НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Верховного Суда Республики Ингушетия (Республика Ингушетия) от 12.05.2023 № А-10/2023

Дело а-10/2023

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

12 мая 2023 г. <адрес>

Верховный Суд Республики Ингушетия в составе:

председательствующего судьи Кориговой М.А.,

при секретарях судебного заседания ФИО2, ФИО2, ФИО2,

с участием прокурора ФИО2,

представителя Правительства Республики Ингушетия ФИО2,

представителей Министерства финансов Республики Ингушетия ФИО2 и ФИО2,

представителя Городского совета депутатов муниципального образования «<адрес>» ФИО2,

представителя администрации муниципального образования «<адрес>» ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административным исковым заявлениям Правительства Республики Ингушетия и Министерства финансов Республики Ингушетия к Городскому совету депутатов муниципального образования «<адрес>» и администрации муниципального образования «<адрес>» о признании недействующим Положения об оплате труда депутатов, работающих на постоянной основе, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих в органах местного самоуправления муниципального образования «<адрес>» в редакции решения Городского совета депутатов муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в Положение об оплате труда депутатов, работающих на постоянной основе, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих в органах местного самоуправления муниципального образования «<адрес>»,

у с т а н о в и л:

Министерство финансов Республики Ингушетия обратилось в суд с административным иском к Городскому совету депутатов муниципального образования «<адрес>» и администрации муниципального образования «<адрес>», в котором с учетом уточненных требований просит суд признать недействующим Положение об оплате труда депутатов, работающих на постоянной основе, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих в органах местного самоуправления муниципального образования «<адрес>» в редакции решения Городского совета депутатов муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГг. «О внесении изменений в Положение об оплате труда депутатов, работающих на постоянной основе, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих в органах местного самоуправления муниципального образования «<адрес>» в части повышения с ДД.ММ.ГГГГ: предельных размеров должностных окладов депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе муниципального образования «<адрес>» (Приложение к Положению); предельных размеров должностных окладов муниципальных служащих в органах местного самоуправления муниципального образования «<адрес>» (Приложение к Положению); предельных размеров должностных окладов муниципальных служащих в администрациях структурных подразделений администрации <адрес> (Приложение .1 к Положению); предельных размеров окладов за классный чин муниципальных служащих в органах местного самоуправления муниципального образования «<адрес>» (Приложение к Положению), полностью, как не соответствующее положениям ч. 2 ст. 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации и постановлению Правительства Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о нормативах формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих в органах местного самоуправления».

В обоснование административного иска указано, что решением Городского совета депутатов муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Решение от ДД.ММ.ГГГГ), подписанным председателем Горсовета и главой муниципального образования «<адрес>», внесены изменения в Положение об оплате труда депутатов, работающих на постоянной основе, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих в органах местного самоуправления муниципального образования «<адрес>» в редакции решения от ДД.ММ.ГГГГг. (далее – Положение).

Оспариваемый нормативный правовой акт опубликован на официальном сайте Городского совета депутатов муниципального образования «<адрес>» в сети Интернет ДД.ММ.ГГГГ

Пунктом третьим Решения от ДД.ММ.ГГГГг. приложения , , .1, к Положению изложены в новой редакции, согласно которой должностные оклады выборных должностных лиц и муниципальных служащих муниципального образования «<адрес>» существенно увеличены. Указывает, что при принятии данного Решения административными ответчиками не учтено, что муниципальное образование «<адрес>» является дотационным муниципальным образованием, в отношении которого бюджетным законодательством (ч.2 ст.136 Бюджетного кодекса Российской Федерации) установлены ограничения, не позволяющие превышать установленные высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации нормативы формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих и (или) содержание органов местного самоуправления.

В целях реализации требований ч. 8 ст. 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации и ч. 4.1 ст. 6 Закона Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ N 68-РЗ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) "О межбюджетных отношениях в <адрес>" Правительством Республики Ингушетия принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ «О соглашениях, которые предусматривают меры по социально - экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов муниципальных образований Республики Ингушетия».

