НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Верховного Суда Республики Дагестан (Республика Дагестан) от 16.10.2019 № А-165

а-165

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

Р Е Ш Е Н И Е

Судья Верховного суда Республики Дагестан Гомленко Н.К., при секретаре судебного заседания ФИО3,

с участием административного истца ФИО1 и его представителя - адвоката ФИО7 (ордер в деле), представителя административного ответчика - <адрес> Республики Дагестан ФИО5 ( доверенность в деле),

с участием прокурора ФИО4

при рассмотрении административного искового заявления ФИО1 к Собранию депутатов <адрес> РД и администрации <адрес> РД о признании недействующим и отмене решения Собрания депутатов МР «<адрес>» от <дата> «Об утверждении порядка установления, выплаты, перерасчета размера пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы муниципального района «<адрес>»»; обязании Собрания депутатов МР «<адрес>» привести решение Собрания депутатов МР «<адрес>» от <дата> «Об утверждении порядка установления, выплаты, перерасчета размера ежемесячной доплаты к пенсии и пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы муниципального района; обязании администрацию МР «<адрес>» произвести перерасчет и выплату ежемесячной доплаты к пенсии с момента вступления в силу соответствующего правового акта Собрания депутатов МР «<адрес>»,

У С Т А Н О В И Л :

Административный истец ФИО1 обратился в Верховный суд Республики Дагестан с указанным выше административным исковым заявлением.

В обоснование требований ссылался на то, что он замещал муниципальную должность председателя контрольно-счетной комиссии МР «<адрес>» с 2005 г. по 2012 г., был уволен с этой должности в связи с достижением пенсионного возраста. Должность председателя контрольно-счетной комиссии МР входит в реестр должностей муниципальной службы в Республике Дагестан в соответствии с Законом Республики Дагестан от <дата> «О перечне муниципальных должностей и Реестре муниципальной службы в Республике Дагестан». <дата> он обратился в администрацию МР «<адрес>» с заявлением о назначении и выплате ему ежемесячной доплаты к пенсии, на которую он имел право, поскольку согласно действующему в то время Положению о порядке установления и выплаты ежемесячной доплаты к пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности, и выплаты за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в МР «<адрес>» от <дата>, он к моменту выхода на пенсию на постоянной профессиональной основе не менее одного года замещал должность муниципального служащего. <дата> он получил ответ об удовлетворении его заявления, однако ежемесячная доплата к пенсии ему не была выплачена. В ответ на его повторное обращение <дата> он получил ответ о том, что Положение от <дата>, на основании которого ему назначили ежемесячную доплату к пенсии, признано утратившим силу, поскольку Решением Собрания депутатов <адрес> от <дата> утверждено новое Положение о порядке установления и выплаты, перерасчете размера ежемесячной доплаты к пенсии и пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы муниципального района «<адрес>», которым устанавливались иные условия для назначения и выплаты ежемесячной доплаты к пенсии.

В последующем решением Собрания депутатов МР «<адрес>» от <дата> Положение от <дата> признано утратившим силу, утверждено новое Положение, которым был исключен порядок установления, выплаты и перерасчета размера ежемесячной доплаты к пенсии и пенсии за выслугу лет. Согласно ч.2 нового Положения, право на доплату к пенсии имеют лица, замещавшие на <дата> и позднее муниципальные должности и должности муниципальной службы, получавшие денежное содержание или денежное вознаграждение за счет средств муниципального бюджета района, при наличии стажа муниципальной службы не менее 15 лет.

Однако это положение не имеет обратной силы, а ранее действовавшим Положением от <дата> право на получение доплаты к пенсии возникало при наличии стажа муниципальной службы не менее одного года.

Статьей 24 части 1 ФЗ от <дата> № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» права государственного гражданского служащего в области пенсионного обеспечения в полном объеме распространены на муниципального гражданского служащего. Частью 2 Положения о порядке установления, выплаты и перерасчета ежемесячной доплаты к пенсии лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Республики Дагестан, утвержденным Постановлением Правительства Республики Дагестан от <дата>, установлено, что лица, замещавшие государственные должности Республики Дагестан на постоянной основе не менее одного года, получавшие денежное вознаграждение за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан и освобожденные от должности в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), за исключением случаев прекращения полномочий, связанных с виновными действиями, имеют право на ежемесячную доплату к пенсии, если они замещали указанные государственные должности Республики Дагестан по состоянию на <дата> и позднее.

