НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Верховного Суда Республики Хакасия (Республика Хакасия) от 25.04.2017 № 3А-15/2017

Дело № 3а-15/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Абакан 25 апреля 2017 г.

Верховный Суд Республики Хакасия в составе:

председательствующего Редько Е.П.,

при секретаре Гриценко Е.В.,

с участием прокурора Васильевой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Организация" о признании недействующим пункта 489 приложения к приказу Министерства имущественных и земельных отношений Республики Хакасия от 1 декабря 2015 г. № 020-152-п «Об определении на 2016 год Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость»,

УСТАНОВИЛ:

Министерством имущественных и земельных отношений Республики Хакасия 1 декабря 2015 г. издан приказ № 020-152-п «Об определении на 2016 год Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» (далее - Приказ).

Пункт 1 данного Приказа определял на 2016 год перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - Перечень), согласно приложению.

В Перечень включено здание с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес> (пункт 489).

ООО "Организация" обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующим пункт 489 приложения к Приказу, мотивируя требования тем, что здание не обладает признаками объекта, в отношении которого налоговая база по налогу на имущество исчисляется исходя из кадастровой стоимости, указанными в статье 378.2 НК РФ. Включение данного здания в Перечень неправомерно возлагает на административного истца обязанность по уплате налога на имущество организаций в завышенном размере.

В судебном заседании представитель административного истца Малахов С.Н. требования поддержал по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика Министерства имущественных и земельных отношений Республики Хакасия Березина В.Н. требования не признала, представила письменный отзыв, пояснила, что здание на момент его включения в Перечень обладало признаками административно-делового центра и торгового центра (комплекса) по смыслу статьи 378.2 НК РФ и статьи 1(1) Закона Республики Хакасия от 27 ноября 2003 г. № 73 «О налоге на имущество организаций». Включение здания в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, осуществлялось в соответствии с действующим законодательством.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заслушав заключение прокурора Васильевой Е.В., полагавшей, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению, всесторонне исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного производства Российской Федерации (далее – КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В силу части 7 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.

Согласно части 8 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт (часть 9 статьи 213 КАС РФ).

Часть 2 статьи 62 КАС РФ закрепляет, что обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В силу частей 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

На основании подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов, а также установления налоговых ставок по федеральным налогам в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Статья 14 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) относит налог на имущество организаций к региональным налогам.

Налог на имущество организаций (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки уплаты налога. При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также определяться особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии с настоящей главой, предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками (статья 372 НК РФ).

В силу части 1 статьи 1 Закона Республики Хакасия от 27 ноября 2003 г. № 73 «О налоге на имущество организаций» (далее – Закон РХ № 73) настоящий Закон в соответствии с главой 30 «Налог на имущество организаций» Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает и вводит в действие на территории Республики Хакасия налог на имущество организаций (далее - налог), определяет ставку налога в пределах, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, устанавливает особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, предусматривает льготы и основания для их использования плательщиками налога, порядок и сроки уплаты налога на территории Республики Хакасия.

12 августа 2014 г. Правительством Республики Хакасия принято постановление № 407 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона от 02.11.2013 № 307-ФЗ «О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (далее – постановление Правительства РХ № 407).

Пунктом 1 постановления Правительства РХ № 407 Министерство имущественных и земельных отношений Республики Хакасия (Е.Б. Соломонова) определено уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Хакасия по: определению на очередной налоговый период перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база при исчислении налога на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость имущества (далее - перечень); направлению перечня в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества; размещению перечня на официальном портале исполнительных органов государственной власти Республики Хакасия в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в соответствии с федеральным законодательством для целей последующего включения в перечень.

1 декабря 2015 г. Министерством имущественных и земельных отношений Республики Хакасия издан приказ № 020-152-п «Об определении на 2016 год Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость». Приказ подписан министром Соломоновой Е.Б. и опубликован 18 декабря 2015 г. в республиканской газете «Хакасия» (№ 243).

Пунктом 1 данного Приказа установлен на 2016 год Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость. Перечень размещен на официальном портале исполнительных органов государственной власти Республики Хакасия в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (www.r-19.ru).

Пунктом 489 Перечня включено здание с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>.

Свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что ООО "Организация" является собственником объекта недвижимости – склада негорючих материалов, общей площадью ... кв. м, лит. <данные изъяты>, кадастровый , расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 12).

Согласно подпунктов 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ (в ред. ФЗ от 2 ноября 2013 г. № 307-ФЗ) налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: 1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; 2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

В силу пункта 3 статьи 378.2 НК РФ (в ред. ФЗ от 2 ноября 2013 г. № 307-ФЗ) в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

Согласно пункту 4 статьи 378.2 НК РФ (в ред. ФЗ от 2 ноября 2013 г. № 307-ФЗ) в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

На основании подпункта 1 пункта 7 статьи 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее в настоящей статье - перечень).

В силу статьи 1(1) Закона РХ № 73 налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 1000 квадратных метров и помещения в них; 2) нежилые помещения общей площадью свыше 1000 квадратных метров, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства.