В последующем Министерством финансов Республики Ингушетия и администрацией муниципального образования «<адрес>» заключены соглашения от ДД.ММ.ГГГГг. и от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов муниципального образования Республики Ингушетия», пунктами 2.1.2. которых предусмотрено, что администрация МО «<адрес>» обязана соблюдать нормативы формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих и нормативы формирования расходов на содержание местного самоуправления.

Постановлением Правительства Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) утверждены нормативы формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих в органах местного самоуправления, которые Решением от ДД.ММ.ГГГГ значительно превышены.

Кроме того, в целях выплаты заработной платы муниципальным служащим глава администрации муниципального образования «<адрес>» обратился в Правительство Республики Ингушетия с просьбой оказать содействие и поручить Министерству финансов Республики Ингушетия изыскать возможность увеличения дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности муниципального образования на 19 835,7 тыс. руб.

При таких обстоятельствах Решение от ДД.ММ.ГГГГ противоречит нормам федерального и республиканского законодательства и нарушает права и интересы Министерства финансов Республики Ингушетия.

Определением суда ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен глава муниципального образования «<адрес>» ФИО2, а в качестве заинтересованного лица - Правительство Республики Ингушетия.

ДД.ММ.ГГГГ представитель Правительства Республики Ингушетия по доверенности ФИО2 обратилась в суд с ходатайством о вступлении в дело Правительства Республики Ингушетия в качестве административного соистца, изменении в связи с этим процессуального статуса с заинтересованного лица на административного соистца, представив административное исковое заявление к административным ответчикам.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ данное ходатайство удовлетворено, Правительство Республики Ингушетия признано вступившим в административное дело в качестве административного соистца, в связи с чем изменен процессуальный статус с заинтересованного лица на административного соистца.

ДД.ММ.ГГГГ в суд поступило заявление главного специалиста отдела землепользования администрации <адрес>ФИО2 о привлечении его к участию в деле в качестве заинтересованного лица, которое определением суда от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворено.

В обоснование административного иска Правительства Республики Ингушетия указано, что в целях исполнения требований федерального законодательства постановлением Правительства Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о нормативах формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих в органах местного самоуправления» (далее - постановление Правительства Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ) установлены предельные размеры должностных окладов муниципальных служащих в органах местного самоуправления. <адрес> является дотационным муниципальным образованием, получающим межбюджетные трансферты, в том числе и на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, в связи с чем обязано определять расходные обязательства на указанные цели в пределах значений, установленных Правительством Республики Ингушетия. При этом положениями ст. 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации предоставлено право устанавливать норматив, как в абсолютной, так и относительной величине, характеризующей расходы на оплату труда вышеуказанных категорий работников и (или) содержание органов местного самоуправления. Порядок расчета, установление и величина указанных нормативов, определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно в рамках реализации их бюджетных полномочий в части установления условий предоставления межбюджетных трансфертов местным бюджетам, закрепленных ст. 8 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Кроме того, пунктом 1.3 Постановления от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что предельные размеры должностных окладов выборных должностных лиц, предельные размеры должностных окладов муниципальных служащих, установленные муниципальными правовыми актами в соответствии с настоящим положением, увеличиваются (индексируются) в соответствии с решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете в размере, не превышающем увеличения (индексации) должностных окладов государственных гражданских служащих Республики Ингушетия, и не ранее даты, с которой увеличиваются (индексируются) размеры должностных окладов государственных гражданских служащих Республики Ингушетия.

При этом в соответствии с ч. 4.1 ст. 6 Закона Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ N 68-РЗ «О межбюджетных отношениях в <адрес>» Министерство финансов Республики Ингушетия заключает с главами местных администраций муниципальных образований, получающих дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений, муниципальных районов (городских округов) из республиканского бюджета и (или) доходы по заменяющим указанные дотации дополнительным нормативам отчислений от налога на доходы физических лиц, соглашения, которыми предусматриваются меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов поселения, муниципального района (городского округа).