В последующем ФИО1 уточнил свои требования, просил признать недействующим и отменить решение Собрания депутатов МР «<адрес>» от <дата> «Об утверждении порядка установления, выплаты, перерасчета размера пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы МР «<адрес>», обязать Собрание депутатов МР « <адрес>» привести решение Собрания депутатов МР « <адрес>» от <дата> «Об утверждении порядка установления, выплаты, перерасчета размера ежемесячной доплаты к пенсии и пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы МР «<адрес>» в соответствии с действующим законодательством, а именно: изложить пункт первый абзац пункта 2 Положения в следующей редакции: «лица, замещавшие муниципальные должности в МР «<адрес>» на профессиональной основе не менее одного года и получавшие денежное вознаграждение за счет местного бюджета, освобожденные от должности связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), за исключением случаев прекращения полномочий, связанных с виновными действиями, имеют право на ежемесячную денежную доплату к пенсии, назначенной либо досрочно оформленной в соответствии с законодательством; обязать администрацию МР «<адрес>» произвести назначение ФИО1 ежемесячную доплату к пенсии с момента его ( ФИО1) обращения с заявлением об установлении ежемесячной доплаты к пенсии, а именно с <дата>.

В судебном заседании ФИО1 и его представитель – адвокат ФИО7 поддержали свои требования, просили их удовлетворить в полном объеме.

В возражениях на исковое заявление представитель администрации МР «<адрес>» ФИО5 просит отказать в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на то, что в связи с установленным противоречием между постановлением Правительства Республики Дагестан от <дата> «Об установлении Положения о порядке установления, выплаты и перерасчета ежемесячной доплаты к пенсии лицам, замещавшим государственные должности Республики Дагестан, и пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Республики Дагестан» и решением Собрания депутатов МР «<адрес>» от <дата>, утвердившего Положение о порядке установления и выплаты ежемесячной доплаты к пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности, и выплаты за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в МР «<адрес>», указанное Положение было признано утратившим силу.

Правительством Республики Дагестан принято новое постановление от <дата> « Об утверждении Положения о порядке установления, выплаты и перерасчета размера ежемесячной доплаты к пенсии и лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Республики Дагестан», согласно которому (также как и в Положении от <дата>) размер стажа муниципальной службы, необходимого для назначения добавки к пенсии, составляет 15 лет ( до 2016 г.), а с 2017 г. – 15 лет и 6 месяцев и далее возраст для назначении пенсии ежегодно увеличивается на полгода. Поэтому гарантии, установленные для лиц, замещавших должности государственной гражданской службы, не распространяются на лиц, замещавших муниципальные должности. Помимо этого, заявление истца ФИО1 о выплате надбавки к пенсии от <дата> не было передано для решения вопроса о стаже муниципальной службы в Жилищно-бытовую комиссию администрации МР «<адрес>», в протоколе комиссии не имеется фамилии ФИО1, указаны другие лица, к заявлению истца не приложены все необходимые документы.

В последующем представитель администрации МР «<адрес>» ФИО5 обратился с заявлением о рассмотрении дела без его участия, в котором указывал, что администрация района и Собрание депутатов МР «<адрес>» не возражает против отмены и признания недействующим Решения Собрания депутатов МР « <адрес>» от <дата> «Об утверждении Положения о порядке установления, выплаты и перерасчета размера пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального района «<адрес>», которое было принято с учетом отсутствия необходимых денежных средств в бюджете МР « <адрес>». Однако администрация района не согласна с той частью искового заявления ФИО1, в которой он просит произвести перерасчет и выплату ему ежемесячной доплаты к пенсии с момента вступления в силу решения Собрания депутатов МР « <адрес>» от <дата>, в связи с тем, что ФИО1 не представлены необходимые документы для решения этого вопроса, в протоколе комиссии по установлению стажа не значится его фамилия, нет справки о ежемесячном денежном содержании.

