НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Верховного Суда Республики Хакасия (Республика Хакасия) от 21.05.2019 № А-59/19

Дело а-59/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Абакан 21 мая 2019 г.

Верховный Суд Республики Хакасия в составе:

председательствующего Редько Е.П.,

при секретаре Самсоновой Н.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Антакова М.С., Антаковой Р.М., Г.А., П.В. к Министерству финансов Российской Федерации, Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва, Федеральному агентству по управлению государственным имуществом о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,

У С Т А Н О В И Л:

Антаков М.С., Антакова Р.М., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Г.А., П.В., обратились в суд с административным исковым заявлением к Министерству финансов Российской Федерации, Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва (далее – МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва), Федеральному агентству по управлению государственным имуществом о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, мотивируя требования неисполнением вступившего в законную силу решения Абаканского городского суда от 15 сентября 2014 г., которым суд обязал Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Хакасия предоставить административным истцам по договору социального найма благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 36,0 кв. м в городе Абакане Республики Хакасия, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу. Указывая на длительное неисполнение судебного постановления, просят взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет средств федерального бюджета компенсацию в размере 3 000 000 рублей в пользу каждого административного истца.

Определением суда от 05 апреля 2019 г. к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Федеральная служба судебных приставов Российской Федерации, Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Хакасия.

В судебном заседании Антаков М.С., Антакова Р.М. административное исковое заявление поддержали в полном объеме.

Представители заинтересованного лица Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Хакасия Полежаева И.В., Герасимова В.В. возражали против удовлетворения административного иска, поясняли, что исполнительное производство находится на исполнении, судебным приставом-исполнителем все необходимые меры по исполнению требований исполнительного документа производятся.

Представители Министерства финансов Российской Федерации, Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации, Федерального агентства по управлению государственным имуществом, Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва в судебное заседание не явились, были надлежащим образом уведомлены о времени и месте рассмотрения дела. Дело рассмотрено в отсутствие представителей указанных лиц.

В письменном отзыве представитель МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва Фролова Е.Г. просит производство по делу прекратить, поскольку имеется вступившее в законную силу решение суда по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям. Повторное взыскание компенсации является злоупотреблением правом взыскателя. Также указала, что неисполнение судебного акта не обусловлено виной должника, либо его бездействием.

В письменных возражениях представитель Министерства финансов Российской Федерации Дьяченко А.А. административное исковое заявление не признала. Полагала, что поскольку решение от 15 сентября 2014 г. не предусматривает обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а возлагает на МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва совершить определенные действия, следовательно, административные истцы не имеют права на подачу заявления о компенсации. Обратила внимание, что административные истцы ранее реализовали свое право на получение компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок о чем имеются вступившие в законную силу судебные акты.

Выслушав объяснения присутствующих лиц, всесторонне исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 4 статьи 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) административное исковое заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд в период исполнения судебного акта, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, и не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.

Аналогичное положение содержится в части 8 статьи 3 Федерального закона от 30 апреля 2010 г. № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее – Федеральный закон № 68-ФЗ).

Из материалов дела следует, что решением Абаканского городского суда от 15 сентября 2014 г., вступившим в законную силу 04 декабря 2014 г., суд обязал Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Хакасия предоставить Антакову М.С., Антаковой Р.М., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних Г.А., П.В., по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в г. Абакане Республики Хакасия, общей площадью не менее 36 кв. м, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу (л.д. 9-12).

Решением Верховного Суда Республики Хакасия от 28 июля 2017 г. с Российской Федерации в лице Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации за счет средств федерального бюджета в пользу Антакова М.С. взыскана компенсация за нарушение права на исполнение решения Абаканского городского суда от 15 сентября 2014 г. по гражданскому делу № 2-5824/2014 в размере 200 000 рублей и расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей (л.д. 69-74). Судебным актом установлено, что общая продолжительность исполнительного производства составила 939 дней.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Хакасия от 26 октября 2017 г. указанное решение изменено: с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств федерального бюджета в пользу Антакова М.С. взыскана компенсация за нарушение права на исполнение в разумный срок решения Абаканского городского суда от 15 сентября 2014 г. в размере 200 000 рублей, судебные расходы в размере 300 рублей (л.д. 75-77).

