НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Верховного Суда Республики Хакасия (Республика Хакасия) от 02.06.2017 № 3А-16/2017

Дело № 3а-16/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Абакан 2 июня 2017 г.

Верховный Суд Республики Хакасия в составе:

председательствующего Редько Е.П.,

при секретаре Бедненко И.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Общество" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости,

У С Т А Н О В И Л:

ООО "Общество" обратилось в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости. Выражая несогласие с кадастровой стоимостью нежилого здания, кадастровый номер , расположенного по адресу: <адрес>, просит установить кадастровую стоимость равной его рыночной в размере ... руб.

Представители административного истца ООО "Общество", административных ответчиков Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия (далее - Управления Росреестра по РХ), Правительства Республики Хакасия, заинтересованного лица ФГБУ «ФКП Росреестра» в судебное заседание не явились, дело рассмотрено в отсутствие представителей.

В письменном отзыве представитель Управления Росреестра по РХ Лиходиенко И.В. просила в удовлетворении административного иска отказать, поскольку оспариваемая кадастровая стоимость объекта недвижимости на день рассмотрения дела является неактуальной.

Представитель Правительства Республики Хакасия Кравченко Ю.А. в письменных возражениях и дополнениях к нему указала, что Правительство РХ является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку с 1 января 2017 г. не является органом, утвердившим результаты определения кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости.

В письменных пояснениях представитель заинтересованного лица ФГБУ «ФКП Росреестра» Малыхина Е.В. указала, что ФГБУ «ФКП Росреестра» не оспаривает право административного истца на установление рыночной стоимости объекта недвижимости ни по основаниям возникновения, ни по содержанию (в том числе размеру рыночной стоимости).

Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Министерство финансов Республики Хакасия представитель, которого Тудвасова А.Н. возражала против удовлетворения требований, представила письменный отзыв (возражения), пояснила, что установление кадастровой стоимости недвижимого имущество на прошедший период законом не предусмотрено.

Выслушав объяснения представителя Министерства финансов РХ Тудвасовой А.Н., всесторонне исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

В пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» (далее - Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 28) разъяснено, что с заявлением, административным исковым заявлением (далее - заявление) о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).

ООО "Общество" принадлежит на праве собственности объект недвижимости с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается договором купли-продажи ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12-16 т. 1), свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 199 т. 1), выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 246-249 т. 1).

В силу статьи 373 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) ООО "Общество" является налогоплательщиком налога на имущество организаций.

Пунктом 2 статьи 375 НК РФ установлено, что налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 настоящего Кодекса.

Часть 3 статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности) определяет, что под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона.

В силу пункта 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» кадастровая стоимость - стоимость объекта недвижимости, определенная в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, в результате проведения государственной кадастровой оценки в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке или в соответствии со статьей 16, 20, 21 или 22 настоящего Федерального закона.

Часть 2 статьи 3 указанного Закона закрепляет, что кадастровая стоимость определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (пункт 2 часть 1 статья 248 КАС РФ).

Аналогичное положение содержится в части 4 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, предусматривающей, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В соответствии с частью 3 статьи 245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

Согласно части 1 статьи 24.12 Закона об оценочной деятельности государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка (далее - дата проведения последней государственной кадастровой оценки).

25 сентября 2012 г. Правительством Республики Хакасия было принято постановление № 638 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Республики Хакасия».

Указанным постановлением были утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков), в том числе на территории <данные изъяты>. В приложении таблицы под указан объект недвижимости с кадастровым номером .

В пункте 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 28 указано, что на основании части 4 статьи 38 КАС РФ - административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.

С учетом изложенного, пояснения представителя Правительства Республики Хакасии о том, что данный орган является ненадлежащим ответчиком по делу, является необоснованным, так как именно Правительство РХ утвердило кадастровую стоимость спорного объекта недвижимости.

Кадастровой справкой подтверждается, что кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером , составляет сумму в размере ... руб.; датой определения кадастровой стоимости является ДД.ММ.ГГГГ

Постановлением Правительства Республики Хакасия от 30 декабря 2016 г. № 659 признано утратившими силу с 1 января 2017 г. постановление Правительства Республики Хакасия от 25 сентября 2012 г. № 638 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Республики Хакасия».

В пункте 14 (абз. 2) Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 28 разъяснено, что требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).