Изучив материалы дела, обсудив доводы административного заявления и возражений на него, прихожу к выводу, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению частично.

Судом установлено, что оспариваемые истцом Положения являются правовыми актами, подлежащими признанию недействующими по правилам главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Частями 2 и 3 статьи 47 Федерального закона от <дата> N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Уставом муниципального района «<адрес>», утвержденным решением <адрес> Собрания депутатов МР « <адрес>» от <дата>, предусмотрено, что муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина подлежат официальному опубликованию (обнародованию) и вступают в силу после их официального опубликования.

Официальное опубликование муниципальных правовых актов района осуществляется в районной газете и на официальном интернет-сайте администрации района: admzmievka.ru. Обнародование муниципального правового акта осуществляется путем размещения указанного акта на информационных стендах, досках объявлений в организациях и учреждениях (части 4 - 7 статьи 48).

Сторонами не оспаривалось, что Положения о порядке установления, выплаты и перерасчета ежемесячной доплаты к пенсии лицам, замещавшим государственные должности Республики Дагестан, и пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Республики Дагестан от <дата>, в последующем принятые Положения от <дата> и от <дата> были опубликованы в установленном Уставом порядке, что подтверждается представленной выпиской с официального интернет-сайта администрации МР «<адрес>».

Из материалов дела следует, и эти обстоятельства не отрицает представитель Администрации МР « <адрес>» и Собрания депутатов МР «<адрес>» ФИО5, ФИО1 с 2005 г. по 2012 г. замещал муниципальную должность председателя контрольно-счетной комиссии МР «<адрес>», был уволен с этой должности в связи с достижением пенсионного возраста, денежное содержание он получал за счет средств районного бюджета, должность председателя контрольно-счетной комиссии МР входит в реестр должностей муниципальной службы в Республике Дагестан в соответствии с Законом Республики Дагестан от <дата> «О перечне муниципальных должностей и Реестре муниципальной службы в Республике Дагестан».

После увольнения с муниципальной службы <дата>ФИО1 обратился в администрацию МР «<адрес>» с заявлением о назначении и выплаты ему ежемесячной доплаты к пенсии. Согласно ответа главы «<адрес>» ФИО6 от <дата>, заявление ФИО1 удовлетворено, материал передан в бухгалтерию МР «<адрес>» для проведения расчет и выплаты.

Доводы представителя ФИО5 о том, что заявление ФИО1 рассмотрено не в установленном вышеназванным Положением порядке, решение комиссии по назначению пенсии в отношении ФИО1 не принималось, достаточные документы для решения этого вопроса им не были представлены, не могут быть приняты во внимание, поскольку рассмотрение заявления ФИО1 о назначении ежемесячной доплаты к пенсии в установленном Положением порядке являлось обязанностью администрации МР «<адрес>», а не муниципального служащего, вышедшего на пенсию в связи с достижением предельного возраста.

К тому же представленный ФИО5 протокол заседания комиссии, в котором отсутствует фамилия ФИО1, вызывает сомнение, в нем отсутствует дата, соде5ржатсянеоговоренные исправления, протокол подписан председателем ФИО8, однако в возражениях на исковое заявление ФИО1, представитель сообщал, что ФИО8 на момент обращения истца за получением доплаты к пенсии не работал. С учетом того, что ответчик ФИО5 не представил иных доказательств, опровергающих доводы истца об обращении в администрацию МР «<адрес>» с заявлением о назначении доплаты к пенсии с приложением всех необходимых документов, и сам факт обращения за доплатой и достоверность заявления ФИО1 от <дата> не отрицал, суд приходит к выводу, что факт обращения ФИО1 в администрацию МР «<адрес>» с заявлением от <дата> является доказанным. В силу статьи 42 Федерального закона от <дата> N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.

