ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
по делу № 3а-156/2023
23 августа 2023 г. г. Махачкала
Верховный Суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи Абдулхалимова М.М.,
с участием представителя административного истца ФИО9
представителя административного ответчика Правительства Республики Дагестан по доверенности ФИО1,
при секретаре судебного заседания Муртузалиеве Р.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению <.> об оспаривании в части нормативного правового акта,
установил:
постановлением Правительства Республики Дагестан от 28.01.2011 г. № 20 утвержден Порядок осуществления ежемесячной денежной выплаты по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Дагестан (далее – Порядок), официально опубликованный в издании «Собрание законодательства Республики Дагестан», 31.01.2011 г., № 2, ст. 32.
Согласно абзацу 3 пункта 4 Порядка, компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг гражданам, имеющим право на компенсацию, осуществляется в форме предварительной (авансовой) выплаты по республиканским стандартам нормативной площади жилых помещений и нормативам потребления коммунальных услуг.
Приложением № 2 к Порядку утверждена форма заявления о назначении ежемесячной денежной выплаты по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, предусматривающая (в редакции постановления Правительства Республики Дагестан от 17.04.2023 г. № 136) необходимость указания заявителем, в том числе, сведений о наименовании нормативного правового акта, согласно которому гражданин имеет право на меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг (пункт 5), а также необходимость представления заявителем вместе с заявлением в орган социальной защиты населения или в многофункциональный центр следующих документов (копий):
- документа о праве на меры социальной поддержки (удостоверение установленной формы, справка, подтверждающая факт установления инвалидности, выданная учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, трудовая книжка, трудовой договор, справка с места работы и другие документы) (подп. 7.2. пункта 7);
- пенсионное удостоверение (при необходимости) (подп. 7.3. пункта 7);
- сведения о составе семьи по форме, утвержденной постановлением Правительства Республики Дагестан от 14.12.2022 г. № 430 «Об утверждении формы декларирования сведений о составе семьи» (подп. 7.4. пункта 7);
- документ, содержащий характеристику жилого помещения, в зависимости от которой рассчитывается оплата за жилое помещение, коммунальные услуги (копия технического паспорта или справка администрации городского (сельского) поселения) (подп. 7.6. пункта 7);
- документ, подтверждающий отсутствие задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, либо заключение и (или) выполнение соглашения (соглашений) по ее погашению (подп. 7.9. пункта 7);
- документы, подтверждающие сведения о доходах каждого члена семьи (либо отсутствие дохода) (при необходимости) (подп. 7.10. пункта 7).
<.>, уточнив заявленные административные исковые требования, обратился в Верховный Суд Республики Дагестан с административным иском о признании недействующими со дня вступления решения суда в законную силу вышеуказанных:
- абзаца 3 пункта 4 Порядка в той мере, в которой его действие распространяется на граждан, имеющих право на получение меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг на основании федерального закона и за счет средств федерального бюджета, и исключает их право на получение компенсации понесенных ими расходов, рассчитанных исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством порядке;
- пункта 5 и подп. 7.2., 7.3., 7.4., 7.6., 7.9. и 7.10. пункта 7 приложения № 2 к Порядку, в части возложения на заявителей обязанности по предоставлению указанных в этих пункте и подпунктах сведений и документов, не предусмотренных законодательством Российской Федерации, в той мере, в которой их действие распространяется на граждан, имеющих право на получение меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг на основании федерального закона и за счет средств федерального бюджета.
В обоснование заявленных требований в административном исковом заявлении указано, что в соответствии с требованиями ст. 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», ст. 14 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», ст. 2 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», ст. 28.2 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки указанным категориям граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, средства на реализацию которых предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.
Одновременно субъекты Российской Федерации наделены правом устанавливать формы предоставления мер социальной поддержки нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Вместе с тем, предоставляя такое право субъекту Российской Федерации, иных полномочий в отношении граждан, названных в вышеуказанных федеральных законах, законодатель не предоставил, что исключает возможность устанавливать региональным нормативным правовым актом отличные от предусмотренных федеральным законодательством условия предоставления социальных гарантий.
Следовательно, субъект Российской Федерации вправе осуществить правовое регулирование условий предоставления меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг исключительно в отношении граждан, имеющих право на такую меру в соответствии с региональными нормативными правовыми актами.
В нарушение указанных норм абзацем 3 пункта 4 Порядка предусмотрено, что компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг гражданам, имеющим право на компенсацию, осуществляется в форме предварительной (авансовой) выплаты по республиканским стандартам нормативной площади жилых помещений и нормативам потребления коммунальных услуг, тогда как федеральным законодательством закреплено право отдельных категорий граждан на получение компенсации понесенных ими расходов, рассчитанных исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления. При этом в случае отсутствия указанных приборов учета, плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Тем самым, установив исчисление компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг на основании республиканских стандартов нормативной жилой площади и нормативов потребления коммунальных услуг, Правительство Республики Дагестан вышло за пределы предоставленных полномочий.
Кроме того, положения пункта 5 и подп. 7.2., 7.3., 7.4., 7.6., 7.9. и 7.10. пункта 7 приложения № 2 к Порядку, возлагающие на заявителей обязанность по предоставлению указанных в этих пункте и подпунктах сведений и документов, противоречат положениям принятых в соответствии со статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 г. № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», которые не предусматривают необходимость отражения в заявлении и приложения к нему указанных в оспариваемых пунктах сведений и документов.
Таким образом, расширив приведенный в постановлении Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 г. № 761 перечень сведений и документов, Правительство Республики Дагестан вышло за пределы своей нормотворческой компетенции, что повлекло снижение уровня правовых гарантий указанной категории граждан на получение гарантированных государством мер социальной поддержки.
