НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Верховного Суда Республики Дагестан (Республика Дагестан) от 14.11.2023 № 3А-261/2023

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

по делу № 3а-261/2023

14 ноября 2023 г. г. Махачкала

Верховный суд Республики Дагестан в составе:

председательствующего судьи Хавчаева Х.А.,

при секретаре судебного заседания ФИО2,

с участием представителя административного истца ФИО1 по доверенности ФИО7,

представителя административного ответчика Министерства по земельными и имущественным отношениям Республики Дагестан ФИО4,

прокурора ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 об оспаривании в части нормативных правовых актов,

установил:

приказом Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан (далее также – Минимущество Дагестана, Министерство) от 30.11.2020 г. № 314 «Об определении на 2021 год перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Республики Дагестан, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость», опубликованным на официальном сайте Министерства в информационно-коммуникационной сети Интернет (https://www.estate-rd.ru/nalog-na-imushchestvo-2021-god), определен на 2021 год перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость (далее – Перечень на 2021 год).

Приказом Минимущества Дагестана от 01.12.2021 г. № 177 «Об определении на 2022 год перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Республики Дагестан, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость», опубликованным на официальном сайте Министерства в информационно-коммуникационной сети Интернет (https://www.estate-rd.ru/nalog-na-imushchestvo-2022-god), определен на 2022 год перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость (далее – Перечень на 2022 год).

Приказом Минимущества Дагестана от 01.12.2022 г. № 281 «Об определении на 2023 год перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Республики Дагестан, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость», опубликованным на официальном сайте Министерства в информационно-коммуникационной сети Интернет (https://www.estate-rd.ru/nalog-na-imushchestvo-2023-god), определен на 2023 год перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость (далее – Перечень на 2023 год).

ФИО1ФИО8. в лице своего представителя по доверенности ФИО7 обратился в Верховный Суд Республики Дагестан с административным исковым заявлением о признании недействующими:

- пункта Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Республики Дагестан, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного приказом Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан от 30.11.2020 г. № 314;

- пункта Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Республики Дагестан, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденного приказом Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан от 01.12.2021 г. № 177;

- пунктов Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Республики Дагестан, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год, утвержденного приказом Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан от 01.12.2022 г. № 281,

в части включения нежилых зданий , , , , расположенных по адресу <адрес>.

В обоснование в заявлении указано, что включение указанных объектов в Перечни на 2021 - 2023 гг. является результатом допущенных ошибок, поскольку вышеуказанные объекты недвижимости не относятся к объектам, указанным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость. Оспариваемыми в части нормативными правовыми актами нарушены права и законные интересы ФИО1, поскольку это привело к необоснованному увеличению размера подлежащего уплате налога на имущество физических лиц за 2021 - 2023 гг.

В письменных возражениях на административный иск представитель административного ответчика Минимущества Дагестана по доверенности ФИО4 просил в удовлетворении заявленных административных исковых требований отказать в связи с соблюдением Министерством всех требований действующего законодательства по включению спорного объекта недвижимости в Перечни на 2021 - 2023 гг., а также в связи с соответствием принадлежащим административному истцу ФИО1 объектов недвижимости критериям, предусмотренным ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и пропуском административным истцом срока для обращения с административным исковым заявлением в суд.

Представитель административного истца ФИО7 в судебном заседании заявленные требования поддержал, просил удовлетворить их по доводам, приведенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика Минимущества Дагестана по доверенности ФИО4 заявленные административные исковые требования не признал и просил в их удовлетворении отказать по доводам, приведенным в письменных возражениях.

Административный истец ФИО1ФИО9 представители заинтересованного лица администрации городского округа «город Махачкала», извещенные о дате, времени и месте судебного заседания, в суд не явились, в связи с чем административное дело рассмотрено судом в их отсутствие.

Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав представленные письменные доказательства, с учетом заключения прокурора, полагавшим необходимым отказать в удовлетворении заявленных административных исковых требований, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», действовавшим на момент принятия оспариваемых по делу в части нормативных правовых актов, предусматривалось, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Налоговым кодексом Российской Федерации разграничены полномочия федерального законодателя и законодателей субъектов Российской Федерации в сфере налогообложения.

Статьями 15 и 399 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В соответствии с пунктом 2 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации, и особенности определения налоговой базы в соответствии с настоящей главой.

Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящим Кодекса.