Из материалов дела следует, что на момент обращения ФИО1 с заявлением от <дата> о назначении и выплате доплаты к пенсии действовало Положение о порядке установления и выплаты ежемесячной доплаты к пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности, и выплаты за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в МР «<адрес>», утвержденное решением Собрания депутатов МР «<адрес>» от <дата>, согласно пункта 2 которого лица, замещавшие муниципальные должности в МР «<адрес>» на постоянной профессиональной основе не менее года и получавшие денежное вознаграждение за счет местного бюджета, освобожденные от должности в связи с прекращением полномочий ( в том числе досрочно), за исключением случаев прекращения полномочий, связанных с виновными действиями, имеют право на ежемесячную доплату к пенсии, назначенной либо досрочно оформленной в соответствии с законодательством.

Суд приходит к выводу, что ФИО1 при обращении за доплатой к пенсии 7 апреле 2016 г. соответствовал условиям, указанным в пункте 2 Положения и имел право на назначение и выплату доплаты к пенсии в размерах, указанных в абзаце 2 пункта 2 Положения.

Ответчик ФИО5 не отрицал тот факт, что с момента обращения ФИО1 за доплатой к пенсии указанная доплата ему не была назначена и выплачена, следовательно, в этой части уточненные требования ФИО1об обязании администрацию МР « <адрес>» назначить ему доплату к пенсии, начиная с <дата>, подлежат удовлетворению, с требованием о назначении конкретной суммы доплаты к пенсии с указанного периода истец не обращался.

Доводы представителя ответчиков ФИО5 о том, что ни на момент обращения ФИО1 с заявлением о назначении ему доплаты к пенсии, ни в последующем в связи с дальнейшими изменениями Положений о порядке установления и выплаты ежемесячной доплаты к пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности, и выплаты за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в МР «<адрес>» он не имел право на получение доплаты к пенсии, поскольку не имел достаточного стажа муниципальной службы – 15 лет, который по аналогии предусмотрен постановлением Правительства Республики Дагестан от <дата> «Об установлении Положения о порядке установления, выплаты и перерасчета ежемесячной доплаты к пенсии лицам, замещавшим государственные должности Республики Дагестан, и пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Республики Дагестан» не могут быть приняты во внимание.

В соответствии с пунктами "ж" и "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся социальная защита, включая социальное обеспечение, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Специфика государственной и муниципальной службы в Российской Федерации, как неоднократно отмечал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, предопределяет особый правовой статус государственных и муниципальных служащих, обусловленный содержанием профессиональной служебной деятельности, характером выполняемых функций, предъявляемыми квалификационными требованиями, равно как и ограничениями, связанными с прохождением государственной и муниципальной службы. С учетом этих особенностей законодатель вправе с помощью специального правового регулирования устанавливать для государственных и муниципальных служащих определенные гарантии в области пенсионного обеспечения в зависимости от продолжительности, условий прохождения службы и других объективно значимых обстоятельств. При этом не может не учитываться, что Конституция Российской Федерации не только прямо закрепляет право граждан на равный доступ к государственной службе, но, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, из ее статей 19, 32 (части 2 и 4) и 37 (часть 1) вытекает и право граждан на равный доступ к муниципальной службе (постановление от <дата> N 19-П).

В связи с этим федеральный законодатель, в компетенцию которого входит установление видов пенсий и доплат к ним, определение оснований приобретения права на получение пенсий отдельными категориями граждан и правил исчисления размера соответствующих выплат, должен гарантировать соблюдение минимального правового стандарта пенсионного обеспечения всех муниципальных служащих и одновременно - не допускать произвольное, чрезмерное повышение уровня пенсионного обеспечения органами местного самоуправления в порядке реализации их собственной компетенции вопреки финансовым возможностям местного самоуправления и его конституционному предназначению, связанному с удовлетворением основных жизненных потребностей населения муниципального образования.

Федеральный закон от <дата> N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", включающий право муниципального служащего на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации в круг основных прав муниципального служащего (пункт 12 части 1 статьи 11), относит к числу гарантий муниципального служащего его пенсионное обеспечение за выслугу лет (пункт 5 части 1 статьи 23). При этом отношения в области пенсионного обеспечения муниципальных служащих строятся с учетом принципиального единства природы муниципальной службы и государственной гражданской службы, что обусловлено объективной схожестью условий и порядка их прохождения. Это предполагает и общность основных условий оплаты труда и социальных гарантий для государственных гражданских служащих и муниципальных служащих, а также основных условий их государственного пенсионного обеспечения (статья 5 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации", статья 7 Федерального закона от <дата> N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации").

