НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Верховного Суда Республики Калмыкия (Республика Калмыкия) от 05.10.2018 № 7-91/18

Судья Богзыкова Е.В. № 7-91/2018

Р Е Ш Е Н И Е

5 октября 2018 года г. Элиста

Судья Верховного Суда Республики Калмыкия Васляев В.С., при секретаре Пичко С.Н., рассмотрев жалобу главного государственного инспектора труда (по охране) труда Э-Г.А.Т. на решение судьи Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 27 августа 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в отношении Бюджетного учреждения Республики Калмыкия «Республиканская больница им. П.П. Жемчуева» (далее – БУ РК «Республиканская больница им. П.П. Жемчуева»),

у с т а н о в и л:

постановлением главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Республике Калмыкия Э-Г.А.Т. № *** от 13 июня 2018 года БУ РК «Республиканская больница им. П.П. Жемчуева») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.

Решением судьи Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 27 августа 2018 года указанное постановление должностного лица отменено, производство по делу прекращено на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, за отсутствием состава административного правонарушения.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Калмыкия, главный государственный инспектор труда (по охране труда) Э-Г.А.Т. просит решение судьи от 27 августа 2018 года отменить, постановление должностного лица от 13 июня 2018 года оставить в силе.

В обоснование своей позиции указывает на то, что основанием для привлечения БУ РК «Республиканская больница им. П.П. Жемчуева» к административной ответственности явились выявленные в ходе внеплановой выездной проверки нарушения трудового законодательства (ст.212 и 221 Трудового кодекса РФ и Приказа Министерства труда РФ от 9 декабря 2014 года № 997н), выразившиеся в том, что работодатель не обеспечил работников Л.Р.Д., С.А.Г., Н.Н.С. и Д.Л.Л. специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами, прошедшими обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законом порядке. Указанное, по его мнению, свидетельствует о том, что учреждением совершено административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ. В связи с этим, не согласен с выводами суда о том, что совершенное БУ РК «Республиканская больница им. П.П. Жемчуева» деяние образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.5.27.1 КоАП РФ. Кроме того, считает, что не подлежат применению положения ч.4 ст.24.5 КоАП РФ, поскольку БУ РК «Республиканская больница им. П.П. Жемчуева» не были приняты достаточные и зависящие от него меры для соблюдения требований трудового законодательства и привлечения необходимых денежных средств.

Изучив материалы дела и проверив доводы жалобы, выслушав объяснения представителя БУ РК «Республиканская больница им. П.П. Жемчуева» Д.В.П. об оставлении обжалуемого решения без изменения, прихожу к следующему выводу.

Частью 1 ст.5.27.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-4 настоящей статьи.

В соответствии с ч.1 ст.212 Трудового кодекса РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.

В силу абзаца 7 части 2 указанной статьи работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.

Согласно ч.1 ст.221 Трудового кодекса РФ на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 1 июня 2009 года № 290н утверждены Межотраслевые правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (далее - Межотраслевые правила).

В силу п.4, 13 Межотраслевых правил работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия средств индивидуальной защиты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, организовать надлежащий учет и контроль за выдачей работникам средств индивидуальной защиты в установленные сроки.

В соответствии с Типовыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утвержденными приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 9 декабря 2014 года № 997н (приложение к указанному приказу), уборщик производственных и служебных помещений должен быть обеспечен следующими средствами индивидуальной защиты: костюм для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий (1 шт.) или халат для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий (1 шт.) или комбинезон для защиты от токсичных веществ и пыли из нетканых материалов, перчатки с полимерным покрытием (6 пар), перчатки резиновые или из полимерных материалов (12 пар), средство для индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующее (до износа).

Как следует из материалов дела, в связи с обращением Л.Р.Д. Д.Л.Л., С.А.Г., Н.Н.С. о проведении проверки по факту незаконного сокращения должности санитарки в отделении лучевой диагностики БУ РК «Республиканская больница им. П.П. Жемчуева», на основании распоряжения руководителя Государственной инспекции труда в Республике Калмыкия О.В.С. от 16 мая 2018 года № *** в отношении БУ РК «Республиканская больница им. П.П. Жемчуева» в период с 17 мая по 14 июня 2018 года проведена внеплановая выездная проверка.

По результатам проверки главным государственным инспектором труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Республике Калмыкия Шарашкиевой Л.Б. в отношении БУ РК «Республиканская больница им. П.П. Жемчуева» составлен протокол № *** об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ, в котором зафиксированы нарушения трудового законодательства. В частности, указано о выявлении нарушений требований ст.212 и 221 Трудового кодекса РФ, Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 9 декабря 2014 года № 997н «Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением». Работодатель не обеспечил работников Л.Р.Д., С.А.Г., Н.Н.С., Д.Л.Л. приобретением и выдачей за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.

Постановлением Главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Республике Калмыкия Эрдни-Горяева А.В. *** от 13 июня 2018 года БУ РК «Республиканская больница им. П.П. Жемчуева» привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.

Рассматривая жалобу представителя БУ РК «Республиканская больница им. П.П. Жемчуева», поданную в порядке ст.30.6 КоАП РФ, судья Элистинского городского суда Республики Калмыкия пришел к выводу о прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ, поскольку в действиях указанного лечебного учреждения содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ч.4 данной статьианной статьим, н мнению, свидетельствует о том, что КоАП РФ, а переквалификация действий виновного лица на указанную часть недопустима, поскольку ухудшит положение лица, привлекаемого к административной ответственности.