В силу пункта 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации, объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.

В соответствии с пунктом 1 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база по налогу на имущество физических лиц определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющимся налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

Согласно пункту 2 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в размерах, не превышающих:

1) 0,1 процента в отношении:

жилых домов, частей жилых домов, квартир, частей квартир, комнат;

объектов незавершенного строительства в случае, если проектируемым назначением таких объектов является жилой дом;

единых недвижимых комплексов, в состав которых входит хотя бы один жилой дом;

гаражей и машино-мест, в том числе расположенных в объектах налогообложения, указанных в подпункте 2 настоящим пункта;

хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства;

2) 2 процентов в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящим Кодекса, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящим Кодекса, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей;

3) 0,5 процента в отношении прочих объектов налогообложения.

В силу пункта 6 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации, если налоговые ставки не определены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, налогообложение производится по налоговым ставкам, указанным в пункте 2 настоящей статьи.

Законом Республики Дагестан от 06.11.2018 г. № 64 «Об установлении единой даты начала применения на территории Республики Дагестан порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения», установлена единая дата начала применения на территории Республики Дагестан порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения – 01.01.2019 г.

Решением Собрания депутатов городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» от 29.11.2018 г. № 29-2 «Об установлении налога на имущество физических лиц на территории городского округа «город Махачкала», установлен и введен в действие с 01.01.2019 г. на территории городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» налог на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.

Пунктом 2 указанного решения установлены следующие ставки налога в зависимости от вида объекта налогообложения и им кадастровой стоимости:

1) 0,1 процента в отношении:

жилых домов, частей жилых домов, квартир, частей квартир, комнат; объектов незавершенного строительства в случае, если проектируемым назначением таких объектов является жилой дом;

единых недвижимых комплексов, в состав которых входит хотя бы один жилой дом;

гаражей и машино-мест, в том числе расположенных в объектах налогообложения, указанных в подпункте 2 настоящим пункта;

хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного, подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства;

2) объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации:

в 2021 году и последующие годы - 2 процента от кадастровой стоимости объекта налогообложения;

3) объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей, - в размере 2 процентов от кадастровой стоимости объекта налогообложения;

4) 0,5 процента в отношении прочих объектов налогообложения.

Таким образом, в соответствии с положениями пункта 2 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации и вышеуказанным решением Собрания депутатов городского округа «город Махачкала», включение расположенных на территории г. Махачкалы объектов недвижимого имущества в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, влечет применение в отношении этих объектов недвижимого имущества повышенной ставки налога на имущество физических лиц по сравнению с объектами недвижимого имущества, не включенными в такой перечень.

Статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества.

Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу: определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее в настоящей статье - перечень); направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации; размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Состав сведений, подлежащих включению в перечень, формат и порядок их направления в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в сфере налогов и сборов (пункт 8 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).

Федеральный законодатель, устанавливая налог на имущество физических лиц, исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, одновременно определяет и критерии таких объектов, с которыми связывает включение объекта в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, используемый в том числе для целей применения повышенной ставки налога.

Органом исполнительной власти Республики Дагестан, который наделен полномочиями по определению перечня объектов недвижимого имущества, в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость, является Минимущество Дагестана, которое в пределах своей компетенции: принимает нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых осуществляется исключительно законами Республики Дагестан, нормативными правовыми актами Главы Республики Дагестан и Правительства Республики Дагестан; определяет в установленном порядке перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - перечень объектов), в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; определяет в установленном порядке для целей налогообложения вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений; направляет перечень объектов в электронной форме в Управление Федеральной налоговой службы по Республике Дагестан; размещает перечень объектов на своем официальном сайте в сети «Интернет» (пункты 3.3.2., 3.3.37., 3.3.38., 3.3.39., 3.3.40. Положения о Министерстве по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан, утвержденного постановлением Правительства Республики Дагестан от 17.05.2018 г. № 48 «Вопросы Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан»).

Постановлением Правительства Республики Дагестан от 29.12.2016 г. № 410 (в ред. Постановления Правительства Республики Дагестан от 18.11.2019 г. № 293) «Об утверждении Порядка формирования перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость», утвержден Порядок формирования перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее – Порядок).