В письменных возражениях на административное исковое заявление представителя административного ответчика Правительства Республики Дагестан по доверенности ФИО2 содержится просьба об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований. В обоснование указано, что содержащееся в абзаце 3 пункта 4 Порядка, оспариваемое прокурором правовое регулирование, не противоречит требованиям федерального законодательства, поскольку в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме», нормативы потребления коммунальных услуг и нормативы потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Тем самым, субъекты Российской Федерации наделены федеральным законодательством полномочиями по определению норм потребления жилищно-коммунальных услуг. Ссылка административного истца на положения статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации и постановление Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 г. № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» является необоснованной, поскольку данные нормативные правовые акты регулируют вопросы, связанные с предоставлением гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, тогда как оспариваемые по делу положения Порядка регулируют вопросы, касающиеся компенсации отдельным категориям граждан расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг. Предусмотренные пунктом 5 и подп. 7.2., 7.3., 7.4., 7.6., 7.9. и 7.10. пункта 7 приложения № 2 к Порядку сведения и документы необходимы для расчета компенсаций, подлежащих выплате заинтересованным лицам, в отсутствие указанных сведений и документов произвести расчет компенсаций не представляется возможным. Соответствие оспариваемых прокурором пунктов Порядка требованиям федерального законодательства подтверждается также положениями Единого стандарта предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.05.2023 г. № 835, согласно которым нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, обеспечивающих исключительно за счет средств соответствующих бюджетов предоставление компенсации, могут быть установлены иные документы (сведения), необходимые для назначения компенсации, отличные от документов (сведений), указанных в перечне, либо уменьшено их количество в зависимости от конкретной жизненной ситуации.
В письменных возражениях на административное исковое заявление представитель заинтересованного лица Министерства труда и социального развития Республики Дагестан – первый заместитель министра ФИО3 просил суд в удовлетворении заявленных административный исковых требований отказать. В обоснование указал, что компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Дагестан осуществляется в денежной форме в виде ежемесячной денежной выплаты. Указанная ежемесячная денежная выплата по оплате жилого помещения и коммунальных услуг осуществляется в порядке, установленном оспариваемым по делу постановлением Правительства Республики Дагестан от 28.01.2011 г. № 20 в форме предварительной (авансовой) выплаты, рассчитанной по республиканским стандартам нормативной жилой площади и нормативам потребления коммунальных услуг. При этом пунктом 10 Порядка предусмотрен перерасчет размера ежемесячной денежной выплаты по оплате жилого помещения и коммунальных услуг с учетом полученной суммы выплаты и сведений о фактически произведенных расходах на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, предоставленных отдельными категориями граждан либо поставщиками коммунальных услуг на основании заключаемых с ними органами социальной защиты населения соглашений о взаимодействии. В случае превышения суммы осуществленной ежемесячной денежной выплаты над суммой фактически произведенных расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг производится перерасчет размера ежемесячной денежной выплаты в последующих периодах путем уменьшения ее размера. В этой связи, оспариваемые прокурором положения Порядка, не противоречат требованиям федерального законодательства, а установление необходимости более частого (ежемесячного) предоставления получателями компенсации сведений о фактическом размере потребленных коммунальных услуг повлечет ухудшение положения указанных лиц, являющихся, в том числе, гражданами пожилого возраста, инвалидами, ветеранами, т.к. потребует более частого посещения указанными лицами органов социальной защиты населения и сбора сведений о фактически произведенных расходах на оплату жилищно-коммунальных услуг. Предусмотренные пунктом 5 и подп. 7.2., 7.3., 7.4., 7.6., 7.9. и 7.10. пункта 7 приложения № 2 к Порядку сведения и документы необходимы для расчета компенсаций, подлежащих выплате заинтересованным лицам, поскольку в отсутствие указанных сведений и документов, не все из которых можно получить в рамках межведомственного информационного взаимодействия, произвести расчет компенсаций не представляется возможным. Также в возражениях содержится довод о необоснованности ссылки административного истца на положения статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации и постановление Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 г. № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», которые не регулируют спорные правоотношения, связанные с осуществлением ежемесячных денежных выплат по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Дагестан.
В судебном заседании представитель административного истца начальник отдела ФИО10 заявленные уточненные административные исковые требования поддержал по доводам, изложенным в административном исковом заявлении, дополнительно пояснив, что до принятия Единого стандарта предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.05.2023 г. № 835, рассматриваемые правоотношения в части подачи заявления и предоставления документов в целях получения компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, в силу положений части 1 статьи 7 Жилищного кодекса Российской Федерации, подлежали регулированию на основании аналогии закона положениями статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации и постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 г. № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг».
Представитель административного ответчика Правительства Республики Дагестан по доверенности ФИО1 в судебном заседании просила в удовлетворении административного иска отказать по доводам, изложенным в представленных в суд письменных возражениях.
Заинтересованное лицо Министерство труда и социального развития Республики Дагестан, извещенное надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, в суд своего представителя не направило, в связи с чем административное дело, в соответствии с частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, рассмотрено в его отсутствие.
Заслушав объяснения представителей сторон по делу, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно пункту «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу частей 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации, по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
В соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого по делу нормативного правового акта, к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи, организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 7 статьи 26.3 вышеуказанного Федерального закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ в той же редакции, полномочия Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочия Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, не предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи, могут передаваться для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации федеральными законами. Финансовое обеспечение осуществления указанных отдельных полномочий, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.
Аналогичные положения, предусматривающие возможность передачи федеральными законами отдельных полномочий Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, а также отдельных полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета, закреплены в части 3 статьи 42 и части 1 статьи 45 действующего в настоящее время Федерального закона от 21.12.2021 г. № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации».
