НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Верховного Суда Республики Хакасия (Республика Хакасия) от 07.10.2010 № 7-133

                                                                                    Верховный Суд Республики Хакасия                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                     Вернуться назад                                                                                           

                                    Верховный Суд Республики Хакасия — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Председательствующий: Шипанов Ю.В.

Дело № 7-133/2010

РЕШЕНИЕ

  07 октября 2010 года г. Абакан

Верховный суд Республики Хакасия в составе

председательствующего судьи Гейнце О.В.,

при секретаре Малышевой Т.Ю.

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по жалобе лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении - генерального директора ОАО «Аэропорт Абакан» Истомина М.А. на решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 03 сентября 2010 года, которымпостановление Государственной инспекции труда в Республике Хакасия № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к административной ответственности

генерального директора ОАО «Аэропорт Абакан» Истомина Михаила Александровича,

за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 2 000 рублей, изменено в части назначенного наказания, должностному лицу назначено наказание в виде штрафа в размере 1 000 рублей, в остальной части указанное постановление оставлено без изменения.

Огласив жалобу, заслушав объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Истомина М.А., его защитника ФИО4, представителя Государственной инспекции труда в Республике Хакасия ФИО5, заключение прокурора Сабуровой В.П., исследовав материалы дела, Верховный суд Республики Хакасия

УСТАНОВИЛ:

В соответствии спостановлением Государственной инспекции труда в Республике Хакасия № от ДД.ММ.ГГГГ генеральный директор ОАО «Аэропорт Абакан» Истомин М.А. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.27 КоАП РФ - нарушение законодательства о труде и об охране труда, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 2 000 рублей.

Решением Абаканского городского суда от 03 сентября 2010 года указанное постановление изменено в части назначенного наказания, должностному лицу назначено наказание в виде штрафа в размере 1 000 рублей, в остальной части постановление оставлено без изменения.

Не согласившись с постановлением и судебным решением, генеральный директор ОАО «Аэропорт Абакан» Истомин М.А. обратился в Верховный Суд РХ с жалобой, в которой просит постановление и решение суда отменить. Считает, что им не были нарушены требования трудового законодательства, поскольку работники СПАСОП ОАО «Аэропорт Абакан» не являются профессиональными спасателями, на них не распространяются положения ч. 5 ст. 28 Федерального Закона от 22.08.1995 г. № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» (далее - Федеральный Закон № 51-ФЗ). В штатном расписании ОАО «Аэропорт Абакан» должность «спасатель» не предусмотрена, функции спасателей работниками СПАСОП за 9 лет не осуществлялись. Считает, что данная служба является частной пожарной командой. Данным работникам предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск общей продолжительностью 36 календарных дней. Закон № 51-ФЗ, устанавливая продолжительность отпуска в 30 суток, не оговаривает, относится ли данное требование к основному (удлиненному) или общему отпуску. Обращает внимание, что пунктом 6.5 приказа Федеральной авиационной службы России № 361 от 11.12.2008 года предусмотрена продолжительность отпуска работникам СПАСОП в размере 24 рабочих дней. Указывает, что в постановлении прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении не указан состав административного правонарушения. Полагает, что должностные инструкции работников СПАСОП являются недопустимым доказательством по делу, т.к. утверждены неуполномоченным лицом. Доказательства, подтверждающие событие и состав административного правонарушения отсутствуют. Судебное решение вынесено за пределами срока давности привлечения к административной ответственности.

Изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта, Верховный Суд Республики Хакасия находит решение суда законным и обоснованным.

В силу ч.1 ст.5.27КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение законодательства о труде и об охране труда.

Объективной стороной состава административного правонарушения, за совершение которого генеральный директор ОАО «Аэропорт Абакан» Истомин М.А. привлечен к административной ответственности в соответствии с ч. 1 ст.5.27 КоАП РФ, как усматривается из оспариваемых постановления и решения суда, является предоставление сотрудникам Службы ПАСОП ОАО «Аэропорт Абакан» ежегодных оплачиваемых отпусков продолжительностью 28 календарных дней, тогда как в силу ч. 2 ст. 115 Трудового кодекса РФ и ч. 5 ст. 28, ч. 1 ст. 23 Федерального Закона от 22.08.1995 г. № 151-ФЗ данной категории работников в зависимости от непрерывного стажа работы должен предоставляться ежегодный основной оплачиваемый отпуск (удлиненный основной отпуск) в зависимости от стажа работы продолжительностью от 30 до 40 суток.