Настоящий Порядок разработан в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях утверждения перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и процедуры осуществления Минимуществом Дагестана мероприятий по формированию и актуализации перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

В соответствии с пунктом 2 Порядка, мероприятия осуществляются в целях организации работы по ежегодному формированию и актуализации Перечня, определению видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в соответствии с Методикой формирования перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - Методика) согласно приложению № 1 к настоящим Порядку.

В соответствии с пунктами 5 и 6 Порядка, мероприятия, связанные с формированием перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, реализуются Минимуществом Дагестана посредством: межведомственного взаимодействия с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти по РД, органами государственной власти Республики Дагестан, органами местного самоуправления муниципальных образований Республики Дагестан; запроса сведений и документов, необходимых для определения вида фактического использования объектов недвижимости, у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, являющихся собственниками (владельцами) объектов недвижимости; обследования объектов.

На основании информации об объектах недвижимого имущества, содержащейся в базе данных автоматической информационной системы Государственного кадастра недвижимости (АИС ГКН), документов, полученных с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия, а также через государственное автономное учреждение Республики Дагестан «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Республике Дагестан» Минимущество Дагестана в срок:

- до 1 сентября текущим года формирует предварительный Перечень на предстоящий налоговый период и размещает его на официальном сайте Минимущества Дагестан;

- до 1 декабря текущим года с учетом рассмотрения обращений собственников объектов недвижимости и их законных представителей (далее - заявители) по вопросам, касающимся определения вида фактического использования объектов, формирует Перечень на предстоящий налоговый период и размещает им на официальном сайте Минимущества Дагестан;

- до 20 декабря текущего года направляет утвержденный на очередной налоговый период Перечень в Управление Федеральной налоговой службы по Республике Дагестан.

Изложенное свидетельствует о том, что оспариваемые административным истцом в части Перечни на 2021 - 2023 гг. сформированы и утверждены уполномоченным органом в пределах его компетенции; оспариваемые по делу приказы Минимущества Дагестана изданы с соблюдением требований, предъявляемых к форме нормативного правового акта; порядок принятия, опубликования и введения их в действие не нарушен, что лицами, участвующими в деле, не оспаривается.

В соответствии со статьей 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применён этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Поскольку оспариваемыми положениями нормативных правовых актов затрагиваются права и обязанности административного истца, возлагая на него обязанность уплаты налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости спорного здания, включенного в Перечни на 2021 - 2023 гг., суд приходит к выводу, что он вправе обращаться с требованием о признании данных нормативных правовых актов недействующими в оспариваемых частях.

Исследуя вопрос о соответствии оспариваемых пунктов Перечней актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим.

Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.

Федеральным законодателем в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении такого вида недвижимого имущества, как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1 пункта 1) и нежилые помещения (подпункт 2 пункта 1), предусмотрев в абзаце втором пункта 2 статьи 372 названного кодекса право субъектов Российской Федерации законами устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества.

Согласно пунктам 3 и 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, административно-деловым и торговым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения или торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания соответственно (подпункты 1 названных пунктов);

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения или здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания соответственно (подпункты 2 указанных пунктов).

В соответствии с пунктом 3 Порядка формирования перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в них определяется в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти Республики Дагестан в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации Правительством Республики Дагестан (часть 3).

Согласно сведениям единого государственного реестра недвижимости и материалам административного дела, административному истцу ФИО1 на праве собственности принадлежит объект недвижимости – 6-тиэтажное здание, в том числе с 1 подземным этажом, с кадастровым номером , площадью кв.м., расположенное по адресу <адрес>, назначение – «нежилое», наименование – «нежилое здание».

Указанный объект недвижимости расположен в границах земельного участка с кадастровым номером , площадью кв.м., категории «земли населенных пунктов», с видом разрешённого использования «под строительство здания торгового центра», расположенного в районе <адрес> (прежний адрес).

<дата> были образованы и поставлены на кадастровый учет в качестве самостоятельных объектов недвижимости 5 нежилых помещений, расположенных в вышеуказанном нежилом здании с кадастровым номером , а именно:

- помещение с кадастровым номером площадью кв.м., расположенное в цокольном этаже здания;

- помещение с кадастровым номером площадью кв.м., расположенное на 2 этаже здания;

- помещение с кадастровым номером площадью кв.м., расположенное на 3 этаже здания;

- помещение с кадастровым номером площадью кв.м., расположенное на 4 и 5 этаже здания;

- помещение с кадастровым номером площадью кв.м., расположенное в цокольном этаже здания;

- помещение с кадастровым номером (лестничная площадка) площадью кв.м., расположенная на 1,2,3,4 этаже здания.

