НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Верховного Суда Республики Дагестан (Республика Дагестан) от 16.09.2022 № А-141/2022

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

по делу а-141/2022

16 сентября 2022 г. г. Махачкала, РД

Верховный Суд Республики Дагестан в составе:

председательствующего судьи Верховного Суда Республики Дагестан Магомедовой З.А.,

с участием представителей административного истца ФИО1 по доверенности ФИО3,

прокуратуры Республики Дагестан ФИО4,

при ведении протокола судебного заседания в качестве секретаря судебных заседаний помощника судьи Ильясовой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому ФИО1 об оспаривании в части нормативных правовых актов,

установил:

ФИО1 обратился в Верховный Суд Республики Дагестан с административным исковым заявлением к Министерству по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан, с учетом уточнения, о признании недействующим с момента принятия Приказ Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан от <дата> (в том числе в редакции приказа от <дата>) "Об определении на 2020 год перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость", в части включения в пункт 7966 перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость на 2020 год, объекта недвижимости - нежилого здания с кадастровым номером , общей площадью ., расположенного по адресу: РД, г.Махачкала, <адрес>, строение «В».

Заявленные административные исковые требования мотивированы тем, что ему на праве собственности принадлежит указанный выше объект недвижимого имущества, при этом исходя из документации на объект недвижимости и его фактического использования (в качестве гостиницы), условия для включения его в Перечень, установленные статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации отсутствовали. Поскольку включение спорного объекта недвижимости в Перечень влечет увеличение размера налоговой ставки по налогу на имущество, приказы Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан в оспариваемой им части, по мнению административного истца, являются незаконными и нарушают его права, свободы и законные интересы. Кроме того, незаконность оспариваемых нормативных правовых актов, по мнению административного истца, заключается и в нарушении административным ответчиком правила введения в действие нормативных правовых актов, выраженных в нарушении порядка их опубликования и вступления в законную силу.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 по доверенности ФИО3 поддержала заявленные требования, по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, с учетом уточнения к ним, и просила их удовлетворить; прокурор ФИО4, в данном по делу заключении, полагал об обоснованности заявленных административным истцом требований, которые подлежат удовлетворению.

Представителем административного ответчика Минимущества Дагестана по доверенности ФИО5 относительно заявленных административным истцом требований поданы возражения, поименованные отзывом, в которых указывается на отсутствие оснований для удовлетворения заявленных административным истцом требований, по основаниям, в нем изложенным.

Административный истец ФИО1, представители административных ответчиков Минимущества Дагестана и ГБУ РД «Дагтехкадастр», заинтересованных лиц Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Дагестан, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» и Администрации ГОсВД г.Махачкала, Инспекции ФНС России по <адрес> г.Махачкалы и Управления Федеральной налоговой службы по Республике Дагестан, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, об отложении судебного заседания не ходатайствовали.

На основании ч.4 ст.247 КАС РФ судом определено о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, обсудив доводы административного искового заявления, письменных позиций административного ответчика, выслушав явившихся лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, суд приходит к следующему.

Производство по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов осуществляется на основании положений главы 21 КАС РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью либо в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Согласно пунктам 2 и 3 части 8 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Проверяя соблюдение приведенных нормативных положений при принятии оспариваемого приказа Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан, которым урегулированы общественные отношения в сфере налогообложения, суд приходит к следующему выводу.

Согласно пункту "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Конституция Российской Федерации в статье 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Аналогичное положение содержится в пункте 1 статьи 3 НК РФ.

Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от <дата> N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Статьями 14 и 372 НК РФ закреплено, что налог на имущество организаций является региональным налогом, он устанавливается этим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; при установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также определяться особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии с настоящей статьей, предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

Объектами налогообложения в соответствии со статьей 401 НК РФ являются: жилой дом, жилое помещение (квартира, комната), гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, а также иные здание, строение, сооружение, помещение.

Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 7 ст. 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период Перечень объектов недвижимого имущества, указанный в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

На основании приведенных норм права субъектам Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества, к полномочиям органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации отнесено определение, не позднее 1-го числа очередного налогового периода, перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций и физических лиц определяется как кадастровая стоимость.

В соответствии с Положением о Министерстве по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан, утвержденным постановлением Правительства Республики Дагестан от <дата> N48 (далее - Положение), Минимущество Дагестана является органом исполнительной власти Республики Дагестан, реализующим в Республике Дагестан государственную политику в сфере управления государственным имуществом Республики Дагестан, включая вопросы управления земельными ресурсами, реализующим функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере земельных и имущественных отношений, осуществляющим полномочия собственника по управлению имуществом, находящимися в государственной собственности Республики Дагестан, в том числе земельными участками.

В подпунктах <дата>. - <дата>. раздела III "Полномочия" указанного Положения установлено, что Минимущество Дагестана определяет в установленном порядке перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ (далее - перечень объектов), в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; определяет в установленном порядке для целей налогообложения вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений; направляет перечень объектов в электронной форме в Управление Федеральной налоговой службы по Республике Дагестан; размещает перечень объектов на своем официальном сайте в сети "Интернет".

При таких обстоятельствах, Минимущество Дагестана, как орган исполнительной власти, наделено достаточной компетенцией и полномочиями для определения, не позднее 1-го числа очередного налогового периода, Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество физических лиц на этот налоговый период определяется как их кадастровая стоимость.

С учетом изложенного, оспариваемый в части нормативный правовой акт принят Минимуществом Дагестана с соблюдением компетенции и в пределах предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий в области определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества.

Административный истец не ставил под сомнение компетенцию Минимущества Дагестана на принятие оспариваемого приказа.

В соответствии с пунктом 3.3.2. раздела III Положения, Министерство в пределах своей компетенции принимает нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых осуществляется исключительно законами Республики Дагестан, нормативными правовыми актами Главы Республики Дагестан и Правительства Республики Дагестан;

Оспариваемые в части нормативные правовые акты и утвержденный ими Перечень объектов недвижимого имущества размещены и опубликованы Минимуществом Дагестана в установленном законом порядке и в сроки, предусмотренные подпунктом 3 пункта 7 статьи 378.2 НК РФ, на своем официальном сайте, который служит официальным источником публикаций нормативных правовых актов Минимущества Дагестана в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (сайт https://estate-rd.ru/normativnye_pravovye_akty/item/116; сайт https://estate-rd.ru/predvaritelnyy-perechen-obektov-halogooblazheniya-na-2020-god), что является надлежащим опубликованием.

Суд приходит к выводу о соблюдении Минимуществом Дагестана порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта, в том числе требований, устанавливающих полномочия органа на принятие нормативного правового акта, к форме нормативного правового акта, к процедуре его принятия, правил введения нормативного правового акта в действие, порядка его опубликования и вступления в силу.

В этой связи, доводы административного истца о нарушении административным ответчиком правил введения в действие оспариваемых нормативных правовых актов, выраженных в нарушении порядка их опубликования и вступления в законную силу, своего подтверждения не нашли и являются несостоятельными.

Проверяя соответствие содержания Перечня объектов недвижимого имущества в оспариваемой части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

В соответствии сп. 1 ст. 378.2НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;

3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации черезпостоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;

4) жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства, а также жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения или сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.

Пунктами 3 - 4.1 статьи 378.2НК РФ определены условия признания здания административно-деловым центром и (или) торговым центром (комплексом).

В соответствии с указанными пунктами здание признается административно-деловым центром и (или) торговым центром (комплексом) в случае соответствия хотя бы одному из обозначенных критериев:

1) назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки) и (или) торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

2) вид разрешенного использования земельного участка, в пределах которого расположено здание, предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения и (или) офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

3) здание фактически используется для размещения административно- делового центра и (или) торгового центра (комплекса).

