексту - Министерство) является органом исполнительной власти Республики Калмыкия, осуществляющим от имени Республики Калмыкия правомочия собственника по управлению и распоряжению имуществом, находящимся в собственности Республики Калмыкия, а также земельными участками, находящимися в собственности Республики Калмыкия, полномочия органов местного самоуправления города Элисты по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории города Элисты, в пределах, установленных законодательством.

Согласно пункту 5.3.19 раздела II Положения о Министерстве Министерство участвует в осуществлении нормативно-правового регулирования в сфере земельных отношений, в том числе разработке нормативных правовых актов Правительства Республики Калмыкия, законов Республики Калмыкия, согласовании проектов нормативных правовых и иных актов, затрагивающих вопросы, отнесенные к компетенции Министерства.

В силу пункта 5.5 раздела II Положения о Министерстве Министерство осуществляет полномочия в установленной сфере деятельности, в том числе, по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Республики Калмыкия, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость; по определению перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Республики Калмыкия, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - Перечень); по направлению Перечня в электронной форме в Управление Федеральной налоговой службы по Республике Калмыкия; по размещению Перечня на своем официальном сайте или на официальном сайте Правительства Республики Калмыкия в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии с пунктом 5.6.14 раздела II Положения о Министерстве Министерство осуществляет своевременное обеспечение официального опубликования правовых актов Министерства, за исключением актов Министерства или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, в газете «Хальмг унн» или в сетевом издании «Вестник правовых актов Правительства Республики Калмыкия и органов исполнительной власти Республики Калмыкия», а также размещения (опубликования) на «Официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru), портале Министерства юстиции Российской Федерации «Нормативные правовые акты в Российской Федерации» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (http://pravo-minjust.ru, http://право-минюст.рф).

Приказом Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия от 06 декабря 2019 года № 237-од «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год» в Перечень под пунктом *** включен объект недвижимого имущества с кадастровым номером ***, под пунктами ***-*** включены помещения с кадастровыми номерами ***,***,***,***,***,***,***,***,***,***,***,***,***,***,***,***,***,***,***,***, расположенные по адресу: РК г. Элиста, ***. Приказ и Перечень объектов недвижимого имущества опубликованы на официальном сайте Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия (http://mziork.kalmregion.ru) – 10 декабря 2019 года и в распространяемом в Республике Калмыкия периодическом печатном издании «Вестник правовых актов Правительства Республики Калмыкия и органов исполнительной власти Республики Калмыкия» - 14 декабря 2019 года № 43 (251). Перечень объектов недвижимого имущества в электронной форме направлен в адрес Управления Федеральной налоговой службы по Республике Калмыкия 09 декабря 2019 года.

Приказом Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия от 23 ноября 2020 года № 123-од «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год» в перечень под пунктом *** включен объект недвижимого имущества с кадастровым номером ***, под пунктами ***-*** включены помещения с кадастровыми номерами ***,***,***,***,***,***,***,***,***,***,***,***,***,***,***,***,***,***,***,***,***,***,***, расположенные по адресу: РК г. Элиста, ***. Приказ и Перечень объектов недвижимого имущества опубликованы на официальном сайте Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия (http://mziork.kalmregion.ru) – 07 декабря 2020 года и в распространяемом в Республике Калмыкия периодическом печатном издании «Вестник правовых актов Правительства Республики Калмыкия и органов исполнительной власти Республики Калмыкия» - 28 ноября 2020 года № 39 (292). Перечень объектов недвижимого имущества в электронной форме направлен в адрес Управления Федеральной налоговой службы по Республике Калмыкия 29 декабря 2020 года.

Приказом Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия от 13 декабря 2021 года № 163-од «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год» под пунктом *** включен объект недвижимого имущества с кадастровым номером ***, под пунктами ***-*** включены помещения с кадастровыми номерами ***,***,***,***,***,***,***,***,***,***,***,***,***,***,***,***,***,***,***,***,***,***,***, расположенные по адресу: РК г. Элиста, ***. Приказ и Перечень объектов недвижимого имущества опубликованы на официальном сайте Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия (http://mziork.kalmregion.ru) – 24 января 2022 года и в распространяемом в Республике Калмыкия периодическом печатном издании «Вестник правовых актов Правительства Республики Калмыкия и органов исполнительной власти Республики Калмыкия» - 18 декабря 2021 года № 45 (341). Перечень объектов недвижимого имущества в электронной форме направлен в адрес Управления Федеральной налоговой службы по Республике Калмыкия 27 декабря 2021 года.