Министерством финансов Республики Ингушетия и администрацией муниципального образования «<адрес>» заключены соглашения от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов муниципального образования Республики Ингушетия», пунктами 2.1.2. которых предусмотрено, что администрация муниципального образования «<адрес>» обязана соблюдать нормативы формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих и нормативы формирования расходов на содержание местного самоуправления.

Согласно ч.1 ст.36 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» акты высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации, принятые в пределах его полномочий, обязательны к исполнению в субъекте Российской Федерации.

Таким образом, Решением от ДД.ММ.ГГГГ затронуты права и интересы Правительства Республики Ингушетия.

Административный соистец просит суд признать недействующим Положение об оплате труда депутатов, работающих на постоянной основе, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих в органах местного самоуправления муниципального образования «<адрес>» в редакции решения Городского совета депутатов муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в Положение об оплате труда депутатов, работающих на постоянной основе, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих в органах местного самоуправления муниципального образования «<адрес>» в части повышение с ДД.ММ.ГГГГ: предельных размеров должностных окладов депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе муниципального образования «<адрес>» (Приложение к положению); предельных размеров должностных окладов муниципальных служащих в органах местного самоуправления муниципального образования «<адрес>» (Приложение к положению); предельных размеров должностных окладов муниципальных служащих в администрациях структурных подразделений Администрации <адрес> (Приложение .1 к положению); предельных размеров окладов за классный чин муниципальных служащих в органах местного самоуправления муниципального образования «<адрес>» (Приложение к положению), полностью, как не соответствующие положениям ч. 2 ст. 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации и постановлению Правительства Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ.

В письменных возражениях представители административного ответчика Городского совета депутатов муниципального образования «<адрес>» просят в удовлетворении административного иска отказать.

Глава муниципального образования «<адрес>» ФИО2, заинтересованное лицо ФИО2, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, о причинах неявки не сообщили, в связи с чем в соответствии со ст. 150 КАС РФ суд рассмотрел дело в их отсутствие.

Представители Министерства финансов Республики Ингушетия ФИО2 и ФИО2, представитель Правительства Республики Ингушетия ФИО2 поддержали административные исковые требования и просили их удовлетворить по основаниям, изложенным в административных исковых заявлениях.

Представители Городского совета депутатов муниципального образования «<адрес>» ФИО2 и администрации муниципального образования «<адрес>» ФИО2 просили в удовлетворении административных исковых требований отказать по основаниям, изложенным в возражениях на иск.

Прокурор ФИО2 в своем заключении указала, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в нарушение требований ст. 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем подлежит признанию недействующим.

Выслушав пояснения представителей административных истцов и ответчиков, допросив свидетелей, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора, суд находит административные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частями 1 и 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Производство по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов осуществляется на основании главы 21 КАС РФ. Последствием признания судом нормативного правового акта недействующим является его исключение из системы правового регулирования полностью или в части.

При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим.

Исходя из предписаний ч. 8 ст. 213 КАС РФ, и применительно к рассматриваемому административному делу, суд должен выяснить соблюдение административным ответчиком следующих элементов законности оспариваемого нормативного правового акта:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ч.2 ст.22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», ч.2 ст.6 Закона Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ-РЗ «Об отдельных вопросах муниципальной службы в <адрес>», ст.53 Устава муниципального образования «<адрес>», утвержденного решением Городского совета муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ, и постановлением Правительства Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ N 423 решением Городского совета муниципального образования "<адрес>" от ДД.ММ.ГГГГ N 6/34-1 утверждено Положение об оплате труда депутатов, работающих на постоянной основе, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих в органах местного самоуправления муниципального образования "<адрес>".

Решением Городского совета депутатов муниципального образования "<адрес>" Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ N 30/120-4 внесены изменения в названное Положение (в редакции решения от ДД.ММ.ГГГГ N 29/113-4).

Согласно п. 2 Положения с ДД.ММ.ГГГГ повышены размеры должностных окладов депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих в органах местного самоуправления муниципального образования "<адрес>".

Пунктом 3 Решения от ДД.ММ.ГГГГ приложения , , .1, к Положению изложены в новой редакции, согласно которой увеличены предельные размеры должностных окладов депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих муниципального образования «<адрес>», а также предельные размеры окладов за классный чин муниципальных служащих.