Подпунктами 1,2 пункта 1,пунктом 5 статьи 378.2НК РФ установлены условия признания нежилого помещения, подлежащим включению в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость:

1) нежилое помещение расположено в пределах административно-делового центра и торгового центра (комплекса);

2) назначение, разрешенное использование или наименование нежилого помещения в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;

3) нежилое помещение фактически используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

При этом фактическим использованием здания или помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Согласно пункту 3 статьи 12 и пункту 2 статьи 372 НК РФ субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со ст.378.2 НК РФ.

Не территории Республики Дагестан в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 1.1 Закона Республики Дагестан от <дата> N 22 "О налоге на имущество организаций" налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется, в том числе, в отношении:

1) административно-деловых и торговых центров (комплексы) и помещений в них;

2) нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Таким образом, на территории Республики Дагестан налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении нежилых зданий (строений, сооружений) и помещений в них, которые отвечают хотя бы одному из следующих условий:

- здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

- здание (строение, сооружение) фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения, для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.

При наличии одного из приведенных условий объект недвижимости признается административно-деловым и торговым центром (комплексом), налоговая база в отношении которого определяется как кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества.

По смыслу ст. 378.2 НК РФ в перечень объектов недвижимого имущества включаются существующие здания (помещения), не снятые с кадастрового учета.

Постановлением Правительства Республики Дагестан от <дата> N 410 утвержден Порядок формирования перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость" (далее - Порядок).

В соответствии с пунктом 2 названного Порядка уполномоченный орган осуществляет организационно-техническую работу по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений.

Согласно п.п. 3-5 Порядка вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в них определяется в отношении видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения перечисленных в ст.378.2 НК РФ и Закона Республики Дагестан от <дата> N 22 "О налоге на имущество организаций".

Фактическое использование здания (строения, сооружения) и помещений в нем, предусматривающее размещение объектов, указанных в пункте 3 настоящего Порядка, определяется в соответствии с пунктами 3, 4, 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Мероприятия реализуются Минимуществом Дагестана посредством:

межведомственного взаимодействия с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти по Республике Дагестан, органами государственной власти Республики Дагестан, органами местного самоуправления муниципальных образований Республики Дагестан;

запроса сведений и документов, необходимых для определения вида фактического использования объектов недвижимости, у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, являющихся собственниками (владельцами) объектов недвижимости;

обследования объектов (далее - обследование).

При обследовании проводятся выезд членов комиссии и визуальный осмотр зданий (строений, сооружений) и помещений в них.

В целях уточнения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений дополнительно используются:

- документы технического учета (инвентаризации);

- иные документы органов исполнительной власти Республики Дагестан, органов местного самоуправления муниципальных образований, собственников объектов недвижимого имущества;

- информация об объектах недвижимости из открытых источников, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

В соответствии с частью 9 статьи 213 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, в том числе, соответствует ли оспариваемый нормативный правовой акт или его часть нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.

В силу ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.

В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 62 КАС РФ лицо, обратившееся в суд, обязано подтвердить факты, на которые ссылается как на основании своих требований.

Как следует из материалов дела и установлено судом,

ФИО1 на праве собственности принадлежит объект недвижимости - нежилое здание (здание гостиницы «Центральная») с кадастровым номером 05:40:000048:2829, площадью 1177,8 кв. м., расположенное по адресу: Республика Дагестан, г. Махачкала, <адрес>, строение «В». Данный объект недвижимости состоит на кадастровом учете с <дата>, при постановке на кадастровый учет имел вид разрешенного использования «нежилое» и находится у заявителя на праве собственности с <дата>

Указанные обстоятельства подтверждаются соответствующими сведениями из Единого государственного реестра недвижимости и свидетельством о государственной регистрации права серии <адрес>.