Приказом Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия от 29 ноября 2022 года № 139-од «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год» под пунктом *** включен объект недвижимого имущества с кадастровым номером ***, под пунктами ***-*** включены помещения с кадастровыми номерами ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, расположенные по адресу: РК г. Элиста, ***. Приказ и Перечень объектов недвижимого имущества опубликованы на официальном сайте Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия(http://mziork.kalmregion.ru) – 02 декабря 2022 года и в распространяемом в Республике Калмыкия периодическом печатном издании «Вестник правовых актов Правительства Республики Калмыкия и органов исполнительной власти Республики Калмыкия» - 10 декабря 2022 года № 48 (390). Перечень объектов недвижимого имущества в электронной форме направлен в адрес Управления Федеральной налоговой службы по Республике Калмыкия 02 декабря 2022 года.

Оспариваемые приказы Министерства от 06 декабря 2019 года № 237-од, от 23 ноября 2020 года № 123-од, от 13 декабря 2021 года № 163-од и от 29 ноября 2022 года № 139-од об утверждении Перечней объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, являются нормативными правовыми актами, определяют налоговую базу как кадастровую стоимость объектов недвижимого имущества. Указанные акты приняты уполномоченным органом в пределах компетенции, при соблюдении формы, вида и процедуры принятия нормативного правового акта, введения в действие, в том числе порядка опубликования.

Из материалов дела видно, что ООО «Отель Интерсервис» является собственником нежилого объекта недвижимости - гостиницы с рестораном с кадастровым номером ***, общей площадью 1989,72 кв.м., расположенного по адресу: РК, г. Элиста, ***.

Спорный объект недвижимости (гостиница с рестораном) расположен на принадлежащем административном истцу на праве собственности земельном участке с кадастровым номером ***, общей площадью 2865 кв.м., расположенном по адресу: РК, г. Элиста, ***, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – под гостиницу.

Данные обстоятельства подтверждаются выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 17 июля 2023 года № ***.

Таким образом, административный истец как собственник спорного недвижимого имущества является субъектом отношений, регулируемых оспариваемыми приказами Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия, поскольку включение указанного объекта недвижимости в Перечни затрагивает права и законные интересы общества, являющегося налогоплательщиком налога на имущество организаций.

Проверяя соответствие оспариваемых приказов Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия, нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему выводу.

Согласно пунктам 1 и 3 статьи 3 Налогового кодекса РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.

В соответствии с пунктом 2 статьи 375 Налогового кодекса РФ налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 Кодекса.

Формирование перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, в том числе и для целей исчисления и уплаты налога на имущество организаций, регламентируется пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ и конкретизирующими его положения актами.

Федеральный законодатель, устанавливая такой налог, одновременно определяет критерии объекта налогообложения, с которыми связывает включение его в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, используемый, в том числе, для целей применения повышенной ставки налога на имущество организаций.

В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: 1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; 2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Аналогичные положения содержатся и в статье 1.2 Закона Республики Калмыкия «О налоге на имущество организаций», принятого постановлением Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия от 26 декабря 2003 года № 20-III.

В пунктах 3 и 4 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ определены условия признания здания административно-деловым центром и (или) торговым центром (комплексом).

В целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Согласно техническому паспорту, выданному Бюджетным учреждением Республики Калмыкия «Бюро технической инвентаризации» 16 ноября 2021 года (по состоянию на 16 марта 2009 года, было проведено обследование 14 февраля 2013 года – без изменений), здание гостиницы с рестораном, общей площадью 1989,72 кв.м., имеет Литеры: №1, а, б, №2, в.