Конкретизируя эти подходы, федеральный законодатель в части 1 статьи 24 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" предусмотрел распространение прав государственного гражданского служащего, установленных федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, в полном объеме на муниципального служащего. Это законоположение, находящееся в системном единстве с пунктом 6 статьи 5 данного Федерального закона, направлено на определение основных начал правового статуса муниципальных служащих в сфере государственных пенсионных отношений путем введения общего требования, предполагающего гарантирование пенсионных прав муниципальных служащих на уровне, сопоставимом с тем, какой установлен для государственных гражданских служащих. Следовательно, условия пенсионного обеспечения муниципального и государственного гражданского служащего должны быть сходными по своим основным параметрам, хотя и не обязательно во всем тождественными (идентичными), а гарантии, устанавливаемые соответственно муниципальным служащим и государственным гражданским служащим в части дополнительного пенсионного обеспечения (каковым является пенсионное обеспечение за выслугу лет), должны быть аналогичными.

Как следует из материалов дела, решением Собрания депутатов МР «<адрес>» от <дата> было отменено ранее действующее Положение о порядке установления, выплаты и перерасчета ежемесячной доплаты к пенсии лицам, замещавшим государственные должности Республики Дагестан, и пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Республики Дагестан от <дата> и утверждено новое Положение о порядке установления, выплаты и перерасчета ежемесячной доплаты к пенсии лицам, замещавшим государственные должности Республики Дагестан, и пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Республики Дагестан, согласно пункта 2 которого лица, замещавшие на <дата> и позднее муниципальные должности и должности муниципальной службы, получавшие денежное содержание или денежное вознаграждение за счет местного бюджета, при наличии стажа муниципальной службы не менее 15 лет имеют право на выслугу лет при указанных далее условиях.

Решением Собрания депутатов МР « <адрес>» от <дата> утверждено новое Положение о порядке установления, выплаты и перерасчета размера пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления МР «<адрес>», которым вообще не было предусмотрено право муниципального служащего на получение доплаты к пенсии.

Между тем, правовой статус лиц, замещающих должности муниципальной службы, установлен Федеральным законом от <дата> N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", согласно которому муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 12 части 1 статьи 11), в области пенсионного обеспечения на него в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 24).

Согласно пункту 5 части 1 статьи 23 Федерального закона от <дата> N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет.

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что решение Собрания депутатов МР « <адрес>» от <дата>, которым утверждено новое Положение о порядке установления, выплаты и перерасчета размера пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления МР «<адрес>», не предусматривающего право муниципального служащего на получение доплаты к пенсии в МР «<адрес>», следует признать недействующими с момента его принятия и отменить как не соответствующее статье 23 ФЗ от <дата> N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации», но только в той части, в которой не урегулирован вопрос о праве муниципальных служащих на ежемесячную доплату к пенсии в связи с прекращением полномочий С отменой ранее действовавшего Положения и при отсутствии иной регламентации порядка осуществления доплаты к пенсии администрация МР «<адрес>» фактически отказалась от установления механизма реализации гарантированного законодательством права муниципальных служащих на доплату к пенсии, что противоречит положениям выше указанных нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу. В части требований ФИО1 об отмене всего Положения от <дата> следует отказать, оно не нарушает прав и интересов истца.

Доводы представителя ФИО5, о том, что в местном бюджете не имеется достаточных средств для выплаты ежемесячной доплаты к пенсии муниципальным служащим, в том числе истцу ФИО1, не состоятельны.

Так, согласно Федеральному закону от <дата> N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 12 части 1 статьи 11), в области пенсионного обеспечения на него в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 24).Согласно пункту 5 части 1 статьи 23 Федерального закона от <дата> N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет.

