НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Верховного Суда Республики Хакасия (Республика Хакасия) от 22.06.2022 № 7Р-108/2022

Председательствующий: Абумов В.Ю.

Дело № 7р-108/2022

РЕШЕНИЕ

Верховный Суд Республики Хакасия в составе

председательствующего судьи Когай Г.А.,

при секретаре Беккер В.Н.

рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Енисейского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на решение Абазинского районного суда Республики Хакасия от 4 февраля 2022 года, которым отменено постановление указанного должностного лица № РХ-АВЗНТ-394-142-21 от 11 августа 2021 года о привлечении ООО «Абаза-Энерго» к административной ответственности по ч. 8 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Огласив жалобу, исследовав материалы дела, Верховный Суд Республики Хакасия

УСТАНОВИЛ:

постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Енисейского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее – Енисейское межрегиональное управления Росприроднадзора) № РХ-АВЗНТ-394-142-21 от 11 августа 2021 года юридическое лицо ООО «Абаза-Энерго» привлечено к административной ответственности по ч. 8 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.

Решением Абазинского районного суда Республики Хакасия от 4 февраля 2022 года указанное постановление отменено, производство по делу прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Не согласившись с решением суда, должностное лицо, вынесшее постановление – государственный инспектор Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора обратился в Верховный Суд Республики Хакасия с жалобой, в которой просит решение суда отменить, дело возвратить на новое рассмотрение. По мнению должностного лица, вынесшего постановление, выводы, изложенные в решении суда, являются противоречивыми, не соответствуют имеющимся в деле доказательствам. Так, выражает несогласие с выводами суда о том, что поскольку в поданных декларациях о воздействиях на окружающую среду не установлены нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, то применению подлежат нормативы и лимиты разрешения, утвержденные приказом Управления Росприроднадзора по РХ от 24.02.2016, по которым фактически образованные и размещенные отходы не превысили показателей, установленных разрешением. Приводя положения п. 1 ст. 11 Закона № 219-ФЗ от 21.07.2014, указывает, что ранее установленные лимиты действуют до подачи декларации о воздействии на окружающую среду, которая была подана ООО «Абаза-Энерго» 29.08.2019. С учетом нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представленных в составе декларации о воздействии на окружающую среду для объектов ««Очистные сооружения»» и «Теплоэлектроцентраль» и представленных в ходе проведения проверки сведений по форме 2-ТП за № 400550 и журналов учета движения отходов в результате производственной-хозяйственной деятельности по объектам ООО «Абаза-Энерго» установлено превышение нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в том числе на отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства и тары из черных металлов, загрязненной лакокрасочными материалами. Считает неверным вывод суда о том, что из постановления по делу невозможно сделать вывод о превышении лимитов ООО «Абаза-Энерго» по каждому конкретному объекту.

В письменных возражениях защитник ООО «Абаза-Энерго» Сычева О.И. просит решение суда оставить без изменения.

Проверив соответствие выводов суда о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта, Верховный Суд Республики Хакасия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела и разрешение его в соответствии с законом (ст. 24.1 КоАП РФ).

Исходя из требований приведенной нормы и положений ст. 1.6, ч. 2 ст. 30.7 КоАП РФ, вынесенное по делу об административном правонарушении постановление (решение) должно быть законным, обоснованным и мотивированным.

При рассмотрении жалобы на постановление по данному делу об административном правонарушении приведенные требования закона судом первой инстанции не соблюдены, решение суда не отвечает требованиям законности и обоснованности.

В силу ч. 8 ст. 8.2 КоАП РФ, административным правонарушением признается превышение утвержденных лимитов на размещение отходов производства и потребления.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определены Федеральным законом от 26.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

В соответствии со ст. 1 названного Закона под отходами производства и потребления (далее также отходы) понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным Законом.

Пунктом 2 ст. 11 ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.

Статьей 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - ФЗ «Об охране окружающей среды») закреплены требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления.

Согласно п. 1 данной статьи отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 и 8 ст. 18 ФЗ «Об отходах производства и потребления» нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.