В силу ст. 2 Трудового кодекса РФ исходя и общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией РФ одним из основополагающих принципов правового регулирования трудовых отношений признается обеспечение права каждого работника на отдых, включая в том числе и предоставление ежегодного оплачиваемо отпуска.

Закрепленное в ст. 37 Конституции РФ гарантированное право работника на отпуск отражено в ст. 114 Трудового кодекса РФ, согласно которой работникам предоставляются ежегодные отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка. Данные отпуска подразделяются на ежегодный основной отпуск (ст. 115 Трудового кодекса РФ) и ежегодный дополнительный отпуск (ст. 116 Трудового кодекса РФ).

Ежегодный основной отпуск предоставляется работникам продолжительностью 28 календарных дней, но ч. 2 ст. 115 Трудового кодекса РФ для отдельных категорий работников предусмотрены отпуска продолжительностью более 28 календарных дней, которые называются удлиненными основными отпусками.

Такие отпуска предоставляются в случаях, указанных в Трудовом кодексе РФ или федеральных законах, с целью гарантировать работникам более длительных отдых с учетом характера и специфики их трудовой деятельности, условий труда, состояния здоровья, возраста и иных обстоятельств.

Для каждой категории работников законодательством установлена особая продолжительность удлиненного основного отпуска, и в соответствии со ст. 28 Федерального Закона от 22.08.1995 г. № 151-ФЗ работникам профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований в зависимости от стажа работы предоставляется отпуск продолжительностью от 30 до 40 суток.

Доводы жалобы о том, что сотрудники СПАСОП ОАО «Аэропорт Абакан» не являются профессиональными спасателями и на них не распространяются положения ст. 28 ФЗ от 22.08.1995 г. № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», несостоятельны и основаны на неверном толковании закона. Данные доводы были известны суду первой инстанции и им дана законная и обоснованная оценка в решении суда, оснований не согласиться с которой у суда второй инстанции не имеется.

В силу ст. 7 Федерального Закона от 22.08.1995 г. № 151-ФЗ в соответствии с законодательством Российской Федерации аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования могут создаваться:

на постоянной штатной основе - профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования;

на нештатной основе - нештатные аварийно-спасательные формирования;

на общественных началах - общественные аварийно-спасательные формирования.

Профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования создаются, в том числе в организациях, занимающихся одним или несколькими видами деятельности, при осуществлении которых законодательством Российской Федерации предусмотрено обязательное наличие у организаций собственных аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, - руководством организаций по согласованию с органами управления при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Кроме того, нештатные аварийно-спасательные формирования создаются организациями из числа своих работников в обязательном порядке, если это предусмотрено законодательством Российской Федерации, или по решению администраций организаций в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Статьями 48, 49 Воздушного кодекса РФ установлено, что аэродромы и аэропорты, используемые в целях гражданской авиации, подлежат обязательной сертификации и допускаются к эксплуатации на основании соответствующих сертификатов (свидетельств).

В соответствии с п. 1.5 Федеральных авиационных правил «Сертификация аэропортов. Процедуры» (утв. Приказом Федеральной службы воздушного транспорта от 24.04.2000 г. № 98) аэропортовая деятельность включает в себя, в том числе поисковое и аварийно-спасательное обеспечение - комплекс мероприятий, направленных на организацию и выполнение немедленных и эффективных поисковых, аварийно-спасательных и противопожарных работ по спасению пассажиров и экипажей воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие, оказанию помощи пострадавшим и эвакуацию их с места происшествия.

В целях осуществления аэропортовой деятельности в ОАО «Аэропорт Абакан» создана Служба поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов (СПАСОП), которая является структурным подразделением ОАО «Аэропорт Абакан» (положение о СПАСОП ОАО «Аэропорт Абакан» утверждено и.о. генерального директора ОАО «Аэропорт Абакан» Истоминым М.А. ДД.ММ.ГГГГ.

В силу требований ст. 10 и ст. 12 Федерального Закона от 22.08.1995 г. № 151-ФЗ Служба ПАСОП аэропорта Абакана ОАО «Аэропорт Абакан» имеет свидетельства № от ДД.ММ.ГГГГ (регистрационный номер №) и № от ДД.ММ.ГГГГ (регистрационный номер №) на право ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях и аттестована в установленном порядке, что подтверждено актом аттестации № 3-АТ.

