Председательствующий: Зарубин А.В.
Дело № 7р-111/2019
РЕШЕНИЕ
26 июля 2019 года г. Абакан
Верховный Суд Республики Хакасия в составе
председательствующего судьи Когай Г.А.,
при секретаре Серебряковой О.Л.
рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу ФИО10 на решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 5 июня 2019 года, которым оставлено без изменения постановление главного государственного инспектора труда государственной инспекции труда в Республике Хакасия № 19/12-1519-19-И от 19 апреля 2019 года о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ начальника отдела экономики и финансов Абаканского центра организации работы железнодорожных станций ФИО10.
Огласив жалобу, заслушав ФИО10 и ее защитника Коровина Г.С., поддержавших жалобу, прокурора Костенко А.А., ФИО11, полагавших решение ссуда законным и обоснованным, исследовав материалы дела, Верховный Суд Республики Хакасия
УСТАНОВИЛ:
постановлением главного государственного инспектора труда государственной инспекции труда в Республике Хакасия № 19/12-1524-19-И от 19 апреля 2019 года начальник отдела экономики и финансов Абаканского центра организации работы железнодорожных станций (далее – Абаканский центр) ФИО10 привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде предупреждения.
Решением Абаканского городского суда Республики Хакасия от 5 июня 2019 года указанное постановление оставлено без изменения.
Не согласившись с решением суда, ФИО10 обратилась в Верховный Суд Республики Хакасия с жалобой, в которой просит решение суда и постановление о назначении административного наказания отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Считает, что выводы административного органа и суда противоречат фактическим обстоятельствам дела. Полагает, что в ее действиях отсутствовал умысел, причинно-следственная связь между действиями и возникшими последствиями не установлена. Указывает на то, что не является субъектом правонарушения. Ссылается на то, что ответственным за ведение табеля учета рабочего времени в системе «Единая Корпоративная Автоматизированная Система Управления Трудовыми Ресурсами" (ЕК АСУТР) на ж/д станции Джетка приказом от 11.02.2019 «О назначении ответственных по ведению табеля учета рабочего времени в системе ЕК АСУТР» назначен начальник ж/д станции, график выхода на работу составляет начальник ж/д станции в соответствии с п. 2.40 его должностной инструкции № 507 от 25.04.2017, а дежурные станций и начальники ж/д станций в ее (ФИО10) подчинении не находятся. Полагает, что возложение контроля над исполнением этого распоряжения на ведущего инженера по организации и нормированию труда ФИО1, а не на нее (ФИО10) означает признание работодателем того, что она (ФИО10) не имела и не имеет отношения к вопросам учета рабочего времени.
В судебном заседании суда второй инстанции ФИО10 и ее защитник жалобу подержали, настаивая на том, что у ФИО10 отсутствуют обязанности по выявлению каких-либо несоответствий в нормировании труда, поскольку ей не вменялись обязанности вести учет отработанного работниками времени, вносить изменения в табель учета или контролировать достоверное внесение сведений в табель учета рабочего времени.
В письменных возражениях транспортный прокурор Роженко А.С. полагает, что оснований для отмены решения суда и постановления о назначении административного наказания не имеется. Считает, что ФИО10 обоснованно привлечена к административной ответственности, поскольку в соответствии с ее должностной инструкцией, она осуществляет общее руководство и координацию работы отдела экономики и финансов в области совершенствования экономической деятельности Абаканского центра, направленной на повышение эффективности и рентабельности производства и т.д. Осуществляет организацию и совершенствование деятельности в части нормирования труда, направленной на повышение производительности труда, обеспечение правильного соотношения темпов роста производительности труда и заработной платы. Соблюдение трудового законодательства и Коллективного договора (п. 2.1); осуществляет контроль за своевременным вводом и достоверным отражением фактических затрат в систему ЕК АСУТР, ЕК АСУФР (п. 2.5); контролирует своевременное внесение изменений и дополнений в Положение о премировании, Правила внутреннего трудового распорядка (п. 2.11). Приказом начальника Центра № КрасДЦС-885 от 22.10.2018 «О назначении ответственных за ведение табеля учета рабочего времени в системе ЕК АСУТР» в целях соблюдения требований ст. 91 Трудового кодекса РФ в части обязанности работодателя вести учет времени, фактически отработанного каждым работником, соблюдения режима труда и отдыха сменных работников начальники ж/д станций назначены ответственными за ведение табеля учета рабочего времени в ЕК АСУТР. Контроль за исполнением данного приказа возложен на ведущего инженера по организации и нормированию труда отдела экономики и финансов ФИО1, которая находится в подчинении у ФИО10 Кроме того, согласно Инструктивным указаниям о составлении внутренней формы статистической отчетности «Отчет о движении работников и состоянии трудовой дисциплины», утвержденными распоряжением ОАО «РЖД» № 440р от 02.03.2012, ответственность за правильное ведение учета и составление отчетности возлагается на специалистов по управлению персоналом и экономистов.