За превышение лимитов на размещение отходов юридические лица и индивидуальные предприниматели несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, объективной стороной административного правонарушения, за совершение которого ООО «Абаза-Энерго» было привлечено к административной ответственности по ч. 8 ст. 8.2 КоАП РФ, являлось нарушение п. 1, 4 ст. 18 ФЗ «Об отходах производства и потребления», что выразилось в превышении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, установленных декларацией о воздействии на окружающую среду, а именно: бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства – в 2 раза, остатков и огарков стальных сварочных электродов – в 1,8 раза, шлака сварочного – в 1,8 раза, тары из черных металлов, загрязнённой лакокрасочными материалами (содержанием менее 5%) – в 1,4 раза при эксплуатации ООО «Абаза-Энерго» объекта «Очистные сооружения», относящегося к объектам II категории негативного воздействия на окружающую среду.

Органом административной юрисдикции в обоснование виновности ООО «Абаза-Энерго» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 8 ст. 8.2 КоАП РФ, представлены:

- распоряжение № 394-р/н от 14.05.2021 о проведении плановой выездной проверки юридического лица (т. 1 л.д. 66-70);

- акт плановой выездной проверки Енисейским межрегиональным управлением Росприроднадзора ООО «Абаза-Энерго» № РХ-АВЗНТ-394 от 21.06.2021, которым установлено среди прочего превышение в нарушение п. 1, 4 ст. 18 ФЗ «Об отходах производства и потребления» нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а именно: бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства – в 2 раза, остатков и огарков стальных сварочных электродов – в 1,8 раза, шлака сварочного – в 1,8 раза, тары из черных металлов, загрязнённой лакокрасочными материалами (содержанием менее 5%) – в 1,4 раза (т. 1 л.д. 49-50);

- возражения от 05.07.2021 на акт проверки № РХ-АВЗНТ-394 от 21.06.2021 и предписание № РХ-АВЗНТ-394 от 21.06.2021, в п. 8 которого указано на тот факт, что в первично поданной декларации объемы отходов и отнесение объемов по графам «движение отходов» были неверно распределены по объектам, что указано в декларации № 5070567 «Декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 г. «корректировка 1», которая на момент проверки подана еще не была (т. 1 л.д. 10);

- декларация о воздействии на окружающую среду объекта 95-0119-000047-Т Телоэлектроцентраль (ТЭЦ) от 27.08.2019, которой установлены нормативы образования отходов и лимиты на их размещение и в результате деятельности ООО «Абаза-Энерго», в том числе следующих видов отходов: бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства - 0,010 т; остатки и огарки стальных сварочных электродов - 0,248 т; шлак сварочный - 0,372 т; тара из черных металлов, загрязненная лакокрасочными материалами (содержанием менее 5%) - 0,044 т (т. 1 л.д. 72-76);

- декларация о воздействии на окружающую среду объекта 95-0119-000393-П «Очистные сооружения» от 27.08.2019, которой установлены нормативы образования отходов и лимиты на их размещение в результате деятельности ООО «Абаза-Энерго», в том числе следующих видов отходов: бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства - 0,001 т; остатки и огарки стальных сварочных электродов - 0,054 т; шлак сварочный - 0,082 т; тара из черных металлов, загрязненная лакокрасочными материалами (содержанием менее 5%) - 0,025 т (т. 1 л.д. 78-82);

- декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год № 04455573, в разделе 3 которой произведен расчет суммы платы за размещение отходов производства и потребления по объекту «ТЭЦ» исходя их объемов размещенных в отчетном периоде отходов, в том числе: бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства - 0,005 т; остатки и огарки стальных сварочных электродов - 0,043 т; шлак сварочный - 0,045 т; тара из черных металлов, загрязненная лакокрасочными материалами (содержанием менее 5%) - 0,044 т (т. 1 л.д. 97-98);

- декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год № 04455573, в разделе 3 которой произведен расчет суммы платы за размещение отходов производства и потребления по объекту «Очистные сооружения» исходя их объемов размещенных в отчетном периоде отходов, в том числе: бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства - 0,002 т; остатки и огарки стальных сварочных электродов - 0,101 т (образовано) и 0,492 т (размещено); шлак сварочный - 0,15 т; тара из черных металлов, загрязненная лакокрасочными материалами (содержанием менее 5%) - 0,035 т (т. 1 л.д. 94);

- уточненная декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год № 5091949, в разделе 3 которой произведен расчет суммы платы за размещение отходов производства и потребления по объекту «ТЭЦ» исходя их объемов размещенных в отчетном периоде отходов, в том числе: бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства - 0,006 т; остатки и огарки стальных сварочных электродов - 0,144 т; шлак сварочный - 0,113 т; тара из черных металлов, загрязненная лакокрасочными материалами (содержанием менее 5%) - 0,044 т (т. 1 л.д. 120);