Приложение N 1 к Положению содержат предельные размеры должностных окладов депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципального образования "<адрес>".

Приложение N 2 к Положению содержат предельные размеры должностных окладов муниципальных служащих в органах местного самоуправления муниципального образования "<адрес>".

Приложение N 2.1 к Положению содержат предельные размеры должностных окладов муниципальных служащих в администрациях структурных подразделений администрации <адрес>.

Приложение N 3 к Положению содержат предельные размеры окладов за классный чин муниципальных служащих в органах местного самоуправления муниципального образования "<адрес>".

Процедура подготовки, внесения и рассмотрения вопросов на заседаниях Городского совета, порядок образования и избрания его органов, заслушивания отчетов об их работе, процедуру голосования и другие вопросы организации деятельности Городского совета и его рабочих органов определены Регламентом Городского совета муниципального образования «<адрес>», утвержденным решением от ДД.ММ.ГГГГ.

Оспариваемые изменения в Положение в соответствии с п.1 ст.22 Регламента приняты в виде решения.

Решение от ДД.ММ.ГГГГ принято на заседании Городского совета муниципального образования «<адрес>», на котором из 25 депутатов присутствовали 17 депутатов, единогласно проголосовавшие за принятие данного решения, что подтверждается протоколом от ДД.ММ.ГГГГ

Названное решение опубликовано ДД.ММ.ГГГГ в периодическом печатном издании – городской общественно-политической газете «Голос Назрани» (409-410), являющимся источником официального опубликования нормативных правовых актов <адрес>, и вступило в силу с ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, оспариваемый муниципальный нормативный правовой акт принят Городским советом депутатов муниципального образования «<адрес>» в пределах его полномочий с соблюдением формы и вида, процедуры принятия, опубликован в установленном порядке и вступил в силу.

Проверяя нарушены ли права, свободы и законные интересы административных истцов, а также соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. "н" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы установления общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принятые по вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, в силу ч. 2 и ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации, ч. 3 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не могут противоречить федеральным законам.

Согласно положениям статей 4, 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ, статей 3, 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" правовую основу местного самоуправления, муниципальной службы составляют, в том числе конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований и иные муниципальные правовые акты.

Таким образом, субъектам Российской Федерации предписывается осуществление правового регулирования вопросов организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации, в том числе и в вопросе муниципальной службы, в случаях и порядке, установленными федеральными законами.

Постановлением Правительства Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ N 423 "Об утверждении Положения о нормативах формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих в органах местного самоуправления" (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) установлены предельные размеры должностных окладов депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих в органах местного самоуправления, окладов за классный чин муниципальных служащих в органах местного самоуправления.

Пунктом 1.3 Положения установлено, что предельные размеры должностных окладов выборных должностных лиц, предельные размеры должностных окладов муниципальных служащих, установленные муниципальными правовыми актами в соответствии с настоящим положением, увеличиваются (индексируются) в соответствии с решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете в размере, не превышающем увеличения (индексации) должностных окладов государственных гражданских служащих Республики Ингушетия, и не ранее даты, с которой увеличиваются (индексируются) размеры должностных окладов государственных гражданских служащих Республики Ингушетия.

По общему правилу, размер денежного содержания лиц, замещающих должности муниципальной службы, устанавливается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации".

При этом федеральный законодатель, предоставляя органам местного самоуправления право самостоятельно определять размер и условия оплаты труда муниципальных служащих, указывает на то, что размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Исходя из положений ст. 53 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ, ст. 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений с соблюдением требований Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Согласно преамбуле постановления Правительства Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ N 423 последнее принято в соответствии с положениями ч. 2 ст. 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В силу п. 2 ст. 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на день внесения изменений в Положение) муниципальные образования, в бюджетах которых доля дотаций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в размере, не превышающем расчетного объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности (части расчетного объема дотации), замененной дополнительными нормативами отчислений, в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 5 процентов доходов местного бюджета, за исключением субвенций и иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с соглашениями, заключенными муниципальным районом и поселениями, начиная с очередного финансового года не имеют права превышать установленные высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации нормативы формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих и (или) содержание органов местного самоуправления.