В соответствии с частью 1 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации, отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Абзацем 4 пункта 8 части 1 статьи 14, абзацем 5 пункта 5 части 1 статьи 15, абзацем 5 пункта 2 части 2 статьи 18 и абзацем 5 пункта 9 части 1 статьи 21 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» предусмотрено, что инвалидам войны, участникам Великой Отечественной войны, указанным в подпунктах «а» - «ж» и «и» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, лицам, награжденным знаками «Жителю блокадного Ленинграда», «Житель осажденного Севастополя» и «Житель осажденного Сталинграда», членам семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий предоставляется мера социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату коммунальных услуг в размере 50 процентов платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Аналогичная мера социальной поддержки действующим законодательством гарантирована:
- гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» – в соответствии с абзацем 5 пункта 3 части 1 статьи 14 данного Закона Российской Федерации;
- гражданам, получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения, превышающую 25 сЗв (бэр) – в соответствии с абзацем 5 пункта 17 части 1 статьи 2 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»;
- инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов – в соответствии с абзацем 4 части 13 статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
В вышеназванных законах федеральным законодателем установлено, что: данная мера социальной поддержки является расходным обязательством Российской Федерации; полномочия по предоставлению этой меры социальной поддержки Российская Федерация передает для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации; средства на реализацию данной меры социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций; форма предоставления указанной меры социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 10, части 1, 2 и 6 статьи 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах»; часть 1 статьи 5, части 3, 4 и 7 статьи 14 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»; части 3, 4 и 8 статьи 2, часть 1 статьи 7 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»; абзац 2 преамбулы, части 1, 2 и 6 статьи 28.2 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).
В соответствии со статьей 84 Конституции Республики Дагестан, Правительство Республики Дагестан является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Республики Дагестан, осуществляющим свою деятельность под руководством Главы Республики Дагестан. Правительство Республики Дагестан руководит деятельностью органов исполнительной власти Республики Дагестан.
Согласно статье 88 Конституции Республики Дагестан, Правительство Республики Дагестан, в том числе, осуществляет меры по обеспечению государственных гарантий социальной защиты населения, включая социальное обеспечение, адресной социальной поддержки граждан; осуществляет иные полномочия, установленные федеральными законами, настоящей Конституцией, законами Республики Дагестан, соглашениями с федеральными органами исполнительной власти, а также установленные нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, предусматривающими передачу осуществления органам исполнительной власти Республики Дагестан отдельных полномочий федеральных органов исполнительной власти (пункты 10, 15).
В силу положений частей 1 и 2 статьи 21 Закона Республики Дагестан от 07.06.2006 г. № 33 «О Правительстве Республики Дагестан», Правительство Республики Дагестан на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Конституции Республики Дагестан, законов Республики Дагестан, указов и распоряжений Президента Республики Дагестан и Главы Республики Дагестан издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Республики Дагестан.
В соответствии со статьей 22 Закона Республики Дагестан от 16.04.1997 г. № 8 «О нормативных правовых актах Республики Дагестан», на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, иных федеральных нормативных правовых актов, Конституции Республики Дагестан, законов Республики Дагестан, нормативных указов и распоряжений Президента Республики Дагестан и Главы Республики Дагестан Правительство Республики Дагестан принимает нормативные постановления.
Согласно статье 59 вышеуказанного Закона Республики Дагестан от 16.04.1997г. № 8, официальным опубликованием нормативного правового акта органов государственной власти Республики Дагестан считается первая публикация его полного текста в газете «Дагестанская правда» или в периодическом печатном издании «Собрание законодательства Республики Дагестан» либо первое размещение (опубликование) на интернет-портале правовой информации Республики Дагестан (www.pravo.e-dag.ru) в порядке, установленном Правительством Республики Дагестан, или «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) в порядке, установленном Президентом Российской Федерации, или на портале Министерства юстиции Российской Федерации «Нормативные правовые акты в Российской Федерации» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (http://pravo-minjust.ru, http://право-минюст.рф).
В целях реализации полномочий, переданных Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации по предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, и осуществления ежемесячной денежной выплаты по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих в Республике Дагестан и имеющих в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами Республики Дагестан и иными нормативными правовыми актами Республики Дагестан право на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в денежной форме, Правительством Республики Дагестан издано постановление от 28.01.2011 г. № 20, официально опубликованное в изданиях «Собрание законодательства Республики Дагестан», 31.01.2011 г., № 2, ст. 32 и «Дагестанская правда», 10.02.2011 г., № 47-48, включенное в Федеральный регистр нормативных правовых актов (государственный регистрационный номер RU05000201100007 от 01.03.2011 г.), отдельные положения которого оспариваются прокурором в рамках настоящего административного дела.
Таким образом оспариваемый прокурором нормативный правовой акт издан Правительством Республики Дагестан в рамках предоставленных полномочий по вопросу, относящемуся к его компетенции, с соблюдением требований к его форме, порядку официального опубликования и государственной регистрации, что лицами, участвующими в деле, не оспаривается.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 34 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», если судом будет установлено, что оспариваемый акт принят в пределах полномочий органа или должностного лица с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, суду следует проверить, соответствует ли содержание акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Исходя из заявленных прокурором административных исковых требований, оспариваемые по делу части Порядка проверяются судом на предмет их соответствия требованиям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, в той их части, в которой эти оспариваемые прокурором положения распространяются на лиц, имеющих право на получение меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг на основании федерального закона и за счет средств федерального бюджета.