Указанное нежилое здание включено в Перечень, согласно представленным Минимуществом Дагестана сведениям, по следующим основаниям. Так, по итогам анализа поступившей информации от Управления Росреестра по РД Минимуществом Дагестана был сформирован Перечень на предстоящий налоговый период и направлен в муниципальные образования РД для верификации и представления при наличии предложений по включению в Перечень дополнительных зданий, строений, сооружений и помещений в них по муниципальным образованиям Республики Дагестан. Минимуществом Дагестана письмом от <дата> №МА-03/7136 в адрес муниципальных образований Республики Дагестан был направлен предварительный перечень для верификации. Поскольку администрацией ГОсВД «город Махачкала» письмом от <дата>.01-03-13-4696/19 был представлен уточненный перечень на 2020 год, куда также вошел и спорный объект, Минимуществом Дагестана был сформирован соответствующий Перечень на 2020 г. с учетом верифицированных муниципальными образованиями сведений об объектах недвижимости, куда вошел и объект, принадлежащий административному истцу. При этом, в связи с нарушением срока подачи обращения, установленного п.8 Порядка, в рассмотрении поданного заявителем обращения об исключении спорного объекта недвижимости из Перечня на 2020 г., Минимуществом Дагестана отказано.

Между тем, само по себе наименование данного объекта недвижимого имущества (гостиница) "Нежилое здание" и его назначение "Нежилое" не свидетельствует о возможности отнесения данного объекта к объектам торговли без оценки иных фактических обстоятельств.

Так, указанное здание расположено на земельном участке с кадастровым номером , который согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости принадлежит административному истцу ФИО1 на праве собственности и имеет вид разрешенного использования "Под жилую застройку многоэтажную", категория земель «Земли населенных пунктов», а также на принадлежащем административному истцу на праве собственности смежном к нему земельном участке с кадастровым номером 05:40:000048:601, площадью 306 кв.м. с видом разрешенного использования "Под гостиницу", категория земель «Земли населенных пунктов».

Такой вид разрешенного использования однозначно не свидетельствует о том, что на таких земельных участках возможно расположение исключительно административно-деловых и торговых объектов.

Следовательно, включение принадлежащего административному истцу здания с кадастровым номером 05:40:000048:2829 в оспариваемый Перечень должно быть обусловлено фактическим использованием этого объекта недвижимости.

Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) одним из основополагающих принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства. В силу положений пункта 2 статьи 7 ЗК РФ виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером , на которых расположен объект недвижимости с кадастровым номером - "Под жилую застройку многоэтажную" и "Под гостиницу", категория земель «Земли населенных пунктов».

Согласно Классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному Приказом Минэкономразвития России от <дата> N 540 (далее - Классификатор видов разрешенного использования земельных участков), действовавшему на момент включения в Перечни спорного объекта, к земельным участкам, предназначенным для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, относятся земельные участки с видами разрешенного использования: 3.3 "Бытовое обслуживания" (размещение объектов капитального строительства, предназначенных для оказания населению или организациям бытовых услуг (мастерские мелкого ремонта, ателье, бани, парикмахерские, прачечные, химчистки, похоронные бюро); 4.1 «Деловое управление» (размещение объектов капитального строительства с целью: размещения объектов управленческой деятельности, не связанной с государственным или муниципальным управлением и оказанием услуг, а также с целью обеспечения совершения сделок, не требующих передачи товара в момент их совершения между организациями, в том числе биржевая деятельность (за исключением банковской и страховой деятельности); 4.2 "Объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы)", 4.3 "Рынки", 4.4 "Магазины", 4.6 "Общественное питание" (размещение объектов капитального строительства в целях устройства мест общественного питания (рестораны, кафе, столовые, закусочные, бары).

Таким образом, названые выше коды Классификатора видов разрешенного использования земельных участков не предусматривают размещение на земельном участке с видом разрешенного использования "Под жилую застройку многоэтажную" и "Под гостиницу" офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.