В дополнениях к возражениям транспортный прокурор считает несоответствующим материалам дела довод жалобы ФИО10 о несоответствии обстоятельств, установленных административным органом и судом, фактическим обстоятельствам дела. Прокурор, ссылаясь на предусмотренные должностной инструкцией ФИО10 положения, приведенные выше, данные табелей учета рабочего времени работников ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 и других, установленные проверкой в отношении данных работников факты неуказания в полном объеме отработанного ими времени в феврале и марте 2019 года, настаивает на виновности ФИО10, поскольку работникам не были учтены и впоследствии не оплачены часы работы. Обращает внимание на то, что инструкцией начальника отдела экономики и финансов предусмотрена ответственность за правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности в пределах, установленных, в том числе административным законодательством Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей.
Проверив правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта, изучив материалы дела и доводы жалобы, Верховный Суд Республики Хакасия полагает решение суда законным и обоснованным.
В силу ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 3, 4 и 6 настоящей статьи и статьей 5.27.1 настоящего Кодекса.
Часть 4 ст. 91 Трудового кодекса РФ возлагает на работодателя обязанность вести учет времени, фактически отработанного каждым работником.
Выводы суда первой инстанции о ненадлежащем исполнении начальником отдела экономики и финансов Абаканского центра ФИО10 служебных обязанностей по соблюдению указанных требований трудового законодательства и о совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, подтверждаются исследованными письменными доказательствами.
К числу таких доказательств суд обоснованно отнес, в том числе справку старшего помощника транспортного прокурора от 8 апреля 2019 года, составленную по результатам проверки исполнения в Абаканском центре организации работы ж/д станций трудового законодательства, регламентирующего вопросы отдыха и оплаты труда. Из данной справки следует, что в ходе проверки выявлены нарушения требований Трудового кодекса РФ. В частности дежурным по станции Джетка (пост 637 км) ФИО4, ФИО2ФИО3, ФИО5 Правилами ВТР и дополнительными соглашениями к трудовому договору установлен круглосуточный режим работы: суточные дежурства с чередованием: сутки – дежурство, двое суток – отдых с учетом за каждый час дежурства 0,75 часа рабочего времени, начало смены в 00-30 час., окончание в 00-30 час. следующих суток (время местное). Изучение журнала формы ДУ-2 по учету движения поездов по ж/д станции Джетка (путевой пост 637 км) за период с февраля 2018 года по март 2019 года (время московское) показало, что фактически продолжительность рабочего времени дежурных по станциям соответствует Правилам ВТР и трудовым соглашениям. Однако при сопоставлении данных журнала по учету движения поездов, табелей учета рабочего времени и расчетных листков о составных частях заработной платы выяснилось, что в нарушение ч. 4 ст. 91 Трудового кодекса РФ учет времени фактически отработанного работниками не велся. В том числе не все отработанные в часы были учтены и оплачены, а именно: ФИО5 - 591 час, включая 218 часов работы в ночное время, ФИО6 - 384 часа, включая 128 часов работы в ночное время, ФИО4 - 542 часа, включая 202 часа работы в ночное время, ФИО3C. - 554 часа, включая 194 часа работы в ночное время, ФИО2 -179 часов, включая 72 часа работы в ночное время, ФИО7 -12 часов, включая 2 часа работы в ночное время, ФИО8 - 68 часов, включая 8 часов работы в ночное время, ФИО9 -161,5 часа, включая 29,5 часов работы в ночное время, ФИО1 - 6 часов. Табель учета рабочего времени не содержит информации об отработанных ФИО5 и ФИО4 двух смен подряд с 17 июня по 19 июня 2018, с 10 декабря по 12 декабря 2018 подряд (л.д.163-199).
Суд первой инстанции обоснованно придал указанному документу доказательственное значение, поскольку проверка проведена в соответствии с требованиями Закона о прокуратуре. Так, из материалов дела следует, что 12.03.2019 Абаканскому транспортному прокурору поступила информация о нарушении прав на оплату труда работников разъезда Джетка (л.д. 60). Проверка исполнения законов проведена на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором в соответствии с требованиями ст. 21 Закона о прокуратуре. Решение о проведении проверки было доведено до сведения руководителя проверяемого органа - начальника Абаканского центра организации работы железнодорожных станций не позднее дня начала проверки (л.д. 61-62).
Изложенные в справке сведения подтверждаются, в том числе табелями учета рабочего времени (л.д. 73-84, 117-119, 118, 131-136, 138-141, 146-149, 158-159), дополнительными соглашениями к трудовому договору ФИО4, ФИО2, ФИО3, ФИО5 (л.д. 84-95), расчетными листками фиксирующими количество отработанных часов, менее фактически отработанных (л.д. 120-124, 129-130, 137, 142-145), данными журнала по учету движения поездов, фиксирующими отметки о явке на работу и осуществление работниками именно суточных дежурств.