Решением Верховного Суда Республики Хакасия от 09 октября 2018 г., вступившим в законную силу 17 ноября 2018 г., с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств федерального бюджета в пользу Антакова М.С. взыскана компенсация за нарушение права на исполнение в разумный срок решения Абаканского городского суда от 15 сентября 2014 г. в размере 100 000 рублей (л.д. 95-101). Судебным актом установлено, что срок неисполнения решения суда с 29 июля 2017 г. по 09 октября 2018 г. составил 437 дней.

Решением Верховного Суда Республики Хакасия от 20 февраля 2018 г., вступившим в законную силу 23 мая 2018 г., с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств федерального бюджета в пользу Антаковой Р.М. взыскана компенсация за нарушение права на исполнение в разумный срок решения Абаканского городского суда от 15 сентября 2014 г. в размере 200 000 рублей (л.д. 78-86). Судебным актом установлено, что срок неисполнения решения суда составил 1124 дня.

Решением Верховного Суда Республики Хакасия от 23 июля 2018 г., вступившим в законную силу 17 октября 2018 г., с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств федерального бюджета в пользу Г.А. взыскана компенсация за нарушение права на исполнение в разумный срок решения Абаканского городского суда от 15 сентября 2014 г. в размере 200 000 рублей (л.д. 87-94). Судебным актом установлено, что срок неисполнения решения суда составил 1278 дней.

Решением Верховного Суда Республики Хакасия от 11 января 2019 г., вступившим в законную силу 16 февраля 2019 г., с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств федерального бюджета в пользу Антаковой Р.М., действующей в интересах несовершеннолетней П.В., взыскана компенсация за нарушение права на исполнение решения Абаканского городского суда от 15 сентября 2014 г. в размере 250 000 рублей (л.д. 102-108). Судебным актом установлено, что срок неисполнения решения суда составил 1450 дней.

В пункте 39 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 г. № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее – Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 11) разъяснено, что принятие решения по делу о компенсации не препятствует обращению вновь в суд с заявлением о компенсации, если основанием для его подачи будут являться другие фактические обстоятельства, связанные с иным периодом длительного рассмотрения дела, исполнения судебного акта, осуществления уголовного преследования. При этом обстоятельства, ранее исследованные судом по первоначальному требованию о присуждении компенсации, не доказываются и не могут оспариваться в другом аналогичном деле, в котором участвует тот же заявитель, административный истец.

Повторного обращения с заявлением об ускорении дела при данных обстоятельствах не требуется.

Вместе с тем общая суммарная продолжительность судопроизводства по делу или исполнения судебного акта в целом может оцениваться судом в аспекте длительности судопроизводства или исполнения судебного акта и его значимости для заявителя.

12 марта 2019 г. Антаков М.С., Антакова Р.М., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Г.А., П.В., обратились в суд с административным иском, ссылаясь на то, что решение Абаканского городского суда от 15 сентября 2014 г. по-прежнему не исполнено.

Следовательно, довод представителя МТУ Росимущества о неправомерности повторного взыскания компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок является необоснованным.

Срок неисполнения названного решения суда, с учетом вступивших в законную силу решений о присуждении компенсации, составляет:

в отношении Антакова М.С. с 10 октября 2018 г. (следующий день после принятия решения от 09 октября 2018 г.) по 21 мая 2019 г. (дата принятия решения по настоящему делу) – 224 дня;

в отношении Антаковой Р.М. с 21 февраля 2018 г. (следующий день после принятия решения от 20 февраля 2018 г.) по 21 мая 2019 г. (дата принятия решения по настоящему делу) – 455 дней;

в отношении Г.А. с 24 июля 2018 г. (следующий день после принятия решения от 23 июля 2018 г.) по 21 мая 2019 г. (дата принятия решения по настоящему делу) – 302 дня;

в отношении П.В. с 12 января 2019 г. (следующий день после принятия решения от 11 января 2019 г.) по 21 мая 2019 г. (дата принятия решения по настоящему делу) – 130 дней.