Таким образом, из анализа приведенных норм федерального и регионального законодательства следует, что особенности определения налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости, устанавливаются в отношении таких объектов недвижимости как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них. При этом отнесение объекта недвижимости к данной категории возможно не только в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка, на котором он расположен, но и в зависимости от его фактического использования.

В пункте 9 статьи 378.2 НК РФ (в ред. ФЗ от 2 ноября 2013 г. № 307-ФЗ) указано, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

Часть 2 статьи 4 Федерального закона от 2 ноября 2013 г. № 307-ФЗ «О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 2 апреля 2014 г. № 52-ФЗ) закрепляла, что до установления федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, предусмотренного пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), установление вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений осуществляется в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Указанная норма в соответствии со статьями 3, 4 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 242-ФЗ «О внесении изменений в статью 105.15 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» признана утратившей силу с 1 января 2017 г.

На основании статьи 1(2) Закона РХ № 73 до установления федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определение вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений на территории Республики Хакасия осуществляется в порядке, установленном Правительством Республики Хакасия.

Пунктом 3 постановления Правительства РХ № 407 утвержден Порядок установления вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений.

Согласно пункту 2 указанного Порядка мероприятия по установлению вида фактического использования объектов недвижимости проводятся Министерством имущественных и земельных отношений Республики Хакасия (далее - Минимущество Хакасии) в формах:

1) межведомственного взаимодействия с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти Республики Хакасия, органами местного самоуправления в Республике Хакасия;

2) обследования объектов недвижимости (далее - обследование) с целью установления вида фактического использования.

Обследование проводится в случае, если осуществление межведомственного взаимодействия с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти Республики Хакасия, органами местного самоуправления в Республике Хакасия не позволяет определить фактическое использование объекта недвижимости.

Обследование спорного объекта недвижимости на дату его включения в Перечень (01.12.2015) с целью установления вида фактического использования не проводилось.

Представитель административного ответчика указал, что здание было включено в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на основании информации, полученной из администрации <данные изъяты> (л.д. 64-66), федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (л.д. 59-61).

Здание расположено на земельном участке с кадастровым номером , категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование - для эксплуатации и обслуживания производственной базы, общей площадью ... кв. м, собственником земельного участка является ООО "Организация" (л.д. 16).

В сведениях об основных характеристиках объекта недвижимости с кадастровым номером (л.д. 13-14) содержится информация о том, что назначение нежилого здания - склад негорючих материалов (л.д. 13). Размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры не предусмотрено.

Доказательств того, что здание, включенное в приложение (пункт 489) к приказу Министерства имущественных и земельных отношений Республики Хакасия от 1 декабря 2015 г. № 020-152-п, использовалось и используется как административно-деловой центр и (или) торговый центр (комплекс) не представлено. Следовательно, включение спорного здания в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, противоречило требованиям статьи 378.2 НК РФ, статьи 1(1) Закона Республики Хакасия от 27 ноября 2003 г. № 73.

Довод представителя административного ответчика о том, что оспариваемый в части нормативный правовой акт перестал затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца необоснован, поскольку спорный объект недвижимости приказом Министерства имущественных и земельных отношений Республики Хакасия от 20 марта 2017 г. № 020-62-п (л.д. 69-72) исключен (строка 528 утратила силу) из Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год.

Вместе с тем ООО "Организация" авансовые платежи по налогу на имущество организаций за 2016 год уплатило, а в случае неполной уплаты, должно будет уплатить, на основании главы 30 НК РФ и Закона РХ № 73 с учетом включения в Перечень на 2016 год спорного здания. Соответственно, оспариваемый в части Приказ применен в отношении административного истца, права и законные интересы которого нарушены этим нормативным правовым актом.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Пункты 1, 2 части 4 статьи 215 КАС РФ закрепляют, что в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должны содержаться: 1) указание на удовлетворение административного иска полностью или в части и на признание оспариваемого нормативного правового акта не действующим полностью или в части со дня вступления решения суда в законную силу или с иной определенной судом даты либо указание на отказ в удовлетворении административного иска с приведением полного наименования оспариваемого нормативного правового акта, его номера, даты принятия и наименования органа или должностного лица, его издавших или принявших; 2) указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.

В пункте 28 (абз. 3) Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» разъяснено, что, если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

Из материалов дела следует, что оспариваемый пункт приложения к Приказу применялся до вынесения судебного решения, что подтверждается платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ об уплате ООО "Организация" авансового платежа по налогу на имущество организаций (л.д. 54), что не оспаривалось сторонами.

Следовательно, оспариваемый в части нормативный правовой акт признается недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.

Часть 1 статьи 216 КАС РФ закрепляет, что в случае признания судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части этот акт или его отдельные положения не могут применяться с указанной судом даты.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 КАС РФ,

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Организация" удовлетворить.

Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу пункт 489 приложения к приказу Министерства имущественных и земельных отношений Республики Хакасия от 1 декабря 2015 г. № 020-152-п «Об определении на 2016 год Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость».

Направить для опубликования в республиканскую газету «Хакасия» сообщение о принятии настоящего решения суда в течение одного месяца со дня вступления в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий Е.П. Редько

В окончательной форме решение изготовлено 2 мая 2017 г.