Должностное положение ФИО10 подтверждено приказом о ее переводе с должности начальника отдела учета материально-производственных запасов на должность заместителя начальника центра – начальника отдела экономики и финансов Абаканского центра (л.д. 207). Как следует из должностной инструкции начальника отдела экономики и финансов Абаканского центра, утвержденной и.о. начальника Центра 19.06.2018, с которой ФИО10 была ознакомлена 19.06.2018 и получила экземпляр на руки (л.д. 106-111), она, в частности осуществляет общее руководство и координацию работы отдела экономики и финансов в области совершенствования экономической деятельности Абаканского центра, направленной на повышение эффективности и рентабельности производства, осуществляет организацию и совершенствование деятельности в части нормирования труда, направленной на повышение производительности труда, соблюдение трудового законодательства и коллективного договора (п. 2.1); осуществляет контроль за своевременным вводом и достоверным отражением фактических затрат в систему ЕК АСУТР, ЕК АСУФР (п. 2.5); осуществляет контроль за своевременным вводом табелей рабочего времени в систему ЕК АСУТР, расчетом премии работникам центра (п. 2.10).
Проанализировав исследованные доказательства и дав им оценку в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, суд первой инстанции установил, что начальником отдела экономики и финансов Абаканского центра ФИО10 ненадлежащим образом исполнены служебные обязанности по соблюдению требований трудового законодательства и обосновал свой вывод о том, что административный орган имел доказательства и достаточные данные для установления ее вины в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ.
Доводы жалобы ФИО10, о том, что она не является субъектом правонарушения, об отсутствии доказательств ее вины, со ссылкой на то, что ответственным за ведение табеля учета рабочего времени в системе «Единая Корпоративная Автоматизированная Система Управления Трудовыми Ресурсами" (ЕК АСУТР) на ж/д станции Джетка приказом от 11.02.2019 «О назначении ответственных по ведению табеля учета рабочего времени в системе ЕК АСУТР» назначен начальник ж/д станции, а контроль за исполнением этого распоряжения, возложен на ведущего инженера по организации и нормированию труда ФИО1 не свидетельствуют об отсутствии в деянии ФИО10 состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.27 КоАП РФ.
Исследованными судом первой инстанции доказательствами достоверно подтверждается, что в нарушение ч. 4 ст. 91 Трудового кодекса РФ надлежащий учет времени фактически отработанного работниками не велся.
В соответствии с положениями ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Приказом начальника Центра № КрасДЦС-885 от 22.10.2018 «О назначении ответственных за ведение табеля учета рабочего времени в системе ЕК АСУТР» в целях соблюдения требований ст. 91 Трудового кодекса РФ в части обязанности работодателя вести учет времени, фактически отработанного каждым работником, соблюдения режима труда и отдыха сменных работников начальники ж/д станций назначены ответственными за ведение табеля учета рабочего времени в ЕК АСУТР. Контроль за исполнением данного приказа возложен на ведущего инженера по организации и нормированию труда отдела экономики и финансов ФИО1 (л.д. 160-162). Указанный сотрудник является сотрудником отдела экономики и финансов, т.е. находится непосредственно в подчинении у ФИО10
Как следует из вышеприведенной должностной инструкции в должностные обязанности ФИО10 входит общее руководство и координация работы отдела экономики и финансов в области совершенствования экономической деятельности Абаканского центра, осуществление организации деятельности в части нормирования труда, контроля за достоверным отражением фактических затрат, за вводом табелей рабочего времени в систему ЕК АСУТР, т.е. организация работы по достоверному отражению в системе фактически отработанного рабочего времени. То есть материалами дела установлено, что ФИО10 обладала в силу занимаемой должности полномочиями по организации деятельности в части нормирования труда, по принятию решений, имеющих правовые последствия, и возможности для реализации этих полномочий были возложены именно на нее.
При таких обстоятельствах, доводы лица, в отношении которого ведется производство по делу, и его защитника о том, что ФИО10 не является ответственным лицом за правильность отражения данных в табелях учета рабочего времени, не исключают ответственности начальника отдела экономики и финансов.
Исходя из должностной инструкции, наделяющей ФИО10 обязанностями по руководству отделом экономики и финансов, по организации деятельности в части нормирования труда, контроля за достоверным отражением фактических затрат в системе ЕК АСУТР, за своевременным внесением изменений и дополнений в ПВТР (п. 2.11 инструкции), контроль за исполнением требований ч. 4 ст.91 ТК РФ был возложен на ФИО10, однако она ненадлежащим образом выполнила служебные обязанности, не обеспечив соблюдение приведенных норм закона.
Вопреки доводам жалобы сомнений в обоснованности привлечения ФИО10 к административной ответственности по ч.1 ст.5.27 КоАП РФ не имеется. Доводы жалобы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение выводы суда, направлены на переоценку доказательств, что само по себе не свидетельствует о том, что судом допущены существенные нарушения требований установленных КоАП РФ, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, и не является основанием для отмены судебного акта.
Рассмотрение дела судом произведено в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ, с соблюдением всех принципов судопроизводства, нарушений или неправильного применения норм административного законодательства, которые привели или могли привести к неверному разрешению дела, не допущено. Оснований для отмены или изменения судебного решения не усматривается.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.2-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
РЕШИЛ:
решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 5 июня 2019 года по настоящему делу об административном правонарушении в отношении начальника отдела экономики и финансов Абаканского центра организации работы железнодорожных станций ФИО10 оставить без изменения, ее жалобу – без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Республики Хакасия Когай Г.А.