Исследуя вопрос о соответствии оспариваемого прокурором абзаца 3 пункта 4 Порядка нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
В соответствии с доводами административного искового заявления, установленное в абзаце 3 пункта 4 Порядка правовое регулирование, согласно которому компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг гражданам, имеющим право на компенсацию, осуществляется в форме предварительной (авансовой) выплаты по республиканским стандартам нормативной площади жилых помещений и нормативам потребления коммунальных услуг, противоречит требованиям федерального законодательства и свидетельствует о выходе Правительства Республики Дагестан за пределы предоставленных полномочий, поскольку оспариваемое правовое регулирование исключает право этих граждан на получение компенсации понесенных ими расходов, рассчитанных исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством порядке.
Вышеуказанные доводы административного искового заявления суд считает ошибочными и основанными на неправильном толковании норм действующего законодательства, регулирующего возникшие спорные правоотношения.
В соответствии с вышеприведенными положениями федеральных законов, мерой социальной поддержки, полномочия по предоставлению которой Российская Федерация передала для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, установленный порядок реализации которой в Республике Дагестан оспаривается прокурором по настоящему делу, является компенсация расходов на оплату коммунальных услуг в размере 50 процентов платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
При этом федеральным законодателем установлено, что при отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Таким образом, в силу установленного нормативного регулирования размер компенсации составляет 50 процентов платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребленных коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета (при их наличии), однако максимальный размер компенсации ограничен нормативами потребления коммунальных услуг и не может превышать их (как при наличии приборов учета, так и при их отсутствии).
Вышеуказанная мера социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату коммунальных услуг в размере 50 процентов платы за коммунальные услуги была введена в действующее законодательство Федеральным законом от 29.06.2015 г. № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», путем внесения соответствующих изменений и дополнений, в том числе, в вышеуказанные Федеральный закон от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», Закон Российской Федерации от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Федеральный закон от 10.01.2002 г. № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» и Федеральный закон от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
До внесения соответствующих изменений мерой социальной поддержки лиц, на которых распространялось действие вышеуказанных федеральных законов, являлось предоставление им 50-типроцентной скидки на оплату потребляемых коммунальных услуг.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в письме Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и Министерства труда и социального развития Российской Федерации № 25267-ЕС/04/12-5/10/П-4829 от 11.08.2015 г., формулировки, введенные в отраслевое законодательство Федеральным законом от 29.06.2015 г. № 176-ФЗ, касающиеся «компенсации расходов», фактически уточнили ее характер как выплаты, предоставляемой в денежном выражении, не влекут изменение действующего в субъекте Российской Федерации на момент вступления в силу Федерального закона от 29.06.2015 г. № 176-ФЗ порядка предоставления мер социальной поддержки, в том числе когда она была предусмотрена как выплата в виде авансовых платежей, а не по факту возмещения реально понесенных получателем льготы расходов. Таким образом, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, устанавливающие порядок предоставления льгот отдельным категориям граждан, установленным федеральным законодательством, в указанной части пересмотра не требуют.
С целью предоставления отдельным категориям граждан компенсаций в объеме, гарантированном действующим законодательством, в субъектах Российской Федерации, не применявших до вступления в силу Федерального законом от 29.06.2015 г. № 176-ФЗ показания приборов учета при расчете ежемесячной денежной выплаты, в письме рекомендовалось внести изменения в нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, устанавливающие порядок предоставления льгот отдельным категориям граждан, установленным федеральным законодательством, по оплате жилых помещений и коммунальных услуг.
При этом предлагалось сохранить действующий порядок расчета денежной выплаты исходя из нормативов потребления коммунальных услуг и авансовый порядок предоставления такой компенсации, предусмотрев одновременно периодичность (ежеквартально, один раз в 6 месяцев и т.п.) осуществления перерасчета такой компенсации, на основании сведений о фактических объемах потребленных получателем льготы коммунальных услуг, подтвержденных показаниями приборов учета. В случае, когда фактическое потребление соответствующего вида коммунальной услуги, подтвержденное показаниями приборов учета, составит меньше утвержденного норматива потребления, предлагалось предусмотреть, что последующие выплаты соразмерно уменьшаются на сумму излишне перечисленных средств.
Соответствующие рекомендованные изменения в оспариваемый по делу Порядок были внесены постановлением Правительства Республики Дагестан от 16.06.2016 г. № 171, в редакции которого абзацы 2 и 3 пункта 4 Порядка изложены в действующей в настоящее время редакции:
«Гражданам, имеющим право на компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (за исключением отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа) (далее - граждане, имеющие право на компенсацию), компенсация расходов рассчитывается с учетом объема мер социальной поддержки, установленного законодательными актами Российской Федерации, на основании сведений, подтверждающих фактически произведенные расходы на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии приборов учета компенсация расходов на оплату коммунальных услуг рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг гражданам, имеющим право на компенсацию, осуществляется в форме предварительной (авансовой) выплаты по республиканским стандартам нормативной площади жилых помещений и нормативам потребления коммунальных услуг.».
Этим же постановлением Правительства Республики Дагестан от 16.06.2016 г. № 171 пункт 10 Порядка дополнен абзацами третьим и четвертым, согласно которым, гражданам, имеющим право на компенсацию, ежегодно в декабре производится перерасчет размера ежемесячной денежной выплаты за текущий календарный год с учетом полученной суммы ежемесячной денежной выплаты и сведений о фактически произведенных расходах на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, представленных указанными гражданами либо поставщиками коммунальных услуг на основании заключаемых с ними органами социальной защиты населения соглашений о взаимодействии. В случае превышения суммы осуществленной ежемесячной денежной выплаты над суммой фактически произведенных расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг производится перерасчет размера ежемесячной денежной выплаты в последующих периодах путем уменьшения ее размера.