Согласно ч.2 ст.6 Закона Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ-РЗ «О межбюджетных отношениях в <адрес>» муниципальные образования Республики Ингушетия, в бюджетах которых доля дотаций из республиканского бюджета и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в размере, не превышающим расчетного объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности (части расчетного объема дотации), замененной дополнительными нормативами отчислений, в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 5 процентов собственных доходов местного бюджета, начиная с очередного финансового года не имеют права превышать установленные Правительством Республики Ингушетия нормативы формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих и (или) содержание органов местного самоуправления.

Судом установлено, что муниципальное образование «<адрес>» входит в перечень муниципальных образований Республики Ингушетия, которые являются дотационными в течение двух из трех последних финансовых лет. Доля дотаций и дополнительных нормативов в бюджете муниципального образования в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышает 5 процентов доходов местного бюджета, что подтверждается приказами Министерства финансов Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ-п, ДД.ММ.ГГГГ-п, ДД.ММ.ГГГГ-п.

Данное обстоятельство также подтверждается соглашениями о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов муниципального образования Республики Ингушетия, заключенными Министерством финансов Республики Ингушетия и администрацией муниципального образования «<адрес>» в соответствии со ст.136 Бюджетного кодекса Российской Федерации и постановлением Правительства Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ «О соглашениях, которые предусматривают меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов муниципальных образований Республики Ингушетия» в 2019 – 2022 годах.

Опрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля начальник отдела межбюджетных отношений Министерства финансов Республики Ингушетия ФИО2 пояснила, что доля дотаций в бюджете муниципального образования «<адрес>» превышает те 5 процентов, которые дают право устанавливать нормативы на оплату труда. В последнее время процесс дотационности приблизился к показателю 30 процентов.

С учетом приведенных положений действующего законодательства муниципальное образование «<адрес>», как дотационное, получающее межбюджетные трансферты, муниципальное образование, размер и условия оплаты труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих обязано определять в пределах значений, установленных высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Данное обязательство также закреплено в заключенных Министерством финансов Республики Ингушетия и администрацией муниципального образования «<адрес>» соглашениях от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов муниципального образования Республики Ингушетия», пунктом 2.1.2. которых предусмотрены меры, направленные на бюджетную консолидацию, предусматривающие в том числе, соблюдение муниципальным образованием нормативов формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих и нормативов формирования расходов на содержание органов местного самоуправления, утвержденных Правительством Республики Ингушетия.

Как усматривается из Положения в редакции решения Городского совета депутатов муниципального образования "<адрес>" Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ N 30/120-4, установленными в нем с ДД.ММ.ГГГГ предельными размерами должностных окладов и размеров окладов за классный чин в приложениях , , .1, значительно превышены нормативы формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, утвержденные постановлением Правительства Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ N 423.

В связи с принятием Решения от ДД.ММ.ГГГГ глава <адрес>ФИО2 письмом от ДД.ММ.ГГГГ-ип обратился в Правительство Республики Ингушетия с просьбой оказать содействие и поручить Министерству финансов Республики Ингушетия изыскать возможность увеличения дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности муниципального образования «<адрес>» на 19 835,7 тыс. руб.

Кроме того, в нарушение п.1.3 Положения о нормативах формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих в органах местного самоуправления индексация предельных размеров должностных окладов произведена в размере, превышающем индексацию должностных окладов государственных гражданских служащих Республики Ингушетия и ранее даты, с которой увеличены размеры должностных окладов государственных гражданских служащих Республики Ингушетия.

Так, Законом Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ-РЗ «О повышении денежного содержания лиц, замещающих государственные должности Республики Ингушетия и должности государственной гражданской службы Республики Ингушетия», вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ в 1,04 раза повышены размеры месячных окладов лиц, замещающих государственные должности Республики Ингушетия и должности государственной гражданской службы Республики Ингушетия, в соответствии с замещаемыми ими государственными должностями Республики Ингушетия и должностями государственной гражданской службы Республики Ингушетия, а также размеры месячных окладов лиц, замещающих должности государственной гражданской службы Республики Ингушетия, в соответствий с присвоенными им классными чинами государственной гражданской службы Республики Ингушетия, установленные Законом Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ N 6-РЗ "О денежном содержании лиц, замещающих государственные должности и должности государственной гражданской службы Республики Ингушетия".