Право собственности ФИО1 на вышеуказанные вновь образованные и поставленные на кадастровый учет нежилые помещения, в том числе, на помещения с кадастровыми номерами , и (цокольный этаж, 2-й и 3 этажи), включение которых в Перечень оспаривается по делу, зарегистрировано в установленном законом порядке, о чем в единый государственный реестр недвижимости <дата> внесены соответствующие записи.

Таким образом, поскольку оспариваемыми по делу пунктами Перечня затрагиваются права и обязанности административного истца ФИО1, возлагая на него обязанность уплаты налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости принадлежащих ему нежилого здания с кадастровым номером и нежилых помещений с кадастровыми номерами , и , включенных в Перечень под оспариваемыми пунктами, суд приходит к выводу, что ФИО10. вправе обращаться в суд с требованием о признании Перечня недействующим в оспариваемых частях.

Исследуя вопрос о соответствии нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, оспариваемых по делу пунктов Перечней 2021-2023 гг., под которыми в него включены нежилое здание с кадастровым номером и нежилые помещения с кадастровыми номерами , и , суд приходит к следующему.

Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.

Федеральным законодателем в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении такого вида недвижимого имущества, как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1 пункта 1) и нежилые помещения (подпункт 2 пункта 1), предусмотрев в абзаце втором пункта 2 статьи 372 названного кодекса право субъектов Российской Федерации законами устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества.

Нежилое помещение, как это предписано подпунктом 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, признается недвижимым имуществом, налоговая база которого определяется исходя из кадастровой стоимости, если его назначение, разрешенное использование или наименование в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, либо которые фактически используются для размещения перечисленных объектов.

При этом фактическим использованием нежилого помещения для размещения названных объектов признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения перечисленных объектов (пункт 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно пунктам 3 и 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, административно-деловым и торговым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения или торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания соответственно (подпункты 1 названных пунктов);

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения или здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания соответственно (подпункты 2 указанных пунктов).

В соответствии с пунктом 3 Порядка формирования перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в них определяется в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти Республики Дагестан в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации Правительством Республики Дагестан (часть 3).

Таким образом, оспариваемые административным истцом по делу пункты Перечней 2021-2023 гг. могут быть признаны соответствующими статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, если указанные в них нежилые помещения соответствуют требованиям подпункта 2 пункта 1 и пункта 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Исследуя вопрос о соответствии нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, оспариваемого по делу пункта Перечня на 2023 г., под которым в него включено нежилое здание с кадастровым номером , суд приходит к следующему.

В соответствии с действующим, закрепленным в ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, правовым регулированием, нежилые помещения в здании, поставленные на кадастровый учет в качестве отдельных объектов недвижимого имущества, являются самостоятельными объектами налогообложения.

Как усматривается из материалов административного дела, вновь образованные 5 нежилых помещений, являющиеся составными частями нежилого здания с кадастровым номером , <дата> поставлены на кадастровый учет под кадастровыми номерами , , , , и , с определением в отношении каждого из них кадастровой стоимости, сведения о которой внесены в единый государственный реестр недвижимости.

При этом три вышеуказанных нежилых помещения (, , ) включены в оспариваемый по делу Перечень 2023 г. под пунктами , и соответственно.

Таким образом, в силу действующего правового регулирования вышеуказанные вновь образованные в нежилом здании с кадастровым номером нежилые помещения являются самостоятельными объектами налогообложения по налогу на имущество физических (юридических) лиц.

В этой связи, включение наряду с вышеуказанными нежилыми помещениями в Перечень 2023 г. под пунктом самого нежилого здания с кадастровым номером , частями которого являются указанные нежилые помещения, приводит фактически к двойному налогообложению по одному и тому же виду налога, что противоречит требованиям действующего налогового законодательства.

Аналогичная правовая позиция о недопустимости налогообложения здания со всеми помещениями в нем с одновременным налогообложением отдельных помещений этого здания (двойное налогообложение) изложена в письмах Министерства финансов Российской Федерации от <дата> и Федеральной налоговой службы от <дата>.