В пункте 55 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 11 указано, что при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1 БК РФ или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта (часть 5 статьи 353 КАС РФ, часть 3.1 статьи 319 АПК РФ, части 1 и 3 статьи 428 ГПК РФ, пункт 6 статьи 242.2, пункт 8 статьи 242.3, пункт 7 статьи 242.4, пункт 7 статьи 242.5 БК РФ).

Период предоставленной судом отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта включается в общую продолжительность исполнения судебного акта (статья 358 КАС РФ, статья 324 АПК РФ, статья 434 ГПК РФ).

Постановлениями судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Республике Хакасия от 22 января 2015 г. возбуждены исполнительные производства в отношении должника Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Хакасия в пользу взыскателей Антакова М.С., Антаковой Р.М., Г.А., П.В.

На основании приказа Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 16 декабря 2016 г. № 455 (далее – Приказ № 455) Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае реорганизовано в форме присоединения к нему Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Хакасия и Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Тыва (пункт 1).

Пунктом 2 приказа установлено, что Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае является правопреемником прав и обязанностей Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Хакасия и Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Тыва согласно передаточным актам.

На основании пункта 4 Приказа Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае переименовано в Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва.

На момент рассмотрения настоящего дела исполнительные производства находятся в Межрайонном отделе по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Республике Хакасия.

Доказательств того, что решение Абаканского городского суда от 15 сентября 2014 г. исполнено в материалы дела не представлено; исполнительные производства не прекращались и не приостанавливались, исполнительные листы не возвращались взыскателям.

Пунктом 5 Приказа № 455 утверждено Положение о Межрегиональном территориальном управлении и Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва.

Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва (далее - территориальный орган) осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, по организации продажи приватизируемого федерального имущества, по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений на территории Красноярского края, Республики Хакасия и Республики Тыва (пункт 1 Положения).

Финансирование расходов на содержание и материально-техническое обеспечение деятельности территориального органа осуществляется за счет средств федерального бюджета (пункт 8 Положения).

Ссылки представителя МТУ Росимущества в обоснование невозможности исполнения вступившего в законную силу судебного решения на доказательства, которые имели место быть до 27 июля 2017 г. не имеют правового значения для рассмотрения настоящего иска, поскольку как указывалось выше обстоятельства, ранее исследованные судом по требованию о присуждении компенсации, не доказываются и не могут оспариваться в другом аналогичном деле, в котором участвует тот же административный истец.

В пункте 46 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации № 11 указано, что действия органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебного акта, признаются достаточными и эффективными, если они производятся в целях своевременного исполнения такого акта.

Не могут рассматриваться в качестве оснований, оправдывающих нарушение разумных сроков судопроизводства или исполнения судебного акта, обстоятельства, связанные с организацией работы суда, органов дознания, следствия и прокуратуры, а также органов и должностных лиц, исполняющих судебные акты, например, замена судьи ввиду его болезни, отпуска, прекращения или приостановления его полномочий, отсутствие необходимого штата сотрудников, отсутствие необходимых для исполнения денежных средств (часть 4 статьи 10 КАС РФ, часть 4 статьи 6.1 АПК РФ, часть 4 статьи 6.1 ГПК РФ, часть 4 статьи 6.1 УПК РФ) (пункт 48 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 11).

Доказательств совершения достаточных действий, направленных на своевременное исполнение судебного акта, а также невозможности исполнения обязанностей с целью своевременного исполнения судебного акта, суду не представлено.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что административное исковое заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок подлежит удовлетворению.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона № 68-ФЗ размер компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок определяется судом, арбитражным судом исходя из требований заявителя, обстоятельств дела, по которому было допущено нарушение, продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя, а также с учетом принципов разумности, справедливости и практики Европейского Суда по правам человека.

При определении размера компенсации, подлежащей присуждению в пользу административного истца, суд принимает во внимание требования административного истца, учитывает обстоятельства и продолжительность неисполнения судебного акта, значимость для административных истцов удовлетворенных указанным решением суда требований, направленных на реализацию права на жилище, принимаемые должником меры по исполнению решения суда.