Согласно ч.1 ст.36 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» акты высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации, принятые в пределах его полномочий, обязательны к исполнению в субъекте Российской Федерации.

В связи с изложенным суд приходит к выводу, что Положение в редакции решения Городского совета депутатов муниципального образования "<адрес>" Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ N 30/120-4 затрагивает права и интересы административных истцов как участников бюджетных отношений и противоречит положениям ч.2 ст.136 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ч.2 ст.6 Закона Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ-РЗ «О межбюджетных отношениях в <адрес>», постановлению Правительства Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о нормативах формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих в органах местного самоуправления" (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ), в связи с чем подлежит признанию недействующим в части повышения с ДД.ММ.ГГГГ предельных размеров должностных окладов депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципального образования «<адрес>» (Приложение к Положению); предельных размеров должностных окладов муниципальных служащих в органах местного самоуправления муниципального образования «<адрес>» (Приложение к Положению); предельных размеров должностных окладов муниципальных служащих в администрациях структурных подразделений администрации <адрес> (Приложение .1 к Положению); предельных размеров окладов за классный чин муниципальных служащих в органах местного самоуправления муниципального образования «<адрес>» (Приложение к Положению).

В связи с этим доводы административных ответчиков о том, что оспариваемыми изменениями не затрагиваются права и интересы административных истцов, а также имеются основания для прекращения производства по делу в силу п.1 ч.1 ст.194 КАС РФ суд находит несостоятельными, поскольку они основаны на неправильном применении норм процессуального права.

Возражая против удовлетворения административных исков, представители административных ответчиков указывают, что в материалы дела не представлены доказательства нарушения органом местного самоуправления нормативов формирования расходов на содержание органов местного самоуправления, что подтверждается представленными в дело решениями Горсовета об утверждении бюджета муниципального образования «<адрес>» на 2019 г. и на плановый период 2020 и 2021 годов, внесении изменений в бюджет муниципального образования на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов. При этом необходимые для реализации решения Горсовета о повышении оплаты труда финансовые средства имеются в бюджете муниципального образования. Само Решение от ДД.ММ.ГГГГ N 30/120-4 прошло правовую экспертизу администрации Главы и Правительства Республики Ингушетия, а также прокуратуры <адрес>, в ходе которой не было выявлено нарушений требований действующего законодательства.

Опрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля руководитель контрольно-счетного органа муниципального образования «<адрес>» ФИО2 показал, что денежные средства на повышение заработной платы были изысканы за счет перераспределения денежных средств, заложенных в бюджете муниципального образования на содержание органа местного самоуправления на 2022 г.

Отклоняя данные возражения, суд исходит из того, что они не имеют правового значения для разрешения спора, поскольку предметом судебного разбирательства является соответствие Положения в редакции решения Городского совета депутатов муниципального образования "<адрес>" Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ N 30/120-4 требованиям ч.2 ст.136 Бюджетного кодекса РФ и постановлению Правительства Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ в части превышения установленных Правительством Республики Ингушетия нормативов формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, а не на содержание органов местного самоуправления.

Кроме того, при проведении повторной экспертизы Решения от ДД.ММ.ГГГГ отдел по ведению регистра и экспертизе муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Главы и Правительства Республики Ингушетия пришел к выводу, что названное решение в части установления размеров должностных окладов и ежемесячного денежного поощрения членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц, муниципальных служащих местного самоуправления, а также ежемесячной надбавки к должностному окладу муниципальных служащих за классный чин противоречит постановлению Правительства Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ.

