НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Верховного Суда Республики Хакасия (Республика Хакасия) от 03.02.2015 № 7Р-10/2015

 Председательствующий: Зарубин А.В.

 Дело № 7р-10/2015

 РЕШЕНИЕ

 03 февраля 2015 года                              г. Абакан

 Верховный Суд Республики Хакасия в составе

 председательствующего судьи Когай Г.А.,

 при секретаре Сивец О.Г.,

 рассмотрел в открытом судебном заседании дело по жалобе законного представителя юридического лица Попова А.В. на решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 15 декабря 2014 года, которым оставлено без изменения постановление заместителя начальника отдела надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде Государственной инспекции труда в Республике Хакасия от 31 октября 2014 года о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ

 юридического лица – ОАО "Аэропорт Абакан".

 Огласив жалобу, заслушав защитника Кочергину Е.С. жалобу поддержавшую, исследовав материалы дела, Верховный Суд Республики Хакасия

 УСТАНОВИЛ:

 постановлением заместителя начальника отдела надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде Государственной инспекции труда в Республике Хакасия от 31 октября 2014 года юридическое лицо - ОАО «Аэропорт Абакан» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 35 000 рублей.

 Решением Абаканского городского суда Республики Хакасия от 15 декабря 2014 года указанное постановление оставлено без изменения.

 Не согласившись с решением суда, законный представитель юридического лица Попов А.В. обратился в Верховный Суд Республики Хакасия с жалобой, в которой просит решение суда отменить. Цитируя положения статей 116, 117 ТК РФ, Постановления Правительства РФ от 20.11.2008 № 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплата труда работникам занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда» полагает, что выводы суда основаны на неверном толковании норм права. Указывает на необоснованность выводов суда.

 Проверив правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта, изучив материалы дела и доводы жалобы, Верховный Суд Республики Хакасия не находит оснований для отмены состоявшегося судебного решения.

 В силу ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ (в редакции, действующей на момент совершения административного правонарушения) административным правонарушением признается нарушение законодательства о труде и об охране труда.

 Согласно ст. 22 ТК РФ работодатель обязан, в том числе соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.

 В соответствии со ст. 92 ТК РФ сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается: для работников, условия труда, на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 3 или 4 степени или опасным условиям труда, - не более 36 часов в неделю.

 Вредными условиями труда (3 класс) являются условия труда, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, в том числе: подкласс 3.1 (вредные условия труда 1 степени) - условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, после воздействия которых измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается, как правило, при более длительном, чем до начала следующего рабочего дня (смены), прекращении воздействия данных факторов, и увеличивается риск повреждения здоровья (ч. 4 ст. 14 Федерального закона РФ от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»).

 В силу ч. 1 ст. 116 ТК РФ ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, работникам, имеющим особый характер работы, работникам с ненормированным рабочим днем, работникам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

 Согласно ст. 117 ТК РФ ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени либо опасным условиям труда.

 Минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, указанным в части первой настоящей статьи, составляет 7 календарных дней.

 Продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска конкретного работника устанавливается трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки условий труда.

 В соответствии с ч. 1 ст. 104 ТК РФ, когда по условиям производства (работы) у индивидуального предпринимателя, в организации в целом или при выполнении отдельных видов работ не может быть соблюдена установленная для данной категории работников (включая работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда) ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, допускается введение суммированного учета рабочего времени с тем, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период (месяц, квартал и другие периоды) не превышала нормального числа рабочих часов. Учетный период не может превышать один год, а для учета рабочего времени работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, - три месяца.

 Согласно ст. 97 ТК РФ работодатель имеет право в порядке, установленном настоящим Кодексом, привлекать работника к работе за пределами продолжительности рабочего времени, установленной для данного работника в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором: для сверхурочной работы (статья 99 настоящего Кодекса); если работник работает на условиях ненормированного рабочего дня (статья 101 настоящего Кодекса).

 Сверхурочная работа - работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени - сверх нормального числа рабочих часов за учетный период (ст. 99 ТК РФ).

 В силу ст. 152 ТК РФ сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. По желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно.