Таким образом, действующее в настоящее время, предусмотренное абзацем 2 пункта 4 Порядка, нормативное правовое регулирование прямо предусматривает, что размер компенсации гражданам, в том числе, имеющим право на получение меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг на основании федерального закона и за счет средств федерального бюджета, рассчитывается на основании сведений, подтверждающих фактически произведенные расходы на оплату коммунальных услуг (т.е. на основании показаний приборов учета), но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При этом, при отсутствии приборов учета компенсация расходов на оплату коммунальных услуг рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
При этом оспариваемый прокурором по настоящему делу абзац 3 пункта 4 Порядка устанавливает лишь форму компенсации – предварительную (авансовую) выплату – и порядок ее расчета – исходя из установленных в Республике Дагестан нормативов потребления коммунальных услуг, а предусмотренный пунктом 10 Порядка механизм ежегодного перерасчета компенсаций направлен на соблюдение требования федерального законодательства, в соответствии с которыми размер выплачиваемых компенсаций не может превышать установленные в субъекте Российской Федерации нормативы потребления коммунальных услуг.
Следовательно, доводы административного иска о том, что положения абзаца 3 пункта 4 Порядка исключают право граждан на получение компенсации понесенных ими расходов, рассчитанных исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством порядке, противоречат правовому регулированию, установленному оспариваемым по делу нормативным правовым актом.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что положения абзаца 3 пункта 4 Порядка не противоречат требованиям законодательства, имеющего большую юридическую силу, в связи с чем в удовлетворении административного иска о признании данного нормативного положения недействующим, следует отказать.
Исследуя вопрос о соответствии оспариваемых прокурором пункта 5 и подп. 7.2., 7.3., 7.4., 7.6., 7.9. и 7.10. пункта 7 приложения № 2 к Порядку, суд приходит к следующему.
В обоснование доводов о необходимости признания вышеуказанных частей приложения № 2 к Порядку недействующими, в административном исковом заявлении указано о их противоречии принятым, в соответствии со статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилам предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 г. № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», которые не предусматривают необходимость отражения в заявлении и приложения к нему указанных в оспариваемых пунктах сведений и документов.
Указанные доводы, по мнению суда, являются ошибочными и основаны на неправильном толковании норм материального права.
При этом суд учитывает, что статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации и принятым в соответствии с частью 7 данной статьи постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 г. № 761, регламентируются вопросы, связанные с предоставлением гражданам такой меры социальной поддержки, как субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
В силу действующего правового регулирования получателями субсидий являются пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда, члены жилищных кооперативов, собственники жилых помещений в случае, если расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.
Субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в системе действующего законодательства установлена как мера социальной поддержки семей с невысоким уровнем дохода, в то время как получение компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, как мера социальной поддержки, не зависит от уровня доходов получателей компенсации, круг которых, в силу части 1 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации, может быть определен федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Доводы представителя административного истца в судебном заседании о том, что положения статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации и постановление Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 г. № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» подлежат применению к рассматриваемым правоотношениям, связанным с предоставлением гражданам компенсаций на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в соответствии с частью 1 статьи 7 Жилищного кодекса Российской Федерации на основании аналогии закона, также признаются судом необоснованными.
При этом суд учитывает, что основанием применения аналогии закона, в соответствии с частью 1 статьи 7 Жилищного кодекса Российской Федерации, является неурегулированность жилищных отношений жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения.
Между тем, анализ вышеприведенного действующего законодательства, связанного с предоставлением гражданам компенсаций по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, свидетельствует об отсутствии оснований для применения к рассматриваемым правоотношениям на основании аналогии закона иных положений действующего жилищного законодательства.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 42 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 г. № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» (далее - постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 г. № 22), Российской Федерацией как социальным государством при реализации гражданами права на жилище устанавливаются гарантии социальной поддержки.
К мерам социальной поддержки граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг относятся предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (статьи 159, 160 ЖК РФ), иные формы социальной поддержки (освобождение от оплаты за жилое помещение и/или коммунальных услуг).
Категории лиц, которым предоставляются меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, порядок и условия предоставления этих мер, способы и источники их финансирования устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 46 вышеуказанного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 г. № 22, меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам уполномоченным органом на основании заявления и документов, подтверждающих их право на получение этих мер.
Перечень документов, подтверждающих право гражданина и (или) членов его семьи на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, и основания для отказа в предоставлении этих мер определяются в том числе нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (статья 160 ЖК РФ).
Таким образом, передав субъектам Российской Федерации полномочия по предоставлению отдельным, указанным в федеральном законодательстве, категориям граждан, меры социальной поддержки в виде предоставления компенсации на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, и установив, что форма предоставления указанной меры социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, федеральным законодателем, тем самым были предоставлены органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочия по определению перечня сведений и документов, необходимых для предоставления данной меры социальной поддержки.
В соответствии с частью 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.
В этой связи, признавая доводы административного иска о противоречии оспариваемых по делу пункта 5 и подп. 7.2., 7.3., 7.4., 7.6., 7.9. и 7.10. пункта 7 приложения № 2 к Порядку требованиям статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации и постановлению Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 г. № 761 необоснованными, и проверяя указанные оспариваемые прокурором нормативные положения на соответствие иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
В Республике Дагестан перечень сведений и документов, необходимых для получения отдельными категориями граждан, указанными в административном исковом заявлении, меры социальной поддержки в виде предоставления компенсации на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, определен приложением № 2 к оспариваемому на настоящему делу Порядку (в редакции постановления Правительства Республики Дагестан от 17.04.2023 г. № 136).