Как следует из материалов дела, сотрудники СПАСОП ОАО «Аэропорт Абакан» в соответствии со ст. 24 Федерального Закона от 22.08.1995 г. № 151-ФЗ прошли аттестацию в порядке, установленном Правительством РФ, с присвоением квалификации «Спасатель 2-го класса» и «Спасатель» с выдачей «Книжек спасателя», имеют удостоверения спасателей установленного образца, что в силу положений ст. 23 и ст. 9 ФЗ от 22.08.1995 г. № 151-ФЗ относит их к категории спасателей, допущенных к непосредственному исполнению обязанностей спасателей, и с которыми в соответствии с ч. 4 ст. 9 ФЗ от 22.08.1995 г. № 151-ФЗ заключены трудовые договора при приеме на работу в профессиональную аварийно-спасательную службу.

Следовательно, на указанных работников распространяются требования ст. 115 Трудового кодекса РФ и Федерального Закона от 22.08.1995 г. № 151-ФЗ в части установления продолжительности ежегодного основного оплачиваемого отпуска, а доводы жалобы об обратном являются несостоятельными.

Ссылка автора жалобы на Приказ Федеральной авиационной службы России № 361 от 11.12.2008 года «О введении в действие Положения о ведомственной пожарной охране Службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов Федеральной авиационной службы России» не опровергает выводов суда. Так, п. 6.5 указанного Приказа предусматривает предоставление личному составу ежегодного оплачиваемого отпуска не менее 24 рабочих дней, что не противоречит требованиям Трудового Кодекса РФ и Федерального Закона от 22.08.1995 г. № 151-ФЗ, устанавливающих конкретную продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска для данной категории работников в зависимости от трудового стажа.

Доводы автора жалобы об отсутствии в штатном расписании ОАО «Аэропорт Абакан» наименования должности «спасатель», об утверждении с нарушением должностных инструкций работников, не являются достаточными основаниями для не предоставления работникам, выполняющим обязанности профессиональных спасателей и отвечающих им по своему статусу, соответствующих гарантий, предусмотренных трудовым законодательством.

Таким образом, выводы суда первой инстанции о виновности генерального директора ОАО «Аэропорт Абакан» Истомина М.А.в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ при установленных судом обстоятельствах обоснованы достаточной совокупностью доказательств, имеющихся в деле, исследованных в судебном заседании и приведенных в решении суда.

Судом 1-ой инстанции при проверке законности и обоснованности вынесенного по делу об административном правонарушении постановления, установлено, что должностным лицом - генеральным директором ОАО «Аэропорт Абакан» Истоминым М.А. в нарушение установленных требований ст. 28 Федерального Закона от 22.08.1995 г. № 151-ФЗ сотрудникам СПАСОП ОАО «Аэропорт Абакан» не предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск в соответствие с требованиями законодательства продолжительностью от 30 до 40 дней. При таких обстоятельствах, доводы жалобы об установлении работникам основного отпуска в 28 календарных дней, с присоединением дополнительного отпуска в 8 календарных дней, не свидетельствуют об отсутствии состава административного правонарушения в действиях должностного лица, и основанием для отмены постановления и судебного решения не являются.

Таким образом, приведенные в жалобе ссылки на не установление события и состава административного правонарушения в действиях должностного лица, несостоятельны. Данные действия работодателя в нарушили закрепленные Конституцией РФ и Трудовым кодексом РФ права работника на отдых.

На основании исследованных доказательств, оцененных в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, суд пришел к правильному выводу о том, что административный орган имел доказательства и достаточные данные для установления виновности генерального директора ОАО «Аэропорт Абакан» Истомина М.А.

Доводы жалобы о нарушениях, допущенных при возбуждении производства по делу об административном правонарушении, суд полагает несостоятельными. Постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении вынесено в соответствии со ст. 28.4 КоАП РФ и содержит достаточно сведений, необходимых для квалификации действий должностного лица по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ. Каких-либо процессуальных нарушений, влекущих отмену постановления по делу об административном правонарушении и решения суда, по материалам дела не установлено. Постановление Государственной инспекции труда в РХ № 171 от 29 июня 2010 года вынесено в пределах срока давности, установленного ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел. Юридическая оценка действиям генерального директора ОАО «Аэропорт Абакан» Истомина М.А. дана верно. Наказание определено судом в минимальном размере. Выводы о виде и размере наказания судом мотивированы, наказание назначено в соответствии с требованиями ст. 4.1 КоАП РФ и отвечает целям наказания, предусмотренным ст. 3.1 КоАП РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.30.2-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

РЕШИЛ:

Решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 03 сентября 2010 года по настоящему делу об административном правонарушении в отношении генерального директора ОАО «Аэропорт Абакан» Истомина Михаила Александровича,оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.

Судья Верховного суда

Республики Хакасия Гейнце О.В.