НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Верховного Суда Республики Дагестан (Республика Дагестан) от 28.01.2022 № 3А-320/2021

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

по делу № 3а-57/2022

28 января 2022 г. г. Махачкала

Верховный Суд Республики Дагестан в составе:

судьи Верховного Суда Республики Дагестан Омарова Д.М.,

при секретаре судебного заседания Магомаевой С.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению первого заместителя прокурора Республики Дагестан о признании нормативного правового акта недействующим в части,

установил:

Министерством здравоохранения Республики Дагестан 17 мая 2012 г. издан Приказ № 349-М «Об утверждении административного регламента по предоставлению государственной услуги «Направления граждан Республики Дагестан для оказания специализированной медицинской помощи» (далее – Приказ), который вместе с регламентом официально опубликован на официальном сайте Министерства здравоохранения Республики Дагестан www.mzrd.ru.

В силу статьи 62 Закона Республики Дагестан от 16.04.1997 N 8 (ред. от 06.05.2016) "О нормативных правовых актах Республики Дагестан" законы и другие нормативные правовые акты вступают в силу после их официального опубликования, если законодательством Российской Федерации не установлен иной порядок вступления их в силу.

Указанный административный регламент утверждён в соответствии с Постановлением Правительства Республики Дагестан от 16 декабря 2011 г. № 394 «О разработке и утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг».

Первый заместитель прокурора Республики Дагестан ФИО2 обратился в Верховный Суд Республики Дагестан с административным исковым заявлением к Министерству здравоохранения Республики Дагестан о признании недействующим п. 16 Административного регламента по предоставлению государственной услуги «Направление граждан Республики Дагестан для оказания специализированной медицинской помощи», утвержденного приказом Министерства здравоохранения Республики Дагестан от 17.05.2012 № 349-М, в связи с наличием в нём требования о безальтернативном предоставлении заявителем копии страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования.

В обоснование заявленных требований указано, что вышеприведенные нормы противоречат требованиям федерального законодательства, а именно ст. 14 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ (ред. от 30.12.2021) "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования" и ст. 7 Федерального закона от 01.04.2019 N 48-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которым застрахованные лица имеют право получать в органах Пенсионного фонда Российской Федерации документ, подтверждающий регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета и содержащий сведения о страховом номере индивидуального лицевого счета, который по выбору зарегистрированного лица может быть направлен ему в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, а также иным способом, в том числе почтовым отправлением.

Кроме того, страховые свидетельства обязательного пенсионного страхования, выданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняют свое действие, обмену не подлежат и являются документами, идентичными документам, подтверждающим регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета.

Определением Верховного Суда Республики Дагестан от 9 декабря 2021 г. административное исковое заявление принято к производству суда с проведение подготовки административного дела к судебному разбирательству.

Представитель административного истца прокуратуры Республики Дагестан и представить административного ответчика Министерства здравоохранения Республики Дагестан, извещённые надлежащим образом о месте, дате и времени рассмотрения административного дела в суд не явились, о причинах неявки не сообщили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.

Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему выводу.

Согласно части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации).

В силу части 3 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части в суд может обратиться прокурор в пределах своей компетенции, полагающий, что принятый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушает его компетенцию или права, свободы и законные интересы граждан.

Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Федеральный закон N 210-ФЗ) регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия.

Согласно ст. 2 Федерального закона N 210-ФЗ под государственной услугой, предоставляемой исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, понимается деятельность по реализации функций исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.

В силу ст. 4 Федерального закона N 210-ФЗ основными принципами предоставления государственных услуг являются правомерность предоставления государственных услуг органами, предоставляющими государственные услуги, а также заявительный порядок обращения за предоставлением государственных услуг.

В силу п. 2 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ под муниципальной услугой, предоставляемой органом местного самоуправления, понимается деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставами муниципальных образований, а также в пределах предусмотренных указанным Федеральным законом прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, прав органов местного самоуправления на участие в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 указанного Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, прав органов местного самоуправления на решение иных вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенных из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в случае принятия муниципальных правовых актов о реализации таких прав.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ к основным правам получателей государственных и муниципальных услуг является их получение в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя.

На основании п. 2 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны обеспечивать возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя.

В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ при предоставлении государственных и муниципальных услуг в электронной форме осуществляются: предоставление в установленном порядке информации заявителям и обеспечение доступа заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах, подача запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги и иных документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги, и прием таких запросов о предоставлении государственной или муниципальной услуги и документов органом, предоставляющим государственную услугу, органом, предоставляющим муниципальную услугу, либо подведомственной государственному органу или органу местного самоуправления организацией, участвующей в предоставлении государственной или муниципальной услуги, с использованием информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры, в том числе единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг, получение заявителем сведений о ходе выполнения запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги, взаимодействие органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, получении заявителем результата предоставления государственной или муниципальной услуги, если иное не установлено федеральным законом, иные действия необходимые для предоставления государственной или муниципальной услуги. Правительство Российской Федерации вправе определить требования к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг, а также услуг, указанных в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона, требования к форматам заявлений и иных документов, предоставляемых в форме электронных документов необходимых для предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе услуг, указанных в части 3 настоящей статьи, и установить порядок определения требований к форматам заявлений и иных документов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.03.2016 N 236 утверждены Требования к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, а также органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, регламентирующие порядок формирования и направления запроса, его рассмотрения, направления результата рассмотрения запроса заявителю, оплаты услуг, записи на прием и др.