Согласно разделу V технического паспорта (исчисление площадей и объемов здания и его частей (подвалов, пристроек и т.п.) под Литерой №1 значится Гостиница, под Литерой №2 значится Ресторан, под Литерами а, б, в - значатся пристройки.

Из экспликации к поэтажному плану технического паспорта следует, что на 1 этаже гостиницы расположены тамбур, вестибюль, санузлы, кабинеты, коридоры, административное помещение, помещение охраны, служба размещения, лестница. Итого по 1 этажу 290,36 кв.м. (основная – 95,61 кв.м., вспомогательная – 194,75 кв.м.).

На 2 этаже гостиницы расположены гостиные, спальни, санузлы, гардеробные, шкафы, комната горничной, коридор и лестница. Итого по 2 этажу 319,47 кв.м. (основная – 204,77 кв.м., вспомогательная – 114,7 кв.м.).

На 3 этаже гостиницы расположены гостиные, спальни, санузлы, шкаф, комната горничной, коридор и лестница. Итого по 3 этажу 319,86 кв.м. (основная – 217,12 кв.м., вспомогательная – 76,08 кв.м.).

На 4 этаже гостиницы расположены гостиные, спальни, санузлы, шкаф, комната горничной, коридор и лестница. Итого по 4 этажу 321,29 кв.м. (основная – 218,38 кв.м., вспомогательная – 102,91 кв.м.).

Всего общая площадь здания гостиницы составляет 1493,92 кв.м. (основная – 879,84 кв.м., вспомогательная – 614,08 кв.м.).

Судом установлено, что помещения, включенные в обжалуемые Перечни, как самостоятельные объекты налогообложения, являются гостиничными номерами и комнатами горничных.

Так, данные по нумерации и площадям комнат содержатся в техническом паспорте и соответствуют экспликациям здания гостиницы:

***, комната 48 – комната горничной на 4 этаже здания, площадью 13,82 кв.м.;

***, комната 47 – однокомнатный номер на 4 этаже, площадью 21,96 кв.м.;

***, комната 46 – двухкомнатный номер на 4 этаже, площадью 38,07 кв.м.;

***, комната 45 – двухкомнатный номер на 4 этаже, площадью 38,06 кв.м.;

***, комната 44 – двухкомнатный номер на 4 этаже, площадью 37,86 кв.м.;

***, комната 43 - однокомнатный номер на 4 этаже, площадью 21,96 кв.м.;

***, комната 42 - двухкомнатный номер на 4 этаже, площадью 45,08 кв.м.;

***, комната 41 – двухкомнатный номер на 4 этаже, площадью 45,36 кв.м.;

***, комната 38 – комната горничной на 3 этаже, площадью 13,53 кв.м.;

***, комната 37 - однокомнатный номер на 3 этаже, площадью 21,60 кв.м.;

***, комната 36 - двухкомнатный номер на 3 этаже, площадью 37,67 кв.м.;

***, комната 35 - двухкомнатный номер на 3 этаже, площадью 38,20 кв.м.;

***, комната 34 - двухкомнатный номер на 3 этаже, площадью 37,64 кв.м.;

***, комната 33 - однокомнатный номер на 3 этаже, площадью 18,45 кв.м.;

***, комната 32 - двухкомнатный номер на 3 этаже, площадью 45,07 кв.м.;

***, комната 31 - двухкомнатный номер на 3 этаже, площадью 45,15 кв.м.;

***, комната 27 – комната горничной на 2 этаже, площадью 13,48 кв.м.;

***, комната 26 - однокомнатный номер на 2 этаже, площадью 21,96 кв.м.;

***, комната 25 - двухкомнатный номер на 2 этаже, площадью 37,92 кв.м.;

***, комната 24 - двухкомнатный номер на 2 этаже, площадью 38,08 кв.м.;

***, комната 23 - двухкомнатный номер на 2 этаже, площадью 38,11 кв.м.;

***, комната 21 - двухкомнатный номер на 2 этаже, площадью 88,62 кв.м.;

***, комната 22 - однокомнатный номер на 2 этаже, площадью 18,42 кв.м.

Здание ресторана состоит из тамбуров, вестибюля, лестниц, санузлов, гардероба, котельной, станции водоподготовки, кладовой, склада полуфабрикатов, загрузочной, душевой, моечных, тарной, коридора, помещения чистки овощей, гардероба персонала, комнаты заведующей производством, электрощитовой, мясо-рыбного цеха, горячего цеха, холодного цеха, холла, зала ресторана, банкетного зала, конференцзала.