Кроме того, приказом Министерства труда и социального развития Республики Дагестан от 03.08.2012 г. № 11-1213 утвержден Административный регламент Министерства труда и социального развития Республики Дагестан предоставления государственной услуги по назначению и выплате ежемесячной денежной выплаты по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан (далее – Административный регламент), применяемый, в том числе, при предоставлении меры социальной поддержки по выплате компенсации на оплату жилых помещений и коммунальных услуг указанным в административном исковом заявлении категориям граждан, имеющим право на получение этой меры социальной поддержки на основании федерального закона и за счет средств федерального бюджета.
В вышеуказанном Административном регламенте определен исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги и услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению заявителем (пункты 26 – 29) и исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги и услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг и которые заявитель вправе представить по собственной инициативе (пункты 30 – 31).
К документам, необходимым для предоставления государственной услуги и услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению заявителем, в соответствии с Административным регламентом, относятся: заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по форме согласно приложению № 2 к Административному регламенту (п. 26.1.); копия паспорта гражданина Российской Федерации или иного документа, удостоверяющего личность гражданина (п. 26.2.); копия документа о праве на меры социальной поддержки (п. 26.3.); копию (для справки - оригинал) документа, содержащего сведения о составе семьи (п. 26.4.); сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленных за месяц, предшествующий обращению (п. 26.5.); копия (для справки - оригинал) документа, содержащего характеристику жилого помещения, в зависимости от которой рассчитывается оплата за жилое помещение и коммунальные услуги (п. 26.6.); копия удостоверения, выданного органом опеки и попечительства, а при его отсутствии - решения органа опеки и попечительства в качестве документа, подтверждающего полномочия законного представителя лица, которому назначается ежемесячная денежная выплата по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (п. 26.7.); копию свидетельства об усыновлении ребенка (детей) (при необходимости) (п. 26.8.); копия документа, подтверждающего факт установления опекунства (попечительства) в случае недееспособности лица, имеющего право на меры социальной поддержки (решения, заключения и разрешения, выдаваемые органами опеки и попечительства в соответствии с законодательством Российской Федерации об опеке и попечительстве) (п. 29.9.); в случае фактического проживания заявителя не по месту постоянной регистрации - копия свидетельства о регистрации по месту пребывания (п. 29.10.); письменное согласие на использование и обработку персональных данных по форме согласно приложению № 3 (п. 26.11.).
Документами, которые, в соответствии с Административным регламентом, находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, и которые заявитель, обратившийся для получения государственной услуги, связанной с назначением ежемесячной денежной выплаты по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, вправе предоставить в орган, предоставляющий государственную услугу, являются: копия пенсионного удостоверения (для ветеранов труда, педагогических работников образовательных учреждений - пенсионеров, специалистов государственной ветеринарной службы - пенсионеров) (п. 30.1.); копия страхового номера индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования (СНИЛС) (п. 30.2.); справка администрации городского (сельского) поселения или выписка лицевого счета похозяйственной книги, содержащая сведения о составе семьи (п. 30.3.); справка администрации городского (сельского) поселения или выписка лицевого счета похозяйственной книги, содержащая характеристику жилого помещения, в зависимости от которой рассчитывается оплата за жилое помещение и коммунальные услуги (п. 30.4.).
На рассматриваемые отношения, связанные с предоставлением отдельным категориям граждан государственной услуги по предоставлению компенсации на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, в том числе, гражданам, имеющим право на получение этой меры социальной поддержки на основании федерального закона и за счет средств федерального бюджета, распространяются положения Федерального закона от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - Федеральный закон от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 7 вышеуказанного Федерального закона, органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя, в том числе:
1) представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг;
2) представления документов и информации, в том числе подтверждающих внесение заявителем платы за предоставление государственных и муниципальных услуг, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 настоящей статьи перечень документов. Заявитель вправе представить указанные документы и информацию в органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, по собственной инициативе;
3) осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения государственных и муниципальных услуг и связанных с обращением в иные государственные органы, органы местного самоуправления, организации, за исключением получения услуг и получения документов и информации, предоставляемых в результате предоставления таких услуг, включенных в перечни, указанные в части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 1.1 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правительство Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» утверждает единый стандарт предоставления государственных и (или) муниципальных услуг, предусмотренных настоящей статьей, подлежащий соблюдению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, подведомственными им организациями, иными организациями при оказании таких услуг.
Указанный Единый стандарт предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан (далее – Единый стандарт), утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 27.05.2023 г. № 835, и вступил в силу с 01.07.2023 г., т.е. в период рассмотрения настоящего административного дела.
Проверяя оспариваемые прокурором положения пункта 5 и подп. 7.2., 7.3., 7.4., 7.6., 7.9. и 7.10. пункта 7 приложения № 2 к Порядку на соответствие вышеуказанным нормативным правовым актам, суд приходит к следующему.
Приложением № 1 к Единому стандарту утверждена рекомендуемая форма заявления о компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан.
Перечень документов (сведений), необходимых для назначения компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, утвержден в виде приложения № 2 к Единому стандарту (далее – Перечень).
В соответствии с пунктом 7 Единого стандарта, заявление о компенсации по рекомендуемой форме согласно приложению № 1 с прилагаемыми документами (сведениями), необходимыми для назначения компенсации, в соответствии с перечнем документов (сведений), необходимых для назначения компенсации, согласно приложению № 2 подается в орган, предоставляющий услугу, по месту жительства (пребывания) заявителя.
В силу абзацев 1, 2 и 4 пункта 8 Единого стандарта, документы (сведения) в соответствии с перечнем запрашиваются органом, предоставляющим услугу, в рамках межведомственного информационного взаимодействия в электронной форме в органах и (или) организациях, в распоряжении которых они находятся, и (или) представляются заявителем в соответствии с перечнем (в зависимости от сложившейся конкретной жизненной ситуации).