- уточненная декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год № 5091949, в разделе 3 которой произведен расчет суммы платы за размещение отходов производства и потребления по объекту «Очистные сооружения» исходя их объемов размещенных в отчетном периоде отходов, в том числе: бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства - 0,001 т; остатки и огарки стальных сварочных электродов - 0 т; шлак сварочный - 0,082 т; тара из черных металлов, загрязненная лакокрасочными материалами (содержанием менее 5%) - 0,025 т (т. 1 л.д. 122);

- данные учета в области обращения с отходами ООО «Абаза-Энерго» за 2020 год, согласно которым образовано по объекту «ТЭЦ» - бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства 0,005 т; остатки и огарки стальных сварочных электродов 0,043 т; шлак сварочный 0,045 т; тара из черных металлов, загрязненная лакокрасочными материалами (содержанием менее 5%) 0,044 т, по объекту «Очистные сооружения» - бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства 0,002 т; остатки и огарки стальных сварочных электродов 0,101 т; шлак сварочный 0,15 т; тара из черных металлов, загрязненная лакокрасочными материалами (содержанием менее 5%) 0,035 т (т. 1 л.д. 125-127);

- форма № 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления за 2020 год, согласно которой за отчетный год ООО «Абаза-Энерго» образованы отходы, в том числе: бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства 0,083 т; остатки и огарки стальных сварочных электродов 0,144 т; шлак сварочный 0,195 т; тара из черных металлов, загрязненная лакокрасочными материалами (содержанием менее 5%), 0,079 т (т. 1 л.д. 130-135;

- приказ № 401 от 22.11.2016 о переоформлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, согласно которому ООО «Абаза-Энерго» установлен годовой норматив образования отходов, в том числе: бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства 0,118 т; остатки и огарки стальных сварочных электродов 0,351 т; шлак сварочный 0,529 т; тара из черных металлов, загрязненная лакокрасочными материалами (содержанием менее 5%) 0,096 т, а также лимиты на размещение отходов в 2020 году: бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства 0,118 т; остатки и огарки стальных сварочных электродов - прочерк; шлак сварочный 0,529 т; тара из черных металлов, загрязненная лакокрасочными материалами (содержанием менее 5%) – стоит прочерк (т. 1 л.д. 211-214);

- платежное поручение за переоформление документа об утверждении нормативов образования отходов (т. 1 л.д. 216).

Суд первой инстанции, рассматривая жалобу на постановление по делу об административном правонарушении в отношении вышеуказанного юридического лица, пришел к выводу о наличии оснований для прекращения производства по делу на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения. При этом обосновывая свои выводы об отмене постановления по делу о привлечении ООО «Абаза-Энерго» к административной ответственности, суд первой инстанции, ссылаясь на положения ст.ст. 24, 31.2 ФЗ «Об охране окружающей среды», п. 5 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденного приказом Минприроды России от 25.02.2010 № 50, п. 10 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденного приказом Минприроды России от 08.12.2020 № 1029, указал на утверждение для ООО «Абаза-Энерго» нормативов образования отходов и лимитов на их размещение приказом руководителя Управления Росприроднадзора по Республике Хакасия от 24.02.2016, который распространял свое действие на 2016-2021 годы включительно.

Сопоставляя утвержденные приказом руководителя Управления Росприроднадзора по Республике Хакасия от 24.02.2016 лимиты отходов с данными, содержащимися в форме 2-ТП (отходы) за № 4005550 и журналах учета движения отходов (приложение № 4) за 2020 год, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии у ООО «Абаза-Энерго» превышения утвержденных указанным выше приказом лимитов на размещение отходов производства и потребления.

Между тем, этот вывод суда не соответствует фактическим обстоятельствам дела и сделан без учета следующих требований закона.

Пунктом 1 ст. 24 ФЗ "Об охране окружающей среды" установлено, что нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.

Лимит на размещение отходов представляет предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории; норматив образования отходов - установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции (ст. 1 ФЗ "Об отходах производства и потребления").

Согласно п. 2 ст. 11 ФЗ "Об отходах производства и потребления" обязанность по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования возлагается на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами.