Проанализировав приведенные выше правовые нормы в системном единстве с положениями части 9 статьи 34 и части 2 статьи 53 Федерального закона от <дата> N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которым финансовое обеспечение деятельности органов местного самоуправления осуществляется исключительно за счет собственных доходов бюджетов соответствующих муниципальных образований, а также с учетом требований статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации о том, что расходные обязательства муниципального образования, возникающие в том числе в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета, прихожу к выводу, что с доводами ответчика согласиться нельзя, поскольку федеральное и региональное законодательство не предусматривают дефицитность средств местного бюджета в качестве основания прекращения выплаты доплаты к пенсии лицам, замещавшим должности муниципальной службы, когда такое обязательство было принято муниципальным образованием.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, неоднократно выраженной в решениях и применимой к правоотношениям, участником которых выступает представительный орган местного самоуправления при формировании и исполнении бюджета муниципального образования, Российская Федерация как правовое и социальное государство не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств, в силу чего законодатель вправе приостанавливать выплату компенсаций, одновременно предусмотрев при этом надлежащий механизм соответствующего возмещения. Формы и способы такого возмещения могут быть различными, однако объем социальных гарантий не должен уменьшаться (постановления от <дата> N 11-П, от <дата> N 9-П, определения от <дата> N 17-О, от <дата> N 246-О и N 303-О).

В связи с изложенным ограниченность возможностей бюджета, на которую ссылается представитель ФИО5, не может являться основанием для не компенсируемого в иной форме прекращения действия (признания утратившим силу) муниципального правового акта, которым определены порядок обращения, назначения и выплаты доплаты к пенсии лицам, замещавшим должности муниципальной службы в МР « <адрес>».

Самостоятельность местного самоуправления и местного бюджета не является абсолютной, поскольку органы местного самоуправления обязаны принимать муниципальные нормативные правовые акты, которые не должны противоречить федеральным законам, законам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Федерального закона от <дата> N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").

Доводы представителя ФИО5 о том, что Положение о порядке установления, выплаты и перерасчета ежемесячной доплаты к пенсии лицам, замещавшим государственные должности Республики Дагестан, и пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Республики Дагестан, утвержденное решением Собрания депутатов МР «<адрес>» от <дата>, не противоречит действовавшему на тот момент постановлению Правительства Республики Дагестан от <дата> «Об установлении Положения о порядке установления, выплаты и перерасчета ежемесячной доплаты к пенсии лицам, замещавшим государственные должности Республики Дагестан, и пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Республики Дагестан», которое применяется и в отношении муниципальных служащих, не убедительны.

Из положений частей 1 и 2 статьи 53 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», следует, что правое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих, осуществляемого за счет средств местного бюджета, отнесено к компетенции органов местного самоуправления, поэтому учет стажа муниципальной службы при расчете размера доплаты к пенсии муниципального служащего не обязательно должен быть в полной мере идентичным тому, который установлен для государственных гражданских служащих, и может быть осуществлен органом местного самоуправления иным образом в зависимости от возможностей местного бюджета.

Отменяя ранее действующее Положение от <дата> и принимая новое Положение с установлением иного стажа муниципальной службы при назначении и выплате ежемесячной доплаты к пенсии, ответчик не учел, что муниципальные служащие, в том числе и истец ФИО1, ранее вышедшие на пенсию в связи с достижением пенсионного возраста, по существу лишаются гарантированного Федеральным законом от <дата> N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" права на пенсионное обеспечение за выслугу лет, поэтому прекращение выплаты ежемесячной доплаты к пенсии муниципальному служащему в связи с принятием нового Положения нельзя признать законным. Названное представителем ФИО5 постановление Правительства Республики Дагестан от <дата> «Об установлении Положения о порядке установления, выплаты и перерасчета ежемесячной доплаты к пенсии лицам, замещавшим государственные должности Республики Дагестан, и пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Республики Дагестан» такое ограничение или лишения права государственных гражданских служащих на пенсионное обеспечение не предусматривает.