Документы (сведения) в соответствии с пунктами 2, 4 и 7 Перечня представляются заявителем лично с заверенным переводом на русский язык в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заявитель вправе представить документы (сведения) в соответствии с пунктами 1, 3, 6, 9 - 24 Перечня, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, самостоятельно.
Согласно пункту 12 Перечня, документами (сведениями), необходимыми для назначения компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, являются документы (сведения) об отнесении гражданина к отдельной категории.
При этом в качестве источника поступления документов (сведений), способами их получения, согласно вышеуказанному пункту Перечня определены: Социальный фонд России (Единая государственная информационная система социального обеспечения), посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия; орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления (ведомственная информационная система), посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия; заявитель (в случае отсутствия сведений в Единой государственной информационной системе социального обеспечения и ведомственной информационной системе), посредством представления подтверждающих документов.
Таким образом, действующим на момент рассмотрения дела законодательством предусмотрено, что документы (сведения) об отнесении гражданина к отдельной категории, дающей право для получения меры социальной поддержки в виде назначения компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, подлежат представлению самим заявителем только в случае отсутствия соответствующих сведений в Единой государственной информационной системе социального обеспечения и ведомственной информационной системе.
В этой связи оспариваемый прокурором подп. 7.2 пункта 7 приложения № 2 к Порядку, возлагающий на заявителей обязанность по представлению вместе с заявлением документов о праве на меры социальной поддержки, независимо от наличия соответствующих сведений в Единой государственной информационной системе социального обеспечения и ведомственной информационной системе, противоречат вышеуказанным положениям Единого стандарта.
Следовательно, оспариваемый по делу подп. 7.2 пункта 7 приложения № 2 к Порядку подлежит признанию недействующим в той его части, в которой он возлагает на граждан, имеющих право на получение меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг на основании федерального закона и за счет средств федерального бюджета, обязанность по представлению в орган социальной защиты населения документов о праве на меры социальной поддержки, в случае, если соответствующие сведения об отнесении гражданина к отдельной категории, имеющей право на указанные меры социальной поддержки, имеются в Единой государственной информационной системе социального обеспечения либо в ведомственных информационных системах.
Аналогичным образом подлежит признанию недействующим оспариваемый прокурором подп. 7.6 пункта 7 приложения № 2 к Порядку в той мере, в которой указанный пункт возлагает на граждан, имеющих право на получение меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг на основании федерального закона и за счет средств федерального бюджета, обязанность по представлению в орган социальной защиты населения документов, содержащих характеристику жилого помещения, в зависимости от которого рассчитывается оплата за жилое помещение, коммунальные услуги, в случае, если соответствующие сведения о характеристиках объектов жилищного фонда имеются в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.
При этом суд учитывает, что согласно пункту 18 Перечня источником поступления документов (сведений) о характеристиках объектов жилищного фонда, необходимых для назначения компенсации, способами получения этих документов (сведений), являются: Минстрой России (государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства), посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия; заявитель (в случае отсутствия сведений в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства), посредством представления подтверждающих документов.
Следовательно, указанные документы (сведения) о характеристиках объектов жилищного фонда, в зависимости от которых рассчитывается оплата за коммунальные услуги, подлежат представлению самим заявителем только в случае отсутствия соответствующих сведений в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.
В остальной части, т.е. в части, возлагающей на заявителей обязанность по представлению в орган социальной защиты населения соответствующих документов (сведений) в случае их отсутствия в вышеуказанных информационных системах, оспариваемые прокурором подп. 7.2. и 7.6 пункта 7 приложения № 2 к Порядку требованиям действующего законодательства не противоречат, а напротив, направлены на реализацию права заявителей на получение рассматриваемой меры социальной поддержки, а также на исключение случаев предоставления данной меры социальной поддержки лицам, не имеющим на нее права.
Кроме того, суд считает подлежащими удовлетворению заявленные административные исковые требования в части признания недействующими подп. 7.4., 7.9. и 7.10. приложения № 2 к Порядку.
При этом суд учитывает, что положениями Единого стандарта сведения о составе семьи заявителя в качестве документов (сведений), необходимых для назначения компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, не предусмотрены, а согласно пункту 30 Административного регламента, соответствующие сведения о составе семьи заявителя (справка администрации городского (сельского) поселения или выписка лицевого счета похозяйственной книги, содержащие сведения о составе семьи) могут быть получены органом, предоставляющим государственную услугу, в порядке межведомственного взаимодействия.
В этой связи положения подп. 7.4 пункта 7 приложения № 2 к Порядку (в редакции постановления Правительства Республики Дагестан от 17.04.2023 г. № 136), возлагающие на заявителей обязанность по представлению сведений о составе семьи по форме, утвержденной постановлением Правительства Республики Дагестан от 14.12.2022 г. № 430 «Об утверждении формы декларирования сведений о составе семьи», т.е. путем декларирования соответствующих сведений, также не соответствуют положениям законодательства, имеющего большую юридическую силу.
Аналогичным образом подлежат признанию недействующими положения пункта 5 и подп. 7.10. пункта 7 приложения № 2 к Порядку, возлагающие на заявителя обязанность по представлению в орган, оказывающий государственную услугу, сведений о нормативном правовом акте, согласно которому гражданин имеет право на меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, и документов, подтверждающих сведения о доходах каждого члена семьи (либо отсутствия дохода), поскольку Единым стандартом необходимость предоставления указанных сведений и документов, для назначения компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг гражданам, имеющим право на получение этой меры социальной поддержки на основании федерального закона и за счет средств федерального бюджета, не предусмотрена.