Согласно подп. 2 п. 1 ст. 85 ЗК РФ в состав земель поселений могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к общественно-деловым территориальным зонам.

В п. 6 ст. 85 ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки в составе общественно-деловых зон предназначены для застройки административными зданиями, объектами образовательного, культурно-бытового, социального назначения и иными предназначенными для общественного использования объектами согласно градостроительным регламентам.

Вместе с тем, такой вид разрешенного использования земельного участка как "Под жилую застройку многоэтажную" и "Под гостиницу" в составе земель населенных пунктов, хотя и не предусмотрен Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, предназначенных для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, но не исключает размещение на земельном участке в составе земель населенных пунктов, в силу правового регулирования, предусмотренного ст.85 ЗК РФ, и земельных участков, отнесенных в соответствии с градостроительными регламентами к общественно-деловым территориальным зонам с видом разрешенного использования «Общественно-деловая».

Согласно представленным по запросу суда из Управления архитектуры и градостроительства администрации г.Махачкалы сведениям, согласно карте функционального зонирования генерального плана развития ГОсВД «город Махачкала» от <дата>, вышеуказанные земельные участки расположены в функциональной зоне - Зона жилой застройки, территориальной зоне Ж5Б - Зона смешанной застройки (жилая и общественно-деловая). Жилая многоквартирная (4-7 этажей).

Согласно карте градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки территории, утвержденных решением Собрания депутатов ГОсВД «город Махачкала» от <дата>, испрашиваемые земельные участки расположены в территориальной зоне Ж5Б - Зона смешанной застройки (жилая и общественно-деловая). Жилая многоквартирная (4-7 этажей).

Основные разрешенные виды использования земельных участков и объектов капитального строительства Ж5Б – Зоны смешанной застройки (жилая и общественно-деловая). Жилая многоквартирная (4-7 этажей) включают в том числе, 3.3. Бытовое обслуживание; 4.1. Деловое управление; 4.6. Общественное питание; 4.7. Гостиничное обслуживание.

Судом также установлено, что административным ответчиком обследование объекта недвижимости, принадлежащего административному истцу, с целью установления вида его фактического использования перед принятием оспариваемого нормативного правового акта не проводилось, правоустанавливающая и техническая документация у собственника не запрашивалась.

В связи с этим в данном случае имеется неопределенность относительно возможности применения положений статьи 378.2 НК РФ при включении в оспариваемый перечень принадлежащего административному истцу объекта недвижимости.

В этой связи, судом у административного истца истребована техническая документация объекта недвижимости.

Согласно технического паспорта здания гостиницы и его экспликации площадей к поэтажным планам, представленном по запросу суда административным истцом, в здании гостиницы, литера А, Б, В, с кадастровым номером 05:40:00048:2829, отсутствуют помещения, предназначенные для размещения делового, административного назначения, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.

На основании определения суда от <дата> с целью определения вида фактического использования данного объекта недвижимости, на административного ответчика в лице Минимущества РД возложена обязанность по проведению в установленном законом порядке осмотра объекта недвижимости.

Минимуществом РД проведено обследование спорного объекта недвижимости на предмет его фактического использования, о чем составлен акт обследования фактического использования объекта недвижимости (помещения) от <дата>. Установлено, что спорный объект представляет собой 6-ти этажное здание с вывеской HOTEL CENTRAL, общая площадь которого составляет 1177,8 кв.м. и используется для оказания платных гостиничных услуг. Часть помещений гостиницы используется для оказания услуг общественного питания и размещения кафе. <адрес> таких помещений составляет 66,4 кв.м. или 5,64% от всей площади объекта. Иных видов фактического использования объекта комиссией не установлено, в связи с чем указанный объект недвижимости, согласно выводам комиссии, не отвечает критериям, установленным пп. 3, 4, 4.1, 5 ст.378.2 НК РФ.