Истцом ФИО1 в подтверждение своих доводов представлены выписка из решения Собрания депутатов городского округа в внутригородским делением «город Махачкала» от <дата> ( в ред. от <дата>) «Об утверждении Положения о порядке установления, выплаты и перерасчета ежемесячной доплаты к пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности, и пенсии за выслугу лет лицам, замещавших муниципальные должности», из которой следует (п.22), что указанной местной администрацией «сохранен за лицами, замещавшими муниципальные должности и сложившими свои полномочия со дня вступления в силу настоящего Положения, а также за лицами, продолжающими осуществлять свои полномочия по муниципальным должностям после этого дня, приобретшими до дня вступления в силу настоящего Положения право на назначение страховой пенсии (инвалидности) в соответствии с ФЗ «О страховых пенсиях» и имеющими на этот день продолжительность исполнения названных полномочий не менее одного года, право на установление предусмотренной Законом Республики Дагестан от <дата> « О государственных должностях Республики Дагестан» ежемесячной доплаты к пенсии и определении ее размера без учета изменений, внесенных настоящим Положением.

В случае, если размер ежемесячной доплаты к пенсии и пенсии за выслугу лет при перерасчете в соответствии с Законом Республики Дагестан от <дата> «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Дагестан» уменьшается по сравнению с ранее установленным, ежемесячная доплата к пенсии и пенсия за выслугу лет выплачивается в размере, установленном до вступления в силу указанного закона».

Представлено также аналогичное Положение, принятое Собранием депутатов МР «<адрес>».

Из изложенного следует, что Положение о порядке установления, выплаты и перерасчета ежемесячной доплаты к пенсии лицам, замещавшим государственные должности Республики Дагестан, и пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Республики Дагестан, утвержденное решением Собрания депутатов МР «<адрес>» от <дата>, также как и Положение о порядке установления, выплаты и перерасчета ежемесячной доплаты к пенсии лицам, замещавшим государственные должности Республики Дагестан, и пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Республики Дагестан, утвержденное Собранием депутатов МР « «<адрес>» от <дата> противоречат вышеуказанному действующему законодательству, поэтому с учетом уточненных административным истцом требований, а именно признании недействующим Положения от <дата> лишь в части слов: « при наличии стажа муниципальной службы не менее 15 лет», требования ФИО1 следует удовлетворить.

Согласно статье 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,решение суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса.

По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 4 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства РФ, судья

Р Е Ш И Л:

Удовлетворить частично исковое заявление ФИО1.

Признать недействующим и отменить в части решение Собрания депутатов МР « <адрес>» от <дата>, утвердившее пункт 2 Положения о порядке установления, выплаты и перерасчета размера ежемесячной доплаты к пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы муниципального района « <адрес>» в части слов: «при наличии стажа муниципальной службы не менее 15 лет» и обязать Собрание депутатов МР «<адрес>» и администрацию МР «<адрес>» привести указанное решение в соответствии с действующим законодательством, изложив пункт 2 абзац первый указанного Положения в следующей редакции: «лица, замещавшие муниципальные должности в МР «<адрес>» на профессиональной основе не менее одного года и получавшие денежное вознаграждение за счет местного бюджета, освобожденные от должности в связи с прекращением полномочий ( в том числе досрочно), за исключением случаев прекращения полномочий, связанных с виновными действиям, имеют право на ежемесячную доплату к пенсии, назначенной либо досрочно оформленной в соответствии с законодательством».

Признать недействующим решение Собрания депутатов МР «<адрес>» от <дата> «Об утверждении порядка установления, выплаты, перерасчета ежемесячной доплаты к пенсии и пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы муниципального района «<адрес>» в той части, в которой не урегулирован вопрос о праве муниципальных служащих на ежемесячную доплату к пенсии в связи с прекращением полномочий, и обязать Собрание депутатов МР «<адрес>» привести указанное Положение в соответствие с действующим законодательством.

Обязать администрацию МР «<адрес>» произвести начисление ФИО1 ежемесячной доплаты к пенсии со дня его обращения, с <дата>.

Взыскать с администрации МР «<адрес>» в пользу ФИО1 государственную пошлину в размере 300 рублей.

Решение суда подлежит опубликованию в официальном печатном издании администрации МР « <адрес>» в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме в суд апелляционной инстанции через Верховный суд Республики Дагестан.

В окончательной форме решение суда будет изготовлено <дата>

Судья Верховного суда

Республики Дагестан Гомленко Н.К.