Принимая решение о признании недействующим подп. 7.9. пункта 7 приложения № 2 к Порядку, возлагающего на заявителя обязанность по представлению в орган, оказывающий государственную услугу, документа, подтверждающего отсутствие задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, либо заключения и (или) выполнения соглашения (соглашений) по ее погашению, суд учитывает, что содержание данного подпункта прямо противоречит положениям части 3 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми информацию о наличии у граждан задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченное им учреждение получает из системы.
Более того, в соответствии с частью 3 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации, обстоятельством, имеющим значение для назначения компенсации, является не сам по себе факт наличия либо отсутствия задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, как это урегулировано в оспариваемом прокурором подп. 7.9. пункта 7 приложения № 2 к Порядку, а факт наличия вышеуказанной непогашенной задолженности, которая образовалась за период не более чем три последних года, подтвержденный вступившим в законную силу судебным актом.
Разрешая заявленные административные исковые требования в части признания недействующим подп. 7.3. пункта 7 приложения № 2 к Порядку, в соответствии с которым заявитель прикладывает к заявлению пенсионное удостоверение (при необходимости), суд учитывает следующее.
Согласно пункту 13 Перечня, сведениями, необходимыми для назначения компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, являются сведения о получении пенсии по случаю потери кормильца, по старости или по инвалидности. В качестве источника поступления указанных сведений сведений и способа их получения определены: Социальный фонд России, посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
При этом согласно подп. 30.1 пункта 30 Административного регламента, для получения государственной услуги заявитель, обратившийся по месту жительства за назначением ежемесячной денежной выплаты по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, вправе представить в орган, предоставляющий государственную услугу по месту жительства копию пенсионного удостоверения (для ветеранов труда, педагогических работников образовательных учреждений - пенсионеров, специалистов государственной ветеринарной службы - пенсионеров).
Непредставление заявителем документов, указанных в пункте 30 настоящего Административного регламента, не является основанием для отказа заявителю в предоставлении государственной услуги.
Таким образом, оспариваемым по делу подп. 7.3 пункта 7 приложения № 2 к Порядку необходимость предоставления пенсионного удостоверения в качестве условия, обязательного для назначения компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг гражданам, имеющим право на получение этой меры социальной поддержки на основании федерального закона и за счет средств федерального бюджета, не закреплена, в связи с чем оснований для признания данного подпункта недействующим не имеется.
В соответствии с пунктом 1 части второй статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Поскольку оспариваемый по делу Порядок применялся до вынесения решения суда по настоящему делу, суд считает необходимым признать оспариваемые прокурором пункт 5, подп. 7.4., 7.9. и 7.10 пункта 7 (полностью) и подп. 7.2. и 7.6 пункта 7 (в вышеуказанных частях) приложения № 2 к Порядку, в той мере, в которой указанные в них нормативные положения распространяются на граждан, имеющих право на получение меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг на основании федерального закона и за счет средств федерального бюджета, недействующими с момента вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Дагестан
решил:
административное исковое заявление <.> удовлетворить частично.
Признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу подпункты 5, 7.4., 7.9., 7.10. пункта 7 приложения № 2 к Порядку осуществления ежемесячной денежной выплаты по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Дагестан, утвержденного постановлением Правительства Республики Дагестан от 28.01.2011 г. № 20, в редакции с изменениями внесенными постановлением Правительства Республики Дагестан от 17.04.2023 г. № 136, в той мере, в которой указанные пункты распространяются на граждан, имеющих право на получение меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг на основании федерального закона и за счет средств федерального бюджета.
Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу подпункт 7.2. пункта 7 приложения № 2 к Порядку осуществления ежемесячной денежной выплаты по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Дагестан, утвержденного постановлением Правительства Республики Дагестан от 28.01.2011 г. № 20, в редакции с изменениями внесенными постановлением Правительства Республики Дагестан от 17.04.2023 г. № 136, в той мере, в которой указанный пункт возлагает на граждан, имеющих право на получение меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг на основании федерального закона и за счет средств федерального бюджета, обязанность по представлению в орган социальной защиты населения документов о праве на меры социальной поддержки, в случае, если соответствующие сведения об отнесении гражданина к отдельной категории, имеющей право на указанные меры социальной поддержки, имеются в Единой государственной информационной системе социального обеспечения либо в ведомственных информационных системах.
Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу подпункт 7.6. пункта 7 приложения № 2 к Порядку осуществления ежемесячной денежной выплаты по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Дагестан, утвержденного постановлением Правительства Республики Дагестан от 28.01.2011 г. № 20, в редакции с изменениями внесенными постановлением Правительства Республики Дагестан от 17.04.2023 г. № 136, в той мере, в которой указанный пункт возлагает на граждан, имеющих право на получение меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг на основании федерального закона и за счет средств федерального бюджета, обязанность по представлению в орган социальной защиты населения документов, содержащих характеристику жилого помещения, в зависимости от которого рассчитывается оплата за жилое помещение, коммунальные услуги, в случае, если соответствующие сведения о характеристиках объектов жилищного фонда имеются в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.
В удовлетворении административных исковых требований <.> о признании недействующими абзаца 3 пункта 4 Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Дагестан, утвержденного постановлением Правительства Республики Дагестан от 28.01.2011 г. № 20, и подпункта 7.3 пункта 7 приложения № 2 к этому Порядку, в редакции с изменениями, внесенными постановлением Правительства Республики Дагестан от 17.04.2023 г. № 136, отказать.
Сообщение о принятии настоящего решения подлежит публикации в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в издании «Дагестанская правда».
На решение могут быть поданы апелляционные жалобы, представление в Третий апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Дагестан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме принято 6 сентября 2023 г.
Судья Верховного Суда
Республики Дагестан М.М. Абдулхалимов