Всего общая площадь ресторана составляет 495,80 кв.м. (основная – 304,88 кв., вспомогательная – 190,92 кв.м.).

Из них площадь помещений, которые можно отнести к общественному питанию со вспомогательными помещениями (зал ресторана, склад полуфабрикатов, тарная, моечные, помещение чистки овощей, мясо-рыбный цех, горячий цех, холодный) составляет 191,06 кв.м.

Таким образом, общая площадь помещений, которые можно отнести к общественному питанию, равна 191,06 кв.м. (9,6%), что занимает менее 20% здания гостиницы с рестораном, общей площадью 1989,72 кв.м.

Под литерами а,б, в находятся пристройки к основному зданию.

Само по себе наименование здания – «гостиница с рестораном», а также вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером *** – «под гостиницу», на котором расположен спорный объект недвижимости, нельзя считать достаточными основаниями для формального включения его в Перечни.

Основанием для включения нежилого здания в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, является, в том числе предназначение данного объекта для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения или фактическое использование для указанных целей (подпункт 2 пункта 3 статьи 378.2 НК РФ).

Несмотря на то, что техническая документация нежилого помещения и названный вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено административное здание, предусматривают возможность размещения в нем торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, надо учитывать, что такие помещения должны занимать не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документах технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости.

Таким образом, спорное здание гостиницы и его отдельные помещения не могут быть в целях налогообложения признаны административно-деловым или торговым центром, предусматривающим размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, либо фактически используется в названных целях.

В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 КАС РФ, административный ответчик обязан доказать законность включения объекта в перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

Между тем Министерством по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие спорного объекта недвижимости условиям, установленным Налоговым законодательством Российской Федерации и необходимым для включения его в Перечни на 2020, 2021, 2022 и 2023 годы, не представлено.

Анализ вышеуказанных обстоятельств позволяет прийти к выводу, что у административного ответчика не имелось правовых оснований, предусмотренных действующим на период формирования оспариваемых Перечней законодательством, для отнесения нежилого здания с кадастровым номером *** и отдельных помещений в нем с кадастровыми номерами ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, *** к объектам налогообложения, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса РФ. Включение данного нежилого здания и отдельных помещений в нем в Перечни на 2020, 2021, 2022 и 2023 годов противоречит закону, нарушает права административного истца, как плательщика налога на имущество.

Определяя момент, с которого оспариваемые нормативные правовые акта признаются недействующими, суд принимает во внимание, что административный истец является плательщиком налога на имущество в 2020, 2021, 2022 и 2023 годах и оспариваемые нормативные акты имеют ограниченный срок действия, признание отдельных его положений с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца. С учетом изложенного, оспариваемые части Перечней, являющихся приложениями к приказам Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия от 06 декабря 2019 года № 237-од, от 23 ноября 2020 года № 123-од, от 13 декабря 2021 года № 163-од и от 29 ноября 2022 года № 139-од, подлежат признанию недействующими со дня принятия.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью «Отель Интерсервис» к Министерству по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия об оспаривании нормативных правовых актов удовлетворить.

Признать недействующими со дня принятия:

пункты *** и с *** по *** Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного Приказом Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия от 06 декабря 2019 года № 237-од;

пункты *** и с *** по *** Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного Приказом Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия от 23 ноября 2020 года № 123-од;

пункты *** и с *** по *** Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденного Приказом Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия от 13 декабря 2021 года № 163-од.

пункты *** и с *** по *** Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год, утвержденного Приказом Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия от 29 ноября 2022 года № 139-од.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Третий апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Калмыкия в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий Б.Т. Сангаджиева

Мотивированное решение составлено 28 июля 2023 года