Оснований не согласиться с данными выводами суда нижестоящей инстанции не имеется.

Согласно ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Объективная сторона ч.1 ст. 5.27.1 КоАП РФ выражается в нарушении государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-4 данной статьи.

Административная ответственность за необеспечение работников средствами индивидуальной защиты установлена ч.4 ст.5.27.1 КоАП РФ, которая является специальной по отношению к части первой данной статьи.

В примечании к статье 5.27.1 КоАП РФ указано, что под средствами индивидуальной защиты в части 4 настоящей статьи следует понимать средства индивидуальной защиты, отнесенные техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» ко второму классу в зависимости от степени риска причинения вреда работнику.

В соответствии с п.5.5 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 019/2011 «О безопасности средств индивидуальной защиты» утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 года № 878, при выборе форм подтверждения соответствия средства индивидуальной защиты классифицируются по степени риска причинения вреда пользователю: 1) первый класс - средства индивидуальной защиты простой конструкции, применяемые в условиях с минимальными рисками причинения вреда пользователю, которые подлежат декларированию соответствия; 2) второй класс - средства индивидуальной защиты сложной конструкции, защищающие от гибели или от опасностей, которые могут причинить необратимый вред здоровью пользователя, которые подлежат обязательной сертификации.

Приложением № 4 Технического регламента утверждены формы подтверждения соответствия средств индивидуальной защиты с указанием класса риска (первый или второй).

Таким образом, чтобы определить, к какому классу относятся средства индивидуальной защиты, следует руководствоваться п.5.5 Технического регламента и Приложением № 4 к нему.

Материалами дела установлено, что Л.Р.Д., С.А.Г., Н.Н.С., Д.Л.Л. работали уборщиками служебных и производственных помещений в отделении лучевой диагностики БУ РК «Республиканская больница им. П.П. Жемчуева», где осуществляется использование радиоактивных веществ и других источников ионизирующего излучения.

В соответствии с п.2.17. СанПиН 2.6.1.1192-03. 2.6.1. условия труда в рентгеновских кабинетах сопряжены с воздействием опасных и вредных производственных факторов: повышенный уровень ионизирующего излучения; возможность воздушной и контактной передачи инфекции; наличие следов свинцовой пыли на поверхности оборудования и стенах; радиоактивное загрязнение поверхностей рабочих помещений и находящегося в них оборудования, кожных покровов, рабочее место этих работников, где они пребывают в рабочее время для выполнения производственных функций, находится в условиях воздействия ионизирующего излучения, с техногенно измененным радиационным фоном, при этом в фотолаборатории существуют дополнительные опасные и вредные факторы: химически активные вещества (окислители типа метола, гидрохинона и т.п.); в обязанности данных работников входит проведение влажной уборки стен с мытьем полов и тщательная дезинфекция элементов и принадлежностей рентгеновского аппарата, ежемесячное проведение влажной уборки с использованием 1-2%-го раствора уксусной кислоты.

Согласно Приложению № 4 к Техническому регламенту к средствам индивидуальной защиты от химических факторов относятся костюмы изолирующие от химических факторов (в том числе применяемые для защиты от биологических факторов) (п.15), к средствам индивидуальной защиты от радиационных факторов - костюмы изолирующие для защиты кожи и органов дыхания от радиоактивных веществ (п.22), средства индивидуальной защиты рук от радиоактивных веществ и ионизирующих излучений (п.26). Эти средства индивидуальной защиты отнесены ко второму классу риска.

Таким образом, совершенное БУ РК «Республиканская больница им. П.П. Жемчуева» противоправное, виновное деяние, выразившееся в необеспечении работников (уборщиков служебных и производственных помещений) средствами индивидуальной защиты, не образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ, и влечет административную ответственность по ч.4 ст.5.27.1 названного Кодекса.

Переквалификация действий (бездействия) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, допустима при рассмотрении дела об административном правонарушении, а также при пересмотре постановления или решения по такому делу при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.

Данная правовая позиция выражена в п.20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Поскольку санкцией ч.4 ст.5.27.1 КоАП РФ установлено более строгое административное наказание по сравнению с административным наказанием, предусмотренным санкцией части первой этой статьи, переквалификация деяния БУ РК «Республиканская больница им. П.П. Жемчуева» в данном случае невозможна, так как повлечет ухудшение его положения, что недопустимо.

Согласно п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

При таких обстоятельствах судья городского суда установив, установив, что в действиях БУ РК «Республиканская больница им. П.П. Жемчуева» содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.5.27.1 КоАП РФ, правильно пришел к выводу о прекращении производства по делу на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием в действиях республиканской больницы состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ.

По указанным основаниям являются несостоятельными доводы жалобы о совершении БУ РК «Республиканская больница им. П.П. Жемчуева» административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ.

Доводы жалобы о том, что положения ч.4 ст.24.5 КоАП РФ к обстоятельствам по настоящему делу неприменимы, не имеют правового значения, поскольку производство по делу прекращено по иному основанию, предусмотренному п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава инкриминируемого лечебному учреждению деяния.

Иные доводы сводятся к несогласию с оценкой доказательств, данной судьей при рассмотрении дела об административном правонарушении, что не может служить основанием для отмены обжалуемого решения.

Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, судьей городского суда не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7 и 30.9 КоАП РФ,

р е ш и л :

решение судьи Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 27 августа 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ, в отношении БУ РК «Республиканская больница им. П.П. Жемчуева» оставить без изменения, жалобу главного государственного инспектора труда (по охране) труда Э-Г.А.Т. - без удовлетворения.

Судья В.С. Васляев