Следовательно, включение спорного нежилого здания с кадастровым номером в Перечень 2023 г. под пунктом также явилось результатом допущенной ошибки при формировании и утверждении Перечня, в связи с чем заявленные административные исковые требования ФИО5 в этой части подлежат удовлетворению.

Исходя из положений части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, нормативный правовой акт может быть признан недействующим как со дня его принятия, так и с иного указанного судом времени.

Определяя момент, с которого оспариваемая часть нормативного правового акта признается недействующей, суд принимает во внимание, что административный истец является плательщиком налога на имущество физических лиц в 2023 г. и оспариваемый нормативный акт имеет ограниченный срок действия, в связи с чем признание оспариваемого положения недействующим с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца.

С учётом изложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемая часть Перечня подлежит признанию недействующей со дня принятия.

Относительно включения в Перечни на 2021-2023 гг. объектов недвижимости, принадлежащих ФИО1 на праве собственности под пунктами Перечня на 2021 год, Перечня на 2022 год и пунктов Перечня на 2023 год, судом установлено следующее.

Из материалов дела следует, что спорное здание и нежилые помещения расположены на земельном участке с кадастровым номером , площадью кв.м., категории «земли населенных пунктов», расположенного в районе <адрес> (прежний адрес), видом разрешённого использования которого является строительство здания торгового центра, что соответствует критерию, предусмотренному подп. 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и позволяет рассматривать спорный объект недвижимости как торговый центр (комплекс).

В судебное заседание представитель административного истца представил выписку из ЕГРН от <дата>, согласно которой земельный участок с кадастровым номером , относящийся к категории «земли населенных пунктов», имеет вид разрешенного использования – здравоохранение.

Между тем данное обстоятельство не может быть принято во внимание при рассмотрении вопроса об исключении объектов из Перечня на 2021-2023 гг., поскольку за рассматриваемый период, в том числе в октябре 2023 г., земельный участок имел вид разрешенного использования – под здание торгового центра и только в ноябре 2023 г. (в период рассмотрения настоящего дела в суде) вышеуказанный вид разрешенного использования был изменен на «здравоохранение».

При этом в соответствии с Порядком формирования перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, изменение вида разрешенного использования земельного участка учитывается при формировании предварительного Перечня на предстоящий налоговый период.

Кроме того, в судебном заседании представитель Минимущества РД представил распечатку фотоснимка из сведений, размещенных на общедоступном сайте поисково-информационной картографической службы «Яндекс карты», из которого усматривается, что в спорном здании располагались торговые объекты – магазины по реализации спортивной одежды, что подтверждается размещенными на этажах вывесками: «Спортсмен», «Reebok», «Adidas», «Sporting».

В судебном заседании представитель административного истца не оспаривал, что на фотоснимке с вышеуказанными торговыми вывесками расположено именно принадлежащее административному истцу здание с кадастровым номером .

Таким образом, доказательств того, что спорные здания использовались под иные, не предусмотренные прямым назначением земельного участка цели и виды деятельности, помимо вышеуказанного, административным истцом суду не представлено.

Объективных доказательств, свидетельствующих о необходимости исключения спорных объектов недвижимости из Перечней на 2021-2023 г. представителем административного истца суду не представлено.

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что принадлежащее административному истцу нежилое здание с кадастровым номером обоснованно включено в оспариваемый по делу Перечень на 2021-2022 г., также как и обосновано включены в Перечень на 2023 г. объекты недвижимости с кадастровыми номерами , и , в связи с чем в удовлетворении заявленных административных исковых требований в указанной части необходимо отказать.

На основании части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, сообщение о принятом судом решении по настоящему делу подлежит опубликованию в течение месяца со дня вступления в законную силу на сайте Минимущества Дагестана в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

решил:

административное исковое заявление ФИО1 удовлетворить частично.

Признать недействующим со дня принятия пункт приложения к приказу Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан от 1 декабря 2022 г. № 281 «Об определении на 2023 г. перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Республики Дагестан, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» в части включения объекта недвижимости с кадастровым номером , расположенного по адресу <адрес>. В удовлетворении требований в остальной части отказать.

Сообщение о принятии настоящего решения подлежит публикации в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу на официальном сайте Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

На решение могут быть поданы апелляционные жалобы, представление в Третий апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный суд Республики Дагестан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

В окончательной форме решение суда принято 28 ноября 2023 г.

Судья Верховного Суда

Республики Дагестан Х.А. Хавчаев