 Выводы суда первой инстанции о несоблюдении юридическим лицом - ОАО «Аэропорт Абакан» указанных требований трудового законодательства обоснованы достаточной совокупностью доказательств.

 Как следует из материалов дела, Абаканской транспортной прокуратурой РХ была проведена проверка исполнения трудового законодательства в ОАО «Аэропорт Абакан». В ходе проверки выявлены нарушения требований трудового законодательства, а именно:

 - продолжительность рабочей недели фельдшера и санитарки составляет 39 часов, что с учетом вредных условий труда, соответствующие классу 3.1 (вредные условия труда 1 степени) противоречит требованиям ст. 92 ТК РФ;

 - согласно приложению <данные изъяты> к коллективному договору ОАО «Аэропорт Абакан» дополнительный оплачиваемый отпуск фельдшера и санитарки здравпункта составляет 7 календарный дней, вместе с тем, согласно строке <данные изъяты> карт аттестации фельдшера и санитарки здравпункта, их дополнительный отпуск составляет 12 рабочих дней (нарушение ст. 117 ТК РФ);

 - в нарушение требований ч. 1 ст. 104 ТК РФ для учета рабочего времени работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда установлен учетный период – 1 год, вместо 3 месяцев;

 - в нарушение требований ст. 152 ТК РФ, пунктом 2 приказа от 09.09.2014 <данные изъяты> установлено произвести оплату ФИО1 за фактически отработанное время на период отпуска отсутствующего работника, в то время как оплате подлежал труд за сверхурочную работу.

 Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 29.10.2014 отражает приведенные нарушения. Указанные в постановлении обстоятельства подтверждаются: приказом генерального директора ОАО «Аэропорт Абакан» <данные изъяты> от 29.11.2013 «О введении суммированного учета рабочего времени» и приложения к нему, из которого следует, что с 01.01.2014 года в службах, перечисленных в приложении <данные изъяты> данного приказа ввести суммированный учет рабочего времени. Учетным периодом считать год. К службам, перечисленным в приложении <данные изъяты>, отнесен, в том числе, здравпункт, который работает по 39- часовой рабочей недели (п. 6) (л.д. 42-44), трудовым контрактом <данные изъяты> от 01.01.1998 и дополнительным соглашением к нему, подтверждающим трудовые отношения ФИО1, фельдшера медико-санитарной части (здравпункта) с ОАО «Аэропорт Абакан» (л.д. 32-34). Из расчетных листков за июль-сентябрь 2014 года (л.д. 37-38), табелей учета рабочего времени за июль-сентябрь 2014 года (л.д. 39-41), следует, что фельдшером ФИО1 в июле 2014 года отработано 110 часов, в августе 2014 года – 220 часов, в сентябре 2014 года – 220 часов, итого за три месяца (с учетом ее нахождения в отпуске с <данные изъяты>) отработано 550 часов, вместо 516 часов (при 39-часовой рабочей недели), приказами <данные изъяты> от 08.08.2014, <данные изъяты> от 09.09.2014 (л.д. 35-36), картами аттестации рабочего места по условиям труда <данные изъяты> фельдшера и <данные изъяты> санитарки ОАО «Аэропорт Абакан», где в строке <данные изъяты> (гарантии и компенсации работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда) установлено, что дополнительный оплачиваемый отпуск фельдшера и санитарки здравпункта составляет 12 рабочих дней (л.д. 47-51, 52-56). Согласно коллективному договору, заключенному между работодателем, в лице генерального директора ОАО «Аэропорт Абакан» и работниками ОАО «Аэропорт Абакан», в лице председателя профсоюзного комитета, по решению социально-трудовых и социально-экономических вопросов следует, что нормальная продолжительность рабочего времени сокращается для работников, занятых на работах с вредными условиями труда (ст. 92 ТК РФ) (п. 3.7), ежегодные дополнительные отпуска предоставляются работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, а также с ненормированным рабочим днем по результатам аттестации рабочих мест (ст. 117, 119 ТК РФ) (п. 4.4).