Исходя из установленных обстоятельств дела, с учетом ранее принятых Верховным Судом Республики Хакасия решений от 28 июля 2017 г., от 20 февраля 2018 г., от 23 июля 2018 г., от 09 октября 2018 г., от 11 января 2019 г., принципов разумности и справедливости, суд определяет размер компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в пользу Антакова М.С. 52 000 рублей, в пользу Антаковой Р.М. 105 000 рублей, в пользу Антакова Г.А. 70 000 рублей, в пользу Потаповой Д.В. 30 000 рублей, которые подлежат перечислению на банковский счет административных истцов (законного представителя несовершеннолетней).

В соответствии с частью 3 статьи 4 Федерального закона № 68-ФЗ компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, если такое нарушение было допущено органом или организацией, финансируемыми за счет средств соответствующего бюджета, либо должностным лицом этого органа или этой организации.

На основании пункта 2 части 2 статьи 5 Федерального закона № 68-ФЗ судебное решение о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства федерального бюджета, либо судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями Российской Федерации, должностных лиц, государственных служащих федеральных органов государственной власти обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, исполняется Министерством финансов Российской Федерации.

Учитывая, что обязанность по исполнению указанного выше судебного акта возложена на Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Хакасия, правопреемником прав и обязанностей которого являлось Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, которое было переименовано в Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва, финансируемого за счет средств федерального бюджета, суд приходит к выводу, что компенсация за нарушение права на исполнение в разумный срок подлежит взысканию с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации; в удовлетворении требований к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва, Федеральному агентству по управлению государственным имуществом следует отказать.

Согласно подпунктов «б», «в» пункта 2 части 1 статьи 259 КАС РФ по результатам рассмотрения административного искового заявления о присуждении компенсации суд принимает решение, которое должно соответствовать установленным главой 15 настоящего Кодекса требованиям и дополнительно к требованиям, предусмотренным статьей 180 настоящего Кодекса, должно содержать в резолютивной части: в случае присуждения компенсации - указание на это и сведения о размере компенсации; наименование органа, организации или должностного лица, на которых в соответствии с федеральным законом возложены обязанности по исполнению судебных актов о присуждении компенсации; указание на распределение судебных расходов.

В силу части 1 статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.

Антаков М.С. при подаче административного иска в соответствии с подпунктом 15 пункта 1 статьи 333.19 НК РФ уплатил госпошлину в размере 300 рублей (л.д. 7). Данная сумма судебных расходов, принимая во внимание требования статьи 111 КАС РФ, подлежит взысканию с административного ответчика Министерства финансов Российской Федерации в пользу административного истца.

На основании части 3 статьи 259 КАС РФ решение суда по административному делу о присуждении компенсации подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 174-179, 259 КАС РФ,

Р Е Ш И Л:

административное исковое заявление Антакова М.С., Антаковой Р.М., Г.А., П.В. к Министерству финансов Российской Федерации о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок удовлетворить.

Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Антакова М.С. компенсацию за нарушение права на исполнения в разумный срок решения Абаканского городского суда от 15 сентября 2014 г. в размере 52 000 рублей, судебные расходы – уплаченную государственную пошлину в размере 300 рублей.

Взысканные денежные средства перечислить на счет Антакова М.С., открытый в <данные изъяты>.

Взыскать с Российской федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Антаковой Р.М. компенсацию за нарушение права на исполнения в разумный срок решения Абаканского городского суда от 15 сентября 2014 г. в размере 105 000 рублей.

Взысканные денежные средства перечислить на счет Антаковой Р.М., открытый в <данные изъяты>.

Взыскать с Российской федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Г.А. компенсацию за нарушение права на исполнения в разумный срок решения Абаканского городского суда от 15 сентября 2014 г. в размере 70 000 рублей.

Взысканные денежные средства перечислить на счет Г.А., открытый в <данные изъяты>.

Взыскать с Российской федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу П.В. компенсацию за нарушение права на исполнения в разумный срок решения Абаканского городского суда от 15 сентября 2014 г. в размере 30 000 рублей.

Взысканные денежные средства перечислить на счет матери П.В. - Антаковой Р.М., открытый <данные изъяты>.

Решение суда в части присуждения компенсации подлежит немедленному исполнению.

В удовлетворении административного искового заявления Антакова М.С., Антаковой Р.М., Г.А., П.В. к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва, Федеральному агентству по управлению государственным имуществом о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Хакасия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий Е.П. Редько

В окончательной форме решение изготовлено 27 мая 2019 г.