В силу п. 12 приказа Минприроды России от 25.02.2010 № 50 "О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение" нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются сроком на 5 лет при условии ежегодного представления индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами технического отчета по обращению с отходами, разрабатываемого в соответствии с методическими указаниями, указанными в пункте 5 настоящего Порядка, и представляемого в уведомительном порядке в территориальные органы Росприроднадзора, утвердившие нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

В то же время согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 219-ФЗ) разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (далее - разрешения и документы), полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к объектам I и II категорий, до 1 января 2019 года, действуют до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения комплексного экологического разрешения или представления декларации о воздействии на окружающую среду в течение срока действия таких разрешений и документов.

Согласно ст. 31.2 ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, представляют декларацию о воздействии на окружающую среду, которая представляется в письменной форме или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в отношении объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, в отношении иных объектов - в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом одновременно с подачей декларации о воздействии на окружающую среду представляются расчеты нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов.

Из анализа приведенных норм права следует, что обязанность по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение возлагается на юридических лиц при эксплуатации объектов, связанной с обращением с отходами, и, нормативы образования отходов, лимиты на размещение отходов, полученные юридическими лицами, осуществляющими деятельность на объектах 1 и 11 категории, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, до 1 января 2019 года, действуют до дня истечения срока действия таких документов либо до представления декларации о воздействии на окружающую среду в течение срока действия таких документов.

Как следует из материалов дела, во исполнение требований действующего законодательства 27.08.2019 ООО «Абаза-Энерго» подана декларация о воздействии на окружающую среду, объекта 95-0119-000393-П «Очистные сооружения», которой установлены нормативы образования отходов и лимиты на их размещение в результате деятельности ООО «Абаза-Энерго», в том числе следующих видов отходов: бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства - 0,001 т; остатки и огарки стальных сварочных электродов - 0,054 т; шлак сварочный - 0,082 т; тара из черных металлов, загрязненная лакокрасочными материалами (содержанием менее 5%) - 0,025 т. Соответственно с учетом вышеприведенных норм права приказ № 401 от 22.11.2016 о переоформлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, согласно которому ООО «Абаза-Энерго» был установлен годовой норматив образования отходов и лимиты на их размещение, прекратил свое действие.

В соответствии с декларацией о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год № 04455573, в разделе 3 произведен расчет суммы платы за размещение отходов производства и потребления по объекту «Очистные сооружения». При этом в отчетном периоде размещено отходов бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства 0,002 т; остатки и огарки стальных сварочных электродов - 0,101 т (образовано) и 0,492 т (размещено); шлак сварочный - 0,15 т; тара из черных металлов, загрязненная лакокрасочными материалами (содержанием менее 5%) - 0,035 т.

Данные учета в области обращения с отходами ООО «Абаза-Энерго» за 2020 год (приложение № 4) подтверждают данные, указанные в декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год № 04455573.

Таким образом, имеющиеся в деле доказательства свидетельствуют о превышении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а именно: бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства – в 2 раза, остатков и огарков стальных сварочных электродов – в 1,8 раза, шлака сварочного – в 1,8 раза, тары из черных металлов, загрязнённой лакокрасочными материалами (содержанием менее 5%) – в 1,4 раза при эксплуатации ООО «Абаза-Энерго» объекта «Очистные сооружения», относящегося к объектам II категории негативного воздействия на окружающую среду,

То есть судом при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении не применены нормы права, подлежащие применению, так как произведена оценка соответствия размещенных ООО «Абаза-Энерго» отходов лимитам на их размещение, которые утверждены приказом руководителя Управления Росприроднадзора по Республике Хакасия, прекратившим свое действие.

Кроме того ссылки, содержащиеся в решении суда, на то, что из постановления по делу невозможно сделать вывод о превышении лимитов ООО «Абаза-Энерго» по каждому конкретному объекту, противоречат тексту постановления по делу.

Положениями 29.10 КоАП РФ установлены требования к постановлению по делу об административном правонарушении, из которых следует, что в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны, в том числе обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу.

Согласно правовой позиции, изложенной в п. 20 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", несмотря на обязательность указания в протоколе об административном правонарушении наряду с другими сведениями, перечисленными в ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, конкретной статьи КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающей административную ответственность за совершенное лицом правонарушение, право окончательной юридической квалификации действий (бездействия) лица КоАП РФ относит к полномочиям судьи.

Если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) КоАП РФ, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.

В таком же порядке может быть решен вопрос о переквалификации действий (бездействия) лица при пересмотре постановления или решения по делу об административном правонарушении.