 При рассмотрении дела судом первой инстанции обоснованно учтены положения ч. 3 ст. 15 Федерального закона РФ от 28.12.2013 № 421-ФЗ «О внесении изменении в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда». Указанной нормой предусмотрено, что при реализации в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации в отношении работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на их здоровье вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск либо денежная компенсация за них, а также повышенная оплата труда), порядок и условия осуществления таких мер не могут быть ухудшены, а размеры снижены по сравнению с порядком, условиями и размерами фактически реализуемых в отношении указанных работников компенсационных мер по состоянию на день вступления в силу настоящего Федерального закона при условии сохранения соответствующих условий труда на рабочем месте, явившихся основанием для назначения реализуемых компенсационных мер. При таких обстоятельствах ссылки стороны защиты на то, что в настоящее время срок действия карт аттестации истек, являются необоснованными и не ставят под сомнение правильность юридической оценки действий ФИО2.

 Довод жалобы о том, что должность фельдшера относится к вредным условиям труда 1 степени, несостоятельны. Согласно карте аттестации фельдшера – фактор производственной среды и трудового процесса относится к классу условий труда - 3.1. Федеральный закон «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 № 426-ФЗ, предметом регулирования которого являются отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, относит класс 3 к вредным условиям труда. Таким образом, на фельдшера здравпункта ОАО «Аэропорт Абакан» распространяются гарантии (компенсации) за работу во вредных (опасных) условиях труда.

 Ссылки, содержащиеся в жалобе на положения Постановления Правительства РФ от 20.11.2008 № 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда» несостоятельны, поскольку указанный документ утратил силу.

 Доводы жалобы о неверном толковании судом норм действующего законодательства об охране труда, в связи с тем, что с 01.01.2014 вопросы гарантий за работу во вредных (опасных) условиях труда и порядке их предоставления регулируются ст. ст. 92, 117, 147 ТК РФ, предусматривающими степени вредности, а не указанным судом Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», ч. 4 ст. 14 которого предусматривает классы вредности, несостоятельны. Трудовой кодекс РФ содержит общие положения по вопросам, касающимся гарантий (компенсаций) за работу во вредных (опасных) условиях труда, включая сокращенную рабочую неделю, дополнительный оплачиваемый отпуск, в то время как Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» содержит специальные нормы, регулирующие отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценке условий труда и устанавливающие правовые и организационные основы, определяет правовое положение, права, обязанности и ответственность участников специальной оценки условий труда.

 Согласно указанной норме закона условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на 4 класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные условия труда, которые в свою очередь, определяют уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на функциональное состояние организма работника.

 При таких обстоятельствах, выводы суда, о том, что административный орган, имел доказательства и достаточные данные для установления вины юридического лица – ОАО «Аэропорт Абакан» в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ мотивированы, оснований с ними не согласиться не имеется. Сомнений в полном, объективном, всестороннем выяснении всех обстоятельств дела не имеется.

 Нарушений норм материального и процессуального закона, влекущих безусловную отмену состоявшегося по делу судебного акта, при рассмотрении дела не допущено. Судебный акт сомнений в своей законности не вызывает и основания для его отмены или изменения не усматривается.

 Вместе с тем, при принятии к производству настоящей жалобы Попова А.В. установлено, что к представленной им жалобе приложено платежное поручение об оплате государственной пошлины для рассмотрения этой жалобы в Верховном Суде Республики Хакасия.

 Согласно ч. 5 ст. 30.2 КоАП РФ и ст. 333.19 Налогового кодекса РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается, в связи с чем государственная пошлина, уплаченная заявителем подлежит возврату.

 На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.2-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

 РЕШИЛ:

 Решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 15 декабря 2014 года по настоящему делу об административном правонарушении в отношении юридического лица – ОАО «Аэропорт Абакан» оставить без изменения, а жалобу законного представителя юридического лица Попова А.В. - без удовлетворения.

 Возвратить ОАО «Аэропорт Абакан» из федерального бюджета ошибочно уплаченную государственную пошлину по платежному поручению <данные изъяты> от 30 декабря 2014 года в размере 2 000 (двух тысяч) рублей.

 Судья

 Верховного Суда Республики Хакасия Когай Г.А.