В силу ст. 14 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ (ред. от 30.12.2021) "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования" застрахованное лицо имеет право получать в органах Пенсионного фонда Российской Федерации документ, подтверждающий регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета и содержащий сведения о страховом номере индивидуального лицевого счета, который по выбору зарегистрированного лица может быть направлен ему в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, а также иным способом, в том числе почтовым отправлением.

Зарегистрированное (застрахованное) лицо обязано предъявлять по требованию страхователя, органов, предоставляющих государственные или муниципальные услуги, работников органов Пенсионного фонда Российской Федерации документ, подтверждающий регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета, на бумажном носителе или в форме электронного документа.

Таким образом, в силу приведённых положений федерального законодательства в нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации не могут содержаться положения и требования, указывающие на безальтернативное предоставление заявителем копии страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования.

Административный ответчик Министерство здравоохранения Республики Дагестан извещенное надлежащим образом о месте, дате и времени рассмотрения административного дело в суд своего представителя не направило, возражений и каких-либо опровергающих сведений относительно административного искового заявления не представило.

Из материалов дела следует, что первым заместителем прокурора Республики Дагестан 30 апреля 2021 г. за № 7/1-31-2021 был направлен протест административному ответчику по настоящему делу с требованием привести приказ Министерства здравоохранения РД от 17 мая 2012 г. № 349-М в соответствие с требованиями федерального законодательства (л.д. 4-5).

В ответном письме заместитель руководителя Администрации Главы и Правительства Республики Дагестан Сайпуллаев А. от 15 ноября 2021 г. за исх. № 03/2 сообщает прокурору, что протест признан обоснованным, в связи с чем подготовлен проект приказа о внесении изменений в оспариваемый приказ Минздрава РД, находящегося на стадии согласования, после чего он будет направлен в Министерство юстиции Республики Дагестан для осуществления процедуры государственной регистрации (л.д. 13-15).

Однако на день проведения судебного заседания указанные прокурором в протесте требования и признанные ответчиком нарушения как обоснованные не устранены.

В соответствии с частью 7 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объёме.

Одним из таких обстоятельств, согласно пункту 3 части 8 статьи 213 КАС РФ является соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

В соответствии с пунктом 1 части второй статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

В связи с изложенным, оценив оспариваемые прокурором нормы п. 16 Административного регламента по предоставлению государственной услуги «Направление граждан Республики Дагестан для оказания специализированной медицинской помощи», утвержденного приказом Министерства здравоохранения Республики Дагестан от 17.05.2012 № 349-М, нельзя признать законными, так как они существенно ограничивают законные права и интересы граждан (застрахованных лиц) на подачу заявления о предоставлении государственной услуги в электронном виде при условии подтверждения регистрации в системе индивидуального (персонифицированного) учета.

Кроме этого, Федеральный закон от 01.04.2019 N 48-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с учетом внесения изменения согласно Федеральному закону от 01.04.2019 N 48-ФЗ, закрепляет правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах Российской Федерации, постоянно или временно проживающих (пребывающих) на территории Российской Федерации иностранных гражданах и лицах без гражданства в целях обеспечения реализации их прав в системе обязательного пенсионного страхования, учета сведений о трудовой деятельности, а также в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций.

Согласно общему положению Закона N 48-ФЗ от 01.04.2019 под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом зарегистрированном лице для обеспечения реализации его прав в системе обязательного пенсионного страхования, сведений о трудовой деятельности для обеспечения возможности использования данных сведений при его трудоустройстве, а также в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и (или) исполнения государственных и муниципальных функций в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с использованием страхового номера индивидуального лицевого счета в качестве идентификатора сведений о физическом лице.

Тем самым, законодатель, обеспечивая гармоничное сочетание принципов конституционного законодательства, конституционных основ трудового законодательства и социальной защиты, раскрывает в Федеральном законе от 01.04.2019 N 48-ФЗ понятие индивидуального (персонифицированного) учета, а также возможность его использования в целях получения государственных и муниципальных услуг.

Таким образом, вышеприведенные выводы суда свидетельствуют о несоответствии оспариваемой части нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

В соответствии с частью 4 статьи 216 КАС РФ в случае, если в связи с признанием судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части выявлена недостаточная правовая урегулированность административных и иных публичных правоотношений, которая может повлечь за собой нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, суд вправе возложить на орган государственной власти, орган местного самоуправления, иной орган, уполномоченную организацию или должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт, обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный не действующим полностью или в части.

При таких обстоятельствах, суд считает необходимым возложить на административного ответчика обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный недействующим в части.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Дагестан,

решил:

административное исковое заявление первого заместителя прокурора Республики Дагестан удовлетворить.

Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу п. 16 Административного регламента по предоставлению государственной услуги «Направление граждан Республики Дагестан для оказания специализированной медицинской помощи», утвержденного приказом Министерства здравоохранения Республики Дагестан от 17.05.2012 № 349-М, в части наличия требования о безальтернативном предоставлении заявителем копии страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования.

Возложить на Министерство здравоохранения Республики Дагестан обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий признанные судом недействующими части оспариваемого по настоящему делу нормативного правового акта.

Сообщение о принятии настоящего решения подлежит опубликованию в газете «Дагестанская Правда» и на официальном интернет-портале правовой информации Республики Дагестан www.pravo.e-dag.ru, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

На решение могут быть поданы апелляционные жалобы, представление прокурора в Третий апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Верховный Суд Республики Дагестан.

Мотивированное решение принято 11 февраля 2022 года.

Судья Верховного Суда

Республики Дагестан Д.М. Омаров