Дело о пересмотре кадастровой стоимости должно быть рассмотрено по существу независимо от того, что до принятия судом решения утверждены или внесены в государственный кадастр недвижимости результаты очередной кадастровой оценки, поскольку действующее правовое регулирование предусматривает право заявителя пересчитать сумму налоговой базы с 1-го числа налогового периода, а для иных целей, предусмотренных законодательством, с 1-го числа календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (пункт 15 статьи 378.2, пункт 1 статьи 391, пункт 2 статьи 403 НК РФ, статья 24.18, абзац 5 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности) (пункт 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 28).

Полагая, что установленная постановлением Правительства Республики Хакасия 25 сентября 2012 г. № 638, кадастровая стоимость объекта недвижимости не соответствует рыночной стоимости и нарушает права налогоплательщика налога на имущество организаций, ООО "Общество" 26 декабря 2016 г. направило по почте надлежащее заявление, поступившее в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости 30 декабря 2016 г. (л.д. 18, 200, 201 т. 1). Следовательно, за административным истцом сохраняется право на применение результатов пересмотра указанной выше кадастровой стоимости для целей, установленных законодательством.

В пункте 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 28 обращено внимание, что при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости судам следует иметь в виду особенности действия во времени нормативного правового акта об утверждении результатов государственной кадастровой оценки; для целей, не связанных с налогообложением (например, для выкупа объекта недвижимости или для исчисления арендной платы), указанные нормативные правовые акты действуют во времени с момента вступления их в силу. С указанного момента результаты определения кадастровой стоимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки считаются утвержденными, однако могут быть использованы с даты внесения сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных абзацами четвертым - шестым статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности; в той части, в какой эти нормативные правовые акты порождают правовые последствия для налогоплательщиков, они действуют во времени в порядке, определенном федеральным законом для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах (статья 5 НК РФ).

С учетом указанного, довод представителя заинтересованного лица Министерства финансов РХ о том, что установление кадастровой стоимости недвижимого имущество на прошедший период законом не предусмотрено, основан на неверном толковании норм права.

Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Республике Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ ООО "Общество" отказано в удовлетворении заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости (л.д. 20-21 т. 1), в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ ООО "Общество" обратилось в суд с настоящим иском.

В обоснование требований административным истцом представлен отчет , выполненный ООО "Организация", согласно которому рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет ... руб. (л.д. 26-115 т. 1).

Из положительного экспертного заключения от ДД.ММ.ГГГГ, выполненного некоммерческим партнёрством саморегулируемой организацией "Организация 1", следует, что отчет об оценке отвечает требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (л.д. 209-231 т. 1).

Суд полагает возможным принять указанный отчет в качестве допустимого доказательства по делу, поскольку данный отчет соответствует требованиям закона.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости значительно превышает его рыночную стоимость.

Возражений относительно достоверности определенной в отчете рыночной стоимости объекта недвижимости (нежилого здания) и соответствия отчета требованиям законодательства Российской Федерации лицами, участвующими в деле, не заявлено.

При таких обстоятельствах административное исковое заявление ООО "Общество" об установлении кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером равной его рыночной стоимости в размере ... руб. подлежит удовлетворению.

В пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 28 разъяснено, что Законом об оценочной деятельности для юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, в связи с этим датой подачи заявления для указанных лиц является дата обращения в Комиссию.

В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (часть 5 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).

Установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 НК РФ, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости (пункт 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 28).

Налоговым периодом по налогу на имущество организаций признается календарный год (пункт 1 статьи 379 НК РФ).

Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Республики Хакасия от 27 октября 2016 г. № 020-146-п утверждена кадастровая стоимость объектов недвижимости (за исключением земельных участков), расположенных на территории Республики Хакасия по состоянию на 1 января 2016 года.

Данный приказ вступил в силу с 16 декабря 2016 года для целей, не связанных с налогообложением.

Как указывалось выше, административный истец обратился в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в декабре 2016 г., следовательно, кадастровая стоимость нежилого здания устанавливается судом в размере его рыночной стоимости с 1 января 2016 года по 31 декабря 2016 года и подлежит применению именно в данный период времени.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 КАС РФ,

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Общество" удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость нежилого здания, площадью ... кв. м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере ... рублей с 1 января 2016 года по 31 декабря 2016 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Хакасия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий Е.П. Редько

В окончательной форме решение изготовлено 7 июня 2017 г.