Относительно доводов о том, что денежные средства на повышение заработной платы были изысканы за счет перераспределения денежных средств, заложенных в бюджете муниципального образования на содержание органа местного самоуправления на 2022 г., без привлечения дополнительных средств из республиканского бюджета суд отмечает, что в нарушение положений ст.83 Бюджетного кодекса Российской Федерации Городской совет депутатов муниципального образования <адрес> не обосновал данное перераспределение путем сокращения текущих расходов (коммунальные услуги, расходы на бензин, канцтовары и другие) на 2022 г. По мнению суда, указанное обстоятельство повлекло обращение главы администрации <адрес>ФИО2 в Правительство Республики Ингушетия с письмом от ДД.ММ.ГГГГ-ип.

Административные ответчики также указывают, что административные истцы обязаны были применить к ним меры ответственности, предусмотренные постановлением Правительства Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ «О соглашениях, которые предусматривают меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов муниципальных образований Республики Ингушетия», в виде снижения объема дотации в размере 5 процентов от утвержденного объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований на текущий финансовый год до устранения соответствующих нарушений муниципальным образованием без обращения в суд с настоящим иском.

Между тем положениями ч.1 и ч. 2 ст.4 КАС РФ регламентировано, что каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных КАС РФ и другими федеральными законами.

Принуждение к отказу от права на обращение в суд является недопустимым.

В соответствии с ч.1 ст.208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Таким образом, обращение в суд административных истцов с настоящим иском является их правом, которое не может быть ограничено в силу закона.

Относительно доводов стороны ответчиков о том, что принимая решение об увеличении предельных размеров должностных окладов депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, они исходили из полномочий, предоставленных представительному органу местного самоуправления действующим законодательством, а также уставом муниципального образования <адрес>, суд отмечает следующее.

В пределах установленных постановлением Правительства Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ нормативов актами органов местного самоуправления Республики Ингушетия могут быть установлены размеры должностных окладов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, что в полной мере согласуется с требованиями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», ст.86 Бюджетного кодекса Российской Федерации, и не нарушает прав органов местного самоуправления, самостоятельно устанавливающих размеры должностных окладов, размеры и порядок установления надбавок и иных выплат к должностному окладу муниципального служащего, но в пределах, установленных законодательством Республики Ингушетия, что соответствует требованиям федерального законодательства.

Определяя дату, с которой следует признать недействующим Положение в редакции решения Городского совета муниципального образования "<адрес>" Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ N 30/120-4, суд учитывает разъяснения, содержащиеся в абзаце третьем п.38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», согласно которым если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

административные исковые заявления Правительства Республики Ингушетия и Министерства финансов Республики Ингушетия к Городскому совету депутатов муниципального образования «<адрес>» и администрации муниципального образования «<адрес>» о признании недействующим Положения об оплате труда депутатов, работающих на постоянной основе, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих в органах местного самоуправления муниципального образования «<адрес>» в редакции решения Городского совета депутатов муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в Положение об оплате труда депутатов, работающих на постоянной основе, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих в органах местного самоуправления муниципального образования «<адрес>» удовлетворить.

Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу Положение об оплате труда депутатов, работающих на постоянной основе, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих в органах местного самоуправления муниципального образования «<адрес>» в редакции решения Городского совета депутатов муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в Положение об оплате труда депутатов, работающих на постоянной основе, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих в органах местного самоуправления муниципального образования «<адрес>» в части повышения с ДД.ММ.ГГГГ:

предельных размеров должностных окладов депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципального образования «<адрес>» (Приложение к Положению);

предельных размеров должностных окладов муниципальных служащих в органах местного самоуправления муниципального образования «<адрес>» (Приложение к Положению);

предельных размеров должностных окладов муниципальных служащих в администрациях структурных подразделений администрации <адрес> (Приложение .1 к Положению);

предельных размеров окладов за классный чин муниципальных служащих в органах местного самоуправления муниципального образования «<адрес>» (Приложение к Положению).

Опубликовать решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании, распространяемом в муниципальном образовании «<адрес>» Республики Ингушетия.

Решение может быть обжаловано в Третий апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

Решение принято судом в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ

Председательствующий

С подлинного за надлежащей подписью верно:

Судья Коригова М.А.