Анализируя предназначение спорного объекта недвижимости и его фактическое использование на предмет соответствия признакам, перечисленным в подпункте 2 пункта 3, подпункте 2 пункта 4, пункту 4.1 ст.378.2 НК РФ, суд приходит к выводу, что и по указанному критерию спорный объект недвижимости не может быть отнесен к административно-деловым центрам или торговым центрам (комплексам).

Таким образом, проанализировав фактические обстоятельства по делу, содержание документов технического учета, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам ст. 84 КАС РФ, суд приходит к выводу о том, что объект недвижимого имущества с кадастровым номером 05:40:00048:2829, общей площадью 1177,8 кв.м., расположенного по адресу: РД, г.Махачкала, <адрес>, строение «В», исходя из его назначения, наименования в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости, а также с учетом вида разрешенного использования земельных участков, на которых расположен этот объект, при отсутствии доказательств фактического использования объекта в качестве офисного, торгового, как объекта бытового обслуживания или общественного питания, не относился к видам недвижимого имущества, признаваемым объектами налогообложения, предусмотренным статьей 378.2 НК РФ и, следовательно, не подлежал включению в Перечень на 2020 год.

При таких обстоятельствах требования административного истца в части необоснованности включения в Перечень на 2020 год спорного объекта недвижимости подлежат удовлетворению.

Разрешая исковые требования в части даты признания оспариваемого нормативно-правового акта недействующим в части, суд полагает, что требования о признании нормативно-правового акта недействующим в оспариваемой части со дня его принятия также являются обоснованными, по следующим основаниям.

Согласно статье 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение, в том числе, об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Исходя из положений части 1 и 2 статьи 383 Налогового кодекса Российской Федерации, налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики уплачивают сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 382 настоящего Кодекса.

В данном случае включение спорного объекта в Перечень произведены в целях налогообложения на 2020 год, обязанность по уплате налога сохраняется.

При этом, установление обоснованности заявленных административным истцом требований и их последующее в этом случае удовлетворение, влечет за собой изменение налоговой базы за тот же период.

Отказ Минимущества Дагестана в рассмотрении поданного административным истцом обращения и удовлетворении требования об исключении объекта недвижимости из перечня на 2020 год, представленный административным истцом, не свидетельствуют об утрате им права на такое обращение, исходя из части 6 статьи 208 и части 11 статьи 213 КАС РФ, разъяснений, содержащихся в пунктах 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <дата> N50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами".

В этой связи, не могут быть приняты во внимание доводы административного ответчика применительно к обстоятельствам настоящего дела о пропуске со стороны административного истца срока обращения в суд с настоящим иском.

Согласно статье 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

Поскольку оспариваемый нормативный акт имеет ограниченный срок действия (на 2020 год), признание отдельных его положений недействующими с момента принятия нормативного акта будет способствовать восстановлению нарушенных прав и законных интересов административного истца в полном объеме.

На основании вышеизложенного суд приходит к выводу о том, что административные исковые требования ФИО1 подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Дагестан,

решил:

Административное исковое заявление ФИО1 об оспаривании в части нормативных правовых актов - удовлетворить.

Признать недействующим Приказ Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан от <дата> (в том числе в редакции приказа от <дата>) "Об определении на 2020 год перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость", в части включения в пункт 7966 перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость на 2020 год, объекта недвижимости - нежилого здания с кадастровым номером расположенного по адресу: РД, г.Махачкала, <адрес>, строение «В», со дня принятия.

Обязать Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан разместить сообщение о решении суда в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу на официальном сайте административного ответчика в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и направить сообщение о решении суда в Управление Федеральной налоговой службы России по Республике Дагестан.

Взыскать с Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан в пользу ФИО1 в возмещение расходов по уплате государственной пошлины

На решение могут быть поданы апелляционная жалоба, представление прокурора в Третий апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Верховный Суд Республики Дагестан.

Судья Верховного Суда

Республики Дагестан З.А.Магомедова

Мотивированное решение составлено <дата>