Из материалов данного дела следует, что обжалуемое постановление содержало все необходимые сведения, в том числе описание события административного правонарушения, с указанием способа его совершения ООО «Абаза-Энерго», в частности: по объекту «Очистные сооружения» превышение нормативов образования отходов и лимита на их размещение, установленных декларацией о воздействии на окружающую среду, на бумагу и картон от канцелярской деятельности и делопроизводства – в 2 раза, остатков и огарков стальных сварочных электродов – в 1,8 раза, шлака сварочного – в 1,8 раза, тары из черных металлов, загрязнённой лакокрасочными материалами (содержанием менее 5%) – в 1,4 раза. В постановлении по делу об административном правонарушении сделан вывод о совершении юридическим лицом правонарушения, предусмотренного ст. ч.2 ст.8.2 КоАП РФ. При этом превышение либо соблюдение утвержденных лимитов на размещение отходов производства и потребления по иному объекту, эксплуатируемому юридическим лицом, подлежало установлению при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, что согласуется с положениям главы 30 КоАП РФ, предусматривающей процедуру пересмотра постановлений по делам об административных правонарушения и компетенцию суда, осуществляющего такой пересмотр.

При таких обстоятельствах выводы суда об отсутствии у ООО «Абаза-Энерго» превышения утвержденных лимитов на размещение отходов производства и потребления опровергаются материалами дела, в частности: декларацией о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год № 04455573, данными учета в области обращения с отходами ООО «Абаза-Энерго» за 2020 год, декларацией о воздействии на окружающую среду объекта 95-0119-000393-П «Очистные сооружения» от 27.08.2019 и сделаны без учета указанных выше требований закона, что свидетельствует о допущенных судом нарушениях требований ст. 26.11 КоАП РФ, регламентирующей правила оценки доказательств. Такое разрешение жалоб на постановление (решение) по делу об административном правонарушении не отвечает установленным ст. 24.1 КоАП РФ задачам производства по делам об административных правонарушениях.

Допущенные судом нарушения при рассмотрении дела суд второй инстанции расценивает как существенные, поскольку они не позволили полно, всесторонне и объективно рассмотреть дело, что в силу п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ должно повлечь отмену решения суда и возвращение дела на новое рассмотрение.

В то же время основания для направления указанного дела на новое рассмотрение отсутствуют в связи со следующим.

Согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды и природопользования составляет 1 год. При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения (ч. 2 ст.4.5 КоАП РФ).

В силу п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ истечение сроков давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Исходя из положений ст. 4.5 и п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, обсуждаться не может.

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, отраженной в вопросе 6 разъяснений возникающих по вопросам судебной практике Обзора судебной практики Верховного Суда РФ за четвертый квартал 2012 года, истечение сроков давности привлечения к административной ответственности на время рассмотрения жалобы должностного лица на решение судьи районного суда, отменившего вынесенное им постановление, является обстоятельством, исключающим возможность повторного рассмотрения дела судьей районного суда. То есть в рассматриваемом случае дело не может быть направлено на новое рассмотрение при наличии оснований, указанных в п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ.

Как было сказано выше в соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования, в частности, по ч. 8 ст. 8.2 КоАП РФ (несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления) составляет один год.

Из материалов дела следует, что приведенные нарушения были выявлены в ходе проведения проверки 21.06.2021. Именно эта дата указана в качестве времени совершения административного правонарушения.

Таким образом, на момент рассмотрения жалобы на решение суда срок давности привлечения к административной ответственности истек.

Ввиду истечения сроков давности привлечения к административной ответственности на момент рассмотрении жалобы должностного лица, вынесшего постановление по делу, вопрос об административной ответственности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не может являться предметом рассмотрения, соответственно оснований для возвращения дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции не усматривается.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. ст. 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Поскольку КоАП РФ не содержит нормы, предусматривающей возможность направления дела на новое рассмотрение при отмене решения по делу об административном правонарушении в виду существенных нарушений процессуальных требований, установленных КоАП РФ, и при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности, ввиду истечения этих сроков, с учетом того, что на момент рассмотрения в Верховном суде Республики Хакасия жалобы должностного лица истек срок давности привлечения ООО «Абаза-Энерго» к административной ответственности, установленный ч. 8 ст. 8.2 КоАП РФ, производство по данному делу об административном правонарушении в силу положений п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ и п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ подлежит прекращению в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.2-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

РЕШИЛ:

решение Абазинского районного суда Республики Хакасия от 4 февраля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 8 ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении ООО «Абаза-Энерго» отменить.

Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ - в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Судья Верховного Суда

Республики Хакасия Г.А. Когай